Главная / Директору-завучу / Модель воспитательной системы младших школьников «Школа как семья- залог успеха в жизни»

Модель воспитательной системы младших школьников «Школа как семья- залог успеха в жизни»

В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС образование благодаря своей ценностно-ориентирующей функции рассматривается как основной канал приобщения обучающегося к ценностям культуры, социума и мира. Переход на гуманитарную парадигму общего образования на современном этапе развития общества влечет за собой смену ценностно-целевых ориентиров, приоритетных средств образования. Главным действующим лицом становится личность. Каждый школьник должен оказаться в благоприятных для него условиях, чувствовать комфортное влияние образовательной среды, а та, в свою очередь, должна выступать гарантом личной успешности.

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования ставит перед учителями школы задачи переосмысления требований к структуре образовательных программ («Чему и как учить?»), результатам образования («Чему научить?»), а также к условиям, необходимым школе для того чтобы она могла добиваться личностных результатов образования, в которых заинтересованы семья и сам ребенок.

В этой связи чрезвычайно важной представляется социокультурная функция образования, ибо общество рассматривается как единство культуры и социальности, образуемых деятельностью человека, а деятельность системы образования может стать средством социокультурного развития личности участников образовательного процесса.

В своей работе под понятием «социальной культуры учащихся» мы понимаем ценности, нормы, правила, преобладание социальных мотивов в поведении учащихся, способности действовать сообща, соотносить индивидуальный успех с результатами жизнедеятельности социальных групп и общества в целом, учитывать общественные, групповые, государственные интересы при реализации интересов частных.

Младший школьный возраст является сензитивным для освоения социального опыта и формирования социальной культуры учащихся. Младший школьный возраст это ступень личностного становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир. Социокультурная реальность выступает для младшего школьника как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой социокультурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым. Поэтому идея развития младшего школьника, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, является актуальной и для педагогического коллектива нашей школы.

Можно поспорить о том, кто, или что больше влияет на формирование новой личности: общество, семья, школа? Одно очевидно, что современные родители (законные представители) и обучающиеся нуждаются в более мобильном, педагогически грамотном педагоге нового поколения, ориентированном на ребенка как на ценность, способном вступить во взаимодействие с семьей. Все это в современном образовании возможно организовать на основе социальное партнерство между родителями (законными представителями) и школой.

Новизна отношений социального партнерства определяется понятием «ценностное взаимодействие» (А.В. Кирьякова). Ценностное взаимодействие семьи и школы предполагает добровольность включения родителей (законных представителей) в ту или иную деятельность, предлагаемую учителем, приоритет субъект субъектного взаимодействия, собственную активность родителей в стремлении к самовоспитанию, самообразованию и становлению родительской компетентности (И.В. Власюк). С введением федерального образовательного стандарта родительское сообщество становится активным субъектом образовательного процесса школы: оно может влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие. Социальное партнёрство родителей и педагогов, администрации школы способствует духовно-нравственному развитию учащихся школы и создаёт условия для качественной разработки устава школы, формировании учебного плана образовательного учреждения, разработке, коррекции и анализе выполнения плана работы школы, организации и оценке результатов экспериментальной работы.

Исходя из государственного заказа школе, а также социального заказа родителей, основной целью воспитательной системы школы является создание условий благополучного развития личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей и обладающую высоким уровнем социальной культуры.

Для обеспечения социокультурного развития обучающихся в образовательном процессе, необходимо решить следующие задачи:

1) простроить систему педагогического сопровождения развития социальной культуры обучающихся;

2) разработать критерии оценки и диагностический инструментарий выявления социокультурного развития обучающихся;

3) апробировать технологии педагогического сопровождения развития социальной культуры обучающихся (диалоговые, соц. партнерства, взаимодействия с семьей, событийный подход, соц. проектирования и др.);

4) провести анализ развития социальной культуры учащихся школы в соответствии с разработанными критериями, внести изменения в систему педагогического сопровождения развития социальной культуры учащихся школы

Таким образом, наша школа сориентирована на построение и содержательное наполнение культурно-образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника школы как образованной и культурной личности, способной к самореализации.

Для достижения данной цели мы выстраиваем модель воспитательной системы, позволяющюю удовлетворить весь комплекс потребностей и личностных ценностей её субъектов. В процессе построения модели воспитательной системы школы мы проходим несколько ступеней:

На 1 ступени обучения (1-4 классы) это модель воспитательной системы младших школьников «Школа как семья- залог успеха в жизни»

На 2 ступени (5-8 классы) – модель воспитательной системы среднего звена «Школа восхождения к культуре»

На 3 ступени (9-11 классы) – модель воспитательной системы старшего звена «Школа самоэффективности»

При построении социокультурной модели воспитательной системы профессиональную педагогическую позицию по отношению к своим ученикам будут определять принципы гуманистической парадигмы образования:

Принцип человечности (гуманизма) – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребёнку, исключение принуждения и насилия над его личностью;

Принцип самоценности каждого возраста, предполагающий:

- полноту реализации возможностей проживаемого ребёнком возраста;

- нацеленность на развитие у ребёнка в первую очередь фундаментальных способностей;

- опору на достижения предыдущего этапа развития, создающие предпосылки для успешного перехода ребенка на следующую ступень образования;

Принцип индивидуализации образования, обеспечивающий максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребенка;

Принцип социокультурной открытости образования:

- уважение к нормам и традициям разных культур, открытость изменяющемуся миру;

- поддержка образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства (родителей, учащихся, учителей и др.);

- расширение образовательных задач школы (вплоть до обретения школой статуса местного культурного центра).


В нашей школе сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Субъектами образовательного процесса являются обучающиеся, педагоги, родители, представители общественности. Поэтому основными путями формирования социальной культуры в условиях нашей школы становятся: обучение, просвещение, проектная деятельность, групповая деятельность. Чтобы обеспечить социокультурное развитие обучающихся в образовательном процессе, необходимо разработать и апробировать технологии педагогического сопровождения развития социальной культуры обучающихся (диалоговые, соц. партнерства, взаимодействия с семьей, событийный подход, соц. проектирования и др.);

Построение педагогического сопровождения социокультурного развития обучающихся в воспитательной системе школы происходит через совокупность следующих видов деятельности:

исследование субъектного потенциала обучающегося;

стимулирование желания (мотивации) обучающегося обнаруживать, анализировать и реализовывать собственные интересы;

содействие накоплению обучающимся разнообразных видов индивидуального социокультурного опыта;

оказание поддержки и помощи при самореализации ребенка в учебной и внеурочной деятельности;

создание условий для самосовершенствования обучающихся;

стимулирование самостоятельности и ответственности обучающихся в деятельности.

Все эти мероприятия должны привести к формированию желаемого образа выпускника школы. В трактовка авторов ФГОС социальная культура второго поколения предполагает:

осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;

готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;

забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

В данный момент наша школа апробирует комплексно - целевую программу «Школа как семья», целью которой является создание условий для развития у младших школьников потребности в самоактуализации путем формирования социальной культуры школы как воспитывающей среды.

Программа «Школа как семья» рассчитана на 4 года обучения (1 – 4 класс). Для организации воспитательной деятельности с классом используется идея создания сообщества детей младшего возраста и взрослых (родителей, педагогов, старшеклассников, социальных партнеров)

Программа включает в себя 8 тематических блоков-модулей и 4 уровня их реализации:

1 класс (1-ый уровень) - «Окно в мир!»,- предполагает умение вести наблюдение за многообразием окружающего мира, эмоционально откликаться на прекрасное в природе и творениях человека.

2 класс (2-ой уровень) - «Мы открываем чудеса!»,- призван учить познавать «тайны» предметов, явлений, событий в природе и обществе.

3 класс (3-ий уровень) - «Я - мастер!»,- направлен на обучение практическим личностно и общественно значимым действиям.

4 класс (4-ый уровень) - «Жизнь дана на добрые дела!»- обучает учащихся выполнению самостоятельных проектов, полезных для себя, для других людей, для природы, участие в совместных акциях со взрослым сообществом.


Содержание программы отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, отражающие пути реализации данного модуля.


Блок –модуль «Дом радости и школьных традиций»


Цель: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.



Основные направления работы


Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;

  • формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;

  • формирование гражданского отношения к Отечеству;

  • воспитание верности духовным традициям России;

  • развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

  • День школы;

  • День народного единства;

  • участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России»;

  • Школьный конкурс военно-патриотической песни «О подвигах, о доблести, о славе»;

  • Месячник гражданско-патриотического воспитания;

  • Уроки мужества;

  • Митинги и мероприятия, посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана;

  • День космонавтики;

  • Акция «Поздравь ветерана» «Вахта Памяти», Факельное шествие

  • День России;



Совместная педагогическая деятельность сообщества взрослых и детей:

  • организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;

  • посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;

  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

  • изучение семейных традиций;

  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

  • организация совместных экскурсий в музеи;

  • совместные проекты.

Блок – модуль «Дорога в большой мир»

Цель: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • формирование у учащихся осознания принадлежности к коллективу школы;

  • стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

  • воспитание сознательного отношения к учебе, труду;

  • развитие познавательной активности, участия в школьных мероприятиях;

  • формирование готовности щкольников к сознательному выбору профессии.

  • День школы;

  • День урожая;

  • Акция «Оставим елочку в лесу»;

  • профориентационные экскурсии на предприятия;

  • выставки декоративно-прикладного творчества;

  • конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия;

  • вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.



Совместная педагогическая деятельность сообщества взрослых и детей:

  • участие родителей в школьных ярмарках;

  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;

  • организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;

  • совместные проекты с родителями;

  • организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

  • участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.


Блок модуль «Здоровье – это жизнь»

Цель: Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;

  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

  • проведение ежедневной общешкольной утренней зарядки;

  • День Здоровья; Турслет

  • система профилактических мер по ПДД и ОБЖ;

  • работа школьного общественного наркопоста;

  • участие в спартакиаде школьников;

  • акция «Живи ярко и стильно без наркотиков»;

  • Акция «Мы выбираем жизнь!»

  • участие в массовых мероприятиях «День защиты детей»;

  • акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

  • мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;




Совместная педагогическая деятельность сообщества взрослых и детей:

  • родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;

  • беседы на тему:

- информационной безопасности и духовного здоровья детей;

- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;

- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;

  • консультации психолога, логопеда, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;

  • распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики;

  • совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».

  • Соревнования по семейному туризму

Блок – модуль «Моя планета»

Цель: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой;

  • воспитание гуманистического отношения к людям;

  • формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей;

  • воспитание экологической грамотности;

  • формирование экологического мировоззрения.

  • тематические классные часы, посвященные проблемам экологии;

  • организация экскурсий по историческим местам Владимирского края;

  • экологические субботники;

  • организация и проведение походов выходного дня;

  • участие в экологических конкурсах;

  • дни экологической безопасности;

  • День птиц;

  • конкурсы «Мир заповедной природы», «Зеркало природы»;

  • вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.



Совместная педагогическая деятельность сообщества взрослых и детей:

  • тематические классные родительские собрания;

  • совместные проекты с родителями;

  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;

  • привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.



Блок – модуль «ТЫ +Я = Вместе школьная семья»

Цель: организация психолого-педагогического просвещения родителей; развитие сотрудничества между родительским сообществом и детьми. Реализуется через программу «Семейная культура : ценности духовно – нравственного обновления»

Блок - модуль

«Ученый кот» (развитие ученического самоуправления)

Цель: гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе — формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом. Реализуется через программу «Реализуй себя».

Блок - модуль

Школа социальных наук –

Цель: формирование социальной культуры (особое направление по изучению и коррекции ребенком собственного поведения личностное, саморегулятивное развитие и). Реализуется через программу психолога «Познай себя».

Направления деятельности программы

1. Системно – деятельностное направление включает разработку и реализацию модулей , обеспечивающих формирование социальной культуры субъектов образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогов) в урочное и внеурочное время; разработка программы « Школа как семья».

2. Воспитательно – образовательное направление включает создание единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами социума

3. Социальное партнерство

Развитие системы социального партнерства, обеспечивающего взаимопонимание и однонаправленность стремлений семьи, школы, социума, церкви в формировании ценностных ориентаций ,национального воспитательного идеала личности, базовых национальных ценностей; организация сетевого взаимодействия с социальными институтами по повышению эффективности психолого-педагогического сопровождения семьи и учащихся по формированию базовых ценностей КОС № 3, ЛОВДТ, ЦВР


4. Методическое направление предполагает разработку и освоение инновационных технологий педагогов в работе с младшими школьниками по формированию социальной культуры и апробацию их на практике;наработка пакета методичек диагностического материала для определения социальной культуры населения, базовых ценностей у

5. Диагностическое направление включает разработку и апробацию мониторинга эффективности формирования социальной культуры.


Главным условием успешности программы является принцип сотрудничества, сотворчества, тесного взаимодействия педагога, воспитанников и их родителей через совместное планирование, создание банка интересных дел по осуществлению проектной деятельности.


Предполагаемые результаты реализации программы и способы их фиксации:


I уровень результатов (1 класс).

  • Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности.

  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  • Создание благоприятного климата в детском коллективе, формирование у детей желания сотрудничать.

  • Формирование основ гражданственности личности.

  • Формирование учебных мотивов и познавательных интересов

  • Развитие умения предлагать идеи и проектировать.

  • Приобретение детьми первоначального опыта творческой проектной деятельности.

  • Создание потребности к участию в социально-преобразующей деятельности.

II уровень результатов (2, 3 класс).

  • Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  • Приобретение эмоционально-чувственного опыта при общении с коллективом, с окружающим социумом.

  • Развитие творческой, познавательной активности.

  • Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

  • Развитие у детей проектных умений (формулировка темы, задач, составление внутреннего плана действий, самооценки и рефлексии проделанной работы).

  • Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

  • Формирование системного мышления (восприятие мира во всем многообразии связей).

  • Формирование мотивов достижения и социального признания.

  • Формирование стойкой потребности в общественно-полезной проектной деятельности.

III уровень результатов (4 класс).

  • Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

  • Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

  • Развитие эмпатии, готовности к сотрудничеству и дружбе.

  • Формирование чувства сопричастности Родине, народу, родной истории традициям.

  • Обогащение опытом предметно-преобразующей, социально значимой деятельности, развитие ориентации в мире профессий.

  • Развитие творческой инициативы, индивидуального подхода в проектной деятельности.

  • Развитие нестандартного, творческого мышления, самостоятельности и оригинальности в воплощении проектов.

  • Развитие коммуникативной активности, самоопределения в выборе дальнейших занятий.


В своей работе с помощью диагностического инструментария мы определяем критерии социокультурного развития учащихся младшего школьного возраста:

Критерии

Показатель

Компетенции, относящиеся к самому человеку (ученику) как личности

сформированность рефлексивного контроля, автономность, социальная адаптированность, уверенность в себе, толерантность, ответственность, ценность семьи, нравственная воспитанность

Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы, ученик как субъект общения

уровень коммуникативных умений, уровень общительности, социальная активность


Компетенции, относящиеся к деятельности человека, ученик как субъект деятельности

эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность


Анализ выполнения программы проводится в соответствии с критериями результативности воспитательной деятельности за каждый из 4-х лет обучения с использованием методик психодиагностики младших школьников («Тест на выявление самооценки младшего школьника», П. Кучегаш, «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьника», М. Ступницкая, ), мониторинга физического и психоэмоционального здоровья обучающихся («Паспорт нездоровья» В.С. Безруковой); мониторинга воспитательных результатов по формированию личностных и метапредметных универсальных учебных действий.



Ожидаемые результаты программы:

  • формирование социальной культуры субъектов образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогов) в урочное и внеурочное время

  • создание условий для восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;

  • организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами социума

  • создание системы социального партнерства, обеспечивающего взаимопонимание и однонаправленность стремлений семьи, школы социума, церкви в формировании ценностных ориентаций и национального воспитательного идеала личности;

  • повышение профессиональной компетенции педагогов школы в освоении инновационных технологий по формированию социальной культуры и базовых национальных ценностей.

  • создание системы мониторинга эффективности формирования социальной культуры и базовых национальных ценностей.


В настоящее время на основе диагностического инструментария ведётся изучение коммуникативных и личностных компетенций учащихся младшего школьного возраста. На основе программы «Школа как семья – залог успеха в жизни» классные руководители 1 – 4 классов разработали воспитательные программы классных коллективов из восьми блоков данной программы в соответствии с приоритетным направлением воспитательной работы класса.

В процессе первого года реализации программы «Школа как семья – залог успеха в жизни» мы столкнулись с некоторыми трудностями. Основные из них связаны с подбором диагностического материала, соответствующего нашему предмету исследования и возрасту учащихся. Также затруднения возникли при изучении содержания понятия социальной культуры в связи с его многозначностью определений и применения понятия. Для этого мы конкретизировали понятие социальной культуры и определили предмет нашего исследования.

Преемственность между ступенями воспитательной системы будет заключаться в сохранении модульных блоков, основных форм работы и ключевых мероприятий школы с постепенным расширением и углублением тематического и методического материала, а также в продолжении разработки технологии педагогического сопровождения становления социальной культуры личности.









13


Модель воспитательной системы младших школьников «Школа как семья- залог успеха в жизни»
  • Директору-завучу
Описание:

В данной статье рассматривается модель воспитательной системы младших школьников, реализуемая через внедрение инновациооной программы "Школа как семья - залог успеха в жизни". Определяются принципы гуманистической парадигмы образования, раскрывается трактовка  понятия "социальной культуры" с точки зрения авторов ФГОС. Расскрываются тематические блоки - модули, на которых строиться вся программа и уровни их реализации: 

1 класс (1-ый уровень) - «Окно в мир!»,- предполагает умение вести наблюдение за многообразием окружающего мира, эмоционально откликаться на прекрасное в природе и творениях человека.

2 класс (2-ой уровень) - «Мы открываем чудеса!»,- призван учить познавать «тайны» предметов, явлений, событий в природе и обществе.

3 класс (3-ий уровень) - «Я - мастер!»,- направлен на обучение практическим личностно и общественно значимым действиям.

 

4 класс (4-ый уровень) - «Жизнь дана на добрые дела!»- обучает учащихся выполнению самостоятельных проектов, полезных для себя, для других людей, для природы, участие в совместных акциях со взрослым сообществом.

 

Автор Бухарова Елена Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 583
Номер материала 30310
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓