Моя педагогическая философия
Счастлив
тот, кого судьба привела к тому,
к
чему предназначила его природа.
Счастлив
он сам и счастливо через него человечество.
А.
Дистерверг
Стремительный XXI век. Новые открытия. Новые технологии. Новое образование.
"Новая школа". И в этой школе - учитель XXI века: человек,
который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и
поколений - без этого будущее немыслимо.
Каждая профессия, конечно же, имеет свои особенности. Но все мастера
имеют отличительные черты: неординарность личности, стремление изменить мир к
лучшему, вера в учеников, желание работать очень много и ради идеи, отсутствие
страха перед признанием своих ошибок. Именно мастером своего дела я вижу
учителя XXI века.
Профессионалы
нужны в каждом деле. Мне посчастливилось увидеть и почувствовать работу
настоящих мастеров. Все самые дорогие для меня люди и по
профессии и по призванию учителя. Я принадлежу к педагогической
династии . Протянулась незримая, но крепкая ниточка, связывающая воедино
несколько поколений. Моя бабушка по линии папы была простой сельской
учительницей, моя двоюродная тетя также по линии папы, учитель истории в
Нововоронеже. моя мама Еремеева Валентина Николаевна начинала еще пионерской
вожатой в 34 средней школе и имеет 46 лет педагогической деятельности .
С детства я знала, что буду только учителем: любовь к детям, к
движению, к природе определила мою специальность. Я хотела стать
учителем, несмотря на то, что знала, насколько будет нелегким, тернистым этот
путь. Но во мне всегда жила и живет уверенность: рядом люди, которые поддержат;
рядом наставники, которые научат; рядом дети, которые поймут.
20 лет прошло с
тех пор, как я переступила порог класса и впервые произнесла: «Здравствуйте,
дети. Меня зовут Татьяна Николаевна». Как давно и как недавно это было!
Навсегда запомнились глаза тех, первых учеников - в них читались самые разные
чувства. А больше всего «плескалось» ожидание. Чего? С тех самых пор каждый
день передо мной встает этот вопрос: Что я могу дать детям? Чему научить?
Жизненный
стержень, ощутимый на подсознательном уровне мощный энергетический запас
сил, опыт, которые передались мне от двух поколений
учителей, накладывает отпечаток, ответственность, желание
совершенствоваться в выбранном мною деле.
Многое поменялось в образовании, но по-прежнему учитель - это мастер, за
которым стоят ученики. Настоящий мастер верит в их силы,
помогает им идти вперед, учит совершенствоваться.
Сегодня общество выдвигает перед учителем новые требования.
Современный учитель - учитель-исследователь, научный руководитель учащихся.
Учить детей и одновременно учиться самому, чтобы новое поколение чувствовало в
Учителе человека, живущего их временем, их интересами.
Учитель XXI века - это организатор движения, это сила, питающая,
пробуждающая молодые умы к жажде знаний, к росту, развитию. Он должен иметь активную
гражданскую позицию, участвуя в реформах образования, отстаивая свои позиции,
взгляды на развитие общества.
Учитель должен быть Личностью. "Только личность может воспитать
личность" (Ушинский). А для этого нужно много учиться, работать над собой,
уметь изменяться, идти в ногу со временем, должен отличаться умением
разбираться в потоках информации и множестве способов ее передачи с
использованием новых технологий. И мне близка и интересна эта позиция. Мною
разработан дистанционный курс для подготовки моих учеников к успешному
результату на ЕГЭ и ГИА.
Я
убеждена в том, что Учитель нового столетия, как и во все предыдущие
эпохи должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим
и искренним, уважающим и ценящим своих учеников.
Хочется сказать вслед за Амонашвили: "Учитель, будь солнцем, излучающим
человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих
чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую
очередь, в их душах и сердцах…".
Каждый мыслящий человек задумывается: «Кто я такой?»,
«Для чего пришел в этот мир?», «Что я должен полезного сделать, чтобы
отблагодарить Бога за Его великий дар - ЖИЗНЬ?!».
И приходило осознание того, что научить предмету - это безумно мало. Учитель
приходит к детям для чего-то еще.
Нельзя замыкаться в рамках предмета, жизнь гораздо шире, и нужно суметь
показать ребятам как можно больше ее граней.
Да, педагогом быть почётно, даже прекрасно, но при условии, если учитель сможет
создать такую жизнь, в которой будет комфортно и ученикам и родителям; поэтому
одна из основных идей моей педагогической философии - это стремление постичь
необъятные горизонты науки и способность к самосовершенствованию, постоянное
познание детей и самого себя.
Фундаментальным вопросом является стиль отношений с учениками, родителями,
коллегами, людьми, меня окружающими. Он состоит в том, чтобы отдавать энергию,
душу и сердце детям. Понимать их, сопереживать происходящее вместе с ними.
Если учитель страдает от своей эмоциональной глухоты, то и детям приходится
нелегко. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним
искренним, не забывая, что:
- если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии;
- если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти;
- если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости;
- если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины,
но, в то же время,
- если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;
- если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя;
- если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;
- если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;
- если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом
мире.
Моя педагогическая философия - это стремление научить ребёнка быть выше
происходящего, не поддаваться воле случая, воле злых и хитрых людей.
«Талмуд» сравнивает учителя с дождевой каплей. Почему? Как дождь открывает
потенциал каждого зерна, так и моя первейшая цель, как учителя – выявить
уникальный потенциал каждого ученика. Помочь ученику найти себя, сделать первое
и самое важное открытие – свои способности, а может быть, и талант. И в этом
поиске ведущая роль моя, его учителя. Я понимаю, что это потребует от меня
знаний, педагогического мастерства. Тут будут моими незаменимыми
помощниками книги, научные труды по психологии, педагогические открытия, опыт
моих коллег.
Моя педагогическая психология - научить детей верить в себя! А добиться этого
можно только благодаря совместному творчеству учителя и ученика. Отсюда
педагогические заповеди:
- верь в своего ученика;
- понимай и принимай его таким, какой он есть;
- уважай в каждом ребенке личность, но будь требователен;
- искренне разделяй с ним удачи и огорчения.
И требования к себе:
- будь открытой к детям, терпимой к ним;
- ищи в них, прежде всего - лучшее;
- вдохновляй своих учеников на добрые поступки. Цель добра начинается с малого
- с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает многих людей;
- возбуждай жажду познания.
Говорят, что детям легче приспосабливаться к сегодняшней жизни. Это неправда.
Подросток, не обученный элементарному взаимодействию с миром, занимает заведомо
агрессивную позицию по отношению к этому непонятному, безумному миру, ожидая от
него каверз, неприятностей, несчастья. Его собственная жизнь кажется постоянной
борьбой с этим миром, у которого надо постараться отнять как можно больше.
Именно школа должна стать местом, где будут культивироваться общечеловеческие
ценности, прежде всего - гуманные. А педагог может и должен помочь детям
осознать, что в основе всех цивилизаций - такие человеческие качества, как
нравственность, сострадание, порядочность, мудрость, доброта.
Постепенно выбирала те направления, на которых и строится моя педагогическая
философия:
- это основные ценности, вечные и неизменные категории: доброта, любовь,
справедливость, честность, требовательность. Быть доброй, но не
добренькой, позволять и помогать ребенку реализоваться, но не пускать все
на самотек.
Подбирать для каждого ученика свою высоту планки, видеть и отмечать малейший
успех. Справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие,
давать возможность исправить ошибки;
– постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы,
преодолевать себя;
- спешить передать свои знания, учить не поучая. Помня заповедь Сократа «В
каждом человеке солнце, только дайте ему светиться». Три основных направления
моей философии, надеюсь, как три кита будут, поддерживать меня в будущем,
потому что учитель - это не профессия, а образ жизни.
За
детскую улыбку все отдам,
Тепло, вниманье и заботу,
Я, правда, благодарна небесам,
Что подсказали мне эту работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.