Пояснительная
записка
Любовь
к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе
накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и
традициях народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и
уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу;
уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу
в Великой Отечественной войне. Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой
эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря
сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Большое влияние на
воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма
родителей, близких людей.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы
гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения,
активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. В этой возрастной
группе начинается важная и нелегкая работа по закреплению и развитию, а порой и
по коррекции сформированных в дошкольном возрасте чувств. Успех здесь в
решающей мере зависит от позиции учителя, его умения вовремя определить уровень
развития чувств каждого воспитанника и класса в целом и соответственно строить
работу с учащимися.
Формируя коллективистские качества, нравственность, ответственность детей по
отношению к окружающему миру, учитель начальных классов вырабатывает и их
взгляды на развитие родного края в XXI веке;
примеры служения Отечеству, помогает осознать коллективный характер созидания и
защиты Родины. При этом следует учитывать, что развивающий эффект всех форм
патриотического воспитания состоит в том, что формирование знаний учащихся о
защите Отечества должно сопровождаться формированием их нравственного,
эмоционально-волевого отношения к Родине, деятельности по ее защите, особенно
организованной в виде игры. Задача учителя в этих условиях заключается в том,
чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость
младших школьников, познакомить их с героической историей нашей Родины, развить
чувство любви к ней, ее защитникам, вызвать желание в будущем встать в их ряды,
накопить эмоциональный опыт переживания исторических событий Родины.
В настоящее время всё большая роль отводится патриотическому
воспитанию подрастающего поколения. Следует отметить, что это направление
деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Программа определяет
содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического
воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и
формирование гражданственности у учащихся младших классов.
Данная программа «Мой родной край» представляет собой
определённую систему содержания, форм и методов педагогических воздействий,
направленных на формирование патриотического воспитания младших школьников
рассчитана на 3 года.
Формы
работы:
▪ беседы
▪ экскурсии
▪ встречи
▪ «круглые столы»
▪ классные часы
▪ музейные уроки
▪ викторины
▪ конкурсы
▪ праздники
▪ игры
▪ поручения
Методы работы:
- Методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление,
спор, дискуссия;
- Методы побуждения: увлечение добрым делом, творческим поиском,
увлечение героическим, красивым, прекрасным, необычным, таинственным,
загадочным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание;
- Методы приучения: творческое поручение, игра, соревнования,
традиции, личный пример.
Программа опирается на принципы индивидуализации,
мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания
и единства образовательной и воспитательной среды, предусматривает воспитание
гражданина-патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной культурой,
способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего
адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и
развитым умением жить для Родины, для людей.
Цели
и задачи программы
Цель:
воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, к
родному краю, привитие ценностного отношения к истории родного края, страны.
Достижение
данной цели становится возможным через решение следующих задач:
1. Углубление знаний учащихся о Родине, о своём родном крае, о
месте рождения.
2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи.
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре нашего
народа.
4. Воспитание гражданского самосознания, интеллектуальной и
нравственной культуры, чувства гордости за свою страну.
5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее
родного края.
6. Поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся.
Участники программы
Обучающиеся (1класс).
Музей ОУ.
Библиотека ОУ.
Классный руководитель и родители.
Требования
к результатам освоения
Предметные:
-
знание основных
социокультурных понятий, раскрывающих глубинные духовно-нравственные традиции
населения России;
-
осознание
основных нравственных, эстетических трудовых ценностей, характерных для
культуры народов России;
-
знание
произведений якутских промыслов, ремёсел, искусства, раскрывающих мир природы,
мир человека и мир культуры в их единстве;
-
знание
традиций бережного отношения, сохранения природы родного края у народов России.
Метапредметные:
-
освоение способов
поведения в соответствии с принятыми нормами трудовой, нравственной,
эстетической культуры;
-
использование
различных средств общения, демонстрирующих готовность к диалогу,
доброжелательность при соотнесении различных позиций;
-
освоение
способов работы в малых группах различного состава (парах, тройках, четвёрках,
микрогруппах), ресурсном круге;
-
освоение
способов работы с различными источниками (словарями, художественными текстами)
для выявления первоначального контекста, смыслов категорий, понятий,
фразеологических оборотов;
-
проявление
умений организовать различные дела, акции, направленные на сохранение и
восстановление исторических и природных памятников;
-
освоение
способов саморегуляции поведения, развитие умений структурировать время, управлять
собственной деятельностью, эмоциями.
Личностные:
-становление позитивных базовых установок личности,
направленных на обогащение своего социокультурного опыта в сфере
взаимодействия с природой, техникой, людьми, в организации здорового образа
жизни и саморазвитии;
-
развитие
этнического самосознания ребёнка, переживание им ощущения социокультурного
родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни
человека;
-
осознание
ребёнком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества,
успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренение семьи на
родной земле;
-
развитие
мотивации к обучению, сотрудничеству с учителем, родителями для достижения
результатов;
-
проявление
готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию.
Календарно-тематическое
планирование 1 класса
№
|
Тема занятия
|
Содержание
|
Форма
|
Количество часов
|
Дата по плану
|
Дата фактичес.
|
1
|
Төрөөбүт дойдум
|
Төрөөбүт дойду хантан саҕаланар!
|
Бэсиэдэ,
экскурсия
|
1
|
17.09
|
|
2
|
Мин дьиэ кэргэним
|
Мин ийэм
|
Фотоколлаж
|
1
|
24.09
|
|
3
|
Мин дьиэ кэргэним
|
Мин аҕам
|
Фотоколлаж
|
1
|
1.10
|
|
4
|
Мин дьиэ кэргэним
|
Мин эбэм
|
Фотоколлаж
|
1
|
8.10
|
|
5
|
Мин дьиэ кэргэним
|
Мин эһээм
|
Фотоколлаж
|
1
|
15.10
|
|
6
|
Төрүччү. Аал Луук Мас
|
Төрүччү диэн тугуй?
|
Чинчийэр үлэ
|
1
|
22.10
|
|
7
|
Мин төрүччүм
|
Бэйэ төрүччүтүн оҥоруу
|
Чинчийэр үлэ
|
1
|
29.10
|
|
8
|
Идэлэр
|
Ханнык идэлэр баалларый?
|
Бэсиэдэ
|
1
|
12.11
|
|
9
|
Төрөппүттэрим, аймахтарым идэлэрэ
|
Ийэм, аҕам, аймахтарым идэлэрэ
|
Бэсиэдэ
|
1
|
19.11
|
|
10-
11
|
Төрөөбүт нэһилиэгим
|
Төрөөбүт нэһилиэгим историята
|
Музейга экскурсия
|
2
|
26.11
3.12
|
|
12
|
Төрөөбүт нэһилиэгим
|
Нэһилиэк топонимиката
|
Чинчийэр үлэ
|
1
|
10.12
|
|
13
|
Төрөөбүт нэһилиэгим
|
Нэһилиэгим кэрэ сирдэрэ
|
Бэсиэдэ
Презентация
|
1
|
17.12
|
|
14-15
|
Төрөөбүт нэһилиэгим
|
Нэһилиэгим тэрилтэлэрэ. Олохтоох дьаһалта. Оскуола. Детсад
|
Бэсиэдэ, Экскурсия
|
2
|
24.12
14.01
|
|
16-17
|
Төрөөбүт нэһилиэгим
|
Нэһилиэгим тэрилтэлэрэ. Библиотека, сынньалаҥ киинэ, почта.
|
Бэсиэдэ
Экскурсия
|
2
|
21.01
28.01
|
|
18
|
Төрөөбүт нэһилиэгим
|
Нэһилиэгим тэрилтэлэрэ. Балыыһа, ветучасток
|
Бэсиэдэ
Экскурсия
|
1
|
4.02
|
|
19
|
Төрөөбүт нэһилиэгим
|
Нэһилиэгим тэрилтэлэрэ.
|
Бэсиэдэ
Экскурсия
|
1
|
11.02
|
|
20
|
Норуот уус-уран оҥоһуктара
|
Норуот уус-уран оҥоһуктарын кытта билсиһии
|
Музейга сылдьыы
|
1
|
18.02
|
|
21
|
Норуот маастардара
|
Норуот маастара – Игнатьев В. В.
|
Көрсүһүү
|
1
|
4.03
|
|
22
|
Норуот маастардара
|
Норуот маастара – Егоров Г. В.
|
Көрсүһүү
|
1
|
11.03
|
|
23
|
Норуот маастардара
|
Норуот маастара – Логинова Н. А.
|
Көрсүһүү
|
1
|
18.03
|
|
24
|
Нэһилиэкпит бүгүҥҥүтэ
|
Болтоҥо нэһилиэгин үлэтэ-хамнаһа
|
Презентация
|
|
8.04
|
|
25
|
Биһиги улууспут - Чурапчы
|
Чурапчым ытык сирдэрэ
|
Презентация
|
|
15.04
|
|
26
|
Улууспут историята
|
Улууспут уруккута уонна билиҥҥитэ
|
Музейга сылдьыы
|
|
22.04
|
|
27
|
Улууспут кэрэ-бэлиэ сирдэрэ
|
Улууспут кэрэ-бэлиэ сирдэрин кытта билсиһии
|
Экскурсия
|
|
29.04
|
|
28
|
Тыыл уонна үлэ ветераннара
|
Сэрии кэмигэр үлэлээбит ветераннар ахтыылара
|
Көрсүһүү
|
|
6.05
|
|
29
|
Улууһум тэрилтэлэрэ
|
Улууһум тэрилтэлэрэ. “Чурапчы” ТХПК, араас тэрилтэлэр
|
Экскурсия
|
|
13.05
|
|
30
|
Итоговое занятие
|
Своей
жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.
|
Дискуссия
|
|
20.05
|
|
Календарно-тематическое
планирование 2 класса
№
|
Тема
|
Содержание
|
Форма
|
Количество часов
|
Дата по плану
|
Дата фактичес.
|
1
|
Хатылааһын. Мин дойдум –Саха сирэ.
|
|
Бэсиэдэ
|
1
|
2.09
|
|
2
|
Мин нэһилиэгим
|
Нэһилиэгим историята
|
Экскурсия
|
1
|
9.09
|
|
3
|
Мин улууһум
|
Улууһум историята
|
Музейный урок
Экскурсия
|
1
|
16.09
|
|
4
|
Мин республикам
|
|
|
1
|
23.09
|
|
5
|
Сахабыт сиригэр олорор омуктар, кинилэр үлэлэрэ
|
Төрүт уонна атын омуктар дьарыктара, үлэлэрэ.
|
Бэсиэдэ
|
1
|
30.09
|
|
6
|
Сахам сирэ элбэх омуктаах дойду
|
Саха сиригэр олорор омуктар
|
Бэсиэдэ
|
1
|
7.10.
|
|
7
|
Мин уруум-аймаҕым
|
Чугас аймахтарым
|
Кылаас чааһа
|
1
|
14.10
|
|
8
|
Дьиэ кэргэним үтүө үгэстэрэ
|
У меня есть своя история.
Понятие о родословной.
|
|
1
|
21.10
|
|
9
|
Дьиэ үлэтэ
|
Мин дьиэтээҕи эбээһинэстэрим
|
Исследователь-ская работа
|
1
|
28.10
|
|
10
|
Дьиэ кэргэн сынньалаҥа, бырааһынньыга
|
Биһиги сынньалаҥмытын хайдах атаарабыт
|
Встреча
Конкурс
|
1
|
11.11
|
|
11
|
Мин дьиэм
|
Дьиэҕэ-уокка мин көмөм
|
Беседа
Буклет
|
1
|
18.11
|
|
12
|
Дьиэ кэргэн үгэс буолбут дьарыга. Дьиэ сүөһүтүн иитии.
|
Мин дьиэ кэргэммэр көмөм
|
Библиотека
|
1
|
25.11
|
|
13
|
Дьиэ-кэргэним астыыр аһа-үөлэ
|
Мин аан маҥнай астаабыт аһым
|
Классный час
|
1
|
2.12
|
|
14
|
Дьиэҕэ-уокка, төрүт дьарыкка сыһыаннаах сиэр-туом
|
Өбүгэ саҕаттан тутуһуллар сиэр-туом
|
Муз.урок
Встреча
|
1
|
9.12
|
|
15
|
Дьиэ кэргэним
|
Бырайыактыыр үлэ
|
Бырайыак
|
1
|
16.12
|
|
16
|
Нэһилиэгим биллиилээх дьоно
|
Болтоҥоттон төрүттээх биллиилээх дьон
|
Бэсиэдэ, музейга экскурсия
|
1
|
23.12
|
|
17-18
|
С. А. Новгородов – лингвист-учуонай
|
С. А. Новгородов – олоҕо, айар үлэтэ.
|
Бэсиэдэ
Музейга экскурсия
|
2
|
13.01
20.01
|
|
19
|
С. А. Попов – Сэмэн Тумат
|
С. А. Попов – Сэмэн Тумат олоҕо, айар үлэтэ
|
Бэсиэдэ
Библиотекаҕаээкскурсия
|
1
|
27.01
|
|
20
|
С. А. Саввин – Күн Дьирибинэ
|
С. А. Саввин – Күн Дьирибинэ олоҕо, айар үлэтэ
|
Бэсиэдэ
Библиотекаҕаээкскурсия
|
1
|
3.02
|
|
21
|
В. А. Саввин – Саха драматическай театрын артиһа
|
В. А. Саввин – олоҕо, айар үлэтэ
|
Бэсиэдэ
Музейга экскурсия
|
1
|
10.02
|
|
22
|
Н. Д. Кривошапкин – Уот Субуруускай
|
Н. Д. Кривошапкин - Уот Субуруускай – олоҕо, айар үлэтэ.
|
Бэсиэдэ
Музейга экскурсия
|
1
|
17.02
|
|
23
|
Г. И. Макаров – Дьуон Дьаҥылы
|
Г. И. Макаров – Дьуон Дьаҥылы – олоҕо, айар үлэтэ.
|
Бэсиэдэ
Музейга экскурсия
|
1
|
24.02
|
|
24-
25
|
Харыстанар сирдэр
|
Нэһилиэкпит харыстанар сирдэрэ
|
Чинчийэр үлэ
|
2
|
3.03
10.03
|
|
26
|
Тыабыт мастара. Тиит, хатыҥ
|
Тиит, хъатыҥ туһалара. Тыаны харыстааһын
|
Чинчийэр үлэ
|
1
|
17.03
|
|
27-
28
|
Тыа, алаас олохтоохторо
|
Тыаҕа, алааска үөскүүр кыыллар-көтөрдөр
|
Чинчийэр үлэ
|
2
|
7.04
14.04
|
|
29
|
Болтоҥо күөллэрэ
|
Күөллэрбит туһалара
|
Чинчийэр үлэ
|
1
|
21.04
|
|
30-
31
|
Эмтээх оттор
|
Биһиги дойдубутугар үүнэр эмтээх оттор. Эмтээх оту хомуйарга
сүбэлэр.
|
Ефремова А. Н. көрсүһүү
|
2
|
28.04
5.05
|
|
32-
33
|
Ыһыах – саха төрүт бырааһынньыга. Ыһыахтыыр сиргэ экскурсия.
|
Ыһыах сиэрэ-туома.
|
Бэсиэдэ,
экскурсия
|
2
|
12.05
19.05
|
|
34
|
Түмүктүүр дьарык
|
|
|
1
|
26.05
|
|
Календарно-тематическое
планирование 3 класса
№
|
Тема занятия
|
Содержание
|
Форма
|
Количество часов
|
Дата по плану
|
Дата фактичес.
|
1
|
Моя семья
|
|
Сочинение
|
1
|
8.09
|
|
2
|
У моих родителей золотые руки
|
Хобби моих родителей
|
Выставка поделок
|
1
|
15.09
|
|
3
|
Моя родословная
|
У меня есть своя история.
Понятие о родословной.
|
Исследователь-ская работа
|
1
|
22.09
|
|
4
|
Герб моей семьи
|
Рисование герба семьи
|
Конкурс рисунков
|
1
|
29.09
|
|
5
|
День пожилого человека
|
Уважение и помощь пожилым людям
|
Изготовление изделий
|
1
|
6.10
|
|
6
|
Ветераны-педагоги нашего села
|
Педагогическая деятельность наших ветеранов
|
Встреча с ветеранами
|
1
|
13.10
|
|
7
|
Сохраним историческую память о переселенцах
|
История переселения Чурапчинцев.
|
Встреча с Местниковым Н. Я.
|
1
|
20.10
|
|
8
|
Памятники
|
Памятные места моего наслега
|
Презентация
|
1
|
27.10
|
|
9-
10
|
Мои бабушка и дедушка. Мои прабабушка и прадедушка.
|
Связь поколений.
Профессии моих предков.
|
Исследователь-ская работа
|
2
|
10.11
17.11
|
|
11-
12
|
Что мы знаем о традициях. Семейные традиции.
|
Знакомство с понятием «традиции».
Какие традиции в моей семье.
|
Беседа
Буклет
|
2
|
24.11
1.12
|
|
13
|
Моя Республика
|
Моя республика – Саха-Якутия.
Символы республики Саха-Якутия.
|
Библиотека
|
1
|
8.12
|
|
14-
15
|
Народы, живущие в нашей республике
|
Дружим с разными народами.
Интернациональные семьи.
|
Классный час
|
2
|
15.12
22.12
|
|
16-17
|
Традиция и культура якутского народа
|
Традиции,
правила принятия гостя
|
Дискуссия
Исследователь-ская работа
|
2
|
12.01
19.01
|
|
18-
19
|
Культы
якутского народа.
|
Культы
якутского народа, связанные с обожествлением природы. Традиции охоты.
|
Дискуссия
Исследователь-ская работа
|
2
|
26.01
2.02
|
|
20
|
С. А. Новгородов – ученый-лингвист
|
Жизнь и творчество С. А. Новгородова
|
Экскурсия в музей
|
1
|
9.02
|
|
21-
22
|
Защитники Отечества
|
Наши Защитники.
Будущие защитники Родины.
|
Встреча
Конкурс
|
2
|
16.02
2.03
|
|
23-
24
|
Что
такое “Красная книга”?
|
Редкие
виды животных и растений Якутии. Животные, занесенные в
Красную книгу.
|
Исследователь-ская работа
|
2
|
16.03
6.04
|
|
25-
26
|
Охрана природы – обязанность каждого
|
Охрана и рациональное использование природных
ресурсов.
|
Дискуссия
Исследователь-ская работа
|
2
|
13.04
20.04
|
|
.27
|
Суверенитет Республики
|
Моя Республика
|
Презентация
|
1
|
27.04
|
|
28-
29
|
«Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего
Отечества
|
История ВОВ в жизни нашей семьи.
Труженики тыла.
|
Муз.урок
Встреча
|
2
|
4.05
11.05
|
|
30
|
Подари тепло души своей
|
Весенняя неделя добра
|
Акция
|
1
|
18.05
|
|
31
|
Итоговое занятие
|
Своей
жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.1
|
Дискуссия
|
1
|
25.05
|
|
32
|
Экологическая маршрутная экскурсия
|
|
Экскурсия
|
1
|
31.05
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.