Главная / Русский язык и литература / МОДУЛЬ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 5-11 КЛАССЫ. ТЕМА ВИНЫ И ИСКУПЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО ЧЕРЕЗ УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

МОДУЛЬ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 5-11 КЛАССЫ. ТЕМА ВИНЫ И ИСКУПЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО ЧЕРЕЗ УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

С.В. Середкина, учитель русского языка и литературы

Н.В. Скурихина, учитель русского языка и литературы

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3», г. Березники, Пермский край



"Опыт реализации технологии модульного обучения на уроках литературы".


Модуль по литературе. 5-11 классы.

Тема вины и искупления в творчестве

Ф.М. Достоевского через уроки внеклассного чтения


«Вина – благородное чувство воспитанного человека».

Гегель

Познание своего внутреннего мира, своего места в обществе невозможно представить без универсальных категорий вины и искупления грехов. По мнению философа П.Флоренского, грех- «момент разлада, распада и развала духовной жизни»(4) Совесть определяет моральные системы, на которых основано общество. Нарушение моральных норм вызывает опыт вины, а отсутствие чувства вины непременно приведет к трагедии. Во многих литературных текстах мы видим мотив поиска искупления, смягчение вины через искупление. Вина есть чувство раскаяния, искупление грехов – это естественное обретение внутренней свободы.

В этом модуле мы анализируем литературные тексты классической и современной литературы, предназначенные для внеклассного чтения в 5-11 классах, постоянно обращаясь к творчеству Ф.М.Достоевского. Именно Федор Михайлович Достоевский предлагает рецепт обретения человеческого достоинства падшему человеку, доведенному до края. Объектом изучения во многих произведениях становится духовное состояние человека, сложный мир человеческой души. Это особенно важно для воспитания ребенка. Мы не ограничиваем модуль только произведениями Ф.М. Достоевского - обращаемся и к творчеству Л.Андреева, М.Горького, В.Гюго, О.Павлова и других, но под призмой идейного мира романа «Преступление и наказание», изучаемого в 10 классе.

Есть ещё одна причина обращения к модульной технологии. Опыт работы в старших классах по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку (часть С) и по литературе показывает, что у выпускников не сформировано единого читательского пространства. Работа в модуле поможет решить данную проблему.

В связи с сокращениями часов на литературу в старших классах важно разгрузить программу старших классов за счет перераспределения материала. Смысловые блоки по данному модулю подготовят вдумчивого, готового к восприятию сложных философских проблем читателя, способного глубоко проникнуть в писательский замысел. Уроки модуля непосредственно сопряжены с программным материалом Г.Беленького по русской литературе, изучаемой с 5 по 11 класс (смотреть приложение №1) Цель – формирование эмоционально-ценностной среды, способствующей творческой самореализации личности.

Задачи: 1. способствовать приобщению учащихся к богатствам отечественной художественной литературы; учить находить в сравниваемых произведениях тематические, проблемные, художественные точки пересечения; учить доказывать эстетическое родство (различия) произведений литературы, относящихся к различным временным пластам; формировать навыки творческого применения полученных знаний по анализу художественного текста;

2. способствовать развитию активных творческих форм взаимодействия личности с действительностью; актуализировать процессы самопознания, самореализации и саморазвитие личности в исследовательской деятельности;

3. способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к духовным, этическим традициям; способствовать формированию понимания природы литературного произведения; способствовать осознанию высокой значимости русской литературы в мировом литературном процессе.

При подготовке к модулю предлагаем использовать только текст и не пользоваться критическими или литературоведческими статьями, а тем более учебником. Это позволит ученику делать собственные открытия в пространстве художественного текста , видеть , как устроен этот текст изнутри, совершать различные приемы и методы литературоведческого анализа, переходить свободно в тексты разных жанров и литературных направлений.

Модуль «Тема вины и искупления в творчестве Ф.И.Достоевского через уроки внеклассного чтения в 5-11 классах» состоит из 6 блоков :1)Мотив искупления вины в рождественских рассказах Л.Андреева «Ангелочек» и Ф.Достоевского «Мальчик у Христа на елке»;2) Отражение моральных ценностей человека в психологическом портрете по отрывку «Козетта» из романа Гюго «Отверженные»;3) Ответственность общества за преступление личности. Ф.М.Достоевский «Мальчики» и А.М.Горький «Дед Архип и Ленька»;4) Тип маленького человека. Социальные и нравственные аспекты в прозе Достоевского; 5) Тема вины и искупления как отражение авторской позиции в романе Достоевского «Преступление и наказание» и рассказе О.Павлова «Конец века»;6) Тема осознания собственной вины и попытки искупления греха в современной малой прозе.

Блоки модуля неоднородны по своему составу: в одних случаях мы довольно подробно расписали пошаговую деятельность на уроке, в других - лишь наметили путь изучения литературного произведения.

В 5 классе мы подходим к модулю «Тема вины и искупления в творчестве Ф.И.Достоевского» после изучения рассказа Леонида Андреева «Кусака». Первый блок модуля - Мотив искупления вины в рождественских рассказах Л.Андреева «Ангелочек» и Ф.Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Именно в первом блоке важно сформировать начальное представление учащихся о вине как психологическом состоянии Важно направить учащихся на поиск повторяющихся в различных вариациях структурных единиц, образующих общую тематику: тему детства, тему святочного рассказа, библейскую тему. В начале урока класс, разделённый на группы, получает пошаговую инструкцию-таблицу последовательных действий Отвечая на вопросы, учащиеся заполняют таблицу, используя художественные детали( смотреть приложение №3 ) В заполненной таблице нужно выделить слова или словосочетания, формирующие такие нравственные понятия, как страдание, вина, искупление.

УЭ

Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

Андреев «Ангелочек»

Кто является главным героем рассказа?

Мальчик шести лет. У него нет имени

Бывший гимназист Сашка

Где происходят основные события в произведении?

Заброшенный городской подвал. Рядом «холодная, как стена, мать», брюзжащая одинокая старуха ;

Родной дом, где умирает от чахотки отец, вечно бранится мать; дом Свечниковых, где Сашка «чужой среди миленьких деток»

Детали портрета главных героев

Одет в какой-то халатик. Детали портрета отсутствуют

«…все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангелочка»

Внутреннее состояние героев

Дрожал, «болят пальчики», , «кабы покушать», заплакал, испугался

«презрительный и высокомерный» взгляд, «волчонок», «злой мальчик», «угрюм и печален», «что-то нехорошее творилось в его маленьком, изъязвлённом сердце», «стоя на коленях с ненавистью смотрел и грубо требовал»

Что чувствуют герои, находясь во внешнем мире?

«было жутко»

«временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью»

Отношение внешнего мира к героям?

барыни прогнали, «большой мальчик треснул по голове и сорвал картуз»

«Всё равно не прощу, хоть тресни» « мать замахнулась кулаком», богачи Свечников после исключения не велели показываться; «неблагодарный мальчик», «дурная кровь»

При каких обстоятельствах герои рассказа почувствовали себя счастливыми?

умирая, в своём воображении мальчик переносится в мир грёз: ёлка у Христа, где видит счастливых детей и свою мать

На ёлке у Свечниковых, увидев

Покажите, что герой ,действительно, счастлив.

Перестали болеть пальчики, стало тепло-тепло, встречается с матерью

«сияющие глаза», «тихая кроткая улыбка», «чувство неземной радости», «всех коснулось веяние человеческого счастья»

Когда приходит к героям ощущение счастья?

У Христа на ёлке

В мечтах

Попытайтесь объяснить, почему события этих двух рассказов происходят в Рождество. Вспомните, что вы знаете о библейском Рождестве.

Невозможность достижение счастья в реальности. Ожидание чуда

Невозможность достижение счастья в реальности. Ожидание чуда

Мотив искупления вины в рождественских рассказах Л.Андреева «Ангелочек» и Ф.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» позволяет провести сопоставительный анализ произведений как диалог героев. Понятие жанра святочного рассказа приведёт учащихся к основной проблеме нашего модуля. Каждый блок модуля строится по определённой схеме. В начале и в конце каждого бока модуля проводим опрос среди ребят с целью выяснить их отношение к главным героям литературных произведений(см.инструкцию в приложении №2 )

Несколько групп получили предварительные домашние задания по плану:

  1. Объяснить названия рассказов.

  2. Подготовить рассказ о взрослых в этих рассказах. На какие группы можно разделить их.

  3. Подготовить сообщения о библейском рождестве.

  4. Описание главных героев.

  5. Отметить самый трогательный момент в рассказах.

  6. Что объединяет рассказы «Кусака», «Ангелочек» и «Мальчик у Христа на елке».

  7. Используя материал заданий 1и 2, напишите вывод на тему «Согласны ли вы с тем , что дети страдают по вине взрослых» .При затруднении используйте клише.( смотреть приложение №4)

Следующий блок модуля «Отражение моральных ценностей человека в психологическом портрете по отрывку «Козетта» из романа Гюго «Отверженные»(главы 3,4,5 книга 3 «Исполнение обещания, данного умершей) ». К этому блоку мы приступаем после изучения произведения Короленко «Дети подземелья». Наблюдая за эмоциональным состоянием героини французского писателя , мы должны выйти на определения романтизма . Общие мотивы: отношение приемных родителей к детям, кукла как мечта о несбывшемся чуде- позволят соотнести произведения Короленко и Гюго, понять разницу между психологическим портретом в реализме и романтизме. Отражение моральных ценностей в психологических портретах (по гл. из романа Гюго «Козетта»)

Форма урока: суд над литературным героем.

Ключевые понятия: аргумент, мораль, портрет, психологический портрет, художественная деталь.

Словарь литературоведческих терминов:

(франц. portrait — портрет, изображение) — воссоздание внешности персонажей эпических и драматургических произведений, внешнего облика людей в лирических стихотворениях (лицо, фигура, одежда, походка, жесты, манера держаться). Это один из основных приемов изображения человека в литературном произведении. Портрет, подчеркивая в человеке индивидуальные, неповторимые черты, является важным средством создания его образа. Психологический портрет — один из вариантов изображения внешности людей в литературе. В отличие от обычного портрета, главная цель которого — представить человека, психологический портрет связывает внешность героя с особенностями его внутреннего мира. (**Материал из Википедии)

Цель: формирование эмоционально-ценностной среды, способствующей творческой самореализации личности.

Задачи:

-вырабатывать навыки анализа литературных произведений,

-учить определять проблему в данном тексте, подбирать аргументы

-формировать навыки творческого применения полученных знаний по анализу художественного текста

Обвинение следствия : хитрые и злобные супруги Терандье намеренно заставляют страдать Козетту. Обвинение и защита строятся на материале гл 2. «Два законченных портрета» ,гл.3 «Жаворонок» романа Гюго «Отверженные».

Предварительное домашнее задание группам.

УЭ1.

1.Гюго в самом начале главы дает внутреннюю и внешнюю характеристики супругам Терандье. Отметьте, какие эпитеты, метафоры, сравнения использует автор, чтобы показать свое негативное отношение к этим персонажам.

2.Найдите сходства между сказкой «Золушка» и отношением мадам Терандье к приёмной девочке.

3.Объясните, почему Козетту назвали жаворонком.

УЭ2. На уроке.

.Представим, что супруги Терандье попали в суд за свое жестокое отношение к малышке. Продумайте все детали этого суда и инсценируйте. Обвинения прокурора. Слово защиты. Выступление свидетелей, обвиняемых .

УЭ 3.Домашнее задание. Проанализировав материал урока , составьте таблицу, которая разграничивает понятия портрет и психологический портрет.

Герои

Портрет

Психологическое состояние. Моральные ценности

Отношение к Козетте

Терандье (трактирщик)

Казался болезненным, тщедушный»; приятно-добродушное и простое выражение лица», холодный смех

Мошенник-философ, негодяй смешанной масти, скрытен, жаден, ленив, хитёр, «постоянно пылало горнило глубочайшей ненависти

Ходила зимой босая в лохмотьях

Терандье (его жена)

«красное и свирепое лицо», горящие гневом глаза, «широкое лицо напоминало шумовку», росла борода; когда она молчала, изо рта её торчал зуб, всё дрожало от звука её голоса: стёкла, мебель, люди; «гора мяса»

Мастерски умела ругаться, разговаривала как жандарм, пила, как извозчик,; была и грозой, и ясным днём, и злым духом трактира

Избивала и заставляла работать до полусмерти;

«дрянь», «скотина», «щенок», «жаба»- так называла Козетту

Козетта

Большие голубые глаза, ей было восемь лет, но на вид можно было дать только шесть; одевали только в старые платья; худа, бледна

Терпение, смирение («бедный ребёнок всё терпел и молчал»)

«одолевали тяжкие думы», «сжавшееся в комок сердце»


«Мышонок В Услужении У Слона»; «испытывала двойной гнёт: её словно дробили мельничным жёрновом и терзали клещами»,; «харчевня была словно паутина, в которой билась и запутывалась Козетта

Вывод: проанализировав психологические портреты героев, можно утверждать, что «Супруги Терандье воплощают собой зло («их единодушие имело конечной целью зло»), а Козетта несчастна только потому, что по воле судьбы оказалась у этих людей и вынуждена жить с ними. Рисуя ужасную картину жизни Козетты в харчевние у Терандье, Гюго призывает людей быть человечными, не проходить мимо чужого горя, помнить о «слезинке ребёнка».

В 7и 8 классах на уроках мы знакомимся с произведениями Ф.М.Достоевского «Мальчики» и романтическими рассказами А.М.Горького . Этот блок нашего модуля называется «Ответственность общества за преступление личности ». Этот блок объединяет программные уроки и внеклассное чтение.

Блок № 3 Литература 8 класс.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель:

В результате работы над учебными элементами вы должны:

1)провести параллель между произведениями Достоевского и Горького; увидеть негативное отношение общества к обездоленным, отверженным в этих произведениях ;

2) увидеть основные вопросы, поставленные автором перед обществом: спор о человеке и его месте в обществе, о сострадании и равнодушии, о добре и зле, о смирении и протесте, о чувстве вины и искупления;

4) познакомиться с главными героями и определить их жизненную позицию.

Обсуждение в классе

УЭ-1

цель:

Систематизируя знания, подготовиться к восприятию новой темы.

Задание № 1: Решить тесты и обосновать свои ответы:

1) В центре романтического произведения всегда стоит сильная,
исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам. Какие из произведений , изученных ранее, не соответствует этому положению? Почему?

1. «Мцыри» М.Ю.Лермонтов

2. «Челкаш»А.М.Горький

3. «Мальчик у Христа на елке» Ф.М.Достоевский

4. «Ангелочек»Л.Андреев

2) Перед вами основные черты, свойственные романтизму и реализму. Попытайтесь разграничить их.

1. крайняя неудовлетворенность действительностью

2. Ясное и трезвое понимание действительности

3. прекрасный и величественный мир природы

  1. герои всегда изгнанники, странники. 

  2. правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах

Задание № 2

Вспомните отрывок «Мальчики» из романа Достоевского «Братья Карамазовы» и выполните задания

Коля Красоткин рассказывает Алёше Карамазову об Илюше Снегирёве.

1. Коля Красоткин решил заступиться за Илюшу, когда увидел, как ребята унижают мальчишку в том числе и за его внешний вид: «платьишко скверное, штанишки наверх лезут, а сапоги кашу просят». Вспомните и опишите бедственное положение семьи Снегирёвых.

2. Несмотря на ужасающую картину страданий в этой семье, Илюша Снегирёв обладает чувством собственного достоинства. Мы помним, как Илюша защищал своего отца. Но Коля Красоткин отмечает противоречия в характере своего подопечного. Найдите их. Чем они вызваны?

3.Из предложенных ниже слов и словосочетаний выберите общие черты психологического портрета Илюши Снегиреваиз произведения Достоевского и Леньки из произведения Горького.

4.Коля Красоткин рассказывает Алёше Карамазову об Илюше Снегирёве.

4.1. Коля Красоткин решил заступиться за Илюшу, когда увидел, как ребята унижают мальчишку в том числе и за его внешний вид: «платьишко скверное, штанишки наверх лезут, а сапоги кашу просят». Вспомните и опишите бедственное положение семьи Снегирёвых.

4.2. Несмотря на ужасающую картину страданий в этой семье, Илюша Снегирёв обладает чувством собственного достоинства. Мы помним, как Илюша защищал своего отца. Но Коля Красоткин отмечает противоречия в характере своего подопечного. Найдите их. Чем они вызваны?

-гордый

-самолюбивый

-смелый

-страдающий

-способный к состраданию

-решительный

-добрый

-жестокий

-равнодушный

-раздражительный

4.3.Создайте кластер .

Оценить свою работу по пятибалльной шкале.




Работа в парах
















индивидуально














В группе












В группе

УЭ-2

Цель:

Познакомиться с темой урока: «Ответственность общества за преступление личности»по рассказу Горького «Дед Архип и Ленька»

.

Задание№1.Портрет героев. 1.Опишите состояние героев перед приходом в станицу. Сравните. Кто ,по-вашему, более несчастлив?


2.Обратите внимание в описании внешности деда и Леньки на цветовые эпитеты и сравнения. Сравните с описанием внешности казаков на пароме. Прокомментируйте,в чем,по-вашему,смысл этой антитезы.

Задание №2.Анализ эпизодов.

1.Горький пишет про деда: «Он чувствовал, что скоро умрёт».Найдите доказательства плохого самочувствия старика

2.Прокомментируйте отрывок :

Рази ты думаешь, человеком считают нищего-то? Никто! Десять лет по миру хожу — знаю. Кусок-то хлеба в тыщу рублей ценят. Подаст да и думает, что уж ему сейчас же райские двери отворят! Ты думаешь, подают зачем больше? Чтобы совесть свою успокоить; вот зачем, друг, а не из жалости! Ткнёт тебе кусок, ну, ему и не стыдно самому-то есть. Сытый человек — зверь. И никогда он не жалеет голодного. Враги друг другу — сытый и голодный, веки вечные они сучком в глазу друг у друга будут. Потому и невозможно им жалеть и понимать друг друга...

а)Согласны ли вы с высказыванием деда?

б)Найдите слова, из которых видно, что нищих не любили?

в)Испытывали ли окружающие жалость к нищим?

г)А почему они все-таки подавали?

Задание №3.Чувство вины как психологическое состояние героев.

1.Докажите или опровергните утверждение, что Ленька стыдится деда.

2.Аргументируйте- пейзаж в рассказе помогает или мешает понять состояние героев, когда Ленька называет деда вором

3.Выскажите свое мнение: виноват ли Ленька в смерти деда?

4.Как вы считаете: смерть Леньки наказание-избавление-случайность?










Самостоятельно.






Самостоятельно

Обсудите с классом






















Ваша оценка.

УЭ-3

Цель: закрепить навыки сопоставительного анализа

Задание № 1.

Используя знания ранее изученных произведений модуля, составьте шкалу: кто из героев наиболее пострадал от бездушия общества (по возрастающей)

Герой рассказа Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»; Сашка из рассказа Л.Андреева «Ангелочек»; Козетта из произведения Гюго; Илюша Снегирёв из произведения Достоевского «Мальчики»; Ленька из рассказа Горького.

Оцени свой ответ по пятибалльной шкале



Ориентироваться самостоятельно


Самостоятельно

Ваша оценка

УЭ - 8

Подведение итога урока:

прочитайте цель урока

достигли ли вы цели урока?

какие затруднения вы испытывали на уроке?

оцените свою работу на уроке на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».


Обсуждение в классе






Ваша оценка


Домашнее задание:

Составьте страничку в контакте о любом литературном герое модуля.

индивидуально

В 9 классе к блоку модуля « Тип маленького человека. Социальные и нравственные аспекты в прозе Достоевского » обращаемся после изучения программного произведения Ф.М.Достоевского. На уроках внеклассного чтения в блоке «» рассмотрим первый роман великого писателя «Бедные люди». Само название романа обозначает основную проблему, которая в модуле будет рассмотрена с социальной и нравственной позиции. Это последнее произведение в модуле перед изучением в 10 классе романа «Преступление и наказание» и нам важно провести параллели и с ранее изученными текстами и сделать первые шаги в изучении глубоких философских проблем ,обозначенных Достоевским. Точкой отсчета в модуле является понятие маленького человека, которое при детальном изучении трансформируется в понятие бедные люди.

Предварительное домашнее задание — составить словарик следующих понятий: маленький человек, бедные люди.

На первом этапе урока предлагаем ученикам вспомнить ранее изученный материал и решить тест на соответствие.

УЭ1.Тестовое задание: вашему вниманию предлагаются художественные детали из произведений модуля. Определите по художественной детали литературного героя и литературное произведение.

1. Мышонок В Услужении У Слона

мальчик

1. Горький «Дед Архип и Ленька»

2. чужой среди миленьких деток

Илюша Снегирев

2. Гюго «Козетта» из романа «Отверженные»

3. платьишко скверное, штанишки наверх лезут, а сапоги кашу просят

3.Сашка

3. Достоевский « Мальчик у Христа на елке»

4.В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, -- значит его все же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил "с ручкой"...

4. Ленька

4.Андреев «Ангелочек»

5.И хил ты, негодный к работе

5. Акакий Акакиевич

5. Гоголь «Шинель»

6.сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом

6.Козетта

6.Достоевский «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы»

УЭ 2. Далее предлагаем используя материал домашнего задания аргументированно ответить на вопрос можно ли героев изученных произведений отнести к категории бедных людей При ответе просим использовать все лексические значения понятия «бедные люди».

УЭ3. Анализ текста романа Достоевского «Бедные люди».Цель- выявить художественные детали которые помогают выделить социальные и нравственные аспекты . Основными средствами художественной выразительности в романе считаем следующие: описание интерьера ;круг чтения героя ;особенности речи; денежные отношения героя. Класс работает по группам. Учащиеся должны распределить эти художественные детали на две группы: социальный и нравственный аспекты. Мы должны выяснить, насколько эти два аспекта взаимосвязаны.

УЭ4. Следующий этап урока поможет сделать акцент не только на понимании художественного текста, но и на современной трактовке понятия «бедные люди» в 9 классе. А также поможет сориентироваться в дальнейшем на изучении ключевых проблем творчества Достоевского

Проблемный вопрос: «Бедный человек»- преступник или жертва? Данный вопрос обсуждается в свободной дискуссии. Заканчиваем диспут выходом на обсуждение следующих вопросов:

1.Вспомните. Как относились к состоянию загнанности/.забитости герои ранее изученных произведений.

  1. Главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание» пытается найти ответы на больные вопросы. Как бы вы ответили на них?

а) можно ли пойти на преступление ради счастья своих близких?

б)можно ли переступить через одного ради счастья многих?

в) Раскольников считал/ что все человечество делится на два разряда: «власть имеющие» и « твари дрожащие» Можете ли вы согласиться с этим утверждением литературного героя?

УЭ5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

  1. Подведение итога урока:

прочитайте цель урока

-достигнута ли цель урока?

какие затруднения вы испытывали на уроке?

оцените свою работу на уроке на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Домашнее задание

Для закрепления материала этого блока модуля предлагаем выполнить одно из заданий ( по выбору учащегося):

1 вариант- Герои романа «Бедные люди»- преступники или жертвы? Приведите по 5 аргументов в пользу каждой из предложенных позиций. Какая из позиций вам особенно близка. Свой ответ аргументируйте.

2 вариант. Напишите эссе в стиле романа : Возможен ли другой финал истории Макара Девушкина?

В 10 классе к модулю приступаем сразу после изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Для внеклассного чтения предлагаем рассказ нашего современника Олега Павлова «Конец века». С одной стороны, важно показать неразрывные традиции русской прозы, с другой - появляется возможность реализовать себя как читателя, умеющего понимать и ценить с художественной, общечеловеческой точки зрения русских писателей вообще.

Форма урока - полилог, выявляющий читательское восприятие рассказа после предварительного домашнего прочтения.

Цели:

-отработать навыки и умения литературоведческого анализа текста;

-вызвать переживание и осмысление прочитанного в ходе осуждения, опираясь на актуальные модели вопросов и заданий;

-познакомить учащихся с современной прозой и нравственными проблемами, которые в ней поднимаются.

Изучение рассказа Олега Павлова «Конец века», который пронизан экзистенциальным мироощущением писателя (показ жизни героев как непрерываемой цепи испытаний, изображение «ужасов бытия», отчуждения и одиночества человека в современном мире),идет через актуальные модели вопросов и заданий. Вопросы и задания направляют учащихся на путь исследования и микроскопического чтения художественного произведения, они имеют обучающий характер в большей степени, чем контролирующий. Например: повествовательный строй прозы Олега Павлова отличает лаконизм, умение охватить одним-двумя штрихами сущность образа. Найдите описание внешности главного героя. Обратите внимание на звук и запах, характеризующие бомжа. Аргументируйте, почему именно эти детали так важны в характере этого персонажа.

Учащиеся на уроке выступают в роли исследователей не только героев рассказа Олега Павлова, но и собственной души, собственных мотивов и поступков.

В ходе урока применяются различные формы работы: индивидуальная, групповая. Используются методы частичной поисковой деятельности.

В 11 классе модуль «Тема вины и искупления в творчестве Ф.И.Достоевского» выходит на смысловые ассоциации с другими современными произведениями. Модуль построен по принципу поиска тематических, проблемных и художественных точек пересечения в произведениях писателей, относящихся к разным культурным пластам и разным эпохам Такой подход позволяет учащимся лучше понять философию развития мира, глубже проникнуть в нравственные проблемы, критически оценить и усвоить общечеловеческие духовные ценности. Учащимся предлагается самостоятельное разрешение поставленной художественной задачи в ходе выполнения исследовательской творческой работы по любому современному произведению.

Каждый участник модуля может предложить свой вариант. Например, мы рекомендуем новеллы : «Страна» Людмилы Петрушевской, «Мама» Ирины Полянской, «Всё больше ангелов» Юрия Буйды . В этих новеллах обнажены болезни современного мира. В ходе сюжета рассказа Людмилы Петрушевской «Страна» перед нами разворачивается история жизни обыкновенной женщины, женщины рано вышедшей замуж и родившей ребенка, история обманутой женщины. Как когда -то красивая и любимая девушка превратилась в невидимку, запертую в однокомнатной квартире с собственным ребенком, где дни похожи друг на друга, а единственным выходом мнится алкоголь? В произведении Ирины Полянской и мама, и бабушка живы только надеждой на исцеление своей маленькой девочки. В новелле Ю.Буйды «Всё больше ангелов» кроткая, хрупкая старушка Стефания, многое пережившая и испытавшая после недавней смерти сына, абсолютно безропотно приняла новый удар судьбы: родной внук отказался от неё, отправив жить в сарай. Как бороться с отчаянием? Что нужно сделать, чтобы освободить силы добра? Почему мы отказываемся от нравственных принципов даже по отношению к самым близким? Почему мы так одиноки в своей семье? Можно ли искупить вину за свои грехи?

В Библии есть следующее высказывание: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом…Время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Экклезиаст). Чаще всего это выражение употребляется в значении «за всё надо платить, за дурные поступки по отношению к другим следуют подобные же по отношению к тому, кто их сделал . Надеемся, что данный модуль затронет не только изменение в содержании образования, но будет ориентировать на возвышение, развитие личности учащегося, создаст благоприятные условия для её становления и развития.

Приложения.

Приложение №1.

класс

Место урока в программе Беленького

Тема блока

1

-5кл.

Вн.чт.после изучения рассказа Л.Андреева «Кусака»

Мотив искупления вины в рождественских рассказах Л.Андреева «Ангелочек» и Ф.Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

2

-6 кл.

Вн. чт. после изучения произведения Короленко «Дети подземелья»

Отражение моральных ценностей человека в психологическом портрете по отрывку «Козетта» из романа Гюго «Отверженные»

3

7-8 класс

Вн. Чт. После изучения темы’’ Ранний романтизм Горького»

Ответственность общества за преступление личности . Ф.М.Достоевский «Мальчики» и А.М.Горький «Дед Архип и Ленька»

4

-9 класс

Вн.чт. после изучения творчества Ф.Достоевского

Тип маленького человека. Социальные и нравственные аспекты в прозе Достоевского «Бедные люди» и Гоголь «Шинель»

5-

10 класс

Вн.чт. после изучения творчества Ф.Достоевского

Тема вины и искупления как отражение авторской позиции в романе Достоевского «Преступление и наказание» и рассказе О.Павлова «Конец века»

6

-11 класс

Вн.чт.после изучения романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема осознания собственной вины и попытки искупления греха в современной малой прозе.


Приложение №2.

Инструкция: Ниже приводится список слов и фраз, которые люди используют для того, чтобы описать, как они испытывают чувство вины в различных ситуациях. Пожалуйста, отметьте то слово или фразу, которые наиболее точно описывают чувства вины героев, их психологическое состояние , по вашему мнению. Прежде чем сделать выбор, внимательно ознакомьтесь со всем списком чувств. Обратите внимание: Вам нужно выбрать только ОДНО слово или фразу, которые наилучшим образом показывают, испытывает ли герой ( герои) чувство вины.

1. Осуждающий

2. Невиновный

3. Подавленный.

4. Постыдный

5. Спокойный

6. Недостойный

7. Разочарованный

8. Сдерживаемый

9. Находящийся в состоянии упадка

10. Раздражительный

11.Не заслуживающий прощения

*( Воспринимаемый индекс вины (Perceived Guilt Index, PGI) Авторы: John R. Otterbacher, David C. Munz.)


Приложение №3.

  1. Вопросы

Художественные детали

Кто является главным героем рассказа?


Где происходят основные события в произведении?


Детали портрета главных героев


Внутреннее состояние героев


Что чувствуют герои, находясь во внешнем мире?


Отношение внешнего мира к героям?


При каких обстоятельствах герои рассказа почувствовали себя счастливыми?


Покажите, что герой ,действительно, счастлив.


Когда приходит к героям ощущение счастья?


Попытайтесь объяснить, почему события этих двух рассказов происходят в Рождество. Вспомните, что вы знаете о библейском Рождестве.



Приложение №4

Клише к домашнему заданию блока №1.

Произведения Ф. Достоевского и Л. Андреева объединяет тема _______________________

И проблема_________________________. Внимание писателей привлекает _______________ (печальная, трагическая, невесёлая, грустная) история детей в _____________ ночь. Каждый из героев по-своему _____________(несчастье, разочарование в жизни, одиночество). Кто виноват в этом? В произведении Л.Андреева «Ангелочек» источником несчастья и душевного одиночества стала ------------------------------ (гимназия, родная семья, семья Свечниковых, улица, друзья). Сашка способен только на такие чувства, как _________________ (любовь, ненависть, доброта, злоба, недоверие, одухотворённость, презрение). Что может сделать этого ---------------------(«волчонка», мальчишку, «неблагодарного мальчика», «злого мальчика»)? Чудо, воплощённое в образе-символе-----------------------------(ёлки, перочинного ножа, улыбке отца, ангелочка).

Достоевский в своём рассказе ------------------------(«Мальчики», «Мальчики с ручкой», «Мальчик у Христа на ёлке») напрямую обвиняет общество в _________________ (равнодушии, бездушии, бездуховности) к детскому страданию. Замерзающий мальчик видит во сне живых куколок, которые противопоставлены ____________ (добрым,

Каждый из писателей ___________________ (призывает, взывает зовёт, приглашает) к милосердию и состраданию. И Достоевский ,и Андреев считают, что самое _____________ (страшное, ужасное, безобразное) , что может____________(сломать, искалечить, уничтожить) человеческую душу – равнодушие к детскому страданию. Дети напоминают взрослым о возможности духовного возрождения. А духовное возрождение и есть ----------------------------(искупление, освобождение от, очищение от )вины.



Список использованной литературы.

  1. Блочно-модульные технологии как ... часть 2 Терехова Е. А/ Материалы международных педагогических чтений//http://wecomm.ru/structure/?idstucture=571

  2. Воспринимаемый индекс вины (Perceived Guilt Index, PGI) Авторы: John R. Otterbacher, David C. Munz. http://psylist.net/praktikum/00423.htm

  3. Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы» т.4 «Целый мир познания не стоит слезок ребенка…» //Сайт «Открытая книга»otkrk kniga.blogspot.com

  4. Проскурова Н.С. «Человек заслуживает счастье и всегда страданием»//Литература в школе.-№5.-2001.-стр.13.

  5. Флоренский П. Русская философия//www.grandars.ru


МОДУЛЬ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 5-11 КЛАССЫ. ТЕМА ВИНЫ И ИСКУПЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО ЧЕРЕЗ УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
  • Русский язык и литература
Описание:

В этом модуле мы анализируем литературные тексты классической и современной литературы, предназначенные для внеклассного чтения  в 5-11 классах, постоянно обращаясь к творчеству Ф.М.Достоевского. Именно Федор Михайлович Достоевский предлагает рецепт  обретения человеческого достоинства падшему человеку, доведенному до края. Объектом изучения во многих произведениях становится духовное состояние человека, сложный  мир  человеческой души. Это особенно важно для воспитания ребенка.  Мы не ограничиваем модуль только произведениями Ф.М. Достоевского - обращаемся и к творчеству Л.Андреева, М.Горького, В.Гюго, О.Павлова и других, но под призмой идейного мира романа «Преступление и наказание», изучаемого в 10 классе.

Автор Серёдкина Светлана Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 671
Номер материала 31712
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓