Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ И АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ И АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Скачать материал

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ И АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Чалых Светлана Владимировна, МОУ "Лицей № 2, г.Воронеж (samasvecha@yandex.ru).

 

Аннотация

В докладе утверждается, что преподавание должно быть построено таким образом, чтобы работа воображения школьников пронизывала весь учебный процесс  по всем учебным предметам. Развитие воображения, формирование, активизация творческих способностей ребёнка – долгий путь, который должен определяться регулярным выполнением упражнений нестандартного типа, разнообразием методических приемов и усложнением  заданий от класса к классу. В докладе представлены примеры таких приёмов и заданий.

 

 

I.Постановка проблемы.

                     Воображение важнее знания, ибо знание                                                ограничено. Воображение же охватывает

                      всё на свете, стимулирует прогресс

                     и является источником его эволюции.

                                                 Альберт Эйнштейн.

 

  Какую задачу ставит зачастую учитель перед школьником, который берётся за учебник? Очень простую: выучи и ответь.  Выучи, т.е. запомни и будь в состоянии воспроизвести, причем как можно ближе к тексту. В чем же слабые стороны такой задачи? В том, что она превращает школьника в пассивного потребителя знаний. Может возникнуть мысль, что это не так уж плохо: ведь знание – это фундамент, на котором возводится всё здание обучения. Но прочен ли будет таким образом заложенный фундамент? Лучшие умы человечества всегда были озабочены этим. Так, ещё в 5 веке греческий мыслитель Гераклит Эфесский сказал: "Многознание уму не учит". Эта проблема не утратила остроты и в наше время.

  Воображение определяется в науке как психический процесс, заключающийся в сознании новых образов (представлений), никогда целиком не воспринимавшихся в действительности. Такими образами в изобилии населены произведения устного народного творчества: мифы, сказки. Воображение служит познанию мира и его творческому преобразованию. Человечество, лишенное воображения, не могло бы создать современную картину мира. Оно  не могло  бы представить себе Землю как шар, не создало бы понятия бесконечности…

  …Из всего этого с очевидностью вытекает, что преподавание должно быть построено таким образом, чтобы работа воображения школьников пронизывала весь учебный процесс  по всем учебным предметам.

 

  II. Театрализация на уроках литературы в среднем звене.

 

  Развитие воображения, формирование, активизация творческих способностей ребёнка – долгий путь, который должен определяться регулярным выполнением упражнений нестандартного типа, разнообразием методических приемов и усложнением  заданий от класса к классу.

  Как вовлечь пятиклассника в непрестанный процесс творчества на уроках, как убедить его в том, что, ежедневно приходя в школу, они оказываются в "творческой лаборатории", где им  е звено, - это инсценирование эпизодов художественных произведений на уроках литературы. Начинаем со сказок Пушкина. Разрешается всё: оригинальные костюмы, изменение интерьера, изготовление декораций, современная обработка. И вот уже сидят три девицы под окном – нарумяненные пятиклассницы в разноцветных платочках, или Балда в рубахе навыпуск иронично беседует с попом.

  Самым благодатным в этом плане произведением в программе 5 класса оказывается "Приключения Тома Сойера…". Я захожу в класс и вижу сдвинутые парты, на доске длинный бумажный забор и девочки в шортах, смешных кепках, с кисточками в руках… Тома заставили красить забор, но не тут-то было…

 

           III. Урок должен быть игрой!

 

Что составляет с малых лет мир современного ребенка? Телепрограммы, компьютерные и телевизионные игры, артистичные  эмоциональные привлекательные шоумены. Лекция учителя, доска, мел и указка, учебник с мелким шрифтом и тусклыми иллюстрациями   - то, что зачастую может предложить школа. И нравится нам это или нет, учитель, а вместе с ним и современный урок должны  находить способ конкурировать сегодня со средствами массовой информации, компьютерными играми, яркими иллюстрированными энциклопедиями и т.д. Порой, кажется, что педагогам пора брать уроки мастерства у популярных шоуменов, чтобы удерживать внимание детей в течение 40 минут. А почему нет?

Какие формы работы необходимы  на современном уроке, чтобы повысить качество учебного процесса, интерес учащихся к нему?

  Когда дети приходят в школу, между их духовным миром и получаемыми знаниями возникает тот или иной контакт. Если материал воспринимается ими как живой, яркий, говорящий не только их уму, но и воображению, учебный труд становится источником не только знаний, но и радости. Если же материал оказывается «сухим», лишённым эмоционально-образного компонента, он воспринимается как чужой, и у многих школьников может вызывать неосознанный протест.

  Как сделать урок зрелищным, объяснение новой темы образным, визуальным, домашнее задание сравнимым по увлекательности с игрой? Как вовлечь учащихся в непрерывный процесс творчества на уроках, как убедить их в том, что школа – это творческая лаборатория.

Если ориентироваться на вкусы наших учеников, то безусловной популярностью наряду с компьютерными играми пользуются телевизионные игры и шоу.

Считаю, что элементы игры, зрелищности можно и нужно привносить в урок.  Для этого есть и вполне доступные средства. Я расскажу о некоторых, которые использую на своих уроках с целью сделать жизнь детей в школе интересней и интенсивнее.  Итак, особую роль я отвожу игре, ее элементам.

  А. С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение  в  жизни ребенка...Каков  ребенок  в игре, таким  во многом  он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание  будущего  деятеля  происходит  прежде  всего  в игре...Значит, игра, ее  организация - ключ в  наших руках, ключ  в организации воспитания ребенка".

     В игре  формируются  многие особенности  личности ребенка. Игра  - это своеобразная  школа  подготовки  к  труду. В  игре  вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра - это и школа общения для ребенка.

     Известно,   что  игры  бывают   разные:  и  ролевые,   и  подвижные, но  и дидактические. Игра только внешне кажется  беззаботной и легкой. А на самом  деле  она властно требует, чтобы  играющий  отдал  ей  максимум  своей  энергии,  ума, выдержки,  самостоятельности.  Она  подчас становится  подлинно  напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию.

На уроках в 5-7 классах игровые элементы, на мой взгляд, должны пропитывать все части урока. Именно игра активизирует интерес учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. Всем известна традиционная работа по (индивидуальным) орфографическим карточкам в начале урока. Ее можно превратить в процесс выбора задания из черного ящика или выбор карточки с помощью волчка. Это очень нравится детям.

 Со второго полугодия в пятом классе не делаю подобные карточки сама, а  прошу детей изготовить  их. Они их красочно оформляют, подписывают, и более того, автор получает возможность проверять работы одноклассников, которым досталась  его карточка. Это тоже своего рода элемент игры – в учителя, ведь дети играют в учителей, (они сами готовят задания, сами их проверяют, и очень этим гордятся).

Считаю участие учеников в подготовке урока – одним из важнейших элементов активизации познавательного процесса детей. Продолжая ряд подобных заданий, предлагаю диктовать на память с места словарные слова ученику, вызванному к доске, - это помогает повысить интерес одноклассников и к работе, и к написанному на доске.  Еще один вид  работы со словарными словами – составление связного текста из словарных слов. Выполняем такое задание и в качестве творческой работы на уроке, или как задание на дом. Предварительно читаю свой пример текста. Потом тщательно проверяю работы и выбираю победителей: самый смешной диктант, самый длинный, самый трудный и т.д. Один из лучших диктую в качестве контрольного. Естественно дети стараются составить такой текст, чтобы он победил и был  продиктован всему классу. Это вносит разнообразие в, в общем, скучную работу со словарными словами, особенно если текст получается интересным или забавным, как этот, например:

            Здравствуйте, ровесники и сверстники! Вы могли бы дать характеристику своему поколению? Мы участвуем в состязаниях, исследуем отечество, рассчитываем миллионы и миллиарды на микрокалькуляторе, экономим секунды, восторгаемся галереями, комментируем эффективность экспериментов. Мы современники и труженики прогресса. В нас – самообладание и самостоятельность. Мы чересчур впечатлительные, потому что юные. Впоследствии мы преобразим государство.

В диктанте 47 слов, из них – 31 словарное.

 

Кстати о скуке… Не  секрет, что для большинства школьников «чемпионом» по скуке является наш предмет. Скука при изучении грамматики имеет почтенную историю. Более ста лет назад об этом писал В.Г. Белинский: «Для учащихся грамматика русского есть наука трудная, тяжелая, скучная, внушающая страх…», а Л.Н. Толстой отказался от преподавания грамматики в яснополянской школе, так как считал, что она чужда и непонятна детям. Но что бы ни говорили о грамматике великие, нам необходимо добиться того, чтобы она была усвоена учениками.

На первом этапе оживить работу с определениями и грамматическими категориями помогает составление кроссвордов по определенным темам. Ребята вновь получают возможность проверять правильность заполнения составленных ими кроссвордов и оценивать работы своих одноклассников.

Кстати, поскольку дети сами учатся ставить оценки, они и к оценкам учителя начинают относиться терпимее и обдуманнее. Особенно это полезно для работы в 5 классе, когда дети зачастую спешат обвинить учителя в своих неудачах.

Можно и нужно внести в  изучение грамматики фантазию, а скучные грамматические категории облачить в яркие образы.

Поэтому, обобщая в 7 классе тему «Морфология», всегда предлагаю в качестве творческой работы сочинение лингвистических  сказок или стихов. Советую вообразить, что та или иная часть речи – живое существо со своими особенностями (грамматическими, морфологическими, синтаксическими признаками), «жизнь» которого (его функции, особенности) могут изменяться при определенных обстоятельствах. И дети придумывают историю о том, как причастие, пустившись в путешествие, находит друзей, т.е. становится причастным оборотом; или как то же причастие пытается выяснить сходство и различия со своим названым братом деепричастием.  Для некоторых детей это задание становится единственной причиной, чтобы «покопаться» в учебники теории и изучить необходимый материал.

 Всегда вызывает у детей удивление, улыбку и внимание задание произвести  синтаксический разбор синтетических предложений, типа: Калушатка тяпала по напушке. Или:  Крумп вятко дрипетил горселенка.  Элемент юмора всегда полезен на одном из самых сложный уроков.

 

  IV. Научить грамотно и интересно выражать свои мысли!

 

Хочется также сказать несколько слов о самом главном, на мой взгляд, в работе словесника – о подготовке учеников к творческим работам, будь то сочинения или изложения с творческим заданием. Научить детей писать, выражать свои мысли – трудная задача, требующая долгой кропотливой постоянной работы на уроках и русского языка, и литературы. Приходится бороться как с неуверенностью ученика в себе, вернее, с его уверенностью в том, что он не в состоянии самостоятельно написать и двух предложений, так и с его стремлением воспользоваться уже готовым материалом, который сегодня в изобилии предлагается. Как убедить ребёнка в том, что он вполне может самостоятельно выразить своё мнение о том или ином произведении? Ведь именно в этом, на мой взгляд, главная цель уроков литературы и русского языка: в том, чтобы научить детей грамотно выражать свои мысли.

Первое, с чего следует начать, с овладения некоторыми приемами мастерства. Поэтому изучаем язык писателя, приемы мастеров, средства художественной выразительности. В яркой, образной форме пытаюсь рассказать детям об эпитетах – красочных определениях, о том, как важно уметь придать "сотворить" лицо предмету неживой природы (я творю лицо – это олицетворение), предлагаю детям пояснить авторские метафоры при изучении поэзии и т.д. Анализ художественных особенностей языка писателя, поэта – важная часть каждого урока литературы.

Когда же дети готовы почувствовать себя маленькими писателями? Мы уже знаем, как составить план, как подобрать эпиграф, мы пробовали с любовью описать игрушку и животное. И вот учебник Никитиной "Русская речь5-7" предлагает познакомить шестиклассников с описательным оборотом. Провожу обязательный практикум, формулируя задание таким образом: "Укажите на предмет с помощью описательного оборота, не называя его". Дети ликуют. Мяч – попрыгунчик, резиновый зайчик, снежинка – хрупкая балерина, тень белой звезды и т.д. Теперь приступаем к сочинению с  обязательным использованием описательного оборота.

Когда-то, читая сочинения пятиклассников, неизменно была огорчена их одинаковостью, безликостью, использованием общего набора эпитетов, олицетворений, сравнений, заимствованных из произведений, прочитанных в изобилии в начальной школе. Поэтому особое внимание детей обращаю на то, что они сами способны "творить мир", создавать образы, дарить человеческие чувства предметам неживой природы. И чудо свершается! Миша видит в закате стакан с апельсиновым соком, Юля сделала открытие, что снежинка – это беззаботные школьники во время каникул и т.д. И каждое пейзажное сочинение становится чудом преображения мира.

Дети эгоцентричны, им неинтересно говорить о Печорине или Обломове, но они с удовольствие поговорят о себе, своих вкусах, своих взглядах, они уже все знают, считают себя умнее нас. Поэтому если, например, предлагаю выучить им отрывок из «Песни о Соколе», то обязательно на выбор: от имени Ужа или от имени Сокола в зависимости от того, какую жизненную позицию исповедует сам ребенок, и продолжить отрывок своими размышлениями, аргументами в защиту выбранной философии. Задание имеет и большое воспитательное значение – дети формулируют свои жизненные принципы. Один из учеников  после такого урока отдал мне клочок бумаги со стихами:

 

Я не ходил вокруг да около

И не бежал вперед спеша.

Во мне смешались гордость Сокола

И осмотрительность Ужа.

 

Подобные задания и учителю могут дать пищу для размышления: 6 лет назад среди восьмиклассников было 3 робких Ужа, а три года назад философию Ужа защищало уже полкласса!

  С 9 класса предлагаю писать сочинения-миниатюры по цитатам из программных произведений, которые призваны подтолкнуть учеников к размышлению «о времени и о себе». Цитаты выбираю по принципу остроты, например из «Героя нашего времени»: «За что они меня все ненавидят…», «Я боюсь показаться смешным», «Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами» и т.д. Некоторые из таких миниатюр и оценивать сложно: столько в них личного…

Но цель достигнута. А цель у нас важная - совершенствование детской души. И к  этому процессу нужно относиться со всей ответственностью,  выдумкой, азартом, потому что меня не покидает мысль о том, что, когда  выйду на пенсию, мои сегодняшние ученики будут определять лицо государство, и не хочется, чтобы это было лицо кассира, который выталкивает из маршрутки пенсионерку.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ И АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Аннотация

 

В докладе утверждается, что преподавание должно быть построено таким образом, чтобы работа воображения школьников пронизывала весь учебный процесс  по всем учебным предметам. Развитие воображения, формирование, активизация творческих способностей ребёнка – долгий путь, который должен определяться регулярным выполнением упражнений нестандартного типа, разнообразием методических приемов и усложнением  заданий от класса к классу. В докладе представлены примеры таких приёмов и заданий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 775 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2466
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3169
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 377
    • DOCX 68.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чалых Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чалых Светлана Владимировна
    Чалых Светлана Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 21416
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 144 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек