Главная / История / Модульная технология на уроках истории

Модульная технология на уроках истории

Приучай ученика работать.

Приучай его к тому, чтобы он самостоятельно думал,

искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы»


Дистервег






Введение




С недавнего времени начали искать новый подход к уроку в образовании, так как люди меняются, и у современного поколения меняется мировоззрение и миропонимание. Можно предположить, что новые подходы в образовании- это один из способов развития ребёнка. На мой взгляд изменение в образовании всего лишь следствие проведённой реформы, и отмирание старой традиционной формы обучения.

Поэтому я и выбрала использовать модульную технологию и самостоятельную работу на своих уроках .

Цели :

  1. Образовательная цель- направлена на формирование системы знаний, как программы будущей жизнедеятельности учащихся.

Она нужна для того чтобы сформировать у учащихся представление о исторических событиях, личностях, подвести к пониманию понятий…, подвести учащихся к выводу…, показать учащимся движение исторического конфликта в событии.

  1. Развивающая цель- направляет взаимодействие на развитие исторического воображения, мышления, памяти.

С помощью этой цели у учащихся развивается способность к воображению о деятельности тех или иных субъектов истории, развивается способность осмысливать сущность исторических явлений и событий, развиваются умения и навыки анализа исторического документа.

3) Предметно- практическая цель- это новый тип урочной цели связана с результатом урока и его актуализацией, связанного с действием.

Под действием здесь понимается обязательное завершение урока элементом делания- историческое рисование, игры различных типов ,инсценировки, разгадывание кроссвордов и т.д.


Учителю необходимы пошаговые матрицы урочного взаимодействия с учениками, именно на это нацеливает урок типа –модуль. Практическая его ценность объясняется тем, что на таких уроках ребята воображают, фантазируют, размышляют , учатся высказывать свои мнения.


Модульная технология.


Модуль- это объединённая логической связью, завершённая совокупность знаний, умений и навыков, соответствующая фрагменту («блоку»,» «функциональному узлу») образовательной программы учебного курса.

Таким образом, если рассматривать модуль в конспекте образования, то это целый блок, который включает в себя определённый объём информации, способы и методы работы с ними, а также связь с другими элементами образовательного процесса..

Однако, для того, чтобы учитель смог использовать микромодульную структуру как практический алгоритм, ему необходимо разобраться в урочном целеполагании.

В традиционной методике существует «извечное» триединство урочных целей- образовательная , развивающая, воспитательная, причём, для учителя- практика не всегда ясна доминирующая направленность его взаимодействия с учащимися. Учитель, подчас, точно не знает, какую цель ему реализовать, то ли сосредоточиться на формировании системы знаний школьников, то ли заняться их развитием, а может быть посвятить урок полностью воспитанию этических и эстетических идеалов.

В новом модульном подходе путь от знания к действию даёт возможность более определённо взглянуть на развивающий процесс урока. Возникает качественно новое триединство дидактических целей:


1. Образовательная цель направлена на формирование системы знаний, как программы будущей жизнедеятельности учащихся.

Формирование образовательной цели к уроку удобнее всего начинать словами: «Сформировать у учащихся представления о…, подвести учащихся к пониманию понятий…, подвести учащихся к выводу…, показать учащимся движение исторического конфликта в событии…


2. Развивающая цель направляет взаимодействие на развитие исторического воображения, мышления ,памяти и формулируется следующим образом: «Развивать у учащихся способность к воображению о деятельности тех или иных субъектов истории, развивать способность осмысливать сущность исторических явлений и событий (здесь в основу должны быть положены компоненты исторического мышления, развивать умения и навыки анализа исторического документа и т.д».


3. Предметно- практическая цель- новый тип урочной цели, связана с результатом урока и его актуализацией, определяет рождение ещё одного реального аспекта процесса обучения, связанного с действием. Под действием здесь понимается обязательное завершение урока элементами деления: историческое рисование, лепка, создание объёмных пособий, игры различных типов. Формулируется предметно- практическая цель примерно так: «Ввести учащихся в ситуацию исторического действия (события)».

Надо заметить при осмыслении учителем предметно-практической цели, необходимо обращать внимание не на формирование умений и навыков, а стремиться активизировать готовность школьников к участию в предлагаемых обстоятельствах действенной исторической ситуации.



Модульный подход к уроку истории превращает предметно-практическую цель в главную, именно к её реализации стремиться учитель вместе с учащимися. Такое доминирование предметно- практической цели превращает педагогический акт урока истории в инвариантную модель жизнедеятельности вообще. Ведь по- существу, человеческая жизнь- это воплощение образов и понятий в действие. В этом смысле изучение истории на уроках предстаёт как совокупность моделей жизнедеятельности , данных в ретроспективе. Остаётся подчеркнуть, что движение к действию основано на определённых нравственных и эстетических идеалах, и поэтому цели с общечеловеческим, государственно-национальным, общественно-политическим и индивидуальным компонентом.


Воспитательная цель предлагает два аспекта реализации, то есть рациональный и эмоциональный. Формирование рационального аспекта целеполагания эффективнее начинать словами: «Подвести учащихся к пониманию нравственных понятий общечеловеческого уровня, национально- государственного уровня (нравственный выбор).


Формирование эмоционального аспекта целеполагания основано на психологических категориях: переживание, настроение, чувство. Связывая каждое из эмоциональных состояний с уровнем исторических явлений, луче начинать формулировку словами: «Активизировать нравственные переживания, допустим, сострадание на индивидуальном уровне, формировать настроения восхищения на общественном уровне, воспитывать у учащихся чувство патриотизма на национально- государственном уровне». Общечеловеческий уровень воспитательной цели в эмоциональном отношении имеет отношение как к переживанию, так и к настроению и к чувству; всё зависит от того, с какого уровня воспитательной цели осуществляется процесс восхождения. В этом случае, если формулируется общечеловеческий компонент воспитательной цели с позиций поступка исторической личности, то речь должна идти о переживании, если с позиций идеалов класса или сословия, то о настроении, с позиций же национально- государственных – о чувстве.

Таким образом, схематично систему целеполагания можно представить в форме треугольника, где вершиной является воспитательная цель, а основанием образовательная, развивающая и предметно-практические цели.










hello_html_m2c10d644.gif




Определив в целом систему модульно- урочного целеполагания, необходимо далее показать путь реализации целей в практике урока.




Основной урочной технологии является иная, отличная от внешней, но соотнесённая с нею внутренняя структура урока.


Внутренняя структура урока- это совокупность микромодулей урока. Собственно микромодуль- это структурная единица, помогающая учителю двигаться с учащимся к реализации системы целеполагания. Методологической основной микромодульной технологии являются идеи В.Т. Фоменко.Он пишет: «Структурная единица урока(«момент»), как его законченная часть, должна воплощать в себе три компонента :

  • Частную дидактическую цель;

  • Логически законченную часть содержания, на основе которого осуществляется частная дидактическая цель;

  • Систему дидактических приёмов, посредством которых данное содержание осваивается.


Если рассматривать дидактический и методологический подход как общее и частное, то микромодуль имеет, относительного общего триединства, своё частное триединство целей: образовательную, развивающую и предметно- практическую цель. Причём, как и в целом уроке, предметно- практическая цель здесь главная. Это первое отличие микромодуля от момента. Второе, не менее важное, отличие – это обязательное присутствие логически завершённой части исторического содержания внутреннего конфликта между субъектами исторического процесса. Микромодуль, в котором скрыт содержательно – исторический конфликт – есть форма отражения и организации конфликта, действующих в реальном социуме.


Изучая историю на всём протяжении обучения в школе, процесс организации принимает завершённый характер и модульная технология, таким образом, становиться основной формирования мировоззрения учеников.




Микромодуль урока имеет следующие критерии:



  • Каждый микромодуль имеет частные цели (образовательную, развивающую и предметно – практическую), а также свою частную воспитательную сверхзадачу.

  • Микромодуль урока - Микромодуль урока – это логически законченная часть урока, в котором отражено действие конфликта государственного и общественного между субъектами истории (возникновение, развитие, разрешение).

Возникновение – это образ конфликта, развитие –это анализ конфликта, разрешение – это практика в непосредственную жизнь истории или актуальности.


Следовательно, микромодуль обязательно имеет инвариантное построение: образ –анализ – действие.


  • Каждый микромодуль имеет свою систему методологических приёмов, отличительную от других.

  • В каждом микромодуле своя система средств (наглядные, словесные, практические).

  • В каждом микромодуле обязательно наличие своих приёмов взаимодействия с учащимися ( планы, конспекты, нахождение ошибок, работа с памятками и т.д. в зависимости от специфики задач и места микромодуля в уроке и в системе уроков).






Типы уроков в модульной технологии:


  • Урок – образ, создающий условия, в которых личностный опыт детей очищается от бытовых нагромождений и восходит на уровень символов и знаков явлений истории и культуры.

  • Урок логического мышления, создающий условия для восхождения от тенденций детского логического опыта к «чистым» формам мышления.

  • Урок настроения создаёт условия для восхождения детского сознания от тенденций личностных смысловых переживаний через личностные смыслы жизни персон истории и культуры к переживанию «чистых» смыслов бытия.

  • Урок самостоятельного действия создаёт условия для восхождения от стихийного действенно – волевого опыта ребёнка к «чистому» смыслу действий и поступков. На этом уроке осуществляется синтез всех состояний, возникавших на предыдущих этапах, которые далее запечатлеваются в устойчивых структурах детского сознания.

  • Урок актуализации и проповеди.


Для того чтобы разобраться в микромодулях на уроке я приведу пример урока – образа.

Урок - образ


Урок образ – это первый этап каждой новой темы. Тема включает в себя всю совокупность новых типов уроков, но начинается с урока – образа.

Итак, урок - образ представляет собой новую форму, состоящую из пяти микромодулей, функционирующих последовательно. Каждый микромодуль реализует свою частную и поурочную цель. Последовательность микромодульного построения ни в коем случае нарушать нельзя. Структура модульного урока – образа такова:

  1. Микромодуль мотивационного образа.

  2. микромодуль опережающего рационального представления;

  3. микромодуль смысла;

  4. микромодуль действия;

  5. микромодуль актуализации и проповеди.





Микромодуль мотивационного образа.

Это микромодуль, с которого начинается в целом урок – образ.

Схематично микромодуль мотивационного образа можно представить так:


Актуальная

беседа

Актуальное

объяснение

Смысловая

характеристика

Тотальные символы

всей темы

Актуальные

Детские жизненные впечатления

Детский интуитивно - рациональный опыт.

Детский стихийно – смысловой опыт

Тождество

сознания и символа.



К примеру, в микромодуле мотивационного образа в уроке – образе по теме «Древний Египет» в 5-м классе содержательная структура развивается так:


  1. Актуальная беседа.


Я предлагаю пятиклассникам представить, что они заблудились в лесу, связь со взрослыми потеряна. « В каком месте вы будете организовывать пространство для стоянки, чтобы выжить и дождаться помощи?». После недолгих предположений большинство ребят решили остановиться у реки, объясняя это наличием питьевой воды, еды (рыба). Наконец, река – это путь, по которому можно выйти к людям.


  1. Актуальное объяснение.


« Что же такое река для человека?»- я спрашиваю и вместе с детьми даём определение, что река это важнейшее условие для выживания . Затем дети в тетрадях записывают определение понятия «выживание»


  1. Смысловая характеристика.


Я говорю: «Река это ещё место человеческих созерцаний и откровений. Ведь вы были когда – нибудь с родителями у реки? Вспомните те переживания, которые вы испытывали, всматриваясь в её покой и глубину…» (дети вспоминают, «Да- обобщаю я, - река в её неисчезающем вечном движении и есть чувство покоя, которое соединяет человека с громадами леса и гор, с гармонией с гармонией целостного природного мира. Речной характер склонен из величавого движения переходить к веселью пробивающихся глубинных потоков, рождающих бурные переливы и мощь все сметающих паводков. Река так похожа на человеческую жизнь, а в переживании непрерывности прошлого, настоящего и будущего она, как человек, имеет свою судьбу.

Две судьбы открылись, созерцая друг друга ,- судьба реки и судьба человека. И переживание этой встречи становиться истоком жизненного вдохновения».


  1. Символическое сюжетное повествование. (Триединство средств).


«Священные песни египтян»

Я говорю: «Итак, ребята, 3 тысячи лет назад у реки с коротким названием Нил жили люди. И река дала им благополучие и любовь.

Сегодня мы отправимся к великой древней реке с коротким названием Нил. Но сначала музыка древнего Египта. Древние завещали, что слушать её можно только с чистым сердцем .Если сердце человека чистое, то ему откроется самое прекрасное, что есть в мире. Итак, ребята, подумайте о любви. О том, как вы любите свою маму, своего папу, своих братиков и сестричек, подумайте , как хорошо вам было в лесу или на море. А сейчас закройте глаза, и вы услышите эту музыку».

Через некоторое время я продолжаю: «На пустыню опускается ночь, тихо и неслышно движение воздуха, темнота сливается с песком, словно песок это отражение звёзд, где – то в этой бескрайности остановился древний народ бедуины. Спит древний Египет, спят бедуины и их кони. И только один из них не спит, смотрит в небо и говорит с ним, как с человеком. И небо отвечает ему: «в крови твоей мужественность космоса, в сердце твоём священная сила, подаренная солнцем, очисти своё сердце, неси в нём только правду, любовь к своей свящённой земле. И наградит тебя земля


Слава тебе Нил, приходящий, чтобы оживить Египет.

Орошающий пустыню далеко от воды,

Владыка рыб и птиц, творец зерна

И травы для скота, приносящий хлеб и пищу всякую,

Если он медлит, жизнь прекращается

И люди гибнут.

Когда же он приходит, земля

Ликует и всё живое в радости.

О солнце,

Когда ты заходишь на западе - земля

Погружается во тьму, подобную смерти.

Во мраке выходят из своих логовищ хищные звери

И выползают ядовитые гады.

Когда ты всходишь на востоке,

Гонишь мраки, - вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубины вод,

И на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе

И принимаются за работу»

Познакомимся поближе с этой древней землёй и её людьми.

Тема нашего урока: «Древний Египет».



Микромодуль опережающего рационально - логического представления.



Микромодуль рационально - логических представлений- это такой этап урока, который создаёт условия для пробуждения тайных, ещё не открытых детским сознанием, «чистых» мыслительных форм, данных априори каждому человеку.

Определим ещё раз, по этапам, микромодуль опережающего рационально – логического представления развивается так:

  1. Целостный рационально – чувственный образ явления.

  2. Понятийно – схематическое осмысление целостного образа.

  3. Соучастие в конструировании символического события темы.


Первый этап микромодуля, где создаются условия для состояния «чистого» воображения, представляются в форме условных путешествий, полётов, снов и т.д. Здесь необходим взгляд «сверху», в ситуации взгляда предполагается «схватывание целостного образа явления».

Полёт на ковре – самолёте над Русью в период феодальной раздробленности. Сон лейтенанта, в котором символически представлена вся война. Путешествие на лодке по Нилу, где весь древний Египет предстаёт в основополагающихся символах и знаках.


Например: Дети ведут дневник путешественника. В лодке, сделанной из бумаги и стоящей у меня на столе, мы совершаем плавание по Нилу. Нам помогает вельможа, с которым мы познакомились в Мемфисе.

Путешествие начинается с испытания – прохождения лодки между порогами Нила…

Далее мы видим на берегу людей, уставших от миражей и из последних сил стремящихся к оазису. Мы причаливаем к берегу и помогаем найти правильный путь, видим пирамиды и оставляем на папирусе своё послание. На одной из стоянок заходим в египетский храм и узнаём о главном боге – Ра. Наконец, встречаемся с фараоном….

За 10 минут перед ребёнком ассоциативным взглядом ребёнка предстал весь Египет. Осталось проверить записи путешественников.


Второй этап опережающей понятийной схематизации.


Для этого этапа характерен переход от рационально – логического целостного воображения явлений к опережающим этапным схемам и ведущим понятиям, охватывающим будущее явление. Это могут быть будущие этапы войны, революции, периоды становления древней цивилизации.


Третий этап событийно- символический этап рационально-логического микромодуля.


Этот этап должен иметь в своей основе некоторое логическое основание. Событие, введённое в микромодуль, должно с помощью своих участников представлять действенный пафос всей темы. Но главное это фантастическое соучастие детей в этом событии и их смелые предположения о развитии будущего культурно – исторического явления. На уроке в этом микромодуле Иосиф Сталин встречался с сыном Яковом после его смерти. При этом дети предполагали, что скажет сын своему отцу о его политике, о войне, о подвиге и предательстве.

Фантастическая встреча русских философов, покидающих Родину на печально известном пароходе в 1992 году. Их диалоги были посвящены дальнейшей судьбе России, но завершали их детские опережающие предположения.

Мистико- символическое событие даёт возможность свободнооткрытого действенного фантазирования, а следовательно, прокладывает путь ко второму «очищению» сознания ребёнка с выходом его на этапы герменевтического круга, где начало, целостный образ события, далее дети из конфликта события предполагают будущее всей темы, и, наконец, событийно – символический момент выходит на действенную реальность явления в целом.

Итак, рационально – логический микромодуль урока – образа имеет следущую структуру:


1-й этап

2-й этап

3 – й этап

Воображение

целостного образа

темы

Опережающая

понятийная

схематизация всей

темы

Опережающее

символическое

соучастие в событиях всей темы.

Иhello_html_7dffccf3.gifнтуиции

Интуиция

Иhello_html_m294b5e27.gifнтуиция

«Чистое»

воображение

«Чистое»

мышление

«Чистое»

действие

Знак.

Знак

Знак


Личностно – смысловой микромодуль урока – образа.


Содержательная суть этого микромодуля заключена в попытке прикосновения к судьбе и личности школьника. Переживаемый личностный смысл жизни – это и есть линия судьбы человека, судьбы личности. Здесь «сталкиваются» жизнь объективная, т.е. вне человека, и истинная жизнь существования в счастье бытийных откровений.

Эту встречу можно реализовать создав условия, в которых эти два мира встречаются. Конфликт между жизнью сиюминутной и жизнью вечной открывает путь к судьбоносным переживаниям. Особенно эффективно это возможно с помощью приёма сравнительной детализации, когда актуальная деталь вступает в сравнительные отношения с деталью существования персоны культуры. Это даже может быть одна и та же деталь (вещь) под различным ракурсом отношений к ней. Итак, 2 детали: одна из жизни ребёнка, другая из жизни персоны культуры, олицетворяют собой сущностное тождество жизни людей разных эпох. Далее микромодуль личностного смысла переходит к этапу, на котором просматривается тождество идеалов или, точнее, идеальных смыслов жизни современного школьника и персоны истории и культуры, и, наконец, микромодуль приходит к этапу, на котором создаются условия переживания детьми тождества судеб. Здесь главное – это переживание чистого смысла жизни как судьбы, как средоточия прошлого, настоящего и будущего.


Например: Тема «Великая Отечественная война 1941 -1945 г г.» личностно – смысловой микромодуль урока – образа начинался с актуальной и вместе с тем исторической детали. Эта деталь – бинт.

« Странная мысль пришла мне в голову,- говорю я, - изменяется время, военные стратеги и идеологи каждый раз иначе смотрят на войну, но одна деталь не изменяется, это бинт». Я кладу на стол бинт.

«Палаты тяжелораненых всех войн объединены этим бинтом, но только окровавленным. Нет никакой разницы в этом смысле между палатами 2004 года и 1941 года. Те же стоны, те же страдания, та же надежда. Как и тогда, современные школьники и студенты посещают палаты тяжелораненых , желая хоть как – то облегчить страдания защитников Отечества».На втором этапе микромодуля школьники обсуждают личностные смыслы и идеалы человека, соприкасающегося с войной. И, наконец, на третьем этапе я приглашаю класс в один из омских госпиталей, куда приехали дети войны, чтобы подарить тяжелораненым подарки, спеть песни, прочитать стихи. Давайте вместе с ними войдём в одну из полат…

Сорок трудный год,

Омский госпиталь.

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

«Господи! До чего же артисты – то маленькие!»

Мы идём палатами длинными,

Мы почти растворяемся в них

С балалайками , с мандалинами

И огромными пачками книг.

Двое здесь: майор артиллерии

С перевязанной головой,

В сумасшедшем бою под Ельней

На себя принявший огонь;

И другой, до бровей забинтованный

Капитан , таранивший «мессера»

Три недели назад под Ростовом.

Мы вошли, мы стоим в молчании.

Вдруг срывающимся фальцетом

Абрикосов Мишка в отчаяньи

Объявляет начало концерта.

Не совсем ещё совершенно,

Но во всю запевали, внимая.

О народном поём, о священной.

Так, как мы её понимаем.

В ней Чапаев сражается заново,

Краснозвёздные мчатся танки.

В ней фашисты падают замертво,

И шагают наши в атаке.

В ней чужое железо плавиться,

В ней и жизнь побеждать должна,

Если честно признаться – нравиться

Нам такая война.

Мы поём…

Только голос лётчика

Осторожно, а в нём укор:

«Подождите, постойте, хлопчики.

Подождите. Умер майор…»

Балалайка всплеснула горестно,

Торопливо , будто в бреду.

Вот и всё о концерте в госпитале в том году…


Здесь мы видим явление истиной физиогномичности , когда судьба личности взаимопроникает в судьбу её народа. Печаль, страдание, грех войны в движении от внешнего к внутреннему приводит детей к переживанию тождества судеб. Бессмысленность войны как её главный смысл обращает детей в этом переживании к светлой печали по погибшим и рождает желание жить лучше, чище, праведнее.


Итак, микромодуль личностного смысла в уроке – образе способен создать условия для переживания чистых смыслов жизни и его построение для этого имеет следующую структуру :

  • Этап сравнительной детализации – уровень тождества жизни.

  • Этап сравнения идеалов - уровень тождества идеалов.

  • Этап тождества судеб – уровень сопереживания («чистые» смыслы) личностных смыслов.

  • Этап символического творчества – уровень смыслового самовыражения.



Микромодуль событийно –практического действия.



Итак, микромодуль личностного смысла приближает детей и учителя к следующему микромодулю событийно - практического действия. Здесь в диалоге персоны явления с детьми вспоминается, общается, воспроизводится и всходит к творческим актам отношение к пережитым ранее в уроке образам, откровениям и смыслам.


Этот диалог осуществляется в уроке как встреча с настоящей персоной истории и культуры. В класс входит учитель, но уже другим человеком. Это может быть фараон или его жена, Иван Грозный, Пётр I , карл Великий и др. Главное , что персона олицетворяет собой обобщённый личностно – исторический опыт. Здесь возможен костюм, абсолютно соответствующий времени и типу личности, а иногда достаточно всего лишь детали, намёка на то, что мог бы носить этот человек.

На урок входит Иосиф Сталин… Для этого достаточно застегнуть пиджак на все пуговицы и взять в руки трубку, Наполеону взять треуголку, Фараону нужно появляться под музыку.

Дети способны к мгновенному перевоплощению, а становясь вельможами, маршалами , крестьянами, ремесленниками, князьями, они гораздо лучше чувствуют, мыслят, а главное, сочувствуют, действуют и верят в свою преобщённость к великому движению культуры. Это могут быть простые репродуктивные вопросы , а могут быть вопросы – загадки, документы с ошибками, вопросы – тайны, которые можно обсуждать только с главой государства. Встречи – диалоги, конечно, должны иметь музыкальный ряд, специально созданную обстановку, чтобы и та. И другая сторона находились в условиях проживания сценического материала. Однако путь этого события - встречи заключается в том, чтобы упорядочить возвращающуюся в сознание школьника инвариантную структуру его же собственного, обобщённого на уроке опыта. И всё-таки главное – это откровенные, идущие от «чистого» сознания детские предположения о тайных будущих уроков, посвящённых данному явлению культуры.

Можно было бы этим микромодулем завершить урок, ведь всё уже состоялось, однако, акт истинного саморазвития детского самосознания возможен только тогда, когда ребёнок, школьник любого возраста соединяет опыт своих представлений с реальной жизнью, и потому урок – образ завершается особым микромодулем, столь же необходимым, как и часто игнорируемым в традиционной практике, который в технологии определён как микромодуль актуализации и проповеди.



Микромодуль актуализации и проповеди.


Микромодуль актуализации и проповеди создаёт условия для того, чтобы запечатлённые в сознании школьника структуры функционировали в реальной внеурочной и внешкольной действительности.

Микромодуль актуализации и проповеди в уроке – образе имеет рациональную и смысло – рефлективную направленность:

  1. Рациональная направленность - это особая структура условий, которая открывает в сознании школьника внутренний потенциал, интеллектуально – мотивирующий выполнение урочного домашнего задания.

  2. Смысло – рефлективная направленностьэто особая структура условий, которая обращает школьников к рефлексии над личностным смыслом жизни.


Двунаправленность микромодуля актуализации и проповеди в реальности урока имеет триадичную структуру:

  1. Обобщение на основе главных символов урока следовательно, всей будущей темы).

  2. Рациональные, мистические понятия, внутренне мотивирующие на выполнение домашнего задания урока.

  3. Рефлективно – проповедческий, обращающий школьника к личностным смыслам жизни.


Все в проповедческом микромодуле должно носить характер символической таинственности, особой загадочности, смысловой остросюжетности. Эти условия необходимы. Т.к. истинная самостоятельность сознания возникает только после прикосновения к бытийственной линии мышления и чувства. Так, микромодулем актуализации и проповеди завершался урок – образ по теме «Государство на берегах Нила» в 5-м классе.

I этап- обобщающее – символический.

Я обращаюсь заново к просимволу Египта – пирамиде. Он вновь возникает на экране, напоминая и обобщая урок в целом.

II этап – рационально – мистический.

Я обращаюсь к детям и таинственным голосом указываю на то, что пирамида заговорила с нами знаками. На её стенах мы увидели цифры и буквы:






А

А


Н

IIIмсфием

Р


Ф

О



С разгадки этих знаков мы начнём следующий урок.

А тайну пирамиды вы можете разгадать, просмотрев все параграфы будущей темы.


III этап – рефлективно – проповедческий


«А теперь прислушаемся,- говорю я.- Пирамида не только оставила нам знаки, она ещё способна говорить!» Звучит музыка пустыни, и учитель на фоне музыки читает стихи от имени пирамиды:


Когда умрёшь, что станется с тобою?

Уйдёшь ли дымом в небо голубое?

Золой ли станешь тёплой на ветру?

Что своего оставишь ты в миру?

А вдруг из пепла нам блеснёт алмаз…

Так заканчивается урок – образ, создающий условия для опережающего представления всей будущей темы.



Итак, если сделать общую структуру урока – образа то она будет выглядеть так:


Микромодули

1

2

3

4

5

Мртивационного образа

Рационально-логического опережения.

Личностно – смысловой

Действенного диалога

Актуализации и проповеди.

Создание условий для восхождения от актуального опыта ребёнка к целостному «чистому» представлению о теме на основе символов и знаков.

1.Ассоциативное воображение.

2.Схематическое опережение.

3.Главное символическое событие.

1.Тождество жизни через детали

2Тождество идеалов через интеллектуальные откровения.

3.Тождества смыслов через сопереживания.

4.Творчество смысловых символов.

Встреча с персоной истории и культуры, опережающий положительный диалог о будущем явлении истории и культуры.

1.Обобщающая символизация.

2.Рациональная загадочность.

3.Смысловая рефлексия.






САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Самостоятельная работа учащихся проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений учащихся;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности учащихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских умений.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством учителя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется учащимися по заданию учителя, но без его непосредственного участия.

Максимальный объем учебной нагрузки учащегося и объем обязательной учебной нагрузки по каждой дисциплине, регламентируется Учебным планом каждой специальности на основании ГОС СПО.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

- в рабочем учебном плане – в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;

- в рабочих программах учебных дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или темам

- находится, как правило, в пределах 29 – 32 % от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине

Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, осуществляется преподавателем. Преподавателем учебной дисциплины эмпирически определяются затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания: на основании наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы, опроса студентов о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня знаний и умений студентов. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине.

Цикловые комиссии на своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей по объему внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине, входящей в цикл, при необходимости вносят коррективы с учетом сложности и объема изучаемого материала учебной дисциплины, и устанавливают время внеаудиторной самостоятельной работы по всем дисциплинам цикла в пределах общего объема максимальной учебной нагрузки студента, отведенной рабочим учебным планом на данный цикл дисциплин.

При разработке рабочего учебного плана учитываются предложения цикловых комиссий по объему внеаудиторной самостоятельной работы, отведенной на циклы дисциплин, при необходимости вносятся коррективы.

При разработке рабочей программы по учебной дисциплине при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателем устанавливается содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы и методы контроля результатов.

Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня учащегося не регламентируется расписанием.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интерната и др.;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных задач; подготовка к деловым играм;

Организация внеаудиторной самостоятельной работы учащихся.

Перед выполнением учащимися внеаудиторной самостоятельной работы учитель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает:

  • цель задания, его содержание,

  • сроки выполнения,

  • ориентировочный объем работы,

  • основные требования к результатам работы,

  • критерии оценки.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы сучащихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы учащихся являются:

- уровень освоения учащимся учебного материала;

- умения учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.



Взаимосвязь микромодульной технологии с самостоятельной работай на уроках истории.

Другим проявлением модернизации является организация деятельности ученика на уроке. В первую очередь, это преобладание самостоятельной работы. Если в традиционном уроке ученик редко привлекается к совместной деятельности и высказыванию своего мнения, то в модульной технологии большое внимание уделяется личности ученика, его развитию и способности высказывать своё мнение на уроке.

Ознакомившись с микромодульной технологией и обучением самостоятельной работы на уроках можно с уверенностью сказать, что эти два метода взаимосвязаны между собой. Оба способа обучения учат учащихся на уроках истории:

  • общаться друг с другом

  • слушать и слышать мнение своего товарища

  • формулировать гипотезы и версии

  • систематизировать полученную информацию.

  • Работать с учебным материалом

  • Работать с историческими документами

  • Ставить и решать проблемы, задачи.

Все эти критерии очень важны на уроках истории. Я считаю то, что найдено, осмыслено самостоятельно, прочнее и надёжнее оседает в памяти учащихся.

Заключение.

Выбрав такую технологию на своих уроках я добилась больших результатов: ребята работают активно, самостоятельно мыслят, делают свои маленькие открытия, высказывают свои мнения, а не заучивают чужое, учатся работать с историческими документами и правильно делать выводы. Также на моих уроках ребята могут инсценировать какое либо историческое событие, что очень им нравится.

По моему мнению, такое обучение помогает мне ощутить обратную связь , даёт возможность раскрыться каждому ученику. Такие уроки проводить нужно для того, чтобы ребята не боялись идти на урок и чего-то не знали.

И ещё решается одна немаловажная проблема - автоматически решается проблема дисциплины. На таких занятиях царит деловая, рабочая обстановка. При этом я могу индивидуально работать

с каждым учеником: объясняю, консультирую, если надо опрашиваю.

Ярко проявляется организаторская и вместе с тем воспитательная функция.

Микромодульная технология и самостоятельная работа обеспечивает высокую успеваемость, и высокое качество знаний учеников, которые проявляются на итогах зачётных работ, экзаменах. Успеваемость 100%, качество знаний 60-70%.




















Список используемой литературы


1.Карачи А.Ю., Ишмуратов Р.К «Традиционный урок»


2.Шоган В.В. «Методика преподавания истории в школе», «Феникс», Ростов/н/Дону, 2005 год.


3.Шаталов В.Ф. «Модульная технология в личностно – ориентированном образовании», Харьков, 2001 год.


4.Шоган В.В. «Как изучать историю…(методика урока)», Ростов/н/Дону,

1998 год.



































Содержание.


I Введение.

II Модульная технология.

  • Цели урока

  • Структура урока

  • Критерии урока


III Типы уроков в модульной технологии.

IV Урок - образ.

  • Микромодуль мотивационного образа.

  • Микромодуль опережающего рационального представления.

  • Микромодуль смысла.

  • Микромодуль действия.

  • Микромодуль актуализации и проповеди.


VI Самостоятельная работа на уроках истории.

VII Взаимосвязь микромодульной технологии с самостоятельной работой на уроках истории.

VIII Заключение.

IX Приложение. (Открытые уроки по микромодульной технологии и самостоятельная работа.)

X Список используемой литературы.hello_html_m4d466bb7.png

Модульная технология на уроках истории
  • История
Описание:

Приучай ученика работать.

Приучай его к тому, чтобы он самостоятельно думал,

искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы»

 

Дистервег

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

С недавнего времени начали искать новый подход к уроку в образовании, так как люди меняются, и у современного поколения меняется мировоззрение и миропонимание. Можно предположить, что новые подходы в образовании- это один из способов развития ребёнка. На мой взгляд изменение в образовании всего лишь следствие проведённой реформы, и отмирание старой традиционной формы обучения.

Поэтому я и выбрала использовать модульную технологию и самостоятельную работу на своих уроках .

Цели :

  1. Образовательная цель- направлена на формирование системы знаний, как программы будущей жизнедеятельности учащихся.

Она нужна для того чтобы сформировать у учащихся представление о исторических событиях, личностях, подвести к пониманию понятий…, подвести учащихся к выводу…, показать учащимся движение исторического конфликта в событии.

  1. Развивающая цель- направляет взаимодействие на развитие исторического воображения, мышления, памяти.

С помощью этой цели у учащихся развивается способность к воображению о деятельности тех или иных субъектов истории, развивается способность осмысливать сущность исторических явлений и событий, развиваются умения и навыки анализа исторического документа.

3) Предметно- практическая цель- это новый тип урочной цели связана с результатом урока и его актуализацией, связанного с действием.

Под действием здесь понимается обязательное завершение урока элементом делания- историческое рисование, игры различных типов ,инсценировки, разгадывание кроссвордов и т.д.

 

Учителю необходимы пошаговые матрицы урочного взаимодействия с учениками, именно на это нацеливает урок типа –модуль. Практическая его ценность объясняется тем, что на таких уроках ребята воображают, фантазируют, размышляют , учатся высказывать свои мнения.

 

 

Автор Чикова Лилия Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 868
Номер материала 42827
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓