Главная / Русский язык и литература / Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе «Формула жизни» Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе «Формула жизни» Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина

Модель урока

Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе

«Формула жизни»

Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина

Анализ педагогической ситуации

Класс, в котором проводился данный урок, один из лучших среди 6 классов. В классе 29 человек, 15 мальчиков, 14 девочек. У ребят устойчивая мотивация к учению. Примерно 60% учащихся учатся на хорошо и отлично. Есть явные лидеры, которые характеризуются ответственным отношением к учебе. Уроки в этом классе проходят при активном участие детей. Ребята с интересом принимают творческие виды деятельности, активно реагируют на новые формы работы.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 6 классах. За основу урока взята сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца», в которой тесным образом переплелись судьбы людей и окружающая их природа.

Выбор цели и задач урока

Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир.

Обучающие задачи: научить анализировать прозаическое произведение; формировать умения собирать и систематизировать материал по теме, научить использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения, эстетического вкуса средствами слова, любви к природе.

Развивающие задачи: развивать умения воспринимать явления природы в произведениях искусства, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используются элементы технологии критического мышления. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок в виде презентации. Каждый этап урок проиллюстрирован слайдом презентации, что позволяет визуализировать изучаемый материал, показать красоту природы ее необычные формы. Данная форма урока предполагает активное участие каждого ребенка в ходе работы.



Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, используемые учителем

Вызов

(5 минут)

1-2 слайды

Учитель называет тему урока «Формула жизни», зачитывает эпиграф.

Актуализация знаний по содержанию повести М.Пришвина «Кладовая солнца» происходит в виде разгадывания кроссворда.

3 слайд

1в. Кем был отец Митраши и какое его ремесло освоил сын?

2 в. Как звали отца детей?

3 г. Инструмент бондаря

3 в. Какой зверь «видит» Настю во время сбора ягод?

4 в. Куда сгребла Настя угли, собираясь в лес?

5 г. Отец Митраши считал, что он «в лесу добрее матери». О чем речь?

6 г. Как называется лес, в который отправляются дети?

7 в. За какими витаминами пошли дети?

8 г. «Лет двести тому назад… (с.45). С каким первым героем из мира природы мы встречаемся здесь?

9 г. С чего начинаются несчастья детей?

10 г. Как звали собаку Антипыча?

11 г. Куда попал Митраша?

12 г. Как называется спасительная трава на болоте?

13 г. Травка и лисичка охотятся на зверя. Как называется преследование дичи?

14 г. Кто был объектом охоты?

15 г. Кто напомнил Насте о времени и о брате?

16 в. Жанр произведения?

Делают запись в тетрадь


Ответ на вопросы кроссворда


- бондарь

- Павел

- ладило

- лось

- загнетка

- компас

- бор

- клюква

- ветер


- ссора

- Затравка

- елань

- белоус

- гон


- русак

- змея

- сказка-быль

Диалог в виде вопросов и ответов

Осмысление содержания














4 слайд

Учитель предлагает подобрать ассоциации к слову «Солнце»






5 слайд

Ассоциации к слову «Кладовая»





6 слайд

По ассоциациям необходимо определить значение словосочетания «Кладовая солнца» и найти основную мысль произведения


7 слайд

Найти описание «Солнце над елями»

8 слайд

Каково значение леса? Повадки животных?

Найти в тексте эти описания. Зачем они даны?

Закончить мысль: «Рассвет – это победа…»

9 слайд

«Красная ягода». Зачитать описание в тексте

10 слайд

«Сросшиеся деревья». Найти описание этих деревьев и определить роль этого описания

11 слайд

«Трава белоус» найти описание и пояснить роль этой травы в повествовании

12 слайд

hello_html_abc50b0.gifhello_html_6c22007b.gifhello_html_27b7a847.gifПрирода


Мешает Равнодушна Помогает




Запись в тетрадях: тепло, свет, жизнь, любовь, лето, нежность, заря, природа, мама, пляж, веселье, время, вечность ...


Ценность, золото, погреб, секрет,

кормилица, хранилище, сундук, память, жизнь человека

Отрывок «Наследство человеку от солнца…»


Отрывок на с.46


Отрывки с.45-46


Солнца


Описание с. 58


Описание с. 45



Описание с.54


Учащиеся анализируют описания природы и делают выводы

Прием «ассоциации»















Комментированное чтение
















Делают выводы

Рефлексия

13 слайд

hello_html_m1e76cf31.gifhello_html_m4edf1676.gifhello_html_m1d27f731.gif Формула жизни


Что необходимо Жизнь Без чего невозможно


Учащиеся предлагают каждый свою формулу жизни



Написание эссе


Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе «Формула жизни» Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема данного урока выбрана  с учетом программы  по литературе и биологии в 6 классах. За основу урока взята сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца», в которой  тесным образом переплелись судьбы людей и окружающая их природа.

Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир.

Обучающие задачи: научить анализировать прозаическое произведение;  формировать умения собирать и систематизировать материал по теме, научить использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения,  эстетического вкуса средствами слова, любви к природе.

 

Развивающие задачи: развивать умения воспринимать явления природы в произведениях искусства, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.

Автор Себельдина Наталья Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 360
Номер материала 33038
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓