Главная / Биология / Моделирование на уроках природоведения

Моделирование на уроках природоведения

Моделирование на уроках природоведения

Лесникова М.Ю., учитель биологии

МАОУ «СОШ №55»


Одна из характерных особенностей современного естествознания — его модельный характер, т.е. все объекты, явления и процессы описываются с помощью моделей. В определенном смысле расширение границ естествознания можно представить как построение более подходящих и совершенных моделей природы.

Данное направление деятельности актуально для приобретения учащимися личного опыта в процессе создания моделей.

Цель максимум, которая ставится педагогом: научить конструировать новую реальность своего сознания.

Цель предметная: создание условий для формирования умений работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием модифицированного курса природоведение.

При продумывании видов работ, которые будут использоваться в урочной деятельности, важно было ответить на вопросы

1. Что мы будем понимать под моделированием? Ответ на этот вопрос поможет выстроить содержание программы.

2. Какие ресурсы имеются и что необходимо дополнительно привлечь для реализации компонента на уроке?

Ответы на этот вопросы поможет разделить вводимые изменения в программу на 2 категории - на осуществимые и неосуществимые.

Под моделью мы понимаем любой образ или аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя» «представителя». Основные функции моделей – фиксация знаний и получение информации. Они служат для хранения и расширения знания или, как иногда говорят, информации об оригинале, конструирования оригинала, преобразования и управления им.

Моделирование является важным этапом целенаправленной деятельности, так как она ориентирована на реализацию образа желаемого будущего. Любая деятельность осуществляется по определенному плану (алгоритму), который является образом будущей деятельности, т.е. ее моделью. При этом приходится оценивать текущий результат предыдущих действий и выбирать следующий шаг из многих возможных, в связи с чем необходимо сравнивать последствия всех возможных шагов, не выполняя их реально, другими словами, изучать их на модели.

Предлагаемые модели мы раздели (в соответствии с принятой классификацией) на абстрактные (мысленные, идеальные) и материальные (реальные, вещественные). Такое деление связано со способом их воплощения или реализации или на основании использования того или иного способа передачи информации.

В течение года обучающиеся осваивают способы создания 1)наглядно-образных моделей: -схема (небесные тела. Мир звезд. Горные породы.)- -графики, диаграммы (Состав воздуха, воды)- -карта(Природные явления. Землетрясения. Суша планеты)- -чертеж (Рельеф суши. Горы равнины)-.

2)Материальных моделей

Модель Солнечной системы. Пластилиновая модель «Земля». Модель «Неорганический лес». Модель смерча. Модель вулкана. Модель водопада. Модель клетки. Аппликация «Вселенная». Модель фантастического животного и т.д.

Для воплощения материальных моделей привлекается любой материал: газеты, фольга, пластиковые бутылки, стаканы, формы, соленое тесто, цветная бумага, картон, пластилин, краски и т.д.

В рамках урока обязательно обсуждается выбор модели, из каких материалов ее можно сделать, алгоритм выполнения работы. При представлении модели обязательно обсуждается целесообразность применения конкретных материалов, сильные и слабые стороны работы.

Таким образом, в течение года школьники учатся:

преобразовывать информацию из одного вида в другой.

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта,

определять аспект классификации;

осуществлять классификацию

способам графической организации информации;

публичному представлению продукта деятельности;

использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.

Заключение

Пока ученики не создадут собственные модели различного типа и уровня сложности, не обсудят их, не защитят, не увидят собственные ошибки в моделировании, не исправят их – способность к моделированию не сформируется.


Моделирование на уроках природоведения
  • Биология
Описание:

Одна из характерных особенностей современного естествознания — его модельный характер, т.е. все объекты, явления и процессы описываются с помощью моделей. В определенном смысле расширение границ естествознания можно представить как построение более подходящих и совершенных моделей природы.

        Данное направление деятельности актуально для приобретения учащимися личного опыта в процессе создания моделей.

        Цель максимум, которая ставится педагогом: научить конструировать новую реальность своего сознания.

         Цель предметная: создание условий для формирования умений работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием модифицированного курса природоведение.

Автор Лесникова Марина Юрьевна
Дата добавления 13.02.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 634
Номер материала 56290
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓