Модерация как эффективная
технология
формирования ключевых
компетенций
Л.У. Капитонова,
учитель русского языка и
литературы,
заместитель директора по УВР
МБОУ «Средняя школа №6»
Жизнь
часто ставит перед нами много сложных проблем и вопросов, на которые мы, к
сожалению, не можем найти ответы или решить проблему самостоятельно.
Сегодня
мало дать хорошие прочные знания. Сегодня важно сформировать у детей и молодёжи
такие универсальные и знаниевые, и деятельностные компетенции, которые помогут им
в дальнейшем успешно социализироваться в обществе.
Для
формирования этих ключевых компетенций используются инновационные технологии, в
том числе технология групповой работы или модерация, благодаря которой
деятельность группы становится более целенаправленной и структурированной.
При
этом руководитель, ведущий дискуссии, обсуждения, возможно, учитель исполняет роль
модератора, призванного координировать деятельность группы.
Работа
в группах, как правило, не всегда бывает эффективной, а именно:
тот, кто активнее выступает, выбирает большую часть времени и серьёзно влияет
на принятие решения, стальные избегают высказывать свою точку зрения.
Зачастую участники не слышат друг друга, стараются лишь
отстоять своё мнение или просто «отсидеться». Более того, ими принимаются
формальные, неинтересные, посредственные решения, за реализацию которых они
ответственности не несут.
Технология
модерации снимает внутренние и внешние противоречия и, в этой связи, переводя
субъект-объектные отношения на уровень субъектно-субъектных, значительно
повышает результативность и качество работы всей группы, активизируя
аналитическую и рефлексивную деятельность, развивая исследовательские и
проектировочные умения, коммуникативные способности и навыки работы в команде.
Целями применения модерации является эффективное
управление коллективом в процессе всей деятельности и безусловное, гарантированное
достижение поставленных целей, потому что, во-первых, модерация позволяет включить
в работу всех участников группы, во-вторых, достичь между ними взаимопонимания,
а в-третьих, выработать взаимоприемлемое решение и разработать совместный план
действий, последовательное выполнение которого и приведёт группу к успеху.
Модерацию
можно применять в ходе любого мероприятия, но более всего мы рекомендуем
использовать эту технологию в затруднительных ситуациях или при принятии важных
управленческих решений.
Сами
субъектно-субъектные отношения становятся важным мотивирующим к активной
деятельности фактором. И это понятно, поскольку равная для всех участников
группы ответственность за принятие и реализацию решений создаёт ситуацию
успеха. Кроме того, работа в команде позволяет
почувствовать поддержку и личную заинтересованность каждого в достижении целей.
Как
и любая технология модерация имеет свои фазы или этапы развития, соблюдение
которых является обязательным условием достижения успеха:
-
инициация (начало деятельности группы, знакомство);
-
целеполагание;
-
планирование эффектов деятельности;
-
интерактивная деятельность в группах;
-
рефлексия, оценка деятельности.
Каждая
фаза – это полноценный раздел любого мероприятия. Будучи логически связанными и
дополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность всей
деятельности и придают логическую завершённость проводимому мероприятию.
Если чётко организовать
технологическую цепочку мероприятия, то это позволит добиться определённых
результатов. В этой цепочке важно каждое звено или, другими словами, ключевые
процессы:
- интеракция, то есть эффективное
взаимодействие участников группового процесса;
- коммуникация, или упорядоченный обмен
информацией между всеми участниками деятельности;
- визуализация - обеспечение
наглядности хода и результатов деятельности;
- мотивация всех участников процесса;
- коммуникация – эффективный обмен
информацией между всеми участниками группы;
- мониторинг деятельности группы;
- рефлексия модератора и других членов команды;
- анализ деятельности участников и оценка
результатов.
Успех
данной технологии обеспечивает инструментарий или активные методы и техники
работы, одной из которых является игра. Сегодня игрофикация – мировой тренд. Посредством
игры участники группы научаются развивать свои компетенции, приобретают новые
навыки работы в команде, формируются ключевые компетенции.
Это, прежде всего, рост
самостоятельности и ответственности участников группы за результаты
деятельности, осознанность и согласованность в работе, приобретение не только
актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств,
уважительное отношение всех участников процесса друг к другу, повышение
мотивированности, креативности, всестороннее раскрытие и развитие способностей,
профессиональных качеств и навыков. То есть те компетенции, которые
обеспечивают дальнейшую успешную социализацию молодого человека в обществе.
Сегодня модерация – это
технология создания успеха в любой деятельности, ибо, работая в команде, вы
добьётесь гораздо больше, чем, если бы вы выполняли сложные задачи
самостоятельно, не прибегая к чьей-либо поддержке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.