Мобильный класс на уроках математики
Н.В.Забродина
Стремительное развитие информационно-коммуникационных
технологий поражает своими темпами внедрения в жизнь человека. 20 лет назад, персональный
компьютер был чудом техники, а огромные радиотелефоны символами материального
богатства и избранности их владельцев. Многие так и не успели подержать в
руках пейджеры, так как стремительный прогресс предложил более удобные средства
связи: теперь зачастую на ладони умещается компьютер, телефон, фото и видеокамера.
Для того чтобы найти нужную информацию не нужно перелистывать десятки книг,
надо просто воспользоваться всемирной паутиной и в считанные секунды информация
из тысяч источников твоя. И главной становиться задача правильного
использования полученной информации.
Но вот парадокс: в условиях галопирующего прогресса
практически неизменной остается школа, которая предназначена помочь детям
адаптироваться в стремительно меняющемся мире, подготовить молодых людей к
самостоятельной трудовой жизни в новых условиях. Наверное ни одна сфера
общественной жизни не вызывает столько нареканий и не переживала столько реформ,
как образование. Но, несмотря на это, как и сотни лет назад учитель мелом
пишет на доске и готовые истины доносит до сведения детей. Только отношение к
этим истинам уже иное.
Современную школу нельзя представить без компьютерных
классов, Интернета, проекторов, интерактивных досок. Государство ежегодно
тратит колоссальные средства на оснащение школ, и насколько эти вложения себя
оправдывают, зависит только от учителя, от его желания идти в ногу со временем,
от его способностей к саморазвитию, понимания необходимости постоянного
использования современных информационных технологий в урочной и внеурочной
деятельности.
МБОУ «Гимназия 74» обладает пока еще уникальным для Алтайского
края оборудованием – мобильным классом на основе комплексных решений Intel®
Learning Series, а учителя гимназии реализуют модель обучения «1 ученик : 1
компьютер». Мобильный класс представляет собой пластиковый кейс, в состав которого
входят 15 ученических нетбуков, ноутбук учителя, точка доступа к сети Wi-fi. Все
компьютеры, оснащены специальным пакетом программного обеспечения Intel
Learning Series Software Suite, который включает приложения для организации
работы в классе, выполнения ряда учебных задач, контроля использования
компьютерной техники. Эти приложения позволяют значительно повысить
эффективность использования мобильных компьютеров в учебном процессе: такое
оборудование и программное обеспечение дает возможность организовать
индивидуальную, фронтальную и групповую работу учащихся с использованием
электронных образовательных ресурсов, электронных приложений к учебникам, возможностей
сети Интернет. Учитель имеет возможность в режиме реального времени рассылать
задания на ноутбуки учеников и организовать контроль деятельности учеников. Так
же в режиме on-line можно своевременно проводить работу над
ошибками, выполнять формативное и суммативное оценивание учащихся.
Использование мобильного класса экономит время и
бумагу, позволяет создать единое информационное пространство класса, стимулировать
познавательные интересы и развивать различные ИКТ-компетентность учащихся: дает
возможность ученикам учиться работать с беспроводной сетью, сетью Интернет,
обрабатывать информацию, представленную в разных формах с использованием
компьютерной техники, ориентироваться в потоках информации. При организации
работы в группе учащиеся совершенствуют межличностные отношения, учатся
совместной работе с информацией, получают общие результаты труда, пробуют давать
объективную самооценку и взаимооценку процесса обучения, своей деятельности на
уроке. Кроме того, использование мобильного класса позволяет реализовать
личностно-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход, что
особенно актуально в связи с переходом на новые ФГОС.
В процессе использования мобильного класса на уроках
математики перед учителем может возникнуть проблема: компьютеров 15, а в классе
20-30 учеников, таким образом подход «1 ученик : 1 компьютер» требует
переосмысления и иного взгляда на применение мобильного класса. Для решения
выявленной проблемы учителя математики гимназии поставили перед собой следующие
задачи:
–
освоить работу с мобильным
классом;
–
определить, как
рационально использовать мобильный класс на уроке математики;
–
разработать медиатеку
материалов для контроля знаний учащихся;
–
составить коллекцию
электронных заданий для организации работы по закреплению учебного материала;
–
оптимизировать
использование ресурсов сети Интернет в рамках урока;
–
учить детей обрабатывать
полученную информацию с использованием возможностей компьютера.
Познакомившись с руководством пользователя по использованию
программного обеспечения Intel Learning Series, учителя гимназии определили, что
на уроках математики целесообразно пользоваться следующими возможностями
мобильного класса:
–
Опрос. В режиме реального
времени учитель задает вопросы, дети, работая в парах, сообща предлагают ответ
на этот вопрос. Учитель мгновенно видит статистику верных ответов, определяет
готовность класса и уровень понимания. Форма постановки вопроса может быть
разная. Удобно то, что вопросы можно импортировать из документов Microsoft Word. Проблема:
один вариант заданий. Поэтому планируя работу, нужно предусмотреть, чтобы
ученические пары были сформированы по уровню познавательных способностей.
–
Экзамен в режиме реального
времени. Преимуществом данного вида деятельности является четко ограниченное
время работы учащихся, возможность комбинировать различные постановки вопросов
и варианты ответов, наблюдение учителем на какой стадии находится работа
каждого ученика, мгновенное получение результатов экзамена. Учитель может
видеть статистику выполнения экзамена в целом, а также результаты по каждому
вопросу, что обеспечивает возможность провести индивидуальную работу над
ошибками «по горячим следам». Минусом экзамена является использование одного
варианта заданий для всех учащихся. С учетом того, что компьютеров не хватает
на всех, необходимо либо организовывать работу в парах обучающихся одного
уровня, либо оставшаяся часть класса должна выполнять иную работу. Также учитель
должен спланировать очередность выполнения, подготовив 2 варианта экзамена. При
составлении заданий возможен экспорт вопросов для экзамена из документов Microsoft Word, но
математические формулы необходимо вставлять как картинки, что занимает довольно
много времени.
–
Организация работы в
группах. Данный режим работы предполагает возможность использования
разнообразных форм учебной деятельности: каждая группа может выбрать темп
работы, разные уровни заданий, применять разных цифровые образовательные ресурсы,
получать совместный продукт деятельности группы, определять в группе лидера,
который берет на себя функции учителя внутри группы, демонстрировать результаты
работы группы всему классу.
–
Демонстрация и наблюдение.
Данные режимы работы дают возможность учителю передавать с учительского
компьютера необходимый материал на компьютеры учащихся, контролировать работу
каждого ученика, при необходимости оказать помощь, как в режиме on-line, отправив
сообщение, так и подойти к ученику, который испытывает трудности. Учитель
может показать всему классу работу любого ученика или группы. При работе
учащихся с ресурсами сети Интернет, учитель, не отходя от экрана своего
компьютера, может мягко координировать ее, не привлекая своими замечаниями
других учеников. Удобно использовать компьютерный класс и при изучении
некоторых тем, предоставив детям соответствующую информацию и поставив перед
ними задачи по ее изучению. Дети выбирают удобный для них ритм изучения
материала, а задача учителя – контролировать процесс выполнения их работы.
При использовании мобильного класса может возникнуть
проблема, которая может испортить весь урок: задержка при передачи информации с
помощью беспроводной сети. Поэтому учителю необходимо продумывать
альтернативный вариант организации учебной деятельности учащихся на случай
возникновения проблем в работе сети.
Перечисленные формы применения мобильного класса –
далеко не все его возможности. Это способы, которые, по нашему мнению, являются
целесообразными для применения на уроках математики. Но, мобильный класс не
является панацеей от всех проблем учителя, хотя и привлекает интерес учащихся. Учитель
должен грамотно и гибко подходить к его использованию в учебном процессе, чтобы
за применением систем экзаменов и тестирования, цифровых образовательных ресурсов
не потерять главное предназначение математики – развитие мышления учащихся, умение
использовать математические знания в различных областях деятельности, грамотно
вести рассуждение, обладать навыками синтеза и анализа.
Библиографический список
1. Copyright © 2012 Автор М.А.Ливенец, старший научный
сотрудник ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства
образования и науки Российской Федерации, Эксперт образовательных инициатив Intel,Пособие
для учителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.