Главная / Русский язык и литература / Модель урока Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси») Авторы: учитель литературы О.Г. Воротникова, учитель биологии Н.Н. Себельдина

Модель урока Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси») Авторы: учитель литературы О.Г. Воротникова, учитель биологии Н.Н. Себельдина

Модель урока

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!»

(по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Авторы: учитель литературы О.Г. Воротникова учитель биологии Н.Н. Себельдина

Анализ темы

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить разговор о Человеке, о процессе формирования личности позволяют короткие произведения М. Горького, перекликающиеся с позицией автора, сформированной в пьесе. Материал по биологии в теме «Антропогенез» делает разговор глубже и позволяет вывести к теме сегодняшнего дня.

Выбор цели и задач урока

Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы и биологии способности понимать себя, человеческую личность вообще.

Обучающие цели: научить работать с текстом прозаического произведения; формировать умения собирать, систематизировать, сопоставлять материал по теме.

Воспитательные цели: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения, эстетического вкуса средствами слова.

Развивающие задачи: развивать умения воспринимать Человека как уникальное явление природы, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое мышление, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используется технология развития критического мышления. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок, на котором применяется прием «Фишбоун». Учащиеся получают опережающие задания по текстам рассказа и очерка М. Горького как по литературе, так и по биологии.

Индивидуальная работа в группах представляет возможность всем без исключения учащимся для раскрытия, для свободного творческого роста.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, использ. учителем

Вызов

5-10 минут

Проблема

Используя цитатный материал предыдущих уроков по пьесе «На дне» формулируют позиции Сатина, Луки и автора в споре о Человеке

Активизация познавательной деятельности, определение целей и задач урока

Осмысление содержания

Учитель делит класс на группы. Каждая группа получает для работы высказывание, в котором поднята проблема Человека.

1. «Знающий других людей умен; знающий самого себя – просвещен. Побеждающий других силен; побеждающий самого себя – могуществен. Тот же, кто, умирая, знает, что он не уничтожается, - вечен»

Лао-Тхе

2. «Человек отличается от животных лишь своим разумом. Иные развивают его, но многие пренебрегают им: точно как будто хотят отречься от того, что отличает их от скотов»

Восточная мудрость

3. «Как жестоко ошибаются те, которые думают, что они могут жить высокой духовной жизнью, в то время, как тела их коснеют в праздности и роскоши. Тело всегда первый ученик души»

Торо

4. «Разумением жив человек. Никогда не приписывай свойства жизни телу – сосуду, заключающему в себе эту внутреннюю силу. Вся оболочка жива лишь этой силой разумения; без нее она – как челнок без ткача, перо без писца»

Мари Аврелий

5. «Искусен тот, кто знает людей; но истинно просвещен тот, кто знает самого себя. Кто знает самого себя – тот знает Бога»

Восточная мудрость

Каждая группа должна, выбирая цитатный материал из рассказа и очерка, а также знания по биологии, подтвердить или опровергнуть данное им высказывание. Для работы используется прием «Фишбоун» или «Рыбий скелет».

Причины

hello_html_m5982fba9.gifhello_html_m48cc6175.gifhello_html_m73a19f0.gifhello_html_m73a19f0.gifhello_html_m73a19f0.gifhello_html_m73a19f0.gifhello_html_m4a5a1f4f.gif


hello_html_m2f4cac47.gifhello_html_30a30cc7.gifhello_html_30a30cc7.gifhello_html_30a30cc7.gifhello_html_30a30cc7.gif



Проблема Факты, явления Вывод


Учащиеся работают с цитатой и текстами, используя знания по биологии. Во время работы используют «Рыбий скелет», где:

1) в голове поставленная проблема;

2) на верхних косточках скелета отмечают причины возникновения проблемы;

3) на нижних косточках факты, явления, подтверждающие правильность причин, высказанных на стадии вызова;

4) фразы могут быть записаны в виде ключевых слов;

5) хвост – главный вывод.

Форма работы – групповая. Каждая группа получила опережающие задания. Результаты работы заносятся в схему

Рефлексия

Подведение предварительных итогов

Изменилась ли позиция автора (по сравнению с пьесой)?

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используют знания, полученные на стадии осмысления содержания, делают выводы.

Учащиеся собирают материал для написания сочинения по теме «Все в Человеке – все для Человека»



Модель урока Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси») Авторы: учитель литературы О.Г. Воротникова, учитель биологии Н.Н. Себельдина
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить разговор о Человеке, о процессе формирования личности позволяют короткие произведения М. Горького, перекликающиеся с позицией автора, сформированной в пьесе. Материал по биологии в теме «Антропогенез» делает разговор глубже и позволяет вывести к теме сегодняшнего дня.

 В качестве системы обучения используется технология развития критического мышления. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок, на котором применяется прием «Фишбоун». Учащиеся получают опережающие задания по текстам рассказа и очерка М. Горького как по литературе, так и по биологии.

 

Индивидуальная работа в группах представляет возможность всем без исключения учащимся для раскрытия, для свободного творческого роста.

Автор Себельдина Наталья Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 487
Номер материала 40321
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы