Главная / Другое / «Мое родное село».(«Мыйын шочмо ялем»).

«Мое родное село».(«Мыйын шочмо ялем»).

Учреждение « Отдел образования администрации Волжского муниципального района».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Колокольчик» общеразвивающего вида» с. Эмеково

Волжского муниципального района Республики Марий Эл.











Непосредственно – образовательная деятельность

«Мое родное село».(«Мыйын шочмо ялем»).

(подготовительная к школе группа)












Выполнила: воспитатель

2 младшей группы

Камзина А.И.









2014 г.


Программное содержание:

Цель:

Формировать патриотические чувства, любовь к своему родному селу, умение уважать свой народ, его обычаи и традиции.

Задачи:

  1. Формировать элементарные знания и представления о родном селе, о

достопримечательностях, о людях.

  1. Дать детям простейшие представления о государственных заповедниках (национальный парк «Марий Чодра»), заказниках (озеро Яльчик) расширять знания детей о животном мире родного края.

  2. Развивать творческие способности, внимание, память, мышление, связную речь.

  3. Воспитывать у детей любовь и привязанность к родному дому, к земле, где он родился, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину.

Области интеграции: познание, коммуникация, социализация, музыка, чтение художественной литературы, конструирование.

Предварительная работа: слушание марийских песен, заучивание стихотворений, экскурсии на почту, библиотеку, школу, церковь, магазины, прогулка на озеро Яльчик, рассматривание картин с изображением животных, растительного мира Республики Марий Эл, отгадывание загадок.

Оборудование:

Ноутбук; песни В.Осипова «Поро эр, Марий Эл!», «Гимн села Эмеково»; маски Волка и овечек; фотографии А 4 с изображением магазинов, почты, библиотеки, обелиска, церкви, школы села Эмеково или готовая презентация в Power Point; крупный строительный материал с марийским узором.


Ход НОД:

Дети заходят в группу.

Звучит песня В.Осипова и М.Ушаковой «Поро эр, Марий Эл!».

1.Йÿд пычкемыш шÿлен йомо омо семын.

Шыргыжалын, мланде кечым авалта.

Поро эр – манам тылат, Кугезе мланде,

Поро эр, тылат, мотор Марий Элем.

Припев: Поро эр – манам тылат,

Кугезе мланде,

Поро эр, поро эр,

Поро эр, Марий Эл!

2. Поро эр – мура турий каваште,

Поро эр ден агытан куандара.

Поро эр темеш гын кажне уремлаште,

Илышнат ты поро мут ден тÿзлана.

Припев: Лиеш порылык

Сандалыкын вÿршерже.

Тудо веле калыкемын ойыртем.

Поро эр, поро эр,

Поро эр, Марий Эл!


Воспитатель: - Поро эр, йоча - влак! Доброе утро!

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Шочмо мланде,

Шочмо вер,

Ӳжарала волгалтат.

Эн куатле,

Эн чевер

Мыланемже тый улат.

-Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей).

-А кто знает, что такое Родина? (Ответы детей).

Родина-это страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Родина - это наша страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и села. Лишь Родиной человек силен, добр и красив. Много есть на свете, кроме России, всяких стран, но Родина у человека - одна. Россия - Родина очень многих людей. Это могущественная, сильная, красивая страна. У нас есть Республика Марий Эл, село Эмеково (на марийском языке Купсола), улица, дом, семья – все это тоже родина. Все это мы любим. У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился. У нас - это наше село. Почему же село назвали Купсола? (Ответы детей).

Мемнан Купсола ял Яльчик ер воктен верланен. Наше село расположено недалеко от озера Яльчик.

Ребенок 1: - Лесное озеро.

Как зеркало в оправе дорогой  

Из изумрудных сосен и камней,

Пленяет всех спокойной красотой

Лесное озеро с прозрачною водой.

Воспитатель: – Действительно, озеро Яльчик находится в национальном парке « Марий Чодра». Кто же живет в нашем лесу? Туштым туштем – палыза, мо лиеш – каласыза. Отгадайте мои загадки.

Ояр кеҥежым

Пога эҥежым,

А лум толеш –

Малаш возеш. ( Маска).


Телым ошо,

Кенежым сур. (Мераҥ).

Мундыра –

Шу ора. (Шоҥшо).

Пашалан огеш öркане

Шыжым уке тудлан каныш,

Пўкшым, пўгыльмым пога,

Телылан оптен шога

Лöзмöн почым модыкталын,

Поҥгымат погаш лектеш.

А иктаж – мо лўдыкта гын,

Кож кöргашышке шылеш. (Ур).


Пеш чевер, чатка улам,

Пеш чоя мый кушкынат.

Оптыш дечат пеш лўдам,

Ик кыша денак коштам. (Рывыж).


« Мый айдемым пе – эш палем,

Ок умыло илышем:

Мÿшкырем шужен гынат,

Огеш пукшо ик ганат,

Чÿчкыдын перна туплан,

Улыт шÿмдымö чылан!» -

Кеч ниможым огыт ире,

Шыдешкен еҥ – влаклан … (Пире).


Раздается стук в дверь. Заходит персонаж – Волк (Пире).

Волк: – Салам лийже, йоча –влак! Здраствуйте!

Мне стало грустно в лесу, и я пришел с вами поиграть.

Модына? Поиграем?

Игра « Пире ден шорык тÿшка».

Дети в образе овечек: -

Пире, пире – йолагай!

Öрдыж велыш кораҥ кай.

Тые мемнам лÿдыктет,

Шинчавÿдым йоктарет.

- Пире, пире, мемнам чодырашке модылдалаш колто!

Волк: - Йöра, кайза, модса. Ужар шудым гына ида кÿр, ида коч, уке гын, мыланем малаш вер ок код.

Овцы ходят по лесу и начинают есть траву:

- Шудым меже кÿрына,

Шудым меже кочкына…

Волк это видит и начинает их ловить.

Волк: Тау! Спасибо, ребята, мне понравилось с вами играть, но мне пора в лес. Чеверын! До свидания!

Волк уходит.

Воспитатель: - Ребята, а как нам лучше узнать наше село?( примерные ответы детей) Правильно, нужно погулять по его улицам. Давайте возьмемся за руки и совершим прогулку по селу, заглянем на главную улицу. А чтобы было весело шагать, мы споем песню «Гимн села Эмеково» (сл., музыка В.Осипова).

1. Изи Ялагин пелен Чолымсола,

Чодра коклаште Усола,

Мучашер, Куэрсола,

Куптÿр ден Моркиял

Изи шоляш улыт нунат,

Изи шоляш улыт нунат.

Припев: Эн лишыл улат Купсола кундемем.

Кайыкшат куанен муралта.

Мемнан Кугуер шÿм – чондам сымыстара,

Ӳжеш, эмла, куандара.



2. Купсола, Кукшеҥер,

Вара Яльчик – шочмо вер.

Нунылан пырля лияш пÿрен.

Вет кажне суртшат,

Чыла калыкшат

Эр кече гае тÿзланат,

Эр кече гае тÿзланат.

Припев: Эн лишыл улат Купсола кундемем.

Кайыкшат куанен муралта.

Мемнан Яльчик ер шÿм – чондам сымыстара,

Ӳжеш, эмла, куандара.


Мы, ребята, идем по улице Советская (Советский урем). (Рассматривают фотографии села). Что расположено на этой улице? (Ответы детей). На этой улице много магазинов. Есть почта, библиотека. Даже обелиск павшим на Великой Отечественной войне воинам. Вот наш храм Покрова Пресвятой Богородицы, ему в этом году исполнилось 100 лет.

Ребенок 2. В районе Волжском, что на земле марийской

Есть милый уголок, где мир, уют, покой.

Сто лет назад воздвигнут храм был тихий,

Он возвышал на всю округу купол свой.

Ребенок 3. О, Матерь Божья! Под святым твоим Покровом

Пусть будет благодать нам, славен род!

Спаси нас и помилуй. Озари ты светом!

Покрой своим Покровом и наш Эмековский приход!

Как зовут батюшку? (Отец Евгений). А вы знаете, что он учился в Эмековской школе? Посмотрите на школу. Школе в этом году исполнилось 112 лет, рядом заложен фундамент и скоро здесь начнется строительство новой просторной красивой школы, куда все вы пойдете учиться.

Физкультминутка.

«Строитель улам.»

Кидыш кермычым налам,

Школым ышташ тÿҥалам,

(Чÿч лийын шинчыт, кынелыт).

Школем кÿшкö нöлталтеш –

Шуко пачашан лиеш.

( Кидым кÿшкö нöлталыт, йолварня вуйыш шогалыт).

Толза тышке унала,

Сай сий дене сийлена.

(Унала ÿжыт: кок кидым ончыко, пурлашке, покшек, шолаш ыштат).

Ребята, какой бы вы хотели увидеть школу? Предлагаю вам самим построить из крупного строительного материала будущую школу.

/Конструирование из крупного строительного материала./

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая красивая просторная школа у нас получилась! Такая школа несомненно украсит наше село.

Понравилось вам путешествие по нашему селу? (Анализ НОД).

Я хочу закончить наше путешествие такой пословицей -

Нет в мире краше Родины нашей.



 


«Мое родное село».(«Мыйын шочмо ялем»).
  • Другое
Описание:

Цель: формировать патриотические чувства, любовь к своему родному селу, умение уважать свой народ, его обычаи и традиции.

Задачи: формировать элементарные знания и представления о родном селе, о достопримечательностях, о людях. Дать детям простейшие представления о государственных заповедниках (национальный парк "Марий чодра"), заказниках (озеро Яльчик), расширять знания детей о животном мире родного края. Развивать творческие способности, внимание, память, мышление, связную речь. Воспитывать у детей любовь и привязанность к родному дому, к земле, где он родился, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину.

Автор Камзина Антонина Изосимовна
Дата добавления 11.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 436
Номер материала 56087
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓