Главная / Музыка / «Мониторинг развития и формирования музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей детей на занятиях ритмикой»

«Мониторинг развития и формирования музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей детей на занятиях ритмикой»

«Мониторинг развития и формирования музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей детей на занятиях ритмики»

Танец – это передача чувств 
души в движениях тела.
Ч. Негре

Урок ритмики – это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии. Ритмика – это, в первую очередь восприятие музыки, её осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально- насыщенного движения.

Деятельность учащихся на уроках ритмики открывает неограниченные возможности для развития общего потенциала личности. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, прививают навыки публичного выступления. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельность совместно с познавательно-исследовательской способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Цель: «Выявление уровня развития музыкально-ритмических способностей и уровня развития психических и познавательных функций у детей с отклонениями в развитии.»

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Выявлять музыкально-ритмических способностей обучающегося;

  • Систематизировать занятия, согласно полученных данных в диагностики;

  • Дифференцировать упражнения согласно выявленным недостаткам;





Коррекционные задачи:

  • Коррекция и развитие памяти, зрительных восприятий, слухового восприятия, коррекция и развитие моторики (развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений), согласно исследованию.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;

  • воспитывать умение работать в парах, в команде;

  • воспитывать самостоятельность

Диагностика уровня развития психических и познавательных процессов на занятиях ритмикой обследование практически не разработано. Поэтом для отслеживания динамики развития детей с отклонениями в развитии на уроках ритмики, я разработала мониторинг по двум направлениям:

  1. Диагностика уровня развития музыкально-ритмических способностей обучающегося (тестирование, наблюдение).

  2. Диагностика уровня развития психических и познавательных функций обучающегося (тестирование, наблюдение).



Ссылки:

В качестве исследования уровня музыкально-ритмических способностей обучающегося использовала разработки диагностики А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика». А для диагностики уровня развития психических и познавательных функций использовался сборник «Учителю о психологии» под редакцией: В.П.Лебедевой, В.И.Панова.













Структура мониторинга:

  1. Диагностика уровня развития музыкально-ритмических способностей обучающегося (тестирование, наблюдение). Детей наблюдала по следующим критериям:

  • Муз.-ритмические движения;

  • Пластичность, гибкость;

  • Координация движений;

  • Подвижность (лабильность) нервных процессов;

  • Творческие проявления.

  1. Диагностика уровня развития психических и познавательных функций обучающегося (тестирование, наблюдение):

  • Восприятие

  • Наглядно-образное мышление

  • Внимание

  • Память

Сроки проведения: Мониторинг проводился ежегодно по трем этапа:

  • Первый этап – сентябрь. Диагностика на начало учебного года - выявляла знания, умения, навыки и на основании этого выстраивала индивидуальный подход, коррекционно-развивающую работу.

  • На втором этапе – начала февраля.  Я проверяла эффективность пути коррекции, есть ли динамика развития.

  • Третий этап - заключительная диагностика. Достигнуты ли поставленные цели и задачи (есть ли положительные сдвиги).      


Диагностика уровня развития музыкально-ритмических способностей обучающегося

В качестве ключевых качеств я выбрала:

  • Муз.-ритмические движения;

  • Пластичность, гибкость;

  • Координация движений;

  • Подвижность (лабильность) нервных процессов;

  • Творческие проявления.



Изучение перечисленных качеств происходило на основе непосредственного наблюдения за выполнением определенных нормативов, соответствующих «программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ») .

По данным диаграмме 1, после проведения мониторинга выявляется прирост ключевых физических качеств и музыкально- творческих способностей. Подобные результаты позволяют сделать следующие выводы:

  1. Организация и проведение мониторинга основаны на учете основных периодов развития детей, что инициирует резервы детского организма на уровне его желаний и возможностей.

  2. Поэтапное проведение занятий позволяет последовательно стимулировать эмоциональный тонус детей и на основе значимых для детей мотиваций способствовать росту индивидуальных достижений.

Рассмотрим особенности формирования отдельных качеств занятиями ритмики на основе его структуры:

  1. Координация как согласованность движений. Достигается на занятиях ритмикой не длительными тренировками, с их многократными уточнениями элементов движений в согласованности и упорядоченности во времени и в пространстве, а на уровне новых возникающих условий, требующих творческой инициативы детей. При этом достигается наиболее адекватное каждому ребенку включение в его творческую деятельность различных мышечных групп, которые обеспечивают выполнение пространственно-временных и динамических показателей на уровне двигательного навыка.

  2. Гибкость как динамичное свойство опорно-двигательного аппарата. Имеет для детей с ограниченными возможностями в здоровье младшего школьного периода важное развивающее и укрепляющее значение. В этом возрасте достигается высокая степень подвижности основных звеньев опорно-двигательного аппарата и развитие гибкости . Занятия ритмикой ориентировано на индивидуальные возможности ребенка, что отражается на разной амплитуде его движений в суставах. Увеличение амплитуды движений показывает улучшение гибкости и формирует качество оценки.

  3. Творческое развитие. Занятия ритмикой формируют художественную индивидуальность, умение подать себя , что прививает навык публичных выступлений. На диаграмме показан сильный прирост (от 25 до 40 баллов). Результатом этого является концертная деятельность обучающихся, что наглядно показано в разделе «Фотоматериалы».

  1. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельность, совместно с познавательно-исследовательской, способствует :

а) развивать способность детей продолжать активную творческую танцевальную деятельность и поддерживать ее при наличии утомления, чтобы противостоять усталости (специальная выносливость);

б) выполнять активную творческую деятельность за счет ресурсов собственного организма;

в) способность детей развивать импровизационную творческую деятельность

По данным графика 1, можно сделать вывод о том, что все изучаемые музыкально-ритмические качества у детей до и после занятий ритмикой оказываются практически на одинаковом уровне развития при существенной разнице увеличения среднестатистических баллов. Различия наблюдаются по всем показателям развития : после занятиями ритмикой уровень сформированности данных функций несколько выше, чем у детей которые не занимаются танцевальной деятельностью.



Диагностика уровня развития психических и познавательных функций обучающегося


График № 2 даёт возможность сделать вывод, что после занятий ритмикой улучшились показатели и выросло количество баллов , включая отдельных детей. Незначительный прирост в критерии наглядно- образном мышлении, можно объяснить недостаточной и неустойчивой эмоциональной развитостью и открытостью детей, а также общим сложным эмоционально-психическим состоянием. Данные диагностики показывают, что у детей слабо сформированы индивидуальные механизмы, инициирующие развитие эмоционального опыта и впечатлений. Средствами собственной кинезики еще не все дети умеют внешне выразить (реализовать) на занятиях возникающие ситуации. Здесь следует учитывать также специфику формирования нервной системы у детей с ограниченными возможностями здоровья, что отражается на регуляции детского поведения и выявляется необходимость формирования их жизненного опыта.

Заключение

Таким образом, результаты диагностики дают основания полагать об эффективности занятий ритмической гимнастики, построенных на занятиях хореографии. Занятия ритмикой действительно способствует всестороннему развитию личности ребенка. Благодаря мониторингу, это подтвердилось на примере психических процессов и музыкально-ритмической деятельности. Тем самым подтверждается значимость в коррекционной работе для детей с ограниченными возможностями здоровья, занятия ритмикой. Ритмическая гимнастика может стать важным разделом физического и духовного воспитания. Его включение в план школьного обучения, действительно приводит к улучшению общего развития детей, способствует интеллектуальному, эстетическому и эмоциональному развитию творческой личности.




Диаграмма 1. Среднестатистические результаты обследования уровня развития музыкально-ритмических способностей обучающихся на занятиях ритмикой (2012—2014 гг.)


hello_html_m52662dc4.gif














Диаграмма 2. Среднестатистические результаты обследования психических и познавательных функций обучающихся на занятиях ритмикой (2012—2014 гг.)

hello_html_maf6e5c3.gif
















Приложение 1 Карта диагностики уровня развития музыкально-ритмических способностей обучающегося

(на 20__-20__ учебный год)

Класс_________________________класс_________________________________________

Дата: констатирующего этапа (1) __________сентябрь________________________________

промежуточного этапа (2) ____________февраль________________________________

контрольного этапа (3) ______________май_____________________________________



Уровень

развития

Диагностика уровня развития музыкально-ритмических качеств

Муз.-ритмические движения

Пластичность, гибкость

Координация движений

Подвижность (лабильность) нервных процессов

Творческие проявления

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

































































































Итоговые данные



































Оценивание всех параметров производилось по 3-балльной системе:
3 — высокий уровень развития данной функции (качества),
2 — средний уровень развития данной функции (качества),
1 — низкий уровень развития данной функции (качества).





Приложение 1(а) Сводная карта диагностики уровня развития музыкально-ритмических способностей обучающегося

(на 20__-20__ учебный год)

Класс_______________________1-_4 класс_________________________________________

Дата: констатирующего этапа (1) __________сентябрь________________________________

промежуточного этапа (2) ____________февраль________________________________

контрольного этапа (3) ______________май_____________________________________



Уровень

развития

Диагностика уровня развития музыкально-ритмических качеств

Муз.-ритмические движения

Пластичность, гибкость

Координация движений

Подвижность (лабильность) нервных процессов

Творческие проявления

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1 класс
















2 класс
















3 класс
















4 класс
















Итоговые данные












































Приложение 2 Карта диагностики уровня развития психических и познавательных функций обучающегося

(на 20__-20__ учебный год)

Класс_________________________класс_________________________________________ ___

Дата: констатирующего этапа (1) __________сентябрь________________________________

промежуточного этапа (2) ____________февраль________________________________

контрольного этапа (3) ______________май_____________________________________



Уровень

развития

восприятие

Личностные качества

наглядно-образное мышление

внимание

Память

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3















































































Итоговые данные















Оценивание всех параметров производилось по 3-балльной системе:
3 — высокий уровень развития данной функции (качества),
2 — средний уровень развития данной функции (качества),
1 — низкий уровень развития данной функции (качества).









Приложение 2(а) Сводная карта диагностики уровня развития психических и познавательных функций

за 200___-20____ учебный год



Класс_______________________1-_4 класс_________________________________________

Дата: констатирующего этапа (1) __________сентябрь________________________________

промежуточного этапа (2) ____________февраль________________________________

контрольного этапа (3) ______________май_____________________________________



Уровень

развития

Личностные качества

Восприятие

(1)

Наглядно-образное мышление (2)

Внимание (3)

Память (4)

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1 класс













2 класс













3 класс













4 класс













Итоговые данные


































  1. Диагностика уровня развития музыкально-ритмических способностей обучающегося (тестирование, наблюдение)

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ:

Музыкально- ритмическая деятельность способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке
1 класс
а) Проявляет активный интерес к музыкально-ритмическим движениям - 3 балл;
б) Проявляет достаточный интерес к музыкально-ритмической деятельности – 2 балла;
в) Проявляет слабый интерес к музыкально-ритмической деятельности –1балла;


2 класс
а) Владеет набором программных шагов и музыкально-ритмических движений в полной мере – 3 балл;
б) Владеет набором программных шагов и музыкально-ритмических движений в достаточной мере, выполняя их с активной помощью учителя - 2 балла;
в) Затрудняется в выполнении программных шагов и музыкально-ритмических движений даже с помощью учителя–1 балла;


3 класс

а) Умеет выполнять движения под музыку с предметами (мяч, обруч) –3балл;
б) Умеет выполнять движения под музыку с предметами только с активной помощью учителя - 2 балла;
в) Затрудняется в выполнении движения под музыку с предметами даже с активной помощью учителя - 1балла;


4 класс

а) Умеет воплощать в элементарных движениях музыкально-игровой образ, инсценировать по тексту песни, попевки, стихи. – 3 балл;
б) Умеет воплощать в элементарных движениях музыкально-игровой образ, инсценировать по тексту песни, попевки, стихи только вместе с показом воспитателя - 2 балла;
в) Затрудняется в исполнении образных игровых движений даже по показу учителя -1 балла.

Пластичность, гибкость

Гибкость, пластичность мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения.

1-4 КЛАССЫ (упр. партерной гимнастики см. в разделе дидактические материалы)

а) Умеет выполнять все упражнения партерной гимнастики самостоятельно – 3 балла

б) Умеет выполнять все упражнения партерной гимнастики с помощью учителя – 2 балла

в) Не умеет выполнять или выполняет частично упражнения партерной гимнастики сам – 1 балла

Координация движений

Координация движений — точность, ловкость движений, коорди­нация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танце­вальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).

1 класс

а) самостоятельно выполняет смену рук и движений головы в упражнениях разминки – 3 балла;

б) выполняет смену рук и движений головы в упражнениях разминки с помощью учителя – 2 балла;

в) не правильно выполняет смену рук и движений головы в упражнениях разминки – 1 балла;

2 класс

а) самостоятельно выполняет смену рук и движений головы в упражнениях на середине в движении – 3 балла;

б) выполняет смену рук и движений головы в упражнениях на середине в движении с помощью учителя – 2 балла;

в) не правильно выполняет смену рук и движений головы в упражнениях на середине в движении – 1 балла;

3 класс

а) самостоятельно выполняет смену рук и движений головы в сочетании с корпусом, в упражнениях на середине и разминки– 3 балла;

б) самостоятельно выполняет смену рук и движений головы в сочетании с корпусом, в упражнениях на середине и разминки движении с помощью учителя – 2 балла;

в) не выполняет смену рук и движений головы в сочетании с корпусом, в упражнениях на середине и разминки – 1 балла;

4 класс

а) самостоятельно выполняет смену рук и движений головы в сочетании с корпусом, в танце– 3 балла;

б) самостоятельно выполняет смену рук и движений головы в сочетании с корпусом, в танце с помощью учителя – 2 балла;

в) не выполняет смену рук и движений головы в сочетании с корпусом, в танце – 1 балла;

Подвижность (лабильность) нервных процессов

Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двига­тельной реакции на изменение музыки. Норма, эталон — это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.

Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как затор­моженность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.

Оценки выставляются следующим образом: норма (3 балла); возбуди­мость (2 балла), заторможенность — (1балл).

Творческие проявления

Творческие проявления умение импровизировать под знакомую и незнако­мую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать соб­ственные, оригинальные "па". Творческая одаренность проявляется в особой выразитель­ности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку.

Степень выразительности, оригинальности также оценивается в процессе наблюдения.

Оценки выставляются следующим образом: умение импровизировать движения под музыку с применением изученного материла (3 балла); умение импровизировать движения под музыку попадание в такт (2 балла), не умеет импровизировать под музыку, движения не попадают в такт, однообразны— (1балл).

















  1. Диагностика уровня развития психических и познавательных функций обучающегося (тестирование, наблюдение).



Восприятие, понимание обучающегося – выполнение инструкции учителя, принятие помощи, темп деятельности, которые помогают составить наиболее полное представление о каждом ребенке, а также отметить задания, наиболее сложные для выполнения.

Степень восприятия и понимания оценивается в процессе наблюдения.

Оценки выставляются следующим образом: умение слушать и выполнять задания учителя со слуха и без напоминания и повтора (3 балла); : умение слушать и выполнять задания, повторяя за учителем с повтором до трех раз (2 балла), плохо слушает и выполнять задания, повторяя за учителем с повтором от трех и более раз — (1балл).

Наглядно-образное мышление - это решение задачи "с закрытыми глазами" (в уме) и без предметов. Я использую музыкально-ритмические упражнения «Забавные уроки», «Учитель танце» , логоритмические упражнения по Е. Железновой (см. раздел «Дидактичекие материалы»)

1 класс

а) уметь отгадывать и воспроизводить со слуха задание «Забавные уроки» («Птички», «Пес», «Веселая карусель») самостоятельно – 3 балла;

б) уметь отгадывать и воспроизводить со слуха задание «Забавные уроки» («Птички», «Пес», «Веселая карусель») с помощью учителя – 2 балла;

в) не отгадывает и не воспроизводит со слуха задание «Забавные уроки» («Птички», «Пес», «Веселая карусель») только после оказании помощи учителя – 1 балл;

2 класс

а) уметь отгадывать и воспроизводить в движении задание (упр. « «Зоопарк», «Облака», логоритмика «Еж», ) самостоятельно – 3 балла;

б) уметь отгадывать и воспроизводить со слуха задание «Забавные уроки» с помощью учителя – 2 балла;

в) не отгадывает и не воспроизводит со слуха задание «Забавные уроки» только после оказании помощи учителя – 1 балл;

3 класс

а) уметь отгадывать и воспроизводить в движении задание (упр. Грибы, ягоды», «Деревня», логоритмика «Гласные», «Коза», ) самостоятельно – 3 балла;

б) уметь отгадывать и воспроизводить со слуха задание (упр. Грибы, ягоды», «Деревня», логоритмика «Гласные», «Коза», ) с помощью учителя – 2 балла;

в) не отгадывает и не воспроизводит со слуха задание (упр. Грибы, ягоды», «Деревня», логоритмика «Гласные», «Коза») только после оказании помощи учителя – 1 балл;

4 класс

а) уметь отгадывать и воспроизводить в движении задание (упр. «Гномы», «Алфавит» ) самостоятельно – 3 балла;

б) уметь отгадывать и воспроизводить со слуха задание (упр. «Гномы», «Алфавит» ) с помощью учителя – 2 балла;

в) не отгадывает и не воспроизводит со слуха задание (упр. «Гномы», «Алфавит» ) только после оказании помощи учителя – 1 балл;

Внимание  одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, танце.

Тест: 1класс
1. Игра «Знакомство» (кто во что одет).
2. Игра «Светофор»
3. Партерное упражнение «День, ночь»
4. Движение под музыку, при остановки музыки «замирают»


3 – балла – ребенок точно и последовательно выполняет все задания всех игр без помощи учителя

2 балла - ребенок точно и последовательно выполняет все задания всех игр с помощи учителя
1 балл - ребенок выполняет от 1 до 3 заданий всех игр с помощи учителя

Тест: 2 – 3 класс
1. Игра « перевертыш».
2. Игра «Зеркало»
3. Партерное упражнение «День, ночь»
4. Движение под музыку, при остановки музыки «замирают»


3 – балла – ребенок точно и последовательно выполняет все задания всех игр без помощи учителя

2 балла - ребенок точно и последовательно выполняет все задания всех игр с помощи учителя
1 балл - ребенок выполняет от 1 до 3 заданий всех игр с помощи учителя

Тест: 4 класс
1. Игра « третий лишний».
2. Игра- танец « Мы танцуем Буги-вуги»
3. Партерное упражнение «Кошка, собака»
4. Движение под музыку, при остановки музыки «замирают»


3 – балла – ребенок точно и последовательно выполняет все задания всех игр без помощи учителя

2 балла - ребенок точно и последовательно выполняет все задания всех игр с помощи учителя
1 балл - ребенок выполняет от 1 до 3 заданий всех игр с помощи учителя


Память  это основа человеческого сознания, основа психики.. Любая деятельность –основана на памяти. Для диагностирования уровня развития памяти использую игры на развитие памяти

Тест: 1 класс
1. Игра « Кто рядом».
2. Игра- танец «Ладошки»
3. Игра «Семицвети»
4. Игра- танец «Самовар»


3 – балла – ребенок точно и последовательно выполняет все задания всех игр без помощи учителя

2 балла - ребенок точно и последовательно выполняет все задания всех игр с помощи учителя
1 балл - ребенок выполняет от 1 до 3 заданий всех игр с помощи учителя

Тест: 2 класс
1. Игра « Знакомство по кругу».
2. Игра « Коляда»
3. Игра «Деревня»
4. Игра «Пара слов»


3 – балла – ребенок точно и последовательно выполняет все задания всех игр без помощи учителя

2 балла - ребенок точно и последовательно выполняет все задания всех игр с помощи учителя
1 балл - ребенок выполняет от 1 до 3 заданий всех игр с помощи учителя

Тест: 3 класс
1. Игра « Знакомство по кругу».
2. Игра « Коляда»
3. Игра «Деревня»
4. Игра «Пара слов»


3 – балла – ребенок точно и последовательно выполняет все задания всех игр без помощи учителя

2 балла - ребенок точно и последовательно выполняет все задания всех игр с помощи учителя
1 балл - ребенок выполняет от 1 до 3 заданий всех игр с помощи учителя

Тест: 4 класс
1. Игра « Повтори за мной».
2. Игра- танец «Угадай мелодию»
3. Игра «Коляда»
4. Игра «Танец- не танец»


3 – балла – ребенок точно и последовательно выполняет все задания всех игр без помощи учителя

2 балла - ребенок точно и последовательно выполняет все задания всех игр с помощи учителя
1 балл - ребенок выполняет от 1 до 3 заданий всех игр с помощи учителя
















«Мониторинг развития и формирования музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей детей на занятиях ритмикой»
  • Музыка
Описание:

 

 

Деятельность учащихся на уроках ритмики открывает неограниченные возможности для развития общего потенциала личности. 

Диагностика уровня развития психических и познавательных процессов на занятиях ритмикой  обследование практически не разработано. Поэтом для отслеживания динамики развития детей с отклонениями в развитии на уроках ритмики, я разработала  мониторинг по  двум направлениям:

1. Диагностика уровня развития музыкально-ритмических способностей обучающегося (тестирование, наблюдение).

 

2.  Диагностика уровня развития психических и познавательных функций обучающегося (тестирование, наблюдение). 

 

Автор иванова виктория валерьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1787
Номер материала 26923
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓