Главная / Физика / модульная программа МКТ 10 класс

модульная программа МКТ 10 класс

Ковалева Галина Николаевна, учитель физики БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №113»

Модульная программа блока «Основные положения молекулярно-кинетической теории» (10 класс)

модуль

М1.Основные положения МКТ.

М2.Характеристики молекул.

М3.Свойства вещества с точки зрения МК представлений.

М4.Обобщение и контроль знаний.

Учебные элементы.

УЭ0 (ДЦМ)


Усвоение основных положений МКТ.

Ознакомление с основными физическими величинами, характеризующими молекулы.

Сформировать умения применять МКТ для объяснения существования агрегатных состояний вещества.

Самоконтроль учебных достижений, выявление ошибок и их коррекция.

УЭ1.


История создания МКТ. М.В.Ломоносов.

Размеры молекул.

Число молекул.

Концентрация вещества.

Газообразное состояние вещества (строение, движение, взаимодействие).

Выполнение дифференцированных заданий для выявления уровня усвоения содержания всех учебных элементов модулей М1-М3.

УЭ2.




Основные положения МКТ.

Количество вещества.

Постоянная Авогадро.

Жидкое состояние вещества(строение, движение, взаимодействие).


УЭ3.

Экспериментальные основания МКТ.

Молярная масса вещества.

Масса вещества.

Твёрдое состояние вещества(строение, движение, взаимодействие).

УЭ4.

Статистические закономерности

Выходной контроль

Выходной контроль.

УЭ5.

Выходной контроль.

Подведение итогов. ДЗ.

Подведение итогов. ДЗ.

УЭ6.

Подведение итогов. ДЗ.



Модуль М1. 1-й уровень сложности.

Характеристики молекул.

УЭ0:Постановка цели.

ДЦМ: Ознакомиться с физическими величинами, характеризующими молекулы; сформировать умения рассчитывать параметры молекул;

_________________________________________________________________________________________________________________

Учебный материал с указанием заданий.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Интегральные когнитивные стили.

Дифференциальные когнитивные стили.

Руководство по усвоению учебного содержания.

Содержание учебного материала.

( ИТ, ИЭ,ИД)

Содержание учебного материала.

(ДТ, ДЭ, ДД)

Руководство по усвоению учебного содержания.

УЭ1.Размеры молекул. Опыт Р.Влея. Число молекул. Концентрация вещества.

ЧДЦ: Знать методики определения размеров молекул; воспроизводить формулы для расчёта числа молекул и концентрации вещества.

Работайте с таблицей по теме «Характеристики молекул». Изучите §58(стр.142-143)

(1 балл)

Таблица по теме «Характеристики молекул». (см.приложение 1.)

План изучения материала:

1.оценка размеров молекул.

2.число молекул.

3.концентрация вещества.

Изучите текст § 58 (стр.142-143)

Работайте с планом.

(1балл)


УЭ2.Количество вещества. Постоянная Авогадро.

ЧДЦ : Воспроизводить формулу для расчёта количества вещества; знать постоянную Авогадро..

1.Работайте с таблицей. (см. приложение1).Изучите §59(стр.144-145)

2.Решите задачу (1балл)

( Ответ: 8986моль)

Какое количество вещества составляют 5.41•10²молекул?

Тело состоит из 8.204•10²молекул, найдите количество вещества, содержащегося в теле.

1.Изучите §59(стр.144-145).Работайте с таблицей (см приложение1).

2.Решите задачу.(1балл)

(Ответ: 13.6 моль)

Запомнить формулу количества вещества и значение постоянной Авогадро. Заучите их.(1балл)

ν = N/Na

Na = 6.02•10²³мольˉ¹


Запомнить формулу количества вещества и значение постоянной Авогадро. Заучите их.(1балл)

УЭ3.Молярная масса вещества. Масса вещества.

ЧДЦ: различать формулы для расчёта массы одной молекулы, молярной массы и массы вещества.

1.Найдите формулы для расчёта массы одной молекулы и массы вещества в §59. (1 балл)

2. Решите задачи (за решение каждой 1 балл)

1.Ответ: 16•10ˉкг

2.Ответ: 0.33•10ˉ²кг

3.Восмпользуйтесь обобщённым алгоритмом решения задач такого типа; примените его к решению данной задачи, расписав пошаговые действия, выполненные вами при получении результата в задаче.(1 балл)

1.Какую массу имеют 3*10²°молекул кислорода (О2)?


2.Вычислите массу одного атома гелия He.


1.Какова масса воды, взятой в количестве 100моль?

1.Найдите формулы для расчёта массы одной молекулы и массы вещества в §59. (1 балл)

2.Решите задачу. (1 балл)

Ответ: 1.8кг

3.Распишите пошаговые действия, выполненные вами при решении задачи. Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для такого типа задач. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма. (1 балл)

Обобщённый алгоритм решения задачи


1.Запишем формулу количества вещества:

ν = N/Na

2.Используя формулу: ν=m/M, выразим массу: m=ν•M


3.Производим расчёт, ответ выражаем в килограммах.

УЭ4. Выходной контроль.

ЧДЦ: Проверить усвоение учебных элементов.

Решите задачи:

1.Определить молярную массу и массу одной молекулы кислорода (О2).

2.Какова масса 50 молей углекислого газа (СО2)?

3.Определите молярную массу молекулы серной кислоты(H2SO4)/

4.Сколько молекул содержится при нормальных условиях в 0.6 кг оксида азота (NO)?

5.Какое количество вещества содержится в алюминиевой отливке массой 5.4кг?

Проверьте свои ответы по коду и оцените. Подсчитайте количество баллов и занесите в лист контроля. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. 0.032 кг/моль; 5.3*10ˉ²ºкг

2. 2.2кг

3. 0,098кг/моль

4. 12*10²

5. 200моль

УЭ5.Подведение итогов.

ЧДЦ: заполнить лист контроля; оценить знания.

Лист контроля ( ИТ,ИЭ,ИД,ДТ,ДЭ,ДД)

Учеб.

элемент

Задания (вопросы)

Итого

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

УЭ1

1









УЭ2

1

1








УЭ3

1

2

1







УЭ4

1

1

1

1

1




12

Итого


Оценка



Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку:

9-12 Баллов – «Зачёт»;

≤8 Баллов – «Незачёт»

Сдайте лист контроля учителю.


Дифференцированное домашнее задание.

«Зачёт»: повторите изученный материал.

«Незачёт»:§58-59; Упр.№11(5-7)

Запишите в дневник домашнее задание в соответствии с результатом своей работы на уроке.

М1. 2-й уровень сложности.

Характеристики молекул.

УЭ0:Постановка цели.

ДЦМ: Ознакомиться с физическими величинами, характеризующими молекулы; сформировать умения рассчитывать параметры молекул;

Воспроизводить формулы количества вещества, молярной массы, концентрации вещества, массы вещества;

Давать определения количества вещества, концентрации вещества, числа Авогадро;

Уметь применять теоретические знания при решении задач в несколько изменённых условиях.

_____________________________________________________________________________________________________________________

Учебный материал с указанием заданий.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Интегральные когнитивные стили.

Дифференциальные когнитивные стили.

Руководство по усвоению учебного содержания.

Содержание учебного материала.

( ИТ, ИЭ,ИД)

Содержание учебного материала.

(ДТ, ДЭ, ДД)

Руководство по усвоению учебного содержания.

УЭ1.Размеры молекул. Опыт Р.Влея. Число молекул. Концентрация вещества.

ЧДЦ: Уметь объяснять методики определения размеров молекул; воспроизводить формулы для расчёта числа молекул и концентрации вещества.

Работайте с таблицей по теме «Характеристики молекул». Изучите §58(стр.142-143)

Запишите формулы числа молекул, концентрации вещества.(2 балла)

таблица по теме «Характеристики молекул». (см. приложение 1.)

План изучения материала:

1.оценка размеров молекул.

2.число молекул.

3.концентрация вещества.

Изучите текст § 58 (стр.142-143)

Работайте с планом.

Запишите формулы для расчёта числа молекул, концентрации вещества.


УЭ2.Количество вещества. Постоянная Авогадро.

ЧДЦ: Уметь объяснять связь между количеством вещества, числом молекул, концентрацией вещества и постоянной Авогадро. Применять формулы при решении задач в несколько изменённой ситуации.

1.Работайте с таблицей, (см. приложение1).Изучите §59(стр.144-145)

2.Решите задачу (2 балла)

( Ответ: 301*10²³мˉ³ )

Какова концентрация 100моль ртути содержащихся в 2 м³?

1.Изучите §59(стр.144-145).Работайте с таблицей (см приложение1).

2.Решите задачу.(2 балла)

(Ответ: 301*10²³мˉ³)

Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для задач такого типа. Распишите пошаговые действия, выполненные вами при получении результата. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма решения задач такого типа.(2 балла)

Обобщённый алгоритм решения задачи

Используем формулу концентрации вещества: n=N/V

Выразим число молекул из формулы количества вещества: N=ν•Na

Произведём вычисления, запишем ответ.


Распишите пошаговые действия, выполненные вами при решении задачи. Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для задач такого типа. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма. (2 балла)

УЭ3.Молярная масса вещества. Масса вещества.

ЧДЦ: Различать формулы для расчёта массы одной молекулы, молярной массы и массы вещества. Решить задачи на применение формул

в несколько изменённых условиях.

1.Найдите формулы для расчёта массы одной молекулы и массы вещества в §59. Выпишите необходимые соотношения в тетрадь.(2 балла)

2. Решите задачу (2 балла)

Ответ: mpb/mal=1.5

3. Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для задач такого типа. Распишите пошаговые действия, выполненные вами при получении результата. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма решения задач такого типа.(2 балла)

Что имеет большую массу и во сколько раз: 5 молей алюминия или 1 моль свинца?

Что имеет большую массу и во сколько раз: 4 моль свинца или 2 моль серебра?

1.Найдите формулы для расчёта массы одной молекулы и массы вещества в §59. Выпишите необходимые соотношения в тетрадь .(2 балла)

2.Решите задачу. (2 балла)

Ответ: mpb/mag=3.8

3.Распишите пошаговые действия, выполненные вами при решении задачи. Сформулируйте обобщённый алгоритм решения для такого типа задач. Сравните свои действия с действиями обобщённого алгоритма. (2 балл)

Обобщённый алгоритм решения задачи

1.Определить молярные массы веществ.

2.Выразить из формулы ν=m/M массу вещества: m=ν•M

3.Произвести вычисления масс веществ.

4.Найти отношение масс данных веществ, записать ответ.

УЭ4.Выходной контроль.

ЧДЦ: Проверить усвоение учебных элементов.

Решите задачи:

1.Какой объём будут занимать 10²атомов алюминия?

2.Какую массу имеет водород (Н2), количество вещества которого соответствует 2.7кг алюминия?

3.Масса 14.95*10² молекул инертного газа составляет 5кг. Какой это газ?

4.Сколько молекул воздуха содержится в комнате объёмом 60м³ при нормальных условиях?

5.Определите массу одной молекулы серебра.

Проверьте свои ответы по коду и оцените. Подсчитайте количество баллов и занесите в лист контроля. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. 0.016м³

2. 0.2кг.

3. неон (М=20.17*10ˉ¹³кг/моль)

4. 1.6*10²

5. 1.79*10ˉкг.

УЭ5.Подведение итогов.

ЧДЦ: заполнить лист контроля; оценить знания.

Лист контроля ( ИТ,ИЭ,ИД,ДТ,ДЭ,ДД)

Учеб.

элемент

Задания (вопросы)

Итого

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

УЭ1

2









УЭ2

2

2








УЭ3

2

2

2







УЭ4

2

2

2

2

2




22

Итого


Оценка



Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку:

18-22 баллов – «хорошо»;

12-17 баллов – «зачёт»

≤11 баллов – «незачёт»

Сдайте лист контроля учителю.


Дифференцированное домашнее задание.

«хорошо»: повторите изученный материал

«Зачёт»: решите задачу: определите линейные размеры молекул воды.

«Незачёт»:§58-59, Упр.№11(5-7)

Запишите в дневник домашнее задание в соответствии с результатом своей работы на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.Таблица по теме: «Характеристики молекул»

Наименование

Обозначение

Формула

Единица измерения

Дополнительная формула

Примечание

1

Относительная молекулярная масса вещества

Mr

Mr=mo

1/12mo



moс = 1,995•10ˉ²кг;

moс-масса атома углерода

2

Количество вещества

ν

ν = N/Na

моль

ν = m


3

Число молекул

N

N = ν*Na


N = m*Na

М

Na= 6.02•10²³мольˉ¹-

постоянная Авогадро

4

Молярная масса вещества

М

М = moNa

кг/моль

М = Мr•10ˉ³


5

Масса одной молекулы

mo

mo = М/Na

кг



6

Масса вещества

m

m = moN

кг

m = M•ν

m = p•V


















модульная программа МКТ 10 класс
  • Физика
Описание:

Модульная программа  блока "Основные положения молекулярно -  кинетической теории" для обучающихся 10 класса.

Базовый учебник: Г.Я.Мякишев для общеобразовательных организаций М. "Просвещение" 2014г. (Базовый и профильный уровни).

В модульной программе представлены задания двух уровней сложности с учетом дифференциальных когнивных стилей и интегральных когнитивных стилей. В блоке представлены четыре модуля:основные положения молекулярно-кинетической теории, характеристики молекул, свойства вещества с точки зрения молекулярно-кинетических представлений,  обобщение и контроль знаний.

Автор Ковалева Галина Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 430
Номер материала 34217
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓