Главная / История / МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Протасова Татьяна Викторовна,

учитель истории

МБОУ СОШ р.п. Евлашево


Очень часто в учительской аудитории приходится слышать следующее: «Могу ли я научить чему-либо нынешнего ученика, если у него напрочь отсутствует желание учиться?» поиск ответа на этот вопрос привел к следующему выводу: выше изложенной ситуации не возникает, если учитель решает следующую педагогическую задачу – выращивает познавательную потребность своих учеников, т.е. мотив учения.

Чтобы деятельность ученика была полноценной и приводила к действительному усвоению содержания образования, у ученика должна быть предварительно сформирована «внутренняя цель деятельности (Я – цель). Ее возникновению предшествует появление потребности, и почти одновременно мотива деятельности. Следовательно, мотивация деятельности ученика – первая и основная задача учителя, без которой нельзя решать никакие педагогические задачи.

Если говорить проще, можно сказать и так: вы можете подвести лошадь к воде, но не можете заставить ее пить. Следовательно, мотивация – это те пути, которыми школьник идет к источнику знаний, а мотивы – это то, что пробуждает жажду знаний.

Тема мотивации хорошо разработана, и это, как не странно, создает определенные трудности, так как существует множество методик. На мой взгляд, правильный выход в такой ситуации – определить собственную позицию по этой проблеме и выбрать для работы те методики, которые более понятны и близки вашему стилю преподавания. Только в этом случае вы сможете управлять процессом побуждения и развитием детей в процессе обучения, а, следовательно, приводить к достижению «Я целей».

Психологами и педагогами предлагаются разные способы мотивации. Я остановлюсь на тех, которые мне представляются более приемлемыми с точки зрения использования их на каждом уроке.

Это следующие способы:

  • необычная форма обучения;

  • создание проблемной ситуации;

  • привлечение учеников к оценочной деятельности;

  • постоянный анализ жизненных ситуаций;

  • отказ от отметок;

  • чувство юмора;

  • культура общения.

Предлагаю остановиться подробнее на каждом способе мотивации, сопроводив его такими пояснениями, как суть способа, что дает способ или каков его результат, что требует способ для лучшего его применения.



Способ мотивации

Что дает этот способ

(особенности)

Что надо учесть для применения

Необычная форма обучения

-вовлечение всех в учебную деятельность, то есть осуществляется принцип активности в процессе обучения;

- побуждение, стимулирование к учебной деятельности;

-пробуждение положительных эмоций и интереса к предмету.

-требует четко поставленной цели, дабы за необычностья формы не потерять результат;

-эмоциогенный учебный материал без включения в активную учебную деятельность ненадолго удерживает внимание школьника и не обеспечивает его внутреннюю мотивацию;

- необходимо учитывать потребности возраста в новизне, самооценке.

Создание проблемной ситуации

- творческое владение знаниями;

- развитие мыслительных способностей;

-усвоение способов самостоятельной деятельности.

- часто для решения проблемы требуется групповая работа;

- бывает сложно управлять процессом (направлять деятельность школьников в нужное русло решения задачи).

Отказ от отметок (имеется в виду оценивание в баллах успехов и неудач, но при этом сохраняется качественное оценивание результата)

- побуждение ученика, при грамотном использовании этого способа мотивации, к самооценке, к рефлексиии своей деятельности, расширению границ своей деятельности.

  • требует определения четких критериев оценивания результатов;

- для достижения действительно хороших результатов этот способ требует системы в использовании.

Привлечение учеников к оценочной деятельности

-формирование учебных действий самооценки

(если это в системе, то и к учебному действию самоконтроля);

- снижает стресс и напряжении при оценивании ответов.

- требует выработки договоренности с учениками, за что и какую отметку ставить;

- критерии оценивания могут быть разными при самооценке, взаимооценке и при оценивании работы в группе;

- важно, что бы в оценке давался качественный, а не количественный анализ деятельности, чтобы не только констатировались недостатки, но и выявлялись их причины.

Анализ жизненной ситуации, использование личного опыта ученика

- усвоение знаний через личный опыт;

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса учащихся;

- включение в обучение эмоциональной схемы;

- видение собственный знаний в «знакомом» объекте;

- использование опыта жизнедеятельности.

- при усвоении материала школьники опираются на индивидуальный опыт личности, когда знаний не хватает, поэтому анализ жизненных ситуаций часто бывает ненаучным, искаженным.

Чувство юмора

- часто разрешает трудные, щекотливые ситуации (выручает в тех случаях, когда никакие другие способы не действуют)

- учитель смеется вместе, а не над кем-то.

Культура общения


- удержание внимания учащихся;

- пробуждение разного вида эмоций; - освоение учениками диалектики общения.

- требует умения чувствовать и понимать ученика.

Создание проблемной ситуации

8 класс, обществознание, тема «Межличностные отношения»

1. «Давайте здороваться»

- Расскажите, как вы приветствуете друг друга при встрече.

- Придумайте новые способы приветствия.

Учащиеся должны прийти в выводу, что оптимальные способы – это рукопожатие.

2. Тренинг:

- поздоровайтесь с незнакомым человеком;

- если вам стыдно, признайте свою вину первым;

- скажите приятное своему соседу;

- заговорите первым с человеком, которого вы недолюбливаете.

Учащиеся должны ответить вопросы: Удалось ли справиться с заданием? Что мешало? Что помогало?

3. «Лестница моих проблем»

- На каждой ступеньке запишите трудности, которые вы испытываете в общении с родителя, друзьями, самим собой.

Проводится анализ и поиск возможных путей выхода из ситуации.

В результате урока учащиеся сами могут самостоятельно сформулировать заповеди общения.


Привлечение учеников к оценочной деятельности

Применяется при самооценке, взаимооценке и при оценивании работы в группе.


Отказ от отметок

Используется при промежуточном тестировании во время изучения блока, сочетается с привлечением учеников к оценочной деятельности

Учащиеся сами могут выставить оценку при взаимопроверке, так как им известны ее критерии:

блок из 20 вопросов оценивается : мене 4 ошибок – высокий уровень, 4-7 – средний; 8-12 – ниже среднего; 12-16 – крайне низкий.


Постоянный анализ жизненных ситуаций

8 класс, обществознание, тема «Психологический климат в семье»

Анализ: художественного фильма «Трое мужчин и младенец в Люльке», произведения Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и т.д.


Использование личного опыта учащихся

8 класс, обществознание, тема «Что человеку нужно»

Для того, чтобы сформировать у учащихся представление о потребностях человека и о роли ценностных ориентаций в жизни предлагается выполнить следующие задания:

1. Нарисуйте дерево своих собственных потребностей. 2. Посмотрите на список своих потребностей и попробуйте их разместить на двух или нескольких деревьях, т.е. сгруппировать.

В результате работы учащиеся формулируют вывод о делении потребностей на биологические и социальные. Сильные ученики могут построить и структуру социальных потребностей.


Таким образом, главные подходы к формированию мотивации:


  • ребенка надо сравнивать с ним самим, а не с другими детьми и оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение;

  • заключение об ученике должно формулироваться в щадящей форме, с опорой на положительные стороны и возможности ребенка;

  • формировать мотивацию – значит поставить учащегося в такие условия и ситуации развертывания его активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности и внутренних устремлений самого ученика.

hello_html_m68e8eeb.png

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • История
Описание:

Мотивация деятельности ученика – первая и основная задача учителя, без которой нельзя решать никакие педагогические задачи.

 

 

Тема мотивации хорошо разработана, и это, как не странно, создает определенные трудности, так как существует множество методик. На мой взгляд, правильный выход в такой ситуации – определить собственную позицию по этой проблеме и выбрать для работы те методики, которые более понятны и близки вашему стилю преподавания. 

В ракботе рассматриваются способы мотивации, которые представляются более приемлемыми с точки зрения использования их на каждом уроке. Это следующие способы:

 

  • необычная форма обучения;

  • создание проблемной ситуации;

  • привлечение учеников к оценочной деятельности;

  • постоянный анализ жизненных ситуаций;

  • отказ от отметок;

  • чувство юмора;

  • культура общения.

 

 

Автор Протасова Татьяна Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 462
Номер материала 42000
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓