Главная / Русский язык и литература / модуль по русскому языку "Занимательный русский язык"

модуль по русскому языку "Занимательный русский язык"

Пояснительная записка

 Программа составлена в соответствии с учебным планом школ для слабовидящих детей и примерными программами специальной (коррекционной) образовательной школы для слабовидящих, обучающихся по программе IV,VII, VIII видов.

Коррекционный курс “Занимательный русский язык” рассчитан на 1 час в неделю (36 часов за год) для учащихся 5-9 классов и носит практический характер для развития интереса и познавательной активности детей, их творческой самостоятельности; активизирует мышление, внимание, память, также на внеурочных занятиях ведется подготовка к ЕГЭ.

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

Внеклассная работа проводится в тесном контакте с уроками. Но при этом внеклассная работа – не повторение изученного на уроке материала, а шаг вперёд в обогащении учащимися знаниями, умениями и навыками. Учитель в интересной, нетрадиционной форме проводит занятия, развивает интерес к русскому языку как предмету.

Применение игровых технологий, использование элементов занимательности позволяет сделать обычную работу детей интересной и увлекательной, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Монотонная деятельность учащихся становится эмоционально окрашенной, что активизирует работу детей. Всё это приводит к более осмысленному усвоению знаний, так как дети сами заинтересованы в их получении. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт изучения отдельных понятий из курса исторической грамматики, истории литературного языка, способствует формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к родному языку.

Для проведения внеклассных занятий с использованием занимательности необходимы следующие условия:

- новизна;

- необычность;

- неожиданность;

- несоответствие прежним впечатлениям.

Цели программы:

  1. развитие интереса к русскому языку как к предмету;

  2. воспитание бережного отношения к слову;

  3. воспитание уважения к русскому языку – языку русского народа.

Данная программа решает следующие задачи:

  1. углубление и расширение приобретённых на уроке знаний;

  2. развитие лингвистического кругозора;

  3. развитие творческих способностей учащихся.





















Календарно – тематическое планирование по модулю «Занимательный русский язык» (5-9 класс)



1 четверть

Тема урока

Кол-во часов


Вид деятельности


Дата проведения



Пресс-конференция


1


Лексика. Лексическое значение слова.


1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Прямые и переносные значения.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Антонимы.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Синонимы.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Мир фразеологии

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Паронимы

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Изложение

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Игра – КВН по теме «Лексикология»

1

Выход в библиотеку




2 четверть

Тема урока

Кол-во часов


Вид деятельности


Дата проведения


Пресс-конференция


1



Морфемика. Бывают ли слова без корня.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Зачем нужны приставки и суффикс?

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Слова и их формы.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Трудные случаи правописания гласных в корнях слов.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Трудные случаи правописания приставок и суффиксов.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Посещение Музыкального театра

1













3 четверть

Тема урока

Кол-во часов


Вид деятельности


Дата проведения


Пресс - конференция

1



Морфология. Имя существительное

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Имя прилагательное

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Глагол

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Имя числительное

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Местоимение

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Наречие

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Написание изложения

1

р/р


Написание изложения

1

р/р


Написание сочинения

1

р/р


Посещение музыкального театра

1









4 четверть

Тема урока

Кол-во часов


Вид деятельности


Дата проведения


Пресс - конференция

1



Синтаксис и пунктуация. Предложение. Грамматическая основа предложения. Грамматические нормы.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Тестовая работа.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Тестовая работа.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Синтаксический анализ сложного предложения.

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Сложные бессоюзные предложения..

1

Беседа, игровые упражнения, решение занимательных задач


Посещение Драматического театра.

1

р/р














Используемая литература

Для педагога:

1. Граник Г. Г. Секреты пунктуации. М., 1987г.

2 Кобяков Д. Ю. «Приключения слов»

3 Люстрова З. Н. «Друзьям русского языка»

4 Соловьёва М. Л. «Занимательность на уроках русского языка в 5 классе» РЯШ №6 - 1991г.

5 Ушаков Н. Н. «Внеурочная работа по русскому языку»

6 Ушаков Н. Н. «Занимательные материалы к урокам русского языка»

7 Шанский Н. М. «В мире слов»

8 Язовицкий Е. В. «Говорите правильно»


Для учащихся:

1. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание

2. Казанский Б. В. В мире слов

3. Смолицкая Г. П. Занимательная топонимика

4. Суперанская А., Суслова А. О. О русских фамилиях




Требования к уровню подготовки учащихся

По окончанию модуля учащиеся должны знать:

- почему мы так говорим;

- как возникают наименования географических мест, событий, явлений;

- почему «умирают» слова, появляются новые;

- почему появляются новые значения у старых слов;

- как люди должны общаться между собой.

Уметь:

- самостоятельно готовить сообщения по выбранной ими или данной учителем теме;

- искать пути раскрытия имён, фразеологических оборотов, географических названий своего родного края;

Работать с художественной литературой, словарями, словарной статьёй.










Содержание модуля « Занимательный русский язык»




Разделы


Кол-во часов


Элементы содержания


1

1 четверть

Лексика

9

Лексика. Лексическое значение слова.

Прямые и переносные значения.

Антонимы.

Синонимы.

Мир фразеологии

Паронимы

Изложение

Игра – КВН по теме «Лексикология»

2

2 четверть

Морфемика

8

Морфемика. Бывают ли слова без корня. Зачем нужны приставки и суффикс?Слова и их формы. Трудные случаи правописания гласных в корнях слов. Трудные случаи правописания приставок и суффиксов.Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.Посещение Музыкального театра

3

3 четверть

Морфология

11

Пресс – конференция Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное. Местоимение. Наречие. Написание изложения. Написание изложения. Написание сочинения.Посещение музыкального театра

4

4 четверть

Синтаксис и пунктуация

8

Пресс – конференция. Синтаксис и пунктуация. Предложение. Грамматическая основа предложения. Грамматические нормы. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Тестовая работа. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Тестовая работа. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные бессоюзные предложения. Посещение Драматического театра.




















модуль по русскому языку "Занимательный русский язык"
  • Русский язык и литература
Описание:

   Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.

  Программа составлена в соответствии с учебным планом  школ для слабовидящих детей  и примерными программами специальной (коррекционной) образовательной школы для слабовидящих, обучающихся по программе IV,VII, VIII видов.

     Коррекционный курс  “Занимательный русский язык” рассчитан на 1 час в неделю для учащихся 5-9  классов и носит практический характер для развития интереса и познавательной активности детей, их творческой самостоятельности.

Автор Сергеева Юлия Павловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 821
Номер материала 29605
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓