Главная / Начальные классы / Мотивационная готовность к школе

Мотивационная готовность к школе

Готовность к школе
Готовность к школе - это не только набор определенных умений и навыков, котор...
Готовность к школе Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная...
Психологическая готовность Необходимый и достаточный уровень психического ра...
Интеллектуальная готовность Ориентировка ребенка в окружающем. Запас знаний,...
Высокая мотивационная готовность Наличие у ребенка познавательных интересов: ...
Признаки познавательной активности Ребенок занимается умственной деятельность...
«Социальная позиция школьника» Сформированность «социальной позиции школьника...
Личностная и социально-психологическая готовность Принятие позиции школьника...
Волевая готовность умение сдерживать и контролировать поведение Умение созна...
Эмоционально-волевая готовность Способность управлять своими эмоциями и повед...
Коммуникативная готовность Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с...
Социальные страхи 	старших дошкольников Страх ошибки на уроке. Страх насмешк...
Физическая готовность Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анали...
Возраст поступления в школу В настоящее время в 1 класс поступают дети, дости...
Здоровье будущего первоклассника проблемы с зубами – 90% проблемы с осанкой ...
Учет особенностей детей 6-7 лет тт Особенности	Способы их учета Нереализован...
Особенности	Способы их учета Эмоциональная возбудимость.	Постоянные и заранее...
Цель подготовки детей к школе – выравнивание стартовых возможностей Функции: ...
Цель учителя Создание у детей познавательной мотивации. Осуществление преемс...
Адаптация ребенка к школе Меняется социальная позиция ребенка: он становит...
Схема социально-психологической 		адаптации школьника
Какова цена учебных достижений? Признаки переутомления: Нарушение сна. Наруш...
Готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми пр...
	Спасибо за внимание!
1 из 25

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Готовность к школе
Описание слайда:

Готовность к школе

№ слайда 2 Готовность к школе - это не только набор определенных умений и навыков, которые
Описание слайда:

Готовность к школе - это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов

№ слайда 3 Готовность к школе Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная, в
Описание слайда:

Готовность к школе Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная Физическая готовность Здоровье, моторика рук, движения, возраст Специальная готовность Чтение, счет, учебные умения

№ слайда 4 Психологическая готовность Необходимый и достаточный уровень психического разви
Описание слайда:

Психологическая готовность Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года. Успешное усвоение школьного материала.

№ слайда 5 Интеллектуальная готовность Ориентировка ребенка в окружающем. Запас знаний, ус
Описание слайда:

Интеллектуальная готовность Ориентировка ребенка в окружающем. Запас знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.

№ слайда 6 Высокая мотивационная готовность Наличие у ребенка познавательных интересов: люб
Описание слайда:

Высокая мотивационная готовность Наличие у ребенка познавательных интересов: любит книги; любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознателен; задает много вопросов.

№ слайда 7 Признаки познавательной активности Ребенок занимается умственной деятельностью.
Описание слайда:

Признаки познавательной активности Ребенок занимается умственной деятельностью. Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос. Просит почитать книги, дослушивает до конца. Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением. Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки. Дожидается ответа на поставленный вопрос.

№ слайда 8 «Социальная позиция школьника» Сформированность «социальной позиции школьника»:
Описание слайда:

«Социальная позиция школьника» Сформированность «социальной позиции школьника»: Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности. Эмоционально –благополучное отношение к школе.

№ слайда 9 Личностная и социально-психологическая готовность Принятие позиции школьника .
Описание слайда:

Личностная и социально-психологическая готовность Принятие позиции школьника . Потребность в общении. Умение подчиняться правилам и интересам группы. Способность устанавливать отношения с другими детьми. Способность действовать совместно с другими детьми.

№ слайда 10 Волевая готовность умение сдерживать и контролировать поведение Умение сознател
Описание слайда:

Волевая готовность умение сдерживать и контролировать поведение Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. Умение ориентироваться на заданную систему требований. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.

№ слайда 11 Эмоционально-волевая готовность Способность управлять своими эмоциями и поведени
Описание слайда:

Эмоционально-волевая готовность Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.

№ слайда 12 Коммуникативная готовность Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с др
Описание слайда:

Коммуникативная готовность Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми: играть и общаться с другими ребятами; быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам; общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения; доброжелательность и отсутствие агрессивности.

№ слайда 13 Социальные страхи 	старших дошкольников Страх ошибки на уроке. Страх насмешки с
Описание слайда:

Социальные страхи старших дошкольников Страх ошибки на уроке. Страх насмешки сверстников. Страх наказания и утраты расположения взрослых.

№ слайда 14 Физическая готовность Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализат
Описание слайда:

Физическая готовность Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

№ слайда 15 Возраст поступления в школу В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигши
Описание слайда:

Возраст поступления в школу В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев. Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.

№ слайда 16 Здоровье будущего первоклассника проблемы с зубами – 90% проблемы с осанкой – 7
Описание слайда:

Здоровье будущего первоклассника проблемы с зубами – 90% проблемы с осанкой – 70% лор-заболевания– 20% проблемы зрения – 10%

№ слайда 17 Учет особенностей детей 6-7 лет тт Особенности	Способы их учета Нереализованная
Описание слайда:

Учет особенностей детей 6-7 лет тт Особенности Способы их учета Нереализованная потребность в игровой деятельности Использование игровых методов обучения. Игровые перемены. Страх неудачи Эмоциональная поддержка. Посильность задания. Качественная оценка работы. Самооценивание. Ситуация успеха. Неустойчивое внимание. Управление вниманием с использованием внешних стимуляторов речи, звуковых эффектов. Самоутверждение в общении со сверстниками. Групповые и парные работы.

№ слайда 18 Особенности	Способы их учета Эмоциональная возбудимость.	Постоянные и заранее об
Описание слайда:

Особенности Способы их учета Эмоциональная возбудимость. Постоянные и заранее обсужденные дисциплинарные требования. Использование музыки, рисования, пластического движения. Несформированность костно-мышечной системы. Контроль за посадкой. Пальчиковая гимнастика. Физическая утомляемость. Чередование умственной и физической активности

№ слайда 19 Цель подготовки детей к школе – выравнивание стартовых возможностей Функции: ком
Описание слайда:

Цель подготовки детей к школе – выравнивание стартовых возможностей Функции: компенсирующая; адаптивная; развивающая.

№ слайда 20 Цель учителя Создание у детей познавательной мотивации. Осуществление преемстве
Описание слайда:

Цель учителя Создание у детей познавательной мотивации. Осуществление преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников. Развитие навыков учебной деятельности. Исключение дублирования школьной программы при подготовке детей к обучению. Создание условий для всестороннего развития детей.

№ слайда 21 Адаптация ребенка к школе Меняется социальная позиция ребенка: он становится
Описание слайда:

Адаптация ребенка к школе Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником. Происходит смена ведущей деятельности. Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников. Проблема сдерживания двигательной активности. Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.

№ слайда 22 Схема социально-психологической 		адаптации школьника
Описание слайда:

Схема социально-психологической адаптации школьника

№ слайда 23 Какова цена учебных достижений? Признаки переутомления: Нарушение сна. Нарушени
Описание слайда:

Какова цена учебных достижений? Признаки переутомления: Нарушение сна. Нарушение аппетита. Плохое самочувствие. Нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи. Суетливость, неточность в движениях. Капризы, излишняя подвижность и агрессивность Уставший вид.

№ слайда 24 Готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми привы
Описание слайда:

Готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками. Сдерживать свои эмоции. Не кричать, не унижать и не обижать. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Не наказывать ребенка без причины. Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой. Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

№ слайда 25 	Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Мотивационная готовность к школе
  • Начальные классы
Описание:

Родительское собрание на тему «Мотивационная готовность к школе»

 

План выступления.

 

1. Понятие психологической готовности к школе.

2. Личностная (или мотивационная) готовность к школе.

3. Актуальность темы мотивации учения (низкие показатели диагностики, отсутствие желания учиться); необходимость  оптимизации ситуации, прежде всего силами родителей.

4. Ошибки, которые совершают родители при подготовке ребёнка к школе.

         А) запугивание и школьные «страшилки»;

         Б) тревога и страхи родителей по поводу предстоящего обучения. Рассказ об этой ошибке предваряется игрой «Ассоциации» на тему «Школа».

         В) негативный школьный опыт старших братьев и сестёр;

         Г) интеллектуальные и физические перегрузки, преобладание учебной деятельности над игровой.

5. Способы и приёмы по формированию у ребёнка желания идти учиться.

6. Анкетирование на тему «Готовы ли мы отдавать своего ребёнка в школу?»

 

         На сегодняшний день, существует много различных мнений относительно того, что такое психологическая готовность к школе. Однако большинство психологов едины в том, что это многокомпонентное образование, то есть складывающееся из нескольких составляющих. Итак, психологическая готовность к школе может быть представлена следующим образом (смотри рисунок 1).

         Рассмотрим подробнее эту схему.

         Интеллектуальная готовность предполагает, что ребёнок владеет планомерным восприятием, развитым наглядно-образным и наглядно-схематическим мышлением, хорошей памятью, умеет продуктивно переключать и распределять внимание. Сюда же относят формирование предпосылок учебной деятельности (умение слушать взрослого и самостоятельно действовать по его заданию).

Социально – психологическая готовность включает в себя формирование у ребят качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Первоклассник попадает в новое окружение, где ему необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с детьми, умение уступать и защищаться.

Наконец, личностная (или мотивационная готовность) к школе предполагает наличие у ребёнка двух потребностей, познавательной и социальной, сплав которых образует «внутреннюю позицию школьника». Если таковая есть, то мы говорим о том, что дошкольник хочет идти учиться. 

Под социальной потребностью учения понимают потребность ребёнка в общении с другими людьми на новом уровне, предполагающем их оценку и одобрение, желание занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений (новую социальную позицию), строго исполнять роль ученика.

          

Рисунок 1. Составляющие психологической готовности к школе.

                   

Психологическая готовность к школе

           

 

 

 

 

Интеллектуальная готовность

 

Внимание

Память

Мышление

Восприятие

Речь

 

 

Активность

Гибкость

Уверенность

Общительность

 

 

Социально – психологическая готовность

 

Наличие познавательной потребности предполагает присутствие познавательных интересов, потребности в интеллектуальной активности, в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, а также отношение к учебной деятельности как к источнику интеллектуального удовольствия.

Почему я считаю необходимым остановиться на этом компоненте психологической готовности к школе подробнее? Дело в том, что несколько лет назад педагогический коллектив нашего ДОУ столкнулся со следующим малоприятным обстоятельством. Результаты диагностики ребят подготовительных групп показали, что многие из них не хотят идти учиться. В связи с этим воспитатели, узкие специалисты запланировали и провели большое количество мероприятий, способствующих созданию у девочек и мальчиков положительного образа школы, снятия эмоционального напряжения перед ней, формированию интереса к предстоящей учёбе. К описанной работе активно привлекались родители, так именно от них во многом зависит наличие или отсутствие у детей стремления стать первоклассниками.

Наша деятельность дала положительные результаты: большинство выпускников д\сада «Ручеёк» в нетерпением ожидали Первого сентября. В этом направлении мы продолжаем трудиться и по сей день, и сегодняшняя встреча, я надеюсь, поможет вам понять, как важна роль родителей в зарождении и развитии у ребёнка желания идти учиться.

Итак, какие ошибки совершают близкие ребёнка, который совсем скоро переступит школьный порог.

Некоторые «несознательные» родители, стремясь преодолеть нежелательные привычки, изменить  поведение своих детей, используют тактику запугивания. Одни пугают милицией, другие – врачами, а третьи – учителями. «Пойдёшь в школу, там тебя быстро заставят слушаться (или «возьмут в оборот», или «прижмут к ногтю», или «церемониться не станут» …) – согласитесь, высказывания подобного рода не могут создать положительный образ учебного заведения, вызывают недоверие к нему. Иногда ситуацию усугубляют дедушки и бабушки. Они, стараясь подготовить внука к взрослой жизни, щедро делятся «страшными» историями из школьного прошлого родителей, да и своей собственной.

Прежде чем, обсуждать следующую причину возможного нежелания идти учиться, проведём небольшое упражнение. Оно называется «Ассоциация». Уважаемые взрослые, пожалуйста, озвучьте первое, что приходит в голову, на тему «Школа».  Это может быть одно слово или словосочетание, предложение… В ваших репликах есть как положительное, так и отрицательное… Однако, любой опыт обучения родителей, высказанный или просто присутствующий в мыслях, их радужные или наоборот мрачные представления об учёбе, преподавателях, оценках вполне вероятно могут «заразить» собственных детей, передаться им.

Действительно, бывают случаи, когда от взрослых членов семьи передаются страх и тревога по поводу предстоящего обучения в школе. Чаще всего такая особенность свойственна мамам. Неоднократно в присутствии ребёнка они делятся своими переживаниями с окружающими: «Боюсь, что будет, когда Вася пойдёт в школу, - он у меня чуткий, ранимый, а учителя сейчас издёрганные, нервные и злые. А если он попадёт за одну парту с таким «бандитом» как наш соседский Петя, так он его ещё и обижать будет…» Очевидно, что подобные слова вызывают у детей вполне законные опасения и приводят к тому, что желание учиться пропадает.

Нередко отрицательное отношение к школе в целом и педагогам в частности возникает после наблюдения и общения со старшими в семье детьми. Не всегда их опыт обучения положителен. Так, будущий первоклассник замечает, что его брат или сестра много времени проводит за тетрадками, учебниками вместо того, чтобы посмотреть интересный мультфильм, пойти погулять. Возможно, малыш является частым свидетелем жёсткого «разбора полётов» после очередного родительского собрания, наказания старшего за плохие оценки. Учитывая описанное, не удивительно, что многие ребята предпочитают остаться в родном детском саду ещё на год – другой.

Наконец, о следующей причине возможного нежелания идти учиться меня заставила задуматься мама одного из воспитанников нашего дошкольного учреждения. В ходе консультации она так описала рабочую неделю своего сына: «В понедельник, среду и пятницу – у нас занятия спортом, два раза в неделю мы посещаем бассейн, по четвергам ходим в кружок рисования, а с ноября ещё «Воскресная школа» начнётся». Представив всю физическую и интеллектуальную нагрузку, которую несёт на себе шестилетний человечек, мне стало его жалко. А с его мамой я поделилась мыслями о том, что ребёнок может потерять интерес к занятиям, попросту устать учиться ещё до начала регулярного посещения «дома знаний».

Что же в состоянии сделать любящий и неравнодушный родитель для формирования у своего чада положительного образа школы, педагога и предстоящей учёбы.

1.     Прежде всего, если в вашем воспитательном арсенале есть приёмы запугивания школой, перестаньте их использовать. Не надо «сгущать краски», нагружая ребёнка информацией о многообразии минусов, присутствующих в жизни учеников начальных классов. В то же время опасайтесь другой крайности – появления на глазах малыша «розовых очков» в результате регулярного описания вами радужных картин школьных будней. Ваши рассказы об учёбе должны быть реалистичные и оптимистичные.

Давайте ребёнку правдивую информацию о школе. Не обещайте, что всё будет прекрасно и радостно. Готовьте малыша к тому, что школа – это труд, а не только праздник. Заверьте его, что вы разделите с ним все предстоящие трудности и победы.

2.     Если вы поймали себя на том, что тревожитесь по поводу будущего обучения сына или дочери, советую вспомнить высказывание известного всем Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!».

Психологи и педагоги давно говорят о том, что эмоциональное состояние родителей практически всегда передаётся их детям. Поэтому нужно прекратить беспокоиться и, разобравшись, что конкретно рождает ваши переживания, начать действовать. Если вы думаете, что ребёнок не готов к школе с интеллектуальной точки зрения, то организуйте дополнительные развивающие занятия (дома или в «Воскресной» школе и т.д.). Если опасения вызывает слабое здоровье, то в оставшееся до систематической учёбы время следует подумать о закаливающих, оздоровительных мероприятиях, посещении спортивных секций, бассейна, ледового катка… Если вы боитесь, что ребёнок не найдёт контакта с одноклассниками, педагогом, то можно поделиться своими переживаниями с детском психологом, который работает в вашем садике, выслушать его рекомендации.

3. Если в вашей семье есть старшие дети, старайтесь обсуждать их школьные проблемы в отсутствие младшего ребёнка или за «закрытыми» дверями. Следите за тем, чтобы в процессе общения с братом и сестрой будущий первоклассник получал не только негативную, но и позитивную информацию о школе. При необходимости сглаживайте совсем мрачные истории, рассуждайте вместе с детьми о причинах неудач, ищите способы разрешения учебных трудностей.

4. Объективно оцените физическую и психическую нагрузку, лежащую на вашем ребёнке. В случае посещения им большого числа развивающих кружков и секций (спортивного и интеллектуального характера), обращайте внимание на самочувствие, эмоциональное состояние малыша после окончания занятий.

Помните, что большой объём знаний, обилие информации, которую обрушивают на дошкольника, преобладание учебной деятельности над игровой может привести к переутомлению, боязни предстоящих нагрузок в школе и, как следствие, нежеланию её посещать.

5. Рассказывайте малышу о своей школьной жизни. Вспомните и поделитесь с ним впечатлениями о многочисленных утренниках, походах, спортивных состязаниях, конкурсах свидетелем и непосредственным участником которых вы были. Не лишне упомянуть о конфликтах, неприятностях, случавшихся с вами и обязательно о том, как вы с ними справлялись, кто помогал, поддерживал вас.

         6. Очень полезно для формирования у ребёнка позитивного отношения к предстоящей учёбе рассматривать вместе с ним ваши школьные фотографии, тетради, дневники, грамоты – словом все свидетельства ваших учебных будней, которые сможете найти. Такая деятельность, сопровождённая комментариями, замечаниями, шутками, если хотите, не только расширит представления будущего первоклассника, но и сделает мир школьника и жизнь родителей более понятной, сблизит вас с вашим малышом.

         7. Организуйте и проведите экскурсию по школе, в которую в скором времени поступит ваш сын или дочь. Расскажите и покажите, где находится будущий класс ребёнка, столовая, туалет, спортивный зал. Такое знакомство поможет нейтрализовать возможное чувство страха, неуверенности перед неизвестным местом, а также сформирует у малыша чувство сопричастности, возможно, гордости за свою школу.

         8. Познакомьте своё чадо с его будущей учительницей.  Необходимо, чтобы он запомнил, как её зовут. Если будет возможность и желание, пусть задаст педагогу несколько вопросов, а не ограничивается общепринятыми «здравствуйте» и «до свидания» при встрече с ним. Такая неформальная беседа опять же имеет своей целью снижение эмоционального напряжения, тревоги перед неизвестным и часто пугающим предстоящим общением с учителем.

        

 

 

Автор Корнеева Юлия Геннадьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 442
Номер материала 33055
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓