Главная / Русский язык и литература / Морфологические средства выразительности русской речи.

Морфологические средства выразительности русской речи.

Урок № 22

Предмет русского языка 10 класс «А»

Морфологические средства выразительности русской речи.

Цель сформировать умение учащихся самостоятельно использовать в устной и письменной речи представленные средства выразительности речи.

Задачи

Образовательные формировать навыки определять виды морфологических средств выразительности; определять их роль в тексте; находить их в текстах художественных произведений, использовать средства выразительности в собственной речи

Развивающие развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков

Воспитательные воспитание системы ценностных отношений к русскому языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Тип урока комбинированный

Вид урока теоретико- практический

Ресурсы презентация , слайды, карточки . иллюстрации

Ход урока

1.Организационный момент.( музыка)

Закройте глаза и представьте себе самое любимое вами (родных, прекрасную природу, любимых, животных, любимое занятие или звездное небо)

Откроем глаза и почувствуем, как прекрасен наш мир, как великолепна жизнь, как важно нести в этот чудесный мир любовь и добро.

А ощутить все великолепие мира и человека нам помогают средства художественной выразительности.

Мы с вами уже знакомы с фонетическими и лексическими средствами выразительности речи.

2.Повторение.

Предлагаю вам вспомнить их

А) (слайд) Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она.

И вот уже слышишь ты, слышишь ты, ты слышишь:

Дождик закрапал. закрапал по крыше .

Сейчас барабанить он станет,

Уже барабанит, уже барабанит. (аллитерация)

Б) Умный дурак опасней врага. (оксюморон)

В) Они сошлись:

Волна и камень,

Стихи и проза,

Лед и пламень.. (антитеза)

Г) Смотри, какой дом- большой, огромный. громадный . прям-таки грандиозный! ( градация)

Д) Бахрома снегов сверкала на солнце ( метафора)

Е) Как змея своей чешуей сверкая, серебряной нитью вился Аракс(сравнение)

Ж) Море смеялось и плакало . ( олицетворение)

3 Знакомство с темой урока.

Слайд № 1.

Работа в парах

Задание определить роль глаголов в текстах


И , как судьба меня ни хлопай,

Я устремлен душой своей

К тебе., о синий Енисей! ( формы повелительного наклонения глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности)

Он вышел из-за своего большого рабочего стола. И мы уселись в креслах около низкого столика..

Меня выслушали внимательно, пометили что-то в блокноте, спросили: «Это и все, с чем вы пришли?» (употребление форм множественного числа глаголов вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего актуализирует действие и придает особую значимость лицу, представленному . как неопределенное)

Слайд №2

Задание: какова роль существительных в стихотворении?

Свет ночной, ночные тени, 
Тени без конца, 
Ряд волшебных изменений 
Милого лица.
 
В дымках тучка,
 пурпур розы, 
Отблеск янтаря, 
И лобзания, и слезы, 
И заря, заря!.. (А. А. Фет)

Определите выразительную роль приставки раз- (рас-) в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л. Пастернаку.


Рас-стояние: версты, мили... 
Нас рас-ставили, рас-садили, 
Чтобы тихо себя вели 
По двум разным концам земли. 
Рас-стояние: версты, дали... 
Нас расклеили, распаяли, 
В две руки развели, распяв, 
И не знали, что это сплав 
Вдохновений и сухожилий... 
Не рассóрили — рассори́ли, 
Расслоили... 
Стена да ров. 
Расселили нас, как орлов — 
Заговорщиков: версты, дали... 
Не расстроили — растеряли. 
По трущобам земных широт 
Рассовали нас, как сирот. 
Который уж — ну который — март?! 
Разбили нас — как колоду карт!


Слайд №3 А сейчас проверим домашнее задание.

Домашнее задание . Вы должны были подобрать примеры омонимов ,. использованных при создании каламбуров.

Слайд № 4. Работа в группах

Особое значение выразительности тексту придают суффиксы оценки. Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов:

ик:-чик: -ок, -ёк:
-к-:
-оч-к
-а, -еч-к-а:
-ец, -ц-о (-е), -иц-е, -ец-о:
-еньк-а, -оньк-а:
-ушк-а, -юшк-а:
-ышк-о:


     . Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
          -ишк-о, -ишк-а: городишко, человечишка, хвастунишка;
          -ёнк-а, -онк-а: избёнка, шубёнка, клячонка.
     3. Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
          -ищ-е, -ищ-а: домище, ручища.

Задание. Составить предложения.

1 группа с суффиксами уменьшительно- ласкательного значения

2 группа с суффиксами пренебрежительного и увеличительного значения

Задание из практикума ( дополните ряд эпитетов примерами)

Игровой момент

Изобразите с помощью жестов и мимики следующие ситуации

Восторг от вида собора Нотр-Дам де Пари

Изумление перед красотой зведного неба

Умиление при виде животных

Слайды № 5, № 6

Составить юмористический рассказ о школьной жизни с использованием глаголов

А сейчас издать юмористические приказы с использованием глаголов.

Слайды №7 и №8

Работа в группах .

Составить текст-описание из­вестной вам картины В.М. Васнецова « Три богатыря» с помощью следующих деепричастных оборотов:

1) всматриваясь в картину;

2) символизируя смелость и отвагу;

3) напряженно вглядываясь;

4) высоко поднимая сорокапудовую палицу;

5) готовясь вступить в смертельную схватку;

6) внушая страх противнику;

7) спокойно наклонив голову;

8) почуя врага;

9) лукаво улыбаясь;

10) поражая находчивостью;

11) держа в правой руке гусли;

12) не боясь вражеских полчищ;

13) как будто возвышаясь над землей;

14) мужественно защищая свое Отечество

Слайды №9 и №10

Коррекционная работа. Индивидуальная работа .

Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

1).Если кто-нибудь скажет мне что-либо против Белова, я дам ему по физиономии.. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы. По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе.. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе!.


2)Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру. А.П.Чехов, он родился в Таганроге.. Когда у ей получился фокус, Каштанка звонко залаяла. Мой любимый уголок у стола всегда возле окна, за которым я делаю уроки. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать

3)Гусь среди их был самый старый и степенный. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. Девочка теперь сирота; мать умерла, когда ей было пять лет.

4). Многие школьники поехали на каникулы в лагеря. Они их ждали, чтобы хорошо отдохнуть.. Позади его ехала машина. Приезжий велел носильщику отнести вещи к себе.. Учитель попросил ученика прочитать свой доклад. У соседей есть собака. У ихней собаки очень смирный характер. Отец умер, когда ему было шесть лет.


Групповая работа

Используя междометия и звукоподражательные слова, составить рассказ о животных

Звуки, издаваемые
человеком

Звуки, издаваемые
животными

Звуки, издаваемые
предметами

Апчхи, ха-ха-ха, хо-хо-хо,
гы-гы-гы

Мяу, хрю-хрю, ку-ку,
гав-гав, ква-ква

Бах, хлоп,
щелк, тресь

батюшки, матушки. беда, дудки, крышка, пропасть, страсть, каюк, добро, караул, шабаш, марш ,: хватит, будет, брось, поди, помилуй, здравствуй, смотри, скажи, извините, подумаешь, будет, прости,: вон, вперед, горько, полно, прямо, довольно ;

Междометия для выражения:

  • эмоций

    • ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай, фу...

  • команды, приказа, призыва, побуждения к действию

    • на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау...

  • речевого этикета

    • здравствуй(те), до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово...

Гм. Эге.. Вжик .Дудки. Грох (хлоп). Шмыг.. Бе.Стоп. Бис.. Брень. Ага, ай, ах, ба, ого, ой, ох, тьфу, увы, ух, э, эах, эге, эх Айда, ау, баста, вон, гоп, ура, эге-гей, эй



Итог урока

 Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

Домашнее задание. Работа по карточкам

Морфологические средства выразительности русской речи.
  • Русский язык и литература
Описание:

Предмет русского языка                                                        10   класс «А»

 Морфологические средства выразительности русской речи.

Цель       сформировать умение учащихся самостоятельно использовать в устной и письменной речи представленные средства выразительности речи.

Задачи

Образовательные    формировать навыки    определять  виды  морфологических средств выразительности; определять их роль в тексте; находить их в текстах художественных произведений, использовать средства выразительности в собственной речи

Развивающие     развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков

Воспитательные   воспитание системы ценностных отношений к русскому языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Тип урока      комбинированный

Вид урока      теоретико- практический

 

Ресурсы       презентация , слайды, карточки . иллюстрации

Автор Хазгалиева Камиля Камилевна
Дата добавления 27.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3017
Номер материала 58756
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓