Мороз, агроном, шофёр, доброта, ува-жительный, иней,
заботится, комбайн, ко-рабль, честный, инженер, равнодушие, уха-живать.
внимательный.
Выполните по образцу.
Явления природы: мороз,...,
Профессии: агроном,...,
Машины: комбайн....,
Человеческие отношения: доброта.....
К слову доброта подберите однокорен-ные слова. Кого называют
равнодушным
человеком? Послушайте рассказ.
Жила в селе бабушка Арина. Такая старая. что никто не помнил,
сколько ей лет. У бабушки два соседа -- оба трактористы. У одного дочь Галя.
семиклассница, а у другого -- дочь Нина. третьеклассница.
Однажды спросила Нина у бабушки:
-- Бабушка, когда Ваш день рождения?
Завтра, детка. - ответила бабушка. Дождалась Нина утра,
нарвала цветов и не-сет бабушке. А Галя спрашивает:
-- Куда ты несешь цветы?
-- Бабушке Арине. Сегодня её день рождения.
Засмеялась Галя и говорит:
А разве она твоя бабушка? Почему ты чу-жую бабушку
поздравляешь с днем рождения)
Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:
-- - А разве мажет быть ничья бабушка?
(По В.А. Сухомлинскому.)
Что можно сказать о девочках?
Запись в словарики.
Равнодушный -- безразличный, безуча-стный к людям,
окружающему.
2. Прочитайте. На какие вопросы отве-чают слова в каждом
столбике?
Что они обозначают?
д . брота об. зательный
бл . годарность вр . ждебный
с . весть н .смешливый и . з. ботился выем . ять оск. роить
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Послушайте рассказ.
Что такое совесть?
В школьном коридоре во время перемены ссо-рились осе девочки.
И одна другой 'запальчиво выкрикнула: «Бессовестная! Бессовестная!»
Безрадостный - значит, нет радости, без-надежный - нет
надежды, а бессовестный нет чего? А что такое совесть?
Совесть -- это как бы второе сознание, как бы двойник
человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А
уж если человек совершил что-то неблаговидное, то со-весть сурово и беспощадно
наказывает его: чело-век. вдруг понимает, что поступил нехорошо, жа-леет о
содеянном, ругает сам себя, хочет забыть о поступке -- и не может, и мучается
от этого
Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть?
Каким вы считаете че-ловека без совести?
3. Определите, какой частью речи явля-ется каждое слово.
Верный, верить, внимание, гостеприим-ный, доброжелательный,
насмехаться, оби-деть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить,
дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный,
жестокий, гуманный.
Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена
прилагательные. глаголы. Назовите положительные качества человека.
4. Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.
. Скупой глядит -- как бы другому не дать, а жадный глядит --
как бы у другого отнять. 2. Клевета и ложь -- не одно и то ж. Ложь бывает и
спроста, а клевета все-гда с умыслом.
Чему посвящены эти пословицы?
Кого называют щедрым человеком, а ко-го -- скупым? Как люди
оценивают щед-рость, а как -- скупость?
5. Спишите, вставляя словосочетание добрый человек. Определите
падежи.
Не помнит зла (кто?) ... . Худо тому месту, где нет (кого?)
... . Поклонись в пояс (кому?) ... . Поминай добром (ко-го?)... . Хорошо иметь
дело (с кем?) ... . Вспоминай чаще (о ком?) ....
6. Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу
имя существительное.
Верный -- ... , внимательная -- .... доб-рая -- .... жестокое
-- .... равнодушный -- ..., гостеприимная -- .... заботливое -- .... нежная --
.... ласковое -- ....
Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.
7. Запишите имена прилагательные вместе с подходящими именами
существи-тельными.
(Дружеский, дружный) класс; (жесто-кий, жёсткий) человек;
(скрытный, скры-тый) характер; (обидчивая, обидная) жен-щина; (радушное,
равнодушное) угощение;
(гуманная, гуманитарная) помощь.
8. Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы. При
затруднении исполь-зуйте «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова.
Вежливый ответ. Правдивые слова. От-нестись с доверием.
Насмехаться над чело-веком. Жестокий поступок.
9. Назовите синонимы и антонимы слова жестокий.
… очень тяжело было на сердце, ко-торое грызла беспощадная
совесть. (А.Гайдар.) 2. Она казалась недоброй. (Ф. Гл ад ко в.) 3. Терентьев
был груб в об-ращении, недоброжелателен. (И.Гонча-ров.) 4. Надо быть
милосердным, папа! (А.Чехов.) 5. Жестокосердный старик свирепо посмотрел на
нас.
6. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть
добрым будет ум у вас А сердце умным будет. (А. Маршак.)
Что общего между данными прилагатель-ными? Чем они различаются
по смыслу?
Жестокий, безжалостный, бессердеч-ный, бесчеловечный, лютый,
свирепый.
10. Образуйте пары слов с противопо-ложным значением, добавляя
к словам от-рицание не (пишется слитно).
Сердечный -- не... .
Добрый -- не... .
Чуткий -- не... .
Отзывчивый-- ... .
Составьте предложения со словами пер-вого столбика. Измените
эти предложения, вводя в них слова из первого столбика.
11. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Выпишите глаголы
1-го спряже-ния в один столбик, глаголы 2-го спряже-ния -- во второй.
. Старая дружба и в огне не горит, и в воде не тонет. 2. Вдруг
не станешь друг. 3. Друга за деньги не купишь. 4. Русский чело-век добро
помнит. 5. Не одежда красит че-ловека, а добрые дела. Друга узнаешь в
опас-ности. 6. После драки кулаками не машут.
Что вы знаете о настоящей дружбе? Со-ставьте рассказ на тему
«О моем друге (подруге).
12. Спишите прилагательные в сочетании с существительными.
Объясните значение прилагательного в каждом конкретном случае.
Образец: мягкий (хлеб, характер);
мягкий хлеб (это какой?) свежий;
мягкий характер (это какой?) поклади-стый. уступчивый, сговорчивый.
Твёрдый (камень, характер).
Тёплые (вечера, отношения).
Чёрствый (батон, человек).
Сухой (ветер, взгляд).
13. Как вы понимаете значение данных оборотов речи?
Владеть собой; выдержать характер: много думать о себе: рука
об руку; от всего сердца, от чистого сердца; принять близко к сердцу.
14. Перечислите качества людей, о кото-рых рассказывают
пословицы.
Моя хата с краю, я ничего не знаю.
2. В чужой лодке всегда больше дырки
3. Как собака на сене: сама не ест и дру-гим не даёт.
(Равнодушие, зависть, жадность). Отбирая содержание для
творческих ра-бот, необходимо активизировать формиро-вание у младших школьников
положитель-ного отношения к товарищам, членам се-мьи, старым людям, умение
использовать в своих работах лексику человеческих отно-шений. С этой целью
можно предложить детям следующие упражнения.
1. Сочинения на темы: «Моя любимая ма-мочка», «Мой самый
любимый человек». «О моём друге», «Какие люди мне нравят-ся», «Тёплое слово и в
мороз согреет», «У сильного всегда бессильный виноват», «Как можно позаботиться
о близких людях» и т.д.
2. Прочитайте. Чем похожи эти произве-дения?
Вежливый человек
На автобусной остановке собралось много народу. Среди них был
старичок с палочкой. По-дошел автобус. Мальчик помог старичку войти в автобус и
сесть.
Внимательный человек
Девочка пришла домой из школы. Она пере-оделась, вымыла. руки
и хотела обедать. Вдруг она заметила, что бабушка лежит в постели. Внучка
выключила радио и накормила бабушку. дала ей лекарство, а потом сама пошла
обедать.
Объясните значение слов вежливый и внимательный.
Нарядная оживленная женщина в сопро-вождении высокого молодого
человека входит в автобус. Увидев её. поднимается девочка:
-- Садитесь, пожалуйста!
-- Ну что ты ...спасибо...не надо... .
-- Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым место уступаю'.
Оживление на лице женщины гаснет. Почему смутилась женщина?
Была ли девочка вежливой? Как бы вы поступили на ее месте?
Напишите сочинение «Тактичный че-ловек».
3. Творческий диктант.
Сила не право
Прибежал Митя в сад, выхватил у своей ма-ленькой сестры Тани
куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дома старший брат Мити. Се-рёжа. Сереже показалось
весело возить куклу по саду. и он отнял у Мити куклу и лошадь.
Митя побежал жаловаться отцу, а отец си-дел у окна и всё
видел.
Что сказал Мите отец? (К.Д. Уш и н с к и й.)
Продолжите рассказ.
4. Творческий диктант.
Посмеялись над бабушкой
Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть,
радостно.
Мимо стадиона шла бабушка. Она плохо ви-дела, шла медленно,
ощупью проверяла дорогу палкой.
Кто-то из ребят бросил мяч так, что он пока-тился бабушке под
ноги, ударил по палке, и выбил её из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не
знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит
бабушка её.
Дети смотрят на бабушку и смеются. Ни-кто из них не догадался
подойти к бабушке, по-просить прощения и помочь ей.
Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому в голову не
пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над
человеком. (В.А. Су хом л и н с к и и.)
Как бы вы поступили на месте детей? Напишите об этом.
Итак, работа по обогащению словаря учащихся лексикой
человеческих отноше-ний имеет большое значение для формиро-вания навыков
письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной ре-чи детей,
потому что она развивает у школь-ников разностороннее внимание к слову,
от-ветственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное и
за-ботливое отношение к старикам, близким людям, товарищам.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.