Главная / Другое / Мое свободное время (практикум)

Мое свободное время (практикум)

«МОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ»

(ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ)

Цели и задачи классного часа:

  • профилактика детской и подростковой беспризорности и правонарушений среди школьников;

  • воспитание потребности в организованном проведении досуга подростками;

  • развитие навыков противодействия «модным» увлечениям: подростков.

Ход классного часа

Что такое «подростковая безнадзорность»?!

Социальный педагог: Чем заняться в свободное время? Этот вопрос, наверное, волнует каждого подростка в современном обществе. Как правильно организовать свой досуг, избежать влияния вредных привычек и игромании – вот об этих проблемах и пойдет сегодня речь на нашем классном часе.

Во многих уголках нашей страны большинство ребят вашего возраста не могут правильно организовать свое свободное время. Значительная часть таких подростков бесцельно бродит по улицам и, не замечая этого, становится бродягами. Это страшное явление.

Ребята, вы должны знать, что в нашей стране существует ряд законов, которые направлены на профилактику подростковой безнадзорности.

Основные понятия:

несовершеннолетний – лицо, не достигшее возра­ста восемнадцати лет;

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неис­полнения или ненадлежащего исполнения обязан­ностей по его воспитанию, обучению и (или) содер­жанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный – безнадзорный, не имеющий мес­та жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в об­становке, представляющей опасность для его жиз­ни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо соверша­ет правонарушение или антиобщественные дей­ствия;

антиобщественные действия – действия несовер­шеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотроп­ных и (или) одурманивающих веществ, алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции, пива и на­питков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайни­чеством, а также иные действия, нарушающие пра­ва и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положе­нии, – семья, имеющая детей, находящихся в со­циально опасном положении, а также семья, где родители или инке законные представители несо­вершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа – дея­тельность по своевременному выявлению несовер­шеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально–пе­дагогической реабилитации и (или) предупрежде­нию совершения ими правонарушений и антиоб­щественных действий;

  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемым в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

  • пиво и напитки, изготавливаемые на его основе,

  • пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливае­мые на основе пива напитки с указанным содержа­нием этилового спирта.

. Основные задачи и принципы деятельнос­ти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них являются:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий не­совершеннолетних, выявление и устранение при­чин и условий, способствующих этому;

  • обеспечение защиты прав и законных интересов не­совершеннолетних;

  • социально–педагогическая реабилитация несовер­шеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

  • выявление и пресечение случаев вовлечения несо­вершеннолетних в совершение преступлений и ан­тиобщественных действий. <...>»

Социальный педагог: Ребята, выскажите свое мнение, почему подростки начинают бродяжничать? К каким последствиям может привести бесцельное провождение свободного вре­мени? Почему так опасны детская беспризорность и без­надзорность?

(Варианты ответов учеников.)

Так ли безобидны подростковые увлечения?

Социальный педагог: Ребята, мы рассмотрели проблему, когда подростки вообще ничем не занимаются в свободное время, просто бродяжничают в поисках приключений.

Но большая часть подростков увлекается различны­ми видами спорта, музыкой, компьютерными играми, чтением книг, собиранием марок или монет. Вроде бы все хорошо – ребята увлечены любимым делом и для совершения проступков просто нет времени. Но и здесь есть определенные проблемы.

А что такое вообще увлечения в подростковом воз­расте?

Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Как правило, увлечения имеют внеучебный характер. Со школьным обучением пересека­ются только интеллектуально–эстетические — исто­рия, музыка, цветоводство, рисование, радиотехника. Бы­вает, что увлечение любимым делом отрывает ребенка от учебы в школе. Эгоцентрические увлечения — изу­чение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модными видами спорта, участие в художествен­ной самодеятельности. То есть любое дело становится лишь средством демонстрации своих успехов. Подрост­ки стремятся выделиться оригинальностью своих заня­тий, возвыситься в глазах окружающих. Этим ребятам также свойственны и лидерские увлечения, которые сво­дятся к поиску ситуаций, где можно что–то организо­вать, руководить сверстниками. Они меняют группы, секции, кружки до тех пор, пока не найдут ту, где могут стать лидерами. Телесно–мануальные увлечения связа­ны с намерением укрепить свою силу, выносливость, при­обрести ловкость. К ним относятся спорт, вождение мо­тоцикла, картинга. Накопительские увлечения — кол­лекционирование во всех его видах, которое может соче­таться с познавательной потребностью (марки), с накоп­лением материальных благ (старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать моде — наклейки, эти­кетки, пачки от сигарет.

К сожалению, в настоящее время некоторые увлече­ния подростков становятся вредными для их возраста:

  • hello_html_40838eaa.gifдолгое времяпровождение за экранами компьютерных игр или игровых автоматов может привести к психической депрессии подростка.

Самый примитивный вид увлечений — ииформативно–коммуникативный, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться: это многочасовые пустые разговор в дворовой компании, созерцание происходящего вокруг — витрин магазинов, уличных происшествий, «глазение» в телевизор. Такое времяпрепровождение трудно назвать увлечением, но оно очень характерно для большей части подростков. Именно в их среде возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправны поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией наркоманией, бродяжничеством.

Музыкально–спортивное увлечение брейкеров захлестнуло многих подростков и молодежь в современном мире. Брейк (от англ. Ьгеак–dаnсе) – особый вид танца, включающий разнообразные спортивно–акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение. Есть и другое толкование – в одном из значений брейк означает «из­ломанный танец» или «танец на мостовой». Поклонни­ки этого течения объединены самозабвенной страстью к типцам, стремлением их пропагандировать и демонстри­ровать буквально в любой ситуации. Да, это спорт, это красиво, но порой это опасно, да и появление групп брей­керов в людных местах не всегда приятно окружающим.

А вот об увлечениях граффитчиков можно поспо­рить. Если подростки организованно, в специально отве­денных для этого местах, проводят соревнования по ис­кусству росписи на любой поверхности с помощью бал­лончиков, то это привлекает внимание многих прохо­жих. Но вот расписанные стены домов и заборов в лю­бом населенном пункте страны вряд ли обрадуют взрос­лого человека. Скорее всего, подобные действия «экстрималов» граффитчиков граничат с преступлением — пор­чей общественного, личного имущества или с вандализ­мом.

Ребята, выскажите свое мнение, что полезного в по­добном проведении досуга подростками, а что здесь про­тиворечит общественным нормам или попросту противозаконно?

(Варианты рассуждений учеников.)

Социальный педагог: Особо мне хотелось бы поговорить об увлече­нии подростков сотовыми телефонами. Для взрослых людей в настоящее время сотовая связь стала просто необходима — она неотъемлемая часть современного делового мира. А вот подростки и некоторая часть молодежи чаще всего используют мобильники в качестве игрушек. Например, в 2006 г. шведские подростки увлеклись сверхпопулярной в Европе игрой «BotFiqhters». В «BotFiqhters» каждый игрок должен найти и убить соперника с помощью СМС. Уже сейчас этой забавой увлечено более 10 тыс. человек. Но при этом

взрослые озабочены тратой денег детей, ведь за СМС надо платить. Да и в стремлении «убить» своего соперника с помощью СМС мало хорошего.

Алан Прис, глава отделения биофизики Бристольского онкологического центра, на полчаса дал телефона ребятам 10—11 лет. У половины они работали в режиме разговора, у других были отключены. А потом ученый провел нейрофизиологические тесты. У тех, кому доставались включенные мобильники, все реакции оказались замедленными. Другой эксперимент показал, что даже после двухминутной беседы у подростков 11—13 лет меняется биоэлектрическая активность мозга. В норму она! приходит лишь через два часа. Что это значит? У ребен­ка меняется настроение, он хуже воспринимает матери­ал на уроке, если во время переменки болтал по сотовому телефону.

Будьте осторожны! Многие врачи предупреждают:

  1. Трубка — как маленькая микроволновка, которая нагревает мозг. Сигнал мобильника в отличие от микроволновки сложный, модулированный и организм человека реагирует на него острее. Процессы в голов­ном мозге происходят на электрохимическом уровне. Это очень сложный, тонко организованный «компь­ютер». Во время разговора по мобильнику мы бьем его (мозг) по тонким «проводкам» электромагнитным молотком. Особенно сильно «получает» кора голов­ного мозга. Этот орган воспринимает электромагнит­ные излучения как глаз — свет, а ухо — звук.

  2. По воздействию на нас мобильный телефон нельзя сравнить ни с компьютером, ни с телевизором. Важ­на не мощность аппарата, а то, что он приложен к уху, — источник электромагнитного поля находится очень близко к мозгу.

  3. Мозг реагирует на вмешательство в его нормальную работу. Он сопротивляется, включает механизм ком­пенсации, но в какой–то момент не выдерживает и дает сбой. Долгие разговоры по сотовому телефону или чрезмерное увлечение различными переговора­ми могут привести к головной боли, рассеянности и плохой памяти.

Следующая информация для размышления. Увлече­ние аудио– и МРЗ–плеерами привело к ухудшению слуха у трети американских подростков. Такие данные были получены в ходе полномасштабного исследования среди молодежи.

По данным опроса, подростки пользуются плеерами намного чаще взрослых и предпочитают слушать музы­ку на максимальной громкости: чрезвычайно громкую музыку слушают 28 % тинейджеров.

Увлечение громкой музыкой заметно отразилось на слухе подростков: 29 % опрошенных заявили, что име­ют привычку постоянно переспрашивать собеседника в ходе разговора, а 17 % пожаловались на постоянный звон в ушах.

Исследователи предупреждают, что под воздействи­ем громкого звука может возникать временная деграда­ция клеток слуховых рецепторов. В случае частого, дол­гого и интенсивного воздействия рецепторы теряют спо­собность к восстановлению и поражение становится не­обратимым.

По данным американских ученых, предельный безо­пасный для здоровья уровень звука — 85 децибел в тече­ние 8 часов ежедневно (звук пылесоса). Подъем уровня громкости звука на 3 децибела означает, что безопасный период его воздействия сокращается вдвое1.

А вот еще один способ проведения свободного време­ни — часами просиживать за компьютером, играя в компьютерные игры. При этом мы забываем, что компью­тер сильно вредит нашему зрению.

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изоб­ражение отличается от естественного тем, что оно:

  • самосветящееся, а не отраженное;

  • имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;

  • не непрерывное, а состоит из дискретных точек — пикселей;

  • мерцающее (мелькающее), т.е. точки с определен­ной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установ­ки аккомодации;

не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный пе­репад яркости с фоном.

Зрительная нагрузка возрастает из–за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст.

Широкое распространение компьютеров в мире вы­звало целый ряд жалоб на здоровье пользователей пер­сональных компьютеров, и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. С недавних пор в оф­тальмологической и оптометрической литературе утвер­дился термин «компьютерный зрительный синдром» (СУ8).

Как же проявляется СУ8 и каковы его симптомы? Жалобы людей, проводящих длительное время за экра­ном монитора, можно разделить на две группы: «зри­тельные» и «глазные».

К первым относятся:

  • затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

  • замедленная перефокусировка с ближних предме­тов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);

  • двоение предметов;

  • быстрое утомление при чтении. Ко вторым:

  • жжение в глазах;

  • чувство «песка» под веками;

  • боли в области глазниц и лба;

  • боли при движении глаз;

  • покраснение глазных яблок.

Эти явления обычно объединяют термином «астено­пия» (буквальный перевод — отсутствие силы зрения). Указанные жалобы встречаются у значительного процен­та пользователей ПК и зависят как от времени непре­рывной работы за экраном, так и от ее характера. У ча­сти пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства — через 4 часа.

Ребята, как вы думаете, в чем еще вред длительного проведения времени за компьютером? (Варианты отве­тов учеников.)

Чем опасна игромания?

Социальный педагог: Ребята, мы подошли с вами к одной из самых острых проблем современной молодежи — к игромании. Появление во многих семьях компьютеров и почти в каждом населенном пункте игровых автоматов (играль­ных залов) привело к повальному увлечению большей части молодежи азартными играми.

Игромания, лудомания (от лат. 1udos — игра), игро­вая зависимость или патологический гэмблинг — этими терминами называют психическое расстройство, в осно­ве которого лежит патологическое влечение к азартным играм (игры в казино, игровых и компьютерных клу­бах, тотализаторах и др.). По международной классифи­кации болезней основным признаком является постоян­но повторяющееся участие в азартной игре, что продол­жается и часто углубляется, несмотря на социальные последствия, такие как обнищание, разрушение внутри­семейных взаимоотношений и личной жизни у взрослых. А у подростков — возникновение опасности попасть в криминальные группировки; влезать в долги и, как пра­вило, совершать кражи; расстройство нервной системы и потеря реалий жизни; резкое ухудшение здоровья и появление психических заболеваний.

Некоторые считают, что игроки — люди ограничен­ные и склонные только к легкой наживе, но это далеко не так. Как правило, это люди энергичные, во многом талантливые, познавшие успех или стремящиеся к нему. Многие из них любили спорт, сделали хорошую карье­ру, им свойственна рискованность в делах. К игре при­ходят не для заработка, а для развлечения, отдыха, лег­кого способа ухода от проблем. Им хочется таким обра­зом расслабиться, «отключить мозги», испытать прият­ные и радостные эмоции после трудового дня, освобо­диться от одиночества, скуки и однообразия существова­ния, вернуть в свою жизнь утерянные сильные эмоции. Привлекает, конечно, и легкий способ получения удо­вольствия во время бездумной и рискованной игры. Од­нако многие не задумываются, что ставкой в драматич­ной и страстной игре являются не столько деньги, сколько психическое здоровье, а порой и жизнь.

Втягивание в игру происходит быстро, порой за счи­танные недели. Стоит этим людям начать выигрывать, как им кажется, что удача будет сопутствовать им по­стоянно. На процесс игры они начинают тратить все боль­ше сил и хотели бы за это получить награду в виде де­нежного приза, но проигрыш гарантирован, а выигрыш вероятен. Проигрыш рождает чувство вины и досады, злости и попытку во что бы то ни стало добиться желае­мого успеха, а следовательно, разжигает азарт. Объеди­няет проблемных игроков и то, что они любят только выигрывать, но не умеют проигрывать.

Когда же игроки распаляются, то незаметно для себя начинают погружаться в так называемый игровой транс, когда забывают о том, что собирались выиграть или отыг­раться. Выигрывая, они не знают, что делать с выигран­ными деньгами, и вновь делают ставки (реальные — в игровых автоматах, виртуальные — в компьютерных играх), продолжая играть до упора, пока не закончатся деньги. Подобное трансовое состояние сопровождается выбросом гигантского количества нейрогормонов, что обеспечивает получение сильных эмоций, которые труд­но получить в реальности. Игроки погружаются в некое виртуальное состояние, полностью теряя счет времени и деньгам. Очнуться от игры они могут только тогда, ког­да закончатся деньги или они упадут без сил после мно­годневной игровой гонки.

Раскаяние быстро забывается, и скоро игроки вновь начинают испытывать сильное влечение к игре. Им хо­чется отыграться, вернуть проигранные деньги (или прой­ти новый уровень в компьютерных играх), их одолевает обида и злость, им кажется, что их обманули. Этот мо­тив приводит их вновь в игровые заведения (или к ком­пьютерной игре), но на самом деле их влекут процесс игры и те запредельные эмоции, которые они готовы пе­режить снова и снова. Чем выше наслаждение от выиг­рыша, тем глубже и тяжелее страдания от проигрыша. Игровой транс — это психическое состояние, которое со­поставимо с эффектом от сильнодействующих психоак­тивных веществ, какими являются, в частности, нарко­тики. Тяга к этим ощущениям настолько сильна, что человек постепенно теряет интерес к реальной жизни.

Под влиянием сильнейшего и непреодолимого влече­ния игроманы становятся коварными, хитрыми, приду­мывают самые разные предлоги, чтобы отлучиться и на­чать игру.

Долгое время проблемные игроки убеждают себя в том, что ничего страшного не происходит, что они в любой момент прекратят играть, только еще чуть–чуть поигра­ют и остановятся. Многие говорят: «Вот отыграю свое и больше никогда к игре не вернусь». Постепенно жела­ние повторять свое участие в игре становится настолько непреодолимым, что это приводит лишь к утяжелению игровой зависимости. Стремление любой ценой раздобыть средства для игры (или приобрести новую компьютер­ную игру) часто заставляет патологических игроков идти на преступление.

Лечение от игромании не может быть скоротечным. Оно должно быть комплексным и продолжительным. Необходимо проявить терпение и упорство для того, чтобы избавиться от этого тяжелого недуга. Во многом излече­ние связано не только с восстановлением психического здоровья проблемного игрока, но и с переоценкой жиз­ненных ценностей и изменением его образа жизни. К ле­чебному процессу должны подключиться не только спе­циалисты (психиатры–психотерапевты, психологи), но и родственники пациента, его друзья. Однако на практи­ке, к сожалению, далеко не все готовы терпеть безум­ство игромана, и тогда его падение становится особенно быстрым.

В завершение классного часа Социальный педагог делает вывод, что учащиеся должны разумно организовывать свое свободное время, не забывать, что как бродяжничество, так и игромания могут привести человека к преступ­лению и разрушить его личную жизнь.


7


Мое свободное время (практикум)
  • Другое
Описание:

«МОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ»

(ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ)

Цели и задачи классного часа:

  профилактика детской и подростковой беспризорности и правонарушений среди школьников;

  воспитание потребности в организованном проведении досуга подростками;

 

  развитие навыков противодействия «модным» увлечениям: подростков.

Основные понятия:

несовершеннолетний – лицо, не достигшее возра­ста восемнадцати лет;

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неис­полнения или ненадлежащего исполнения обязан­ностей по его воспитанию, обучению и (или) содер­жанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный – безнадзорный, не имеющий мес­та жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в об­становке, представляющей опасность для его жиз­ни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо соверша­ет правонарушение или антиобщественные дей­ствия;

антиобщественные действия – действия несовер­шеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотроп­ных и (или) одурманивающих веществ, алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции, пива и на­питков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайни­чеством, а также иные действия, нарушающие пра­ва и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положе­нии, – семья, имеющая детей, находящихся в со­циально опасном положении, а также семья, где родители или инке законные представители несо­вершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа – дея­тельность по своевременному выявлению несовер­шеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально–пе­дагогической реабилитации и (или) предупрежде­нию совершения ими правонарушений и антиоб­щественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемым в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

пиво и напитки, изготавливаемые на его основе,

 

пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливае­мые на основе пива напитки с указанным содержа­нием этилового спирта.

Автор Асанова Гульнара Айдеровна
Дата добавления 15.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 490
Номер материала 56388
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓