Главная / Школьному психологу / Молодёжная субкультура как неотъемлемая составляющая развития подростка

Молодёжная субкультура как неотъемлемая составляющая развития подростка


Молодёжная субкультура

как неотъемлемая составляющая развития подростка.

Дата выступления на РМО: 29.04.2014г.

Докладчик: педагог-психолог Широкова Т.Л.

МБОУ Ковылкинская сош


Под молодежной субкультурой сегодня понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде определяют следующие факторы:

- социальная и экономическая неустойчивость российского общества и обнищание основной части населения;

- особенности социальной мобильности в российском обществе. Молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки;

-потеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. На этом фоне широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи.

Выделим три направления молодежной контркультуры:


1. Анархо-нигилистические (экстремистские субкультуры “левого” и “правого” толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными. К ним относятся:


Панки (от англ. Punk – отбросы, гнилье, что-то ненужное). Стандартной панковской прической считается “ирокез” – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду – в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки.

Основоположником панк-культуры считается английская группа “Sexpistols”. Кроме нее в почёте “Ramones” и “DeadKenedies”. Идеология панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как “зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен”, то у Панков скорее это “мир все равно плох, и ничего ему не поможет”. В отличие от хиппи панки довольно агрессивны, по политическим пристрастиям считаются анархистами.


Скинхеды – (от англ. Skinhead – бритоголовый, букв. Кожа-голова). Слушают стиль “ой”, чрезвычайно близкий к хардроку (жесткому панку). Внешний вид: прежде всего начисто выбритая голова. Стандартной одеждой являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и другая куртка (“бомбер”).

Идеология: практически все российские скины исповедуют крайне агрессивный национализм и расизм. Идеальным режимом – немецкий национал-социализм. На западе существуют “шарпы”, “шарп-скинз” (от англ. Sharp – острый, резкий), выступающие под лозунгом “скины против расовых предрассудков” и являющие крайне левой, прокоммунистической эксперемистской организацией, также “гей-скинз” (от англ. Gay – гомосексуалист), хотя обычные скины ненавидят сексуальные меньшинства еще больше, чем расовые. Частым развлечением скинов являются драки с афроамериканцами в окрестностях Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы, а также избиение представителей других национальных и расовых меньшинств, где бы те ни встретились. Кроме того, большинство скинов, особенно молодые (“пионеры”), – фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировки и часто матчи любимой команды, где устраивают драки с фанатами других клубов.


Металлисты – поклонники металла. По их мнению, существуют как минимум три основных направления “металла” (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд (от англ. thrash – бить, doom рок, судьба и dead – мертвец соответственно) и, следовательно, трэшеры, думеры и дэд-металлисты. Внешний вид: фактически такой же, как у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается черному. Для металлистов конца 80-х – начала 90-х характерно наличие в одежде большого количества металлических заклепок и цепей. Идеология: из всех движений металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям.


Гопники – неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени сообщество. Они быстро проявили себя как “культурные враги” большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.


Футбольные фанаты – Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты – сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского “Спартака” выделяются, в частности, такие группы, как “Ред-уайтхулиганс”, “Гладиаторы”, “Восточный фронт”, “Северный фронт” и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, – “правые”. В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. “Правые” выезжают на все матчи команды, их основная функция – заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков (“волну” и т.д.), но также и командовать “военными действиями” – битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками – нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из “Правых”.


Хакеры – этим термином называют всех сетевых взломщиков, создателей компьютерных вирусов и других компьютерных преступников, таких как кардеры (используют чужую кредитную карту), крэкеры( взлом системы защит (в частности защиты программного обеспечения, создание крэков), скрипт-кидди (используют всё готовое, самые распространённые уязвимости, доступные эксплойты, сам не умеет найти уязвимость или написать эксплойт (фрагмент программного кода, который, использует возможности, предоставляемые ошибкой). Злостные взломщики согласно международным законам по борьбе с киберпреступностью подлежат экстрадиции подобно военным преступникам.


Сатанисты – истоки этого течения лежат в 1950-х годах, когда Ла Вей основал сообщество, практиковавших совокупность магии (как психодрамы) и гедонистической эгоистической философии. Сам ЛаВей признавал, что на формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше, Рагнара Рыжебородого, Николо Макиавелли, Джека Лондона, биографии таких известных личностей, как Василий Захарофф, граф Калиостро и Григорий Распутин. В 1966 году ЛаВей основывает Церковь Сатаны, а три года спустяпубликует “Сатанинскую библию”, в которой описываются основы сатанинского мировоззрения – отказ от поклонения чему-либо или кому-либо (иными словами сатанизм не есть “культ зла”); необходимость личного развития (сатанизм позиционируется как мировоззрение самостоятельных индивидов – способных совершать осознанный выбор); отход от догм христианской или иной традиционной морали.


2. Романтико-эскапистские субкультуры – отличаются определенным мировоззрением и образом жизни, предполагают собой раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью наркотиков; нарушение общественных приличий.


Хиппи – идеология – человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви, способствующей единению людей. Проповедуют пацифизм: призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Верят в высшую реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Выйти к ней можно через изменение сознания посредством искусства. Отсюда интерес к религии, творческой деятельности. Стремление к естественности выражается в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос), не производить активных, целенаправленных действий, бездействовать, быть непритязательным в быту, уметь переносить невзгоды и лишения. Хиппи – романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Хотят быть независимыми от общественных условностей, свободными личностями. Для раскрепощения своего сознания и ощущения свободы в среде хиппи распространено курение гашиша, употребление ЛСД. Увлекаются философией Востока. Из музыкальных течений предпочитают мягкий рок.


Индеанисты – они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. Нечто среднее между клубом американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей “этнографической” атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, – перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70 – начале 80 гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения и индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным и энергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 1985-90 гг. Они не замкнуты, но контакты с представителями других молодежных субкультур индеанистов интересуют мало.


Толкиенисты и вообще ролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты – поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда РуэлаТолкиена, (на сленге толкиенистов – Профессор). Книги Дж. Р.Р. Толкиена “Властелин колец”, “Сильмарион” и другие относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одной из которых были заимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.), другие – выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского). Толкиенисты вживаются в этот мир, воображая себя его жителями. Во время игр (“хичек”) группа молодых людей выезжает в лес, где, распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкиена.


Готы – движение, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, может проявляться интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам, любовь к готической музыке (готик-рок, готик-метал, дэт-рок, дарквейв и т. п.). Готическое мировоззрение можно характеризовать, как склонность к “темному” восприятию мира, некий романтико-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него), полуромантическое восприятие смерти. Также характерными чертами готов являются “артистичность” и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов творчества).


Эмо – (англ. emo: от emotional – эмоциональный) – молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют Эмо-киды (emo + англ. kid – молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy – мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl – девочка, девушка).Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. Эмо-культура пропагандирует здоровый образ жизни: отказ от табака, наркотиков и алкоголя, разборчивость в половых связях. Однако только меньшинство представителей эмо следуют этим правилам. Большое значение придаётся таким ценностям, как дружба и любовь. Духовными идеалами культуры являются правдивость, честность, верность, искренность. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком, носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Многие из них увлекаются аниме.

Фрики - Люди, которые любят ярко и привлекающее одеваться и вести себя. Здесь и яркие цвета одежды, и тату и различный пирсинг. По сути эти люди не только ярко выглядят, они и ярко мыслят. Обычно такие люди это певцы, писатели, композиторы… Фрик-культура – это культура смелых и абсолютно отвязных людей.

3.Гедонистическо-развлекательные:

Байкеры – (от англ. разг. Bike – велосипед, мотоцикл), которых часто называли рокерами. Однако рокерами себя считают практически все поклонники рока – панки, металлисты и многие другие. Поэтому данное определение нельзя считать корректным. Слушают тяжелый рок. Вообще байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий, что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступают совершенно не похожие друг на друга исполнители. Основное понятие в идеологии байкеров – мотоцикл. Весь мир делится на тех, кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают.


Рэйверы – (от англ. Rave – бред, бессвязная речь) возник в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде. Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, “экстази”. Принятие галлюциногенов с целью “расширения сознания” стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры.


Растаманы – появились в начале 1990-х годов, они зачастую не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Частов одежде используют комбинацию цветов “красный-жёлтый-зелёный”, носят дреды. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы – по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли.


Рэпперы, брейк-дансеры, графиттеры – Слушают рэп –музыку черных американцев. Одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с преобладанием ярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают себе прически, свойственные только афроамериканцам. Субкультура рэпа во многом пересекается с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скейтбордисты слушают рэп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.


Мажоры, гламурщики – английское слово glamour возникло в средние века как вариант к grammar “грамматика”, “книга”, заимствованного из фр. grammaire (развитие значения такое: грамматика = сложная книга = книга заклинаний = колдовство, заклинания = чары, очарование). Применяется, прежде всего, к людям, страдающим погоней за модой, моде на одежду и косметику, а в расширительном употреблении – также к стилю жизни, развлечениям и прочему. К “гламурным” обычно относят стандарты одежды и жизни, рекламируемые в “женских” и “мужских” глянцевых журналах (понятия “глянцевый журнал” и “гламурный журнал”, “гламур” и “глянец” часто выступают как взаимозаменимые).

Педагогическое руководство процессом взаимодействия подростков с неформальными группами. Профилактика вовлечения молодежи в

неформальные группы деструктивной направленности

Возникновение неформальных молодёжных объединений - это объективное явление. Поэтому своевременной является постановка вопроса о социализации подростков в неформальных молодёжных объединениях. В этих целях, прежде всего, требуется преодоление стереотипов по отношению к ним.
Неформальная группа может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены её прогрессивные возможности. Но неформальная группа может превратиться в силу, калечащую, личность, деформируюшую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира в том числе и к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность.
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о положительно направленном социализирующем воздействии на подростков. Оно даст возможность развивать творческие способности и открывать пути самореализации личности. В своих высших формах неформальная группа может служить целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаться эти задачи будут своеобразно: ограниченное сочетание культурного отдыха с разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.
В стратегии создания успешной социализации подростков предлагается два основных подхода: можно идти от наиболее острых сиюминутных ситуаций, которые будут задавать тон отношениям педагогов и учащихся, или опережать развитие событий, опираясь на социально-педагогический анализ и прогноз развития ситуации социализации, помогая подросткам и юношам вырваться из под гнёта обстоятельств.

В современной педагогической практике наблюдается несколько типов таких стратегий:
1-й тип таких стратегий - попустительские стратегии, или стратегии ухода от работы с подростками, и перекладывания ответственности за это на кого-либо другого (на родителей, милицию и так далее) - к сожалению, это самый распространённый тип стратегий. Попустительские стратегии не являются в точном смысле слова стратегиями деятельности. Это скорее антистратегии деятельности. 
2-й тип этих стратегий - «тушение пожаров» - оперативное реагирование на уже случившиеся происшествия, на явные и наметившиеся (иногда - не наметившиеся) отклонения в поведении и его коррекция социально-психологическими и социально-педагогическими методами (встречается достаточно часто).
3-й тип - карающая реакция на девиантное или противоправное поведение подростков (встречается ещё довольно часто). Заключается в организации «наказаний за нарушение дисциплины и порядка». Этот тип стратегий наименее продуктивен как негуманистический, поскольку он очень быстро истощает свой «воспитательный ресурс», а, следовательно, может быть не правилом, а лишь исключением из него.
4-й тип - вовлечение в деятельность, «отвлекающую» от бесцельного времяпрепровождения, организация разнообразной развивающей (социализирующей) деятельности и общения, создание среды социализации личности (встречается, но, к сожаления, реже). 
5-й тип стратегий - индивидуально-профилактическая работа, основанная на знании личности подростка, на анализе субкультурных групповых процессов и тенденций в сообществах сверстников и оперативной криминогенной обстановки.
6-й тип стратегий - стратегии организации системы охранно-защитных, социально-педагогических и социально-психологических условий для успешной социализации подростков в неформальных объединениях.

Каждый из перечисленных шести стратегий (включая и третью) может быть продуктивен в определённых конкретных условиях.
 
Наиболее продуктивным нам представляется тип системной стратегии создания условий для успешной социализации подростков. Он включает в себя в качестве элементов каждый из предыдущих типов стратегий, опираясь на стратегии индивидуально-профилактической работы и на стратегии вовлечения подростков в социально и личностно значимую деятельность.
 
Организация работы по сопровождению неформальных объединений подростков может строится в двух, условно выделенных, направлениях:
направление: превентивное, его задача - профилактика ожидаемого неблагополучия, имеющее комплекс предпосылок для возможных отклонений в социализации, в силу различных причин: генетического, медико-биологического, социального, психолого-педагогического факторов риска. 
направление: актуальное, и его задача - оказание психолого-педагогической, медико-социальной помощи неформальным группам, имеющим негативные проявления под влиянием средовых факторов.
Такое деление необходимо для организации сопровождения неформальных объединений подростков, подбора диагностических методик, разработки технологий сопровождения. Например, при сопровождении подростков, имеющих предпосылки для возникновения возможных отклонений в процессе социализации, необходимо делать основной акцент на профилактической работе. Для предупреждения данных отклонений необходимо как можно раньше узнать, каким образом можно организовать взаимодействие различных служб, специалистов, родителей, педагогов. Поэтому на первое место в организации педагогического и психологического сопровождения деятельности неформальной группы выступает сбор информации о составе и структуре неформального объединения, его направленности, о каждом члене объединения (его состояния, отношения в семье, школе, с данной группой); - при необходимости, оказывать помощь подростку и всей группе в целом.

Выделяются следующие личностные особенности подростка, которые повышают риск вовлечения в неформальные молодежные группы деструктивной направленности:

  • трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей;

  • переживание собственной неуспешности;

  • трудности самопонимания, неадекватная самооценка;

  • отсутствие позитивных жизненных целей;

  • неумение взаимодействовать с окружающими;

  • неустойчивость эмоциональной сферы.


Возможно найти пути, варианты поддержки подростков:
анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих подростка и воздействующих на него;
социальному педагогу необходимо анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт; он должен направлять деятельность подростка на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки, даже находясь в группе;
социальному педагогу необходимо заниматься координацией и объединением различных специалистов, организацией, решающих проблемы социализации подростка, и к защите его прав;
одна из функций социальной педагогики должна сводиться к организации исследований различных проблем социализации подростков при его взаимодействии с неформальным объединением, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров.

Социальный педагог должен заниматься проблемой: подросток и неформальное объединение, регулировать отношения подростка в неформальной группе. Чтобы помочь подростку адаптироваться в обществе как личность, важно ответить на вопрос: «Что необходимо сделать в современной системе образования, чтобы реально помочь и подготовить подростка к труду и выбору профессии?».
При изучении характеристики неформальных молодёжных объединений следует выявить:
присутствует ли иерархическая лестница;
кто является лидером;
состав неформальных молодёжных объединений;
степень влияния лидера на остальных «неформалов»;
направленность неформальных молодёжных объединений и другое.
В современных условиях очень важно чтобы социальный педагог работал совместно с родителями и преподавателями. Важное направление в работе социалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье. Эти направления очень важны в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими направлениями ограничиваться нельзя и поэтому учёные разработали рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными молодёжными объединениями. Другим профилактическим средством является выделение неформальных молодёжных объединений из «подполья». Ведь молодежь тянется к тому, что «нельзя», ажиотаж и запреты порождают появление эксцентричности.
 
Успех профилактической работы во многом зависит и от того, насколько будет преодолён «образ врага», формирующийся часто в сознании лиц, ответственных за воспитание молодёжи и профилактику правонарушений. Раздражение, недовольство по поводу причёсок, атрибутов, увлечений отдаляют субъект профилактики. В результате «образ врага» складывается у некоторых членов группы по отношению к представителям правоохранительным органам и педагогам. Нужно говорить с молодёжью «на одном языке», то есть глубоко разбираться в проблемах волнующих молодежь, знать истоки модных, популярных течений, их позитивное и негативное содержание и последствия. Некоторые педагоги, социологи предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен.

Профилактическая работа, как правило, включает социально-педагогическую и психологическую диагностику класса (обучающихся), проведение разнообразных диспутов и дискуссий с детьми («Выбираю круг общения», «Что мы знаем о современных неформальных объединениях», «Неформалы: путь к себе или…», «Субкультура: «За» и «Против»).

Целесообразна организация деловых игр с целью выявления интересных и социально-значимых занятий: «Мой мир со знаком плюс и минус», «Свобода и ответственность».

Значимо проведение тренингов личностного роста («Принимаю себя», «Познаю себя», «Я разрешаю конфликты» и пр.), циклов занятий, направленных на формирование толерантности.

Следует также знакомить молодежь с широким спектром возможностей учреждений дополнительного образования, вовлекать в разнообразную досуговую деятельность с учетом их персональных особенностей и склонностей.

Одной из составляющих воспитательного процесса является просвещение родителей. Важными темами для разговора могут стать следующие: «Причины участия подростков в неформальных объединениях», «Виды современных неформальных объединений», «Деструктивные неформальные молодежные объединения как фактор риска».


При работе с неформальными молодежными объединениями возможны следующие варианты:

- переориентация лидера (вожака) группы и посредствующее воздействие через него на всю группу;
- в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося» вожака от группы (направление его в специальное техническое училище или в спецшколу);
- включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и т.д.)и организация последующего их влияния на остальных участников группы неформальных молодёжных объединений;
- приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под руководством опытного, авторитетного воспитателя.

Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому участнику группы и дифференцированный подход к каждой группе.
Надо делать упор не на запрещённые группы, а на обсуждение проблем, волнующих эту молодежь, убеждать в заблуждениях, показать истинные ценности отечественной и зарубежной культуры.

В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер. 
При разработке рекомендаций по профилактике поведения «неформалов» нельзя не сказать об организации свободного времени подростка. Приоритетными направлениями в деятельности школы по организации свободного времени учащихся должны быть:
- забота о многообразии содержания, нравственном и физическом здоровье учащихся, их духовном развитии;
- сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы с учащимися;
- организация совместной познавательной, общественно-полезной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной, досуговой деятельности педагогов, учащихся, их родителей;
- обеспечение гуманистических отношений детей и взрослых, нравственного микроклимата;
- организация общения учащихся как особого вида их деятельности, формирование культуры общения;
- использование игры как принципа, метода, средства организации свободного времени учащихся, специфического вида деятельности;
- создание необходимых финансово-материальных условий для включения каждого учащегося во внеучебную деятельность с учётом его интересов, возраста, пола, необходимости оказания педагогической поддержки.

Работа с учащимися по организации свободного времени:
- изменение позиции ученика (заинтересованная, созидательная, активная, творческая, организаторская, пассивная, нейтральная, отрицательная);
- включённость каждого учащегося в разнообразные формы школьной и внешкольной работы;
наличие учащихся - организаторов свободного времени (от выявления интересов учащихся, создания условий для удовлетворения до определения воспитательной эффективности внеучебной деятельности);
наличие органов ученического самоуправления, их роль в организации свободного времени учащихся;
организация межвозрастного общения во внеучебной деятельности (разновозрастные объединения, сотрудничество старших и младших, поддержка формирования интереса к различным видам деятельности);

Организация свободного времени неформальных объединений может состоять из трёх этапов:

1 этап - организационный 
выявление интересов, склонностей, потребностей неформальной группы; создание условий для организации многообразной по содержанию и формам работы (подбор кадров организаторов творческих объединений из числа педагогов школы, учреждений дополнительного образования, родителей, общественности, самих учащихся); определение места работы (кабинеты, библиотека, спортивные и актовые залы, учреждения дополнительного образования, использование возможностей семьи и окружающей среды); определение содержания, форм и методов организации, режима свободного времени, разработка программ кружков, клубов, других творческих объединений; анализ организационного периода и оценка готовности (педсовет, совещание при директоре, совет школы с участием учащихся, родителей, представителей учреждений дополнительного образования, руководителей творческих объединений).
2 этап - непосредственная организация внеучебной деятельности. 
3 этап - подведение итогов.
творческие отчеты коллективов, объединений, отдельных учащихся (концерты, выставки, фотогазеты, рефераты, конференции); соотношение результатов с поставленными в начале учебного года целями и задачами (творческая конференция всех организаторов свободного времени учащихся). 
В зависимости от вида и характера объединения «неформалов» выделяют  три основных направления социально-педагогической работы:
- агитация молодёжи, если движение просоциально;
- разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом;
- переориентация в первую очередь лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков-«неформалов». 
Практика показывает, что силовые, жёсткие методы, малоэффективны, хотя и применяются. Если же социальный педагог находит общий язык с подростками, если «неформалы» видят, что общество пытается их понять, помочь им, то подростки идут на контакт, рассказывают о своих проблемах, об успехах. Именно такая двусторонняя связь, между «неформалом» и социальным педагогам, налаженная путём подбора «ключика» к душе подростка и становится основной в профилактической работе и в социально-педагогической коррекции подростка, его поведении и взглядов.
Когда подросток входит в неформальные молодёжные объединения или решает стать «неформалом», то главной привлекающей силой становиться не глубокое осмысление сущности данного движения, а скорее внешняя оболочка неформальных молодёжных объединений. Когда неформальные группы носят просоциальный характер, то это всех устраивает и родителей и педагогов, а также всё общество в целом, но стоит только «неформалам» перейти границы дозволенного, сразу же происходит ответная реакция от окружающего социума. 
Работа неформальными молодёжными объединениями необходима, как с асоциальными и антисоциальными движениями, так и с просоциальными движениями, но работа не запрещающего, карающего, а скорее агитационного, завлекающего характера. И, наоборот, с асоциальными и антисоциальными следует вести более жесткую политику. Но для начала, всегда, каким бы неформальным молодежным объединением не было, не стоит сразу разобщать это движение, запрещать.

Об эффективности воспитательной работы можно судить по:

- появлению у обучающихся оптимистической и рефлексивной жизненной позиции, выражающейся в позитивном отношении к себе и окружающим, адекватной самооценке;

- ориентации на гуманистические ценности;

- готовности к саморазвитию и самовоспитанию.

Главным итогом работы должен стать выход учащихся школы из состава деструктивных объединений.

Решение данной проблемы будет более успешным при комплексном взаимодействии психолога, социального педагога с классными руководителями, родителями, другим значимым социальным окружением подростков.


7


Молодёжная субкультура как неотъемлемая составляющая развития подростка
  • Школьному психологу
Описание:

Молодёжная субкультура

 как неотъемлемая составляющая развития подростка.

Под молодежной субкультурой сегодня понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде определяют следующие факторы:

- социальная и экономическая неустойчивость российского общества и обнищание основной части населения;

-  особенности социальной мобильности в российском обществе. Молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки;

 

-потеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. На этом фоне широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи.

Автор Широкова Татьяна Леонидовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 510
Номер материала 28338
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓