Главная / Начальные классы / Модули - алгоритмы на уроках чтения в начальной школе.

Модули - алгоритмы на уроках чтения в начальной школе.

МОДУЛЬ I.

Цель

Научиться чётко произносить звуки, читать внимательно и правильно, проверить выполнение домашнего задания.

I

ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА.

  1. гласные

  2. согласные

  3. слияния

  4. чтение предложений с разными знаками:

    • точка

    • вопросительный знак

    • восклицательный знак

5) чувства:


1 радость

2 удивление

3 страх

4 горе

5 скука

6 возмущение

7 усталость

8 гордость

9 сожаление

10 разочарование


11 досада

12 восхищение

13 нетерпение

14 огорчение

15 удовлетворённость

16 безразличие

17 интерес

18 любопытство

19 обида

20 высокомерие


6) скорость

  • медленно

  • быстрее

  • быстро

  1. громкость

- тихо

- громче

- громко

II


«РИФМОВАЛКА».


II

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

  1. подготовься к ответу

  2. послушай ответ товарища или ответь сам

  3. задай вопрос или ответь на вопрос

  4. оцени ответ товарища или свой ответ




МОДУЛЬ II.

Цель:

Узнай, о чём говорится в новом произведении.

1.

Читал ли ты произведения этого автора? Какие?

2.

  1. послушай ОБРАЗЕЦ ЧТЕНИЯ

  2. послушай вопрос

  3. ответь на вопрос

3.

Определи вид текста, стихотворения.

4.

Прочитай текст шёпотом, отмечая непонятные для себя слова.

5.

Спроси о значении непонятных слов.

6.

РАБОТАЙ В ПАРЕ:

1) ответь на вопросы к тексту

  1. обсуди ответ с товарищем

  2. поделись своими чувствами о прочитанном

7.

Прими участие в ОБЩЕ КЛАССНОЙ БЕСЕДЕ.

8.

МЕТОДИКА «ИНСЕРТ» (заполни таблицу после чтения текста, делая пометки на полях карандашом, или по ходу чтения).

То, что я знал.

С чем не согласен.

Что я узнал нового.

Что мне не понятно.

+

-

!

?






9.

СДЕЛАЙ ВЫВОД:

- Что нового ты узнал из произведения?

- Всё ли ты понял?

- Что особенно понравилось или не понравилось?


МОДУЛЬ III.


Цель:

Научиться читать бегло. Это поможет тебе быстрее читать книги, газеты, журналы, титры в кинофильмах.

1.

Слушай команды учителя, подготовься к выполнению упражнений по интенсивности чтения:

1.ЧТЕНИЕ « СПРИНТ».

- прочитай или послушай указанный отрывок

- слушай команды учителя: «Начали» и «Стоп».

1) плотно сожми губы и зубы

2) читай только глазами

3) читай отрывок как можно быстрей

4) продолжай читать дальше быстро, не останавливаясь

5) ответь на вопросы после команды «Стоп».

2.Чтение за диктором в полголоса.

3.Чтение с отрывом взгляда от текста.

4. Чтение под ритмический стук.

5. Чтение с убыстрением.

6. Чтение в парах.

7. Чтение по цепочке.

8. Жужжащее чтение.

9. Чтение про себя (только глазами).

10. Замер скорости чтения.

2.

ОЦЕНИ СВОЁ ЧТЕНИЕ:

  1. выше нормы, без ошибок- 5

  2. по норме, 1-2 ошибки – 4

  3. ниже нормы, 3-4 ошибки – 3

  4. более 4 ошибок – 2


3.

СДЕЛАЙ ВЫВОД:

  1. Достиг ли ты цели?

  2. Если цели не достиг, вернись к работе над модулем.

МОДУЛЬ IV.

Цель:

Научиться читать правильно, выразительно. Этот модуль поможет в общении с людьми.

1.


Выбери отрывок по желанию или рекомендации учителя.

ПАМЯТКА:

  1. определи логические ударения

  2. правильно ставь ударения в словах

  3. соблюдай паузы

  4. выбери силу голоса (тихо, громко)

  5. определи темп (быстро, медленно, умеренно)

  6. читай эмоционально, с чувством

  7. покажи интонацией своё отношение к произведению.


2.


Прочитай отрывок вслух или послушай другого.

3.


Чтение отрывка ПО РОЛЯМ.

4.

Оцени своё чтение или чтение товарища :

  1. выполнил все пункты памятки –5

  2. 1-2 пункта не выполнил-4

  3. 3-4 пункта не выполнил – 3

  4. более 4 пунктов не выполнил – 2

5.

СДЕЛАЙ ВЫВОД:

  1. Достиг ли ты цели?

  2. Если не достиг, начни сначала.



МОДУЛЬ V.


Цель:


Научиться выделять мысли, пересказывать содержание, вести диалог.


1.

Раздели текст на смысловые отрывки или абзацы.

2.


Прочитай один абзац или отрывок.

3.

Ответь на вопросы по отрывку.

4.


Обсуди и выбери лучший вариант заголовка к отрывку (заголовки можно записать в тетрадь).

5.

Выбери в отрывке главное. Перескажи только это, упуская лишнее.

6.


Перескажи содержание отрывка полностью или послушай другого.

7.

Работай над следующими абзацами и отрывками по порядку так же, как над первым.

8.


Если ты работал с партнёром, не забудь поблагодарить его за совместную работу.

9.

Подготовься к выступлению в классе или в группе по составленному плану.

10.

ПОДВЕДИ ИТОГ.

Получился ли пересказ?

Если цели не достиг или достиг частично, вернись к работе по данному модулю.



МОДУЛЬ VI.

Цель:

Совершенствование и проверка знаний. Этот модуль поможет развить речь, воображение, внимание и словарный запас учащихся.

1.

  1. Ответь на контрольные вопросы.

  2. Найди подходящее предложение к иллюстрации.

  3. Нарисуй картинки к диафильму.

  4. Опиши героя, природу, место, объект.

  5. Расскажи понравившийся эпизод.

  6. Найди предложение, выражающее основную мысль.

  7. Расскажи отрывок, добавляя что-то от себя.

  8. Конкурсное чтение стихотворения.

  9. Найди отрывок, который нужно читать с определённым чувством.

  10. Найди и прочитай предложение (отрывок) по началу и концу.

  11. Найди в тексте слова на правило.

  12. Найди в тексте слова, противоположенные по смыслу.

  13. Найди в тексте слова, близкие по смыслу.

  14. Найди слова по теме.

  15. Найди в тексте словарные слова.

  16. Найди предложение с определённой интонацией.

  17. Перескажи или прочитай текст с помощью мимики, жестов, позы.

  18. «Живая картинка» - один читает, другой показывает.

  19. Прочитай слова со сносками.

  20. Чтение «цепочкой».

  21. Бинарное чтение.

  22. «Очередь».

  23. «Буксир».

  24. «Ловушка»

  25. «Прыжки» - чтение через слово.

  26. «Голова и хвост"

  27. «Первый и последний».

  28. «Прятки».

  29. Круговое чтение.

  30. « Фотоглаз».

  31. «Счёт слов».

  32. «Найди меня».

  33. «Сканирование».

  34. «Окончания».

  35. «На одном дыхании».

  36. «Эхо».

  37. Чтение под музыку.

  38. Чтение – пение.

  39. Чтение с настроением.

  40. «Голоса».

  41. «Замена».

  42. Составление кроссворда к тексту.

  43. Викторина по произведениям раздела.

  44. Мини-сочинения.

  45. Подбор загадок к словам из текста.

  46. Подбор пословиц, поговорок, раскрывающих тему текста.

47) Составление ребусов к словам текста.

2.

Выполни другие задания учителя.

3.

ПОДВЕДИ ИТОГ:

-Что нового узнал?

-Чему научился?

ПОЯСНЕНИЯ К ЗАДАНИЯМ МОДУЛЯ VI.




21.Бинарное чтение (один текст читают 2 ученика одновременно).

22.«Очередь». Сначала учитель читает отрывок, затем ученики читают тот же отрывок следом за ним.

23.«Буксир». Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.

24.«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

25.«Прыжки» - чтение через слово.

26.«Голова и хвост". Учитель или ученик начинают читать предложение, дети находят его в тексте, подхватывают и читают вместе с ним.

27.«Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в строке, в предложении.

28.«Прятки». Нахождение в тексте слова по определённым признакам ( начинается на букву а,состоит из 2 слогов; с ударением на конце слова).

29.Круговое чтение. Один и тот же текст читается по кругу несколько раз.

30.« Фотоглаз». Запоминание слов или текста за определённый промежуток времени.

31.«Счёт слов». На максимальной скорости дети читают текст, одновременно считая слова. Перед прочтением текста детям задаётся вопрос, на который они должны ответить после прочтения.

32.«Найди меня». На листах написаны строчки букв, а между ними спрятаны целые слова.

33.«Сканирование».За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках нужной информации.

34.«Окончания». Повышенное требование к чёткости чтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

35.«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох и прочитать предложение от начала до конца.

36.«Эхо». Учитель читает 1 –2 строчки стихотворения, ученики повторяют за ним с той же интонацией.

37.Чтение под музыку.

38.Чтение – пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст какого- нибудь стихотворения или небольшого рассказа.

39.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

40.«Голоса». Дети читают подражая какому- нибудь голосу.

41.«Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).

42.Составление кроссворда к тексту.

43.Викторина по произведениям раздела.

44.Мини-сочинения. Анализ характера или поступка героя, описание его внешности.

45.Подбор загадок к словам из текста.

46.Подбор пословиц, поговорок, раскрывающих тему текста.

47.Составление ребусов к словам текста.


Модули - алгоритмы на уроках чтения в начальной школе.
  • Начальные классы
Описание:

Работа на уроке ведётся по одному или нескольким модулям. При составлении плана урока учителю необходимо проявлять творческий подход: что-то взять на спланированный урок, что-то отбросить, подобрать необходимый материал для модуля, подобрать проблемные вопросы, согласно теме урока, подобрать вопросы для детей с различным уровнем обучаемости, оформить  доску.  В качестве сигналов при проверке домашнего задания, передачи своего отношения к ответу, к тексту можно использовать сигнальные карточки.

 

                Учитель готовит модули на каждого ребёнка и раздаёт их в начале учебного года. Учитель развивает умение пользоваться алгоритмическими предписаниями постепенно, останавливаясь на каждом модуле (этапе урока) основательно. Сначала, это непростая задача. Дети первого класса не научены ещё работать самостоятельно, работать группами, парами. Постепенно, под руководством учителя, они овладевают этими умениями. Учитель, как проводник, должен поэтапно готовить детей к активной самостоятельной работе. Со временем дети запомнят названия модулей, их содержания, научатся выполнять, содержащиеся в них задания, тогда организация работы станет несложной. После того, как дети приобретут некоторые умения пользоваться алгоритмическими предписаниями, можно перейти к самостоятельной работе на одном уровне. К концу 2 класса эти навыки станут более устойчивыми, и тогда, можно будет перейти на организацию самостоятельной работы на разных уровнях.

Автор Абдурахманова Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 645
Номер материала 29867
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓