МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ И АКТИВИЗАЦИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Чалых Светлана Владимировна, МОУ "Лицей № 2,
г.Воронеж (samasvecha@yandex.ru).
Аннотация
В докладе утверждается, что преподавание
должно быть построено таким образом, чтобы работа воображения школьников
пронизывала весь учебный процесс по всем учебным предметам. Развитие
воображения, формирование, активизация творческих способностей ребёнка – долгий
путь, который должен определяться регулярным выполнением упражнений
нестандартного типа, разнообразием методических приемов и усложнением заданий
от класса к классу. В докладе представлены примеры таких приёмов и заданий.
I.Постановка проблемы.
Воображение важнее
знания, ибо знание ограничено.
Воображение же охватывает
всё на свете,
стимулирует прогресс
и является источником его
эволюции.
Альберт
Эйнштейн.
Какую задачу ставит зачастую учитель перед
школьником, который берётся за учебник? Очень простую: выучи и ответь. Выучи,
т.е. запомни и будь в состоянии воспроизвести, причем как можно ближе к тексту.
В чем же слабые стороны такой задачи? В том, что она превращает школьника в
пассивного потребителя знаний. Может возникнуть мысль, что это не так уж плохо:
ведь знание – это фундамент, на котором возводится всё здание обучения. Но
прочен ли будет таким образом заложенный фундамент? Лучшие умы человечества
всегда были озабочены этим. Так, ещё в 5 веке греческий мыслитель Гераклит
Эфесский сказал: "Многознание уму не учит". Эта проблема не утратила
остроты и в наше время.
Воображение определяется в науке как
психический процесс, заключающийся в сознании новых образов (представлений),
никогда целиком не воспринимавшихся в действительности. Такими образами в
изобилии населены произведения устного народного творчества: мифы, сказки.
Воображение служит познанию мира и его творческому преобразованию.
Человечество, лишенное воображения, не могло бы создать современную картину
мира. Оно не могло бы представить себе Землю как шар, не создало бы понятия
бесконечности…
…Из всего этого с очевидностью вытекает, что
преподавание должно быть построено таким образом, чтобы работа воображения
школьников пронизывала весь учебный процесс по всем учебным предметам.
II. Театрализация на уроках литературы в
среднем звене.
Развитие
воображения, формирование, активизация творческих способностей ребёнка – долгий
путь, который должен определяться регулярным выполнением упражнений
нестандартного типа, разнообразием методических приемов и усложнением заданий
от класса к классу.
Как вовлечь пятиклассника в непрестанный
процесс творчества на уроках, как убедить его в том, что, ежедневно приходя в
школу, они оказываются в "творческой лаборатории", где им е звено, -
это инсценирование эпизодов художественных произведений на уроках литературы.
Начинаем со сказок Пушкина. Разрешается всё: оригинальные костюмы, изменение
интерьера, изготовление декораций, современная обработка. И вот уже сидят три
девицы под окном – нарумяненные пятиклассницы в разноцветных платочках, или
Балда в рубахе навыпуск иронично беседует с попом.
Самым благодатным в этом плане произведением
в программе 5 класса оказывается "Приключения Тома Сойера…". Я захожу
в класс и вижу сдвинутые парты, на доске длинный бумажный забор и девочки в
шортах, смешных кепках, с кисточками в руках… Тома заставили красить забор, но
не тут-то было…
III. Урок должен быть игрой!
Что составляет с малых лет мир современного
ребенка? Телепрограммы, компьютерные и телевизионные игры, артистичные
эмоциональные привлекательные шоумены. Лекция учителя, доска, мел и указка,
учебник с мелким шрифтом и тусклыми иллюстрациями - то, что зачастую может
предложить школа. И нравится нам это или нет, учитель, а вместе с ним и
современный урок должны находить способ конкурировать сегодня со средствами
массовой информации, компьютерными играми, яркими иллюстрированными
энциклопедиями и т.д. Порой, кажется, что педагогам пора брать уроки мастерства
у популярных шоуменов, чтобы удерживать внимание детей в течение 40 минут. А
почему нет?
Какие формы работы необходимы на современном
уроке, чтобы повысить качество учебного процесса, интерес учащихся к нему?
Когда дети приходят в школу, между их
духовным миром и получаемыми знаниями возникает тот или иной контакт. Если
материал воспринимается ими как живой, яркий, говорящий не только их уму, но и
воображению, учебный труд становится источником не только знаний, но и радости.
Если же материал оказывается «сухим», лишённым эмоционально-образного
компонента, он воспринимается как чужой, и у многих школьников может вызывать
неосознанный протест.
Как сделать урок зрелищным, объяснение новой
темы образным, визуальным, домашнее задание сравнимым по увлекательности с игрой?
Как вовлечь учащихся в непрерывный процесс творчества на уроках, как убедить их
в том, что школа – это творческая лаборатория.
Если ориентироваться на вкусы наших учеников,
то безусловной популярностью наряду с компьютерными играми пользуются
телевизионные игры и шоу.
Считаю, что элементы игры, зрелищности можно и
нужно привносить в урок. Для этого есть и вполне доступные средства. Я
расскажу о некоторых, которые использую на своих уроках с целью сделать жизнь
детей в школе интересней и интенсивнее. Итак, особую роль я отвожу игре, ее
элементам.
А. С. Макаренко писал: "Игра имеет
важное значение в жизни ребенка...Каков ребенок в игре, таким во многом
он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит прежде всего в игре...Значит, игра, ее организация - ключ в
наших руках, ключ в организации воспитания ребенка".
В игре формируются многие особенности
личности ребенка. Игра - это своеобразная школа подготовки к труду. В
игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра - это и
школа общения для ребенка.
Известно, что игры бывают разные:
и ролевые, и подвижные, но и дидактические. Игра только внешне кажется
беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий
отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она
подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к
удовольствию.
На уроках в 5-7 классах игровые элементы, на
мой взгляд, должны пропитывать все части урока. Именно игра активизирует
интерес учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. Всем известна
традиционная работа по (индивидуальным) орфографическим карточкам в начале
урока. Ее можно превратить в процесс выбора задания из черного ящика или выбор
карточки с помощью волчка. Это очень нравится детям.
Со второго полугодия в пятом классе не делаю
подобные карточки сама, а прошу детей изготовить их. Они их красочно
оформляют, подписывают, и более того, автор получает возможность проверять
работы одноклассников, которым досталась его карточка. Это тоже своего рода
элемент игры – в учителя, ведь дети играют в учителей, (они сами готовят
задания, сами их проверяют, и очень этим гордятся).
Считаю участие учеников в подготовке урока –
одним из важнейших элементов активизации познавательного процесса детей.
Продолжая ряд подобных заданий, предлагаю диктовать на память с места словарные
слова ученику, вызванному к доске, - это помогает повысить интерес
одноклассников и к работе, и к написанному на доске. Еще один вид работы со
словарными словами – составление связного текста из словарных слов. Выполняем
такое задание и в качестве творческой работы на уроке, или как задание на дом.
Предварительно читаю свой пример текста. Потом тщательно проверяю работы и
выбираю победителей: самый смешной диктант, самый длинный, самый трудный и т.д.
Один из лучших диктую в качестве контрольного. Естественно дети стараются
составить такой текст, чтобы он победил и был продиктован всему классу. Это
вносит разнообразие в, в общем, скучную работу со словарными словами, особенно
если текст получается интересным или забавным, как этот, например:
Здравствуйте, ровесники и сверстники! Вы
могли бы дать характеристику своему поколению? Мы участвуем в состязаниях,
исследуем отечество, рассчитываем миллионы и миллиарды на микрокалькуляторе,
экономим секунды, восторгаемся галереями, комментируем эффективность
экспериментов. Мы современники и труженики прогресса. В нас – самообладание и
самостоятельность. Мы чересчур впечатлительные, потому что юные. Впоследствии
мы преобразим государство.
В диктанте 47 слов, из них – 31 словарное.
Кстати о скуке… Не секрет, что для
большинства школьников «чемпионом» по скуке является наш предмет. Скука при
изучении грамматики имеет почтенную историю. Более ста лет назад об этом писал
В.Г. Белинский: «Для учащихся грамматика русского есть наука трудная, тяжелая,
скучная, внушающая страх…», а Л.Н. Толстой отказался от преподавания грамматики
в яснополянской школе, так как считал, что она чужда и непонятна детям. Но что
бы ни говорили о грамматике великие, нам необходимо добиться того, чтобы она
была усвоена учениками.
На первом этапе оживить работу с определениями
и грамматическими категориями помогает составление кроссвордов по определенным
темам. Ребята вновь получают возможность проверять правильность заполнения
составленных ими кроссвордов и оценивать работы своих одноклассников.
Кстати, поскольку дети сами учатся ставить
оценки, они и к оценкам учителя начинают относиться терпимее и обдуманнее.
Особенно это полезно для работы в 5 классе, когда дети зачастую спешат обвинить
учителя в своих неудачах.
Можно и нужно внести в изучение грамматики
фантазию, а скучные грамматические категории облачить в яркие образы.
Поэтому, обобщая в 7 классе тему «Морфология»,
всегда предлагаю в качестве творческой работы сочинение лингвистических сказок
или стихов. Советую вообразить, что та или иная часть речи – живое существо со
своими особенностями (грамматическими, морфологическими, синтаксическими
признаками), «жизнь» которого (его функции, особенности) могут изменяться при
определенных обстоятельствах. И дети придумывают историю о том, как причастие,
пустившись в путешествие, находит друзей, т.е. становится причастным оборотом;
или как то же причастие пытается выяснить сходство и различия со своим названым
братом деепричастием. Для некоторых детей это задание становится единственной
причиной, чтобы «покопаться» в учебники теории и изучить необходимый материал.
Всегда вызывает у детей удивление, улыбку и
внимание задание произвести синтаксический разбор синтетических предложений,
типа: Калушатка тяпала по напушке. Или: Крумп вятко дрипетил горселенка.
Элемент юмора всегда полезен на одном из самых сложный уроков.
IV. Научить грамотно и интересно выражать
свои мысли!
Хочется также сказать несколько слов о самом
главном, на мой взгляд, в работе словесника – о подготовке учеников к
творческим работам, будь то сочинения или изложения с творческим заданием.
Научить детей писать, выражать свои мысли – трудная задача, требующая долгой
кропотливой постоянной работы на уроках и русского языка, и литературы.
Приходится бороться как с неуверенностью ученика в себе, вернее, с его
уверенностью в том, что он не в состоянии самостоятельно написать и двух
предложений, так и с его стремлением воспользоваться уже готовым материалом,
который сегодня в изобилии предлагается. Как убедить ребёнка в том, что он
вполне может самостоятельно выразить своё мнение о том или ином произведении?
Ведь именно в этом, на мой взгляд, главная цель уроков литературы и русского
языка: в том, чтобы научить детей грамотно выражать свои мысли.
Первое, с чего следует начать, с овладения
некоторыми приемами мастерства. Поэтому изучаем язык писателя, приемы мастеров,
средства художественной выразительности. В яркой, образной форме пытаюсь
рассказать детям об эпитетах – красочных определениях, о том, как важно уметь
придать "сотворить" лицо предмету неживой природы (я творю лицо – это
олицетворение), предлагаю детям пояснить авторские метафоры при изучении поэзии
и т.д. Анализ художественных особенностей языка писателя, поэта – важная часть
каждого урока литературы.
Когда же дети готовы почувствовать себя маленькими
писателями? Мы уже знаем, как составить план, как подобрать эпиграф, мы
пробовали с любовью описать игрушку и животное. И вот учебник Никитиной
"Русская речь5-7" предлагает познакомить шестиклассников с
описательным оборотом. Провожу обязательный практикум, формулируя задание таким
образом: "Укажите на предмет с помощью описательного оборота, не называя
его". Дети ликуют. Мяч – попрыгунчик, резиновый зайчик, снежинка – хрупкая
балерина, тень белой звезды и т.д. Теперь приступаем к сочинению с обязательным
использованием описательного оборота.
Когда-то, читая сочинения пятиклассников,
неизменно была огорчена их одинаковостью, безликостью, использованием общего
набора эпитетов, олицетворений, сравнений, заимствованных из произведений,
прочитанных в изобилии в начальной школе. Поэтому особое внимание детей обращаю
на то, что они сами способны "творить мир", создавать образы, дарить
человеческие чувства предметам неживой природы. И чудо свершается! Миша видит в
закате стакан с апельсиновым соком, Юля сделала открытие, что снежинка – это
беззаботные школьники во время каникул и т.д. И каждое пейзажное сочинение
становится чудом преображения мира.
Дети эгоцентричны, им неинтересно говорить о
Печорине или Обломове, но они с удовольствие поговорят о себе, своих вкусах,
своих взглядах, они уже все знают, считают себя умнее нас. Поэтому если,
например, предлагаю выучить им отрывок из «Песни о Соколе», то обязательно на
выбор: от имени Ужа или от имени Сокола в зависимости от того, какую жизненную
позицию исповедует сам ребенок, и продолжить отрывок своими размышлениями,
аргументами в защиту выбранной философии. Задание имеет и большое
воспитательное значение – дети формулируют свои жизненные принципы. Один из
учеников после такого урока отдал мне клочок бумаги со стихами:
Я не ходил вокруг да около
И не бежал вперед спеша.
Во мне смешались гордость Сокола
И осмотрительность Ужа.
Подобные задания и учителю могут дать пищу для
размышления: 6 лет назад среди восьмиклассников было 3 робких Ужа, а три года
назад философию Ужа защищало уже полкласса!
С 9 класса предлагаю писать
сочинения-миниатюры по цитатам из программных произведений, которые призваны
подтолкнуть учеников к размышлению «о времени и о себе». Цитаты выбираю по
принципу остроты, например из «Героя нашего времени»: «За что они меня все
ненавидят…», «Я боюсь показаться смешным», «Честолюбие у меня подавлено
обстоятельствами» и т.д. Некоторые из таких миниатюр и оценивать сложно:
столько в них личного…
Но цель достигнута. А цель у нас важная -
совершенствование детской души. И к этому процессу нужно относиться со всей
ответственностью, выдумкой, азартом, потому что меня не покидает мысль о том,
что, когда выйду на пенсию, мои сегодняшние ученики будут определять лицо
государство, и не хочется, чтобы это было лицо кассира, который выталкивает из
маршрутки пенсионерку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.