Главная / Русский язык и литература / Модель урока Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина

Модель урока Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина

Модель урока

Урок-раздумье «Психологизм Достоевского»

(по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)


Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина

Анализ педагогической ситуации

Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой и учителем биологии Н.Н. Себельдиной в 10 «Б» классе естественно-математического профиля. Это класс, в котором отмечается устойчивая мотивация на учение, но литература не входит в круг избранных предметов. Ребята ощущают определенную трудность при необходимости высказывать свою точку зрения, обсуждать поведение или поступки человека. Проведение этого урока в данном классе преследует цель научить ребят использовать свои знания в области биологии (психологии) при изучении литературного произведения.


Анализ темы

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока.

Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из его героев – индивидуальность, яркий тип личности. На наш взгляд, понять героев романа «Преступление и наказание», объяснить их поступки, действия помогут знания из области психологии. Эту задачу решает урок «Психологизм Достоевского».

Выбор цели и задач урока

Целью данного урока является формирование у школьников средствами литературы и психологии способности понимать, что в характере и поведении человека обусловлено природой, значит во многом предотвратить бесплодные попытки укротить и переделать ее. К числу природных особенностей человека относятся свойства нервной системы, темпераментные и конституциональные особенности. С ними связана работа нервной системы, динамика человеческого поведения, обменные процессы и энергетика. Близко к ним стоят половозрелые особенности личности и индивидуальности. Они тоже имеют генетическую природу, но несут на себе отпечаток социальных воздействий. С этими факторами уже связаны различные социальные нормы, стереотипы, ожидания.

Характер – это часть индивидуальности человека, которую по большей части творят другие люди, не только родители, педагоги. Этот урок направлен на то, чтобы учащиеся на примере героев Достоевского узнали, как влияет на человека культура и субкультура, что такое значимые другие и что позволяет им обрести этот статус, почему случайно брошенное слово или улыбка оказываются более действенными, чем многочасовые проповеди. Этот урок должен стать значимым в понимании роли мотивации, сознания, ситуационных характеристик в регулировании поведения человека. Именно они делают поведение человека предсказуемым и непредсказуемым одновременно.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используется технология критического мышления. В качестве учебного занятия используется урок - раздумье, где используется прием «Шесть шляп мышления». Такой урок предполагает использование дополнительных сведений, т. к. нельзя обсуждать сложные вопросы, работая только с материалом учебника. Он привлекает своей глубиной, новизной восприятия материала, возможностью рассмотрения предмета или явления с разных позиций.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, использ. учителем

Вызов

5-10 минут

Выступление учителя литературы по вопросу: «Концепция человека по Достоевскому»

Выступление учителя биологии по вопросу: «Психология поведения»

Ученики вспоминают, что им известно по данному вопросу, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ

Систематизация материала

Осмысление содержания

Предварительно учитель готовит 6 шляп разного цвета: белая, черная, желтая, синяя, красная, зеленая.

Каждый ученик выбирает свой цвет шляпы и соответственно цвету задание.

«Белая шляпа» - нейтральная позиция: представляет факты, связанные с каждым из героев, изложенные в романе.

«Синяя шляпа» - позиция размышления: раскрывают «идею» каждого персонажа.

«Красная шляпа» - позиция «отношения» эмоций – представляет психологические особенности каждого типа.

«Желтая шляпа» - позиция «за»: говорят, что положительного в каждом герое.

«Черная шляпа» - позиция «против»: ученик (группа) говорит об ошибках, противоречиях (о своем несогласии с тем, что изложено в тексте).

«Зеленая шляпа» - позиция творческая: высказывают предположения о будущем каждого из героев.

Для обсуждения выбраны четыре персонажа романа М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание»: Раскольников, Соня, Лужин, Свидригайлов.

Ученики разбиты на 4 группы, по количеству обсуждаемых персонажей. При обсуждении каждый ученик высказывает свою позицию исходя из выбранного цвета шляпы. Одновременно с этим каждый ученик ведет записи в таблице по каждому обсуждаемому персонажу.

Форма работы – групповая.

Изучение материала происходит в ходе дискуссии.

В ходе работы идет заполнение таблицы.

Рефлексия

Подведение предварительных итогов

В чем психологизм Достоевского?

Смог ли Достоевский объяснить поступки своих героев с точки зрения психологии?

Соответствует ли роман «Преступление и наказание» его концепции человека?

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используют знания, полученные на стадии осмысления содержания, делают выводы.

Ответы на вопросы готовят ребят к итоговой работе – написанию сочинения на тему «Психологизм Достоевского»


Приложение


Персонажи

Факты

«Идея»

Психология

Позитив

Негатив

Предполагаемое будущее

Раскольников

Соня

Лужин

Свидригайлов








Модель урока Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина
  • Русский язык и литература
Описание:

Целью данного урока является формирование у школьников средствами литературы и психологии способности понимать, что в характере и поведении человека обусловлено природой, значит во многом предотвратить бесплодные попытки укротить и переделать ее. К числу природных особенностей человека относятся свойства нервной системы, темпераментные и конституциональные особенности. С ними связана работа нервной системы, динамика человеческого поведения, обменные процессы и энергетика. Близко к ним стоят половозрелые особенности личности и индивидуальности. Они тоже имеют генетическую природу, но несут на себе отпечаток социальных воздействий. С этими факторами уже связаны различные социальные нормы, стереотипы, ожидания.

 

Характер – это часть индивидуальности человека, которую по большей части творят другие люди, не только родители, педагоги. Этот урок направлен на то, чтобы учащиеся на примере героев Достоевского узнали, как влияет на человека культура и субкультура, что такое значимые другие и что позволяет им обрести этот статус, почему случайно брошенное слово или улыбка оказываются более действенными, чем многочасовые проповеди. Этот урок должен стать значимым в понимании роли мотивации, сознания, ситуационных характеристик в регулировании поведения человека. Именно они делают поведение человека предсказуемым и непредсказуемым одновременно.

Автор Себельдина Наталья Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 340
Номер материала 40307
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓