Главная / Русский язык и литература / Модульный урок русского языка по теме "Словообразование и орфография. Повторение", 7 класс

Модульный урок русского языка по теме "Словообразование и орфография. Повторение", 7 класс

Модульный урок русского языка по теме «Словообразование и орфография»

7 класс

(рассчитан на 2 часа)

Учитель: Никифоренко Д.И.

Цель:

1. Обучающие:

А) Определить уровень знаний по данной теме;

Б) формировать навык написания слов с изученными орфограммами, умение обозначать орфограммы графически с учётом морфемного анализа слов.

Уч-ся должны

знать:

  1. морфемы;

  2. способы образования слов;

  3. правила написания слов с орфограммой:

а) гласные А – О и И – Е в корнях с чередованием;

б) О – Е – Ё после шипящих;

в) И – Ы после Ц;

г) правописание приставок ПРЕ – ПРИ;

д) правописание приставок на З и С;

е) И – Ы после приставок;

ж) соединительные гласные О – Е

уметь:

  1. выделять в слове морфемы;

  2. производить морфемный и словообразовательный разбор слов;

  3. применять правила написания слов с данными орфограммами на практике;


    1. Развитие

- мышления, памяти, умения анализировать;

- орфографической зоркости;

- коммуникативных навыков;

- творческих способностей;

- умений взаимоконтроля и самоконтроля;


    1. Воспитание

Уважительного отношения учащихся друг к другу; способствовать содружеству учащихся.


Оборудование:

- презентация по теме « Словообразование и орфография», включающая слайды

1) «Морфемный разбор слова»

2) «Способы образования слов»

3) «Корни с чередующимися гласными»
4) «О – Е – Ё после шипящих»

5) «И – Ы после Ц»

6) «Правописание приставок ПРЕ – ПРИ»

7) «Правописание приставок на З и С»

8) «И – Ы после приставок»

9) «Соединительные гласные О – Е»

- технологическая карта урока ( каждому уч-ся)

- карточки – практическое домашнее задание (каждому уч-ся)

- игра «Матрица»


1-ый урок

Ход урока.


  1. Вводное слово учителя.

  2. 1. Фронтальная работа. Проблемный диктант.

- Отгадать по данной формулировке нужное слово; записать его; объяснить, в какой части слова есть орфограмма; пояснить написание.


    1. Стремительно падающий с высоты поток воды (водопад)

    2. Частый кустарник (заросли)

    3. Запас, не подлежащий расходованию (неприкосновенный)

    4. Предшествующий, идущий перед кем-либо (предыдущий)

    5. Хлеб свежий. А антоним к слову свежий …( чёрствый)

    6. О круглом предмете, приблизившемся к нам, скажем, что он …(прикатился)

    7. Как звали Кощея в русских народных сказках? ( бессмертный)

    8. Как можно назвать Дадона из пушкинской сказки о золотом петушке, который царствовал лёжа на боку. (лежебока)

    9. Вспомните фразеологизм «Попасть под…руку» (горячую)

    10. Как я похвалю вас за урок (молодцы)

Итог: необходимо уметь выделять в слове

морфемы и знать правила написания букв

в данных морфемах.


  1. Устная работа в группах. Игра «Матрица» (космическое путешествие по Галактике «Словообразование»

Выбирая вопросы, группа может заработать дополнительный балл,

если попадает на летающую тарелку, или, наоборот, потерять балл,

если попадёт в чёрную дыру.

Вопросы:

  1. Какая часть слова не входит в основу?

  2. У слов какой части речи нет окончания?

  3. Носителем какого значения (лексического или грамматического) является корень?

  4. Носителем какого значения (лексического или грамматического) является окончание?

  5. Какая часть в слове самая главная?

  6. Какая часть слова не образует новых слов?

  7. Что такое формы слова?

  8. Какие слова называются однокоренными?

  9. Что может включать в себя основа?

  10. Что такое приставка?

  11. Что такое суффикс?

  12. Что такое окончание?

  13. Что такое корень слова?

  14. Без какой части не может быть слова?

Итог: выявление команды-победительницы.


  1. Просмотр презентации «Морфемный разбор слова»

  2. Морфемный разбор ( работа у доски, в парах на местах)


Беззвёздный, подлокотники, обессиленно, замечтался, перепрыгнуть, перенапряжение.


Дополнительно: как по-разному можно разобрать слово стекло? ( сущ; глагол) Так же

могут быть разобраны слова перепел, жгут.


  1. Самостоятельная работа с последующей проверкой по ключу № 1.

Уровень А. Перелесок, пахучий, раскачиваю.

Уровень Б. Пахучий, раскачиваю, издавна


  1. Подобрать однокоренные слова к слову перепрыгнуть (прыгать, прыгун, подпрыгивать, прыжок и т.д.) Как образовались данные слова?

Просмотр презентации «Способы образования слов».


  1. Словообразовательный разбор (работа у доски и в парах на местах)

Храбрец (храбрый; суфф.), предгрозовой (гроза; прист.-суфф.), выкатить (катить; прист), электровоз( слож), дежурный (по школе) (переход), выход (выходить, бессуфф.)


  1. Самостоятельная работа с последующей проверкой по ключу № 2.


. Туманный, съехать, санчасть.

. Раскрасавец, задушевный, пароходный.


  1. Просмотр презентации «Чередующиеся гласные в корне слова» ( работа в парах – подготовить ответ на вопрос: при каких условиях в корне пишется О-А, Е-И)


  1. Работа с корнями – РАСТ-РОС-РАЩ-; -СКАК-СКОЧ-

Уч-ся вставляют буквы на месте пропусков, работая со своей технологической картой.

Работа в парах.

Уровень А. Выр…сшие на пне, пустить р…сток, зар…сти травой

Уровень Б. Выр…сшие на пне, пустить р…сток, зар…сти травой, ска…кать на лошади.


  1. Самостоятельная работа с последующей проверкой по ключу № 3.

В каких словах в корне пишется А:


Уровень А. 1) Молодая пор…сль

2) школьный возр…ст

3) отр…сль промышленности

4) р…стительный мир


Уровень Б. 1) Молодая пор…сль

2) школьный возр…ст

3) отр…сль промышленности

4) ) р…стительный мир

5) вск…чить с места

Ответ: 2,3,4


  1. Работа с корнями –КАС-КОС-; -ЛАГ-ЛОЖ- и с корнями с чередующимися гласными Е-И.


Работа в парах.

Сидеть сл…жа руки, к..снуться рукой, соб…рёмся в лес, расст…лается степь.


  1. Самостоятельная работа с последующей проверкой по ключу № 4.

В каких словах в корне пишется А и И

1) Уд…рать без оглядки

2 ) предл…жить помощь

3) бл..стит, как алмаз

4) провести к…сательную

5) прил…гать усилия

Ответ: 1, 4,5

  1. Работа с корнями, написание которых зависит от ударения.

Работа в парах.


Уровень А. Дог…рающий закат, от з..ри алый свет разливается, тропический заг…р

Уровень Б: Дог…рающий закат, от з..ри алый свет разливается, тропический заг…р, ветер

накл…няет траву


  1. Самостоятельная работа с последующей проверкой по ключу № 5.

В каких словах в корне пишется О:


Уровень А. 1) Возг…ранние

  1. оз…рять

  2. подг…релый

  3. з…ревать



Уровень Б. 1) Претв…рить мечту

  1. з..рница

  2. пл…вец

  3. г…рючее

Ответ: 1,3,4


  1. Работа с корнями, написание которых зависит от значения.

Работа в парах. Обсуждение.

Ср..внять с землёй, слегка см…чить, обм…кнуть в сметану, выр…внять площадку, безлюдная р…внина, пром…чить ноги.


III. Подвести итог 1 уроку. Уч-ся выставляют себе итоговую оценку.

Рефлексия. Рисунком уч-ся дают оценку уроку.


2-ой урок.


  1. Контроль: Гласные в корнях с чередованием.


А) Вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.

Соприк…саться, уг…реть, взр…слеть, выт…реть посуду, соб..раются на экскурсию, изл…жить требования, уп…реться в стену, великовозр…стный увалень, бл…стающий мир, обм…реть от ужаса, выж…гать калёным железом, непревзойдённая пл…вчиха, зар…внять овраг, уск…кать в поле, оз…рённые солнцем, подм…чить репутацию.


Б) Выборочный диктант (выписать только слова с чередующимися гласными в корне) .

1. И речка подо льдом блестит.

2. Вся комната янтарным блеском озарена.

3. Пред ними стелется равнина, Где ели изредка взошли.

4. Руслан на мягкий мох ложится Пред умирающим конём.

5. Весело вскочила из-за прялки мать, И у деда силы вдруг нашлись бежать.

6. Талый снег налетал и слетал, Разгораясь, румянились щеки.

7. – Зачем я возрастаю? – Снегурка спросила меня. – Я знаю, что скоро растаю…

Растаю, по камням звеня.


18. Слайд «Правописание приставок ПРЕ – ПРИ»


    1. Работа в парах:

Пр…открыть окно, пр...старелый слуга, пр…сечь разговоры, пр..клеить марку, пр…образовать край, Пр…уралье, пр…строить, пр…лив, пр…готовить, пр…ломление лучей.


20. Самостоятельная работа с последующей проверкой по ключу № 6.

В каких словах пишется И

Уровень А. 1) пр…плыть на остров

  1. пр…бить полочку

  2. пр…усадебное хозяйство

  3. пр…кратить разговор

Уровень Б. 1) пр…ближённый к вельможе

  1. сделать пр…вивку

  2. пр…ключение

  3. пр…скверная погода

Ответ: 1,2,3

21. Слайд «О – Е – Ё после шипящих»


22. Работа в парах:

Пч…лы, с чуж…го плеча, парч…вая скатерть, река теч…т, кормильц…м, с багаж…м,

расч…ска, стриж…т, замш…вые перчатки, бумаж…нка.


23. Самостоятельная работа с последующей проверкой по ключу № 7.

В каких словах пишется О

Уровень А. 1) ш…л вдоль шоссе

  1. ш…рохи

  2. мыш…нок

  3. укрыться плащ…м

Уровень Б 1) плюш…вый

  1. суч…к

  2. крыж…вник

  3. кумач…вый

Ответ: 2,3,4


24. Слайд «Соединительные гласные О – Е»


25. Работа в парах:

Пул…мёт, овощ…вод, рыб…лов, сладк…ежка, корабл…вождение, долг..житель, оч…видец,

пол…защитный.

26. Самостоятельная работа с последующей проверкой по ключу № 8.

В каких словах пишется Е

Уровень А. 1) земл…трясение

2) скор…ход

3) птиц…лов

4) бур…лом

Уровень Б 1) стал..вар

2) басн…писец

3) огн…тушитель

  1. пеш…ход


Ответ: 1,3,4


27. Слайд «И – Ы после приставок»


28. Работа в парах:

Сверх…нтересный, роз…грыш, от без…сходности, под…скать, без…дейный, пред…стория.


29. Самостоятельная работа с последующей проверкой по ключу № 9.

В каких словах пишется Ы

1) Под…тожить,.

2) небез…звестный

3) сверх…нициативный

4) пред…юльский

Ответ: 1,2,4


30. Слайд «И – Ы после Ц»


31. Работа в парах:

Зимние месяц…, ц…трусовый сок, новогодняя иллюминац…я, бледнолиц…й брат,

ц…ганский танец, пришёл антиц…клон, куниц…н детёныш, ц…канье.

32. Самостоятельная работа с последующей проверкой по ключу № 10.

В каких словах пишется И

1) вкусные голубц…

2) редакц…я газеты

3) нац…ональный праздник

4) чёткая дикц…я

Ответ: 2,3,4


33. Слайд «Правописание приставок на З и С»

34. Работа в парах:

Бе…вестный, бе…шумный, ра…жечь, ра…чистить, и…чезновение, ра…продажа,

бе…пробудный, во…хищение, ра…кладчик.

35. Самостоятельная работа с последующей проверкой по ключу № 11.

В каких словах пишется С

1) и…толочь

2) бе…земельный

3) бе…тактный

4) ра…плата

Ответ: 1,3,4


36. Обобщение.

Объяснительный диктант.

А) Кажется, что травы привстают на цыпочки, чтобы поглядеть в воду.

Б) Невдалеке колыхались камышовые заросли, сквозь которые пробирался маленький

лягушонок.

В) Тяжёлый глухарь выскочил из-за кочки и побежал в мелколесье.

Г) Разыгралась страшная вьюга.


37. Итоговая оценка. Рефлексия.






Урок № 1 по теме «Словообразование и орфография» 7 класс

Технологическая карта урока


Программа для учащихся:


После повторения вы будете ЗНАТЬ:

  1. морфемы

  2. способы словообразования

  3. правила написания слов с чередующимися гласными


будете УМЕТЬ:

  1. выделять в слове морфемы

  2. производить морфемный (по составу) и словообразовательный разбор слова

  3. грамотно писать слова с чередующимися гласными



Работать вы будете поочерёдно в тетради и на данном бланке.

Во время самостоятельной работы вы будете заполнять оценочный лист, выставляя себе после проверки задания оценку

«5» - если нет ошибок

«4» - если есть 1 ошибка

«3» - если есть 2 ошибки

«2» - если есть 3 – 4 ошибки


Оценочный лист уч-ка(цы)__________________________________


задания


1

2

3

4

5

Итоговая

Оценка


Рефлексия


Оценка











Практическая работа.

Выбери, по какому уровню будешь работать:

А – средней сложности

Б – усложнённый



Задание

Как работать

1


Опираясь на алгоритмы, выполни разбор слов по составу


Уровень А. Перелесок, пахучий, раскачиваю.


Уровень Б. Пахучий, раскачиваю, издавна


Проверь работу по ключу № 1. Посчитай количество ошибок и поставь оценку в оценочный лист против № 1



Работай самостоятельно на этом бланке




2



Алгоритм словообразовательного разбора:

  1. Дай толкование лексического значения слова

  2. Сравни состав данного слова с однокоренным, самым близким по смыслу к данному

  3. Определи, какие морфемы участвовали в образовании данного слова, сделай вывод о способе образования


Опираясь на алгоритмы, выполни разбор слов по составу


Уровень А.. Туманный, съехать, санчасть.


Уровень Б. Раскрасавец, задушевный, пароходный


Проверь работу по ключу № 2. Посчитай количество ошибок и поставь оценку в оценочный лист против № 2





Работай самостоятельно на этом бланке


3

Алгоритм работы

Опираясь на слайд, 1) выдели в словах корень

    1. подчеркни в корне согласную(ые)

    2. вставь нужную букву

Уровень А. Выр…сшие на пне, пустить р…сток, зар…сти

травой


Уровень Б. Выр…сшие на пне, пустить р…сток, зар…сти

травой, ска…кать на лошади.




Работа в парах.

Можешь советоваться с соседом по парте. Работай на этом бланке.

4

Определи, в каких словах в корне пишется А:


Уровень А. 1) Молодая пор…сль

2) школьный возр…ст

3) отр…сль промышленности

4) р…стительный мир


Уровень Б. 1) Молодая пор…сль

2) школьный возр…ст

3) отр…сль промышленности

4) ) р…стительный мир

5) вск…чить с места


Запиши цифрами свой ответ_____________

Проверь работу по ключу № 3. Посчитай количество ошибок и поставь оценку в оценочный лист против № 3




Работай самостоятельно на этом бланке


5






Алгоритм работы

Опираясь на слайд, 1) выдели в словах корень

    1. посмотри, есть ли суффикс А

    2. вставь нужную букву


Сидеть сл…жа руки, к..снуться рукой, соб…рёмся в лес, расст…лается степь.


Работа в парах.

Можешь советоваться с соседом по парте. Работай на этом бланке.

6

В каких словах в корне пишется А и И


1) Уд…рать без оглядки

2 ) предл…жить помощь

3) бл..стит, как алмаз

4) провести к…сательную

5) прил…гать усилия


Запиши цифрами свой ответ_____________

Проверь работу по ключу № 4. Посчитай количество ошибок и поставь оценку в оценочный лист против № 4


Работай самостоятельно на этом бланке

7

Алгоритм работы

Опираясь на слайд, 1) выдели в словах корень

2) поставь ударение

3) вставь нужную букву


Уровень А. Дог…рающий закат, от з..ри алый свет разливается,

тропический заг…р


Уровень Б: Дог…рающий закат, от з..ри алый свет разливается,

тропический заг…р, ветер накл…няет траву



Работа в парах.


Можешь советоваться с соседом по парте. Работай на этом бланке.

8

В каких словах в корне пишется О:


Уровень А. 1) Возг…ранние

      1. оз…рять

      2. подг…релый

      3. з…ревать


Уровень Б. 1) Претв…рить мечту

  1. з..рница

  2. пл…вец

  3. г…рючее


Запиши цифрами свой ответ_____________

Проверь работу по ключу № 5. Посчитай количество ошибок и поставь оценку в оценочный лист против № 5


Работай самостоятельно на этом бланке

9


Поставь в оценочный лист итоговую оценку . В графе «Рефлексия» покажи рисунком, понравился тебе этот урок : 1 - понравился ; 2 - не очень понравился ; 3 – совсем не понравился




Модульный урок русского языка по теме "Словообразование и орфография. Повторение", 7 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Задача урока формировать навык написания слов с изученными орфограммами, умение  обозначать орфограммы графически с учётом морфемного анализа слов. На уроке у каждого учащегося на столе технологическая карта, которая направляет действия учеников. Также учащиеся могут из предлагаемых заданий выбирать те, которые доступны  уровню его знаний. Темп у урока быстрый, проверка осуществляется по ключам, так что объём выполненной работы достаточно высокий. Учащиеся в игровой форме повторяют основные понятия по теме "Морфемика"(вопросы  иногда требуют не только знаний, но и смекалки) , выполняют нестандартные упражнения по морфемному разбору слова, например, в слове "стекло"у всех ли одинаковый состав слова. На уроке повторяются орфографические правила, применение которых основано на знании морфемики.

 

Автор Никифоренко Дина Ивановна
Дата добавления 05.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 4286
Номер материала 57572
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓