Ушакова
Е.И.
учитель
начальных классов
высшей
квалификационной категории
МБОУ
СОШ № 6 г.Куйбышева Новосибирской области
Моделирование как фактор
успешного
обучения в начальной школе
Современная система образования предусматривает и современные
технологии обучения.
Для младшего школьника развитие речи имеет важное значение, так как
выступает решающим фактором успешного обучения.
В связи с этим на своих уроках
использую технологии:
- игровая;
- коммуникативная;
- исследовательская;
- моделирование.
Более подробно остановлюсь на
технологии моделирования на уроке литературного чтения, так как они являются
для учителя в плане подготовки и проведения одними из наиболее трудных.
Моделирование – это
выражение собственного восприятия и понимания художественного произведения
через знаки, замещающие слово.
Модель – это результат
знаково-символической деятельности, дающая возможность представить словесное
произведение искусства в других формах, открывающая новое знание о нем.
Урок литературного чтения в данной
технологии выстраиваю следующим образом:
I
Предварительный анализ текста.
II. Перевод словесной
информации в модель ( обращение к « закону ассоциаций» ).
III. Защита модели. Создание
собственного текста рассуждения.
IV. Соотнесение модели с
произведением.
Принципы и правила моделирования
1. Лаконичность:
графические средства должны содержать только те элементы, которые являются
необходимыми для сообщения её сущности.
2. Обобщение: основные
формы графических средств не должны излишне дробиться.
3. Акцент на основных смысловых элементах: наиболее существенные элементы выделяются формой, размером, цветом.
4. Автономность:
одинаковые элементы и отношения должны обозначаться одинаковыми средствами , а
разные – разными.
5. Структурность: каждая
самостоятельная часть должна иметь четкую структуру.
Правильно
построенной считается та модель, которая соответствует сюжету и включает все
эпизоды художественного текста, не пропуская, не повторяя и не переставляя их.
В своей работе использую
следующие виды моделей:
1. Блок – схемы.
При работе над рассказом Е.
Пермяка «Пичугин мост» вниманию учащихся первоначально предложила такую схему.
В ходе рассмотрения блок – схемы
дети приходят к выводу: последовательность частей нарушена.
Так в ходе анализа ключевых слов
приходим к созданию новой блок-схемы.
Она несет очень важный смысл
рассказа: большое добро вырастает из маленького полезного дела.
2. Модель- описание
Данный
вид моделирования реализовывала на примере урока по теме Бр. Гримм « Заяц и
ёж».
После прослушивания сказки и обмена
впечатлениями переходим с детьми к раскрытию авторского замысла.
- Назовите главных героев произведения
( заяц, ёж ).
- Каким вы представляете себе зайца?
Выберите авторские слова, характеризующие героев.
На доске появляется словесное описание
героев.
Выстраивая модель, обучающиеся
грамотно и доказательно составляют собственные высказывания.
3. А вот для рассказа В. Драгунского
« Что любит Мишка» использую модель – рассуждение.
Так как автор не даёт описательной
характеристики своим героям, то анализ композиции не помогает раскрыть
авторский замысел. Автор лишь сопоставляет отношение своих героев к окружающему
миру.
1) Дениска. Что он любит?
2) Мишка. Что он любит?
3) Автор выражает своё отношение к героям через их отношения к окружающему
миру.
4. Модель –
сравнение.
В таких
произведениях как рассказ В. Чаплиной « Мушка», для раскрытия авторского
замысла очень важно и описание героев, и их поведение, и их взаимоотношение, и
композиционная последовательность.
Создав эти модели,
обучающиеся делают вывод: доброе отношение, любовь, дружба изменяют не только
внешность, но и внутренние качества героини: слабого делают сильным, преданным
и храбрым.
Итак:
1. Модели, являясь
наглядной опорой, помогают ученику не только осмыслить, проанализировать
произведение, но и совершенствовать устную и письменную речь: выстраивать
ответы на вопросы ( по содержанию, проблемные)
-
пересказывать ( подробно, кратко, выборочно);
-
выполнять словесное рисование , высказывать свое мнение;
2. Моделирование:
1)
активизирует мыслительную деятельность;
2)
способствует формированию связной речи;
3)
развивает творческие способности.
Такая работа с
текстом развивает творческие способности обучающихся, которые проявляются при
написании сочинения.
Имея
сумму знаний, ученики моего класса через проектную деятельность, показали их
практическое применение в форме творческих работ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.