Главная / История / Модульный курс по истории с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Модульный курс по истории с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей

hello_html_1a92cdc1.gifhello_html_m29e51b4f.gifhello_html_1c6e6056.gifhello_html_403a8556.gifhello_html_m303fa557.gifhello_html_m303fa557.gif

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Октябрьский район

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»







«Утверждаю»

Директор школы

______________________

«_____»_______201 год


«Согласовано»

Зам. директора по УР

______________________

«_____»_________201 год


Рассмотрено на заседании ПТК

Протокол № ______

«_____»_______201год



Модульный курс

Сибирь – родина моя

по истории

программа для образовательных организаций



уровень основного общего образования (в рамках ФГОС с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)















ФИО автора: Максимова Елена Владимировна

учитель истории и обществознания, высшая категория

Пояснительная записка.



Актуальность появления данной программы обусловлена современной концепцией исторического образования и обосновывает организацию системы урочной и внеурочной деятельности по истории в рамках основного общего образования с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей. Гуманизация, инновационные технологии, компетентностный подход дают возможность ориентироваться на интересы ученика, реализовывать эти компетенции через взаимодействие человека и конкретной культурно-образовательной среды. Модернизация российского образования позволяет формировать региональную образовательную политику и создавать региональные программы образования. Учёт национальных, региональных и этнокультурных особенностей, открыл возможности образовательной системе переходить от общего образования гражданина вообще, независимо от его места жительства, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями. Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях культурно – исторической среды. Именно в этом главная и ведущая роль истории и исторического краеведения. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ», Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об основах системы образования Ханты-Мансийского автономного округа», а также нормативно-правовые документы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи с переходом на стандарты нового поколения ставят задачу учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательных программах общеобразовательных учреждений.

Модульный курс «Сибирь – Родина моя» создан с учётом ФГОС ООО и входит в Базисный учебный план. Содержательной основой опыта является изучение родного края, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Октябрьского района, сельского поселения Перегрёбное, деревни Нижние Нарыкары.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа» расположена в Октябрьском районе Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, на территории деревни Нижние Нарыкары в месте компактного проживания малочисленного народа Севера – манси. Соответственно, учащимся необходимо знать не только язык этого народа, но и край, в котором они живут, его историю

Цель модульного курса «Сибирь – Родина моя»:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений  обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов малой истории в контексте с мировой историей, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

задачи программы модульного курса «Сибирь – Родина моя»:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, её особенностями;

- показать наиболее яркие личности, их роль в истории и культуре Октябрьского района и ХМАО - Югры;

- раскрыть на конкретных примерах уникальность и достижения коренных малочисленных народов Севера и их вклад в историю России.

- формировать историческое мышление, широту мировоззрения, чувство национальной сопричастности каждого ученика;

- способствовать развитию навыков самостоятельной работы в экспозициях школьного музея;

- познакомить с устоявшимся укладом жизни местного населения для формирования уважительного отношения к национальной культуре.



Предполагаемые формы и методы работы

Данная программа рассчитана на 13 учебных часов и является интегративным дополнением к рабочей учебной программе по истории для изучения на уровне основного общего образования. Организация учебного процесса строится с учётом основного учебно - методического комплекса федерального перечня учебных пособий и учебников. Предлагаемая программа составлена на основе авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной для общеобразовательных учреждений и УМК этих же авторов. Для учащихся 5 класса темы модульного курса соотносятся с программой А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира».

В основном модульный курс «Сибирь – Родина моя» предполагает проведение комбинированных уроков, практических и лабораторных работ, ролевых игр, конференций, защиты учебных проектов, встречи со знаменитыми людьми, старожилами деревни, знаменитыми краеведами. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов, разрабатываемых учителем совместно со школьниками в качестве учебных и исследовательских проектов.  

Уроки и образовательные мероприятия состоят из совокупности постоянно чередующихся форм (игра, диалог, мастер-класс, виртуальное путешествие и др.) и методов:

  • метод наглядности, метод погружения в историческое пространство, метод ситуационно-ролевой игры, метод творческого командного состязания, метод постановки проблемы и метод игровой деятельности.

  • метод наглядности помогает достоверно воссоздать атмосферу конкретного исторического периода;

  • метод погружения в историческое пространство более эмоционально воздействует на восприятие исторических событий и фактов и позволяет ощутить аромат эпохи, включить в работу разум, органы чувств, фантазию;

  • метод ситуационно-ролевой игры позволяет познать действительность, в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными знаниями фактов конкретного исторического события;

  • метод постановки проблемы помогает адаптироваться в реальной жизненной ситуации, принять правильное решение;

  • метод игровой деятельности позволяет легко усвоить предлагаемую информацию.

Структура программы модульного курса.

  1. Пояснительная записка

  2. Тематический план модульного курса по истории «Сибирь – родина моя» с распределением учебного времени

  3. Содержание изучаемого модульного курса

  4. Ожидаемые результаты

  5. Материально – техническое и информационное обеспечение

  6. Литература для учителя и учащихся

  7. Методические разработки уроков




Тематический план модульного курса по истории «Сибирь – родина моя» 13 часов



Тема

Часы

Уроки

Практикум

Самостоятельная работа

Основное содержание

Виды деятельности

5 класс Сибирь – Родина моя (Введение в историю 3часа)

Символика ХМАО - Югры

1


ВИД – вспомогательные исторические дисциплины.


Герб, флаг, гимн Югры

Характеризовать ВИД. Уметь распознавать символы ХМАО - Югры

Моя родословная

1



Выучить определения. Составить трёхпоколенную родословную

Родословная история семьи. Имена, отчества, фамилии и прозвища.

Характеристика генеалогии, умение работать с документами семейного архива

Историческая карта Октябрьского района и ХМАО – Югры.

1



Древние названия поселений на карте Окябрьского района.

Историческая карта, стороны света, легенда карты.

Определять стороны света. читать легенду карты.

6 класс Восточные славяне и их соседи (2часа)

Восточные славяне и их соседи : финно – угорские племена

1


Личностно – ориентированый урок

Сочинение

Финно – угорские племена- ареал обитания

Работа с историческими источниками

Язычество – как форма первобытных верований.

0,5


Знакомство с обрядовыми традициями народов манси и ханты в сравнении с восточными славянами.


Обряды и традиции

Работа с учебным текстом и умение сравнивать

Занятия и жилище восточных славян и финноугорских племён.

0,5


Анализ рисунков и текстов.


Жилище и занятия

Анализ и сравнительная деятельность.

7 класс «Эпоха – дворцовых переворотов» (2 часа)

«Берёзов – место ссылки»

0,5


Видеосюжет «Меньшиковы»


Знакомство с историей п. Берёзово и его местом в истории России

Характеризовать сибирскую ссылку. Определять значение ссыльных для исторического развития Сибири

Секретные узники Берёзова

0,5



Сообщения об узниках Берёзова.

Биографии Меньшиковы Долгоруковы Остерман.

Представлять материал дополнительной литературы.

Культура и быт народов Сибири XVIII век

1



Заполнение таблицы «Быт и праздники коренных народов Севера»

Работа с текстами

Характеризовать праздники коренных народов Севера, уметь описывать быт, традиции

8 класс «Изменения, которые внёс XIX век» (3 часа)

Этнический состав Российской империи.

1




Работа с дополнительной литературой

Характеризовать этнический состав Российской империи, уметь определять процентное отношение к количеству населения

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

1


Устав об инородцах


Историческая терминология

Характеризовать категории народов Сибири по Уставу Сперанского

Развитие традиционных помыслов

1




Социально – экономическое развитие после 1861 года

Характеризовать основные виды традиционных промыслов

9 класс «Испытания и судьбы» (3 часа)

Приговорённые выжить

1



Учебные исследования

Сибирь и спецпереселенцы

Изучение семейных архивов, работа с дополнительными источниками.

Великая война в судьбе моего края

1



Учебные исследования, подготовка проекта «Книга воспоминаний»

История далёкая и близкая

Изучение семейных архивов, работа с дополнительными источниками.

Люди ХМАО - Югры




Проект «Твои люди – Югра!»

Знакомство со знаменитыми людьми округа, района, деревни

Подготовка презентаций



Содержание изучаемого модульного курса «Сибирь – родина моя»



Введение в историю 3часа

Символика ХМАО – Югры. ВИД – вспомогательные исторические дисциплины. Гербы как помощники в определении экономических, культурных, родственных связей. Совокупность правил и приёмов составления гербов. Геральдические фигуры и знаки. История флагов и гимнов.

Моя родословная. Источники знаний о прошлом ВИД – вспомогательные исторические дисциплины – наука генеалогия. Выяснение происхождения отдельных родов, семей и лиц с установлением основных биографических фактов. Генеалогические исследования. Родословная по схеме «Семь -Я»

Историческая карта Октябрьского района. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта – как исторический источник Историческая ономастика: топонимы – географические названия; этнонимика – личные имена.

Основные понятия: геральдика, глашатай, гимн, флаг, стяг, штандарт ономастика, топонимика, генеалогия, родословная этнонимика.

Восточные славяне и их соседи (2часа)

Восточные славяне и их соседи: финно – угорские племена. Финно – угорская языковая семья. Первое упоминание о фино – уграх и обских уграх в «Повести временных лет»

Язычество – как форма первобытных верований. Обряды умыкания восточных славян и коренных народов Севера. Верховные божества.

Как одевались сибиряки. Культура и быт Древней Руси. Описаний областей культуры: фольклор, летописание, «Повесть временных лет» как исторический источник. Мансийская одежда: сах, гусь.

Основные понятия: язычество, обряды, традиции, финно – угорские племена: вогулы, остяки, селькупы. «Повесть временных лет»

«Эпоха – дворцовых переворотов» (2 часа)

«Берёзов – место ссылки». Значение сибирского города Берёзов для политической ссылки Руси. Секретные узники Берёзова. Знаменитые узники Берёзова: Меншиковы, Долгоруковы, Остерман. Значение их деятельности для просвещения и жизни сибиряков.

Культура и быт народов Сибири XVIII век

Основные понятия: политическая ссылка.

Изменения, которые внёс XIX век (3 часа)

Изменения в структуре населения. Российская империя в начале XIX века. Сословная структура начала века. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского. Деятельность Сибирского комитета. Устав Сперанского. Развитие традиционных промыслов. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

Основные понятия темы: «Устав об инородцах», инородцы.

Испытания и судьбы XX век (3 часа)

Развитие экономики Сибири на новых основах. Индустриализация и коллективизация. Исследование «Приговорённые выжить...» Источники индустриализации. Особенности коллективизации и последствия для Сибири.

Великая война в судьбе Сибири. Борьба народов СССР в борьбе с фашизмом. Война в судьбе моей семьи. Сибирь как тыл. Роль югорских детей в деле достижения Великой Победы. Труженники тыла. Герои земли сибирской.

Россия на пороге XXI века. Современный облик ХМАО – Югры. Экономическое развитие. НГК, промышленное развитие округа. Современные города Югры. Перспективы этнотуризма.

Основные понятия: индустриализация, коллективизация, спецпереселенцы, этнотуризм.

Ожидаемые результаты

Предметными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания модульного курса «Сибирь – Родина моя» по истории, являются:


  • Заинтересованность историей Родного края в пространственном и временном измерениях;

  • Характеристика специфических особенностей региональной истории в разных аспектах;

  • Знание и последовательность следственно – причинных связей исторических событий;

  • Распознавать исторические личности, которые внесли существенный вклад в историю региона и малой Родины.

  • Знать хронологическую последовательность основных событий;

Метапредметные результаты:

  • использовать при поиске и систематизации информации средства электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, таблица, схема) и перевода информации из одной системы в другую;

  • различать в массиве изучаемой информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

  • систематизировать разнообразную информацию на основе своих представлений;

  • формировать собственный алгоритм решения исторических проблем, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных способов и методов решения задачи;

  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для аргументации обществоведческие сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи

Личностные результаты:

  • понимания и критического осмысления социально-экономических и политических процессов и ситуаций;

  • определения и обоснования собственной позиции по отношению к реалиям современной социально-политической жизни;

  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологиями, теориями;

  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным статусом;

  • осознания себя представителем сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином своей малой Родины и России.


Материально – техническое и информационное обеспечение

п/п

Наименование

Количество

1

ПК

1

2

Принтер

1

3

Сканер

1

4

Экран

1

5

Проектор

1

6

Аудиоколонки

1



Литература для учителя и учащихся.

Для учителя:



  1. С.И. Алексеев Тесты по истории ХМАО – Югры с древности до наших дней. Ханты – Мансийск, РИО ИРО 2008.- 112с

  2. А.Алквист Среди хантов и манси Томск 1999, с122-123

  3. К.Ф. Карьялайнен Религия Югорских народов т II Томск1995с.133,147

  4. В.Т.Кузьмин Земля Кодская г. Ханты - Мансийск

  5. Е.П. Мартынова Очерки истории и культуры хантов М. 1998,с.51-70

  6. Очерки истории Коды «Волот »Екатеринбург 1995

  7. Л.С. Уланова Введение в историю. Вспомогательные исторические дисциплины, «ТЦ Сфера», М., - 2005

  8. Е.Г. Фёдорова Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси Европейский дом С-П 2000

  9. История ХМАО с древности до конца XX века, хрестоматия Екатеринбург НПМП «Волот» 1999



Для учащихся

  1. Кравцов В, Соболев В., Шаповалов А. Тайны прошлого. – Новосибирск: ИНФОЛИО – пресс, 1999 – 64 с.: ил.(«Сибирь неизвестные миры»)

  2. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XVII- начало XX в.),М. «Северные просторы»,2002;

  3. Очерки истории Югры НПМП «Волот»Екатеринбург, 2000;

  4. История ХМАО с древности до конца XX века, хрестоматия Екатеринбург НПМП «Волот» 1999;

  5. Тезисы открытой конференции юных историков и краеведов «Тимофеевские чтения»

  6. На самом Севере Югры. Берёзовский район – Екатеринбург «Издательский дом «Сократ»», 1999 159с.

  7. Н.Ермакова Времена Коды. Юбилейное издание. – Пермь: «Феликс» 2006 – 352с.

Интернет – ресурсы:

http://www.hrono.ru – исторический портал

Методическое пособие по истории

модульного курса Сибирь – родина моя


Перед школьным курсом истории стоят различные образовательные и воспитательные задачи. Подлежащие усвоению и осознанию учащимися исторические факты, и явления, понятия, причинно – следственные связи легче осознать и почувствовать сопричастность через национальную самоидентификацию. Данный модульный курс раскрывает идею вклада малых народов в «большую историю».

В пособии уделяется внимание тем проблемным вопросам, которые формируют представление об общечеловеческих ценностях, этических нормах, традициях. В истории любого уголка нашей России, Ханты – Мансийского автономного округа – Югры есть конкретные и достаточно убедительные факты, подтверждающие связи, единство народов, но, в то же время уникальность и самобытность отдельных народов.

Автор данного модульного курса стремится помочь учителям школ органично увязать «большую» и «малую» истории через формирование умений:

- воспроизводить информацию из разных источников, уметь её перерабатывать;

- уметь сравнивать исторические явления в разных странах, выделять при этом сходство и отличия;

- самостоятельная оценка исторического явления, события и личности, уметь доказательно и аргументировано участвовать в дискуссиях и дебатах.

Методическое пособие открывает возможности привлечения предоставленного материала для конструирования собственного и оригинального урока.

5 класс Сибирь – Родина моя (Введение в историю 3часа)

Урок 1 Символика Ханты – Мансийского автономного округа – Югры.

Цель урока: познакомить с символами ХМАО - Югры, уметь описывать их и объяснять значение цветов и знаков. Уметь выразительно читать гимн ХМАО – Югры и распознавать региональные символы власти.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки

Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при сопоставлении.

Предметные  развитие умений работать с информацией, овладение понятиями геральдика, ВИД.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, иллюстрации, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы, доска на задней стене кабинета  

Основные понятия  изучаемые  на уроке: геральдика, ВИД

                                                    Технологическая карта


п/п

Этапы урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Хронометраж времени

Учитель

ученик



I

Оргмомент

Уметь организовывать рабочее место

Приветствие и проверка готовности к уроку

Взаимоприветствие


30 сек.

II

Актуализация опорных знаний

Осуществлять контроль результатов, уметь описывать предметы

На экране понятия: геральдика, нумизматика, печать, монеты, лес, герб, песня, полотно, флаг. гимн. Следует определить понятия, связанные с нашей темой

Выбирают слова и записывают в тетрадь.

Презентация

1мин

III

Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Проблемный вопрос. Когда мы знакомимся с человеком, нам необходима следующая информация, когда мы знакомимся со страной, какую информацию нам необходимо узнать? Что мы знаем о нашем округе?

Отвечают на вопрос. Предположительно: о человеке - необходимо узнать фамилию, имя, отчество, возможно адрес.

О стране: территорию расположения, герб, гимн, флаг

Презентация с символами ХМАО - Югры

4 мин

IV

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организуется обсуждение символов

Пытаются выстроить цель урока и проговорить чему научатся на уроке


2 мин

V

Изучение нового материала

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению учебного текста и выразительного чтения

Самостоятельно читают, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки 

Текст презентации


VI

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Музыкальная заставка

Выполняют физминутку


2мин

VII

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения, орга-низации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

2. Работа в парах над тестом

Организует работу по закреплению первичных знаний. Создание фамильных и родовых гербов

Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают рисунки, записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам



2. Взаимопроверка

презентация

15 мин

VIII

Представление результатов

Умение презентовать свой труд

Создаёт условия для самопрезентации работ учащихся

Презентуют фамильные гербы


13мин

IX

Рефлексия и итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям


2 мин



  1. Материалы к уроку №1 Л.С. Уланова Введение в историю. Вспомогательные исторические дисциплины, «ТЦ Сфера», М., - 2005

Тестовый контроль.

1 Как называется наука, занимающаяся составлением и описанием гербов?

А)нумизматика; Б)хронология; В)геральдика; Г)археология

2 Какой формы бывают гербы?

А)ромбовидной; Б)треугольной; В)круглой; Г)верны все ответы

3 Какие основные цвета применяются при составлении гербов?

А)алый, зелёный, чёрный, голубой; Б)коричневатый, золотистый, серебристый, небесный

4 Как называется надпись на гербе?

А)легенда; Б)афоризм; В)девиз; Г)пословица

5 Какие животные изображены на первом сибирском гербе?

А)белки; Б)куницы; В)лисы; Г) соболи

О первом гербе Сибирском

В указе 1666 об изготовлении государственном знамени дается ее описание: «Печать Сибирская, на ней дерево стоящее, кедровое. К дереву два соболя стоят на задних ногах». Изображение кедра и соболей свидетельствует об осознанном выборе символики. Со времен первых контактов с аборигенами Сибирь у русских прочно ассоциировалась с самым ценным ее пушным зверем – соболем. Кедр (сиб. сосна) – могучее дерево, растущее в Сибири и имеющее важное хозяйственное значение для сибиряков.

В 1-м русском гербовнике – Большой Государственной книге 1672, более известной как Титулярник царя Алексея Михайловича, – эмблема Сибири приобретает иной вид – 2 соболя, стоящих на задних лапах, держат передними лапами пятизубцовую корону и лук с 2 крестообразно остриями вниз поставленными стрелами. Корона символизировала статус Сибири в составе России как «Царства Сибирского». Соболя олицетворяли Сибирь как пушной край. Лук со стрелами, являясь основным орудием охоты и войны для коренных народов. Прообразом Г. С. 1672, скорее всего, стала печать Тобольска.


О Гербе ХМАО - Югры

Герб Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представляет собой серебряную эмблему, расположенную на подкладе двух щитов, вписанных один в другой, и воспроизводящую стилизованный символ \"Кат ухуп вой\" (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого (синего, голубого) и зеленого щита. Контур щита обведен золотом.

Фигурный щит вписан в прямой щит красного цвета, представляющий собой прямоугольник с фигурным заострением в нижней части. Щит увенчан элементом белого цвета, выполненным в орнаментальном стиле обских угров, и окаймлен кедровыми ветвями зеленого цвета, сплетенными в полукольцо. Девиз \"Югра\" начертан серебряными литерами на лазоревой ленте, расположенной под щитом.

  1. Материалы к уроку № 1 Уланова Введение в историю. Вспомогательные исторические дисциплины, «ТЦ Сфера», М., - 2005


C:\Documents and Settings\333\Мои документы\Документы сканера\2.JPG



C:\Documents and Settings\333\Мои документы\Документы сканера\к модулю2.jpg



Гимн Ханты-Мансийского автономного округа-Югры был принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 24 ноября 2004 года.

Гимн написан на слова А.А. Радченко. 

                                      
Текст гимна ХМАО-Югры:

Наш округ - седой богатырь 
Свой дух возродил величаво, 
Опора России - Урал и Сибирь! 
Гордимся Югрою по праву! 
Югра многоликая, 
Делами великая 
Идёт вдохновенно вперёд! 
Мы пишем историю 
Любимой Югории 
И славим Югорский народ! 
Под небом сибирской земли 
Богатства от края до края, 
И крылья надежды мы здесь обрели, 
Югру на века прославляя! 
Югра многоликая, 
Делами великая 
Идёт вдохновенно вперёд! 
Мы пишем историю 
Любимой Югории 
И славим Югорский народ! 
Югра - ты прекрасный наш дом, 
Здесь ценят всегда человека, 
И нашим упорством, и нашим трудом 
Тебе процветать век от века! 
Югра многоликая, 
Делами великая 
Идёт вдохновенно вперёд! 
Мы пишем историю 
Любимой Югории 
И славим Югорский народ!

Урок 2 Историческая карта Октябрьского района и ХМАО – Югры.

Цель урока: познакомиться с исторической картой, формировать умения читать историческую карту.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства «Родины»; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание чувства гордости за историю малой Родины.

Метапредметные  развитие умений работы с картой, картой - схемой; формирование умений сравнивать месторасположение современных и древних территорий; определение сторон света; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при определении заданных параметров.

Предметные  развитие умений работать с картой, как источником информации, овладение понятиями, трёхпоколенная роспись, генеалогическое древо, родословная

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, иллюстрации, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы, карта Кодского княжества и ХМАО - Югры.

Основные понятия  изучаемые  на уроке: историческая карта, легенда карты.

                                                    Технологическая карта


п/п

Этапы урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Хронометраж времени

Учитель

ученик



I

Оргмомент

Уметь организовывать своё рабочее место

Приветствие и проверка готовности к уроку

Взаимоприветствие


30 сек.

II

Актуализация опорных знаний

Осуществлять контроль результатов, уметь описывать предметы

Настраивает ребят на новый для них вид работы – историческая карта – как источник информации.

Рассматривают карты, знакомятся с легендами карт.

Презентация

2 мин

III

Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Проблемный вопрос. Ребята, покажите, пожалуйста, на карте материки. Для этого необходимо вспомнить, что называется материком. Даёт определение понятия «материк»

Обычно не находятся желающие выйти к карте, чтобы показать материки. Отвечают на вопрос, называют материки.


Презентация Материки

5 мин

IV

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Записывает материки на доске. Обращает внимание ребят, что важным умением является понимание расположения относительно сторон света. Ребята, скажите, а где находится округ, в котором мы живём? Район? Школа?

Пытаются выстроить цель урока и проговорить чему научатся на уроке

Презентация шаблон:









с





з в



ю

2 мин

V

Изучение нового материала

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Организует работу с меловой картой - схемой

Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно работают в тетрадях, создают условные обозначения.

Текст презентации

7

VI

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Музыкальная заставка

Выполняют физминутку


1мин 30с.

VII

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения, орга-низации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля


Организует работу по закреплению первичных знаний.

«Если стоишь лицом к северу, то за спиной будет юг, справа - восток, а слева – запад. Работа с картой ХМАО -Югры

Знакомятся с картой «Кодское княжество» выполняют задания по карте.




презентация

10мин

VIII

Рефлексия и итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует мероприятия по рефлексии

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям


2 мин



Материалы к уроку № 2


КО́ДСКОЕ КНЯ́ЖЕСТВО (Кода), территориально-племенной союз хантов в Западной Сибири, по нижнему течению Оби. Кода была известна русским с 15 века как часть Югорской земли  (Югры). В 1484 году Кода признала себя вассалом русского государства и обязалось поставлять в казну дань с подвластного населения. Кодские «князья» Алычёвы (Алачёвы) содействовали русской колонизации Сибири. В 17 веке автономия Коды была упразднена и оно было приравнено к прочим волостям Югорской земли.



http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=375001677-44-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=469390686-35-72&n=21






Урок 3 Моя родословная.

Цель урока: познакомиться и уметь характеризовать науку генеалогию, формировать умения работать с документами семейного архива. Научиться составлять трёхпоколенную роспись.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание чувства гордости за свой род, фамилию.

Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при составлении генеалогических исследований.

Предметные  развитие умений работать с информацией, овладение понятиями генеалогия, трёхпоколенная роспись, генеалогическое древо, родословная

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, иллюстрации, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы, учебная доска, настольная игра «Генеалогия» 

Основные понятия  изучаемые  на уроке:  генеалогия, родословная

                                                  Технологическая карта


п/п

Этапы урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Хронометраж времени

Учитель

ученик



I

Оргмомент

Умение подготовить и организовать рабочее место

Приветствие и проверка готовности к уроку

Взаимоприветствие


30 сек.

II

Актуализация опорных знаний

Осуществлять контроль результатов, уметь описывать предметы

Знакомство с правилами настольной игры «Генеалогия»

Играют по правилам игры

Презентация

5мин

III

Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Проблемный вопрос. Как вы думаете, может ли нам фамилия дать какую – нибудь информацию о её представителях? Однофамильцы – это родственники?

Подведение учащихся к беседе о первобытных верованиях.

Отвечают на вопрос. Предположительно: фамилия даёт очень много информации о её носителях. Возможно - родственники.

Тотем – это – общий предок всего рода (животное, растение). Тотем почитали и нельзя было убивать

Презентация Генеалогия – наука, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, выявлением родственных связей и т.д.

4 мин

IV

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организуется обсуждение пословицы «Семья – это семь Я»

Пытаются выстроить цель урока и проговорить чему научатся на уроке

Презентация шаблон:











Я

2 мин

V

Изучение нового материала

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельной работе по составлению данных, нужных для родословной(Полные фамилии, имя, отчества родителей, бабушек, дедушек и т.д.)

Самостоятельно отвечают на вопросы учителя, самостоятельно работают в тетрадочках

Текст презентации

7 мин.

VI

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Музыкальная заставка

Выполняют физминутку


1мин 30с.

VII

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения, орга-низации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля


Организует работу по закреплению первичных знаний. Прорисовывание генеалогического древа

Самостоятельно выполняют задания по составлению родословной.




презентация

10мин

VIII

Представление результатов

Умение презентовать свой труд

Создаёт условия для самопрезентации работ учащихся

Презентуют родословные


8мин

IX

Рефлексия и итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям


2 мин




  1. Материалы к уроку № 3 Л.С. Уланова Введение в историю. Вспомогательные исторические дисциплины, «ТЦ Сфера», М., - 2005



C:\Documents and Settings\333\Рабочий стол\генеалогия.jpg6 класс Восточные славяне и их соседи (2часа)

Ниже представлена разработка урока, которая охватывает все темы модуля: Восточные славяне и их соседи : финно – угорские племена; Язычество – как форма первобытных верований; Занятия и жилище восточных славян и финноугорских племён. По усмотрению учителя урок может быть разбит на части, а может быть проведён в качестве самостоятельной единицы урока.

Тема «Восточные славяне и их соседи финно - угорские племена: остяки и вогулы»

(по методике ЛОО тема урока ученикам заранее не сообщается, создаётся «интрига ожидания»).

Тип и место урока: урок применения знаний, умений и навыков

3 в теме «Восточные славяне».

Цель урока:

  1. Создать образ финно - угорских племён как соседей восточных славян

  2. Выявить названия финно- угорских племён и народов, рассмотреть места расселения

  3. Сформировать образ остяков и вогулов на основе работы с историческим документом

  4. Провести сравнительную характеристику между восточнославянскими племенами и финно- угорскими племенами на примере народов остяков и вогулов

  5. Позволить учащимся соприкоснуться с событиями истории народов остяков и вогулов через национальную принадлежность и семейные традиции

  6. Продолжить развитие способностей по решению проблем

Оформление и оборудование: карточки – кроссворды; тексты, выполняющие роль исторических документов; контурная карта «Восточные славяне и соседи».

Медиа проектор, электронный учебник: Данилов А.А.«История России – 6 кл»

Ход урока:

I Организационный момент.

Микромодуль «Мотивация». Пащя олын! Здравствуйте уважаемые ученики и гости нашей встречи! Ребята сегодня на урок я принесла детский журнал «Шоврие», который издаётся в нашем округе. В этом журнале я прочитала замечательную статью Надежды Вах, посвящённую истории нашего округа «Как образовался наш округ» (зачитываю).

Ребятки, а как Вы думаете, почему сегодняшний наш урок я начала с истории нашего Ханты – Мансийского округа - Югры? (Предполагаемые ответы : «Тема урока как – то будет связана с историей округа или историей народов здесь живущих»).

- Совершенно верно, обратите внимание на тему урока: «Восточные славяне и их соседи финно – угорские племена: …»Тема – то у нас не дописана. Попробуем дописать вместе?

Прошу обратить Ваше внимание на Ваших столах имеется рабочий лист, который нам предстоит заполнить по ходу урока. Подпишите их.

II Микромодуль – Образ (на этом этапе формируем образ изучаемого). Если с восточными славянами мы с Вами познакомились на прошлом уроке, узнали о месте расселения, их занятиях, то сегодня мы с вами должны познакомиться с их ближайшими соседями. Давайте обратим внимание на карту и назовём соседей восточных славян, (перечисляем) Ребятки, а кто же такие финно – угорские племена и где они расселились? Кто внимательным был и услышал из статьи Надежды Вах, где встречается первое упоминание об уграх? Правильно, молодцы, первые сведения мы получаем из «Летописи временных лет». Подскажите, кого считают автором «Летописи временных лет»? (зачитываю). Обсуждение.

Давайте обратимся к электронному атласу и посмотрим где проживали финно – угорские племена. (Просмотр). Проверим, кто самый внимательный? Какую территорию заселяли финно- угорские племена? (От Балтийского моря до Уральских гор). Какие народы перечисляются под финноугорскими племенами? (Весь, карела, чудь, мурома, мордва). Ребята, а Вам известны какие – либо географические объекты, связанные с названиями этих племён? (Республики Карелия и Мордовия, Чудское озеро, город Муром). Молодцы! Ребятки, в рабочих листах Вам необходимо выполнить задание 1. У Вас лежат контурные карты, закрасьте пожалуйста территорию расселения финно – угорских племён. (Работа с картой).

Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. А теперь Вас поджидает новое испытание - задание 2 в рабочих листах. Вы должны показать знание истории восточных славян, чтоб продолжить знакомство с народами финноугорских племён. А вот с какими, вы узнаете, если правильно решите кроссворд. А чтобы Вам было легче, я предлагаю вспомнить домашнее задание.

х

о

р

с

с

о

б

а

к

а

с

л

о

в

е

н

е

в

я

т

и

ч

и

а

н

т

ы

д

р

е

г

о

в

и

ч

и

м

у

р

о

м

а

м

а

к

о

ш

ь

з

е

м

л

я

н

к

а

я

з

ы

ч

е

с

т

в

о

б

о

р

т

н

и

ч

е

с

т

в

о

  1. Бог солнца у славян

  2. Первое прирученное людьми животное, согласно известного мультфильма

  3. Племена восточных славян, расселившиеся у озера Ильмень

  4. Племена восточных славян, вождём которых был Вятко

  5. Крупный племенной союз славянских племён

  6. Название славянского племени, расселившегося в болотистой местности

  7. Одно из племён финно – угров

  8. Богиня плодородия у древних славян

  9. Название жилища у древних славян

  10. Система мировоззрения и верований, сложившаяся у древних славян

  11. Собирательство мёда диких пчёл древними славянами.

(Решение кроссворда и оценивание)

III Микромодуль событийно – практический. Ребятки, я думаю, что Вы очень хорошо знаете историю восточных славян, поэтому Вам и не составило труда решить кроссворд и прочитать название народов финно – угорской группы. А работать вы можете, каждый со своим соседом. «Одна голова хорошо, а две лучше».

Какие же это народы? Совершенно верно, ребятки. Ну, а вот в древности эти народы назывались: ханты- остяками и манси – вогулами. Объединяющее название «Обские угры». А ещё мы с Вами знаем, что они являются коренными жителями нашего округа. Ребята, а я опять хочу обратиться к журналу «Шоврие», чтоб прочитать Вам обращение главного редактора Галины Решетниковой. (Зачитываю). Готовы ли вы сегодня написать статью в журнал об истории обских угров? Если с темой мы справились, то со статьёй дело обстоит сложнее. Конечно, нам нужно узнать намного больше о коренных жителях, возможно, провести исследование. Предлагаю Вам побывать в роли учёных. Задание 3 в рабочих листах. Первая группа – ЭТНОГРАФЫ; вторая группа – ИСТОРИКИ; третья группа – АРХЕОЛОГИ. У каждой группы на столах лежит документ, ознакомившись с которым вы должны дать ответы на вопросы.

ЭТНОГРАФЫ занимаются исследованием верований и праздников

ИСТОРИКИ будут исследовать занятия обских угров

АРХЕОЛОГИ – жилище.

(Работа с историческим документом и презентация ответов. Ребята встают официально представляются)

IV Микромодуль – анализ. Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием, а теперь попробуем сравнить историю восточных славян и финно- угорских племён на примере истории хантов и манси, при этом Вы можете обратиться за помощью к учебникам стр. 8-11в рабочем листе задание 4.

Линии сравнения

Общее

Различное

Восточные славяне

Обские угры: остяки и вогулы

Верования и священные праздники

язычество

Имена богов Хорс, Ярило, Макошь, Перун

Торум, Калтащь,




Поселения и жилище

Землянки, полуземлянки

посёлки

3-4 дома

Чум - мобильный

Пугол, пауль



Основные занятия.

Промыслы: охота, рыбалка

Земледелие, бортничество

Оленеводство






V Микромодуль личностный. Ребятки, а теперь, кто – то из вас готов, написать статью в журнал о коренных народах Ханты – Мансийского округа – Югры? Конечно, побывав в роли учёных, вы смогли обогатить свои знания о коренных жителях нашего округа сведениями из истории, быта, культуры. А среди Вас есть представители народов ханты и манси? Что Вы узнали нового на уроке о своём народе?

VI Микромодуль – проповедь. Давайте вернёмся к теме нашего урока. Можем ли мы теперь закончить и дописать её? Какими бы словами Вы её закончили?

«Восточные славяне и их соседи финно – угорские племена: остяки и вогулы»

Спасибо, ребята, Вам за сотрудничество. Мне сельской учительнице было очень приятно присутствовать на «Учёном совете».

Домашнее задание: написать статью в детский журнал «На уроке истории мне стало известно о коренных жителях, то…» или сочинение на тему «Один день из жизни мудрого вогула», для тех, кому задание может показаться трудным, можно нарисовать иллюстрацию к статье.



7 класс «Эпоха – дворцовых переворотов» (2 часа)

На изучение темы «Эпоха дворцовых переворотов» отводится 2 часа. Интегративно вводятся темы модульного курса «Наш дом - Югра»: «Берёзов – место ссылки» -0,5 ч, «Секретные узники Берёзова» -0,5 ч., где уделяется внимание изучению нашего края, как месту политической ссылки. Учителем организуется просмотр видеосюжетов из художественного фильма «Тайны дворцовых переворотов», кинорежиссёр С. Дружинина. Тематика видеосюжетов связана с личностями семей Меншиковых, Долгоруких, графа Остермана.

После просмотра организуется обсуждение по вопросам, которые учитель заранее раздаёт учащимся. Примерное содержание карточек:

  • Почему А. Меншиков был выслан вместе с семьёй в сибирский город Берёзов?

  • Ссылка – это вид поощрения или наказания?

  • За какое преступление в Берёзове оказались Долгорукие?

  • Вносили ли государственные российские деятели прогрессивный вклад в развитие Берёзова?

  • Граф Остерман был сослан в Сибирь ….

Так же можно организовать работу учащихся по заранее приготовленной презентации.

Цель: уметь давать характеристику исторических личностей, внёсших большой вклад в развитие Истории России и Сибири, давать личностную оценку.

Основные понятия: эпоха дворцовых переворотов, ссылка



При изучении темы «Культура и быт народов XVIII века» интегративно вводится тема «Культура и быт народов нашего края в XVIII веке».

Цель: сформировать представления об уникальности ценностей духовной культуры, научиться видеть взаимокультурные процессы коренного и пришлого населения.

Организация урока в соответствии с технологической картой урока.



п/п

Этапы урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Хронометраж времени

Учитель

ученик



I

Оргмомент

Уметь организовывать рабочее место


Приветствие и проверка готовности к уроку

Взаимоприветствие


30 сек.

II

Актуализация опорных знаний

Осуществлять контроль результатов по теме

Задаёт вопросы по теме «Культура и быт народов в XVIII веке». Отмечают те понятия и термины, которые актуальны для изучения темы «Культура и быт народов нашего края в XVIII веке» актуализировать знания поможет и небольшой тест:

  1. У коренных народов Сибири существовали места поклонения богам, которые назывались:

А) церковь

Б)монастырь

В)святилище (см. материалы к уроку)

Выбирают слова и записывают в тетрадь.

Презентация

1мин

III

Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты, сравнивать и сопоставлять информацию

Проблемный вопрос после прочтения текста. Ребята, как Вы думаете, изменилась ли жизнь сибиряков в XVIII веке и с чем это связано?

Отвечают на вопрос.


Презентация

4 мин

IV

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организуется обсуждение прочитанного текста

Пытаются выстроить цель урока и проговорить чему научатся на уроке


2 мин

V

Изучение нового материала

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельным выводам

Самостоятельно читают, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно делают записи в таблицу «Культура и быт» сверяют и обсуждают записи

Текст презентации


VI

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Организует учащихся на разминку

Выполняют физминутку


2мин

VII

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения, орга-низации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

2. Работа в парах над тестом

Организует работу в исследовательских группах «Духовная культура», «Материальная культура» по закреплению первичных знаний.

Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают рисунки, записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам



2. Взаимопроверка

презентация

15 мин

VIII

Представление результатов

Умение презентовать свой труд

Создаёт условия для самопрезентации работ учащихся

Презентуют


13мин

IX

Рефлексия и итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям


2 мин

Материалы к уроку. Тест

  1. У коренных народов Сибири существовали места поклонения богам, которые назывались:

А) церковь

Б)монастырь

В)святилище

  1. Дайте определение понятия «анимизм»:

А) натуральный налог

Б) почитание сил природы якобы наделённых душой

В) элемент узора в орнаменте

  1. Самый распространённый вид транспорта у народов Севера:

А) лошадиная упряжь

Б)собачья упряжь

В) оленья упряжь

  1. Какое мужское занятие было по – плечу женщинам – аборигенкам:

А)охота и рыболовство

Б) собирательство и землепашество

В) изготовление орудий труда

  1. Главный элемент жилища коренных народов Севера, дающий тепло и свет:

А) камин

Б) чувал

В)печь

Тексты к уроку.

КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ. Верующие — формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология. Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре. В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

БЫТ. Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы — оленеводство, оно заимствовано у хантов вXIIIXIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVIXVII веках. Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь, изысканный деликатес. Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики). Распространены были изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Использовались гончарные изделия. В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Известны были им и доспехи. Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы. Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах. Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.



8 класс «Изменения, которые внёс XIX век» (3 часа)

Урок № 1. Этнический состав Российской империи.

Цель урока: охарактеризовать население (численный, социальный, этнический и религиозный состав) Сибири в соотношении с населением Российской империи.

Основные понятия и термины: инородцы.

Сценарий урока.

I Активизация познавательного интереса.

Вступительное слово учителя. XVIII век стал для России временем становления Российской империи, территориального расширения, укрепления государственности, создания мощной военной державы. Все эти процессы не могли миновать и Сибирь. В XIX веке за краем прочно закрепилась слава места ссылки государственных преступников. В Березовском районе отбывали наказание князь Дмитрий Ромодановский, в 1742 году – граф Андрей Остерман, в 1798 году - многочисленное семейство князей Долгоруковых. В земле Березовской покоится прах сосланного в эти места князя Меншикова и его дочери Марии. После событий на Сенатской площади здесь отбывали ссылку декабристы.

Подведение учащихся к выявлению цели урока.

Какие же изменения внёс век XIX в социальную структуру сибирского общества? Ваши предложения? Предполагаемые ответы учащихся. Работа над задачами урока.

1задача. Определить социальную структуру российского и сибирского обществ. Работа с историческими документами. Специфика исследуемого периода состоит в том, что в XIX в. в Сибири шел процесс активного аграрного освоения, а в XIX в. - и интенсивного индустриального развития, которые осуществлялись за счет активной колонизации региона.

Класс делится на группы.

1 группа – работа с фрагментом работы К.И. Арсеньева «Начертание статистики Российского государства»

Текст. «Все жители России могут быть разделены на два главные класса, - класс производящий и класс непроизводящий. К первому относятся те, кои способствуют посредственно или непосредственно умножению народного богатства, каковы: земледельцы, мануфуктуристы или ремесленники и купцы. Ко второму классу принадлежат все граждане, живущие за счёт первого класса, каковы: духовенство, дворянство, чины гражданские и военные, войско сухопутное и морское, служители и прочие…


Начало XIX века

Общее число производящего класса, из них:

18965000 муж.пола

купцов

119000

мещан

750000

Вольных людей

137000

Казённых крестьян

6700000

Удельных крестьян

570000

Помещичьих крестьян

10500000

Разных ведомств крестьян (дворцовых, конюшенных и др.)

180000

Непроизводящего класса жителей, из них:

200000

Дворянство около

225000

духовенства

215 000

военных

1000000

Разночинцев и служащих разного рода

750000

Крепостность земледельцев есть также великая преграда для улучшения состояния земледелия. Человек, не уверенный в полном возмездии за труд свой, вполовину не произведёт того, что в состоянии сделать человек, свободный от вечных уз и принуждения. Доказано, что земля, возделанная вольными крестьянами, даёт обильнейшие плоды, нежели земля одинакового качества, обработанная крепостными»

2 группа - работа с фрагментом работы Карих Елизаветы Васильевны 
Межэтнические отношения в Западной Сибири в процессе ее хозяйственного освоения. Монография. Томск: изд-во Томского ун-та. 2004. Научный редактор: д-р ист. наук В.П. Зиновьев.

Соотношение и динамика численности коренного и пришлого населения Западной Сибири в двух губерниях - Тобольской и Томской представлены в табл. 1. Видно, что все население увеличилось за XIX в. в 5,6 раз, а с 1897 по 1911 гг. - еще в 1,6 раза. Причем в Тобольской губернии население увеличилось в 4,5 раза, в Томской - в 23,4 раза. Количество коренного населения (инородцев) численно также увеличилось в 2 раза. (В Тобольской губернии - в 1,2 раза; в Томской - в 3,9). Наряду с этим, удельный вес аборигенов края сократился с 20 % до 4 %. 
   
 
  
Таблица
   Динамика численности коренного населения Западной Сибири в XIX веке

Показатели

1797 г.

1840 г.

1864 г.

1897 г.

Все население, чел.

440 840

779 846

1 012 948

1 433 595

В том числе инородцы

82 363

74 274

76 306

84 925

Доля инородцев от всего населения, %

18,68

9,52

7,53

5,8

Все население, чел.

157 269

507 404

715 040

1 927 932

В том числе инородцы

34 332

34 052

63 838

116 497

Доля инородцев от всего населения, %

21,82

6,71

8,93

6

Население, чел.

598 109

1 287 250

1 727 988

3 361 527

В том числе инородцев, чел.

116 695

108 326

140 144

201 422

Доля инородцев от всего населения, %

19,5

8,4

8,11

5,99








   Источники: Гагемейстер Ю. Статистическое обозрение Сибири. СПб. 1854. Часть 1. С. 58; ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1995. Л. 54 - 55; 360-36; Оп. 4. Д. 5644. Л. 1-20; Д. 5643. Л. 5-7; Азиатская Россия. СПб. 1914. С. 86; Всесоюзная перепись населения 1937 года. Краткие итоги. М. 1991. С. 85-96. 

Подведение итогов работы групп. Обобщающие выводы

Работа над термином «инородцы».

 
   Материалы к уроку.


   Исследователь Сибири конца XIX в. С.К. Патканов разделил население на пришлое и коренное. Он отнес к пришлым народам всех, кто появился с Ермаком в Сибири и после него. Деление это сейчас чисто условное, но для XIX в. оно имело смысл, так как большинство русских и других выходцев из Европейской России появилось в Западной Сибири в течение этого века.
  Расселение коренных жителей края в XIX в. было относительно стабильным, сложившимся за предыдущие века. Миграции аборигенов проходили уже в пределах ранее очерченных территорий, и их численность менялась в основном за счет естественного прироста или ассимиляции. Этнический состав также мало изменился. Северные районы занимали представители финно-угорской языковой семьи: к угорской языковой группе относились ханты и манси, к самодийской - ненцы и селькупы. Таежные и лесные зоны населяли тюркские народы: тоболо-иртышские татары, сибирские бухарцы, барабинские, томские и обские татары, чулымские тюрки. Представители этой же языковой семьи обитали на Алтае: тубалары, шорцы, челканцы, кумандинцы, бачатские телеуты и алтайцы, процессы этнической консолидации которых еще до конца не завершились. На северо-востоке Западной Сибири кочевало небольшое количество кетов (сино-тибетская языковая семья) и эвенков (тунгусо-маньчжурская языковая семья). Картина расселения пришлых этносов значительно изменилась в течение XIX столетия.   Подавляющее большинство пришлого населения принадлежало к индоевропейской языковой семье. Самой многочисленной была славянская группа. К ней относились восточные славяне - русские, украинцы, белорусы и западные - поляки. К литовско-латышской языковой группе принадлежали литовцы, латгальцы, латыши; к романской - молдаване; к германской - немцы. Были также немногочисленные группы других индоевропейцев-иностранцев, армян, цыган. Евреи представляли семито-хамитскую языковую семью. Значительную долю пришлого населения Западной Сибири составляли финно-угорские народы: удмурты, марийцы, мордва, зыряне, пермяки, финны, эсты, карелы и пр. Многочисленные тюркские этносы представляли выходцев из Европейской России и Средней Азии: казанские татары, башкиры, чуваши, узбеки, сарты, туркмены, монголы и др.  Естественный прирост населения Западной Сибири на протяжении всего XIX в. оставался не просто высоким, а самым высоким в Российской империи, в основном за счет прибыли славянских и тюркских народов.
    Прирост населения в первой половине XIX в. в Сибири составлял 28 % от прироста населения вообще. Основу его долгое время составляли ссыльные. Долевое соотношение ссыльных и переселенцев сравнялось только в середине века. В начале XIX в. ссыльных принимала в основном Западная Сибирь. Так в 1803-1805 гг. в Томскую губернию прибыло 7196 человек. А в 1825-1833 гг. из 80,4 тыс. ссыльных 51,4 % также водворились в Западной Сибири. Но в 1830-1840-е гг. ситуация изменилась: ссыльные стали размещаться в Восточной Сибири, а в Западной стали оседать добровольные переселенцы. В 1846-50-м гг. в Тобольской губернии водворилось 34% всех крестьян-переселенцев из Европейской России. С 1796 по 1858 гг. в Сибирь прибыло 520 тыс. крестьян, большинство из которых осело в Западной Сибири. Это были переселенцы из северо-западных и западных губерний России и обосновались они в пригодных для земледелия районах. Можно предположить, что хорошо заметное сокращение численности инородцев, произошло из – за бурного освоения Западной Сибири пришлыми народами.



Максимова Е.В. Модульный курс по истории

Модульный курс по истории с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей
  • История
Описание:

Программа модульного курса с методическими наработками

Модульный курс «Сибирь – Родина моя» создан с учётом  ФГОС ООО и входит в Базисный учебный план. Содержательной основой опыта является изучение родного края, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Октябрьского района, сельского поселения Перегрёбное,  деревни Нижние Нарыкары.

     Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа» расположена в Октябрьском районе Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, на территории деревни Нижние Нарыкары в месте компактного проживания малочисленного народа Севера – манси. Соответственно,  учащимся необходимо знать не только язык  этого народа, но и  край, в котором они живут,  его историю

В основном модульный курс «Сибирь – Родина моя» предполагает проведение комбинированных уроков, практических и лабораторных работ, ролевых игр, конференций, защиты учебных проектов, встречи со знаменитыми людьми, старожилами деревни, знаменитыми краеведами.  Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов, разрабатываемых учителем совместно со школьниками в качестве учебных и исследовательских проектов.  

 

Автор Максимова Елена Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 821
Номер материала 40203
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓