Главная / Физика / Модульно-развивающая система обучения физике в общеобразовательной школе

Модульно-развивающая система обучения физике в общеобразовательной школе

Ковалева Галина Николаевна учитель физики


Модульно-развивающая система

обучения физике в общеобразовательной школе

(из опыта работы)

Образование третьего тысячелетия не представляется без усиления личностного фактора в педагогике, ориентации на человека, решительной демократизации образования, его радикальной гуманизации. Поэтому существует большой интерес к моделям и технологиям обучения, которые базируются на гуманистическом (поисковом) подходе.

Идея модульного обучения возникла в 60-х годах в англоязычных странах, ее версия как модульно-развивающая система технология обучения разработана украинским психологом А. Фурманом и используется на практике рядом школ, в том числе и школой № 2 г. Ильичевска.

Свыше 200 лет назад швейцарский педагог Песталоцци говорил, что учение призвано развивать познавательные способности ребенка – память, мышление, воображение. Сегодня эта проблема переместилась в эпицентр школы – речь идет о сотрудничестве учителя и учеников, о каждодневной практике взаимодействия их.

Среди основных принципов модульности в литературе выделены такие:

  • наличие самостоятельной группы идей (знаний), которыми овладевают ученики с помощью дидактических целенаправленных способов, отвечающих природе этих идей;

  • формирование самостоятельной, планированной, целостной единицы учебной деятельности, которая содействовала бы достижению учеником четко поставленных целей.

Принцип модульности во многом схож с принципом деления учебного материала на части, порции в программе школьного обучения в рамках проведения тематического учета знаний. Овладение принципом модульности достигается путем применения разных форм и методов обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической, социальной или другой проблеме. Принцип модульности – это составление автономных порций учебного материала для группы учеников. Обучение осуществляется по учебным программам, которые делятся на небольшие тесно связанные между собой части, имеющие дидактическую цель. При этом усвоение содержания осуществляется, в основном, шаг за шагом с коррекцией учебной деятельности, которое в итоге приводит не к простому заучиванию, а к глубокому пониманию.

Понятие «модуль» и «учебный модуль» в педагогике обозначает функциональный узел учебно-воспитательного процесса, завершенный блок дидактически адаптированной информации. Учебный модуль – это целостная функциональная единица, которая активизирует развитие ученика и учителя. Основными способами реализации учебного модуля есть педагогическая система понятий в виде совокупности системы норм и системы ценностей, кроме этого поэтапное субъективное открытие учеником под влиянием учителя этой системы в ходе поисковой познавательной деятельности и последующего использования ее как способа деятельности.

Таким образом, модульное обучение – это пакет учебных программ для индивидуального учения, которое обеспечивает учебные достижения учения с некоторым уровнем предварительной подготовки.

Основной формой организации учебного процесса в модульном обучении является модуль, который состоит из нескольких мини-модулей продолжительностью 30 минут в средних и старших классах. Полный цикл модуля имеет следующие составляющие:

  • установочно-мотивационный: основная цель – формирование внутренней мотивации содержательно спроектированной учебно-развивающей деятельности учителя – ученика; содержание – постановка учебно-воспитательных целей, стимулирование учащихся к успешной работе.

  • содержательно-поисковый: основная цель – развитие поисковой, познавательной активности и самостоятельности учащихся; содержание – минимизация теоретического материала, актуализация опорных знаний и поиск их связей с неизвестными знаниями.

  • контрольно-смысловой: основная цель – первичное осмысление, развитие самооценки, контроля и самоконтроля; содержание – оценка учащимися понимания приобретенных знаний, изучение степени овладения учебным материалом, понимание смыслового содержания изученного.

  • адаптивно-творческий: основная цель – формирование умений, навыков и норм деятельности учащихся, применение знаний; содержание – использование системы упражнений для формирования умений, навыков, дифференциация учебных знаний, творческий перенос знаний в новых условиях учебы.

  • системно-обобщающий: основная цель – формирование целостной системы знаний; содержание - формирование целостной системы личностных знаний, умения определять место данного модуля в общем содержании учебного курса, установление логических связей при формировании систематических знаний путем использования знаково-графических способов (таблицы, схемы, графики, чертежи).

  • контрольно-рефлексивный: основная цель – развитие творческой рефлексии; содержание – итоговый контроль.

Преподавание по модульно-развивающей системе обучения предполагает не только отличной от традиционной организации обучения, но и другого методического обеспечения, начиная с планирования. Хочу привести в качестве примера разработку темы «Световые кванты» в 11 классе.

  1. Установочно-мотивационный модуль

Цель: Ознакомить учащихся с видами будущих самостоятельных работ, с запланированными формами контроля знаний и требованиями разных уровней усвоения темы, ознакомить учащихся с содержанием учебного блока данной темы.

Знакомлю учащихся таблицей, в которой перечислены виды работ и их место в теме:



Виды работ

Дата

1

Знание теоретического материала (физический диктант)


2

Знание теоретического материала (устно)


3

Решение задач


4

Написание и защита рефератов


5

Зачетная работа



Далее знакомлю учеников со структурно-часовым модулем:


п/п

Дата

Содержание учебной деятельности

Этапы учебного модуля

1.


Определение объема и цели работы. Знакомство с блоком материала темы

Установочно-мотивационный модуль

2.


Фотоэффект и его законы. Кванты света. Теория фотоэффекта

Содержательно-поисковый модуль

3.


Решение задач на законы фотоэффекта и применение понятия о квантах

Адаптивно-преобразующий модуль

4.


Самостоятельная работа. Тестовая проверка

Контрольно-смысловой модуль

5.


Давление света. Опыты П. Н. Лебедева

Содержательно-поисковый модуль

6.


Применение фотоэффекта. Фотоэлементы. Проявления и использование действия света

Системно-обобщающий модуль

7.


Зачетная работа

Контрольно-рефлексивный модуль


На этапе установочно-мотивационного модуля учащиеся также знакомятся требованиями к знаниям и умениям уровней А и В программы, перечнем литературы по данной теме, темами рефератов и перечнем заданий к зачетной работе.

Далее переходим к изучению блока по данной схеме.

  1. Поисково-содержательный мини-модуль

Цель: Развитие представлений учащихся о природе света путем ознакомления с историей зарождения квантовой теории, раскрытия сути явления фотоэффекта и его законов с позиций квантовой теории света, количественное описание явления фотоэффекта (уравнение Эйнштейна), определение величин, характеризующих свойства фотона, развитие у учащихся представлений об основных свойствах и формах существования материи.

Метод обучения: Проблемное изложение учителем учебного материала, эвристическая беседа.

При изучении световой частицы – фотона предлагаю учащимся заполнить таблицу:

Название частицы

Энергия

Скорость в вакууме

Масса

Масса покоя

Импульс

Фотон

Е= hν

3·108 м/с

m=hν /с2

0

p=mс= hν/с

Красный






Фиолетовый






Инфракрасн.






Ультрафиол.






Рентгеновск.






γ-квант






  1. Адаптивно-преобразующий модуль

Модуль посвящен решению задач на законы фотоэффекта, уравнению Эйнштейна, расчет характеристик фотона с целью развития умений учащихся применять полученные знания на практике.

Первый урок модуля начинаю с проведения физического диктанта, часть вопросов которого приводится ниже :

1-й вариант

2-й вариант

Некоторая поверхность испускает электроны при падении на нее зеленого света. Следует ли ожидать фотоэффект при падении на нее

Красного света

голубого света

Почему при частоте меньшей νмин фотоэффект не происходит?

Можно ли объяснить второй закон фотоэффекта с точки зрения волновой теории? Ответ поясните.

Со сколькими электронами может взаимодействовать фотон при падении на вещество?

Какой фотон более массивный: ультрафиолетового излучения или рентгеновского?

Техника проведения этого диктанта такова. Учащиеся дают ответы на листочках, если ответа нет, ставят прочерк. Очень быстро прохожу по классу, отмечаю на все ли вопросы написаны ответы. Затем приводятся правильные ответы, а учащиеся проводят самоконтроль. После диктанта переходим к решению задач с использованием разных форм работы, включая и индивидуальную самостоятельную работу. Тетради сдаются на проверку.

  1. Содержательно-поисковый мини-модуль «Давление света. Опыты П. Н. Лебедева»

Цель: Формирование представлений учащихся о применимости дуалистического подхода к объяснению светового давления, сути опыта Лебедева по измерению светового давления.

При поиске объяснения причин светового давления предлагаю учащимся заполнить таблицу с ответами на следующие вопросы:

Электромагнитная теория

Квантовая теория

1.Какое действие на электроны вещества оказывает электромагнитная волна?

2. Какая составляющая электромагнитного поля оказывает действие на электроны вещества?

3. Чему равно давление света, теоретически рассчитанное Максвеллом?

  1. Как ведут себя фотоны при взаимодействии с веществом?

  2. Как изменяется импульс фотона при взаимодействии с веществом?



3.Чему равно световое давление по результатам опытов Лебедева?

Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что световое давление можно объяснить с точки зрения электромагнитной и квантовой теорий света.

  1. В следующем мини-модуле Контрольно-смысловом учащиеся проходят первичный контроль по всей теме. Здесь я предлагаю им тестовые или программированные задания.

Хочу обратить внимание на то, что при работе на любом этапе модуля (кроме контроля), ученики используют информацию блока и учебник. Работа с учебником происходит на каждом уроке

Систематизация, обобщение проводится в системно-обобщающем модуле, который проходит в форме семинара с защитой рефератов и других творческих работ. Следует обратить внимание на то, что вопросы «Применение фотоэлементов» и «Химическое действие света» изучались учащимися самостоятельно, поэтому на семинаре эти темы занимают не последнее место.

Заканчивается изучение темы «Квантовые свойства света» контрольно-рефлексивным модулем в виде зачетной работы по вопросам, которые были представлены ученикам на первом уроке. Из этих вопросов формируются задания достаточном количестве вариантов.

Модульная система активизирует творческую деятельность учеников, их инициативу, приближает учителя к конкретному ученику, помогает раскрыть его индивидуальность. Работать по такой системе нелегко, но и интересно – она дает возможность разнообразить свою работу, появляется возможность глубже изучать с учащимися программный материал при меньших затратах времени.

Я думаю, что не существует универсальной методики преподавания, которая могла бы решить все учебные проблемы, однако, не следует отказываться от поиска. Он, как правило, дает свои результаты.

Ковалева Г.Н., учитель физики

Модульно-развивающая система обучения физике в общеобразовательной школе
  • Физика
Описание:

Принцип модульности во многом схож  с принципом деления учебного материала на части, порции в программе школьного обучения в рамках проведения тематического учета знаний. Овладение принципом модульности достигается путем применения разных форм и методов обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической, социальной или другой проблеме.  Принцип модульности – это составление автономных порций учебного материала для группы учеников. Обучение осуществляется по учебным программам, которые делятся на небольшие тесно связанные между собой части, имеющие дидактическую цель. При этом усвоение содержания осуществляется, в основном, шаг за шагом с коррекцией учебной деятельности, которое в итоге приводит не к простому заучиванию, а к глубокому пониманию.

Автор Ковалева Галина Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 448
Номер материала 34244
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓