Инфоурок Химия КонспектыМодульный урок по химии в 10 классе на тему: «Альдегиды и кетоны. Их классификация, изомерия, номенклатура и физические свойства».

Модульный урок по химии в 10 классе на тему: «Альдегиды и кетоны. Их классификация, изомерия, номенклатура и физические свойства».

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ~$ьдегиды.doc


User
User


°1



Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Модульный урок по химии в 10 классе на тему: «Альдегиды и кетоны. Их классификация, изомерия, номенклатура и физические свойства»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Альдегиды и кетоны.ppt

Скачать материал "Модульный урок по химии в 10 классе на тему: «Альдегиды и кетоны. Их классификация, изомерия, номенклатура и физические свойства»."

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Альдегиды и кетоныУчитель химии 
Прохоровской гимназии
Пуляева Елена Ивановна.

    1 слайд

    Альдегиды и кетоны
    Учитель химии
    Прохоровской гимназии
    Пуляева Елена Ивановна.

  • Цель урока:Рассмотреть строение молекул альдегидов и кетонов, их номенклатуру...

    2 слайд

    Цель урока:
    Рассмотреть строение молекул альдегидов и кетонов, их номенклатуру, виды изомерии.
    Познакомиться с особенностями строения карбонильной группы, с физическими свойствами и важнейшими представителями альдегидов и кетонов.

  • Альдегиды-
Органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную груп...

    3 слайд

    Альдегиды-

    Органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу С=О, соединённую с атомом водорода и углеводородным радикалом.

  • Общая формула – R-OH           O
   H-C      - метаналь...

    4 слайд

    Общая формула – R-OH
    O
    H-C - метаналь
    H О
    О СН3-СН2-СН2-С -
    СН3 – С - этаналь Н
    Н бутаналь
    О
    СН3-СН2-С - пропаналь
    Н

  • Кетоны -   это карбонильные соединения, в молекулах которых карбонильная...

    5 слайд

    Кетоны -
    это карбонильные соединения, в молекулах которых карбонильная группа С=О соединена с двумя одинаковыми или разными углеводородными радикалами.

  • Общая формула – R-C-R                               ОСН3-С-СН3     - ацетон...

    6 слайд

    Общая формула – R-C-R
    О
    СН3-С-СН3 - ацетон
    О
    СН3-С-СН2-СН3- бутанон-2
    О
    С2Н5-С-С2Н5 - пентанон-3
    О

  • Виды изомерии

    7 слайд

    Виды изомерии

  • Изомеры бутаналяа)                  О
     СН3-СН -С
             СН3     Н...

    8 слайд

    Изомеры бутаналя
    а) О
    СН3-СН -С
    СН3 Н –
    2- метилпропаналь
    б) СН3 – С – СН2 – СН3
    О
    бутанон - 2

  • Изомеры пентанона -2СН3-СН2-С-СН2-СН3  - пентанон -3
                   О
 СН...

    9 слайд

    Изомеры пентанона -2
    СН3-СН2-С-СН2-СН3 - пентанон -3
    О
    СН3 – С – СН – СН3 - 2-метилбутанон-3
    О СН3
    О
    СН3-СН2-СН2-СН2-С - пентаналь
    Н

  • Проверьте знанияа) 2,3-диметилбутаналь
               СН3             О...

    10 слайд

    Проверьте знания
    а) 2,3-диметилбутаналь
    СН3 О
    Н3С - СН – СН – С
    СН3 Н
    б) 2,3,3 - триметилбутаналь

  • Проверьте свои знания:в) 2,4 – диметилпентанон-3
        СН3 –СН –С –СН –СН3...

    11 слайд

    Проверьте свои знания:
    в) 2,4 – диметилпентанон-3
    СН3 –СН –С –СН –СН3
    СН3 О СН3

    г) 2 - метилбутанон - 3

  • Температуры кипения

    12 слайд

    Температуры кипения

  • Применение альдегидовМетанальЛекарственные 
препаратыЛаки, смолыПолимеры,
пен...

    13 слайд

    Применение альдегидов
    Метаналь
    Лекарственные
    препараты
    Лаки, смолы
    Полимеры,
    пенопласты
    Антисептик

  • Применение альдегидовЭтанальАцетатное
волокноУксусная кислотаЛекарстваЭтанол

    14 слайд

    Применение альдегидов
    Этаналь
    Ацетатное
    волокно
    Уксусная кислота
    Лекарства
    Этанол

  • Задание на дом:
§19, упр. 1-3., если вы получили за урок оценку «5», то вы ос...

    15 слайд

    Задание на дом:

    §19, упр. 1-3., если вы получили за урок оценку «5», то вы освобождаетесь от домашнего задания.

    Всем спасибо за работу!

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Альдегиды.doc

Модульный урок по химии в 10 классе  на тему:

 

 «Альдегиды и кетоны.  Их классификация, изомерия, номенклатура и физические  свойства».

 

Ведущая дидактическая цель урока:

       - организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию материала по теме « Альдегиды и кетоны»

 

Задачи урока:

  • Образовательные: изучить строение молекул, классификацию, изомерию и номенклатуру альдегидов, познакомить с важнейшими представителями альдегидов и их применением.
  • Развивающие: развивать умения составлять формулы изомеров, давать им названия по систематической номенклатуре; формировать общелогические умения: аналогии, анализа, классификации, сравнения развивать навыки самостоятельной работы.
  • Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, воспитывать умение работать в паре, коммуникативные умения.

 

Оборудование:  компьютер, проектор,  компьютерная презентация «Альдегиды и кетоны», раздаточный материал.

 

Учебник «Химия 10», авторов О.С.Габриеляна, Ф.Н.Маскаева, С.Ю.Пономарёва, В.И.Теренина.

Программа курса химии 8-11классов, автор О.С.Габриелян.

 

Тип учебного занятия: урок изучения новых знаний и способов действий.

 

Логика урока:

Мотивация – актуализация субъективного опыта – организация восприятия, осмысления и первичного запоминания нового учебного материала как единого процесса – первичная проверка правильности понимания нового учебного материала – организация первичного закрепления – анализ итогов – рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Ход урока.

 

I.                     Организация начала занятия:

 

- приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания школьников;

- раскрытие общей цели темы урока и ознакомление учащихся с планом работы.

 

 

II.                 Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

 

Ребята, дома вы должны были решить задачу:

При сгорании 4,5 г органического вещества образовалось 3,36л углекислого газа и 2,7г воды. Определите формулу вещества, если его плотность по воздуху равна 1,035.                                

Какая формула у вас получилась?

В состав этого соединения входит кислород. Скажите, а с какими кислородсодержащими соединениями мы познакомились на предыдущих уроках?

 Какая функциональная группа входила в состав этих соединений?

А какие ещё кислородсодержащие группы вам известны из курса 9 класса?

 Попробуйте нарисовать структурную формулу СН2О.

 

Согласно теории А.М.Бутлерова, этой молекулярной формуле соответствует только одна структурная формула:

                              О

              Н – С

                             Н 

Т.е. полученное вещество содержит карбонильную группу и относится к карбонильным соединениям.

А альдегид это или кетон, вы выясните сами, изучив параграф 19 учебника. При изучении нового материала используйте подробную инструкцию, имеющуюся у вас на столах.

(распечатанные задания для самостоятельной работы прилагаются)

 

 

 

 

ход решения задачи разбираем устно.

 

/ ответ – СН2О /.

 

 

 

/ со спиртами, с фенолами /

 

/гидроксогруппа/

 

 

/карбонильная, карбоксильная/

 

 

 

 

 

 

 

III.             Изучение нового материала.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Целевая установка, объяснение принципа работы с модульным вариантом урока.

          (слайды 1,2)

 

2. Организация работы учащихся по УЭ-1, при необходимости - консультация

Контроль правильности выполнения заданий

 (слайды 3,4,5,6)

 

3. Организация работы учащихся по УЭ-2

 

Контроль правильности выполнения заданий

 (слайды 7,8,9)

 

4. Организация работы учащихся по УЭ-3

 

  Контроль правильности выполнения заданий

  (слайды 10-11)

 

5.  Изучение особенностей строения карбонильной группы,    ознакомление с физическими свойствами альдегидов и   кетонов, с их важнейшими представителями.

   - Рассказ учителя с элементами беседы:

Вы прекрасно знаете, что физические и химические свойства зависят от их строения. В чём же заключается особенность структуры карбонильной группы?

 

Наличие двойной связи между атомами С и О указывает на то, что атом углерода находится в sp-гибридном состоянии, то есть двойная связь представляет собой комбинацию из двух связей – сигма и пи-связи.

     - Сравните между собой связи С=С и С=О. Чем они отличаются?

 

 

      - Какой из атомов обладает большей электроотрицательностью?

    Значит электронная плотность будет смещена к атому кислорода.

                              О

               Н – С

                             Н                                           

 

Разница в значениях электроотрицательности С и Н невелика, поэтому атом водорода не обладает подвижностью, как в случае спиртов. Между молекулами альдегидов и кетонов поэтому отсутствуют водородные связи (т.к. нет подвижного атома водорода, обладающего частично положительным зарядом).

  Ассоциатов из молекул не образуется.

  Сравните температуры кипения альдегидов и спиртов. С чем связано различие?

    ( слайд 12)

Простейший альдегид – газ, низшие – легкокипящие жидкости, высшие альдегиды и кетоны – твёрдые вещества.

Наибольшее применение имеют метаналь и этаналь.

                                                             - Сообщение учащихся о важнейших представителях                    альдегидов – формальдегиде и уксусном альдегиде.

 ( слайды 13,14.)

Записывают число, тему урока. Слушают учителя, знакомятся с целью урока.

 

 

Изучают строение альдегидов и кетонов

 

Обсуждают результаты своей работы

 Оценка за работу по УЭ-1

 

Знакомятся с видами изомерии альдегидов и кетонов, учатся применять их на практике

Обсуждение результатов своей работы

Оценка за работу по УЭ-2

 

Закрепляют знания о строении и номенклатуре альдегидов и кетонов, выполняя задания.

Обсуждают результаты своей работы

Оценка за работу по УЭ-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ связь С=С является неполярной, а С=О – полярной, вследствие разницы в значениях электроотрицательности атомов О и С/

 

/ кислород/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/температура кипения альдегидов и кетонов ниже, чем у соответствующих спиртов. Это связано с тем, что спирты образуют ассоциаты, за счёт водородных связей между атомами О и Н в молекулах спирта/.

 

 

 

Слушают  выступление своих товарищей, составляют схемы по рассказу.

 

       

IV.              Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.

Прочитайте ещё раз цель урока.

- Достигли ли вы цели урока?

- Довольны ли вы результатом?

- Что показалось вам самым трудным?

V.                Информация о домашнем задании.

          §19, упр 1-3. (слайд 15)

 

 

Список литературы:

  1. Габриелян О.С. Химия 10 класс - М.: Дрофа, 2005г.-300с.
  2. Денисова В.Г. Химия 10 класс, Поурочные планы по учебнику «Химия 10 класс» О.С.Габриеляна – Волгоград: Учитель – 2003г. – 160с.
  3. Дрововозова Т.И., Сербиновская Н.М., Горобцова О.Н. Пособие – репетитор по химии. Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368с.

 

 

 

               

 

            Приложение

 

 

Задания для самостоятельной работы.

 

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ - 0

Интегрирующая цель: рассмотреть строение молекул альдегидов и кетонов, их номенклатуру, виды изомерии. Познакомиться с особенностями строения карбонильной группы, с физическими свойствами и важнейшими представителями альдегидов и кетонов.

 

 

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ – 1

Цель: изучить строение альдегидов и кетонов

 

  1. Выполните задания.

 

 

 а) - Используя текст учебника дайте определение альдегидам.

     - Найдите в тексте общую формулу альдегидов и составьте структурные формулы первых четырёх гомологов. Дайте им названия по систематической номенклатуре.

    - Чем отличается строение первого представителя альдегидов от остальных?

     -Почему в названии альдегидов по систематической номенклатуре не указывается положение карбонильного атома углерода?

 

Прочтите текст на стр.164-166, найдите верные ответы, сделайте записи в тетрадях

 

 

Задание оценивается в 4 балла.

б)  - Дайте определение кетонам.

     - Найдите в тексте общюю формулу кетонов и составьте структурные формулы первых трёх гомологов.

     - Какое минимальное количество атомов углерода может содержаться в кетоне?

     - Указывается ли положение атома углерода карбонильной группы в названии кетонов?

 

Прочтите текст на стр. 165-166.

Найдите ответы на вопросы, сделайте записи в тетрадях.

 

Задание оценивается в 4 балла.

 

в) Сравните между собой альдегиды и кетоны, найдите черты сходства и различия.

Ответ оценивается в 2 балла.

 

2. Обсудите результаты своей работы.

Работайте вместе с классом.

3. Оцените свою работу.

Максимальная оценка за работу по УЭ-1 – 10 баллов.

 

 

УЭ-2.

 

Цель: познакомиться с видами изомерии альдегидов и кетонов, научиться применять их на практике.

 

1. Выполните задания.

 

 - Какие виды изомерии характерны для альдегидов?

 - Для бутаналя постройте:

а) изомер углеродного скелета, назовите его;

б) межклассовый изомер – кетон.

Работайте с текстом учебника стр. 166.

Выполните задание письменно.

Задание оценивается в 10 баллов.

 - Какие виды изомерии характерны для кетонов?

- Постройте ихзомеры пентанона-2 и назовите их.

Работайте с текстом учебника стр.166.

ответ запишите в тетрадь.

Задание оценивается в 10 баллов.

2. Обсудите результаты своей работы.

Работайте вместе с классом.

 

3. Оцените свою работу.

Максимальная оценка за работу по УЭ-2 – 20 баллов.

УЭ-3

Цель: закрепить знания о строении и номенклатуре альдегидов и кетонов.

 

 

1. Выполните задания.

   а) постройте структурную формулу 2,3- диметилбутаналя.

 

   б) Назовите по систематической номенклатуре:

                             СН3              О

                  Н3С – С – СН –С

                             СН3 СН3      Н

  в) постройте структурную формулу

        2,4 – диметилпентанона.

  г) назовите по систематической номенклатуре:

 


Н3С – С – СН – СН 3

                                                  О      СН3       

 

оцените работу по пятибалльной шкале

оцените работу по пятибалльной шкале

 

 

 

оцените работу по пятибалльной шкале

 

оцените работу по пятибалльной шкале

 

 

 

2. Обсудите результаты своей работы.

Работайте вместе с классом.

3. Оцените свою работу.

Максимальная оценка за работу по УЭ-3 – 20 баллов.

УЭ-4.

Цель: изучить особенности строения карбонильной группы, познакомиться с физическими свойствами альдегидов и кетонов, с их важнейшими представителями.

 

 

1. Выполните задания.

 

- Внимательно выслушайте рассказ учителя.

 

- Сравните температуры кипения альдегидов и спиртов.

   С чем связано различие в температурах?

 

- Внимательно послушайте сообщения о важнейших представителях альдегидов.

 

- Попробуйте составить схему по рассказу.

 

2. Подведение итогов урока.

  • Ещё раз прочитайте цель урока.
  • Достигли ли вы цели урока?
  • Что показалось вам самым трудным?

3. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 43-50 баллов, то вы получаете оценку «5», если 42-35, то «4», если 34-27, то «3», если меньше 26 – то «2».

 

 

 

Работайте в паре

 

Подготовьте устный ответ

 

 

 

Запишите схему в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка за урок_____.

УЭ-5

§19, упр 1-3., если вы получили за урок оценку «5», то вы освобождаетесь от домашнего задания.

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Модульный урок по химии в 10 классе на тему: «Альдегиды и кетоны. Их классификация, изомерия, номенклатура и физические свойства»."

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок изучения нового материала с использованием модульной технологии к учебнику О.С.Габриеляна"Химия 10" может быть испльзован как в профильном классе, таки при изучении химии на базовом уровне.

Данная разработка включает в себя план-конспект урока, мультимедийную презентацию, модульные карты.

Ведущая дидактическая цель урока:

       - организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию материала по теме « Альдегиды и кетоны»

Задачи урока:

  • Образовательные: изучить строение молекул, классификацию, изомерию и номенклатуру альдегидов, познакомить с важнейшими представителями альдегидов и их применением.
  • Развивающие: развивать умения составлять формулы изомеров, давать им названия по систематической номенклатуре; формировать общелогические умения: аналогии, анализа, классификации, сравнения развивать навыки самостоятельной работы.
  • Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, воспитывать умение работать в паре, коммуникативные умения.

Тип учебного занятия: урок изучения новых знаний и способов действий.

 

Логика урока:

Мотивация – актуализация субъективного опыта – организация восприятия, осмысления и первичного запоминания нового учебного материала как единого процесса – первичная проверка правильности понимания нового учебного материала – организация первичного закрепления – анализ итогов – рефлексия.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 880 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.01.2015 2061
    • ZIP 79.2 кбайт
    • 51 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пуляева Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пуляева Елена Ивановна
    Пуляева Елена Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 47226
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 379 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 658 человек

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Арт-педагогика как метод профилактики детских неврозов

Перейти к трансляции