МОДУЛЬ
№ 6. Тема: «Знаки препинания в сложном предложении»
Количество
часов на выполнение модуля: 2 Цели обучения:
Кадет:
ü знает признаки
видов сложного предложения;
ü перечисляет
условия постановки знаков препинания в сложном предложении;
ü применяет
на практике правила постановки знаков препинания в сложном предложении.
Содержание модуля:
1. Информационный
блок:
а)
Таблица «Основные виды сложных предложений»;
б) Правила расстановки знаков препинания в
сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях.
2. Операционный
и контрольно-измерительный блоки:
а)
Задания к информационной части;
б)
Критерии оценивания учебных достижений учащихся;
в)
Творческие задания.
3. Методический
блок:
а)
Рекомендации для выполнения заданий;
б) Определение минимального количества
баллов для зачета данного модуля;
в)
Рекомендуемая литература.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
ТАБЛИЦА «ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
СЛОЖНЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
ПРАВИЛА
РАССТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНИЯ В
СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ
И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Между
простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая:
Настало утро, и все разошлись по домам.
Запятая
НЕ ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный
член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из
окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды. Звёзды бледнели и небо светлело,
когда мы подошли к деревне.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Запятая ставится:
• между
простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда
взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок,
его закутали в плащ.
• при
использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что,
вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех
пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится
либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что
заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
• между
однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и
между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я
кругом виноват.
Запятая НЕ ставится:
• между
стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть
союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о
рыбалке надо забыть. НО: Он сказал, что, если пойдёт дождь, рыбалки не
будет.
• если
перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что
произошло, а кто это сделал.
• если
придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не
сказал когда.
• перед
подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а
именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
• перед
устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько
угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.
ОПЕРАЦИОННЫЙ
И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ
БЛОКИ
Задание
1.*
Ответьте
на вопросы (по 1 баллу за вопрос):
1. Что
такое сложное предложение?
2. Назовите
основные виды сложных предложений;
3.
Какие
знаки препинания и при каких условиях ставятся (не ставятся) в сложносочиненном
предложении?
4.
Какие
знаки препинания и при каких условиях ставятся (не ставятся) в сложноподчиненном
предложении?
Задание
2.*
Объясните знаки препинания в следующих
сложносочиненных предложениях. Выделите союзы, соединяющие части
предложений.
1) Самолет набирал высоту, и большой город
с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах (Ажанов).
2). Он появился на нашем строительстве всего полгода назад, и мы сразу стали
друзьями (Чаковский). 3) Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не
было (Тургенев). 4) То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал
(Лермонтов). 5) Всю ночь шел теплый летний дождь, и к утру в воздухе было
свежо, сильно пахло сиренью, и хотелось скорее выбежать в сад (Нагибин). 6) Он
никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство
(Тургенев). (3 балла за верно выполненное задание) Задание
3.
Укажите, в каких случаях союз и употреблен
в сложносочиненных предложениях, а в каких — в предложениях с однородными членами. Поставьте нужные
знаки препинания, подчеркните грамматические основы.
1) С правой стороны этих лугов тянулись
горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр (Гоголь). 2) Стало
темно и улица мало-помалу опустела (Чехов). 3) Мы шли в сторону моря и вскоре
оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью (Нагибин). 4) Улетают
журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (Солоухин). 5) Лето было
сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня
(Бабель). (4 балла за верно выполненное задание)
Задание
4.
Поставьте необходимые знаки препинания.
1) К вечеру похолодало и лужи подернулись
тонким ледком. 2) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые
бабочки (Чехов). 3) С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда
потягивало влагой. 4) Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями
скакать (Светлов). 5) В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные
птицы (Пришвин). 6) Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли
росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро
казался таким молодым нарядным (Чехов). 7) Ласточки пропали а вчера с зарей все
грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет). (4 балла за верно
выполненное задание) Задание 5.
Выделите
грамматические основы в предложениях. Расставьте знаки препинания. Выпишите
только сложносочинённые предложения.
1) Художник нам изобразил глубокий обморок
сирени и красок звучные ступени на холст как струпья положил. 2) И море и Гомер
всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит и море чёрное
витийствуя шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью (О. Мандельштам) 3) В
моей стране — покой осенний дни отлетевших журавлей и словно строгий счёт
мгновений проходят облака над ней. 4) Пускай мой друг разрезав том поэта
упьётся в нём и стройностью сонета и буквами спокойной красоты! (В. Брюсов) 5)
И я ушёл унёс вопросы смущая ими божество но выше этого утёса не видел в мире
ничего. 6) Но тих был взгляд моих очей и сер дце ждущее спокойно могло ль
прельститься цепью стройной светло чарующих речей? (Н. Гумилёв) 7) И радуют
изысканные клумбы и резкий крик вороны в небе чёрной и в глубине аллеи арка
склепа. 8) Смуглый отрок бродил по аллеям у озёрных грустил берегов и столетие
мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А. Ахматова) 9) И скоро я расстанусь с
вами и вы увидите меня вон там за длинными горами летящим в облаке огня. (А.
Блок) 10) Милей милей мне славы простор родных полей и вешний гул дубравы и
крики журавлей. (С. Клычков) 11) И весел звучный лес и ветер меж берёз уж веет
ласково а белые берёзы роняют тихий дождь своих алмазных слёз и улыбаются
сквозь слёзы. (И. Бунин) (7 баллов за верно выполненное задание) Задание
6.
Спишите предложение, расставляя
пропущенные знаки препинания. Проведите его синтаксический анализ, составьте
схему этого предложения.
Левитан стремился писать так чтобы был
ощутим воздух обнимающий своей прозрачностью каждую травинку каждый лист или
стог сена.
(К.
Паустовский) (3 балла за верно выполненное задание) Задание
7.
Запишите предложения, расставляя знаки
препинания. Определите вид придаточных. Составьте схемы 3-го и 4-го
предложений.
1) Дар слова... Испокон веков его главное
назначение в том что (бы) объединять людей. (Ю. Ороховацкий) 2) Надо верить в
возможность счастья что (бы) быть счастливым. (Л. Толстой) 3) О человеке надо
судить не (по) тому что он говорит а (по) тому что он делает. 4) Невежество
(по) тому сильно что в нём нет сомнения, оно ничего (н..) знает но считает что
знает всё. (Н. Евдокимов) (6 баллов)
Задание
8.
К каждому сложноподчиненному предложению
добавьте еще одно придаточное предложение того же вида, присоединив его союзом
и. Запишите составленные предложения и объясните в них знаки препинания.
1) Я знаю, что могу выучить правила
орфографии. 2) Учитель счастлив, если его ученики делают успехи. 3) Русский
язык надо изучать, чтобы читать в подлиннике русскую классическую литературу. (5
баллов за верно выполненное задание) Задание
9.
Спишите предложения, расставив недостающие
знаки препинания. Объясните постановку запятой между частями сложноподчиненного
предложения.
1) Воронежская пресса не устает писать о
том что содержимое нашего водохранилища напоминает склад лаборатории по
изготовлению химического и бактериологического оружия. 2) Аудиторская проверка
установила что в компании отсутствует контроль за ведением бухгалтерского
учета. 3) В рамках агропромышленной недели планируется провести две
международные конференции на которых будут обсуждены проблемы внедрения
прогрессивных технологий. 4) Из того что речь должна быть написана в
законченной форме не следует что она должна быть произнесена наизусть. 5)
Несколько лет назад астрофизики сообщили что впервые увидели через мощнейший
телескоп «черную дыру» в которую предположительно ведет Млечный Путь. 6)
Следует отметить что Россия была одной из первых стран Европы которые в 1865
году создали общество защиты животных. (7 баллов за верно выполненное
задание)
Индивидуальное
задание.
Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Зачем мне изучать русский язык», используя не
менее 5 сложных предложений разного вида, выделите грамматическую основу
каждого сложного предложения, указав его вид.
Минимальный
объем сочинения должен составлять 50 слов (10 баллов)
МЕТОДИЧЕСКИЙ
БЛОК
В этом модуле вам
предстоит ознакомиться с такими понятиями как «сложное предложение», «виды
сложного предложения».
Выполняя данный
модуль, вы будете работать в балльно-рейтинговой системе оценивания, то есть
вашему вниманию представлен ряд заданий с соответствующим количеством баллов за
каждое из них (чем выше балл, тем сложнее или нестандартнее задание). Работая
на индивидуальных занятиях, вы будете зарабатывать определенное количество
баллов.
Каждое задание
носит либо репродуктивный, либо творческий характер. В каждом блоке стоят
конкретные цели выполнения задания и описан ход его выполнения. Задания,
отмеченные *, носят контролирующий характер и являются обязательными для всех
кадетов.
Выполняя задания
данного модуля, Вы сможете набрать максимум 53 балла. Для получения зачёта
необходимо набрать минимум 28 баллов.
Рекомендуемая
литература:
1. Громов С. А. Русский язык. Курс
практической грамотности. М.: «Московский лицей», 2008.
2. Кудинова Т. А. Трудности ЕГЭ по
русскому языку. Ростов-н/Д. Феникс,2004.
3. Миловидова И. А. Проверяем свою
грамотность. М.: Айрис,1996.
4. Рахимкулова Г. Ф. Пособие
подготовки к ЕГЭ. Ростов-н/Д. Феникс, 2004.
5. Розенталь Д.Э. Русский язык без
репетитора. Голуб И. Б. М.: АСТ,1998.
6. Сидорова Т. Л. Культура речи.
Ростов-н/Д. Феникс, 2004.
7. Любые лингвистические
Интернет-сайты
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.