Главная / Физика / Мониторинг влияния использования методического приёма по обучению решению физических задач с помощью опорных карточек

Мониторинг влияния использования методического приёма по обучению решению физических задач с помощью опорных карточек

Фрагмент аналитического отчёта Тереховой Ю.Б. за 1994-1999 годы

Результаты отслеживания влияния использования методического приёма по обучению решению физических задач с помощью опорных карточек.

В 1996-97 учебном году я выбрала экспериментальный класс 7а, в котором применяла опорные карточки для обучения решения физических задач, и контрольный класс - 7г, в котором эти карточки не использовались.

В 1997-98 учебном году для этого же исследования были выбраны экспериментальный класс - 7в и контрольный класс - 7б. Влияние применения опорных карточек на формирование умения учащихся решать задачи по физике отслеживалось в течение двух лет в обеих параллелях. Для мониторинга использовались данные областных контрольных работ (Р), текущих контрольных работ (КР), контрольных срезов (КС).

Результаты мониторинга занесены в таблицы.

1996-97 УЧЕБНЫЙ ГОД

7-ые КЛАССЫ

Таблица 21

Класс

Название темы, выбранной для контроля

Механическое движение

Плотность

Сила тяжести. Вес

Давление ТТ

Давление жидкостей и газов

справилось

качество

справилось

качество

справилось

качество

справилось

качество

справилось

качество

7г (к)

100%

96%

59,1%

36,4%

88%

60%

72,7%

40,9%

100%

90,9%

7а (э)

100%

96%

100%

82,6%

100%

91,7%

100%

90,5%

100%

89,5%

Инструмент мониторинга

Р

Тема 1 (Т-1)

Р

Тема 2 (Т-2)

Р

Тема 3 (Т-3)

КС

Тема 4 (Т-4)

КС

Тема 5 (Т-5)


1997-98 УЧЕБНЫЙ ГОД

7-ые КЛАССЫ

Таблица 22

Класс

Название темы, выбранной для контроля

Механическое движение

Сила тяжести. Вес

Плотность

Давление ТТ

справилось

качество

справилось

качество

справилось

качество

справилось

качество

7б (к)

37,5%

33,3%

83,3%

65%

95,8%

82,6%

60,9%

39,1%

7в (э)

51,1%

87,5%

100%

60,7%

100%

96,4%

100%

96,3%

Инструмент мониторинга

КС

Тема 1 (Т-1)

КС

Тема 2 (Т-2)

КС

Тема 3 (Т-3)

КС

Тема 4 (Т-4)




Продолжение таблицы 22

Класс

Название темы, выбранной для контроля

Давление жидкостей и газов

Сила Архимеда

Механическая работа

Механическая мощность

справилось

качество

справилось

качество

справилось

качество

справилось

качество

7б (к)

90,5%

61,9%

82,4%

90,9%

77,3%

84,2%

63,2%

7в (э)

100%

65,4%

100%

81,8%

100%

92,3%

100%

88,5%

Инструмент мониторинга

КС

Тема 5 (Т-5)

КС

Тема 6 (Т-6)

КС

Тема 7 (Т-7)

КС

Тема 8 (Т-8)


1997-98 УЧЕБНЫЙ ГОД

8-ые КЛАССЫ

Таблица 23

Класс

Название темы, выбранной для контроля

Тепловые явления

Изменения агрегатных состояний вещества

справилось

качество

справилось

качество

8г (к)

60,9%

39,1%

65,2%

39,1%

8в (э)

88,5%

60,9%

85,7%

39,3%

Инструмент мониторинга

КР

Тема 6 (Т-6)

КР

Тема 7 (Т-7)

1998-99 УЧЕБНЫЙ ГОД

8-ые КЛАССЫ

Таблица 24

Класс

Название темы, выбранной для контроля

Тепловые явления

Изменения агрегатных состояний вещества

Сила тока, напряжение, сопротивление

Расчет сопротивления проводника

Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца

справилось

качество

справилось

качество

справилось

качество

справилось

качество

справилось

качество

8б (к)

81,8%

50,0%

88%

36%

95,5%

77,2%

100%

90%

95%

8в (э)

92,3%

57,7%

92,6%

56,6%

100%

74,1%

100%

87,5%

100%

76,9%

Инструмент мониторинга

КР

Тема 1 (Т-1)

КР

Тема 2 (Т-2)

КР

Тема 3 (Т-3)

КС

Тема 4 (Т-4)

КС

Тема 5 (Т-5)

Более наглядно полученные результаты можно изобразить на диаграммах (см.рис. 3 (а,б), 4 (а,б), 5 (а,б)).







Рис. 3. Результаты выполнения контрольных заданий учащимся 7г (8г) и 7а (8а) классов в 1996-97 и 1997-98 уч.гг.

А) Процент выполнения



Б) Процент качества









Рис. 4. Результаты выполнения контрольных заданий учащимся 7б и 7в классов в 1997-98 уч.г.

А) Процент выполнения



Б) Процент качества









Рис. 5. Результаты выполнения контрольных заданий учащимся 8б и 8в классов в 1998-99 уч.г.

А) Процент выполнения



Б) Процент качества



Полученные результаты апробации применения опорных карточек для обучения решению задач по физике доказывают эффективность использования этого методического приема.

Анализ проведенных текущих контрольных работ по изучаемым темам, контрольных срезов с целью данного мониторинга показывает, что учащиеся экспериментальных классов, систематически применяющие опорные карточки для решения физических задач делают меньше ошибок в обозначении физических величин, их единиц измерения, переводе данных задачи из одних единиц в другие, правильно выбирают формулы, необходимые для решения задач.

Выводы:

  • процент выполнения контрольных работ и срезов учащимися в экспериментальных классах оказался выше, чем в контрольных.

  • как правило, выше и процент качества выполнения работ в классах, где учащиеся пользовались опорными карточками для решения физических задач.

Анализ решения задач, предложенных учащимся для выполнения в областной контрольной работе для седьмых классов в 1997-98 учебном году показал, что учащиеся экспериментального класса справились с задачами значительно лучше учащихся контрольного класса.

Так, с решением задачи № 2 справились в экспериментальном классе 100 % учащихся, в контрольном - 83,3 %, задачу № 3 в экспериментальном классе решили также 100 % учащихся, в контрольном - 95,8 %. Задачу № 4 (нестандартную) в экспериментальном классе решили 57,1 % учащихся (больше половины класса), а в контрольном классе лишь 37,5 % учащихся (чуть больше трети класса).

Поскольку с решением задачи № 4 в экспериментальном классе справилось большее количество учащихся, чем в контрольном, то очевидно, что опорные карточки для решения задач могут применяться учеником не только для решения простейших стандартных задач, но и более сложных задач, требующих от учащихся не только знания формул, но и развитого логического мышления, умения переносить знания, умения и навыки в измененные ситуации.

В приложениях № 7,8 для примера приводятся методики обработки результатов областной и текущей контрольных работ с учетом ошибок, допущенных учащимися.

Этими карточками я пользуюсь в течение 10 лет моей работы в основной школе и считаю, что это достаточный срок, чтобы оценить результаты этого методического приема.

Опыт показывает, что работа с опорными карточками при решении задач дает хороший эффект.

Сами ребята, видя, что карточки помогают им при решении задач, с удовольствием составляют и пользуются ими. Даже самые неспособные по физике ученики учатся решать задачи, и, веря в свои силы, стараются более успешно заниматься изучением предмета.

Учителя математики и химии также считают, что на их уроках при изучении материала, связанного с физикой, учащиеся показывают хорошее знание физических величин, формул их вычисления, единиц измерения, умений переводить данные задачи из одних единиц в другие.




Мониторинг влияния использования методического приёма по обучению решению физических задач с помощью опорных карточек
  • Физика
Описание:

В данном фрагменте аналитического отчёта моей педагогической деятельности показан пример обработки результатов влияния технологии опорных систем на результат физического образования обучающихся.

Надеюсь,что данная форма мониторинга педагогического исследования, проводимого мной ещё на этапе внедрения данной технологии в образовательный процесс, поможет моим коллегам, учителям-практикам, успешно представлять результаты апробации своих методических приёмов и дидактических техник, разработанных в процессе преподавания курса физики в средней школе.

 

Автор Терехова Юлия Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 246
Номер материала 27664
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓