Главная / Биология / Модуль урока на тему Многообразие прокариот" (11 класс)

Модуль урока на тему Многообразие прокариот" (11 класс)

hello_html_m3a11bf05.gifhello_html_m5fe66ba1.gifhello_html_4177a532.gifhello_html_4177a532.gifhello_html_4177a532.gifhello_html_276a5879.gifhello_html_m5a607d99.gifhello_html_536dbc3c.gifhello_html_647ab231.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_536dbc3c.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_m7cc29dd3.gifТехнология модульного обучения на уроках биологии

Данная технология возникла и приобрела большую популярность в учебных заведениях Западной Европы и США в начале 60-х годов как альтернатива традиционному обучению. В его основе интегрируется все то, что накоплено в педагогической теории и практике, а именно: дифференциация обучения, личностное ориентирование, проблемность, мотивация обучения. Реализуется новая парадигма образования, которая состоит в том, что ученик должен сам учиться, а учитель управлять этим процессом (мотивировать, организовывать, консультировать и контролировать).

Сущность модульного обучения заключается в том, что учащиеся самостоятельно достигают цели учебно – познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им, это план активной учебной деятельности учащихся на данном уроке. В процессе работы с модулем определяется исходный уровень знаний и умений учащихся, затем они получают новую учебную информацию, в конце урока проводятся контроль, коррекция и оценка знаний. Урок по работе с модулем должен занимать не менее двух часов.

Модули: 1.Познавательные (основы наук); 2.Операционные (формируют способы деятельности); 3.Смешанные (чаще в школе)

Контроль осуществляется: 1.Самоконтроль (ученик сравнивает свои результаты с эталоном и сам оценивает уровень исполнения); 2.Взаимоконтроль (проверяют ученики друг друга); 3.Контроль учителя (тесты, КР и т.д.)

Тип учебного элемента (УЭ)

Носитель учебной информации

Задания по предмету

1.Текстовой

Учебник, доп. литература, СМИ

Прочитай, выдели главное, составь: конспект и таблицу, пользуясь текстом; вопросы, план ответа

2.Табличный

Таблицы, графики, диаграммы

Определи, сравни, опиши, сделай вывод, проанализируй

3.Иллюстративный

Рисунок, схемы, фото

Изучи строение, опиши, сравни, составь рассказ

4.Словесный

Учитель, лектор, сообщение ученика

Задай вопрос, сделай вывод, выскажи мнение, свое отношение

5.Компютер,аудио - и видео техника

Интернет, фильмы, слайд – шоу

Обобщить, создать, сравнить

6.Натуральный

Объекты, коллекции, муляжи, модели, гербарий

Систематизируй, вспомни, пронаблюдай

7.Смешанный

Все перечисленное




Модуль урока «Многообразие прокариот»

Цели: Образовательная – организовать изучение особенностей строения, жизнедеятельности и размножения прокариот, их разнообразие и распространение в природе;

Развивающая – продолжить формирование умения определять черты различия прокариот и эукариот, анализировать по особенностям строения и жизнедеятельности о роли прокариот в биоценозах и жизни человека;

Воспитательная – способствовать развитию умения работать в паре, развивать взаимоуважение между партнерами, понимание и взаимодействие между детьми, бережное отношение к живой природе.

Оборудование: таблицы по общей биологии, учебники, технологические (модульные) карты у каждого обучающегося

Технологическая (модульная) карта

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ – 0

1.Введение

2.Объяснение темы урока и постановка целей

По завершении работы с модульной программой учащиеся должны знать: различные группы прокариот, особенности строения и размножения прокариот; определить черты различия прокариот и эукариот; широкое распространение прокариот в природе, их роль в биоценозах; значение в жизни человека; самостоятельно работать с учебником и выбирать правильные ответы из содержания; заполнять таблицы и схемы; осуществлять контроль и взаимоконтроль; соотносить результат своей работы с поставленными целями

Тема урока записана на доске



Внимательно прочитайте цели урока

УЭ – 1



Изучение нового материала

Цель: изучить особенности строения прокариот

Задание 1

Ознакомьтесь с многообразием прокариот на с.135 – 136 учебника И.Н.Пономаревой. Систематизируйте сведения о них в таблице

Особенности различных групп прокариот

Группа видов

Среда обитания

Питание

Роль в природе

Архебактерии




Бактерии




Цианобактерии




Актиномицеты






2.Прочитайте текст $ 24 c.135 – 139, изучите рис. 47, рис. 48

3.Выясните различные типы прокариот по их форме, строению клеточной стенки, типу питания, типу источника энергии, типу источника электронов, типу дыхания

Контроль

Ответьте на вопросы (письменно) и обсудите их в паре; составьте рассказ о многообразии прокариот по данным вопросам:

1.По каким признакам делят прокариоты на группы?

2.Какое разнообразие форм клеток бактерий встречается в природе?

3.Как прокариоты различаются по строению клеточной стенки?

4.Как различаются бактерии по типу питания, источника электронов?

5.Различаются ли прокариоты по способу дыхания?



Задание 2

1.Выполните лабораторную работу

Тема. Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка

Цель: вспомнить внешний облик крупной бактерии

Оборудование: микроскоп, инструментарий, культура сенной палочки

Ход работы: 1. Приготовить микропрепарат бактерии сенная палочка; 2. Рассмотрите его при малом и большом увеличении

2.Изучите по рис. 48 на с.138 схему строения клетки бактерии

3.Нарисуйте в тетради эту схему и подпишите основные части и органоиды бактериальной клетки



Контроль

1.Какие главные особенности характеризуют строение прокариотной клетки?

2.Назовите поверхностные и цитоплазматические структуры клетки бактерии

3.Назовите функции основных структур клетки бактерии

4.Отметьте сложность строения бактериальной клетки

5.Что защищает клетку бактерии?



Сформулируйте выводы:

1.Почему прокариоты являются примитивными организмами?

2.Какое строение имеют бактерии?

Оцените свою работу: за каждый правильный ответ – 1 балл, таблицу – 2балла, правильный вывод – 2 балла; подсчитайте общее количество баллов







Работайте в паре



















Работайте самостоятельно











Работайте самостоятельно в тетради

























Работайте самостоятельно в тетради и с микроскопом























Подготовьте устно ответы на вопросы и обсудите их в паре



















Баллы выставьте в лист контроля

УЭ – 2

Изучение нового материала

Цель: раскрыть особенности жизнедеятельности бактерий

Задание

1.Прочитайте текст $ 24 с.139 – 140

2.Изучите таблицу «Бактерии» на стенде и рис. 66 на с. 143 в учебнике Ю.И.Полянского

Контроль

Ответьте на следующие вопросы (письменно):

1.Что являются органами движения бактерий?

2.Как называется направленное движение бактерий на действие раздражителей?

3.Какое значение имеет спорообразование у бактерий?

4.Как размножаются бактерии?

Сформулируйте выводы:

1.Докажите, что клетка бактерии является биосистемой?

2.Что обеспечивает бактериям успешное существование?

3.Почему примитивные прокариоты являются активной формой жизни?

Оцените свою работу: за каждый правильный ответ – 1 балл, правильный вывод - 2балла. Подсчитайте общее количество баллов.









Работайте самостоятельно с учебником



Сверьте ответы друг у друга











Работайте самостоятельно в тетради









Баллы выставьте в лист контроля

УЭ – 3

Изучение нового материала

Цель: изучение роли бактерий в природе; использование бактерий человеком

Задание

1.Прочитайте по учебнику И.Н.Пономаревой $ 24 с. 140 – 144, по учебнику Ю.И.Полянского $ 36 с.142

2.Изучите текст о распространении бактерий, их приспособленности к различным условиям среды; о роли их в природе и жизни человека





3.Заполните схемы:

Роль бактерий в природе







Использование бактерий человеком







Контроль

Устно ответьте на вопросы:

1.Где можно встретить бактерии?

2.От чего зависит плодородие почвы? Какова роль бактерий при этом?

3.В каких процессах еще участвуют бактерии?

4.Как приспосабливаются бактерии к различным условиям среды?

5.Каково значение бактерий в жизни человека?

Сформулируйте вывод

1.Нужны ли бактерии в природе?

2.Важны ли они в жизни человека?

Оцените свою работу: за каждый правильный ответ – 1 балл, схему – 1 балл, правильный вывод – 2 балла. Подсчитайте общее количество баллов.







Работайте самостоятельно с учебником и в тетрадях





























Дайте развернутый обоснованный ответ













Запишите вывод в тетради

Баллы выставьте в лист контроля





УЭ – 4



Закрепление изученного материала

Цель: сравнить строение клеток прокариот и эукариот (их строение было изучено ранее)



Задание

Самостоятельно прочитайте с.24 – 25 учебника И.Н.Пономаревой «Основы общей биологии» (9 кл.) и заполните таблицу

Прокариоты

Эукариоты

Наследственный материал представлен кольцевой молекулой ДНК, не отделен от цитоплазмы мембраной

Генетический материал локализован в ядре

Отсутствуют внутриклеточные органеллы


Рибосомы имеют меньший размер, чем у эукариот


Клеточная стенка содержит полимер пептидогликан

Нет,

Жгутики состоят из одной или нескольких фибрилл


Фиксируют молекулярный азот






Контроль

Ответьте на следующие вопросы:

1.Как осуществляется управление процессами жизнедеятельности в клетках прокариот, у которых нет ядра?

2.Назовите различия между клетками прокариот и эукариот

3.Почему в настоящее время изучение бактерий приобрело большой научный и практический интерес?

4.Почему целевое использование прокариот в окружающей среде требует осторожности и внимательного изучения его последствий?



Сформулируйте вывод

Какова роль прокариот в биосфере?

Оцените свою работу: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, таблицу – 2 балла, вывод - 2 балла, если в ответе есть ошибки – 0 баллов.

Подсчитайте количество баллов, которые вы набрали за урок. Поставьте себе оценку.

Критерии оценки

Если за урок вы набрали 45 – 40 баллов, то получаете оценку «5» (так держать!); 39 – 31 балл - оценка «4» (еще немного усилий и будет «5»); 30 – 22 балла – оценка «3» (будьте более внимательны на уроке); 21 – 10 баллов – оценка «2» (и о чем вы только думали на уроке?); 10 – 0 баллов – без комментариев









Работайте самостоятельно с учебником и в тетради













































Подготовьте устно ответы на вопросы и обсудите их в паре

















Вывод сформулируйте самостоятельно



















УЭ – 5

Задание на дом: проработайте материал модуля еще раз, изучите таблицы и схемы.






































Листок контроля ученицы 11 класса Ступниковой Александры

Учебный элемент

Баллы

УЭ - 1


УЭ - 2


УЭ – 3


УЭ – 4


Общее количество баллов






Модуль урока на тему Многообразие прокариот" (11 класс)
  • Биология
Описание:

Цели  урока:

Образовательная - организовать  изучение  особенностей  строения,  жизнедеятельности  и  размножения  прокариот,  их  разнообразие  и  распространение  в  природе;

Развивающая - продолжить  формирование  умения  определять  черты  различия  прокариот  и  эукариот,  анализировать  по  особенностям  строения  и  жизнедеятельности  о  роли  прокариот  в  биоценозах  и  жизни  человека;

Воспитательная - способствовать  развитию  умения  работать  в  паре,  развивать  взаимоуважение  между  партнерами,  понимание  и  взаимодействие  между  детьми,  бережное  отношение  к  живой  природе.

Сущность  модульного  обучения  заключается  в  том,  что  учащиеся  самостоятельно  достигают  цели  учебно-познавательной  деятельности  в  процессе  работы  с  модулем.

Автор Погуляева Надежда Гелиевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1156
Номер материала 44353
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓