ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
модифицированная
на 2013– 2017 гг.
ОГЛАВЛЕНИЕ
·
Обоснование необходимости реализации программы
·
Актуальность
·
Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья
обучающихся в МАОУ СОШ с.Минаевки
·
Анализ внешних и внутренних факторов потенциала развития МАОУ
СОШ с.Минаевки
·
Характеристика основных проблем, на решение которых направлена
Программа
·
Ресурсы МАОУ СОШ с.Минаевки, поддерживающие реализацию
Программы
·
Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по
сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса,
повышению культуры здоровья
·
Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы,
определяющие реализацию программы;
·
Стратегические цели программы;
·
Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей.
·
Основные направления реализации Программы по сохранению и
укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры
здоровья в образовательном учреждении.
·
Условия (организационные механизмы) реализации Программы
·
Организационно-функциональная модель реализации Программы
·
Финансово-экономическое обоснование реализации Программы
План
мероприятий программы
- Этапы и сроки
реализации программы
- Ожидаемые
результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их
достижения).
- Методика
оценки эффективности реализации программы.
- Возможные
сложности реализации программы и пути их преодоления.
- Нормативно-правовое
и методическое обеспечение реализации программы.
- Основные
термины и понятия программы.
- Приложения
Приложение1
Нормативно-правовая и документальная основа Программы
Приложение 2.. Здоровье школьников МАОУ СОШ с.Минаевки
Приложение 3. Система физкультурно-оздоровительной работы
Приложение 4. Дополнительное образование
ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность данной программы
обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области
образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления
здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и
требование сохранения здоровья обучающихся находятся на первом месте в иерархии
запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии
со стратегических документами, определяющими развитие системы
образования Российской Федерации, в том числе Национальной образовательной
инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной
информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности»,
Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения
(Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
учащихся), Стратегией развития системы образования 2011-2020 гг. «Минаевская
школа» (направление «Здоровье в школе»), Планом мероприятий по сохранению и
укреплению здоровья школьников в МАОУ СОШ с.Минаевки на 2013-2017 годы.
По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового
поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных
специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.)
включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных
запросов.
Результаты медицинского осмотра обучающихся МАОУ СОШ
с.Минаевки свидетельствуют о том, что наиболее распространены
у детей такие заболевания, как: 1. патология
костно-мышечной системы; 2. болезни органов зрения, 3. болезни органов дыхания;
4. патология пищеварительного тракта; 4. Сердечно сосудистые; (Приложение 2).
Целевая программа «Здоровье» МАОУ СОШ с.Минаевки - это комплексная программа,
направленная на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни
ребенка, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и учителей; воспитание у
них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
ОПИСАНИЕ
ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В МАОУ
СОШ С.МИНАЕВКИ
В МАОУ СОШ
с.Минаевки – большой опыт по здоровьесозидающей деятельности. Для
педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых
профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение
здоровьесозидающих технологий и на обеспечение высоких достижений обучающихся
за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не
увеличения нагрузки обучающихся.
В школе реализуется программа
«Здоровье», в начальной школе – «Программа формирования ценности здоровья и
здорового образа жизни».
В ОУ уделяется
большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские
осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия.
В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры обучающихся
и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим
направлениям:
- формирование
ценностного отношения обучающихся к проблемам здоровья;
- осуществление
мониторинга здоровья обучающихся;
- реализация
систем спортивных мероприятий и двигательной активности обучающихся как
компонента воспитательной работы школы.
- организация
рационального питания (Приложение 3);
- создание
материально-технического обеспечения, формирования здорового образа жизни
и развитии физической культуры обучающихся.
Урочная и внеурочная
деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья
детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые
мероприятия реализуются и через систему организации досуга обучающихся. Они
также являются важным моментом здоровьесозидающей деятельности. Большое
внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и
вне.
В школе работает 3 группы продлённого дня (1-4 классы), где воспитатели не
только помогают ребятам выполнить домашние задания, но и ведут различные
кружки, дополнительные занятия и организовывают различные мероприятия.
Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у
которых задействованы все участники образовательного процесса (обучающиеся,
родители и педагоги). В школе работают спортивные секции.
Не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному из
механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в уделяется
значительное внимание.
В МАОУ СОШ с.Минаевки ОУ налажена реализация системы просветительской работы
по формированию у обучающихся, педагогов и родителей культуры отношения к
своему здоровью.
Кроме того, в школе ведется работа социального характера:
- Диагностические
мероприятия:
- составление
социального портрета школы (классов);
- выявление подростков, нуждающихся в психологической и
социально-педагогической помощи.
- Профилактические
мероприятия:
- совместная
работа с неблагополучными семьями;
- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения
- проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности
в воспитании детей.
За счет сетевого взаимодействия ОУ с социальными партнерами значительно
расширен круг различных услуг здоровьесозидающего характера. Школа
активно сотрудничает с другими организациями
АНАЛИЗ
ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МАОУ
СОШ С. МИНАЕВКИ
Внешние
факторы
|
Возможности
|
Угрозы
|
- Наличие
государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья
обучающихся.
- Поддержка
со стороны отдела образования и Комитета по образованию.
- Развитая
сеть учреждений, занимающихся научной деятельностью, подготовкой и
повышением квалификации кадров в области здоровьесозидающей
деятельности.
- Наличие
нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.
- Наличие
городских программ, направленных на поддержание социального здоровья,
таких как «Толерантность».
- Наличие
городской системы профилактики беспризорности и правонарушений.
|
- Отсутствие
единой государственной программы обеспечения здоровья населения.
- Низкий
уровень культуры здоровья в обществе.
- Увеличение
числа социально неблагополучных семей и детей с ослабленным здоровьем.
- Ухудшение
общей экологической обстановки в Асиновском районе.
- Низкая
межведомственная координация.
- .
Относительно низкий культурный уровень социума
- Отсутствие
целевого финансирования здоровьесберегающей деятельности ОУ.
|
Внутренние
факторы
|
Преимущества
|
Недостатки
|
- Наличие
высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с
психолого-медико-социальной службой в районе.
- Хороший
профессиональный уровень педагогов. Соответствие
педагогических работников.
- Наличие в
МАОУ СОШ с.Минаевки соглашения по инновационной деятельности и
другими организациями, учреждений различных уровней, занимающихся
проблемами в области сохранения и укрепления здоровья (Приложение).
- Наличие
Служб здоровья в. МАОУ СОШ с.Минаевки
- Наличие
опыта инновационной деятельности в области здоровьесозидания.
- Наличие
кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы,
реализующих программы дополнительного образования детей
здоровьеразвивающей направленности.
|
- Отсутствие
системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися
различными аспектами здоровьесбережения.
- Недостаточная
готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления
здоровья обучающихся.
- Отсутствие
у части подростков твердых жизненных установок.
- Несоответствие
ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических и
пр.) конкретному социальному заказу
- Недостаточное
использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного
финансирования
|
ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Проведя анализ
физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения
здоровьесберегающей среды. Мы выделили ряд проблем по сохранению и
укреплению здоровья обучающихся:
- сохранение и
укрепление физического здоровья детей;
- проблема
создания положительного психологического климата и активной
жизненной позиции, субъектных отношений;
- организацию
социально-профилактической работы с обучающимися, в том числе создание
условий для адаптации детей /формирование культуры здоровья субъектов
образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).
- проблемы
улучшения материально-технической базы
- Для решения
вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий,
обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесозидающей.
Решение данных проблем в МАОУ СОШ с.Минаевки
РЕСУРСЫ МАОУ
СОШ С.МИНАЕВКИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Ресурсы
- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих
технологий,
- развитие службы здоровья ОУ,
- опыт работы ОУ с социальными партнерами,
- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.
Кадровые
ресурсы
В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и
творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с
интересом следящий за новейшими разработками в области образования.
45% учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории,4 учителя имеют
различные награды. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах в
Информационно -методичеком центре района В школе действует служба
сопровождения, в состав которой входят социальный педагог, заместитель
директора по воспитательной работе, медицинский работник, школьный библиотекарь,
классные руководители.
организации
внутрифирменного обучения в качестве лекторов приглашаются специалисты:
работники полиции (участковый), представители медицины и др.
Материально-технические
ресурсы
В школе имеется оборудованный спортивный зал, спортивная площадка ,компьютерный
классы для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты.
В школе функционирует библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для
выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и обучающихся.
За каждым классом закреплен учебный кабинет, имеются: 1компьютерный класс, 1кабинет
немецкого языка, кабинет музыки, спортивный зал, столовая.
Методические ресурсы.
К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением
здоровьесозидающих технологий. Методические рекомендации по работе с семьей, по
организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр.
Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по
проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).
Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.
Информационные
ресурсы. Информационная поддержка деятельности, направленной на
сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса,
осуществляется с помощью ежемесячных планов мероприятий Службы здоровья ОУ,
зам. директоров, классных руководителе, регулярного обновления сайта школы и
пр.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Ориентация Минаевской
школы на признание ценности здоровья обучающегося и педагога, на решение
проблемы здорового образа жизни имеет первостепенное значение и находит
отклик в многочисленных научных исследованиях. В связи с этим реализация
в ОУ целевой программы «Здоровье» (далее Программа) имеет актуальное значение.
Разработка школьной программы «Здоровье» продиктована стремлением на новом
уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их
родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.
Основу реализации Программы составляет здоровьесозидающий
подход к обеспечению здоровья участников
образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий
характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется
через создание здоровьесберегающей образовательной среды.
Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ
и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как
фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в
соответствии с его физическими и психическими возможностями.
Ведущими концептуальными понятиями выступают:
1) ЗДОРОВЬЕ участников образования,
2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,
3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ
- это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только
отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое
место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его
обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно:
Принципы обеспечения здоровья:
- Сохранение
здоровья
- Укрепление здоровья
- формирование
(развитие) здоровья
В современной
педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ
понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением
гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность
ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и
активной жизнедеятельности» (В.А. Магин).
Культура здоровья школьника - это интегративное личностное качество,
приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта
человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его
совершенствование в течение всей жизни.
Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый
образ жизни», который трактуется современными исследователями как:
1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и
укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком
социально-биологических,
2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях
жизни,
3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического,
экологического, социального).
Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента
культуры здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка
иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция;
рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни);
отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.
Программа “Здоровье ” основана на принципах природосообразного,
личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в
ОУ.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
- Создание
санитарно-гигиенических и других условий здоровьесозидания, учитывающих
индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся (воспитанников) и
педагогов.
- Построение
здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе
идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа
жизни и организацию здоровьесозидающего уклада ОУ
ЗАДАЧИ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
- Выявить
проблемы состояния здоровья обучающихся и педагогов ОУ и определить пути
их решения.
- . Разработка
плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья
обучающихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий
в учебно-воспитательный процесс ОУ
- Создание
системы организационно-методического сопровождения администрации и
специалистов ОУ в области решения проблемы сохранения и укрепления
здоровья обучающихся (воспитанников) на основе взаимодействия с различными
социальными партнерами.
- Создание
службы мониторинга здоровья детей и базы данных мониторинга здоровья
школьников
- Повышение уровня
культуры здоровья как компонента общей культуры обучающихся, педагогов,
родителей; и формирование на ее основе готовности к сохранению и
укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
- Совершенствование
работы по организации здорового питания, улучшения медицинского
обслуживания.
- Реализация
программ и проектов, связанных с организованным досугом школьников и их
семей (поддержание и развитие здоровья).
- Поиск
программ, проектов, разовых мероприятий районного, городского,
всероссийского уровня, связанных с развитием массового спорта, пропагандой
здорового образа жизни; включение в проекты названного содержания.
- Привлечение
«внешних» специалистов (психологов, медицинских работников, спортсменов)
для участия в мероприятиях, связанных с пропагандой здорового образа жизни
и развития массового спорта.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Направления
|
Ценностные
установки
|
Задачи формирования здорового и безопасного ОЖ
|
Планируемые
результаты формирования культуры здорового и безопасного ОЖ
|
1.
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
|
Ценность здоровья и
здорового образа жизни.
|
Усовершенствовать
условия для сбережения здоровья учащихся в ОУ,
|
Улучшение
здоровьесозидающей среды в МАОУ СОШ с. Минаевки.
(В настоящее время
все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам,
нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда
обучающихся.)
|
2.
Использование возможностей УМК «Перспектива» в образовательном процессе и
различных образовательных программ, имеющих здоровьесозидающий характер
|
Отношение к
здоровью детей как к главной ценности.
|
Установка на
безопасный, здоровый образ жизни.
Формирование
заинтересованного отношения детей к собственному здоровью.
Обеспечение
заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к
главной ценности
|
Формирование у обучающихся
ценностного отношения к здоровью своему и других людей.
Формирование у обучающихся
элементарных представлений о физическом, нравственном, психическом и
социальном здоровье человека.
Формирование
личного опыта здоровьесберегающей деятельности.
Формирование
представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его
жизни в целом.
|
3.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
|
Сохранение и
укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их
деятельности.
|
Повышение
эффективности учебного процесса.
Снижение
функционального напряжения и утомления детей.
Создания условий
для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Обеспечение
возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность
в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
|
Организация
образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к
организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних
заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
обучающихся. .
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности
индивидуальные особенности развития учащихся: темп развития и темп
деятельности.
Регулярное проведение дней Здоровья
|
4.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
|
Положительное
отношение к двигательной активности и совершенствование физического
состояния.
|
Обеспечение
рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального
физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех
возрастов.
Повышение
адаптивных возможностей организма.
Сохранение и
укрепление здоровья обучающихся.
Формирование
культуры здоровья.
|
Полноценная и
эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры,
в секциях)
Рациональная и
соответствующая организация уроков физической культуры и занятий
активно-двигательного характера.
Организация
динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной
разгрузке и повышению двигательной активности.
Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного
функционирования.
Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
|
5.
Реализация дополнительных образовательных программ
|
Ценность здоровья и
здорового образа жизни
|
Включение обучающихся
в здоровьесозидающую деятельность
|
Создание и
реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
|
6.
Просветительская работа с родителями (законными представителями).
|
Здоровье детей –
главная ценность семейного воспитания
|
Включение родителей
(законных представителей) в здоровьесозидающую и здоровьеукрепляющую
деятельность школы.
|
Сложившаяся (или
складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по
вопросам охраны и укрепления здоровья детей
|
- Организация
здорового питания
|
Сохранение и
укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания
|
Организация
здорового и рационального питания
|
Качественное и
разнообразное питание
|
- Семинары
и консультации для учителей по вопросам создания здоровьесозидающей
образовательной среды.
|
Ценность здоровья и
здорового образа жизни
|
Организация и
проведение семинаров и консультаций для учителей по вопросам создания
здоровьесозидающей образовательной среды ОУ.
|
Формирование
валеологической компетентности у педагогов ОУ
|
ФИНАНСИРОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Источником
финансирования деятельности Программы развития являются не только бюджетные, но
и дополнительно привлеченные ресурсы (дополнительные платные услуги,
спонсорская благотворительная помощь).
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
№
|
Мероприятия
|
Сроки
реализации
|
Ответственный
|
|
Разработка
локальной нормативно-правовой базы для организации работы по сохранению и
укреплению здоровья обучающихся
|
Сентябрь – май
2013-2017г.
|
Председатель Службы
здоровья
|
|
Создание
информационного и материально-технического обеспечения здоровьесберегающей
деятельности образовательного учреждения.
|
2013 - 2017
|
Служба здоровья
|
|
Проведение системы
тренингов, направленных на профилактику эмоционального выгорания и профессиональной
деформации педагогов.
|
Ноябрь каждого
уч.г.
|
Председатель Службы
здоровья
|
|
Проведение
воспитательных и спортивных мероприятий, обеспечивающих формирование
здорового образа жизни.
|
ежегодно
|
Зам. дир . по УВР
|
|
Применение на
уроках здоровьесозидающих технологий
|
2013 - 2017
|
Зам. директора по
УВР
|
|
Систематическая
диагностика состояния здоровья обучающихся
|
ежегодно, сентябрь
|
Группа
сопровождения
|
|
Контроль за
выполнением норм СанПиН и охраны труда
|
ежегодно, 1 раз в
четверть
|
Зам. директора по
УВР, классные руководители
|
|
Анализ состояния
здоровья обучающихся
|
ежегодно, 1 раз в
полугодие
|
Зам. директора по
ВР
|
|
Корректировка
учебной программы по физической культуре в соответствии с результатами
анализа здоровья обучающихся.
|
ежегодно,
1 раз в четверть
|
Учителя по
физической культуре
|
|
Проведение
музыкальных и спортивных перемен
|
Постоянно
|
Зам. директора по
ВР
|
|
Проведение «часа здоровья»
на третьем уроке в начальной школе
|
Систематически с
2013-2017 уч. г.
|
Учителя по
физической культуре
|
|
Организация
внеклассной работы по физической культуре после уроков
|
ежегодно, сентябрь
|
Зам. директора по
ВР
|
|
- Проведение традиционных
общешкольных спортивных соревнований и спортивно-оздоровительных мероприятий
в ОУ
- Участие в спартакиаде школьников МО,
|
в течение учебного
года по графику спорт. соревнований.
|
Зам. директора по
ВР
|
|
Организация и
проведение, и походов Дней здоровья с привлечением родителей обучающихся,
|
ежегодно,
1 раз в триместр
|
Зам. директора по
ВР
|
|
Создание системы
информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической
работы в школе по оздоровлению детей
|
ежегодно
|
Зам. директора по
ВР
|
|
Организация и
проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных
особенностей обучающихся
|
ежегодно,
1 раз в триместр
|
Зам. директора по
ВР
|
|
Внедрение в
образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные
паузы, подвижные перемены, часы здоровья)
|
Постоянно
|
Зам. директора по
ВР
|
|
Профилактика
травматизма
|
постоянно
|
Зам. директора по
ВР, служба сопровождения
|
|
Проведение итоговой
и промежуточной аттестации в щадящем режиме с учетом здоровья обучающихся
|
постоянно
|
Зам. директора по
УВР
|
|
Создание зон отдыха
и психологической разгрузки для обучающихся и учителей
|
2013 - 2017
|
Зам. директора по
УВР и ВР, служба сопровождения
|
|
Обеспечение
внутренней и антитеррористической безопасности и охрана труда
|
Постоянно
|
Зам. директора по УВР
|
|
Осуществление
выборочного косметического ремонта учебных и служебных помещений
|
2013-2017 уч.г.
|
Зам. директора по УВР
|
|
Обновление
ученической мебели в кабинетах и классах ОУ
|
2013 - 2017
|
Зам. директора по УВР
|
|
Поддержание
здания ОУ в хорошем состоянии (ежегодные косметические ремонты, замена
элементов систем водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электрооснащения
и др.)
|
ежегодно
|
Зам. директора по УВР
|
|
Преодоление
адаптационного периода детей при поступлении в первый класс в щадящем режиме
|
2013 - 2017
|
Зам. директора по
начальной школе, служба сопровождения
|
|
Организация
специальных занятий с дошкольниками по подготовке к школе
|
2013 - 2017
|
Зам. директора по
начальной школе
|
|
Лекции для
родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе»
|
2013 - 2017
|
Зам. директора по
начальной школе
|
|
Обеспечение
качественным горячим питанием обучающихся 1 – 11х классов
|
ежедневно
|
Зав. столовой
|
ЭТАПЫ
И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (С ОПИСАНИЕМ КАЖДОГО ЭТАПА)
Реализация программы
предполагается в период 2013- 2017гг. в три этапа:
I этап. -
2013-2014г. - Подготовительный этап реализация Программы.
Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и
здоровьесберегающих условий обучения школьников.
II этап. -
2014– 2016 г. – Формирующе-преобразующий (Основной) этап. Реализация Программы
в целом. Расширение образовательного потенциала деятельности щколы, в том
числе через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и
социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством
совместной деятельности мониторинговой службы и службы здоровья
с участием родительской общественности, частно-государственного
партнерства.
III этап -
2017г. - Итогово-обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы и
тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей
дальнейшего развития Программы
ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНДИКАТОРЫ ИХ
ДОСТИЖЕНИЯ)
- Создание
максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей
среды в ОУ, которые позволят обеспечить:
- повышение
успешности обучающихся в образовательной деятельности;
- формирование
у обучающихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
- снижение
заболеваемости и функциональной напряженности обучающихся;
- повышение
готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;
- усовершенствованную
организацию здорового и рационального питания в ОУ.
- Наличие
востребованного электронного банка ресурсов района и методических
разработок в области обеспечения безопасности и здоровьесозидающей
деятельности ОУ;
- Повышение
уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной
жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в
здоровом образе жизни.
- Сбережение
здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников
образовательного процесса.
- Улучшение
физического и эмоционально-психологического состояния всех участников
образовательного процесса.
- Расширение
сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;
- Рост
спортивных достижений обучающихся;
- Повышение
профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и
укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья
обучающихся (воспитанников).
ИНДИКАТОРЫ
ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:
- снижение заболеваемости обучающихся на 10%;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;
- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны
различных субъектов до 75%;
- снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10%
- снижение показателей заболеваемости обучающихся и педагогов школы.
доля здоровья детей с первой
группой здоровья в общем контингенте школьников не менее 10%;
- среднегодовой
процент заболеваемости детей в общем контингенте детей, обучающихся и
воспитываемых по программам начального образования в режиме 6-ти и более
часов пребывания не более 50%;
- МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные результаты
реализации Программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур,
предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного
травматизма; утомляемости обучающихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля
- мониторинг результативности выполнения программы;
- степень участия обучающихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ
- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований
- опросы обучающихся, родителей, педагогов.
- общественная оценка качества работы школы– анкетирование всех участников
образовательного процесса;
- общественная оценка педагогического совета качества работы школы
Критерии
эффективности реализации целевой программы
Для образовательных учреждений:
- количество
(динамика) чрезвычайных ситуаций в школе.
- количество
официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в
которых принимает ОУ;
- доля обучающихся,
охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
- численность обучающихся
занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.
Для обучающихся:
- количество
пропусков учебных занятий обучающимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
- количество
уроков физической культуры, пропущенных обучающимися
- (воспитанниками)
по освобождению, уроков/уч-ся/год;
- доля обучающихся,
участвующих в дополнительном образовании, %;
- доля обучающихся,
занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к
общему их количеству, %.
- доля обучающихся,
получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
- количество
(динамика) несчастных случаев в ОУ
Для
педагогов:
- доля
педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и
безопасности обучающихся, по отношению к общему их количеству, %
- доля
педагогов, владеющих здоровьесозидающими технологиями по отношению
к общему их количеству, %;
Социальный
эффект от реализации программы
Для
ОУ и родителей
|
Совершенствование
здоровьесберегающей образовательной среды ОУ.
Развитие социального партнерства с целью оптимизации здоровьесозидающего
пространства образовательного учреждения
Развитие службы здоровья и службы сопровождения.
Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса;
Повышение
удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг
|
Для
обучающихся
|
Обеспечение
образовательных запросов обучающихся, имеющих особые образовательные
потребности.
Изменение отношения к своему здоровью как к ценности.
|
ВОЗМОЖНЫЕ
СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Возможные сложности
(риски) реализации Программы
|
Пути их преодоления
|
Формальный подход
ОУ к реализации здоровьесозидающей деятельности
|
Стимулирование
деятельности ОУ в области здоровьесозидания и формирование установки на
получение результатов деятельности
|
Возможно неприятие
инновационных форм организации образовательного процесса на валеологической
основе частью педагогов
|
- Просветительская
работа с педагогами.
- Обучение педагогов на курсах повышения квалификации.
- Методическая поддержка педагогов.
|
Недостаточность
бюджетного финансирования
|
Поиск
дополнительных финансовых средств.
|
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕРЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовую
основу и методическое обеспечение реализации Программы составляют документы,
характеризующие российскую государственную политику, региональные нормативные
акты, локальные акты образовательного учреждения, методические материалы (представлены
в Приложении 1)
- ОСНОВНЫЕ
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПРОГРАММЫ.
- Здоровьесозидающая
образовательная среда (ЗОС)– совокупность компонентов
ОУ, их функциональных взаимосвязей и субъектов – педагогов, обучающихся
(воспитанников) и родителей, в деятельности которых реализуется
обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников
образовательного процесса.
- Культура
здоровья (КЗ) – сознательная
система действий и отношений, определяющих качество индивидуального
здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью
и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.
- Сетевое
взаимодействие –
установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями
или их подразделениями (в данном случае – службами здоровья). Основу
сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а
многочисленные социальные связи, обеспечивающие условия для создания
общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается
на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных
ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для
непрофессиональной общественности; преимущественно «горизонтальное», не
иерархическое взаимодействие членов сети.
- Служба
здоровья образовательного учреждения (СЗОУ) – организационная
форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению здоровья участников
образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.
- Социальное
партнерство – технология координации
разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных
субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих
факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру.
Основными категориями социальных партнеров ОУ могут быть органы
законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные
организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной
разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья дете
1.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 . НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовой и
документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся являются:
- Конвенция о
правах ребенка
Законы
и подзаконные акты Российской Федерации
- Закон РФ «Об
Образовании», статья 2, п.1 (от 13.01.1992 № 12-ФЗ с внесенными позднее
изменениями)
- Закон РФ
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
- Закон РФ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»
- Закон РФ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 №
52-Ф3)
- Закон РФ «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- «Федеральная
целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы»
- Национальная
образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Министерства образования и
науки РФ;
- Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2011 № 373;
- План
действий по модернизации общего образования на 2011–2015гг., утвержденный
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 1507-р;
- Гигиенические
требования к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования (2009 г.);
ПРИЛОЖЕНИЕ
2. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ МАОУ СОШ с. Минаевки
В школе ежегодно проводится углублённый
медицинский осмотр школьников.
- Характеристика
состава обучающихся школы по здоровью
Учебный год
|
Количество
обуч-ся
|
I группа
основная
|
II группа подготовительная
|
III группа специальная
|
IV группа здоровья
|
2012-2013
|
98
|
46
|
48
|
2
|
2
|
2013-2014
|
80
|
43
|
34
|
2
|
1
|
2014-2015
|
86
|
41
|
41
|
-
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классификация обучающихся,
состоящих на диспансерном учете по различным заболеваниям
Год
|
2012-2013уч.год
|
|
2013-2014 уч.год
|
2014-2015 уч.год
|
Всего обучающихся
|
98
|
|
80
|
86
|
Из них имеют:
Заболевание
|
2012-2013 уч.год
|
2013-2014уч.год
|
2014-2015 уч.год
|
Сердечно сосудистые
|
1
|
1
|
-
|
Почек
|
2
|
-
|
-
|
ЛОР
|
9
|
6
|
6
|
Органов пищеварения
|
4
|
2
|
2
|
Эндокринной системы
|
4
|
-
|
-
|
ЦНС
|
-
|
1
|
2
|
Органов зрения
|
8
|
9
|
9
|
Ортопедические
|
2
|
2
|
2
|
Органов дыхания
|
3
|
5
|
5
|
Кожи
|
-
|
-
|
-
|
итого
|
33
|
26
|
26
|
В связи с тем, что в
школе большое количество обучающихся с ослабленным здоровьем,педагогический коллектив проводит работу
по сохранению и укреплению здоровья школьников совместно с родителями и
медицинским персоналом больницы.В школе работает Служба
здоровья, которая
включает в себя службу сопровождения, в состав которой входит психолог,
социальный педагог, врач.
ПРИЛОЖЕНИЕ
3. СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Система
физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной
организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития
и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение
адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся
и формирование культуры здоровья.
В школе работают оснащенные спортивные залы
(1), имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым
игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
Урочная
деятельность
|
Внеурочная
деятельность
|
Традиционные
дела
|
Кружки
и секции
|
Общешкольные
проекты
|
Реализация на
уроках физкультуры программы«Здоровая осанка»(профилакти-ка плоскосто-
пия и сколиоза)
|
Курс «Физическая культура»
способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни.
На уроках проводятся физкультминутки,
гимнастика для глаз и рук.
Динамические перемены
Диспансеризация
|
Дни Здоровья
Спортивный праздник
«КВН- А ну-ка парни», «Смотр строя и песни»
Акция –« Спорт
альтернатива пагубным привычкам»
Спортивный праздник
«День здоровья»
по параллелям,органи-
зованные учителем физкультуры,роди-
телями,классными руководителями.
Праздники здоровья
на природе, акции
|
Спецгруппа
Спортивные игры
Веселые старты
Азбука здоровья
Школа здоровья
|
Участие детей и
учителей, родителей в ежегодном забеге:
«Лыжня России»
«Слет учителей»
Участие детей в
районных мероприятиях:
«Лыжные гонки»,
«К старту готов»
«Кросс- Нации»
«Безопасное колесо»
Игра «Зарница»
Спортивный
праздник школы.
Первенство школы по шахматам
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В системе дополнительного образования занимаются свыше 70%
обучающихся школы
Дополнительное
образование состоит из 3-х блоков:
- кружки,
развивающие личность ребенка;
- студии
- спортивные
секции.
Программы секционной
и кружковой работы
№
|
Название
кружка
|
класс
|
Ф.И.О.педагога
|
Нагрузка
|
Часы
работы
|
День
недели
|
1
|
«Радуга»
|
1-5
|
Леонтьева Н.Н.
|
2часа
|
14.00-15.00
|
Вторник четверг
|
2
|
«Юнный шахматист»
|
1-4
|
Лиджигоряев А.М.
|
2 часа
|
16.00-18.00
|
Вторник четверг
|
3
|
«Лыжные гонки»
|
2-11
|
Соколова С.Ю.
|
6 часов
|
16.00-18.00
|
Понедельник
вторник четверг
|
4
|
«Пресс центр»
|
7-11
|
Маслова Т.В.
|
1 час
|
15.30-16.30
|
Среда
|
5
|
«Акварелька»
|
2-4
|
Леонтьева Н.Н.
|
1час
|
14.00-14.30
|
Понедельник
|
6
|
«Мир информатики»
|
1-4
|
Попова Л.А.
|
1час
|
15.00-16.00
|
Пятница
|
7
|
«Спортивные игры»
|
5-11
|
Соколова С.Ю.
|
2часа
|
16.00-17.30
|
Среда
|
8
|
«Веселые старты»
|
1-4
|
Соколова С.Ю.
|
2 часа
|
15.00-15.35
|
Понедельник Пятница
|
9
|
«Юнный эколог»
|
2-3
|
Суцкель Т.М.
|
2 часа
|
15.00-15.35
|
Вторник Среда
|
10
|
Азбука здоровья»
|
3-4
|
Попова Л.А.
|
1час
|
14.00-14.35
|
Четверг
|
11
|
«Умелые ручки»
|
2
|
Захаркова Т.С.
|
2 часа
|
14.00- 14.35
|
Вторник
|
12
|
«Школа здоровья»
|
1
|
Попова Л.А.
|
1час
|
14.00-14.35
|
Среда
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.