Главная / Биология / Модульный урок по биологии в 10 классе «Индивидуальное развитие организмов»

Модульный урок по биологии в 10 классе «Индивидуальное развитие организмов»

Тема: Индивидуальное развитие организмов, 10класс


1. Задачи урока:

- формировать у учащихся понятие об онтогенезе;

- развивать знания о закономерностях и этапах зародышевого развития,

об индивидуальном развитии человеческого организма; о причинах нарушений

развития организмов;

- научить школьников объяснять отрицательное влияние никотина, алкоголя,

наркотических веществ на развитие зародыша человека.

- отрабатывать с учащимися приемы осмысленного чтения

информационно­го текста;

- продолжить развитие умения работать в группе.


2. Технологическая карта дидактического модуля.


Вызов

Осмысление

Рефлексия

Парная мозговая атака

Составление кластера

Карты мышления

Инсерт

Синквейн

Возвращение к кластеру





3. Этапы урока.


* Организационный момент: сообщение темы урока, его места в системе курса;

целеполагание и мотивация учащихся на результат урока; запись домашнего задания.

* Актуализация: работа учащихся в парах – «мозговой штурм»; фронтальная работа

по составлению кластера «Индивидуальное развитие».

*Изучение нового:

- самостоятельная работа учащихся с содержанием п.21 электронного учебника

МС-школа «Биология 10» по составлению карты мышления «Онтогенез»,

обсуждение результатов работы;

- самостоятельная работа учащихся по заданию «Инсерт»; с текстом «Онтогенез
человека» (См. Приложение); обсуждение результатов работы;

- самостоятельная работа учащихся по составлению синквейна «Алкоголь»

* Закрепление: работа учащихся в парах – «возвращение к кластеру»; фронтальная

работа по коррекции кластера «Онтогенез».

* Первичный контроль: тест «Проверь себя»

* Итоги урока


4. Методические рекомендации


На стадии вызова

Приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала.

Учащимся предлагается в течение 2-3 минут запи­сать все, что знают или им кажется, что знают, о развитии организма. Важно записать все, что придет на ум. Работа проводится в парах.

Парная мозговая атака. Для этого задания устанавливается жесткий лимит времени — обыкновенно пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обменявшись мнением с товарищем, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всей группой. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Затем учащиеся делятся информа­цией с классом. Все версии учитель записывает на доске. Если уча­щиеся недостаточно активны, можно активизировать мыслитель­ную деятельность вопросами: С чего начинается развитие организма? Сколько длиться процесс индивидуального развития организмов? Каковы особенности развития животных и растений? Каковы закономерности развития организма человека? Какие условия влияют на развитие организмов? По ходу обсуждения учитель на доске оформляет кластер, ученики работают в тетрадях.

Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

Задание направ­лено на выявле­ние и оформление личных смы­слов  каждого ученика (до, во время и после общего обсуждения), дает возможность преподавателю получить     «обратную связь» от каждого  учащегося

Это гибкий и многофункциональный прием. В качестве приема для стадии ВЫЗОВА мы используем его для суммирования ранее полученных знаний по данной теме (Steele & Steele, 1991).

Когда учащиеся разметили кластеры, попросите их указать, где оказалось маловато информации. Если они в чем-то не уверены, рядом с кружочком ставится большой вопросительный знак. Затем попросите учащихся обратить особое внимание при чтении на следующие моменты: что оказалось верным; в чем они были не правы; какие неясности прояснились; о чем они раньше не подумали вовсе.

Заканчивается фаза вызова предложением прочитать текст.

Цель: а) обогатить свои знания новой информацией;

б) проверить, в чем мы правы, а в чем - нет, снять все противоречия.


На стадии осмысления учащиеся работают самостоятельно с текстом п.21 электронного учебника МС-школа «Биология 10» и составляют карты мышления; с текстом «Онтогенез человека» и выполняют задание по маркировке текста «Инсерт».

Карты мышления (паутина памяти) – метод составления заметок, предлагающий большую гибкость и преодолевший недостатки схематических и детализированных заметок. Карты мышления являются нелинейной, пространственной, графической методикой, в которой обсуждаемый предмет (объект) кристаллизуется в центральном изображении. Основные темы предмета (объекта) исходят от центрального изображения как ветви. Ветви включают ключевые изображения или слова – карта мышления. Темы меньшей важности также представляются в виде ветвей, присоединённых к ветвям более высокого уровня – мини-карты мышления. Ветви формируют связанную узловую структуру – макро-карта мышления. Карты мышления расширяются и обогащаются цветом, изображениями, кодами, символами и третьим измерением. Эти расширения помогают запоминанию, пониманию, мотивации и воспроизведению информации.

Преимущества карт мышления: гибкость; воспроизведение в памяти; обзор и проверка знаний; ассоциации; соответствие многомерному мышлению; выделение сущности; визуализация информации; организованность; составление плана; объединение левосторонних и правосторонних мозговых процессов.

Система маркировки текста ИНСЕРТ (I.N.S.E.R.T.) - прием позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения; дает возможность учащемуся классифициро­вать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний; позволяет преподавателю отслежи­вать процесс чтения (по значкам), является подготовкой к составлению маркировочной таблицы. Этот прием имеет два этапа, и только первый из них важен для, стадии ОСМЫСЛЕНИЕ. Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

«V» - знал;

«+» - новое;

«-» - вызывает сомнения;

«?» - желание узнать более подробно (толстые и тонкие вопросы по ходу чтения)


На стадии рефлексии:

- учащиеся выражают своё отношение к влиянию наркотических веществ на развитие зародыша, составляя синквейн;

- возвращаются к кластеру и вносят необходимые поправки в составленный ранее кластер. Работа сначала проводится в парах, а затем, в ходе совместного обсуждения.

Синквейн – является простейшей стихотворной формой; тренирует способность находить точные и лаконичные слова для выражения своей мысли; позволяет в личной, творческой форме воспроизвести содержание занятия.

Структура синквейна:
1 строчка - одно имя существительное
2 строчка - два прилагательных
3 строчка - три глагола
4 строчка – фраза, показывающая личное отношение к теме (четыре слова)
5 строчка - одно слово (синоним темы).


Приложение.


Текст «Онтогенез человека»

Катастрофическая демографическая ситуация в России обостряет проблемы нарастающего ухудшения здоровья детей и ставит их в разряд национальных приоритетов. Известно, что здоровье детей зависит от здоровья родителей, течения и исхода беременности и родов. Возросшее употребление алкоголя населением страны снижает качество здоровья вновь рождающихся поколений детей. В свете данной проблемы, будущим родителям крайне важно знать каковы последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Онтогенез человека – это процесс индивидуального развития от момента образования зиготы до конца жизни организма. Его сущность заключается в постепенной реализации наследственной информации, полученной от родителей.
Развитие зародыша и плода. В 1864 – 1866 гг. два немецких учёных, Эрнст Геккель и Фриц Мюллер, сформулировали основной биогенетический закон: в онтогенезе (индивидуальном развитии) повторяется филогенез (черты исторического развития вида, к которому эта особь принадлежит).
Однако такое повторение не полное и неодинаковое по времени для разных органов. Это связано с тем, что те органы, которые начинают функционировать раньше, проходят стадии своего развития в более быстром темпе, чем те, которые включаются в работу позже. Кроме того, возникают приспособления и у зародыша к тем условиям, в которых он находится. На ранних стадиях развития зародыш млекопитающих имеет наружную оболочку, которая покрыта ворсинками. С их помощью он внедряется в стенку матки. Затем объём зародыша увеличивается, ворсинки исчезают, а вместо них на стороне, обращённой к матке, образуется плацента (детское место). Пупочный канатик соединяет зародыш, который становиться плодом, с плацентой. В ней развивается густая сеть кровеносных сосудов. Кровеносная система плода и материнского организма самостоятельны и в норме изолированы друг от друга.
На ранней стадии развития у зародыша человека образуются жаберные дуги и щели, сходные по строению с жаберными щелями зародышей рыб (но не с жабрами взрослых рыб). Это указывает на то, что наши далёкие предки дышали жабрами. Однако в процессе дальнейшего развития человеческого зародыша жаберные дуги превращаются в щитовидный хрящ, слуховые косточки и некоторые другие образования, свойственные млекопитающим.

Рисунок 1. Сходство зародышей позвоночных животных

hello_html_m5027103c.png

На одной из стадий развития плод человека имеет хвост, напоминающий хвост пресмыкающихся. К моменту рождения он рассасывается. Известно, что приматы, имеющие по два соска, произошли когда-то от многососковых млекопитающих. На четвёртом месяце развития человеческого плода этот признак проявляется, но потом исчезает. Это тоже одно из проявлений биогенетического закона.

Развитие после рождения. В течение месяца после рождения ребёнок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. Через месяц после рождения и до года ребёнок считается грудным. В первый год жизни значительно увеличиваются длина и масса тела, усложняются движения. Ребёнок овладевает основами общения. Значительно повышается его устойчивость к неблагоприятным факторам. К году ребёнок способен самостоятельно ходить.
С момента рождения до наступления зрелости рост и развитие организма неравномерны: периоды ускоренного роста и развития чередуются с их замедлением. Наиболее интенсивны рост и развитие в первый год жизни и в период полового созревания. В процессе роста и развития меняются пропорции тела человека, что хорошо заметно по соотношению размеров головы и тела (рис.2). У новорожденного это соотношение 1 : 4, в то время как у взрослого 1 : 8.

hello_html_m4d3d5ce7.png
Рисунок 2

Основными особенностями человека по сравнению с животными являются мышление, речь и двигательная активность, тесно связанные с трудовой деятельностью. Для развития этих функций очень важен период от 2 до 4 лет. Если по каким-либо причинам этот период пропущен, то неизбежно отставание психического и физического развития ребёнка.
С 9-11 лет у девочек и с 11-12 лет у мальчиков начинают изменяться пропорции тела и появляются вторичные половые признаки. В 12-14 лет у девушек в половых железах начинают вырабатываться зрелые яйцеклетки, а у юношей с 15 лет – зрелые сперматозоиды.
К 18 годам значительная часть физиологических функций приближается по своим показателям к функциям взрослого человека. Например, повышается активность пищеварительных ферментов, совершенствуются защитные механизмы против инфекции, органы чувств и нервная система. Формирование человеческого организма заканчивается только к 22-25 годам.

Становление личности. Словом «индивид» обозначают отдельного человека со всеми его физическими и психическими особенностями. Чем более ярким индивидом является человек, тем больше он выделяется из среды других людей своеобразием и неповторимостью. Личность – это человек как член общества, обладающий системой уникальных черт, которые определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, его отношение к окружающим. Личностью человек становиться не сразу, а в ходе общения с другими людьми – разными по возрасту, общественному положению, профессии, индивидуальным качествам.

Влияние внешних условий на развитие зародыша Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушения её функций и процессов в ней. Огромное влияние на развитие зародыша оказывают условия среды, в которой формируется будущий организм. У человека неблагоприятные воздействия среды в ряде случаев также обуславливают замедление роста или даже возникновение уродств. В развитии зародыша существуют критические периоды, когда эмбрион более чувствителен к действию агентов, в том числе повреждающих факторов.

Наиболее ответственным является эмбриональный период, во время которого в первые два месяца беременности образуются зачатки всех важнейших органов и систем (нервная, кроветворная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, мочевыделительная, эндокринная и др.); происходит формирование туловища, головы, лица, зачатков конечностей. Недостаток кислорода, никотин, перегревание, микробы, вирусы, алкоголь, ртуть, мышьяк, некоторые медикаменты, соли тяжёлых металлов и др. могут вызвать нарушение развития и гибель эмбриона или появление врождённых уродств. Эмбриональные ткани особенно чувствительны к наркотикам, никотину и алкоголю. В этот период женщине ни в коем случае нельзя курить, употреблять алкоголь и наркотики. Это может в будущем привести к тяжелейшим последствиям, например к рождению не только больного или ослабленного ребёнка, но и ребёнка, страдающего наркотической зависимостью.

Употребление наркотиков оказывает крайне неблагоприятное воздействие на развитие плода. Часто наблюдаются преждевременные роды, задержка внутриутробного роста и внутриутробная гибель плода, дефекты развития конечностей, аномалии мочевыводящих путей, инсульт головного мозга.
Следует помнить, что развитие организма начинается ещё задолго до оплодотворения. В юношеском и молодом организме употребление алкоголя и курение могут оказать крайне неблагоприятное воздействие на гаметы. У лиц, склонных к употреблению алкоголя, гораздо чаще, чем у людей ведущих трезвый образ жизни, рождаются дети с врожденными уродствами. В медицинской практике этот факт нашёл отражение в специальном термине «субботний ребёнок», т.е. ребёнок, зачатый родителями в состоянии опьянения.
У женщины, потребляющей алкоголь, особенно во время беременности, ребёнок может оказаться с поражениями центральной нервной системы и различных органов. Алкоголь препятствует полноценному участию клеток в процессе развития и особенно тормозит функциональное созревание нервных клеток. В тяжёлых случаях алкогольного синдрома плода в последующем выявляется умственная отсталость, в легких случаях наблюдается расторможенность ребёнка: несобранность, неспособность к систематической работе, нерациональная двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, а также очень плохая память.
Содержащийся в табачном дыме никотин отравляет нервные клетки и служит причиной возникновения различного рода расстройств. Замедляя рост зародыша, что обусловлено влиянием диоксида и оксида углерода, снижающих поступление к тканям кислорода, курение приводит к возникновению вредных мутаций, нарушающих процессы жизнедеятельности ещё не родившегося организма.

















Модульный урок по биологии в 10 классе «Индивидуальное развитие организмов»
  • Биология
Описание:

Модульный урок «Индивидуальное развитие организмов» разработан в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование информационно-коммуникативных умений, обеспечивающих адекватное восприятие и изложение устной и писменной информации, а также её отбор и обработку. ИКУ являются самостоятельной целью обучения и одновременно служат средствами усвоения школьниками понятий и других видов знаний.  

           В данной модели урока представлены приёмы, позволяющие реализовать стадии: вызов, осмысление и рефлексии; даны методические описания приёмов и учебный текст, на основе которого они применяются. 

Автор Резвова Наталья Григорьевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1905
Номер материала 9149
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓