Модернизация
образования в условиях внедрения ФГОС III
поколения.
Сахнюк
Ольга Григорьевна.
ГБОУ
СПО «Ржевское медицинское училище (техникум)»
Компетентностный
подход получил возможность реализоваться на практике в новом поколении
стандартов ФГОС СПО. Суть не сводится к тому, что вместо слов «знания»,
«умения» - слова компетенция, и ничего не меняется. Разница в другом: теперь
не нужно проверять, что говорил и делал преподаватель на учебном занятии,
теперь важно, что умеет делать выпускник по окончанию обучения. Практика
позволяет сформировать компетенции, а изучение дисциплин направлено на
освоение знаний, поэтому компетентностный подход реализуется через повышение
практикоориентированности образовательного процесса, а не наращиванию
теоретических знаний. Модульное обучение предполагает самостоятельную работу
студентов. Это будет выполняться, если студент заинтересован в получении
именно этой специальности. Компетентностная модель специалиста ориентированного
на сферу профессиональной деятельности, менее жёстко привязана к конкретному
объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в
изменяющихся условиях рынка труда. Модульное обучение позволяет решить круг
важных задач, связанных с формированием качественных характеристик будущих
медицинских специалистов среди которых.
·
Модульность уровня профессиональной
подготовки.
·
Формирование клинического мышления.
·
Формирование личностно – профессиональных
качеств самоучение и самообразование.
·
Формирование системы прочных современных
профессиональных знаний и умений, позволяющий осуществить широкий спектр
профессиональной деятельности в типовых и нетиповых условиях, связанных с
организацией ухода и лечения пациентов, мероприятий по поддержанию здоровья,
профилактике заболеваний, реабилитации, оказанию первой доврачебной помощи при
неотложных состояниях в различных уровнях системы образования.
В процессе модульного обучения знания
в значительной степени не передаются в готовом виде, а приобретаются в процессе
самостоятельной познавательной деятельности в условиях эвристической
деятельности, учебно-исследовательской работы. Цель активизации – поднять
уровень усвоения или обучить не отдельным мыслительным операциям в системе
умственных действий; а творческой мыслительной деятельности на основе самостоятельного
оперирования знаниями, с целью их расширения и углубления, применения в
нестандартных условиях.
Результат – особый тип мышления креативный.
Одним из весьма действенных факторов,
определяющих подготовку студентов по всем циклам учебных дисциплин, а в итоге
и уровень компетентности специалиста в соответствии с ФГОС СПО являются умения
по работе с информацией. Информационное поле студента очертано типовой
программой по предметам ФГОС СПО, (по специальностям), типовым учебникам и
набором дополнительной литературы: учебно-методические пособия, в которых
основное содержание предмета и устной дисциплины дополняется, детализируется,
специализируется, интегрируется и разрабатывается в практическом
профессиональном аспекте.
Принципы разработки учебной
информации в учебном процессе:
1. Минимизация
(совершенно не та информация, к которой нечего добавить, а та из которой
нечего изъять).
2. Отражение
объективно существующих связей (т.е. те, которые реально существуют в объекте
и, информация о которых подлежит обязательному усвоению).
3. Историзм
(проследить причины и характер развития объекта).
4. Логическое
следование (причинно- следственные связи между объектами изучения).
5. Подчиненности
(иерархическая структура информации).
6. Соответствие
структуры учебной информации характеру практической деятельности
(конструируются требования к будущей профессии)
7. Соответствия
структуры учебной информации характеру закономерностям познавательной
деятельности (восприятие, память, мышление).
Необходимость
внедрения проектно – исследовательских технологий, на мой взгляд, заключается
в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного
процесса. Если в содержание образования включается деятельность, поиск,
чувства и переживания, анализ, обсуждение студентов, то должны меняться и
критерии успешности образовательного процесса. Что в итоге будут оцениваться
не только знания, но и другие показатели: участие в дискуссиях, умение
сформировать и отстоять свою точку зрения, сбор материала из различных
источников, активность, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы по
существу проблемы, умение выражать свое отношение к изучаемому материалу
самостоятельность при добыче информации.
Модульное
представление учебной дисциплины
«Анатомия
и физиология человека».
Специальность
«Лечебное дело».
Профиль компетенции: сформировать основные знания по анатомии и физиологии
для обследования пациента, постановки предварительного диагноза;
использовать эти знания в клинических дисциплинах.
Область
компетенции: Модуль ОП: сбор
формирование
знаний информацию о пациенте,
при сборе
информации сделать сообщение о здоровье
о проблемах
здоровья пациента.
пациента (ОП)
Область
компетенции: Модуль (СДТ): работать в
формирование
информационном поле с
анатомофизиологических
документацией, вести деловую знаний по вопросам
с/д коммуникацию о
заболеваниях,
в терапии (СДТ)
диетотерапии: введение лекарств.
Область
компетенции: Модуль СДХ:
формирование
основных работать ИП, вести деловую
анатомофизиологических
коммуникацию по вопросам
знаний по вопросам
с/дела с/д в хирургии, о проблемах
в хирургических
болезнях пациента, уходе.
(СДХ)
Область
компетенции: Модуль СДА, работать в ИП,
формирование
основных вести деловую коммуникацию
анатомофизиологических
с пациентами в предродовый и
знаний по вопросам
СД послеродовый период: дать
в
акушерстве рекомендации
беременной,
сообщить информацию о родах
и патологических состояний.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.