Главная / Биология / Модуль по теме "Фотосинтез и хемосинтез" (9 класс)

Модуль по теме "Фотосинтез и хемосинтез" (9 класс)

Модуль по теме «Фотосинтез и хемосинтез»

УЭ0 – интегрирующая цель:

1. продолжить формирование знаний о процессах жизнедеятельности клетки;
2. сформировать знания о фотосинтезе как пластическом обмене веществ у растений; о механизмах световой и темновой фаз; о значении фотосинтеза для живых организмов на Земле, путях повышения его эффективности; познакомить обучающихся с хемосинтезом

3. продолжить формирование умения работать в режиме доверия и относительно жесткого контроля.

УЭ1 – входной контроль.

Цель: проверить и систематизировать знания обучающихся по вопросу «Энергетический обмен и питание клетки».

Задание 1. Закончите предложение.

1. Совокупность реакций биосинтеза органических веществ из неорганических называется …

2. Совокупность реакций расщепления, сопровождающихся выделением и запасанием энергии, называется ….

3. Совокупность всех ферментативных реакций клетки, связанных между собой и с внешней средой, называется …

4. Организмы, создающие органические вещества из неорганических - называются…

5. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами - называются…

6. Организмы, создающие органические вещества из неорганических за счет энергии солнечного света - называются ….

7. Организмы, питающиеся мертвыми органическими веществами - называются…

8. Организмы, процесс питания у которых состоит из поедания, переваривания и всасывания переваренных веществ, называются ….

9. Организмы, создающие органические вещества из неорганических за счет энергии химических связей - называются…

10. Организмы, питающиеся органическими веществами живых организмов - называются…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТА:

а) метаболизм (обмен веществ)

б) автотрофы

в) энергетический обмен

г) гетеротрофы

д) фототрофы

е) сапрфиты

ж) голозои


з) пластический обмен

и) хемотрофы

к) паразиты

Задание 2. Выберите ОДИН правильный ответ на вопросы:

Вариант -1.

Вариант -2.

1. В результате кислородного этапа энергетического обмена в клетках синтезируются молекулы:

А) белков; Б) глюкозы;

В) АТФ; Г) ферментов

1.Число этапов энергетического обмена.

А) 1; Б) 2;

В)3; Г) 4.

2. Назовите органоид, где протекает бескислородный этап энергетического обмена?

А) митохондрии;

Б) лизосомы;

В) пищеварительный тракт;

Г) цитоплазма

2. Большинство организмов используют для клеточного дыхания в первую очередь:

А) углеводы;

Б) белки и углеводы;

В) белки и липиды;

Г) липиды и углеводы.

3. Первый этап энергетического обмена - …

А) кислородный; Б)подготовительный

В) бескислородный; Г) водородный


3. На каком из этапов энергетического обмена НЕ синтезируется АТФ?

А) гликолиза; Б) подготовительного;

В) кислородного; Г) бескислородного.

4. Чистый выход АТФ в реакциях гликолиза при расщеплении одной молекулы глюкозы составляет (в молекулах):

A) 2; Б) 4; В) 36; Г)38.

4. Назовите органоид, где протекает кислородный этап энергетического обмена?

А) митохондрии; Б) лизосомы;

В) ядро; Г) цитоплазма

5. Суммарное количество АТФ, образующегося при анаэробном дыхании в результате полного окисления одной молекулы глюкозы, составляет в молекулах:

А) 2; Б) 34; В) 36; Г) 38.

5. На каком из этапов энергетического обмена синтезируются 2 молекулы АТФ?

А) гликолиза; Б) подготовительного;

В) кислородного;

Г) поступления веществ в клетку

Критерии оценки: + 1 балл за каждый правильный ответ (максимум 15 баллов).

УЭ2. Цель: сформировать знания о фотосинтезе как пластическом обмене веществ у растений; о механизмах световой и темновой фаз; о значении фотосинтеза для живых организмов на Земле.

Задание 1. Прочитайте в учебнике в § 2.11 стр. 65-66 раздел «Значение фотосинтеза». Выпишите в тетрадь значение фотосинтеза для живых организмов на Земле. Критерии оценки: + 1 балл

Задание 2. Вспомните понятие Фотосинтез.

Прочитайте в учебнике в § 2.11 стр. 66-68 разделы «Световая фаза фотосинтеза» и «Темновая фаза фотосинтеза». Заполните таблицу в тетради.

Фазы фотосинтеза

Критерии сравнения

Световая фаза фотосинтеза

Темновая фаза фотосинтеза

ширина столбца 6 клеток

ширина столбцов одинаковая

Где и когда происходит



Что происходит с энергией



Исходные вещества

+ Запишите определение фотолиза воды


Что образуется



Критерии оценки: + 2 балла за правильное заполнение таблицы

Задание 3. Ответьте на вопросы:

- Какое количество света используют растения для фотосинтеза?

- Назовите главный и побочный (второстепенный) продукты фотосинтеза.

- Какова продуктивность фотосинтеза?

Критерии оценки: + 1 балл за каждый правильный ответ (максимум 3 балла)

УЭ3 Цель: познакомить обучающихся с хемосинтезом

Задание 1. Прочитайте в учебнике в § 2.11 стр. 68-69 раздел «Хемосинтез». Перепишите текст и закончите предложения.

Хемотрофы – это организмы, которые ……. . К ним относятся ….. .

Хемосинтез открыл в …. году ………..

Критерии оценки: + 1 балл за правильные ответы.

Задание 2. Заполните таблицу в тетради.

Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза

Критерии сравнения

Фотосинтез

Хемосинтез

ширина столбцов одинаковая

У каких организмов происходит



Какой источник энергии используется в процессе



Какие образуются вещества



Критерии оценки: + 2 балла за правильное заполнение таблицы

УЭ4- выходной контроль. Цель: проверить усвоение темы.

Задание 1. Выберите ТРИ правильных ответа.

К процессам пластического обмена относятся:

А) реакции окисления органических веществ;

Б) обеспечение клетки энергией;

В) особенно эффективен при наличии кислорода;

Г) обеспечивает клетку строительным материалом;

Д) представляет собой совокупность реакций синтеза;

Е) идет с затратами энергии.

Задание 2. Выберите правильные суждения.

  1. хемосинтез происходит в клетках, содержащих хлорофилл

  2. все живое прямо зависит от фотосинтеза

  3. фотосинтез – это одноступенчатый процесс

  4. фотосинтез – это многоступенчатый процесс

  5. хемосинтез идет за счет энергии солнечного излучения

  6. фотосинтез идет за счет энергии солнечного излучения

  7. при фотосинтезе синтезируется АДФ из АТФ и фосфата

  8. для хемосинтеза характерны «темновые» реакции

Критерии оценки: + 1 балл за каждый правильный ответ (максимум 6 баллов).

УЭ5 Резюме: Если вы набрали:

26–30 баллов – оценка «5»; 17– 22 балла – оценка «3»;

23– 25 баллов – оценка «4»; 16 баллов и менее – оценка «2».

Домашнее задание: по записям в тетради повторить этапы энергетического обмена и фазы фотосинтеза

Литература

  1. Батуев АС., Гуленкова МА, Еленевский Аг. Биология: Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004.

  2. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии / Р.А. Петросова, Н.Н. Пилипенко, А.В. Теремов. Под ред. А.И. Никишова. – М.: «РАУБ-Цитадель», 1997.

  3. Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- 3-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.: ил.

  4. Муртазин Г.И.. Задачи и упражнения по общей биологии. - М.. Просвещение,1981.

  5. Фросин В.Н, Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М: Дрофа, 2004. - 216с.


.


Модуль по теме "Фотосинтез и хемосинтез" (9 класс)
  • Биология
Описание:

Данный модуль можно использовать на уроке биологии в 9 классе при изучении темы "Фотосинтез и хемосинтез" (по программе Пасечника В.В.) с использованием технологии модульного обучения.

Программа модуля рассчитана на 45 минут, включает в себя:

  • входной контроль, цель которого проверить и систематизировать знания обучающихся по вопросам "Питание клетки" и "Энергетический обмен";
  • самостоятельное изучение нового материала;
  • выходной контроль, включающий задания с выбором правильных ответов и суждений, который нацелен на проверку усвоения темы.

 Данный модуль можно использовать в работе с обучающимися пропустившими урок. 

Автор Безручко Галина Витальевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1661
Номер материала 12335
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓