Главная / Информатика / Мультимедиа технологии как средство формирования мотивации учащихся НПО к изучению информационных технологий

Мультимедиа технологии как средство формирования мотивации учащихся НПО к изучению информационных технологий

Мультимедиа технологии как средство формирования мотивации учащихся НПО к изучению информационных технологий

Современные средства ИКТ открывают для учащихся и учителей школ и профессиональных училищ принципиально новые возможности, способствующие повышению эффективности самостоятельной работы, реализации новых форм и методов обучения. В связи с этим, перед учителями встают новые цели: повышение компьютерной грамотности учащихся, введение ИКТ в учебную деятельность как эффективного средства познания и развития, формирование интереса к изучению информационных и коммуникационных технологий, подготовка учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации.. Возникает необходимость дать учащимся представление о сферах применения информационных и коммуникационных технологий. 

Опыт работы в профессиональном училище показывает, что учащиеся, пришедшие из школ, в большинстве своём обладают недостаточным абстрактным, образным, наглядно-действенным мышлением (неумение выделять главное, читать и вычерчивать схемы, самостоятельно работать с литературой). Как правило, у них мотивация к обучению либо очень низка, либо вовсе отсутствует. Отсюда, одна из актуальных проблем в сфере профессионального образования – внедрение новых педагогических технологий, направленных на формирование знаний, умений и навыков на формирование и повышение учебной мотивации учащихся. В реализации этой цели на практике на помощь учителю приходят современные компьютерные технологии. 

Мощнейшим средством мотивации учения является применение ИКТ в образовательном процессе. На первый взгляд, кажется, что никакой проблемы здесь не существует, ведь само использование средств ИКТ является средством мотивации к познавательной деятельности. Но анализ практической работы в профессиональном училище показывает, что иногда учащиеся относятся к новшествам безразлично и даже отрицательно, и педагогу нужно найти способ, позволяющий и заинтересовать обучаемых, и сделать для них использование компьютерных технологий органичным и необходимым. В решении данной проблемы на помощь учителю приходят мультимедиа технологии. 

Попробуем ответить на вопрос о том, каким образом можно мотивировать учащихся к изучению информационных технологий средствами мультимедиа. 

Мотивация играет важную роль в процессе обучения, и является ключевым фактором успешного обучения. Она определяется совокупностью убеждений и взглядов учащегося в таких вопросах, как его собственный процесс обучения, поведение преподавателя, требования, предъявляемые к нему и т.д. Исследования психологов показывают, что только интерес и мотив успешности в полной мере определяют отношение учащихся к учёбе. Поэтому учителю в своей деятельности очень важно способствовать повышению внутренней мотивации ученика. Исходя из нашей проблемы, самое главное для учителя информатики - сформировать мотивацию к изучению информационных технологий, показав учащемуся, что применение данных технологий позволяет в той или иной степени удовлетворить такие его внутренние потребности, как саморазвитие, понимание необходимости учёбы для приобретения профессии, возможность общения, похвала, избежание неудач. Учитывая специфику учебного заведения начального профессионального образования, не стоит забывать, что основная цель – это подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного на современном рынке труда. Для учащихся профессионального училища ведущие позиции занимают мотивы, связанные с представлениями об их будущей профессиональной деятельности. Вот здесь мы и сталкиваемся с проблемой требования информационной компетентности. Многие учащиеся, к сожалению, не понимают важности владения компьютерными технологиями. Очень часто слышишь вопрос: «А зачем мне это нужно?» Задача педагога заключается в поиске путей развития позитивной мотивации к изучению информационных технологий, с учётом специфических особенностей субъектов обучения, прежде всего самого педагога и учащегося. Эти особенности связаны с тем, что оба субъекта обучения ориентированы на достижение общей цели – развитие личности учащегося с высоким социально-профессиональным статусом, обеспечивающим его конкурентоспособность на рынке труда. Таким образом, педагог должен показать обучаемому, что информатизация НПО – это веление времени, приводящее к необходимости внедрения информационных технологий, основанных на современной вычислительной технике, в повседневную практику специалиста любой профессии. Учащиеся, по возможности, должны увидеть применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Особенно важно показать, что специалист должен обладать так называемой “двойной компетенцией”: помимо сугубо традиционных профессиональных знаний владеть информационной культурой, иметь знания и навыки работы с информационными технологиями. Одним из способов повышения качества и эффективности подготовки будущего специалиста в современных условиях является организация учебного процесса с применением этих технологий. Примером такой организации может служить построение процесса обучения на основе мультимедиа-технологий. 
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Применение компьютерных технологий позволяет учителю в полной мере реализовать ведущий дидактический принцип обучения - принцип наглядности, который способствует более прочному усвоению материала. В компьютерном обучении наглядность позволяет представить и увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни, появляется возможность не только создавать объекты, но и осуществлять с ними различные действия. Так, например, при изучении темы "Устройство персонального компьютера", в силу отсутствия наглядных пособий, учителю нет необходимости «бегать» в поисках модели жёсткого диска, чтобы показать из чего он состоит. Презентация даёт возможность «заглянуть» вовнутрь системного блока и крупным планом «показать» составляющие ПК. Это сделало такой сложный материал как архитектура компьютера наглядным и понятным для учащихся. Представление материала в графиках, картинках, таблицах, виртуальных моделях, позволяет акцентировать внимание учащихся на важных моментах излагаемой информации, даёт учителю возможность вызвать такой мотив учения как интерес. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Именно это определяет качественный скачок при использовании средств информационных технологий в обучении. Эффективности обучения способствует и мотивация, а также усиленная различными способами коммуникация. 

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется, но существенно меняется роль учителя на уроке. Если при традиционном обучении учитывать индивидуальные особенности учащихся должен был учитель, то теперь он играет роль консультанта и координатора деятельности учащихся при работе над учебным материалом. 
Многочисленные исследования подтверждают, что применение мультимедиа в процессе обучения стимулирует мотивацию учеников. Мультимедиа позволяют формировать навыки, которые с помощью других учебных компьютерных сред сформировать невозможно. Применение компьютера и мультимедиа технологий позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Использование возможностей мультимедиа формирует умение самостоятельного представления и использования знаний; способствует интеллектуализации учебной и развитию познавательной деятельности учащихся. Следовательно, применение мультимедиа положительно сказывается на мотивации учащихся. Использование персонального компьютера и средств мультимедиа позволяет каждому ребёнку работать над учебными материалами по-своему – он сам решает, как изучать материалы, приложения, и как реализовать совместную работу со своими сверстниками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Они сами могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности. Ребята имеют возможность изучать именно тот материал, который их интересует, повторять его столько раз, сколько им нужно, преодолевая признаки робости, что позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях, что положительно сказывается на формировании позитивной мотивации учащихся к обучению и изучению информационных технологий, в частности. 
Бесспорно, мультимедиа является полезной и плодотворной образовательной технологией, но нельзя отметить и недостатки применения этой технологии в образовательном процессе: это сложная система представления материалов, способная отвлечь внимание ребёнка от изучаемого материала; ограничение «обратной связи» на уровне «правильно/ неправильно»; отсутствие определения индивидуальных потребности или трудностей учащегося. Но еесмотря на перечисленные выше недостатки, спектр применения средств мультимедиа в процессе обучения достаточно широк. Они могут быть использованы и как средства представления и обработки различных типов информации, и как средства общения и передачи знаний. 

Рассматривая проблему формирования мотивации учащихся начального профессионального образования к изучению компьютерных технологий, хочется отметить, что в современных условиях компьютер стал непременным атрибутом многих профессий, и многие люди, оканчивающие училище, должны овладеть достаточными знаниями и навыками для использования компьютерных технологий в своей дальнейшей деятельности. 

Порой кажется, что в наши дни уже невозможно представить современного молодого человека, не владеющего навыками работы на компьютере, и, тем не менее, работая в профессиональном училище, мы с этим сталкиваемся достаточно часто. Проблема заключается в том, что многие учащиеся не владеют даже азами компьютерной грамотности по ряду причин: недостаточная обеспеченность компьютерами; неуверенность, боязнь испортить компьютер; незнание возможностей компьютера; и как следствие - недостаточная мотивация овладения компьютером. Поэтому главная задача преподавателя информатики системы НПО – показать учащимся необходимость изучения информационных технологий, значимость полученных знаний, умений и навыков в их повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности; суметь заинтересовать их, вовлекая, таким образом, в учебный процесс, мотивируя на обучение компьютерным технологиям. Важно донести до сознания учащихся, что уверенное владение новыми информационными технологиями – это путёвка в большую профессиональную жизнь, обеспечение конкурентоспособности и востребованности выпускников учреждений начального профессионального образования на современном рынке труда. Возникает вопрос: «Каким образом обеспечить успешность образовательной деятельности учащихся профессионального училища в овладении компьютерной грамотности?» Ответить на него нелегко, и связано это, прежде всего, с недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы эффективного использования ИКТ в учебном процессе, отсутствием разработанной совокупности педагогических условий и методик их эффективного использования для формирования мотивации учебной деятельности учащихся начального профессионального образования.

Мультимедиа технологии как средство формирования мотивации учащихся НПО к изучению информационных технологий
  • Информатика
Описание:

Современные средства ИКТ открывают для учащихся и учителей школ и профессиональных училищ принципиально новые возможности, способствующие повышению эффективности самостоятельной работы, реализации новых форм и методов обучения. В связи с этим, перед учителями встают новые цели: повышение компьютерной грамотности учащихся, введение ИКТ в учебную деятельность как эффективного средства познания и развития, формирование интереса к изучению информационных и коммуникационных технологий, подготовка учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации. Возникает необходимость дать учащимся представление о сферах применения информационных и коммуникационных технологий. 

Опыт работы в профессиональном училище показывает, что учащиеся, пришедшие из школ, в большинстве своём обладают недостаточным абстрактным, образным, наглядно-действенным мышлением (неумение выделять главное, читать и вычерчивать схемы, самостоятельно работать с литературой). Как правило, у них мотивация к обучению либо очень низка, либо вовсе отсутствует. Отсюда, одна из актуальных проблем в сфере профессионального образования – внедрение новых педагогических технологий, направленных на формирование знаний, умений и навыков на формирование и повышение учебной мотивации учащихся. В реализации этой цели на практике на помощь учителю приходят современные компьютерные технологии. 

Мощнейшим средством мотивации учения является применение ИКТ в образовательном процессе. На первый взгляд, кажется, что никакой проблемы здесь не существует, ведь само использование средств ИКТ является средством мотивации к познавательной деятельности. Но анализ практической работы в профессиональном училище показывает, что иногда учащиеся относятся к новшествам безразлично и даже отрицательно, и педагогу нужно найти способ, позволяющий и заинтересовать обучаемых, и сделать для них использование компьютерных технологий органичным и необходимым. В решении данной проблемы на помощь учителю приходят мультимедиа технологии. Попробуем ответить на вопрос о том, каким образом можно мотивировать учащихся к изучению информационных технологий средствами мультимедиа. 

 

Автор Тыщенко Ольга Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 485
Номер материала 28560
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓