Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМотивационная готовность к школе

Мотивационная готовность к школе

Скачать материал
Скачать материал "Мотивационная готовность к школе"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Готовность к школе

    1 слайд

    Готовность к школе

  • Готовность к школе - 
 это не только набор определенных умений и навыков, кот...

    2 слайд

    Готовность к школе -

    это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам.

    Готовность к школе включает в себя несколько компонентов

  • Готовность к школе
 Психологическая готовность
Интеллектуальная, мотивационна...

    3 слайд

    Готовность к школе

    Психологическая готовность
    Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная
    Физическая готовность
    Здоровье, моторика рук, движения, возраст

    Специальная готовность
    Чтение, счет, учебные умения

  • Психологическая готовность   Необходимый и достаточный уровень психическог...

    4 слайд

    Психологическая готовность
    Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
    Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

    Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года.
    Успешное усвоение школьного материала.

  • Интеллектуальная готовность
Ориентировка ребенка в окружающем.
Запас знаний...

    5 слайд


    Интеллектуальная готовность


    Ориентировка ребенка в окружающем.
    Запас знаний, усвоенных в системе.
    Желание узнавать новое, любознательность.
    Развитие образных представлений.
    Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.
    Смысловое запоминание.

  • Высокая мотивационная     готовность   Наличие у ребенка познавательных интер...

    6 слайд

    Высокая мотивационная готовность
    Наличие у ребенка познавательных интересов:

    любит книги;
    любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания;
    любознателен;
    задает много вопросов.

  • Признаки познавательной активностиРебенок занимается умственной деятельностью...

    7 слайд

    Признаки познавательной активности
    Ребенок занимается умственной деятельностью.
    Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос.
    Просит почитать книги, дослушивает до конца.
    Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением.
    Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки.
    Дожидается ответа на поставленный вопрос.

  • «Социальная позиция школьника»Сформированность «социальной позиции школьника»...

    8 слайд

    «Социальная позиция школьника»
    Сформированность «социальной позиции школьника»:

    Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.

    Эмоционально –благополучное отношение к школе.




  • Личностная и социально-психологическая готовность
Принятие позиции школьник...

    9 слайд


    Личностная и социально-психологическая готовность


    Принятие позиции школьника .
    Потребность в общении.
    Умение подчиняться правилам и интересам группы.
    Способность устанавливать отношения с другими детьми.
    Способность действовать совместно с другими детьми.

  • Волевая готовность  умение сдерживать  и контролировать поведение
Умени...

    10 слайд

    Волевая готовность
    умение сдерживать и контролировать поведение

    Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
    Умение ориентироваться на заданную систему требований.
    Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.


  • Эмоционально-волевая готовность
Способность управлять своими эмоциями и повед...

    11 слайд

    Эмоционально-волевая готовность

    Способность управлять своими эмоциями и поведением.
    Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
    Стремление преодолевать трудности.
    Стремление к достижению результата своей деятельности.

  • Коммуникативная готовностьЭто умение ребенка строить свои взаимоотношени...

    12 слайд

    Коммуникативная готовность
    Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:

    играть и общаться с другими ребятами;
    быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
    общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
    доброжелательность и отсутствие агрессивности.



  • Социальные страхи 	старших дошкольников
Страх ошибки на уроке.

Страх насме...

    13 слайд

    Социальные страхи
    старших дошкольников

    Страх ошибки на уроке.

    Страх насмешки сверстников.

    Страх наказания и утраты расположения взрослых.


  • Физическая готовностьСостояние здоровья.
Физическое развитие.
Развитие анализ...

    14 слайд

    Физическая готовность
    Состояние здоровья.
    Физическое развитие.
    Развитие анализаторных систем.
    Развитие мелких групп мышц.
    Координация движений в соответствии с возрастной нормой
    Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

  • Возраст поступления в школуВ настоящее время в 1 класс поступают дети, достиг...

    15 слайд

    Возраст поступления в школу
    В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев.

    Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.

  • Здоровье будущего первоклассника проблемы с зубами – 90%
 проблемы с осанк...

    16 слайд

    Здоровье будущего первоклассника
    проблемы с зубами – 90%
    проблемы с осанкой – 70%
    лор-заболевания– 20%
    проблемы зрения – 10%

  •  Учет особенностей детей 6-7 леттт

    17 слайд

    Учет особенностей детей 6-7 лет
    тт

  • 18 слайд

  • Цель подготовки детей к школе –    выравнивание стартовых возможностей
   Соз...

    19 слайд

    Цель подготовки детей к школе – выравнивание стартовых возможностей

    Создание ситуации успеха – одно из условий гуманизации процесса подготовки в школе


    Творчество.
    Учеба.
    Общение.
    Игра.
    Труд.

    Функции:

    компенсирующая;
    адаптивная;
    развивающая.

  • Цель учителя
Создание у детей познавательной мотивации.
Осуществление преемс...

    20 слайд

    Цель учителя

    Создание у детей познавательной мотивации.
    Осуществление преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников.
    Развитие навыков учебной деятельности.
    Исключение дублирования школьной программы при подготовке детей к обучению.
    Создание условий для всестороннего развития детей.

  • Адаптация ребенка к школеМеняется социальная позиция ребенка: он становитс...

    21 слайд

    Адаптация ребенка к школе
    Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником.
    Происходит смена ведущей деятельности.
    Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.
    Проблема сдерживания двигательной активности.
    Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.

  • Схема социально-психологической 		адаптации школьникаУспешность учебной дея...

    22 слайд

    Схема социально-психологической адаптации школьника
    Успешность учебной деятельности
    Эмоциональное благополучие
    Коммуникативная успешность
    Усвоение школьных норм поведения

  • Какова цена учебных достижений?Признаки переутомления:

Нарушение сна.
Наруш...

    23 слайд

    Какова цена учебных достижений?
    Признаки переутомления:

    Нарушение сна.
    Нарушение аппетита.
    Плохое самочувствие.
    Нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи.
    Суетливость, неточность в движениях.
    Капризы, излишняя подвижность и агрессивность
    Уставший вид.


  • Готовы ли родители к школе? 
Жертвовать своим личным временем  и некоторыми...

    24 слайд

    Готовы ли родители к школе?

    Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
    Сдерживать свои эмоции.
    Не кричать, не унижать и не обижать.
    Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
    Не наказывать ребенка без причины.
    Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
    Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

  • 	Спасибо за внимание!

    25 слайд

    Спасибо за внимание!

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Родительское собрание на тему «Мотивационная готовность к школе»

 

План выступления.

 

1. Понятие психологической готовности к школе.

2. Личностная (или мотивационная) готовность к школе.

3. Актуальность темы мотивации учения (низкие показатели диагностики, отсутствие желания учиться); необходимость  оптимизации ситуации, прежде всего силами родителей.

4. Ошибки, которые совершают родители при подготовке ребёнка к школе.

         А) запугивание и школьные «страшилки»;

         Б) тревога и страхи родителей по поводу предстоящего обучения. Рассказ об этой ошибке предваряется игрой «Ассоциации» на тему «Школа».

         В) негативный школьный опыт старших братьев и сестёр;

         Г) интеллектуальные и физические перегрузки, преобладание учебной деятельности над игровой.

5. Способы и приёмы по формированию у ребёнка желания идти учиться.

6. Анкетирование на тему «Готовы ли мы отдавать своего ребёнка в школу?»

 

         На сегодняшний день, существует много различных мнений относительно того, что такое психологическая готовность к школе. Однако большинство психологов едины в том, что это многокомпонентное образование, то есть складывающееся из нескольких составляющих. Итак, психологическая готовность к школе может быть представлена следующим образом (смотри рисунок 1).

         Рассмотрим подробнее эту схему.

         Интеллектуальная готовность предполагает, что ребёнок владеет планомерным восприятием, развитым наглядно-образным и наглядно-схематическим мышлением, хорошей памятью, умеет продуктивно переключать и распределять внимание. Сюда же относят формирование предпосылок учебной деятельности (умение слушать взрослого и самостоятельно действовать по его заданию).

Социально – психологическая готовность включает в себя формирование у ребят качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Первоклассник попадает в новое окружение, где ему необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с детьми, умение уступать и защищаться.

Наконец, личностная (или мотивационная готовность) к школе предполагает наличие у ребёнка двух потребностей, познавательной и социальной, сплав которых образует «внутреннюю позицию школьника». Если таковая есть, то мы говорим о том, что дошкольник хочет идти учиться. 

Под социальной потребностью учения понимают потребность ребёнка в общении с другими людьми на новом уровне, предполагающем их оценку и одобрение, желание занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений (новую социальную позицию), строго исполнять роль ученика.

          

Рисунок 1. Составляющие психологической готовности к школе.

                   

Психологическая готовность к школе

           

 

 

 

 

Интеллектуальная готовность

 

Внимание

Память

Мышление

Восприятие

Речь

 

 

Активность

Гибкость

Уверенность

Общительность

 

 

Социально – психологическая готовность

 

Наличие познавательной потребности предполагает присутствие познавательных интересов, потребности в интеллектуальной активности, в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, а также отношение к учебной деятельности как к источнику интеллектуального удовольствия.

Почему я считаю необходимым остановиться на этом компоненте психологической готовности к школе подробнее? Дело в том, что несколько лет назад педагогический коллектив нашего ДОУ столкнулся со следующим малоприятным обстоятельством. Результаты диагностики ребят подготовительных групп показали, что многие из них не хотят идти учиться. В связи с этим воспитатели, узкие специалисты запланировали и провели большое количество мероприятий, способствующих созданию у девочек и мальчиков положительного образа школы, снятия эмоционального напряжения перед ней, формированию интереса к предстоящей учёбе. К описанной работе активно привлекались родители, так именно от них во многом зависит наличие или отсутствие у детей стремления стать первоклассниками.

Наша деятельность дала положительные результаты: большинство выпускников д\сада «Ручеёк» в нетерпением ожидали Первого сентября. В этом направлении мы продолжаем трудиться и по сей день, и сегодняшняя встреча, я надеюсь, поможет вам понять, как важна роль родителей в зарождении и развитии у ребёнка желания идти учиться.

Итак, какие ошибки совершают близкие ребёнка, который совсем скоро переступит школьный порог.

Некоторые «несознательные» родители, стремясь преодолеть нежелательные привычки, изменить  поведение своих детей, используют тактику запугивания. Одни пугают милицией, другие – врачами, а третьи – учителями. «Пойдёшь в школу, там тебя быстро заставят слушаться (или «возьмут в оборот», или «прижмут к ногтю», или «церемониться не станут» …) – согласитесь, высказывания подобного рода не могут создать положительный образ учебного заведения, вызывают недоверие к нему. Иногда ситуацию усугубляют дедушки и бабушки. Они, стараясь подготовить внука к взрослой жизни, щедро делятся «страшными» историями из школьного прошлого родителей, да и своей собственной.

Прежде чем, обсуждать следующую причину возможного нежелания идти учиться, проведём небольшое упражнение. Оно называется «Ассоциация». Уважаемые взрослые, пожалуйста, озвучьте первое, что приходит в голову, на тему «Школа».  Это может быть одно слово или словосочетание, предложение… В ваших репликах есть как положительное, так и отрицательное… Однако, любой опыт обучения родителей, высказанный или просто присутствующий в мыслях, их радужные или наоборот мрачные представления об учёбе, преподавателях, оценках вполне вероятно могут «заразить» собственных детей, передаться им.

Действительно, бывают случаи, когда от взрослых членов семьи передаются страх и тревога по поводу предстоящего обучения в школе. Чаще всего такая особенность свойственна мамам. Неоднократно в присутствии ребёнка они делятся своими переживаниями с окружающими: «Боюсь, что будет, когда Вася пойдёт в школу, - он у меня чуткий, ранимый, а учителя сейчас издёрганные, нервные и злые. А если он попадёт за одну парту с таким «бандитом» как наш соседский Петя, так он его ещё и обижать будет…» Очевидно, что подобные слова вызывают у детей вполне законные опасения и приводят к тому, что желание учиться пропадает.

Нередко отрицательное отношение к школе в целом и педагогам в частности возникает после наблюдения и общения со старшими в семье детьми. Не всегда их опыт обучения положителен. Так, будущий первоклассник замечает, что его брат или сестра много времени проводит за тетрадками, учебниками вместо того, чтобы посмотреть интересный мультфильм, пойти погулять. Возможно, малыш является частым свидетелем жёсткого «разбора полётов» после очередного родительского собрания, наказания старшего за плохие оценки. Учитывая описанное, не удивительно, что многие ребята предпочитают остаться в родном детском саду ещё на год – другой.

Наконец, о следующей причине возможного нежелания идти учиться меня заставила задуматься мама одного из воспитанников нашего дошкольного учреждения. В ходе консультации она так описала рабочую неделю своего сына: «В понедельник, среду и пятницу – у нас занятия спортом, два раза в неделю мы посещаем бассейн, по четвергам ходим в кружок рисования, а с ноября ещё «Воскресная школа» начнётся». Представив всю физическую и интеллектуальную нагрузку, которую несёт на себе шестилетний человечек, мне стало его жалко. А с его мамой я поделилась мыслями о том, что ребёнок может потерять интерес к занятиям, попросту устать учиться ещё до начала регулярного посещения «дома знаний».

Что же в состоянии сделать любящий и неравнодушный родитель для формирования у своего чада положительного образа школы, педагога и предстоящей учёбы.

1.     Прежде всего, если в вашем воспитательном арсенале есть приёмы запугивания школой, перестаньте их использовать. Не надо «сгущать краски», нагружая ребёнка информацией о многообразии минусов, присутствующих в жизни учеников начальных классов. В то же время опасайтесь другой крайности – появления на глазах малыша «розовых очков» в результате регулярного описания вами радужных картин школьных будней. Ваши рассказы об учёбе должны быть реалистичные и оптимистичные.

Давайте ребёнку правдивую информацию о школе. Не обещайте, что всё будет прекрасно и радостно. Готовьте малыша к тому, что школа – это труд, а не только праздник. Заверьте его, что вы разделите с ним все предстоящие трудности и победы.

2.     Если вы поймали себя на том, что тревожитесь по поводу будущего обучения сына или дочери, советую вспомнить высказывание известного всем Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!».

Психологи и педагоги давно говорят о том, что эмоциональное состояние родителей практически всегда передаётся их детям. Поэтому нужно прекратить беспокоиться и, разобравшись, что конкретно рождает ваши переживания, начать действовать. Если вы думаете, что ребёнок не готов к школе с интеллектуальной точки зрения, то организуйте дополнительные развивающие занятия (дома или в «Воскресной» школе и т.д.). Если опасения вызывает слабое здоровье, то в оставшееся до систематической учёбы время следует подумать о закаливающих, оздоровительных мероприятиях, посещении спортивных секций, бассейна, ледового катка… Если вы боитесь, что ребёнок не найдёт контакта с одноклассниками, педагогом, то можно поделиться своими переживаниями с детском психологом, который работает в вашем садике, выслушать его рекомендации.

3. Если в вашей семье есть старшие дети, старайтесь обсуждать их школьные проблемы в отсутствие младшего ребёнка или за «закрытыми» дверями. Следите за тем, чтобы в процессе общения с братом и сестрой будущий первоклассник получал не только негативную, но и позитивную информацию о школе. При необходимости сглаживайте совсем мрачные истории, рассуждайте вместе с детьми о причинах неудач, ищите способы разрешения учебных трудностей.

4. Объективно оцените физическую и психическую нагрузку, лежащую на вашем ребёнке. В случае посещения им большого числа развивающих кружков и секций (спортивного и интеллектуального характера), обращайте внимание на самочувствие, эмоциональное состояние малыша после окончания занятий.

Помните, что большой объём знаний, обилие информации, которую обрушивают на дошкольника, преобладание учебной деятельности над игровой может привести к переутомлению, боязни предстоящих нагрузок в школе и, как следствие, нежеланию её посещать.

5. Рассказывайте малышу о своей школьной жизни. Вспомните и поделитесь с ним впечатлениями о многочисленных утренниках, походах, спортивных состязаниях, конкурсах свидетелем и непосредственным участником которых вы были. Не лишне упомянуть о конфликтах, неприятностях, случавшихся с вами и обязательно о том, как вы с ними справлялись, кто помогал, поддерживал вас.

         6. Очень полезно для формирования у ребёнка позитивного отношения к предстоящей учёбе рассматривать вместе с ним ваши школьные фотографии, тетради, дневники, грамоты – словом все свидетельства ваших учебных будней, которые сможете найти. Такая деятельность, сопровождённая комментариями, замечаниями, шутками, если хотите, не только расширит представления будущего первоклассника, но и сделает мир школьника и жизнь родителей более понятной, сблизит вас с вашим малышом.

         7. Организуйте и проведите экскурсию по школе, в которую в скором времени поступит ваш сын или дочь. Расскажите и покажите, где находится будущий класс ребёнка, столовая, туалет, спортивный зал. Такое знакомство поможет нейтрализовать возможное чувство страха, неуверенности перед неизвестным местом, а также сформирует у малыша чувство сопричастности, возможно, гордости за свою школу.

         8. Познакомьте своё чадо с его будущей учительницей.  Необходимо, чтобы он запомнил, как её зовут. Если будет возможность и желание, пусть задаст педагогу несколько вопросов, а не ограничивается общепринятыми «здравствуйте» и «до свидания» при встрече с ним. Такая неформальная беседа опять же имеет своей целью снижение эмоционального напряжения, тревоги перед неизвестным и часто пугающим предстоящим общением с учителем.

        

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 262 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 479
    • PPTX 1.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Корнеева Юлия Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Корнеева Юлия Геннадьевна
    Корнеева Юлия Геннадьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14536
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 334 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 195 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 50 человек

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе