Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМоделирование как фактор успешного обучения в начальной школе

Моделирование как фактор успешного обучения в начальной школе

Скачать материал

 

 

Ушакова Е.И.

учитель начальных классов   

                                      

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 6 г.Куйбышева Новосибирской области

 

 

                            Моделирование как фактор

              успешного обучения в начальной школе

 

        Современная система образования предусматривает и современные технологии обучения.

        Для младшего школьника развитие речи имеет важное значение, так как выступает решающим фактором успешного обучения.

         В связи с этим на своих уроках использую технологии:

         - игровая;

         - коммуникативная;

         - исследовательская;

         - моделирование.

         Более подробно остановлюсь на технологии моделирования на уроке литературного чтения, так как они являются для учителя в плане подготовки и проведения одними из наиболее трудных.

         Моделирование – это выражение собственного восприятия и понимания художественного произведения через знаки, замещающие слово.

         Модель – это результат знаково-символической деятельности, дающая возможность представить словесное произведение искусства в других формах, открывающая новое знание о нем.

         Урок литературного чтения в данной технологии выстраиваю следующим образом:

                   I Предварительный анализ текста.

                 II. Перевод словесной информации в модель ( обращение к « закону ассоциаций» ).

                III. Защита модели. Создание собственного текста рассуждения.

                IV. Соотнесение модели с произведением.

 

                   Принципы и правила моделирования

1.     Лаконичность: графические средства должны содержать только те элементы, которые являются необходимыми для сообщения её сущности.

2.     Обобщение: основные формы графических средств не должны излишне дробиться.

3.     Акцент на основных смысловых элементах: наиболее существенные элементы выделяются формой, размером, цветом.

4.     Автономность: одинаковые элементы и отношения должны обозначаться одинаковыми средствами , а разные – разными.

5.     Структурность: каждая самостоятельная часть должна иметь четкую структуру.

Правильно построенной считается та модель, которая соответствует сюжету и включает все эпизоды художественного текста, не пропуская, не повторяя и не переставляя их.

 

             В своей работе использую следующие виды моделей:

            1. Блок – схемы.

             При работе над рассказом Е. Пермяка «Пичугин мост» вниманию учащихся первоначально предложила такую схему.

            В ходе рассмотрения блок – схемы дети приходят к выводу: последовательность частей нарушена.

            Так в ходе анализа ключевых слов приходим к созданию новой блок-схемы.

            Она несет очень важный смысл рассказа: большое добро вырастает из маленького полезного дела.

 

         2. Модель- описание

         Данный вид моделирования реализовывала на примере урока по теме Бр. Гримм « Заяц и ёж».

          После прослушивания сказки и обмена впечатлениями переходим с детьми к раскрытию авторского замысла.

         - Назовите  главных героев произведения ( заяц, ёж ).

         - Каким вы представляете себе зайца? Выберите авторские слова, характеризующие героев.

         На доске появляется словесное описание героев.

         Выстраивая модель, обучающиеся грамотно и доказательно составляют собственные высказывания.

 

         3. А вот для рассказа В. Драгунского « Что любит Мишка» использую модель – рассуждение.

         Так как автор не даёт описательной характеристики своим героям, то анализ композиции не помогает раскрыть авторский замысел. Автор лишь сопоставляет отношение своих героев к окружающему миру.

1)    Дениска. Что он любит?

2)    Мишка. Что он любит?

3)    Автор выражает своё отношение к героям через их отношения к окружающему миру.

 

 

4. Модель – сравнение.

В таких произведениях как рассказ В. Чаплиной  « Мушка», для раскрытия авторского замысла очень важно и описание героев, и их поведение, и их взаимоотношение, и композиционная последовательность.

Создав эти модели, обучающиеся делают вывод: доброе отношение, любовь, дружба изменяют не только внешность, но и внутренние качества героини: слабого делают сильным, преданным и храбрым.

 

Итак:

1.     Модели, являясь наглядной опорой, помогают ученику не только осмыслить, проанализировать произведение, но и совершенствовать устную и письменную речь: выстраивать ответы на вопросы ( по содержанию, проблемные)

         - пересказывать ( подробно, кратко, выборочно);

         - выполнять словесное рисование , высказывать свое мнение;

         2. Моделирование:

         1) активизирует мыслительную деятельность;

         2) способствует формированию связной речи;

         3) развивает творческие способности.

 

Такая работа с текстом развивает творческие способности обучающихся, которые проявляются при написании сочинения.

 

         Имея сумму знаний, ученики моего класса через проектную деятельность, показали их практическое применение в форме творческих работ.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Моделирование как фактор успешного обучения в начальной школе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Современная система образования предусматривает и современные технологии обучения.

        Для младшего школьника развитие речи имеет важное значение, так как выступает решающим фактором успешного обучения.

         В связи с этим на своих уроках использую технологии:

         - игровая;

         - коммуникативная;

         - исследовательская;

         - моделирование.

         Более подробно остановлюсь на технологии моделирования на уроке литературного чтения, так как они являются для учителя в плане подготовки и проведения одними из наиболее трудных.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 479 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.03.2015 269
    • DOCX 95 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Терентьева Ольга Георгиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Терентьева Ольга Георгиевна
    Терентьева Ольга Георгиевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 23465
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1183 человека из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 562 человека

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе