Главная / Начальные классы / Моделирование как фактор успешного обучения в начальной школе

Моделирование как фактор успешного обучения в начальной школе



Ушакова Е.И.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 6 г.Куйбышева Новосибирской области



Моделирование как фактор

успешного обучения в начальной школе


Современная система образования предусматривает и современные технологии обучения.

Для младшего школьника развитие речи имеет важное значение, так как выступает решающим фактором успешного обучения.

В связи с этим на своих уроках использую технологии:

- игровая;

- коммуникативная;

- исследовательская;

- моделирование.

Более подробно остановлюсь на технологии моделирования на уроке литературного чтения, так как они являются для учителя в плане подготовки и проведения одними из наиболее трудных.

Моделирование – это выражение собственного восприятия и понимания художественного произведения через знаки, замещающие слово.

Модель – это результат знаково-символической деятельности, дающая возможность представить словесное произведение искусства в других формах, открывающая новое знание о нем.

Урок литературного чтения в данной технологии выстраиваю следующим образом:

I Предварительный анализ текста.

II. Перевод словесной информации в модель ( обращение к « закону ассоциаций» ).

III. Защита модели. Создание собственного текста рассуждения.

IV. Соотнесение модели с произведением.


Принципы и правила моделирования

  1. Лаконичность: графические средства должны содержать только те элементы, которые являются необходимыми для сообщения её сущности.

  2. Обобщение: основные формы графических средств не должны излишне дробиться.

  3. Акцент на основных смысловых элементах: наиболее существенные элементы выделяются формой, размером, цветом.

  4. Автономность: одинаковые элементы и отношения должны обозначаться одинаковыми средствами , а разные – разными.

  5. Структурность: каждая самостоятельная часть должна иметь четкую структуру.

Правильно построенной считается та модель, которая соответствует сюжету и включает все эпизоды художественного текста, не пропуская, не повторяя и не переставляя их.


В своей работе использую следующие виды моделей:

1. Блок – схемы.

При работе над рассказом Е. Пермяка «Пичугин мост» вниманию учащихся первоначально предложила такую схему.

В ходе рассмотрения блок – схемы дети приходят к выводу: последовательность частей нарушена.

Так в ходе анализа ключевых слов приходим к созданию новой блок-схемы.

Она несет очень важный смысл рассказа: большое добро вырастает из маленького полезного дела.


2. Модель- описание

Данный вид моделирования реализовывала на примере урока по теме Бр. Гримм « Заяц и ёж».

После прослушивания сказки и обмена впечатлениями переходим с детьми к раскрытию авторского замысла.

- Назовите главных героев произведения ( заяц, ёж ).

- Каким вы представляете себе зайца? Выберите авторские слова, характеризующие героев.

На доске появляется словесное описание героев.

Выстраивая модель, обучающиеся грамотно и доказательно составляют собственные высказывания.


3. А вот для рассказа В. Драгунского « Что любит Мишка» использую модель – рассуждение.

Так как автор не даёт описательной характеристики своим героям, то анализ композиции не помогает раскрыть авторский замысел. Автор лишь сопоставляет отношение своих героев к окружающему миру.

  1. Дениска. Что он любит?

  2. Мишка. Что он любит?

  3. Автор выражает своё отношение к героям через их отношения к окружающему миру.



4. Модель – сравнение.

В таких произведениях как рассказ В. Чаплиной « Мушка», для раскрытия авторского замысла очень важно и описание героев, и их поведение, и их взаимоотношение, и композиционная последовательность.

Создав эти модели, обучающиеся делают вывод: доброе отношение, любовь, дружба изменяют не только внешность, но и внутренние качества героини: слабого делают сильным, преданным и храбрым.


Итак:

  1. Модели, являясь наглядной опорой, помогают ученику не только осмыслить, проанализировать произведение, но и совершенствовать устную и письменную речь: выстраивать ответы на вопросы ( по содержанию, проблемные)

- пересказывать ( подробно, кратко, выборочно);

- выполнять словесное рисование , высказывать свое мнение;

2. Моделирование:

1) активизирует мыслительную деятельность;

2) способствует формированию связной речи;

3) развивает творческие способности.


Такая работа с текстом развивает творческие способности обучающихся, которые проявляются при написании сочинения.


Имея сумму знаний, ученики моего класса через проектную деятельность, показали их практическое применение в форме творческих работ.



Моделирование как фактор успешного обучения в начальной школе
  • Начальные классы
Описание:

Современная система образования предусматривает и современные технологии обучения.

        Для младшего школьника развитие речи имеет важное значение, так как выступает решающим фактором успешного обучения.

         В связи с этим на своих уроках использую технологии:

         - игровая;

         - коммуникативная;

         - исследовательская;

         - моделирование.

         Более подробно остановлюсь на технологии моделирования на уроке литературного чтения, так как они являются для учителя в плане подготовки и проведения одними из наиболее трудных.

Автор Дмитриев Михаил Владимирович
Дата добавления 19.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 304
Номер материала 58355
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓