Главная / История / Мотивационный подход обучения истории в ходе реализации ФГОС

Мотивационный подход обучения истории в ходе реализации ФГОС

Мотивационный подход при реализации ФГОС


Под таким подходом понимается такое планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени творческой и самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Большинство современных педагогов скажут: а как же иначе? Однако согласие с идеей далеко не всегда реализуется на практике. И в прежних, и в издаваемых в последнее время методических разработках довольно часто рекомендации по планированию и проведению уроков ограничиваются характеристикой деятельности учителя, тем, что и за какое время он должен объяснить, какие проблемы рассмотреть, какой дополнительный материал привести.

И задачи, и ход уроков планируются с точки зрения работы педагога, но не учащихся. Это видно по таким формулировкам задач, как «ознакомить учащихся с…», «раскрыть причины…», «систематизацию и обобщение» учитель проводит на основе главного факта урока, выделяя существенные признаки и понятия.

В подобных ситуациях школьникам явно отводится роль слушателей, потребителей готовых знаний, в лучшем случае воспроизводящих услышанное или прочитанное.

Именно такой практике и противостоит деятельностный подход педагога, ориентированный на активную познавательную деятельность школьников и воплощаемый на всех этапах планирования и организации учебного процесса – в педагогическом целеполагании, выборе содержания, форм и средств обучения, контроля и оценки результатов работы.

Деятельность ученика при этом не ограничивается категорией «учебная деятельность», а рассматривается в более широком контексте миропознания и самопознания, личностного становления и развития ребёнка, подростка.


Основные принципы:


Интегративность. Взаимодействие педагогических дисциплин – знание педагогом во-первых, базовой науки, а также психологии, дидактики и методики.

Системность. То есть применение учителем деятельностного подхода на всех этапах процесса обучения. Умение планировать маршрут личностного роста ученика.

Диалог учителя и ученика. Чем более самостоятельно работают учащиеся, тем более внимательным и гибким должно быть наблюдение учителя за учебным процессом. Это уже не просто управление. Скорее стоит говорить о продуманном педагогическом обеспечении, сопровождении самостоятельной деятельности школьников (вспомните термин «педагог» - раб, сопровождающий ребёнка).

Учитель консультант, эксперт, со-трудник. Чем выше уровень самостоятельности и творчества в работе ученика, тем больше профессионализма и мастерства требуется от учителя в организации и поддержке этой работы. Владение техникой контактного взаимодействия.

В соответствии с названным подходом задачи изучения исторического материала отдельных разделов, тем формулируются как совокупность знаний, умений, опыта деятельности, которыми должны овладеть школьники. Самое серьёзное внимание обращается на выбор оптимальных форм занятий и видов учебной деятельности школьников, подбор заданий для коллективной и индивидуальной работы.

В ходе занятий особая роль отводится активной, разносторонней, посильной и вместе с тем развивающей (в зоне ближайшего развития) деятельности учащихся. Наряду с некоторым числом заданий, требующим воспроизведения изучаемого материала, широко используются преобразующие, поисковые, творческие задания, причём не только в старших классах, но уже при первом обращении к истории

(начальные классы и 5 класс). Приоритетная для изучения истории работа строится таким образом, чтобы школьники по мере продвижения от младших классов к старшим получали представление о неоднозначности отражения событий и явлений прошлого в различных свидетельствах, освоили элементы сопоставления анализа и критики исторического источника, расширили опыт оценочной деятельности. Широкие возможности для поисковой и творческой деятельности учащихся предоставляют задания, предусматривающие сбор и изучение материалов по истории семьи, школы, села и т.п. при этом работа проводится в музеях, библиотеках, интернете, общественных учреждениях – собирается так называемая устная история (воспоминания людей старших поколений, участников исторических событий).

Преподаватель истории сегодня сталкивается с серьезными социальными вызовами. Современный динамичный и открытый мир ставит педагогам дополнительные задачи. В их числе: сближение мотивов учения с социальными мотивами и интересами школьников; взаимодействие школьного образовательного пространства и социальной (для нашей страны – полиэтничной, мультикультурной и много конфессиональной) среды.

В связи с этим обстоятельством целесообразно обратить внимание на некоторые методические приоритеты, например, педагогический и исторический диалог. Идея диалога предполагает обращение к личности школьника как познающего субъекта и соответственно к его потребностям, интересам и ценностным установкам.

Исходя из этого процесс изучения истории рассматривается как система диалогических взаимодействий:

«учитель-ученик», «ученик – учебник», «ученик – исторический источник», «ученик – историк», «ученик – ученик».

Школьные курсы истории содержат возможности для формирования широкого круга компетентности учащихся. В их числе: когнитивная (познавательная), социально-адаптивная (гражданская), информационно-технологическая, коммуникативная.

Приоритетные ценности и мотивационные установки:

  1. Осознание своей идентичности как члена семьи, этнической или религиозной группы, локальной или региональной общности, гражданина страны.

  2. Освоение исторически сложившихся и принятых в современном обществе гуманистических ценностей, уважение свобод и прав человека.

  3. Представление о культурном многообразии мира, уважение к культуре и системе ценностей своего и других народов, толерантность.

Возрастание значения новых подходов в обучении, перенос акцента с передачи готовых знаний на выработку общеучебных умений, на овладение школьниками способами деятельности делают актуальным предъявление предметного содержания в деятельностно - операционном виде – через комплекс познавательных действий.

Продукты творчества — показатели расширение горизонта человеческого сознания, и «новыми» они представляются, прежде всего, опять-таки по отношению к нашему сознанию.

Учитель свободен в выборе методики преподавания, создании собственной системы обучения, соответствующей запросам и возможностям его учеников.

Нельзя детей подводить под общий знаменатель, которым являешься ты сам. Закончить свою работу хотелось бы словами классика:


Много в пространстве

невидимых форм и неслышимых звуков,

Много чудесных в нем есть сочетаний

и слова и света,

Но передаст их лишь тот,

кто умеет и видеть, и слышать.

Алексей Толстой.


Мотивационный подход обучения истории в ходе реализации ФГОС
  • История
Описание:

Данная статья представляет собой методический опыт при обучении истории в общеобразовательных школах в условиях реализации современных ФГОС. Мотивация служит отправным моментом в формировании метапредметных, коммуникативных и предметных навыках учащихся. Данные наблюдения и опыт помогут педагогам спланировать эффективнее свою работу с детьми, а именно способствовать:

1.повышению мотивации в получении дополнительных знаний;

2. изучению методов научного познания

3.выдвигать и обосновывать замысел, самостоятельно  ставить и  формулировать задачу проекта, находить метод анализа ситуации;

4. интерпретировать результаты своей деятельности.

Автор Пальцева Светлана Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 544
Номер материала 29003
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓