Главная / Химия / Модульный урок по химии в 10 классе на тему: «Альдегиды и кетоны. Их классификация, изомерия, номенклатура и физические свойства».

Модульный урок по химии в 10 классе на тему: «Альдегиды и кетоны. Их классификация, изомерия, номенклатура и физические свойства».

Название документа Альдегиды и кетоны.ppt

Альдегиды и кетоны Учитель химии Прохоровской гимназии Пуляева Елена Ивановна.
Цель урока: Рассмотреть строение молекул альдегидов и кетонов, их номенклатур...
Альдегиды- Органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную груп...
Общая формула – R-OH O H-C - метаналь H О О СН3-СН2-СН2-С - СН3 – С - этаналь...
Кетоны - это карбонильные соединения, в молекулах которых карбонильная групп...
Общая формула – R-C-R О СН3-С-СН3 - ацетон О СН3-С-СН2-СН3- бутанон-2 О С2Н5-...
Виды изомерии
Изомеры бутаналя а) О СН3-СН -С СН3 Н – 2- метилпропаналь б) СН3 – С – СН2 –...
Изомеры пентанона -2 СН3-СН2-С-СН2-СН3 - пентанон -3 О СН3 – С – СН – СН3 - 2...
Проверьте знания а) 2,3-диметилбутаналь СН3 О Н3С - СН – СН – С СН3 Н б) 2,3,...
Проверьте свои знания: в) 2,4 – диметилпентанон-3 СН3 –СН –С –СН –СН3 СН3 О С...
Температуры кипения
Применение альдегидов Метаналь Лекарственные препараты Лаки, смолы Полимеры, ...
Применение альдегидов Этаналь Ацетатное волокно Уксусная кислота Лекарства Эт...
Задание на дом: §19, упр. 1-3., если вы получили за урок оценку «5», то вы ос...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Альдегиды и кетоны Учитель химии Прохоровской гимназии Пуляева Елена Ивановна.
Описание слайда:

Альдегиды и кетоны Учитель химии Прохоровской гимназии Пуляева Елена Ивановна.

№ слайда 2 Цель урока: Рассмотреть строение молекул альдегидов и кетонов, их номенклатуру,
Описание слайда:

Цель урока: Рассмотреть строение молекул альдегидов и кетонов, их номенклатуру, виды изомерии. Познакомиться с особенностями строения карбонильной группы, с физическими свойствами и важнейшими представителями альдегидов и кетонов.

№ слайда 3 Альдегиды- Органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу
Описание слайда:

Альдегиды- Органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу С=О, соединённую с атомом водорода и углеводородным радикалом.

№ слайда 4 Общая формула – R-OH O H-C - метаналь H О О СН3-СН2-СН2-С - СН3 – С - этаналь Н
Описание слайда:

Общая формула – R-OH O H-C - метаналь H О О СН3-СН2-СН2-С - СН3 – С - этаналь Н Н бутаналь О СН3-СН2-С - пропаналь Н

№ слайда 5 Кетоны - это карбонильные соединения, в молекулах которых карбонильная группа С
Описание слайда:

Кетоны - это карбонильные соединения, в молекулах которых карбонильная группа С=О соединена с двумя одинаковыми или разными углеводородными радикалами.

№ слайда 6 Общая формула – R-C-R О СН3-С-СН3 - ацетон О СН3-С-СН2-СН3- бутанон-2 О С2Н5-С-С
Описание слайда:

Общая формула – R-C-R О СН3-С-СН3 - ацетон О СН3-С-СН2-СН3- бутанон-2 О С2Н5-С-С2Н5 - пентанон-3 О

№ слайда 7 Виды изомерии
Описание слайда:

Виды изомерии

№ слайда 8 Изомеры бутаналя а) О СН3-СН -С СН3 Н – 2- метилпропаналь б) СН3 – С – СН2 – СН
Описание слайда:

Изомеры бутаналя а) О СН3-СН -С СН3 Н – 2- метилпропаналь б) СН3 – С – СН2 – СН3 О бутанон - 2

№ слайда 9 Изомеры пентанона -2 СН3-СН2-С-СН2-СН3 - пентанон -3 О СН3 – С – СН – СН3 - 2-ме
Описание слайда:

Изомеры пентанона -2 СН3-СН2-С-СН2-СН3 - пентанон -3 О СН3 – С – СН – СН3 - 2-метилбутанон-3 О СН3 О СН3-СН2-СН2-СН2-С - пентаналь Н

№ слайда 10 Проверьте знания а) 2,3-диметилбутаналь СН3 О Н3С - СН – СН – С СН3 Н б) 2,3,3 -
Описание слайда:

Проверьте знания а) 2,3-диметилбутаналь СН3 О Н3С - СН – СН – С СН3 Н б) 2,3,3 - триметилбутаналь

№ слайда 11 Проверьте свои знания: в) 2,4 – диметилпентанон-3 СН3 –СН –С –СН –СН3 СН3 О СН3
Описание слайда:

Проверьте свои знания: в) 2,4 – диметилпентанон-3 СН3 –СН –С –СН –СН3 СН3 О СН3 г) 2 - метилбутанон - 3

№ слайда 12 Температуры кипения
Описание слайда:

Температуры кипения

№ слайда 13 Применение альдегидов Метаналь Лекарственные препараты Лаки, смолы Полимеры, пен
Описание слайда:

Применение альдегидов Метаналь Лекарственные препараты Лаки, смолы Полимеры, пенопласты Антисептик

№ слайда 14 Применение альдегидов Этаналь Ацетатное волокно Уксусная кислота Лекарства Этано
Описание слайда:

Применение альдегидов Этаналь Ацетатное волокно Уксусная кислота Лекарства Этанол

№ слайда 15 Задание на дом: §19, упр. 1-3., если вы получили за урок оценку «5», то вы освоб
Описание слайда:

Задание на дом: §19, упр. 1-3., если вы получили за урок оценку «5», то вы освобождаетесь от домашнего задания. Всем спасибо за работу!

Название документа Альдегиды.doc

Модульный урок по химии в 10 классе на тему:


«Альдегиды и кетоны. Их классификация, изомерия, номенклатура и физические свойства».


Ведущая дидактическая цель урока:

- организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию материала по теме « Альдегиды и кетоны»


Задачи урока:

  • Образовательные: изучить строение молекул, классификацию, изомерию и номенклатуру альдегидов, познакомить с важнейшими представителями альдегидов и их применением.

  • Развивающие: развивать умения составлять формулы изомеров, давать им названия по систематической номенклатуре; формировать общелогические умения: аналогии, анализа, классификации, сравнения развивать навыки самостоятельной работы.

  • Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, воспитывать умение работать в паре, коммуникативные умения.


Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация «Альдегиды и кетоны», раздаточный материал.


Учебник «Химия 10», авторов О.С.Габриеляна, Ф.Н.Маскаева, С.Ю.Пономарёва, В.И.Теренина.

Программа курса химии 8-11классов, автор О.С.Габриелян.


Тип учебного занятия: урок изучения новых знаний и способов действий.


Логика урока:

Мотивация – актуализация субъективного опыта – организация восприятия, осмысления и первичного запоминания нового учебного материала как единого процесса – первичная проверка правильности понимания нового учебного материала – организация первичного закрепления – анализ итогов – рефлексия.


















Ход урока.


  1. Организация начала занятия:


- приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания школьников;

- раскрытие общей цели темы урока и ознакомление учащихся с планом работы.



  1. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Ребята, дома вы должны были решить задачу:

При сгорании 4,5 г органического вещества образовалось 3,36л углекислого газа и 2,7г воды. Определите формулу вещества, если его плотность по воздуху равна 1,035.

Какая формула у вас получилась?

В состав этого соединения входит кислород. Скажите, а с какими кислородсодержащими соединениями мы познакомились на предыдущих уроках?

Какая функциональная группа входила в состав этих соединений?

А какие ещё кислородсодержащие группы вам известны из курса 9 класса?

Попробуйте нарисовать структурную формулу СН2О.


Согласно теории А.М.Бутлерова, этой молекулярной формуле соответствует только одна структурная формула:

hello_html_m2f5c2b45.gif О

hello_html_5fddf3ab.gifhello_html_7637ef9b.gif Н – С

Н

Т.е. полученное вещество содержит карбонильную группу и относится к карбонильным соединениям.

А альдегид это или кетон, вы выясните сами, изучив параграф 19 учебника. При изучении нового материала используйте подробную инструкцию, имеющуюся у вас на столах.

(распечатанные задания для самостоятельной работы прилагаются)





ход решения задачи разбираем устно.


/ ответ – СН2О /.




/ со спиртами, с фенолами /


/гидроксогруппа/



/карбонильная, карбоксильная/








  1. Изучение нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Целевая установка, объяснение принципа работы с модульным вариантом урока.

(слайды 1,2)


2. Организация работы учащихся по УЭ-1, при необходимости - консультация

Контроль правильности выполнения заданий

(слайды 3,4,5,6)


3. Организация работы учащихся по УЭ-2


Контроль правильности выполнения заданий

(слайды 7,8,9)


4. Организация работы учащихся по УЭ-3


Контроль правильности выполнения заданий

(слайды 10-11)


5. Изучение особенностей строения карбонильной группы, ознакомление с физическими свойствами альдегидов и кетонов, с их важнейшими представителями.

- Рассказ учителя с элементами беседы:

Вы прекрасно знаете, что физические и химические свойства зависят от их строения. В чём же заключается особенность структуры карбонильной группы?


Наличие двойной связи между атомами С и О указывает на то, что атом углерода находится в sp-гибридном состоянии, то есть двойная связь представляет собой комбинацию из двух связей – сигма и пи-связи.

- Сравните между собой связи С=С и С=О. Чем они отличаются?



- Какой из атомов обладает большей электроотрицательностью?

Значит электронная плотность будет смещена к атому кислорода.

hello_html_486d2d32.gifhello_html_5fddf3ab.gif О

hello_html_mc591f6e.gif Н – С

Н


Разница в значениях электроотрицательности С и Н невелика, поэтому атом водорода не обладает подвижностью, как в случае спиртов. Между молекулами альдегидов и кетонов поэтому отсутствуют водородные связи (т.к. нет подвижного атома водорода, обладающего частично положительным зарядом).

Ассоциатов из молекул не образуется.

Сравните температуры кипения альдегидов и спиртов. С чем связано различие?

( слайд 12)

Простейший альдегид – газ, низшие – легкокипящие жидкости, высшие альдегиды и кетоны – твёрдые вещества.

Наибольшее применение имеют метаналь и этаналь.

- Сообщение учащихся о важнейших представителях альдегидов – формальдегиде и уксусном альдегиде.

( слайды 13,14.)

Записывают число, тему урока. Слушают учителя, знакомятся с целью урока.



Изучают строение альдегидов и кетонов


Обсуждают результаты своей работы

Оценка за работу по УЭ-1


Знакомятся с видами изомерии альдегидов и кетонов, учатся применять их на практике

Обсуждение результатов своей работы

Оценка за работу по УЭ-2


Закрепляют знания о строении и номенклатуре альдегидов и кетонов, выполняя задания.

Обсуждают результаты своей работы

Оценка за работу по УЭ-3






















/ связь С=С является неполярной, а С=О – полярной, вследствие разницы в значениях электроотрицательности атомов О и С/


/ кислород/





















/температура кипения альдегидов и кетонов ниже, чем у соответствующих спиртов. Это связано с тем, что спирты образуют ассоциаты, за счёт водородных связей между атомами О и Н в молекулах спирта/.




Слушают выступление своих товарищей, составляют схемы по рассказу.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.

Прочитайте ещё раз цель урока.

- Достигли ли вы цели урока?

- Довольны ли вы результатом?

- Что показалось вам самым трудным?

  1. Информация о домашнем задании.

§19, упр 1-3. (слайд 15)



Список литературы:

  1. Габриелян О.С. Химия 10 класс - М.: Дрофа, 2005г.-300с.

  2. Денисова В.Г. Химия 10 класс, Поурочные планы по учебнику «Химия 10 класс» О.С.Габриеляна – Волгоград: Учитель – 2003г. – 160с.

  3. Дрововозова Т.И., Сербиновская Н.М., Горобцова О.Н. Пособие – репетитор по химии. Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368с.




Приложение



Задания для самостоятельной работы.


Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ - 0

Интегрирующая цель: рассмотреть строение молекул альдегидов и кетонов, их номенклатуру, виды изомерии. Познакомиться с особенностями строения карбонильной группы, с физическими свойствами и важнейшими представителями альдегидов и кетонов.



Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ – 1

Цель: изучить строение альдегидов и кетонов


  1. Выполните задания.



а) - Используя текст учебника дайте определение альдегидам.

- Найдите в тексте общую формулу альдегидов и составьте структурные формулы первых четырёх гомологов. Дайте им названия по систематической номенклатуре.

- Чем отличается строение первого представителя альдегидов от остальных?

-Почему в названии альдегидов по систематической номенклатуре не указывается положение карбонильного атома углерода?


Прочтите текст на стр.164-166, найдите верные ответы, сделайте записи в тетрадях



Задание оценивается в 4 балла.

б) - Дайте определение кетонам.

- Найдите в тексте общюю формулу кетонов и составьте структурные формулы первых трёх гомологов.

- Какое минимальное количество атомов углерода может содержаться в кетоне?

- Указывается ли положение атома углерода карбонильной группы в названии кетонов?


Прочтите текст на стр. 165-166.

Найдите ответы на вопросы, сделайте записи в тетрадях.


Задание оценивается в 4 балла.


в) Сравните между собой альдегиды и кетоны, найдите черты сходства и различия.

Ответ оценивается в 2 балла.


2. Обсудите результаты своей работы.

Работайте вместе с классом.

3. Оцените свою работу.

Максимальная оценка за работу по УЭ-1 – 10 баллов.



УЭ-2.

Цель: познакомиться с видами изомерии альдегидов и кетонов, научиться применять их на практике.


1. Выполните задания.


- Какие виды изомерии характерны для альдегидов?

- Для бутаналя постройте:

а) изомер углеродного скелета, назовите его;

б) межклассовый изомер – кетон.

Работайте с текстом учебника стр. 166.

Выполните задание письменно.

Задание оценивается в 10 баллов.

- Какие виды изомерии характерны для кетонов?

- Постройте ихзомеры пентанона-2 и назовите их.

Работайте с текстом учебника стр.166.

ответ запишите в тетрадь.

Задание оценивается в 10 баллов.

2. Обсудите результаты своей работы.

Работайте вместе с классом.


3. Оцените свою работу.

Максимальная оценка за работу по УЭ-2 – 20 баллов.

УЭ-3

Цель: закрепить знания о строении и номенклатуре альдегидов и кетонов.



1. Выполните задания.

а) постройте структурную формулу 2,3- диметилбутаналя.


б) Назовите по систематической номенклатуре:

hello_html_m39d33428.gifhello_html_53a0751e.gifhello_html_1a015e24.gifСН3 О

hello_html_m50abdf98.gifhello_html_m3d7e1226.gifhello_html_m50abdf98.gifН3С – С – СН –С

СН3 СН3 Н

в) постройте структурную формулу

2,4 – диметилпентанона.

г) назовите по систематической номенклатуре:

hello_html_m13a61b2e.gifhello_html_m50abdf98.gif

Нhello_html_259f0e95.gif3С – С – СН – СН 3

О СН3


оцените работу по пятибалльной шкале

оцените работу по пятибалльной шкале




оцените работу по пятибалльной шкале


оцените работу по пятибалльной шкале




2. Обсудите результаты своей работы.

Работайте вместе с классом.

3. Оцените свою работу.

Максимальная оценка за работу по УЭ-3 – 20 баллов.

УЭ-4.

Цель: изучить особенности строения карбонильной группы, познакомиться с физическими свойствами альдегидов и кетонов, с их важнейшими представителями.



1. Выполните задания.


- Внимательно выслушайте рассказ учителя.


- Сравните температуры кипения альдегидов и спиртов.

С чем связано различие в температурах?


- Внимательно послушайте сообщения о важнейших представителях альдегидов.


- Попробуйте составить схему по рассказу.


2. Подведение итогов урока.

  • Ещё раз прочитайте цель урока.

  • Достигли ли вы цели урока?

  • Что показалось вам самым трудным?

3. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 43-50 баллов, то вы получаете оценку «5», если 42-35, то «4», если 34-27, то «3», если меньше 26 – то «2».



Работайте в паре


Подготовьте устный ответ




Запишите схему в тетрадь








Ваша оценка за урок_____.

УЭ-5

§19, упр 1-3., если вы получили за урок оценку «5», то вы освобождаетесь от домашнего задания.






















7


Модульный урок по химии в 10 классе на тему: «Альдегиды и кетоны. Их классификация, изомерия, номенклатура и физические свойства».
  • Химия
Описание:

Урок изучения нового материала с использованием модульной технологии к учебнику О.С.Габриеляна"Химия 10" может быть испльзован как в профильном классе, таки при изучении химии на базовом уровне.

Данная разработка включает в себя план-конспект урока, мультимедийную презентацию, модульные карты.

Ведущая дидактическая цель урока:

       - организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию материала по теме « Альдегиды и кетоны»

Задачи урока:

  • Образовательные: изучить строение молекул, классификацию, изомерию и номенклатуру альдегидов, познакомить с важнейшими представителями альдегидов и их применением.
  • Развивающие: развивать умения составлять формулы изомеров, давать им названия по систематической номенклатуре; формировать общелогические умения: аналогии, анализа, классификации, сравнения развивать навыки самостоятельной работы.
  • Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, воспитывать умение работать в паре, коммуникативные умения.

Тип учебного занятия: урок изучения новых знаний и способов действий.

 

Логика урока:

Мотивация – актуализация субъективного опыта – организация восприятия, осмысления и первичного запоминания нового учебного материала как единого процесса – первичная проверка правильности понимания нового учебного материала – организация первичного закрепления – анализ итогов – рефлексия.

 

 

 

Автор Пуляева Елена Ивановна
Дата добавления 12.01.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 3313
Номер материала 53900
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓