Мотивационный подход при
реализации ФГОС
Под таким подходом понимается такое
планирование и организация учебного процесса, в котором главное место
отводится активной и разносторонней, в максимальной степени творческой и
самостоятельной познавательной деятельности школьников.
Большинство
современных педагогов скажут: а как же иначе? Однако согласие с идеей далеко не
всегда реализуется на практике. И в прежних, и в издаваемых в последнее время
методических разработках довольно часто рекомендации по планированию и
проведению уроков ограничиваются характеристикой деятельности учителя, тем, что
и за какое время он должен объяснить, какие проблемы рассмотреть, какой
дополнительный материал привести.
И задачи, и ход уроков
планируются с точки зрения работы педагога, но не учащихся. Это видно по таким
формулировкам задач, как «ознакомить учащихся с…», «раскрыть причины…»,
«систематизацию и обобщение» учитель проводит на основе главного факта урока,
выделяя существенные признаки и понятия.
В подобных ситуациях школьникам
явно отводится роль слушателей, потребителей готовых знаний, в лучшем случае
воспроизводящих услышанное или прочитанное.
Именно такой практике и
противостоит деятельностный подход педагога, ориентированный на активную
познавательную деятельность школьников и воплощаемый на всех этапах
планирования и организации учебного процесса – в педагогическом целеполагании,
выборе содержания, форм и средств обучения, контроля и оценки результатов
работы.
Деятельность ученика при этом не
ограничивается категорией «учебная деятельность», а рассматривается в более
широком контексте миропознания и самопознания, личностного становления и
развития ребёнка, подростка.
Основные
принципы:
Интегративность. Взаимодействие педагогических
дисциплин – знание педагогом во-первых, базовой науки, а также психологии,
дидактики и методики.
Системность. То есть применение учителем
деятельностного подхода на всех этапах процесса обучения. Умение планировать
маршрут личностного роста ученика.
Диалог учителя и ученика. Чем более самостоятельно
работают учащиеся, тем более внимательным и гибким должно быть наблюдение
учителя за учебным процессом. Это уже не просто управление. Скорее стоит
говорить о продуманном педагогическом обеспечении, сопровождении
самостоятельной деятельности школьников (вспомните термин «педагог» - раб,
сопровождающий ребёнка).
Учитель консультант, эксперт,
со-трудник. Чем выше уровень самостоятельности и творчества в работе ученика,
тем больше профессионализма и мастерства требуется от учителя в организации и
поддержке этой работы. Владение техникой контактного взаимодействия.
В соответствии с названным
подходом задачи изучения исторического материала отдельных разделов, тем
формулируются как совокупность знаний, умений, опыта деятельности, которыми
должны овладеть школьники. Самое серьёзное внимание обращается на выбор
оптимальных форм занятий и видов учебной деятельности школьников, подбор
заданий для коллективной и индивидуальной работы.
В ходе занятий особая роль отводится
активной, разносторонней, посильной и вместе с тем развивающей (в зоне
ближайшего развития) деятельности учащихся. Наряду с некоторым числом заданий,
требующим воспроизведения изучаемого материала, широко используются преобразующие,
поисковые, творческие задания, причём не только в старших классах, но уже при
первом обращении к истории
(начальные классы и 5 класс). Приоритетная
для изучения истории работа строится таким образом, чтобы школьники по мере
продвижения от младших классов к старшим получали представление о
неоднозначности отражения событий и явлений прошлого в различных
свидетельствах, освоили элементы сопоставления анализа и критики исторического
источника, расширили опыт оценочной деятельности. Широкие возможности для
поисковой и творческой деятельности учащихся предоставляют задания,
предусматривающие сбор и изучение материалов по истории семьи, школы, села и
т.п. при этом работа проводится в музеях, библиотеках, интернете, общественных
учреждениях – собирается так называемая устная история (воспоминания людей
старших поколений, участников исторических событий).
Преподаватель истории сегодня
сталкивается с серьезными социальными вызовами. Современный динамичный и
открытый мир ставит педагогам дополнительные задачи. В их числе: сближение
мотивов учения с социальными мотивами и интересами школьников; взаимодействие
школьного образовательного пространства и социальной (для нашей страны –
полиэтничной, мультикультурной и много конфессиональной) среды.
В связи с этим обстоятельством
целесообразно обратить внимание на некоторые методические приоритеты, например,
педагогический и исторический диалог. Идея диалога предполагает
обращение к личности школьника как познающего субъекта и соответственно к его
потребностям, интересам и ценностным установкам.
Исходя из этого процесс изучения
истории рассматривается как система диалогических взаимодействий:
«учитель-ученик», «ученик – учебник»,
«ученик – исторический источник», «ученик – историк», «ученик – ученик».
Школьные курсы истории содержат
возможности для формирования широкого круга компетентности учащихся. В их
числе: когнитивная (познавательная), социально-адаптивная (гражданская),
информационно-технологическая, коммуникативная.
Приоритетные ценности и мотивационные
установки:
1.
Осознание
своей идентичности как члена семьи, этнической или религиозной группы,
локальной или региональной общности, гражданина страны.
2.
Освоение
исторически сложившихся и принятых в современном обществе гуманистических
ценностей, уважение свобод и прав человека.
3.
Представление
о культурном многообразии мира, уважение к культуре и системе ценностей своего
и других народов, толерантность.
Возрастание значения новых подходов в
обучении, перенос акцента с передачи готовых знаний на выработку общеучебных
умений, на овладение школьниками способами деятельности делают актуальным предъявление
предметного содержания в деятельностно - операционном виде – через комплекс
познавательных действий.
Продукты творчества — показатели
расширение горизонта человеческого сознания, и «новыми» они представляются,
прежде всего, опять-таки по отношению к нашему сознанию.
Учитель свободен в выборе
методики преподавания, создании собственной системы обучения, соответствующей
запросам и возможностям его учеников.
Нельзя
детей подводить под общий знаменатель, которым являешься ты сам. Закончить свою
работу хотелось бы словами классика:
Много в пространстве
невидимых форм и неслышимых
звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний
и
слова и света,
Но передаст их лишь тот,
кто умеет и видеть, и слышать.
Алексей Толстой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.