Главная / Классному руководителю / Модульная воспитательная модель "Семь цветов успеха"

Модульная воспитательная модель "Семь цветов успеха"

hello_html_m36eba13e.gifhello_html_53c103f0.gifhello_html_m327df422.gifhello_html_m22eab82.gifhello_html_1f300bf.gifhello_html_m6e5a9659.gifhello_html_11ac0e3.gifКопия макет

муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 118 « Школа мудрости»

г. Ростова-на-Дону

МОДУЛЬНАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

( система) C:\Users\1\Desktop\3 диск ФОТО 4 четверть 3 класс\фото 3 класс май 2011\прогулка на теплоходе май 2011 года\P5240124.JPG

hello_html_m693a6c3.jpgP1020839C:\Users\1\Desktop\3 диск ФОТО 4 четверть 3 класс\фото 3 класс май 2011\9 мая 2011 год\P5060035.JPGC:\Users\1\Desktop\2 диск ФОТО 3 класс\уроки 3 четверть 3 класса\P3040226.JPG




P1010918

C:\Users\1\Desktop\фото школьная жизнь февр 2009 1 класс\луководство\P1090553.JPG



муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 118

« Школа мудрости»

Ворошиловского района

г. Ростова-на-Дону

МОДУЛЬНАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

hello_html_m4fb0f4e0.png

Автор-разработчик- Паханова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ гимназии № 118

«Школа мудрости».

Предназначена

для обучающихся 1-4-х классов.

Срок реализации - 4 года.

г. Ростов – на - Дону



K:\фото моё\P9240011.JPGC:\Documents and Settings\Алёночка\Рабочий стол\Фото\S6002574.JPGK:\фото моё\PA010200.JPGK:\фото моё\Копия 004 (1).JPG

L:\S6002562.JPGC:\Documents and Settings\Алёночка\Рабочий стол\МОИ ФОТО\IMG_0258.jpgJ:\Фотографии 2006-2007\1 сентября\1 чет. 3 кл.06г\P1010061.JPG

C:\Documents and Settings\Алёночка\Рабочий стол\МОИ ФОТО\Изображение 455.jpgK:\фото моё\P1010094.JPG

Содержание


I. Авторская воспитательная модель « 7 цветов успеха» как современная инновационная технология воспитания и развития младших школьников.

1) Теоретико-методологическая основа воспитательной модели

« 7 цветов успеха» . с. 4-5

2) Модули воспитательной модели. с. 5-6

3) Реализация « Я – концепции» в модульной воспитательной модели.с.6 -7

а) Базовые положительные установки « Я – концепции» (по модулям).с. 7

б) Приоритетные направления модульной воспитательной модели. с. 8 - 9

в) Портрет выпускника начальной школы. с.9-10

г) Социальные инициативы учащихся. с.10- 12

4) Участие в инновационной работе по проблемам воспитания. с. 12

5) Инновационные методы оценивания качества воспитания. (Портфолио)с. 12-13


II. Обобщение и распространение собственного инновационного опыта деятельности.

1) Представление опыта на конференциях и семинарах. с. 13

2) Трансляция педагогического опыта в мастер-классах. с. 13

3) Участие в работе творческих групп. с. 13- 14

4) Активная позиция классного руководителя в гимназии. с.14

III. Мониторинг эффективности воспитательной работы.

1) Мониторинг развития и зрелости учащихся. с.15-17

2) Мониторинг сформированности здорового образа жизни. с. 18 - 20

3) Экспертная оценка эффективности воспитательной модели. с. 20- 22


IVесурсы.

1) Нормативно – правовое обеспечение. с.23

2) Используемая литература.с.24

3) Интернет ресурсы. с. 25- 26


V. Приложения.

1) Паспорт воспитательной модели. с. 27

2) Модули воспитательной модели « 7 цветов успеха». с. 28

3)Индекс сплоченности.с. 28

4) Предпочитаемые виды деятельности по четвертям. с. 29 - 31

3)Классная газета «Мудрый совёнок».32 - 35

4) Грамоты. с. 36



Пояснительная записка


Авторская воспитательная модель « 7 цветов успеха» как современная инновационная технология воспитания и развития младших школьников.


1)Теоретико-методологическая основа воспитательной модели

« 7 цветов успеха».

В контексте новых образовательных стандартов стратегической целью развития и совершенствования воспитательной системы МОУ гимназии № 118 «Школа мудрости» является воспитание гражданина и патриота России, успешной, толерантной, креативной, безопасной личности с устойчивой системой нравственных ценностей, способной к самореализации в социуме. Современные требования к образовательному процессу предполагают использование инновационных современных технологий воспитания и развития младших школьников.

Воспитательная модель « 7 цветов успеха» полностью соответствует концепции воспитательной системы гимназии №118 «Школа мудрости». Гимназия определила миссию учреждения и педагога:

миссия школы – научить голову думать, а сердце любить;

миссия педагога – наполнить жизнь смыслом;

миссия выпускника школы – сохранить этот мир и украсить его собой.

В соответствии с этой миссией, основной целью модели является создание условий для повышения уровня социальной, коммуникативной, компетентной личности обучающихся в духовно-нравственной сфере.

Миру необходим человек разумный, то есть человек творящий, развивающий себя и мир на основе культуры единства с окружающим миром и реализующий себя через созидательный и свободный труд.

Творящий – обладающий необходимым набором универсальных умений для реализации авторской деятельности.

Развивающий себя и мир – умеющий познавать себя, общество, природу, умеющий изменять себя и воздействовать на общество и природу в соответствии с результатами этого познания.

Развивающий на основе культуры и единства с окружающим миром – то есть ощущающий единство с миром, обществом, с самим собой, умеющий прогнозировать результаты своей деятельности и нести ответственность за неё перед собой, обществом и природой.

Реализующий себя обладающий необходимыми культурными нормами, позволяющими реализовывать себя через « своё дело» свободно в рамках этих норм.

Помочь состояться « человеку разумному» может школа. И начинать решать эту задачу целесообразно и необходимо в начальной школе. Именно на это нацелена воспитательная модель « 7 цветов успеха».

Технология авторской воспитательной модели « 7 цветов успеха» разработана и реализуется мною как система современных инновационных технологий воспитания и развития младших школьников. Таких технологий, как: технология саморазвивающего воспитания; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); гуманно-личностная технология; игровые технологии; технологии личностно-развивающего обучения и воспитания; технологии уровневой дифференциации; технология индивидуального обучения и воспитания (индивидуальный подход, индивидуализация обучения и воспитания, метод проектов); коллективный способ обучения и воспитания. Совокупность, интеграция данных технологий позволяет рассматривать применяемую мною технологию как оригинальную синергетическую современную инновационную педагогическую технологию. На мой взгляд, эта технология обеспечивает:

  • пространство самореализации, самодеятельности учащихся;

  • востребованность социальных инициатив (практик) обучающихся;

  • возможность самостоятельного выбора видов деятельности и социальных ролей;

  • продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
    эмоциональность, красочность, событиийность школьной жизни;

  • интенсивное общение и осмысление нравственных основ межличностных отношений;

  • пространство для социального творчества.

Для её реализации необходимо создать пространство ( условие), исходя из определённых гуманистических принципов:

  • ребёнок учится только через действие;

  • ребёнок имеет свои индивидуальные возможности в учебной и во внеклассной деятельности;

  • ребёнок осваивает мир в целостном восприятии;

  • ребёнок учится у другого ребёнка так же как и от учителя;

  • ребёнок успешен, когда ему хорошо и комфортно;

  • ребёнок успешен, когда его поддерживают и вдохновляют;

  • ребёнок успешен, когда учитель является свободной, креативной, гармоничной личностью;

  • ребёнок успешен, когда его родители активно участвуют в школьной жизни.


Цель модели воспитательной работы - создание благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого ученика в конкретных делах и поступках в соответствии с традициями и духовной культурой нашей страны.

Задачи:

  • определить общие стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития к другой;

  • создать условия для эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками;

  • развить активность и инициативность, организаторские навыки самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе;

  • формировать целостное восприятие родителями общественной деятельности детей, обеспечить координацию совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создать единую воспитательную среду;

  • воспитать гражданина своего Отечества и края на традициях народов РФ.

В области обучения:
• научить духу партнерства и сотрудничества;
• формировать признание многообразия личностей;
• формировать признание равенства других.
В области воспитания:
• формировать уважение человеческого достоинства;
• воспитывать уважение прав других;
• создать среду, формирующую терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
В области психического развития:
• формировать способность поставить себя на место другого;
• формировать доминанту самосовершенствования личности и уважение права быть иным.
В области социализации:
• формировать готовность мириться с чужим мнением;
• способствовать принятию другого таким, какой он есть.


Воспитательная модель учитывает особенности образования во всех его компонентах: целях, содержании, отношениях между участниками, освоенной среде, управлении. Инструментом его реализации является образовательный стандарт второго поколения.

В основе нормативно – правового обеспечения данной модели лежат:

  • Конвенция ООН по правам ребёнка.

  • Гражданский кодекс РФ.

  • Семейный кодекс РФ.


  • Закон РФ «Об образовании».

  • Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Концепция духовно-нравственного воспитания граждан РФ.

  • Образовательная инициатива « Наша новая школа».

  • Приказ Министерства образования РФ. « Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных образовательных учреждении»

  • Устав гимназии № 118.


Одним из новшеств стандартов второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. В связи с тем, что наша гимназия – это гимназия полного дня, мы называем ее «школой семейного типа», в ней априори созданы все условия для реализации идей стандартов второго поколения, возможностей роста социальной, коммуникативной, информационной и других компетентностей личности обучающихся. Более того, до внедрения новых образовательных стандартов наша гимназия и я, как классный руководитель, имеем достаточный опыт, наработки в воспитательной работе, позволяющие уже сегодня говорить об успешной апробации стандартов второго поколения. Я считаю, что реализация авторской программы « 7 цветов успеха» позволяет обучающимся вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя, своих близких и порученное дело. Позволяет реализовать миссию выпускника гимназии:

Сохранить мир и украсить его собой!

Внедрение данной модели в ином образовательном учреждении обеспечит выполнение задач стандартов второго поколения.

2) Модули воспитательной модели « 7 цветов успеха».


Свою воспитательную модель я назвала « 7 цветов успеха» и это не случайно.

Когда не ладятся дела,

Мне помогает похвала.

Успех – самый лучший учитель и воспитатель, так как он даёт ребёнку главное: уверенность в собственных силах и веру в себя. « Тот, кто победил самого себя, тот победил мир », - утверждают мудрые. Человек рождается не для поражений, а для побед. Ребёнок рождается для успеха! Надо дать ребёнку то, в чём он больше всего нуждается – торжество победы и чувство победителя! Только тот ребёнок, чьё развитие стимулируют и поощряют, добьётся значительных успехов. Успех можно и нужно проектировать, создавать и направлять. Нужно только научиться прислушиваться к трепетным подвижкам, изменениям и пожеланиям, едва заметным ветра колебаньям – всему тому, что составляет зыбкую жизнь ребёнка. Суметь уступить и отступить, уметь находку и открытие подарить детям так незаметно, что и не узнают они никогда, кто автор и будут уверены в патентной чистоте своих изобретений. Поэтому главная задача педагога ( классного руководителя ) создание ситуаций успеха каждому ученику. Поэтому свою воспитательную модель развития коллектива я назвала - « 7 цветов успеха». Почему именно 7?!

Значение числа 7

7 (семь) на древних языках означает - полноту или завершенность. Символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого.

Семь - число духовного совершенства. Оно произошло от древнего слова "савах", означающего "быть наполненным или удовлетворенным, иметь достаток".

Вот и я хочу, чтобы мои ученики прошли путь познания, исследовали неизвестное, стали духовно и нравственно « наполненными людьми», удовлетворёнными, способными изменить мир и украсить его собой, счастливыми и самое главное -

УСПЕШНЫМИ!

Модульная воспитательная модель « 7 цветов успеха» для обучающихся начальной школы (7 лет – 11лет) состоят из 7 самостоятельных системных целостных блоков – модулей, автором – разработчиком которой я являюсь. Модель полностью соответствует концепции воспитательной системы гимназии №118 «Школа мудрости». Стратегической целью воспитательной модели « 7 цветов успеха» является системное многоканальное содействие формированию ценностной сферы обучающихся посредством создания условий для последовательного освоения  базовых социокультурных и социально - личностных компетентностей для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации учащихся в условиях комплексного программно-целевого проектирования. Что не только решает стратегические задачи гимназии, но и расширяет пространство личностного роста.

Семь базовых гуманистических принципов модульной воспитательной модели « 7 цветов успеха»:


  • ребёнок должен быть любим;

  • ребёнок должен быть уважаем;

  • ребёнок должен знать и быть уверен, что справедливость существует;

  • ребёнок может учиться прежде всего через действия и взаимодействие;

  • ребёнок может осваивать мир в целостном его восприятии;

  • ребёнок может быть успешен, когда ему хорошо и комфортно;

  • ребёнок может быть успешен, когда его поддерживают и вдохновляют.

Структура модели:

  Воспитательная модель «7 цветов успеха» включает 7 модулей (как относительно «самостоятельных» частей воспитательного процесса), так как они позволяют комплексно воздействовать на коллектив и отдельную личность.
  
hello_html_m45954ac1.png

  1. Модуль «Истина».

  2. Модуль «Интеллект».

  3. Модуль «Творчество».

  4. Модуля «Добро».

  5. Модуль « Здоровье».

  6. Модуль « Культура».

  7. Модуль « Патриотизм».








Первый модуль «Истина» (социально-личностный) позволяет удовлетворить потребности саморазвития и самосовершенствования личности

ребенка, формирует «Я - концепцию» как систему представления личности о себе.

Второй модуль «Интеллект» помогает детям в осознанном самоопределении личности, формирует умения и навыки самовоспитания, самообразования и межличностного взаимодействия в самых различных жизненных обстоятельствах. 

В ходе реализации третьего модуля «Творчество» учащиеся включаются в творческую деятельность, получают навыки самостоятельной творческой работы, что способствует развитию нравственной, волевой, эстетической сферы личности и креативного мышления, выявлению индивидуальных способностей, является основной формой самовыражения личности ребенка любого возраста. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит создание или открытие чего – то нового.

Для формирования гуманистического, демократического мышления необходима реализация четвёртого воспитательного модуля «Добро». Духовно-нравственный модуль способствует формированию первичного нравственного отклика на события, факты и явления.  

Пятый модуль «Здоровье» В нашем случае, - это воспитание устойчивой мотивации обучающихся начальной школы на бережное и внимательное отношение к своему здоровью и здоровью одноклассников.

Шестой модуль « Культура» Позволяет развиваться эмоциональной сфере воспитанников. Влияет на воспитание духовных потребностей, обогащает зрительные и слуховые впечатления, развивает хороший художественный вкус.

Седьмой модуль « Патриотизм» способствует постепенному и неуклонному формированию у учащихся любви к своей Родине, чувств гордости за нее и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В процессе реализации модульной воспитательной модели « 7 цветов успеха» создаются условия для формирования у детей мотивационно - ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности. Урочная и внеклассная работы осуществляются в тесной интеграции. Возникает предпосылка создания гомогенной образовательной среды. Нравственные нормы, демократические ценности, гуманистический, субъектный подходы определяют  качество взаимоотношений педагогов и учащихся. В основе взаимодействия равный диалог сознаний и событийный подход.


3) Реализация «Я – концепции» в модульной воспитательной модели.


Принимая участие в совместной деятельности, понимая своё и чужое поведение, ребёнок переходит к осознанию своего Я. Именно в этот период формируется собственная положительная « Я – концепция», которая в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем. Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это – важнейшие требование к условиям формирования «Я – концепции». Единственная реальная опора и главный оценщик развития ребёнка и формирования личности – он сам.

Мною разработана и используется технология формирования положительной Я-концепции  обучающихся. Реализация данной технологии осуществляется посредством конструирования смыслообразующих уроков, занятий, классных часов открытия новых знаний, метапредметных уроков, нацеленных на целостное восприятие окружающего мира,   осмысления собственной позиции и значимости в нём, способствующих вхождению обучающегося в образ «Я» в контексте обучения и воспитания как поля коллективных смыслов, в котором реализуется их направленная передача от учителя к ученику .     В образе «Я» субъект (мотив) и объект (цель) едины в одном лице. С другой стороны, учитывая, что смысл выводит человека за пределы собственного «Я», то и образование и воспитание будет являться не только процессом, обеспечивающим вхождение в образ «Я», но и процессом, способствующим выходу за пределы собственного «Я».


а) Базовые положительные установки « Я – концепции» ( по модулям).

Особенностью модульной воспитательной модели « 7 цветов успеха» является формирование положительной «Я - концепции» на всех этапах реализации модулей. В зависимости от психологических особенностей детей каждого школьного возраста (1 – 4 классы) формирование положительной « Я – концепции» имеет своё направление и от класса к классу происходит «приращение» новых положительных установок.

Составляющие «Я - концепции» (Образа Я):


  • Когнитивная - представления о себе, об образе своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание);

  • Оценочная - самооценка - сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, чувство собственной ценности;

  • Поведенческая - поведение в соответствии со своими убеждениями.


7 базовых положительных установок «Я - концепции» по модулям:


  • модуль « ДОБРО» - Я добрый;

  • модуль « Интеллект» - Я думающий;

  • модуль « Патриотизм» - Я – справедливый;

  • модуль « Здоровье» - Я – сильный;

  • модуль « Истина» - Я – надёжный;

  • модуль « Творчество» - Я талантливый;hello_html_57f90a67.png

  • модуль « Культура» - Я – культурный.





б) Приоритетные направления модульной воспитательной модели.

Реализация воспитательной модели « 7 цветов успеха» осуществляется по следующим приоритетным направлениям:

Первый год

«Я – концепции» ( по модулям) 7 основных направлений;


  • « Я – концепция» - формирование положительной «Я – концепции»;

  • «Первоклассник. Я – школьник…Я – школьник? Я - школьник!»;

  • « Моя дорога открытий»;

  • « Моя дорога добра»;

  • « Мир прекрасного»;

  • « Я + ТЫ = МЫ»

  • « Я и моя семья» и др.


Особенности воспитательной модели « 7 цветов успеха » в 1 -ом классе -«Первоклассник. Я - школьник… Я – школьник? Я – школьник!»

Для первоклассника игра продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности. Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и  товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.

В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса. Далеко не каждому учение, труд, спорт, художественная самодеятельность дают активные роли. Игры доступны всем без исключения. Игра – творческая деятельность, и как каждое настоящее творчество не может осуществляться без интуиции. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. Поэтому приоритетным видом деятельности в ходе реализации воспитательного модуля « 7 цветов успеха» в 1 – ом классе является игровая деятельность, основанная на формировании собственных смыслов и ценностей.


ИГРА – явление многогранное, ее можно рассматривать как основную форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, личности.

ИГРА – важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психологическому, нравственному развитию.

ИГРА – средство развития индивидуальных качеств личности с помощью знаний, умений, навыков.

ИГРА – метод организации и сплочения коллектива.

ИГРА – эмоциональное состояние.

ИГРА – способ общения. ИГРА – фактор, формирующий внутренний мир человека.

Таким образом, эмпатийное единство субъектов игрового взаимодействия тесно связано с развитием духовных ценностей ребенка и позволяет их фиксировать как: - познавательно – просветительские, способствующие интеллектуальному становлению личности; овладению приемами взаимодействия и взаимоотношений, которые позволяют более свободно ориентироваться в окружающей действительности, объективно оценивать жизненные ситуации и явления, оптимально применять критерии

существенности того или иного феномена, эффективно овладевать способами аналитического мышления;

  • этические, формирующие потребность соизмерения детьми своего поведения и поступков, такими критериями как добро, любовь, милосердие и вера; развивающие максимальную требовательность к себе, умения сопереживать, проявлять внимание к другим, уважая свое и чужое достоинство;

  • эстетические, заключающиеся в формировании высокого вкуса, развитии творческих способностей, овладении детьми окружающей действительности по законам красоты, гармонии, прекрасного. Педагогическое обеспечение ( сопровождение ) игрового взаимодействия пронизывает идея взаимоуважения и соблюдения норм общения, выраженный как:

  • совместный труд души: взаимопереживание, сочувствие, солидарность:

  • совместный труд познания: взаимопонимание в ходе освоения законов развития мира природы и человеческого общества, растущей личности;

  • совместная радость поиска и открытия непознанного ранее.


Игровая деятельность имеет ряд ценностей:

Ребенок как центр деятельности. Ребенок должен быть в центре процесса игры и служб, обеспечивающих его игру, обязанных организовывать, управлять и координировать свою работу так, чтобы предлагать гибкую систему игры, подходящую для каждого ребенка.

  1. Право выбора. Игра должна предоставлять право выбора каждому ребенку, в ней участвующему, обеспечивать возможность для принятия самостоятельных решений и развития его фантазии.

  2. Опосредованность. Принимая во внимание, что иногда игра может предусматривать участие взрослых, вместе с тем взрослые должны быть внимательны к нуждам ребенка и никогда не контролировать игру детей, только при риске возникновения физического или морального ущерба для участников игры и окружающих,

  3. Стимулирующая и развивающая игра. Каждый ребенок имеет право на игру, которая стимулирует его развитие и предоставляет ему определенную возможность для риска, вызова или преодоления, развивает его самоуважение и уверенность в себе.

  4. Увеличение жизненного опыта. Игра должна предоставлять ребенку возможности для исследования, познания и понимания окружающего мира, а следовательно и возможность для физического, эмоционального и культурного опыта, увеличивающего его представления о мире.

  5. Уважение личности. Каждый ребенок – индивидуальность и имеет право на уважение. Каждый ребенок должен чувствовать себя уверенным в том, что его индивидуальные особенности приняты и оценены взрослыми, которые работают и играют вместе с ним.

  6. Опосредованность. Принимая во внимание, что иногда игра может предусматривать участие взрослых, вместе с тем взрослые должны быть внимательны к нуждам ребенка и никогда не контролировать игру детей, только при риске возникновения физического или морального ущерба для участников игры и окружающих,

  7. Стимулирующая и развивающая игра. Каждый ребенок имеет право на игру, которая стимулирует его развитие и предоставляет ему определенную возможность для риска, вызова или преодоления, развивает его самоуважение и уверенность в себе.

  8. Увеличение жизненного опыта. Игра должна предоставлять ребенку возможности для исследования, познания и понимания окружающего мира, а следовательно и возможность для физического, эмоционального и культурного опыта, увеличивающего его представления о мире.

  9. Уважение личности. Каждый ребенок – индивидуальность и имеет право на уважение. Каждый ребенок должен чувствовать себя уверенным в том, что его индивидуальные особенности приняты и оценены взрослыми, которые работают и играют вместе с ним.

  10. Взаимодействие. Игра по своей сути – процесс, требующий общего участия детей. Игровые работники должны поощрять детей, быть внимательными к нуждам остальных. Игра всегда должна побуждать детей к взаимодействию друг с другом, родителями, игровыми работниками.

  1. Забота и внимание. Внимательный и заботливый подход к каждому ребенку очень важен и должен демонстрироваться все время.

  2. Право на безопасную игру. Среда, в которой многие дети растут, не обязательно предоставляет им возможность для безопасной и творческой игры. Но все дети имеют право на игру, которая свободна от опасности и которая гарантирует физическую и персональную сохранность. В игровой среде ребенок должен чувствовать себя физически и персонально в безопасности.

  3. Работа в рамках законов. Игра всегда должна происходить в согласии с законами, относящимися к детской безопасности, охране детских прав, здоровья и благополучия.

  4. Игра доступна для всех. Каждый ребенок имеет право на игру.


Основной принцип игрового взаимодействия:

« Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял ».

В основе, которого лежит деятельностный подход.

Реализация воспитательной модели в 1 классе осуществляется через систему взаимосвязанных проектов:

«МОЯ дорога открытий », «МОЯ дорога добра », « МОЯ дорога творчества», «Зеленая дорога», « МОИ домашние хлопоты», «МОЯ дорога рекордов», « Мир прекрасного».

Все проекты запускаются одновременно и реализуются в течение всего учебного года во внеурочное время. Ребенок имеет возможность свободного перехода из одного проекта в другой.

К концу первого класса у детей формируются необходимые качества младшего школьника: способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия; развитое чувство доброты, сострадания, любви, уважения, обязательности.


Второй год


«Я – концепции» ( по модулям) 7 основных направлений;


  • «Я в мире и мир во мне».

  • «Я – второклассник».

  • « Зеркало моего Я»- формирование положительной «Я – концепции»;

  • « Я – концепции второклассника».

  • « Школой мой второй дом».

  • « Мои друзья – моя семья, которую выбирают».

  • « Я – исследователь»

К концу второго класса формируются качества:

творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получение высокого удовлетворения от творческого процесса; понимание ценности, знание и принятие норм и правил общения, терпимость, душевная доброта в отношениях с людьми, ответственность и обязательность, признание и уважение права всякой личности на самостоятельность и независимость.


Третий год


«Я – концепции» ( по модулям) 7 основных направлений;


  • « Я и окружающий меня мир».

  • « Я житель донского края».

  • « Обычаи и традиции моих предков – донских казаков».

  • «Мы в истории и современной жизни страны».

  • « Я и экологические проблемы местного и мирового значения».

  • « Сохраним и украсим наш Донской край».

  • « Мы правнуки героев».


Третий год обучения – стержневой в культурно – родовой идентификации личности школьника.

Поэтому реализация регионального компонента придаёт особое звучание организации личностного познания родного края от непосредственного восприятия к ощущению осмысления, формирует    представления о древней истории края как части общемировых процессов; воспитывает личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции; развивает творческие способности учащихся, способствует воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания.  

К концу третьего класса формируются качества: способность ставить перед собой цели разного уровня сложности и длительности достижения; умение, желание, потребность и способность выстраивать планы личного успеха на разную временную перспективу.

Четвёртый год


«Я – концепции» ( по модулям) 7 основных направлений;


  • « Я и моя Родина»

  • « Я и моё Отечество». Пробудить интерес к истории своей страны, судьбам людей России, воспитать гордость за своё Отечество.

  • « Я и общество».

  • « Мои права и обязанности».

  • « Мой внутренний мир и мир моих друзей».

  • « Мир внутри и вокруг меня».

  • «Сохраним и украсим этот мир собой».

7 приоритетных установок положительной « Я – концепции» в 4 – ом классе, реализуемых модульной воспитательной моделью « 7 цветов успеха»:


1.  «Я  -  гражданин России».

2.  «Я  - успешный ученик».

3.  «Я  - законопослушный человек».

4.  «Я – самостоятельный человек».

5.  «Я - счастливый человек».

6.  «Я - здоровый человек».

7.  «Я - ответственный человек».

К концу четвёртого класса формируются такие личностные качества, как: поиск нестандартных решений; потребность глубоко разбираться в разнообразных процессах и явлениях; понимание ценности; знание и принятие норм и правил общения; терпимость, душевная доброта в отношениях с людьми; ответственность и обязательность; признание и уважение права всякой личности на самостоятельность и независимость.

Таким образом, системно - сформированные качества личности младших школьников к концу четвёртого класса, позволяют получить портрет выпускника начальной школы, соответствующего Стандартам II поколения.

в) Портрет выпускника определяю через присвоение им


семи основных личностных компетенций выпускника начальной школы:


  • способность ставить перед собой цели разного уровня сложности и длительности достижения;

  • умение, желание, потребность и способность выстраивать планы личного успеха на разную временную перспективу;

  • развитие инновационных характеристик личности: ощущение нового, поиск нестандартных решений, потребность глубоко разбираться в разнообразных процессах и явлениях;

  • творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получение высокого удовлетворения от творческого процесса;

  • понимание ценности, знание и принятие норм и правил общения, терпимость, душевная доброта в отношениях с людьми, ответственность и обязательность, признание и уважение права всякой личности на самостоятельность и независимость;

  • способность адекватно реагировать на различные внешниеhello_html_60630063.gif воздействия, развитое чувство доброты, сострадания, любви, уважения, обязательности;

  • умение работать с любой информацией, адекватно использовать родной и иностранный языки.

ндивидуальный, социальный, государственный заказ системе образования обобщенный «портрет выпускника»: активно познающий мир; любознательный; проявляющий исследовательский интерес; доброжелательный; умеющий слушать и слышать партнера; уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения – толерантный; умеющий учиться, способный к самоорганизации; готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой; владеющий навыками самоорганизации и здорового образа жизни.


hello_html_b46cb0a.gif

г) Социальными инициативами обучающихся в рамках нравственно-этического воспитания (модули « Добро», « Истина») являются: исследовательские и творческие проекты, посвященные истории и национальным особенностям этических традиций, создание галереи литературных портретов, этических календарей; презентации этических традиций своей семьи; проведение психолого-этических тренингов, конкурсов; изучение этических норм различных религий; проведение диспутов по актуальным проблемам нравственно-этического содержания. Примерами являются проекты:

В контексте решения задач гражданского и патриотического воспитания (модуль « Патриотизм») разрабатываются проекты социальной помощи ветеранам войны и труда, проекты краеведческого содержания, изучения истории страны, помощи в восстановлении памятников культуры; проведения акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам; изучения и развития этнокультурных традиций; создания музеев историко-краеведческого содержания, проведения трудовых десантов по благоустройству своего населенного пункта, сотрудничества с различными общественными объединениями патриотической направленности. Примерами являются проекты: «Россия – моя Родина», « Мы внуки героев»,« Города- герои»,« Город Ростов – город Воинской славы»,

« История моей семьи», « Я – патриот своей страны», « Я – гражданин России» и др.

Социальные инициативы в контексте задач формирования ценностного отношения к образованию (модуль « Интеллект » ) состоят в создании книги интеллектуальных рекордов обучающихся, презентации образовательного маршрута своей семьи, проведении конкурсов знатоков и интеллектуальных марафонов различного содержания, моделировании галереи портретов выдающихся ученых, презентации своего города как города науки, проведении путешествий в «страну знаний» для младших и др. Примерами являются проекты:

« Интеллектуальный марафон», « Образование – сокровище», игры « ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»,« Своя игра», « Я – интеллектуальный человек», « Я – успешный человек» и др.

Актуальным содержанием социальных инициатив обучающихся в сфере воспитания культуры здоровья (модуль « Здоровье») являются проекты, направленные на инициирование спортивных мероприятий, деятельности спортивных кружков и секций; изучение истории олимпийских игр; открытие школьной книги спортивных рекордов; создание спортивных биографий своей семьи, своего города, страны; спортивные кругосветки познавательного и творческого содержания; проведение конкурсов болельщиков, создание коллекций на спортивную тему; открытие школы выживания; проведение презентаций спортивных кумиров; конкурсов песен о спорте, фоторепортажей, рекламы различных видов спорта и др. Примерами являются – проекты « Олимпийцы», « Спортивные истории», « Герои спорта», « Олимпиада в Сочи 2014», « Я – здоровый человек» и др.

В контексте решения задач эстетического воспитания (модули « Творчество», « Культура») проводятся творческие конкурсы, разрабатываются проекты в сфере литературного краеведения, создание художественных салонов, студий, персональных и коллективных художественных выставок, проведения музыкальных фестивалей, а также проекты, направленные на эстетизацию повседневной школьной жизни. Примерами являются проекты: « Моцарт как наш современник», « Светлая музыка осени», « Мой любимый город Ростов», « Я культурный человек», « Ломоносовы среди нас» творческие конкуры « Вышивка», « Флористика» и др.

Метод проектов рассматриваю как одно из доминирующих направлений. Использование этого метода развивает самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую).Данный метод широко используется при реализации модульной воспитательной модели « 7 цветов успеха». Практически - конкретный результат использования метода – проекта – это большая электронная база ЦОР, созданная учащимися класса, которой пользуются преподаватели, воспитатели и учащиеся других классов гимназии. Данная база позволяет повысить эффективность учебно – воспитательного процесса, объединить учащихся для поиска решения проблем, увидеть конкретные «плоды" своего труда. Метод проектов доминирует во всех модулях воспитательной системы « 7 цветов успеха».

Системообразующая коллективная деятельность в рамках воспитательного модуля « 7 цветов успеха» реализуется через события. Событийный подход в воспитании, понимаемый как совокупность способов совместного бытия педагогов и учащихся, вызывающих сопереживание случившемуся факту через приобщение к происходящему, является фактором, средством и условием развития личности гимназиста.


4) Участие в инновационной работе по проблемам воспитания.


Гимназия № 118 на протяжении двадцати лет является инновационным образовательным учреждением. Все педагоги и я в том числе работаем в

инновационном режиме. Поэтому технология авторской воспитательной модели « 7 цветов успеха» разработана и реализуется мною как система современных инновационных технологий воспитания и развития младших школьников. В нашей гимназии созданы все условия для реализации идей стандартов второго поколения, возможностей роста социальной, коммуникативной, информационной и других компетентностей личности обучающихся. В настоящее время гимназия № 118 - это экспериментальная площадка лаборатории профессора В. Т. Фоменко, участником которой я являюсь.

Задачами экспериментального педагогического сообщества являются:

  • организация инновационной деятельности по внедрению в практику достижений науки и практики;

  • выработка новых подходов к осуществлению воспитания;

  • поиск оптимальных направлений и способов взаимодействия всех субъектоа образовании;.

  • создание специфических систем воспитательной работы;

  • выработка стратегий воздействия на учащихся;

  • экспериментально-исследовательская работа и др.

Являясь участником экспериментальной площадки, работаю над проблемой : «Развитие ключевых компетентностей младших школьников на основе «выращивания» собственных смыслов и ценностей».

Стратегическая цель:

формирование новой дидактической модели начального образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме «очеловечивания» образовательного и воспитательного пространства.  

         Ориентационная цель:

развитие  мотивированной компетентной личности,   воспитание успешного выпускника начальной школы, владеющего адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, необходимыми для продолжения образования в средней и старшей школе.

Совокупность, интеграция технологий, используемых в воспитательной модели « 7 Цветов успеха», позволяет рассматривать применяемую мною технологию как оригинальную синергетическую современную инновационную педагогическую технологию, востребованную не только в нашем учебном учреждении.

II. Обобщение и распространение собственного инновационного опыта деятельности.

Данная модульная воспитательная модель « 7 цветов успеха», реализуемая в нашей гимназии, позволяет решить практические, насущные проблемы образовательной среды, использовать её в повседневной учебной и воспитательной деятельности. Она может быть использована педагогами иных учебных заведений для реализации внеурочной деятельности, обозначенной в рамках стандартов II поколения. Реализация воспитательной системы « 7 цветов успеха» позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, постоянно стремиться к личностному росту, анализировать собственную деятельности. Модульная воспитательная модель « 7 цветов успеха» способствует: 

       достижению высокого уровня проявленности следующих метапредметных компетенций обучающихся:

        умение видеть проблемы;                                            

       умение задавать вопросы;                                           

       умение выдвигать гипотезы;                                       

       умение давать определение понятиям;                       

       умение классифицировать;                                             

       умения и навыки наблюдения;                                  

       умения и навыки проведения экспериментов;             

       умения делать выводы и умозаключения;                 

       умения и навыки структурирования материала;         

       умения и навыки работы с текстом;                              

       умение доказывать и защищать свои идеи.

        достижению многообразия   образовательных продуктов творческой и проектной деятельности моих учеников;

       разнообразию работ, выполняемых разными учениками на одну   и ту же тему, что свидетельствует о наличии индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

        росту качества образовательных продуктов учащихся в   

          содержательном, техническом, художественном, информационном,        

          зрелищном аспектах.

        повышению качества   и степени обученности и воспитанности

обучающихся:

Выступая на конференциях и семинарах с обобщением своего опыта эффективной реализации воспитательного модуля « 7 цветов успеха», не раз получала общественно значимую оценку своей деятельности, социальную и профессиональную значимость своих разработок. Воспитательная модель была признана оптимальной, результативной, применимой в широкой педагогической практике.

5) Инновационные методы оценивания качества воспитания.

Адекватным инструментом педагогического мониторинга личностно-ориентированного образовательного процесса является методика «портфолио».

Научная новизна исследования состоит в том, что феномен педагогического мониторинга рассматривается в контексте парадигмы личностно-ориентированного образовательного процесса в российском и мировом образовании. Анализу подвергается инструментарий педагогического мониторинга обученности и воспитанности учащихся с выделением «портфеля» как адекватного измерителя прогресса и результативности учебных достижений учащихся.

В нашем ученическом коллективе учащиеся ведут свои портфолио с первого класса. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:


  • создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

  • поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;

  • поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;

  • формировать навыки учебной деятельности;

  • формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • содействовать индивидуализации образования ученика;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

  • укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

  • Формировать положительную « Я – концепцию».


Мониторинг эффективности воспитательной модели « 7 цветов успеха».

« Радуга познания»

Диагностика осуществляется с помощью « Радуги познания», на которой обозначается участие каждого ребенка в различных социальных практиках и проектах. Каждый цвет радуги обозначает тот или иной модуль. На цветных дугах – (путях познания и участия) прикреплены улыбающиеся, счастливые и успешные смайлики с именами всех учеников класса. Один раз в неделю ( пятницу) проходит обсуждение, рефлексия и анализ степени участия каждого в том или ином модуле ( проекте). После обсуждения - на смайлик с именем активного участника собственноручно под аплодисменты одноклассников и учителей прикрепляется золотая звёздочка. Таким образом, наглядно видно- кто активен или менее активен в каком модуле. И ребёнок сам регулирует своё участие в модулях. Общим голосованием выбирают лучших и активных участников, которые награждаются грамотами и дипломами, пополняя свои портфолио достижений.

« РАДУГА ПОЗНАНИЯ»

( 7 направлений социальных практик)

C:\Documents and Settings\OWL-07\Мои документы\Мои рисунки\2011-08-22\Изображение.JPG









Социометрия

Для выявления положения ребенка в системе межличностных отношений, использую социометрический метод Дж. Морено, разработанный им специально для выявления симпатий-антипатий в группе. Социометрическая методика применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их дальнейшего изменения. При помощи этого метода просчитывается индекс групповой сплоченности, эмоциональной экспансивности группы. теоретически возможное их количество. Метод использую в начале года и в конце, чтобы проследить динамику роста индекса. Данные, полученные в исследовании можно представлять разнообразными способами. По данной гистограмме видно, что индекс сплочённости коллектива растёт из года в год.





Индекс групповой сплочённости

Мониторинг взаимодействия семьи и гимназии осуществляется через – анкетирование, опрос, интервью, отчёт, анализ, консультирование, попечительский совет.

Комплексный мониторинг позволяет проследить динамику развития личности школьника и коллектива в целом. Для этого использую различные диагностические методики.


Критерии

Показатели

Методики

Социальная ответственность, патриотизм

1.Направленность личности.

2.Отношение учащегося к семье, Отечеству, земле, миру, труду, культуре, знаниям, человеку, своему внутреннему миру, своему «Я».

1. Методика И.М.Витковской «Цветик-семицветик»

2.Методика Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой, П.В. Степанова «Личностный рост»

Умение адаптироваться в современном мире

Свобода личности. Гуманность. Духовность. Толерантность. Творчество личности. Практичность.

1 Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося» 2.Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»


Сформированность индивидуальности личности


Нравственная воспитанность.

1.Методика С.М. Петровой «Пословицы»



Сформированность классного коллектива


Степень сплочённости детского коллектива

1.Методика Казакиной М.Г. «Мы – коллектив? Мы - коллектив… Мы – коллектив!»

2.Социометрия


Уровень развития ученического самоуправления


Социальная активность, лидерские качества

Методика М.И.Рожкова «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе»

Удовлетворённость жизнедеятельностью классного коллектива всех участников образовательного процесса

Комфортность, защищённость личности обучающегося. Удовлетворённость педагога взаимоотношениями в коллективе класса. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания.

1.Анкетирование.


Сформированность эстетического потенциала

Развитость чувства прекрасного. Сформированность других эстетических чувств


1.Методика Торренса

МЭПО и СУ

Педагогическое наблюдение


2) Мониторинг сформированности здорового образа жизни.

Актуальность темы исследования.


Одним из важнейших прав ребенка, закрепленного в основополагающих документах нашего государства, является право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь (Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ Об образовании, Закон РФ О санитарноэпидемиологическом благополучии населения и др.).Деятельность по сохранению, укреплению и развитию здоровья подрастающего поколения рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества.

В настоящее время в нормативных документах Министерства образования  и науки и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников. Определение культуры здоровья в модульной воспитательной модели « 7 цветов успеха» рассматривается как интегральная  характеристика личности, включающая в себя здоровьесберегающие мотивационно - ценностные ориентации, знания о здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровья. Воспитание культуры здоровья младшего школьника можно рассматривать как процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни. Данные задачи решаются в модуле «Здоровье» воспитательной модели « 7 цветов успеха».

Мониторинг формирования мотивации ЗОЖ младших школьников, обеспечивающий постоянное отслеживание результатов исследования, их соответствие рубежным или конечным целям. Содержание данного этапа состоит в планировании, организации и проведении квалиметрических процедур; в сборе, переработке, хранении информации о показателях формирования мотивации ЗОЖ школьников. При оценке уровней  сформированности  мотивации ЗОЖ школьников использовались диагностические процедуры: методика диагностики уровня школьной тревожности (методика Филлипса); методика исследования показателей познавательных интересов (карта интересов); тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана, М.Ш. Магомед-Эминова и др.


Критерии

Показатели

Методики


Сформированность мотивации ЗОЖ

1.Направленность личности.

2.Отношение учащегося к ЗОЖ, к занятию спортом, к своему внутреннему миру, своему «Я».

методика диагностики уровня школьной тревожности (методика Филлипса)


Сформированность познавательных интересов ЗОЖ

1.Направленность личности.


(карта интересов);


Сформированность мотивации на достижения ЗОЖ

1.Отношение учащегося к ЗОЖ, к занятию спортом.

тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана, М.Ш. Магомед-Эминова


Уровнями  сформированности  мотивации ЗОЖ школьников являются:

- высокий уровень: осознание личностью, что здоровье главная ценность

 жизни ; владение умениями и навыками ЗОЖ; умение принимать самостоятельно положительные решения в условиях выбора при различных жизненных ситуациях; сформированость волевых качеств, позволяющих преодолевать затруднения при решении жизненно важных задач. Эта совокупность знаний, умений и навыков позволяет школьнику удовлетворять свои потребности в ЗОЖ;

- средний уровень: осознание личностью, что здоровье главная ценность

 жизни ; уровень  сформированности  знаний, умений и навыков ЗОЖ; сформированность волевых качеств, позволяющих принимать положительные решения в условиях выбора при различных жизненных ситуациях, осуществляется

с дозированной помощью взрослых;

- низкий уровень: осознание личностью, что здоровье главная ценность

 жизни ; уровень  сформированности  знаний, умений и навыков ЗОЖ; сформированность волевых качеств, позволяющих принимать положительные решения в условиях выбора при различных жизненных ситуациях, осуществляется

под непосредственным руководством взрослых (педагоги и родители).

Уровни сформированности мотивации ЗОЖ

2009 год

2010 год

2011 год

Высокий


70%

82%

93 %

Средний


23%

7%

7%

Низкий

3%

1%

-

Анализ данных, полученных в ходе использования диагностических методик показал, что коэффициент эффективности высокого и среднего уровня  сформированности  мотивации ЗОЖ стал больше ( с 2009 – 2011 год):

  1. Увеличилось количество школьников с высоким и средним уровнем  сформированности  мотивации ЗОЖ;

  2. значительно уменьшилось количество учащихся, у которых выявлен

низкий уровень  сформированности  мотивации ЗОЖ.

К такому результату привела целенаправленная деятельность всех участников педагогического процесса по формированию мотивации ЗОЖ школьников, включая личностно - ориентированную работу с учащимися


3. Экспертная оценка эффективности воспитательной модели « 7 цветов успеха» .

Диагностические методики, используемые в ходе реализации модульной воспитательной модели « 7 цветов успеха», позволили сделать следующие выводы, говорящие об эффективности данной модели:

  1. « Социальная ответственность и патриотизм» - уровни социальной зрелости ученического коллектива - 85% учащихся высокий уровень, 15 % средний уровень.

  2. «Умение адаптироваться в современном мире» - 78 % высокий уровень, 22 % средний.

  3. « Сформированность индивидуальности личности» – 82 % высокий уровень, 18 % средний.

  4. «Сформированность классного коллектива» - 92 % высокий уровень, 8 % средний уровень.

  5. «Уровень развития ученического самоуправления» - 69 % высокий, 21 % средний.

  6. «Удовлетворённость жизнедеятельностью классного коллектива участников образовательного процесса» - 100 % высокий уровень( анкетирование учащихся и анкетирование родителей).

  7. Динамика охвата детей дополнительным образованием – 95%.

  8. Уровень гражданского, нравственного и культурного развития воспитанников – находится в положительной динамике.

  9. Уровень учебной мотивации - находится в положительной динамике.

  10. Показатели мотивации ЗОЖ воспитанников - находятся в положительной динамике.

  11. Участие в социальных проектах и творческих делах родителей – 78 %.

  12. Охват детей спортивными секциями и физкультурно-массовой работой - 82 %.

  13. В нашем коллективе царит мажорный тон, позволяющий каждому участнику с оптимизмом смотреть в будущее, ответственно относиться к жизни коллектива в целом, брать на себя решение все более сложных задач, так считают все ученики нашего класса 100%.

  14. Никто не чувствует себя в коллективе обособленно и беззащитно.

  15. До 90% учащихся класса активно принимают участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах.

  16. В классе 29 учеников: из них 10 учащихся –учатся на «отлично» по всем предметам и 16 учащихся - на « хорошо» и « отлично».

  17. Снижение уровня заболеваний – в положительной динамике.

  18. Участие в работе классного журнала « Мудрый Совёнок» - 100% охват учащихся.

Активно наблюдаю и помогаю формировать здоровые отношения каждого с каждым. Это происходит за счет того, что :


  • во-первых, индивидуально работаю с чувствами и переживаниями каждого воспитанника,

  • во-вторых, влияю на атмосферу в коллективе в целом за счет своей харизмы, так как являюсь харизматичным лидером.

Разнообразие средств педагогического влияния, правильность выбора содержания и форм работы, приёмов включения учащихся в деятельность и общение, способствуют воспитанию личности каждого ребёнка. Таким образом, благодаря поставленным задачам, достигнут положительный результат в воспитании учащихся класса и в развитии классного коллектива.

Об эффективности реализации модульной воспитательной модели « 7 цветов успеха» говорит и тот факт, что в течение всего периода обучения и воспитания

нет ни одного учащегося, состоящего на внутришкольном контроле. Большое положительное влияние на воспитание и сплочение детей оказывают родители.

Родители проявляют постоянный интерес к успеваемости детей, к проблемам воспитания, являются организаторами и соавторами целого ряда проектов. Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета также благоприятно влияет на воспитательную работу в целом. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса. Взаимодействие с родителями я строю на основе таких идей-принципов, как:


  • ребёнок должен быть любим;

  • ребёнок должен быть уважаем;

  • ребёнок должен знать и быть уверен, что справедливость существует.


Таким образом, реализация модульной воспитательной модели способствует успешному развитию, как личности каждого ребёнка, так и

становлению детского коллектива в целом. Деятельность по реализации модульного проекта « 7 цветов успеха» обеспечивает сохранение здоровья учащихся, профилактику травматизма, повышает уровень зрелости младших школьников, развивает креативное мышление и формирует гносеологическую потребность личности воспитанников. Обучающиеся принимают участие в олимпиадах, культурных и социальных практиках со следующими результатами:

  • в 2007 учебном году мои воспитанники стали победителями районной и призёрами городской краеведческих конференций по результатам работы над проектом «Судьба Ростовского – на – Дону зоопарка в годы Великой Отечественной войны»;

  • в 2007 году десять моих учеников были награждены сертификатами « Гордость Ворошиловского района»;

  • в 2007 году - 1 место в ежегодном районном конкурсе инсценированной военно- патриотической песни в номинации « Россия – Родина моя»;

  • с 2007 – 2010 год воспитанники получили благодарственные письма от директора Ростовского областного музея краеведения за творческое участие в мастер – классах и интерактивных занятиях по истории города;

  • в 2009 году учащиеся стали призёрами городского конкурса рисунков « Ростов вчера, сегодня, завтра».

  • 2011г- 2, 4 место, 8, 10 места во всероссийской олимпиаде « Новогодние традиции». ( «СНЕЙЛ» Центр дополнительного образования)

  • 2012 г.- 4, 6 места во всероссийской олимпиаде « Географические открытия». ( «СНЕЙЛ» Центр дополнительного образования)

  • 2012 г. – 4, 6 , 7, 8 места во всероссийской олимпиаде « 100 великих писателей». ( «СНЕЙЛ» Центр дополнительного образования)

  • 2012г. – 1 место во всероссийской олимпиаде « Мои любимые сказки» ( «СНЕЙЛ» Центр дополнительного образования)

  • 2012 г.- 1 место в олимпиаде по английскому языку « Бульдог»


Авторская воспитательная модель « 7 цветов успеха» как современная инновационная технология воспитания и развития младших школьников,

реализуемая в нашей гимназии, может быть использована педагогами иных учебных заведений для реализации внеурочной деятельности, обозначенной в рамках стандартов II поколения.

IV. Ресурсы

  1. Нормативно – правовое обеспечение

  • Конвенция ООН по правам ребёнка.

  • Конституция РФ.

  • Гражданский кодекс РФ.

  • Семейный кодекс РФ.

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

  • Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Концепция духовно-нравственного воспитания граждан РФ.


  • Образовательная инициатива « Наша новая школа».

  • Приказ Министерства образования РФ.

  • « Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных образовательных учреждении» от 3. 02. 2006. № 21.

  • Устав гимназии № 118.

IV. 2. Используемая литература

1.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года

2. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ

3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.03.2001 г. № 196,

4.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации под ред. Е.Н. Степанова. Творческий центр «Сфера», Москва - 2003г.

5.Журналы «Классный руководитель» №5,2010 г.

6.Классный руководитель в современной школе. Учебно-методическое пособие под ред. П.А. Шептенко, С.М. Чернеченко, Г.А. Ворониной. БГПУ Барнаул – 2009г.

7.Классное руководство: рабочие диагностики. Н.Е. Щуркова «Педагогическое Общество России» Москва – 2004г.

8.Настольная книга классного руководителя. Автор-составитель:.Л.Д. Гуткина. Центр «Педагогический поиск», М – 2009г.

9.Новое воспитание. Н.Е. Щуркова, «Педагогическое Общество России» Москва – 2005г.

10.Новые родительские собрания 1-4 классы. Автор Н.И. Дереклеева. «ВАКО», М- 2010г.

11. Практическое воспитание в школе (часть 1).В.М. Лизинский, центр «Педагогический поиск» Москва – 2004г.

12.Родительские собрания 3 класс. Авторы-составители: И.Ф. Яценко, С.И. Чупина. «ВАКО», М - 2008 г.



13.Справочник классного руководителя 1-4 классы. Автор Н.И. Дереклеева. «ВАКО», М – 2007г.

14.Трудный выбор классного руководителя. Методическое пособие по организации воспитательной деятельности в классе. С.В. Барышникова, Издательство «КАРО», Санкт-Петербург - 2005г.

16.Как научить голову думать, а сердце любить… Е.В. Сага , издательство « Феникс» 2008 г. Ростов – на – Дону

IV. 3. ИНТЕРНЕТ ресурсы

edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

        - edu.ru - ресурсы портала для общего образования

 

http://www.alleng.ru/edu_images/school/school_edu_small.JPG

school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.

 

 http://www.alleng.ru/edu_images/student/fepo_small.JPG

fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования" В целях оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки Национальное агентство в сфере образования проводит эксперимент по введению Федерального экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). .

 

http://www.alleng.ru/edu_images/student/allbest_small.JPG

allbest -   "Союз образовательных сайтов"  Выбираем кнопку вверху слева "Главная". Попадаем на главную страницу. Здесь подборки ресурсов: Библиотеки, Тесты, Рефераты; ниже - Иностранные языки и главное - так называемые "Электронные библиотеки" - это просто коллекции сайтов по различным темам. Есть рейтинг сайтов по разделам (при регистрации дают персональный номер, поэтому, нажимая на эту ссылку вы даете одно очко в мою пользу.

 

http://www.alleng.ru/edu_images/school/fipi_small.JPG

fipi  ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.  ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.

 

 

http://www.alleng.ru/edu_images/school/ed_gov_small.JPG

ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ". - Управление образованием. Обеспечение учебного процесса (нормативно-правовые документы; Информация; Новости; Статистика и др.).

 

http://www.alleng.ru/edu_images/school/obrnadzor_small.JPG

obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки". - Официальные документы. Надзор. Контроль качества образования (ЕГЭ). Лицензирование. Аттестация.

 

http://www.alleng.ru/edu_images/school/mon_gov_small.JPG

mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

http://www.alleng.ru/edu_images/school/rost_small.JPG

rost.ru/projects - Национальный проект "Образование"

 

 

http://www.alleng.ru/edu_images/school/edunews_small.JPG

edunews - "Все для поступающих" Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте.

 

http://www.alleng.ru/edu_images/school/window_small.JPG

 

window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.

 

 http://www.alleng.ru/edu_images/school/edu-all_small.JPG

 Портал "ВСЕОБУЧ" - справочно-информационный образовательный сайт по всем видам образовательных учреждений Москвы и регионов России. Поиск, рейтинг, отзывы, комментарии.

  

V. 1. Приложение

Паспорт воспитательной модели « 7 цветов успеха»



Наименование

воспитательной модели



Воспитательная модель развития детского коллектива «7 цветов успеха»

для обучающихся 1- 4 – х классов



Заказчик



Администрация гимназии № 118

« Школа мудрости» г. Ростова – на - Дону



Основной разработчик программы



Паханова Елена Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории, классный руководитель 4 класса, стаж – 23 года.



Сроки реализации



Реализация воспитательной модели рассчитана на четыре года (1-4 класс)








V. 3. Приложение

Индекс групповой сплочённости учащихся с 1 по 4 класс


Предпочитаемый вид деятельности обучающихся 3 класса

в 1 четверти 2010-11 учебного года





Предпочитаемый вид деятельности обучающихся 3 класса

во 2 четверти 2010-11 учебного года







Предпочитаемый вид деятельности обучающихся 3 класса

в 4 четверти 2006-07 учебного года



hello_html_mbca29f7.pnghello_html_2fa386bd.pnghello_html_579737ec.pnghello_html_m3cb74a28.pnghello_html_m73217967.jpghello_html_6bf5e0d8.jpghello_html_m48ac35e6.jpghello_html_27e0d85d.jpghello_html_1edb1b86.jpghello_html_4831ad03.jpghello_html_65c9f426.jpg

hello_html_54beb5c.jpg

37


Модульная воспитательная модель "Семь цветов успеха"
  • Классному руководителю
Описание:

Авторская  воспитательная модель « 7 цветов успеха»  как современная инновационная технология воспитания и развития младших школьников.

    1) Теоретико-методологическая  основа воспитательной модели

           « 7 цветов успеха» .            

    2) Модули воспитательной модели. 

    3) Реализация « Я – концепции» в модульной воспитательной модели.

          а) Базовые положительные установки « Я – концепции» (по модулям).

          б) Приоритетные направления  модульной воспитательной модели.  

          в) Портрет выпускника начальной школы. 

          г) Социальные инициативы учащихся. 

   4) Участие в инновационной работе по проблемам воспитания. 

 

   5) Инновационные методы оценивания качества воспитания. (Портфолио)

Автор Паханова Елена Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 636
Номер материала 25742
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓