Главная / Другое / Модель организации психолого-педагогической деятельности в ДОУ

Модель организации психолого-педагогической деятельности в ДОУ

МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик»


Модель организации психолого-педагогической деятельности в ДОУ

1. Основные задачи

В качестве основных задач организации психолого-педагогической деятельности в ДОУ определяем:

сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и осуществления непосредственно образовательной деятельности в детском саду;

активное и всестороннее содействие охране прав личности каждого ребёнка в соответствии с Конвенцией ООН по охране прав ребёнка;

профилактика возникновения состояний дезадаптации у детей;

максимальная реализация в работе педагогического коллектива с детьми возрастных особенностей и резервов развития.

создание целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ на основе использования интегрированного подхода в проектной деятельности.

2. Основополагающие принципы

Основополагающими принципами построения модели психолого-педагогической деятельности в ДОУ являются:

принцип единства диагностики и коррекции – психологическая диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений (Д.Б.Эльконин). Психологическая диагностика и коррекция являются взаимодополняющими процессами – в самой процедуре психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. В то же время, психологическая диагностика содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента;

принцип личностного подхода - подход к ребёнку как целостной личности с учётом всей её сложности и всех её индивидуальных особенностей;

принцип деятельностного подхода – личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным в процессе выстраивания деятельности психологической службы. Так, например, психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребёнка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребёнка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

3. Создание целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ является ведущей задачей на ближайшее время для нашего ДОУ. Педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физ.культуре, воспитатель, музыкальный руководитель, медицинская сестра, социальный педагог, инспектор ПДН – взаимосвязанная работа всех этих специалистов в «точках пересечения интересов» поможет ставить новые задачи воспитания, развития, коррекции, сопровождения и эффективно решать эти задачи. Эти «точки пересечения» - психолого-педагогический проекты, основанные на интегрированном подходе.

Интегрированный подход (творческое название «Педагогическая эстафета») – активное использование информации, «знаний» о ребёнке, накопленных другими специалистами (воспитателями, учителем-логопедом, медиком, пед.доп.образования и т.д.), эффективный обмен этой информацией, взаимодействие всех заинтересованных и ответственных участников образовательного процесса, создание и реализация интегрированных проектов различной направленности.

Модель организации психолого-педагогической деятельности ДОУ

диагностический блок

сбор психодиагностической информации, позволяющей оценить взаимодействия индивидуально-личностных особенностей конкретного ребёнка и характеристик образовательной среды, в которой он оказывается, с позиции системного подхода и на основе единых, научно обоснованных критериев

анализ полученных данных, определение локализации проблемных зон,

определение стратегий психолого-педагогического воздействия

интегрированные проекты

«Наш самый первый день…»

Цель: комплексное сопровождение периода адаптации.

Интеграция: восп.+психолог+

+муз.рук.+ мед.сестра

«Слушай, играй, познавай!»

Цель: развитие разных сторон речи, психологической базы речи.

Интеграция:

психолог+логопед

«Защитим территорию детства»

Цель: комплексная профилактика семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми.

Интеграция:

восп.+психолог+инспектор ПДН

«Когда семья вместе…»

Цель: комплексное психолого-пед. сопровождение семейной группы.

Интеграция:

психолог+восп.сем.гр.

«Ах, было б только с кем поговорить!»

Цель: развитие коммуникативных навыков с использованием билингвального подхода.

Интеграция:

восп.+психолог+преп. по ин.яз.

«Коррекция СДВГ»

Цель: организация комплексного сопровождения коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности»

Интеграция:

психолог+инструктор по физ.культуре

«В гостях у Песочной Феи»

Цель: отреагирование неблагоприятных эмоциональных состояний, развитие познавательных функций, речи, моторики через организацию «пед. песочницы»

Интеграция:

восп.+психолог

«К школе готов!»

Цель: комплексная работа с будущими первоклассниками на всех этапах становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном.

Интеграция:

восп.+психолог

блок оценки эффективности психолого-педагогических воздействий – на основании вновь проведённых диагностических исследований оценить наличие/отсутствие динамики развития

блок «Анализ и перспективы»- осуществление качественного анализа результативности проектов, внесение необходимых корректив;

с учётом особенностей воспитанников наметить стратегии психолого-педагогического сопровождения на будущий учебный год.


Краткое содержание интегрированных проектов


Проект «Наш самый первый день…»

Цель: комплексное сопровождение периода адаптации

Интеграция: воспитатели+психолог++муз.рук.+ мед.сестра

этап

содержание деятельности

этап I «Подготовительный»

Работа с родителями:

- знакомство с группой, педагогами во время получения направления;

- ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей данного возраста;

- анкетирование (социальное, медицинское);

- знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение (состояние здоровья, уровень развития, коммуникабельность, сформированность предметной и игровой деятельности, наличие навыков самообслуживания);

- предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми (от 2 до 5 дней). Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребёнка в детский сад).


Медико-психолого-педагогическая служба:

- прогнозирует течение адаптации по проведённому анкетированию;

- выявляет группу «риска»;

- разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов;

- разрабатывает последовательность приёма детей в группу;

- определяет длительность пребывания ребёнка в адаптационном периоде;


этап II «Формирующий»

1) поэтапный приём детей в группу;

2) постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

3) наблюдение за поведением детей;

4) консультирование родителей;

5) разработка индивидуального режима для каждого ребёнка;

- психолог совместно с муз.руководителями, воспитателями организует образовательную деятельность, способствующую облегчению процесса адаптации;

6) оформление листов адаптации, оценка уровня нервно-психического развития детей

этап III «Анализ и выводы»

1) Обработка результатов:

- анализ листов адаптации;

- анализ индивидуальных карт развития.

2) Выявление детей с тяжёлой степенью адаптации.

3) Индивидуальная работа с детьми.

4) Рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми.

5) Внесение изменений в существующую модель работы.


Модель организации психолого-педагогической деятельности в ДОУ
  • Другое
Описание:

В разработке представлена модель организации деятельности педагога-психолога в детском саду, основным подходом при создании модели избран интегрированный подход - эффективное использование знаний и информации о ребенке, накопленных другими специалистами (воспитателями, учителями-логопедами, медиками, дефектологами, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре).

Модель может быть использована как основа для разработки годового планирования в детских садах комбинированного вида, а также в качестве базиса при составлении планов совместной работы специалистов.

Автор Родионова Татьяна Валерьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1802
Номер материала 36517
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓