Тема: Индивидуальное развитие организмов, 10класс
1. Задачи урока:
- формировать у
учащихся понятие об онтогенезе;
- развивать знания
о закономерностях и этапах зародышевого развития,
об
индивидуальном развитии человеческого организма; о причинах нарушений
развития
организмов;
- научить
школьников объяснять отрицательное влияние никотина, алкоголя,
наркотических
веществ на развитие зародыша человека.
- отрабатывать с
учащимися приемы осмысленного чтения
информационного
текста;
- продолжить
развитие умения работать в группе.
2. Технологическая карта дидактического модуля.
Вызов
|
Осмысление
|
Рефлексия
|
Парная мозговая атака
Составление кластера
|
Карты мышления
Инсерт
|
Синквейн
Возвращение к кластеру
|
3. Этапы урока.
* Организационный момент: сообщение темы урока, его места в системе курса;
целеполагание и мотивация
учащихся на результат урока; запись домашнего задания.
* Актуализация: работа
учащихся в парах – «мозговой штурм»; фронтальная работа
по составлению кластера
«Индивидуальное развитие».
*Изучение нового:
- самостоятельная работа
учащихся с содержанием п.21 электронного учебника
МС-школа «Биология 10» по
составлению карты мышления «Онтогенез»,
обсуждение результатов
работы;
- самостоятельная работа учащихся по заданию
«Инсерт»; с текстом «Онтогенез
человека» (См. Приложение); обсуждение результатов работы;
-
самостоятельная работа учащихся по составлению синквейна «Алкоголь»
* Закрепление:
работа учащихся в парах – «возвращение к кластеру»; фронтальная
работа по
коррекции кластера «Онтогенез».
* Первичный контроль: тест «Проверь себя»
* Итоги
урока
4. Методические рекомендации
На стадии
вызова
Приемы на этой
стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на
пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала.
Учащимся предлагается в течение 2-3 минут записать
все, что знают или им кажется, что знают, о развитии организма. Важно записать
все, что придет на ум. Работа проводится в парах.
Парная мозговая
атака. Для этого задания
устанавливается жесткий лимит времени — обыкновенно пять минут. Парная мозговая
атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое
мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обменявшись мнением с товарищем,
такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всей группой.
И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу
учащихся.
Затем учащиеся
делятся информацией с классом. Все версии учитель записывает на доске. Если
учащиеся недостаточно активны, можно активизировать мыслительную
деятельность вопросами: С чего начинается развитие организма? Сколько длиться
процесс индивидуального развития организмов? Каковы особенности развития
животных и растений? Каковы закономерности развития организма человека? Какие
условия влияют на развитие организмов? По ходу обсуждения учитель на доске
оформляет кластер, ученики работают в тетрадях.
Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают
несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В центре листа
пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или
предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
Задание направлено
на выявление и оформление личных смыслов каждого ученика (до, во время
и после общего обсуждения), дает возможность преподавателю
получить «обратную связь» от каждого учащегося
Это гибкий и
многофункциональный прием. В качестве приема для стадии ВЫЗОВА мы используем
его для суммирования ранее полученных знаний по данной теме (Steele & Steele, 1991).
Когда учащиеся
разметили кластеры, попросите их указать, где оказалось маловато информации.
Если они в чем-то не уверены, рядом с кружочком ставится большой вопросительный
знак. Затем попросите учащихся обратить особое внимание при чтении на следующие
моменты: что оказалось верным; в чем они были не правы; какие неясности
прояснились; о чем они раньше не подумали вовсе.
Заканчивается фаза
вызова предложением прочитать текст.
Цель: а) обогатить свои знания новой информацией;
б)
проверить, в чем мы правы, а в чем - нет, снять все противоречия.
На стадии осмысления учащиеся
работают самостоятельно с текстом п.21 электронного учебника МС-школа «Биология
10» и составляют карты мышления; с текстом «Онтогенез человека» и выполняют
задание по маркировке текста «Инсерт».
Карты мышления (паутина
памяти) – метод составления заметок, предлагающий большую гибкость и
преодолевший недостатки схематических и детализированных заметок. Карты
мышления являются нелинейной, пространственной, графической методикой, в
которой обсуждаемый предмет (объект) кристаллизуется в центральном изображении.
Основные темы предмета (объекта) исходят от центрального изображения как ветви.
Ветви включают ключевые изображения или слова – карта мышления. Темы меньшей
важности также представляются в виде ветвей, присоединённых к ветвям более
высокого уровня – мини-карты мышления. Ветви формируют связанную узловую
структуру – макро-карта мышления. Карты мышления расширяются и обогащаются
цветом, изображениями, кодами, символами и третьим измерением. Эти расширения
помогают запоминанию, пониманию, мотивации и воспроизведению информации.
Преимущества карт мышления: гибкость;
воспроизведение в памяти; обзор и проверка знаний; ассоциации; соответствие
многомерному мышлению; выделение сущности; визуализация информации;
организованность; составление плана; объединение левосторонних и правосторонних
мозговых процессов.
Система маркировки текста
ИНСЕРТ (I.N.S.E.R.T.) - прием
позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения; дает возможность
учащемуся классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и
знаний; позволяет преподавателю отслеживать процесс чтения (по значкам),
является подготовкой к составлению маркировочной таблицы. Этот прием имеет два
этапа, и только первый из них важен для, стадии ОСМЫСЛЕНИЕ. Учащимся
предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем
информацию следующим образом:
«V» - знал;
«+» - новое;
«-» - вызывает
сомнения;
«?» - желание
узнать более подробно (толстые и тонкие вопросы по ходу чтения)
На стадии рефлексии:
- учащиеся выражают своё отношение к влиянию наркотических
веществ на развитие зародыша, составляя синквейн;
- возвращаются к кластеру и вносят
необходимые поправки в составленный ранее кластер. Работа сначала проводится в
парах, а затем, в ходе совместного обсуждения.
Синквейн – является простейшей стихотворной формой; тренирует
способность находить точные и лаконичные слова для выражения своей мысли;
позволяет в личной, творческой форме воспроизвести содержание занятия.
Структура синквейна:
1 строчка - одно имя существительное
2 строчка - два прилагательных
3 строчка - три глагола
4 строчка – фраза, показывающая личное отношение к теме (четыре слова)
5 строчка - одно слово (синоним темы).
Приложение.
Текст
«Онтогенез человека»
Катастрофическая демографическая ситуация
в России обостряет проблемы нарастающего ухудшения здоровья детей и ставит их в
разряд национальных приоритетов. Известно, что здоровье детей зависит от
здоровья родителей, течения и исхода беременности и родов. Возросшее
употребление алкоголя населением страны снижает качество здоровья вновь
рождающихся поколений детей. В свете данной проблемы, будущим родителям крайне
важно знать каковы последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических
веществ на развитие зародыша человека.
Онтогенез
человека – это процесс индивидуального развития от
момента образования зиготы до конца жизни организма. Его сущность заключается в
постепенной реализации наследственной информации, полученной от родителей.
Развитие зародыша и плода. В 1864 – 1866 гг. два немецких учёных, Эрнст
Геккель и Фриц Мюллер, сформулировали основной биогенетический закон: в
онтогенезе (индивидуальном развитии) повторяется филогенез (черты исторического
развития вида, к которому эта особь принадлежит).
Однако такое повторение не полное и неодинаковое по времени
для разных органов. Это связано с тем, что те органы, которые начинают
функционировать раньше, проходят стадии своего развития в более быстром темпе,
чем те, которые включаются в работу позже. Кроме того, возникают приспособления
и у зародыша к тем условиям, в которых он находится. На ранних стадиях развития
зародыш млекопитающих имеет наружную оболочку, которая покрыта ворсинками. С их
помощью он внедряется в стенку матки. Затем объём зародыша увеличивается,
ворсинки исчезают, а вместо них на стороне, обращённой к матке, образуется
плацента (детское место). Пупочный канатик соединяет зародыш, который
становиться плодом, с плацентой. В ней развивается густая сеть кровеносных
сосудов. Кровеносная система плода и материнского организма самостоятельны и в
норме изолированы друг от друга.
На ранней стадии развития у зародыша человека образуются
жаберные дуги и щели, сходные по строению с жаберными щелями зародышей рыб (но
не с жабрами взрослых рыб). Это указывает на то, что наши далёкие предки дышали
жабрами. Однако в процессе дальнейшего развития человеческого зародыша жаберные
дуги превращаются в щитовидный хрящ, слуховые косточки и некоторые другие
образования, свойственные млекопитающим.
Рисунок 1. Сходство зародышей позвоночных животных
На одной из стадий развития плод человека имеет хвост,
напоминающий хвост пресмыкающихся. К моменту рождения он рассасывается.
Известно, что приматы, имеющие по два соска, произошли когда-то от
многососковых млекопитающих. На четвёртом месяце развития человеческого плода
этот признак проявляется, но потом исчезает. Это тоже одно из проявлений
биогенетического закона.
Развитие после рождения. В течение месяца после
рождения ребёнок считается новорожденным. В это время происходит приспособление
его к жизни вне организма матери. Через месяц после рождения и до года ребёнок
считается грудным. В первый год жизни значительно увеличиваются длина и масса
тела, усложняются движения. Ребёнок овладевает основами общения. Значительно
повышается его устойчивость к неблагоприятным факторам. К году ребёнок способен
самостоятельно ходить.
С момента рождения до наступления зрелости рост и развитие
организма неравномерны: периоды ускоренного роста и развития чередуются с их
замедлением. Наиболее интенсивны рост и развитие в первый год жизни и в период
полового созревания. В процессе роста и развития меняются пропорции тела
человека, что хорошо заметно по соотношению размеров головы и тела (рис.2). У
новорожденного это соотношение 1 : 4, в то время как у взрослого 1 : 8.
Рисунок 2
Основными особенностями человека по сравнению с
животными являются мышление, речь и двигательная активность, тесно связанные с
трудовой деятельностью. Для развития этих функций очень важен период от 2 до 4
лет. Если по каким-либо причинам этот период пропущен, то неизбежно отставание
психического и физического развития ребёнка.
С 9-11 лет у девочек и с 11-12 лет у мальчиков начинают изменяться
пропорции тела и появляются вторичные половые признаки. В 12-14 лет у девушек в
половых железах начинают вырабатываться зрелые яйцеклетки, а у юношей с 15 лет
– зрелые сперматозоиды.
К 18 годам значительная часть физиологических функций приближается
по своим показателям к функциям взрослого человека. Например, повышается
активность пищеварительных ферментов, совершенствуются защитные механизмы против
инфекции, органы чувств и нервная система. Формирование человеческого организма
заканчивается только к 22-25 годам.
Становление личности. Словом «индивид» обозначают отдельного человека со
всеми его физическими и психическими особенностями. Чем более ярким индивидом
является человек, тем больше он выделяется из среды других людей своеобразием и
неповторимостью. Личность – это человек как член общества, обладающий системой
уникальных черт, которые определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения,
его отношение к окружающим. Личностью человек становиться не сразу, а в ходе
общения с другими людьми – разными по возрасту, общественному положению,
профессии, индивидуальным качествам.
Влияние внешних условий на развитие зародыша Репродуктивное
здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а
не только отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушения её функций и
процессов в ней. Огромное влияние на развитие зародыша оказывают условия среды,
в которой формируется будущий организм. У человека неблагоприятные воздействия
среды в ряде случаев также обуславливают замедление роста или даже
возникновение уродств. В развитии зародыша существуют критические периоды,
когда эмбрион более чувствителен к действию агентов, в том числе повреждающих
факторов.
Наиболее ответственным является эмбриональный период,
во время которого в первые два месяца беременности образуются зачатки всех
важнейших органов и систем (нервная, кроветворная, сердечно-сосудистая,
пищеварительная, мочевыделительная, эндокринная и др.); происходит формирование
туловища, головы, лица, зачатков конечностей. Недостаток кислорода, никотин,
перегревание, микробы, вирусы, алкоголь, ртуть, мышьяк, некоторые медикаменты,
соли тяжёлых металлов и др. могут вызвать нарушение развития и гибель эмбриона
или появление врождённых уродств. Эмбриональные ткани особенно чувствительны к
наркотикам, никотину и алкоголю. В этот период женщине ни в коем случае нельзя
курить, употреблять алкоголь и наркотики. Это может в будущем привести к
тяжелейшим последствиям, например к рождению не только больного или
ослабленного ребёнка, но и ребёнка, страдающего наркотической зависимостью.
Употребление наркотиков оказывает крайне
неблагоприятное воздействие на развитие плода. Часто наблюдаются
преждевременные роды, задержка внутриутробного роста и внутриутробная гибель
плода, дефекты развития конечностей, аномалии мочевыводящих путей, инсульт
головного мозга.
Следует помнить, что развитие организма начинается ещё задолго до
оплодотворения. В юношеском и молодом организме употребление алкоголя и курение
могут оказать крайне неблагоприятное воздействие на гаметы. У лиц, склонных к
употреблению алкоголя, гораздо чаще, чем у людей ведущих трезвый образ жизни,
рождаются дети с врожденными уродствами. В медицинской практике этот факт нашёл
отражение в специальном термине «субботний ребёнок», т.е. ребёнок, зачатый
родителями в состоянии опьянения.
У женщины, потребляющей алкоголь, особенно во время беременности,
ребёнок может оказаться с поражениями центральной нервной системы и различных
органов. Алкоголь препятствует полноценному участию клеток в процессе развития
и особенно тормозит функциональное созревание нервных клеток. В тяжёлых случаях
алкогольного синдрома плода в последующем выявляется умственная отсталость, в
легких случаях наблюдается расторможенность ребёнка: несобранность, неспособность
к систематической работе, нерациональная двигательная активность, низкий
уровень произвольного внимания, а также очень плохая память.
Содержащийся в табачном дыме никотин отравляет нервные клетки и
служит причиной возникновения различного рода расстройств. Замедляя рост
зародыша, что обусловлено влиянием диоксида и оксида углерода, снижающих
поступление к тканям кислорода, курение приводит к возникновению вредных
мутаций, нарушающих процессы жизнедеятельности ещё не родившегося организма.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.