Главная / Начальные классы / Модель организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Модель организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Республиканский конкурс на лучшую модель организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС



«Развиваем, воспитывая,

воспитываем, развивая»


Архипова А.Ю., Куйдан Г.В.,

учителя начальных классов

МОУ «СОШ № 14» г. ВоркутыD:\Школа 14 (13-14)\ФОТО\Дети 1 а\DSC08095.JPG

D:\Школа 14 (13-14)\ФОТО\Доброе дело 4 б фото\DSC07871.JPGD:\Школа 14 (13-14)\ФОТО\21.03.14 Прощание с Азбукой\101MSDCF\DSCN0256.JPG

Содержание.


  1. Введение.

  • Роль воспитания в современных условиях.

  • Назначение внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.

  • Суть технологии саморазвития личности.

  • Миссия школы в соответствии с ФГОС.

  • Актуальность и суть модели внеурочной деятельности.

  • Цель и задачи данной модели.

  • Принципы реализации модели.


  1. Основная часть.

  • Направления организации внеурочной деятельности.

  • Модель организации внеурочной деятельности в городской школе.

  • Формы работы с учащимися начальных классов.

  1. Заключение.

  • Критерии оценки эффективности результатов.

  • Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

  • Механизмы оценивания.

  • Результаты реализации модели.

  • Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.



  1. Введение.

Добрая школа – это хорошо,

Умная школа – это великолепно,

но ребёнок должен быть ещё

и подготовлен к жизни

Дьюи


Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника.

Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая модель создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» («Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Ведь жизнь не заканчивается уроками. Компетентность выпускника должна проявляться не только в сфере познавательной, но и гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой, бытовой.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал.

Данная модель организации внеурочной деятельности педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью данной модели является включение в неё такого мощного воспитательного блока как технология развития саморазвития личности (ТСРЛ), разработанная профессором Г.К.Селевко.

В течение десятилетий российская политизированная педагогика утверждала, что воспитание, то есть воздействие на человека извне, едва ли не всемогуще и может даже переделать природу человека. Совершенно не принимались в расчёт внутренняя активность личности, её потребности и способности к саморазвитию, к самосовершенствованию. А именно эти факторы современная гуманистическая психология и педагогика выдвигает на первый план в образовании и развитии личности. В XX веке идея саморазвития активизировала мировое педагогическое сознание. Сегодня она внедряется и в российское образование.

Анализируя современное состояние учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, мы понимаем, что ценность образования заключается в том, чтобы создать условия для индивидуально-творческого развития каждой личности и вовлечь в этот процесс самого ребёнка; истинный процесс образования должен быть двусторонним: обучающая и воспитывающая деятельность педагога и учение как особая индивидуально-значимая деятельность ученика (субъекта). В настоящее время весь учебно-воспитательный процесс строится на основе развивающего обучения, с применением современных образовательных технологий.

В технологии развивающего обучения (РО) само обучение признаётся ведущей движущей силой психического развития ребёнка, становления у него всей целостной совокупности социальных качеств личности.

В технологии РО:

  • ученик является субъектом, а не объектом обучения;

  • обучение идёт впереди развития, в зоне ближайшего развития, стимулируя и ускоряя развитие;

  • приоритетной целью педагогического процесса является формирование способов умственных действий (СУД), обеспечивается ведущая роль теоретического знания, мышления;

  • учебная деятельность ученика включает все психологические этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ результатов (на уровне рефлексии).

Технология саморазвития личности учащегося (ТСРЛ) включает в себя все сущностные особенности развивающегося обучения, но имеет принципиально новое качество: в ней стимулируется активность школьника, направленная на него самого, на его потребность совершенствовать себя, стать хозяином своих эмоций, поступков, характера, а стало быть, и судьбы.

В технологии саморазвития личности А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко субъектность деятельности школьника проявляется не только при решении учебных задач, а охватывает всю его жизнедеятельность: выполнение крупных учебных целей (планов), разнообразную внеурочную деятельность, досуговую деятельность, поведение в жизненных ситуациях, планирование дальнейших жизненных целей.

Воспитание самосовершенствующейся личности на основе ТСРЛ ставит новые цели и задачи перед педагогическим коллективом, как в области отношений, так и в методах работы.

Школа видит свою миссию в следующем:

  • принятие ребёнка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё «Я» на том уровне развития, которого он уже достиг в своей жизни;

  • создание в школе единого воспитательного и образовательного пространства, главной ценностью которого является формирование жизненно устойчивой, культурной, нравственной, творческой личности, способной к самореализации и саморазвитию.

Планируя совместную работу, учителя начального и среднего звена, классные руководители, педагоги дополнительного образования выстраивают работу по следующим направлениям:

  • нравственное и патриотическое воспитание;

  • эстетическое воспитание и этика взаимоотношений;

  • трудовое воспитание и творческая деятельность;

  • экологическое воспитание;

  • охрана физического и психологического здоровья, спортивная деятельность;

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному.

Технология саморазвития личности ребёнка (ТСРЛ), разработанная в Ярославском институте развития образования, на кафедре под руководством профессора Г.К.Селевко включает в себя все сущностные развивающие технологии, но имеет принципиально новое качество, заключающееся в том, что деятельность ребёнка организуется как удовлетворение не только познавательных потребностей, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

  • в самоутверждении;

  • в самовыражении;

  • в защищённости;

  • в самоактуализации.

Технология саморазвития личности может быть использована школой в различных вариантах:

  • как общешкольная образовательно-воспитательная технология;

  • как отдельный психолого-педагогический курс;

  • как основа построения программы воспитательной работы;

  • как методическая разработка в помощь классному руководителю, воспитателю и социальному педагогу.

Все варианты будут способствовать главному – воспитанию нравственного человека, социализированного, уверенно идущего по жизни.

Технология саморазвития личности включает в себя три взаимосвязанные, взаимопроникающие системы:

Подсистема «Теория»

Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя определяется уровнем осознания ребёнком целей и возможностей своего развития. В ТСРЛ открываются «тайны» процессов, идущих в его психике, серия специальных предметов знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознании, самовоспитания. Вводится существенный, принципиально важный компонент – курс «Самосовершенствования личности» с 1 по 11 класс.

Курс даёт ребёнку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приёмы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Эти курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности, он является теоретической базой для всех учебных предметов и для внеурочной деятельности.


Подсистема «Практика»

Охватывает всю внеклассную работу школы, представляет организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся, сопровождаемой удовлетворением разнообразных потребностей самосовершенствования. Эта деятельность реализуется во внеурочных занятиях ребёнка во второй половине дня. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность по интересам, которая даёт практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребёнка в огромных возможностях его личности.

Ставиться цель – дойти до каждого учащегося, предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.


Подсистема «Методика»

Для эффективного формирования доминанты самосовершенствования необходимы стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребёнка.

Организация учебного процесса имеет свои принципиальные черты:

  • превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием в приоритет организации УВП;

  • перенесение акцента с преподавания на учение;

  • использование не только познавательной, но и нравственно-волевой мотивации учащихся;

  • ставка на самостоятельную творческую деятельность учащихся;

  • активизация и стимуляция процесса осмысливания учения, выход ученика в рефлексивную позицию;

  • перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования способов умственных действий;

  • системное и последовательное формирование общеучебных умений и навыков.

На протяжении периода обучения учащиеся «пропускаются» через большое количество общешкольных технологий, которые образуют постепенно систему вовлечения ребёнка в процесс самостроительства личности.

ТСРЛ является сегодня наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах. ( /Г.К.Селевко., И.И.Закатова. Теория и практика технологии саморазвития личности учащихся. Ярославль, 2002 год /)

Необходимо понимать, что воспитание – это штучная работа.

Внеурочная деятельность учащихся в ТСРЛ имеет особое значение, она призвана:

  • сделать деятельность второй половины дня учащихся управляемой и подчинённой целям воспитания и самовоспитания;

  • создать гуманную развивающую среду жизнедеятельности детей во внеурочное время;

  • создать отношения сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников педагогического процесса;

  • удовлетворить разнообразные интересы детей вне учебной деятельности;

  • предоставить учащимся свободу выбора и смены деятельности;

  • осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такую деятельность, где ребёнок будет успешен;

  • стимулировать пробы ребёнка;

  • создать, организовывать ситуации успеха с последующей позитивной оценкой педагога и группы;

  • развивать уверенность учащихся в себе, самоуважение, самоутверждение, творческое раскрепощение.

Технология саморазвития личности позволяет:

  • Готовить учащихся к уверенному вхождению во взрослую жизнь, к профессиональному и жизненному самоопределению, к самореализации.

  • Формировать устойчивую мотивацию к учению как жизненно важному процессу.

  • Формировать умения самовоспитания, самообразования, управления собой.

  • Осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию.

  • Формировать личность, стремящуюся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Реализация программы воспитания и социализации

младших школьников будет способствовать:

овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами

деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением

адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое

здоровье и физическую культуру;

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и

нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой

деятельности;

формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности

обучающихся к дальнейшему обучению, развитие навыков самообразования, контроля и самооценки.

Таким образом, актуальность данной модели обусловливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное

воздействие.

Цель программы: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.

Задачи внеурочной деятельности:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

  • организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

  • оказать помощь в поисках «себя»;

  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширить рамки общения с социумом;

  • воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Принципы реализации модели

1. Учёт возрастных особенностей;

2. Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

3. Связь теории с практикой;

4. Доступность и наглядность;

5. Включение в активную жизненную позицию.


  1. Основная часть.

Модель организации внеурочной деятельности состоит

из следующих направлений деятельности:


  • Нравственное и патриотическое воспитание

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.


  • Эстетическое воспитание и этика взаимоотношений.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.


  • Трудовое воспитание и творческая деятельность.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.


  • Охрана физического и психологического здоровья, спортивная деятельность.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.


  • Экологическое воспитание.

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.


  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.


Технологии:

  • педагогика сотрудничества;

  • гуманно-личностная технология;

  • технология коллективного воспитания;

  • проектная деятельность;

  • дифференциация по интересам;

  • информационные и коммуникационные технологии;

  • игровые технологии;

  • обучение на основе «учебных ситуаций»;

  • социально – воспитательные технологии;

  • технология саморазвития личности учащихся.


Программа организации внеклассной деятельности состоит из 5 подпрограмм, в рамках которых реализуются следующие направления деятельности:

1. Спортивно-оздоровительное направление – подпрограммы «Быть здоровым здорово!», «Уроки ритмики», «Спортивные игры»;

2. Духовно-нравственное направление – «Самосовершенствование личности», «Азбука добра»

3. Социальное - «Удивительный мир природы»;

4. Общеинтеллектуальное - «Я – исследователь», « Логика».

5. Художественное творчество - «Волшебная кисточка», «Бисероплетение».



Подпрограммы внеурочной деятельности


Направление внеурочной деятельности

Подпрограммы

Класс


I

II

III


IV

Общеинтеллектуальное

«Я – исследователь»


1

1

1

1

«Логика»


1

1

1

1

Социальное

«Удивительный мир природы»

1

1

1

1

Духовно-нравственное


«Азбука добра»

1

1

1

1

«Самосовершенствование личности»

1

1

1

1

Спортивно-оздоровительное


«Быть здоровым здорово»


1

1

1

1

«Уроки ритмики»


1

1

1

1

«Спортивные игры»

1

1

1

1

Художественное творчество

«Волшебная кисточка»

1

1

1

1

«Бисероплетение»

1

1

1

1

ИТОГО

10

10

10

10


Формы работы с учащимися начальной школы


Направление

Программы (рабочие)


Формы работы


Решаемые задачи

Спортивно-оздоровительное

«Быть здоровым здорово!»





















«Уроки ритмики»






«Спортивные игры»

Реализуется данная программа учителем начальных классов, ежедневно.
















Программа реализуется хореографом.




Программа реализуется учителем начальных классов.


На первом уроке

5 минут отводится на утреннюю гимнастику.

После первого урока дети идут завтракать.

После 2 урока с детьми проводятся подвижные игры.

После 3-го урока 3 минуты отводится на слушание музыки (релаксация).

После 4 урока дети обедают. Организуется прогулка на свежем воздухе.


Занятия проводятся в хореографическом зале2 раза в неделю.


Занятия проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале, на свежем воздухе, в бассейне, на катке, на стадионе, на туристической базе отдыха и т.д.

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Художественное творчество



«Волшебная кисточка»,

«Бисероплетение»



Программа реализуется учителем ИЗО, технологии











Занятия проводятся 1 раз в неделю в кабинете ИЗО и технологии, в библиотеке, в зимнем саду, на природе. Дети посещают выставки, музеи, организуются встречи с художниками. Ведётся работа над проектной деятельностью.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Общеинтеллектуальное

"Логика"













«Я – исследователь»






Программы реализуется

учителями начальных классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Организуется работа в классе так и в нестандартных ситуациях: в магазине, на улице, в кинотеатре, в гостях и т.д.



Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Работа со справочной литературой, занятия в компьютерном классе, беседы, проектная и исследовательская деятельность, экскурсии по родному краю, научные конференции младших школьников.

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, переход от игровой деятельности к учебной. Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность,

разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

Социальное







































«Удивительный мир природы»






































Программы реализуются

учителями начальных классов и психологом.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Методы работы: рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, дискуссия, иллюстрация, демонстрация, исследование, мини-экопректы, опыты. Формы занятий: конкурсы, викторины, КВН, заочное путешествие, целенаправленные экскурсии на природу, трудовые десанты, сюжетно-ролевые игры, экологические праздники. Формы подведения итогов: практическое занятие, КВН, тест, анкетирование, выставка рисунков и поделок.

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах.

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества .




















Духовно- нравственное

«Азбука добра»,

«Самосовершенствование личности»

Программы реализуются классным руководителем

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Развитие нравственного сознания младшего школьника. Самосовершенствование личности, познание себя


  1. Заключение.

Критерии оценки эффективности результатов

  1. Динамика развития творческих способностей учащихся.

  2. Совершенствование профессионального и творческого потенциала педагогов.

  3. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса:

    • толерантное отношение к воспитанникам;

    • благоприятный психологический климат в учреждении;

    • позитивное сотрудничество цепочки «учитель-ученик-родитель»;

    • адекватное принятие воспитанниками форм, методов, приёмов обучения и воспитания;

    • положительная социальная, нравственная, эстетическая и учебная мотивация;

    • повышение уровня обученности, воспитанности.

4. Стабильность физического и психологического состояния здоровья

детей.

5.Динамика уровня самоорганизации детей.


Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

1. Критерии факта:

- упорядоченность жизнедеятельности школы;

- наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали»;

- интегрированность воспитательных воздействий в комплексы,

концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания».

2. Критерии качества:

- степень приближенности системы к поставленным целям;

- общий психологический климат школы;

- уровень воспитанности выпускников школы.

Механизм оценки данной программы отличается разнообразием форм, методов, приемов работы, базирующихся на современных педагогических технологиях и методиках. Это методы дифференциации и индивидуализации обучения, групповые и коллективные формы, игровые, проблемные и коммуникативные методики, новые информационные технологии и др. Все эти различные по содержанию и уровню применения технологии объединяет одна технология саморазвития и самосовершенствования личности ребёнка А.А.Ухтомского – Г.К.Селевко.


Средства оценивания результатов

  1. Научно-теоретический анализ, абстрагирование, классификация, сравнение, изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме исследования.

  2. Включённое педагогическое наблюдение, позволяющее фиксировать взаимодействие с учащимися, педагогами, родителями с целью выявления условий повышения творческой активности учащихся.

  3. Оценка и самооценка результативности мотивации учащихся.

  4. Система психолого-педагогической диагностики.

  5. Педагогическое диагностирование, тестирование, анкетирование.

  6. Диагностирование личностного роста учащихся (ведение карточек личностного роста, портфолио учащегося, карты успешности).

Введение карточек в процессе работы с детьми позволит систематизировать представления педагогов о своих учащихся, снять излишний субъективизм и дать более детальную объективную картину особенностей развития личности ребёнка.

Регулярное заполнение карточек личностного роста даёт возможность педагогам решить следующие методические задачи:

  • выявить индивидуальные особенности детей;

  • найти оптимальные способы воздействия на сознание и поведение каждого ребёнка;

  • отследить развитие наблюдаемых качеств;

  • корректировать методику работу с каждым ребёнком.


Применяются следующие виды тестов:

  • тесты достижений (тесты развития, интеллекта, общей результативности, школьной успеваемости);

  • психометрические личностные тесты (личностные структурные, на интересы и установки, клинические тесты).

Диагностика, проводимая в период обучения в начальной школе, направлена на выявление и развитие задатков и способностей, оценивание успешности знаний по различным дисциплинам. Выявление и устранение пробелов в знаниях учащихся. Очень важная задача в этот период заключается в выявлении детей с задержкой психического развития, с замедленным развитием.

В период обучения в начальной школе диагностика проводится с помощью педагогических, психологических тестов и методик.

Педагогическое наблюдение позволяет собрать объективные сведения о ребёнке, как во время урока, так и во внеурочной деятельности. Эти сведения заносятся в карту индивидуального развития ребёнка по следующим основным разделам:

  • интеллектуальное развитие;

  • социально-эмоциональное развитие;

  • эстетическое воспитание;

  • физическое развитие.

В среднем звене используются тесты способностей и педагогические тесты по предметам. При переходе на среднюю ступень обучения продолжается изучение личности ребёнка по следующим направлениям:

  • мотивационно - потребностная сфера учащихся;

  • эмоционально - волевые свойства личности;

  • характерологические особенности;

  • коммуникативные свойства;

  • интеллектуальные особенности;

  • психофизиологические особенности.

Методы и методики исследования:

  • методы изучения личности ученика и коллектива класса;

  • методы, направленные на создание благоприятных условий обучения и воспитания детей.


Результаты реализации модели

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.


Диагностика эффективности внеурочной деятельности

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Направления диагностики эффективности внеурочной деятельности школьников:

  • личность самого воспитанника;

  • детский коллектив;

  • профессиональная позиция педагога.


Личность воспитанника

Компетенции ученика

Показатели

Методический инструментарий

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации.

1.Познавательная активность учащихся.

2.Произвольность психических процессов.

3.Эмоциональное состояние (уровень тревожности)

1.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребѐнка. 2.Педагогическое наблюдение. 3.Оценка уровня тревожности Филипса «Шкала тревожности».

Сформированность коммуникативного потенциала личности и её зависимость от сформированности

общешкольного коллектива.

1.Коммуникабельность. 2.Знание этикета. 3.Комфортность ребѐнка в школе.

4.Сформированность совместной деятельности.

5.Взаимодействиесо взрослыми, родителями, педагогами.

6.Соблюдение социальных и этических норм.

1.Методика выявления коммуникативных склонностей уч-ся.

2. Педагогическое наблюдение.

3 Методика А.А.Андреева

«Изучение удовлетворѐнности учащегося школьной жизнью». 4.Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в коллективе». 5.Анкета «Ты и твоя школа». 6.Наблюдения педагогов.

Сформированность нравственного, эстетического потенциала учащегося.

1.Нравственная направленность личности. 2.Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

3.Развитость чувства прекрасного.

1.Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

2.Методика С.М.Петровой «Русские пословицы», методики «Репка» («Что во мне выросло»), «Золотая рыбка», «Цветик-семицветик». 3.Методики «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора».


C:\Users\Галина Васильевна\Desktop\ученик.tif

Детский коллектив

Цели и задачи

Ожидаемые результаты

Методы и методики мониторинга

Создавать условия для формирования детского коллектива как средства развития личности

1. Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.).

2.Сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива. 3.Сформированность коммуникативной культуры учащихся.

1.Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б. А. Федоришину)

2.Методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной)

3.Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (стадии развития коллектива)

4.Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов» 5.Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

6. Методика «Сочинения учащихся»

7.Социометрия

8.Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности» 9.Методика «Эмоционально-психологический климат»

10. Методика определения уровня развития самоуправления

Цветопись (по А.Н. Лутошкину) 11.Методика «Определение уровня развития классной группы» (по А.Н. Лутошкину).




Профессиональная позиция педагога

1. Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся (итоги учебного года).

2. Проектная деятельность учащихся.

3. Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы.

4. Количество учащихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях.

5. Посещаемость занятий, курсов.

6. Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса.

7. Посещение родителями обучающихся родительских собраний.

8. Участие родителей в мероприятиях.

9. Удовлетворенность учащихся жизнью школе.

10. Удовлетворенность родителей деятельностью педагога, школы.

11. Наличие благодарностей, грамот.

12. Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям.

13. Ведение аналитической деятельности своей работы (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности).

14. Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения.

15. Презентация опыта на различных уровнях.

16. Наличие научно-педагогических и методических публикаций.

C:\Users\Галина Васильевна\Desktop\учитель.tif

Модель организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС
  • Начальные классы
Описание:

          Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью  данной модели является включение в неё такого мощного воспитательного блока как технология развития саморазвития личности (ТСРЛ), разработанная профессором Г.К.Селевко.

Автор Куйдан Галина Васильевна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 2322
Номер материала 5481
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓