Моя педагогическая философия
«Учитель-профессия самая лучшая, как никакая другая
под солнцем»
Я.А.Коменский
Что я считаю главным для учителя? Стать для ученика
хранителем, создателем, творцом!
Уроки
географии… Пожалуй, нет такого человека, который, перешагнув школьный
порог и отправившись в самостоятельное путешествие по жизни, не вспоминал бы
по-доброму те увлекательные открытия и встречи, которые довелось пережить в
школе на уроках географии.
География – это предмет
мечтателей и путешественников, обладающий широчайшими воспитательными
возможностями .Эта - точная наука, в которой всё подчиняется строгим законам, а
каждое предположение проверяется на практике путём опыта и исследования.
С тех пор, как я начала
преподавать географию прошло более 15 лет. За эти годы много раз менялось
все в мире, в России, на моей малой Родине.
Меняются и современные дети,
которые сейчас многое имеют благодаря заботе родителей. Но после окончания школы
в их жизни начинаются трудности, которых не знали мы в свое время. Поэтому так
важно сейчас дать им не только знания и умения, но и научить их использовать
так, чтобы стать успешным в жизни, найти свое место под Солнцем. В годы моего
детства дети сильнее нуждаются в добрых советах, подсказках, положительном
примере, оптимизме учителей и их умением преодолевать трудности. Их жизнь
стала такой разнообразной, что не заблудиться в ней трудно.
В сельских школах учеников немного. Далеко не все дети ходили в детский
сад, многие даже не бывали в административном центре нашей области , да и
практически редко выезжают за пределы нашего района. Далеко не отличники,
прилежанием не отличаются, да и любовью к наукам тоже. Приходится много
трудиться, чтобы расположить их к себе, чтобы заинтересовать. И каждый день,
проводя урок, делаю вывод, что надо любить дело, которым занимаешься, и тех,
кто находится рядом с тобой. Только если интересно самому, если не жалеешь ни
свободного времени, ни отпуска, если творчески относишься к своей работе, если
сам не равнодушен ко всему живому, что окружает тебя; если сам полон любви к
Родине, к своему краю, к семье, можно рассчитывать на успех.
Три года назад мне было предложено
вести кружок в начальных классах по своему предмету. И я решила, что это будет краеведение.
Разработав рабочую программу внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС,
главным подходом, я считаю. Является формирование гражданских и патриотических
качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Изучение
своей малой родины способствует осознанию младшими школьниками важности этого
мира, своего места в нем, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует
ранней социализации личности.
В географии нет ни одной темы или
раздела, куда не входило бы изучение краеведческого материала. Поэтому, я
продолжаю тему краеведения и в старших классах, где мы с ребятами пишем
проекты, научно-исследовательские работы, в которых красной нитью
прослеживается проблема экологии нашей местности..Мои ученики с большим
удовольствием принимают участие в научно-практических конференциях и занимают
призовые места в школе, районе и области.
В сельской школе невозможно не
уделять особого внимания реализации краеведческого принципа обучения, который
позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учеников в
решение проблем окружающей действительности, воспитать в них чувство единства с
природой. Молодое поколение должно осознать, что каждый предмет: лист растения,
капля росы, сам человек – это удивительные объекты природы, полные скрытых
тайн. Многолетнее обучение в школе, техникумах, университетах часто приводит к
созданию мнения, что всё давно изучено и нет уже новых законов, которые ещё
можно открыть. Но, занимаясь проектной и исследовательской деятельностью и
дети, и сам учитель понимают, что это не так. Возвращаясь с ребятами с
экскурсии, я вижу, что у каждого из них остается масса впечатлений от встречи с
чем-то новым и удивительным.
Проекты учеников школы создаются не
для их воплощения в жизнь сейчас и немедленно. Большинство из них смогут быть
реализованы в будущем, о котором мечтают все. В будущем, где каждый человек
будет ценен своими делами и мыслями, где от каждого будет зависеть очень
многое.
К числу образовательных технологий,
отражающих современное видение образовательного процесса, относится исследовательский
метод , который обеспечивает формирование исследовательской деятельности
учащихся через активные формы и методы преподавания, позволяет
индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить
творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей
деятельности. Работая над исследованием, дети не только стремятся к сохранению
природных уголков своей малой родины, но и формируют своё отношение к
окружающему миру: учатся мыслить глобально, а действовать локально.
Мы часто рассуждаем о том, какими
людьми хотели бы видеть в будущем своих учеников. Могу сказать свое заветное
желание: не хочу видеть их равнодушными людьми. Все беды в мире и в нашей
стране оттого, что слишком многие молчат о том, о чем нужно кричать. А еще для
меня удивителен следующий парадокс. С одной стороны все ждут модернизации в
нашей стране, а с другой пропагандируется идея, что «троечники» лучше
устраиваются в жизни. Не совсем понятно, кого же мы должны воспитывать –
человека, который всю жизнь будет устраивать лишь личную судьбу или человека,
который приложит все усилия для изменения судьбы своей страны. Рассказывая
детям о великих географах-первооткрывателях и исследователях новых земель, я
всегда привожу им в пример то, как трудно они жили, как мало они имели,
какие испытания они прошли, чтобы остаться в нашей памяти на века. «Бороться и
искать! Найти и не сдаваться!» - так хочется, чтобы мои ученики жили с этим
убеждением в сердце. На каждом уроке я стараюсь вместе с ними пройти
путь, полный тайн и открытий, рассказать моим воспитанникам о замечательной
планете Земля, открыть перед ними неведомые разделы интереснейшего предмета
географии, помочь понять причины природных явлений, познать себя и окружающий
мир. Зажечь радостные огоньки в глазах тех, кто преодолел себя и смог
справиться с масштабом и азимутом, параллелями и меридианами, географической
долготой и широтой. Кто не заблудился в дебрях речной системы, подружился с
горизонталями, изотермами, циклонами и антициклонами. Кого не остановили
белизна самых высоких гор и зной пустыни. Кто не замерз в Антарктиде и пусть
виртуально, но смог полюбоваться в Арктике северным сиянием. Кто не устал
удивляться и радоваться даже через печаль. Все это – мир географии, в котором
познаются законы географической оболочки, законы человеческих отношений, законы
отношений человека с природой.
Мне хочется, чтобы в наших школах всегда жило счастье познания, радость
общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и
учителя. Верю, что вместе с детьми учителя страны преодолеет многое. Только бы
дети верили нам. Потому учу своих коллег терпению, общительности, оптимизму,
своим примером показываю – не смейте останавливаться на достигнутом, идите
вперед и ведите за собой учеников, совершенствуйте свои знания, чтобы
соответствовать времени, в котором живете, месту, которое занимаете. Вы в
школе – для детей, а не дети для вас, поэтому помогите им поверить в себя. И
тогда школа будет миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и
педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества
«Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и
опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная
подлость» - так говорил великий писатель, гуманист, педагог и философ ХIХ
века Л.Н.Толстой. Учитель и спокойствие, по-моему, несовместимые вещи. Считаю,
что учитель должен постоянно развиваться: углублять свои знания по предмету,
изучать новинки методической литературы, расширять свой кругозор. Прекрасные
слова принадлежат К.Д. Ушинскому: «Педагог живет до тех пор, пока он учится».
Человеку, выбирающему профессию учителя, следует помнить об этом, быть
постоянно готовым к своему личностному и профессиональному развитию ведь ни
теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного
процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог. Его личность, его
подготовка и мастерство решают успех дела.
Человек, решивший стать учителем,
ответственен за всё, что знает и умеет. Какими будут результаты труда педагога
сегодня – таким будет наше общество завтра.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.