МОУ
Яконовская средняя общеобразовательная школа
с. Яконово
Торжокский район
«Моя речь – мое зеркало»
Сценарий устного журнала для 5 – 6 классов
(в рамках Недели русского языка и литературы)
Составитель:
Виноградова
В.А.
учитель русского языка
и
литературы
Цель: Воспитание уважения к
русскому языку, негативного отношения к сквернословию.
Задачи:
развивать
речь учащихся;
формирование
интересов, активности, самостоятельности уч-ся
воспитывать
бережное отношение к своему родному языку;
В
классе висят плакаты с высказываниями о языке знаменитых людей. На мероприятии
присутствует Его Величество Русский Язык и Ее Величество Литература.
Журнал
имеет три страницы:
1
стр. «Слова, которых нужно стыдиться».
2
стр. « Борцы за чистоту русского языка»
3
стр. «Знаете ли вы…?
Учитель: Ребята! Вас , пытливых, находчивых,
знающих, остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и
далекие уголки страны Русского Языка и Литературии приветствуют Его величество
Русский Язык и Ее величество Литература. Они познакомят вас с планом проведения
Недели русского языка и литературы.( Зачитывается план Недели).
Итак,
открываем первую страницу нашего журнала.
1-й
ведущий:
великий, могучий, свободный,
Надежды
и силы родник!
Тебе
посвящаем урок мы сегодня,
Родной
наш, правдивый и гордый язык!
2-й
вед. Стыд –
одно из самых деликатных, тонких и вместе с тем жизненно необходимых качеств.
Человек должен многого стыдиться, если он человек. И сегодня мы с вами будем
говорить о стыде перед словом.
3-й
вед. Язык
народа и богат, и точен.
Но
есть, увы, и бранные слова,
Они
растут, как сорная трава,
У
плохо перепаханных обочин.
4-й
вед. В языке
есть слова, которых нужно стыдиться. О таких словах и пойдет сегодня речь.
5-й
вед. Что
самое плохое? – объясни
Дурные
мысли, губящие душу…
Ты
на замок тяжелый их замкни
И ни
за что не выпускай наружу.
- А
хуже что? Скорее говори!
-Слова
дурные: заглуши их песней!
Мелодии
с зари и до зари
Пускай
звучат! Что может быть прелестней!...
1-й
вед. Слова –
дрова. Нас греет речь
Нас
мыслей обжигает пламя.
Душа
пытливая ,как печь, все время топится словами.
И
сырость слов, и сырость дров
Один
и тот же грех имеют,
Трещат,
дымят, но мало греют
И
душу в непогодь, и в кров.
Слова
бывают и скверны,
И
дым от них такого рода, как будто у живой души
Забиты
сажей дымоходы.
2-й
вед. В
настоящее время у многих людей ругательства стали выполнять роль заменителей
пауз. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными «вот».
«значит», «так сказать». Теперь их место занимают грязные, постыдные слова.
3-й
вед. Не
следует заменять ругательства их начальными буквами. Нет разницы, произнесли ли
вы слово целиком или ограничились его знаком – начальной буквой. Все равно это
сквернословие.
4-й
вед. Мы не
властны над речью других. Но над собственной речью мы властны, это наше
зеркало, и пусть оно не будет грязным.
5-й
вед.
Давайте, ребята, сформулируем первое правило: «Не говорить плохих слов самому».
1-й
вед. Второе
правило: желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно
осознавать и ценить меру своего авторитета.
2-й
вед.
Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает
вседозволенности, И это третье правило.
3-й
вед. Как же
быть с теми, кто сквернословит? Нереально стоять на улице и хватать за рукав
всех бранящихся людей.
2-й
вед. Даже в
самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, есть на кого
опереться, с кем вместе противостоять злу.
1-й
вед. Отсюда
следует четвертое правило: мы не можем исправить общество в целом, но можем
пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы.
Его
Величество Русский Язык: Я провозглашаю следующее правило. Это правило для всех вас:
сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее мое слово – мое лучшее слово.
Учитель:
Закрывая первую страницу нашего журнала, повторим, как своеобразное кредо: «Я
– исключение. Моя речь – мое зеркало, мое достоинство».
Вторая
страница нашего журнала открывается стихотворением Э. Асадова «О брани» (один
из уч-ся читает это стихотворение).
1-й
вед. Любить
русский язык, бережно к нему относиться учат нас многие известные писатели,
художники, композиторы. Так давайте прислушаемся к советам мудрых, к тому, о
чем многие говорят.
(Чтение
уч-ся наизусть стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык»).
Учитель: Открываем следующую страницу
нашего журнала. Сейчас увидим, знаете ли вы пословицы и поговорки о языке.
Попробуйте объяснить народные поговорки «Язык до Киева доведет», «Речь красна
слушанием», «Речь как меч, может сечь», «Доброе слово лучше мягкого пирога».
Последняя
страница нашего журнала закрыта. Как вы думаете, почему русский язык называют
богатым? Правильно! В нем много слов, позволяющих нам говорить ясно, четко и
красиво.
Его
Величество Русский Язык: Желаю вам, ребята, дальнейшего успешного изучения русского
языка. Как сказал Н М. Карамзин: « Да будет же честь и слава нашему языку,
который течет. Как гордая величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если
надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.