Главная / Русский язык и литература / МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ И АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ И АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ И АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Чалых Светлана Владимировна, МОУ "Лицей № 2, г.Воронеж (samasvecha@yandex.ru).


Аннотация

В докладе утверждается, что преподавание должно быть построено таким образом, чтобы работа воображения школьников пронизывала весь учебный процесс по всем учебным предметам. Развитие воображения, формирование, активизация творческих способностей ребёнка – долгий путь, который должен определяться регулярным выполнением упражнений нестандартного типа, разнообразием методических приемов и усложнением заданий от класса к классу. В докладе представлены примеры таких приёмов и заданий.



I.Постановка проблемы.

Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает

всё на свете, стимулирует прогресс

и является источником его эволюции.

Альберт Эйнштейн.


Какую задачу ставит зачастую учитель перед школьником, который берётся за учебник? Очень простую: выучи и ответь. Выучи, т.е. запомни и будь в состоянии воспроизвести, причем как можно ближе к тексту. В чем же слабые стороны такой задачи? В том, что она превращает школьника в пассивного потребителя знаний. Может возникнуть мысль, что это не так уж плохо: ведь знание – это фундамент, на котором возводится всё здание обучения. Но прочен ли будет таким образом заложенный фундамент? Лучшие умы человечества всегда были озабочены этим. Так, ещё в 5 веке греческий мыслитель Гераклит Эфесский сказал: "Многознание уму не учит". Эта проблема не утратила остроты и в наше время.

Воображение определяется в науке как психический процесс, заключающийся в сознании новых образов (представлений), никогда целиком не воспринимавшихся в действительности. Такими образами в изобилии населены произведения устного народного творчества: мифы, сказки. Воображение служит познанию мира и его творческому преобразованию. Человечество, лишенное воображения, не могло бы создать современную картину мира. Оно не могло бы представить себе Землю как шар, не создало бы понятия бесконечности…

…Из всего этого с очевидностью вытекает, что преподавание должно быть построено таким образом, чтобы работа воображения школьников пронизывала весь учебный процесс по всем учебным предметам.


II. Театрализация на уроках литературы в среднем звене.


Развитие воображения, формирование, активизация творческих способностей ребёнка – долгий путь, который должен определяться регулярным выполнением упражнений нестандартного типа, разнообразием методических приемов и усложнением заданий от класса к классу.

Как вовлечь пятиклассника в непрестанный процесс творчества на уроках, как убедить его в том, что, ежедневно приходя в школу, они оказываются в "творческой лаборатории", где им е звено, - это инсценирование эпизодов художественных произведений на уроках литературы. Начинаем со сказок Пушкина. Разрешается всё: оригинальные костюмы, изменение интерьера, изготовление декораций, современная обработка. И вот уже сидят три девицы под окном – нарумяненные пятиклассницы в разноцветных платочках, или Балда в рубахе навыпуск иронично беседует с попом.

Самым благодатным в этом плане произведением в программе 5 класса оказывается "Приключения Тома Сойера…". Я захожу в класс и вижу сдвинутые парты, на доске длинный бумажный забор и девочки в шортах, смешных кепках, с кисточками в руках… Тома заставили красить забор, но не тут-то было…


III. Урок должен быть игрой!


Что составляет с малых лет мир современного ребенка? Телепрограммы, компьютерные и телевизионные игры, артистичные эмоциональные привлекательные шоумены. Лекция учителя, доска, мел и указка, учебник с мелким шрифтом и тусклыми иллюстрациями - то, что зачастую может предложить школа. И нравится нам это или нет, учитель, а вместе с ним и современный урок должны находить способ конкурировать сегодня со средствами массовой информации, компьютерными играми, яркими иллюстрированными энциклопедиями и т.д. Порой, кажется, что педагогам пора брать уроки мастерства у популярных шоуменов, чтобы удерживать внимание детей в течение 40 минут. А почему нет?

Какие формы работы необходимы на современном уроке, чтобы повысить качество учебного процесса, интерес учащихся к нему?

Когда дети приходят в школу, между их духовным миром и получаемыми знаниями возникает тот или иной контакт. Если материал воспринимается ими как живой, яркий, говорящий не только их уму, но и воображению, учебный труд становится источником не только знаний, но и радости. Если же материал оказывается «сухим», лишённым эмоционально-образного компонента, он воспринимается как чужой, и у многих школьников может вызывать неосознанный протест.

Как сделать урок зрелищным, объяснение новой темы образным, визуальным, домашнее задание сравнимым по увлекательности с игрой? Как вовлечь учащихся в непрерывный процесс творчества на уроках, как убедить их в том, что школа – это творческая лаборатория.

Если ориентироваться на вкусы наших учеников, то безусловной популярностью наряду с компьютерными играми пользуются телевизионные игры и шоу.

Считаю, что элементы игры, зрелищности можно и нужно привносить в урок. Для этого есть и вполне доступные средства. Я расскажу о некоторых, которые использую на своих уроках с целью сделать жизнь детей в школе интересней и интенсивнее. Итак, особую роль я отвожу игре, ее элементам.

А. С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка...Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...Значит, игра, ее организация - ключ в наших руках, ключ в организации воспитания ребенка".

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра - это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра - это и школа общения для ребенка.

Известно, что игры бывают разные: и ролевые, и подвижные, но и дидактические. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию.

На уроках в 5-7 классах игровые элементы, на мой взгляд, должны пропитывать все части урока. Именно игра активизирует интерес учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. Всем известна традиционная работа по (индивидуальным) орфографическим карточкам в начале урока. Ее можно превратить в процесс выбора задания из черного ящика или выбор карточки с помощью волчка. Это очень нравится детям.

Со второго полугодия в пятом классе не делаю подобные карточки сама, а прошу детей изготовить их. Они их красочно оформляют, подписывают, и более того, автор получает возможность проверять работы одноклассников, которым досталась его карточка. Это тоже своего рода элемент игры – в учителя, ведь дети играют в учителей, (они сами готовят задания, сами их проверяют, и очень этим гордятся).

Считаю участие учеников в подготовке урока – одним из важнейших элементов активизации познавательного процесса детей. Продолжая ряд подобных заданий, предлагаю диктовать на память с места словарные слова ученику, вызванному к доске, - это помогает повысить интерес одноклассников и к работе, и к написанному на доске. Еще один вид работы со словарными словами – составление связного текста из словарных слов. Выполняем такое задание и в качестве творческой работы на уроке, или как задание на дом. Предварительно читаю свой пример текста. Потом тщательно проверяю работы и выбираю победителей: самый смешной диктант, самый длинный, самый трудный и т.д. Один из лучших диктую в качестве контрольного. Естественно дети стараются составить такой текст, чтобы он победил и был продиктован всему классу. Это вносит разнообразие в, в общем, скучную работу со словарными словами, особенно если текст получается интересным или забавным, как этот, например:

Здравствуйте, ровесники и сверстники! Вы могли бы дать характеристику своему поколению? Мы участвуем в состязаниях, исследуем отечество, рассчитываем миллионы и миллиарды на микрокалькуляторе, экономим секунды, восторгаемся галереями, комментируем эффективность экспериментов. Мы современники и труженики прогресса. В нас – самообладание и самостоятельность. Мы чересчур впечатлительные, потому что юные. Впоследствии мы преобразим государство.

В диктанте 47 слов, из них – 31 словарное.


Кстати о скуке… Не секрет, что для большинства школьников «чемпионом» по скуке является наш предмет. Скука при изучении грамматики имеет почтенную историю. Более ста лет назад об этом писал В.Г. Белинский: «Для учащихся грамматика русского есть наука трудная, тяжелая, скучная, внушающая страх…», а Л.Н. Толстой отказался от преподавания грамматики в яснополянской школе, так как считал, что она чужда и непонятна детям. Но что бы ни говорили о грамматике великие, нам необходимо добиться того, чтобы она была усвоена учениками.

На первом этапе оживить работу с определениями и грамматическими категориями помогает составление кроссвордов по определенным темам. Ребята вновь получают возможность проверять правильность заполнения составленных ими кроссвордов и оценивать работы своих одноклассников.

Кстати, поскольку дети сами учатся ставить оценки, они и к оценкам учителя начинают относиться терпимее и обдуманнее. Особенно это полезно для работы в 5 классе, когда дети зачастую спешат обвинить учителя в своих неудачах.

Можно и нужно внести в изучение грамматики фантазию, а скучные грамматические категории облачить в яркие образы.

Поэтому, обобщая в 7 классе тему «Морфология», всегда предлагаю в качестве творческой работы сочинение лингвистических сказок или стихов. Советую вообразить, что та или иная часть речи – живое существо со своими особенностями (грамматическими, морфологическими, синтаксическими признаками), «жизнь» которого (его функции, особенности) могут изменяться при определенных обстоятельствах. И дети придумывают историю о том, как причастие, пустившись в путешествие, находит друзей, т.е. становится причастным оборотом; или как то же причастие пытается выяснить сходство и различия со своим названым братом деепричастием. Для некоторых детей это задание становится единственной причиной, чтобы «покопаться» в учебники теории и изучить необходимый материал.

Всегда вызывает у детей удивление, улыбку и внимание задание произвести синтаксический разбор синтетических предложений, типа: Калушатка тяпала по напушке. Или: Крумп вятко дрипетил горселенка. Элемент юмора всегда полезен на одном из самых сложный уроков.


IV. Научить грамотно и интересно выражать свои мысли!


Хочется также сказать несколько слов о самом главном, на мой взгляд, в работе словесника – о подготовке учеников к творческим работам, будь то сочинения или изложения с творческим заданием. Научить детей писать, выражать свои мысли – трудная задача, требующая долгой кропотливой постоянной работы на уроках и русского языка, и литературы. Приходится бороться как с неуверенностью ученика в себе, вернее, с его уверенностью в том, что он не в состоянии самостоятельно написать и двух предложений, так и с его стремлением воспользоваться уже готовым материалом, который сегодня в изобилии предлагается. Как убедить ребёнка в том, что он вполне может самостоятельно выразить своё мнение о том или ином произведении? Ведь именно в этом, на мой взгляд, главная цель уроков литературы и русского языка: в том, чтобы научить детей грамотно выражать свои мысли.

Первое, с чего следует начать, с овладения некоторыми приемами мастерства. Поэтому изучаем язык писателя, приемы мастеров, средства художественной выразительности. В яркой, образной форме пытаюсь рассказать детям об эпитетах – красочных определениях, о том, как важно уметь придать "сотворить" лицо предмету неживой природы (я творю лицо – это олицетворение), предлагаю детям пояснить авторские метафоры при изучении поэзии и т.д. Анализ художественных особенностей языка писателя, поэта – важная часть каждого урока литературы.

Когда же дети готовы почувствовать себя маленькими писателями? Мы уже знаем, как составить план, как подобрать эпиграф, мы пробовали с любовью описать игрушку и животное. И вот учебник Никитиной "Русская речь5-7" предлагает познакомить шестиклассников с описательным оборотом. Провожу обязательный практикум, формулируя задание таким образом: "Укажите на предмет с помощью описательного оборота, не называя его". Дети ликуют. Мяч – попрыгунчик, резиновый зайчик, снежинка – хрупкая балерина, тень белой звезды и т.д. Теперь приступаем к сочинению с обязательным использованием описательного оборота.

Когда-то, читая сочинения пятиклассников, неизменно была огорчена их одинаковостью, безликостью, использованием общего набора эпитетов, олицетворений, сравнений, заимствованных из произведений, прочитанных в изобилии в начальной школе. Поэтому особое внимание детей обращаю на то, что они сами способны "творить мир", создавать образы, дарить человеческие чувства предметам неживой природы. И чудо свершается! Миша видит в закате стакан с апельсиновым соком, Юля сделала открытие, что снежинка – это беззаботные школьники во время каникул и т.д. И каждое пейзажное сочинение становится чудом преображения мира.

Дети эгоцентричны, им неинтересно говорить о Печорине или Обломове, но они с удовольствие поговорят о себе, своих вкусах, своих взглядах, они уже все знают, считают себя умнее нас. Поэтому если, например, предлагаю выучить им отрывок из «Песни о Соколе», то обязательно на выбор: от имени Ужа или от имени Сокола в зависимости от того, какую жизненную позицию исповедует сам ребенок, и продолжить отрывок своими размышлениями, аргументами в защиту выбранной философии. Задание имеет и большое воспитательное значение – дети формулируют свои жизненные принципы. Один из учеников после такого урока отдал мне клочок бумаги со стихами:


Я не ходил вокруг да около

И не бежал вперед спеша.

Во мне смешались гордость Сокола

И осмотрительность Ужа.


Подобные задания и учителю могут дать пищу для размышления: 6 лет назад среди восьмиклассников было 3 робких Ужа, а три года назад философию Ужа защищало уже полкласса!

С 9 класса предлагаю писать сочинения-миниатюры по цитатам из программных произведений, которые призваны подтолкнуть учеников к размышлению «о времени и о себе». Цитаты выбираю по принципу остроты, например из «Героя нашего времени»: «За что они меня все ненавидят…», «Я боюсь показаться смешным», «Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами» и т.д. Некоторые из таких миниатюр и оценивать сложно: столько в них личного…

Но цель достигнута. А цель у нас важная - совершенствование детской души. И к этому процессу нужно относиться со всей ответственностью, выдумкой, азартом, потому что меня не покидает мысль о том, что, когда выйду на пенсию, мои сегодняшние ученики будут определять лицо государство, и не хочется, чтобы это было лицо кассира, который выталкивает из маршрутки пенсионерку.


МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ И АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
  • Русский язык и литература
Описание:
Аннотация

 

В докладе утверждается, что преподавание должно быть построено таким образом, чтобы работа воображения школьников пронизывала весь учебный процесс  по всем учебным предметам. Развитие воображения, формирование, активизация творческих способностей ребёнка – долгий путь, который должен определяться регулярным выполнением упражнений нестандартного типа, разнообразием методических приемов и усложнением  заданий от класса к классу. В докладе представлены примеры таких приёмов и заданий.

Автор Чалых Светлана Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 526
Номер материала 22221
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓