Моя педагогическая династия
Мы
в этой жизни все как ветки,
А
корни наши в глубине.
И
я горжусь, что наши предки,
Свой
след оставили во мне.
Вячеслав Алимов
Я, Кошелева Лидия Анатольевна, являюсь представителем учительской династии,
которая насчитывает много – много лет.
А всё началось с
прапрапрадеда Фомы Петровича Тараскина 1856 г.р. Он - основатель нашей
учительской династии. Фома Петрович был учителем церковно-приходской школы в с.
Шатнёвка Балашовского уезда
( сейчас это село Малое Щербедино
Романовского района Саратовской области). Село было очень красивое, в центре
села на возвышенном месте стояла церковь, которая была построена в 1881 году.
Начал учительствовать в 1884 году. Мой предок, по рассказам, был могучий, румяный, большой, строгий, требовательный,
справедливый. Носил усы. Его внук, Данила Васильевич Атапин , тоже был
учителем церковно-приходской школы, был очень воспитанным человеком, имел в
своём поведении сдержанность. Был очень религиозным, возглавлял церковный хор,
своих детей привлекал к песнопению. Семья была большая. Жили зажиточно, много
трудились. Жили дворами, т.е. сыновья женились, строили себе избу в том же
дворе, и хозяйство вели отдельно от другой семьи, но в составе двора.
Пользовался большим авторитетом у населения. Хор Данилы Васильевича принимал
активное участие в проводах в армию рекрутов. Участниками хора были дети, их
жены и мужья.
При советской власти все они
были раскулачены, это сказывалось на всех членах семьи, которых всегда
ограничивали во всём и приписывали им недоверие.
Яркий след в моей душе и судьбе
оставила моя первая учительница балашовской восьмилетней школы № 9 Нина
Петровна Лученкова. Учёба давалась мне легко, много читала. Ещё тогда, учась в
начальных классах, я решила, что непременно стану учителем, благо что «опыт» в
воспитании малышни у меня уже был. В семье и на улице я была самой старшей из
детей, и поэтому приходилось нянчиться не только с младшими сестрами -
двойняшками, , но и со всей уличной малышнёй. Передо мной никогда не стоял
вопрос: «Кем быть?» Я точно знала, что буду учителем. Любимыми предметами были
физика, история, математика, литература. Еще учась в школе, была председателем
совета пионерского отряда, членом совета дружины школы, будучи
девятиклассницей, уже учась в средней школе
№ 8, была комсоргом класса. И
сейчас при встречах одноклассников, в разговоре, одноклассники называют меня
комсоргом.
Учёба в институте 1976-1981
годы. Это были удивительные годы! Именно они больше всего вспоминаются до сих
пор: веселая насыщенная студенческая жизнь, праздники в студенческом
общежитии, работа пионервожатой в пионерском лагере «Салют» Балашовского
района.
И вот она, школа. В осенний сентябрьский
день 1981 года пришла я в свой седьмой класс, в котором вела математику и
стала классным руководителем. Радость и растерянность одновременно. В работу
ушла с головой. У молодых людей всегда много творческих идей, желание
«перевернуть» мир. Это были замечательные годы: возраст самый плодотворный.
Целый день в школе, хватало сил на всё: заниматься дополнительно с отстающими
учениками, участвовать в спортивных соревнованиях, вести кружки и секции,
проводить вечера и праздники. Какая же наша профессия замечательная, мне
кажется, что ни одна другая не даёт такого удовлетворения, как учительская! Учитель
должен быть одновременно уравновешенным и строгим, уступчивым и требовательным,
невозмутимым и жизнерадостным. На уроках физики и математики стараюсь дать
материал так, чтобы он был интересен учащимся, развиваю их интеллектуальные
способности, кругозор, любознательность, воспитываю патриотизм. Провожу
различные конкурсы. Люблю детей, мне интересно наблюдать за их становлением и
развитием и чувствовать, что в этом есть частичка моего труда. Мы ежедневно,
ежечасно, сеем доброе, вечное. Ведь семена, брошенные учителем в душу детей,
прорастают и дают добрые всходы. Интересно следить за каждым ребенком,
радоваться его успехам и огорчаться, если его постигают неудачи. Особенно
приятна благодарность ребят. Не забывают ученики свою учительницу, приходят,
звонят, общаемся в соцсетях.
Родила двоих детей, дочь и сына.
С 1987 по 1995 год была
заместителем директора по воспитательной работе. Приходилось быть доброй,
строгой, весёлой, нужно уметь заинтересовать не только своих учеников, но и
коллег, чтобы получить поддержку своих идей и начинаний. Сейчас уже могу
ответить на любые вопросы, просто и легко общаюсь с любой аудиторией. Легко
схожусь с людьми. Участвую в семинарах, прошла дистанционное обучение на курсах,
постоянно знакомлюсь с новыми педагогическими технологиями. На протяжении 10
лет являюсь руководителем школьного методического объединения учителей
естественно - математического цикла.
Вот ведь как странно
складывается судьба! Я – городская жительница, но как приехала работать в село,
так и не покинула его. Какие здесь замечательные места! Как не любить эту речку
Аркадачку, поля, горы, которые весной покрываются ковром цветов. Мои дети
закончили педагогический вуз. Иначе и быть не могло, потому что с самого
раннего детства слышали, как в нашей семье обсуждались вопросы образования и
воспитания, видели стопки педагогической и методической литературы на моём
рабочем столе, книжных полках. Вечерами дети мне помогали изготавливать
наглядные пособия, альбомы, карточки и многое другое, что нужно учителю для
работы.
Дочь - Кошелева Ульяна
Геннадьевна, по мужу Каретникова. Успешно в 2000 году окончила Львовскую
среднюю школу Аркадакского района. В 2005 г.- Саратовский государственный
университет им. Н.Г. Чернышевского, факультет педагогики и методики начального
образования. 5 лет работала заместителем директора Студенческого клуба БИСГУ.
Сейчас занимается воспитанием детей. Их у неё двое. Её стаж 5 лет. Ульяна
творческая одарённая личность.
Сын Кошелев Александр
Геннадьевич окончил в 2010 году Саратовский государственный университет им. Н.
Г. Чернышевского. Но работать по профессии ему не пришлось.
Зять – Каретников Дмитрий
Юрьевич. Окончил среднюю школу № 5 г. Балашова. В 2004 г.- филологический
факультет СГУ. Работает руководителем кружка «КВН» в МОУ СОШ № 18. Дмитрий
Юрьевич -
личность, способная увлечься
любимым делом и повести за собой своих воспитанников. Педагогический стаж – 9
лет.
Тётя - Лазарева Валентина
Егоровна (г.р., проживает в п. Октябрьский Балашовского района). Девичья
фамилия Серяпина. Родилась в 1938 году в крестьянской семье, кроме неё у
родителей было ещё две дочери. Её мать Атапина Александра Даниловна, родилась
в 1907 г. в бедной крестьянской семье. Вышла замуж по большой любви за жителя
соседнего села Егора Серяпина в 1932 году. Жили очень бедно, как вспоминает
Валентина Егоровна, маленькие девочки, ходили к сёстрам матери в гости по
очереди, чтобы их хоть немного покормили. Когда началась война, стало ещё
голоднее. Отца, Серяпина Егора Федоровича, забрали на фронт в июле 1941 года.
Осенью 1942 года получили извещение, что красноармеец Серяпин Егор Федорович
пропал без вести в октябре 1942 года. Много в жизни повидала: и радость, и
горе, пережила, голод, войну. Трагическую смерть младшего сына. Трудовая
деятельность началась в 1955 году, в Саратове. Сначала Валентина получила
агрономическое образование. Но всегда мечтала работать с детьми. В 1957 г.
приехала в п. Октябрьский Балашовского района, работала пионервожатой в
средней школе. Работа с детьми определила её дальнейшую судьбу. Окончила
заочно учительский институт в Балашове, и с 1963 года стала работать учителем
биологии и географии в п. Октябрьский Балашовского района. Работала много лет
завучем по внеклассной работе.
Валентина Егоровна Лазарева -
«Отличник просвещения», ветеран труда.
В 1993 г. ушла на заслуженный
отдых. Стаж педагогической деятельности 36 лет. Она полна сил, ведёт большую
общественную работу. Валентина Егоровна – бессменный участник художественной
самодеятельности Октябрьского СДК.
Продолжателями педагогической
династии стала семья Атапиных. Интересна история этой фамилии. Проникновению инонациональных
основ в состав русских фамилий, и в частности в состав фамилии Атапин
способствовал тот исторический факт, что многие дворяне в России были по своему
происхождению нерусскими. Выходцы из других стран, они служили в русской армии,
крестились, т.е. становились православными, женились на русских и через
несколько поколений полностью "обрусевали", сохраняя лишь иноязычную
основу своей фамилии.
Александр Иванович Атапин
1925 г.р. - – племянник моего деда, участник Великой Отечественной войны, имел
ранения. После войны закончил учительский институт в г. Балашове. Это были
трудные послевоенные годы для всей нашей страны. Стране нужна была грамотная
молодёжь, которая могла бы успешно учиться в высших учебных заведениях. На
плечи учителей того времени легла эта трудная ноша. Все силы и знания Александр
Иванович отдавал детям, работал учителем русского языка и литературы в с.
Красный Лиман Романовского р-на, в с. Лунино Турковского р-на. Стаж его
педагогической деятельности 40 лет. Ученики Александра Ивановича, будучи уже
пожилыми людьми, до последнего дня жизни звонили ему, интересовались,
беспокоились о его здоровье. У сельского учителя Александра Атапина было 2
детей, двойняшки Лидия и Владимир, они стали педагогами. Владимир
Александрович работал в с.Осиновка Романовского района, имеет большой стаж
работы - 35 лет. Лидия Александровна работала учителем начальных классов
в г. Екатеринбурге. В 2013 году ушла на заслуженный отдых, помогает воспитывать
внука. Стаж -34 года.
Жена двоюродного брата -
Лештаева Нина Петровна.
Родилась Нина Мысовская в 1949 году
в селе Ольшанка Аркадакского района Саратовской области. В 1956 году пошла
в первый класс местной школы. В 1966 году закончила 10 классов. После окончания
пединститута в г. Саратове в 1971 году по направлению приехала в селе Малое
Щербедино Романовского района Саратовской области. 12 лет работала в средней
школе учителем химии и биологии. Потом по семейным обстоятельствам переехала с
семьёй в п. Рыбушки Саратовского района. Здесь учительствовала 15 лет. Общий
стаж Нины Петровны Лештаевой 27 лет.
Тётя - Ефимова Людмила Степановна.
Девичья фамилия Болдова. Родилась в д. Студёно- Ивановка Турковской волости,
Балашовского уезда в 1932 году. Голод 1932—1933 гг. оставил глубокий след в
народной памяти. Как она вспоминает по разговорам, в тридцать третьем году
поели всю лебеду. Её отец, Болдов Степан Петрович, уроженец д. Родионовка
Турковской волости, был призван на фронт. Все мужчины из деревни Студено -
Ивановка ушли на войну. Остались только старики, женщины и дети. Молодые
женщины и девчонки на свои хрупкие плечи взяли всю мужскую работу. Мать почти
не бывала дома, всё работала, работала.
Когда матери были в поле, маленькая
Люся сидела с малышами. Это наверно и решило её выбор. Наконец, после всех бед
и лишений пришла долгожданная победа. Все плакали от счастья, обнимались. Но и
с окончанием Великой Отечественной войны не стало легче, наступил голод 1946
года. Закончила Балашовский учительский институт. После его окончания вышла
замуж и уехала с мужем в Москву. Все силы и знания она отдавала детям. Она
была учителем биологии. Долгие годы работала завучем. Какую бы должность она не
занимала, на первом месте у неё был её любимый предмет и её ученики. Людмила
Степановна была не только хорошим учителем, но и прекрасным классным
руководителем. Ученики любили её и часто приходили к ней домой. Вместе с ней
они делали уроки, шили новогодние костюмы, вели разные беседы. В прошлом году
отметила своё 80- летие. И сейчас Людмила Степановна живет в Москве.
Проработала учителем 41 год!
Троюродная сестра, Маркушина
Светлана Владимировна родилась в 1953 году селе Бреусовка Омской области. В
первый класс пошла в Буняковскую школу, тогда семилетку. 6 классов
закончила там. Кстати, в 2008 году эта школа отметила своё 100 -летие. Потом
семья переехала в г. Волжский Волгоградской области. В 1968 году Светлана
Владимировна закончила среднюю школу. Два года проработала вожатой в школе,
один - на заводе и поступила в 1971 году в Балашовский пединститут. После
окончания которого, уехала по распределению в Каменный ручей Хабаровского
края. Там работала жила и работала учителем начальных классов до 2009 года.
Сейчас Светлана Владимировна живёт в г. Железногорске Кировской области. Её
педагогический стаж 40 лет. Внучка Полина, которая в 2013 году окончила 11
классов железногорской школы
№ 1, поступила в С.- Петербургский
педагогический университет им. Герцена. Надеюсь, что Полина продолжит династию.
Жена дяди - Селиверстова Зинаида
Васильевна. Родилась в с. Новые Бурасы в голодном 1933 году. У неё обычная
биография. С семи лет пошла учиться в 1- ый класс, училась без троек, а вот в 5
классе нужно было ходить в среднюю школу за 3 км, начались затруднения с
одеждой и обувью, но все эти трудности терпеливо преодолела, учиться не
бросила. После окончания семилетки, на семейном совете решили отпустить дочь
учиться дальше. Мечтала об учительской профессии с детства. И вот, юная девушка
поехала учиться в педучилище в Вольск, которое она успешно окончила. Стать
учителем – была мечта девочки, и вот она воплотилась в жизнь.
Начала работать в 1953 г.в с.
Березовка Петровского р-на.
Позже окончила учительский институт
в г. Саратове. Выбрала этот путь – путь к сердцам ребят, которых любила всю
свою жизнь, была с ними в меру строга, и которые, будучи уже сами сегодня
взрослыми людьми с теплотой, любовью и благодарностью вспоминают её.
Специальность -учитель начальных классов. Педагогический стаж- 37 лет. Зинаида
Васильевна - «Отличник просвещения». Ушла на заслуженный отдых в 1990 году.
Двоюродная сестра, Нина
Васильевна Мыськина, 1962 г.р., девичья фамилия Лештаева. В 1979 году окончила
среднюю школу в селе Малое Щербедино Романовского района Саратовской области.
Поступала в пединститут, но не прошла по конкурсу. В 1980 году пошла работать в
детский сад, заочно поступила в пединститут. Окончила Балашовский
государственный педагогический институт, филологический факультет, в настоящее
время работает заведующей детским садом «Одуванчик» в
г. Балашове. Стаж её педагогической
деятельности 34 года. Коллектив д/с «Одуванчик» в 2012 году занесён на районную
Доску Почёта. Её дочь, Мыськина Виктория, учится на 3 курсе СГУ имени Н.Г.
Чернышевского.
Учительская профессия тем и
хороша, что она работает на будущее нашей страны. Быть учителем – это судьба,
которой не может быть лучше. Она огнём зажигает сердца, теплом согревает души.
Только с таким отношением к собственной профессии можно отдавать этому
нелегкому делу по 30 и более лет, как это делали и делают мои родственники.
Только настоящую любовь к своей профессии можно передать своим детям и внукам.
Участие в районном конкурсе
учительских династий несколько лет назад, подтолкнуло меня внимательнее
посмотреть на историю семьи. И я открыла там удивительные вещи, открыла новые
имена, о которых почему - то забыла. Оказалось, что в династии моей семьи были
представители разных эпох, которые не только учили ребятишек грамоте в далёких
глухих деревнях, но и преподавали в Москве. Детский садик, культурный центр,
кружок «КВН», школа, университет – всё это места приложения сил сегодняшних
педагогов нашей семейной династии.
Учитель. Сколько
надо любви и огня.
Чтобы слушали, чтобы
верили,
Чтобы помнили люди
всегда.
Это наша судьба - быть
учителем на всю жизнь и оставаться ещё долгое время в памяти людей, пока не
угаснут родословные наших учеников. Нас, учителей, помнят не только дети и их
родители, нас помнят их бабушки и дедушки. За долгие годы работы через руки
учителей проходят целые семейные поколения. Сейчас в школе учатся дети моих
первых учеников.
Мы живем в
сложное и трудное время. В мире множество влияний и прикосновений, которые
испытывает чуткое человеческое сердце. Наша высокая миссия заключается не
только в том, чтобы оградить сердце юного гражданина от зла, злобы. Наша цель
не просто благополучный человек, а человек успешный. Пусть слово и дело наше
станут поучительными для молодого поколения. И еще я поняла: пока у нас есть
учительские семьи, у нашей страны есть светлое будущее.
В близких и не очень дальних
родственниках я с лёгкостью насчитала 16 человек, связавших свою жизнь с
педагогикой. Шестнадцать человек! Много это или мало? Я думаю, что много, ведь
общий педагогический стаж 370 лет! И, это без времени работы моих предков в
19-ом и начале 20-го веков.
Все они работали в основном в
Саратовской области. Мои предки любили свой родной край. Поскольку нужно было
представить достаточно подробные сведения о членах династии, пришлось искать
давно забытые адреса. Могу с уверенностью сказать, что конкурс учительских
династий даже помог нам наладить оборвавшиеся когда-то семейные связи!
Смысл жизни учителя, радости и
итоги его труда в том, какими станут его ученики. А их много! Я работаю в
школе 30 лет и три года. Несколько поколений учеников уже на моём счету. Как же
не радоваться при встрече с учениками и их родителями. Я всегда радуюсь успехам
своих учеников.
Многие мои ученики уже окончили
школу, стали специалистами в своей профессии, среди них есть и учителя.
Нынешние мои ученики – творческие личности: участники агитбригад, волонтерского
движения. Это люди, начинающие интересоваться и заниматься наукой – участники
и победители международных, всероссийских, региональных научных и
исследовательских конкурсов. Люблю детей, молодёжь, мне интересно наблюдать за
их становлением и развитием и чувствовать, что в этом есть частичка моего
труда. Они просто все – замечательные дети – отзывчивые и добрые. Я горжусь
своими учениками.
Учительская династия… Строго и
благородно звучат эти слова. Они подчеркивают талант и образованность людей,
избравших своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения.
Заканчивая работу, мне хочется
верить в то, что учительская династия будет в будущем продолжена. Ведь у нас
есть дети, внуки, будут правнуки.
И поэтому часто вспоминаются слова
Н.А. Некрасова, посвящённые учителю: «Учитель! Перед именем твоим…»
Действительно, если оглянуться назад, то можно увидеть, что в судьбе каждого
человека есть яркий след, оставленный Учителем. Действительно, учитель
прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.
Я горжусь тем, что являюсь
продолжателем учительской династии, продолжением дела моих предков, дела,
которому они посвятили всю свою жизнь. Они преподавали разные предметы, но их
объединяли профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность
к себе и желание отдавать сердце детям. Из поколения в поколение члены моей
семьи как эстафету передавали гордое знамя учительской профессии
Пусть так будет всегда! Я в это верю!
Литература:
1.Галеева Н.Л. Сам
себе учитель: как добиться успешности. М.: 2008.
2.Дереклеева Н. И.
Классные часы по теме «Нравственность»: 7-8 кл. М.:
2007.
Справка об авторе:
Фамилия, имя, отчество
автора: Кошелева Лидия Анатольевна
Должность: учитель
физики и математики
Образовательное
учреждение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – основная
общеобразовательная школа с.Львовка Аркадакского района Саратовской области
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.