Главная / Начальные классы / Мнемотехнический приём запоминания словарных слов К. Д. Ушинского.

Мнемотехнический приём запоминания словарных слов К. Д. Ушинского.

Мороз, агроном, шофёр, доброта, ува-жительный, иней, заботится, комбайн, ко-рабль, честный, инженер, равнодушие, уха-живать. внимательный.

Выполните по образцу.

Явления природы: мороз,...,

Профессии: агроном,...,

Машины: комбайн....,

Человеческие отношения: доброта.....

К слову доброта подберите однокорен-ные слова. Кого называют равнодушным

человеком? Послушайте рассказ.

Жила в селе бабушка Арина. Такая старая. что никто не помнил, сколько ей лет. У бабушки два соседа -- оба трактористы. У одного дочь Галя. семиклассница, а у другого -- дочь Нина. третьеклассница.

Однажды спросила Нина у бабушки:

-- Бабушка, когда Ваш день рождения?

Завтра, детка. - ответила бабушка. Дождалась Нина утра, нарвала цветов и не-сет бабушке. А Галя спрашивает:

-- Куда ты несешь цветы?

-- Бабушке Арине. Сегодня её день рождения.

Засмеялась Галя и говорит:

А разве она твоя бабушка? Почему ты чу-жую бабушку поздравляешь с днем рождения)

Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:

-- - А разве мажет быть ничья бабушка?

(По В.А. Сухомлинскому.)

Что можно сказать о девочках?

Запись в словарики.

Равнодушный -- безразличный, безуча-стный к людям, окружающему.

2. Прочитайте. На какие вопросы отве-чают слова в каждом столбике?

Что они обозначают?

д . брота об. зательный

бл . годарность вр . ждебный

с . весть н .смешливый и . з. ботился выем . ять оск. роить

Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Послушайте рассказ.

Что такое совесть?

В школьном коридоре во время перемены ссо-рились осе девочки. И одна другой 'запальчиво выкрикнула: «Бессовестная! Бессовестная!»

Безрадостный - значит, нет радости, без-надежный - нет надежды, а бессовестный нет чего? А что такое совесть?

Совесть -- это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек совершил что-то неблаговидное, то со-весть сурово и беспощадно наказывает его: чело-век. вдруг понимает, что поступил нехорошо, жа-леет о содеянном, ругает сам себя, хочет забыть о поступке -- и не может, и мучается от этого

Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? Каким вы считаете че-ловека без совести?

3. Определите, какой частью речи явля-ется каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприим-ный, доброжелательный, насмехаться, оби-деть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный, жестокий, гуманный.

Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные. глаголы. Назовите положительные качества человека.

4. Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.

. Скупой глядит -- как бы другому не дать, а жадный глядит -- как бы у другого отнять. 2. Клевета и ложь -- не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета все-гда с умыслом.

Чему посвящены эти пословицы?

Кого называют щедрым человеком, а ко-го -- скупым? Как люди оценивают щед-рость, а как -- скупость?

5. Спишите, вставляя словосочетание добрый человек. Определите падежи.

Не помнит зла (кто?) ... . Худо тому месту, где нет (кого?) ... . Поклонись в пояс (кому?) ... . Поминай добром (ко-го?)... . Хорошо иметь дело (с кем?) ... . Вспоминай чаще (о ком?) ....

6. Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

Верный -- ... , внимательная -- .... доб-рая -- .... жестокое -- .... равнодушный -- ..., гостеприимная -- .... заботливое -- .... нежная -- .... ласковое -- ....

Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.

7. Запишите имена прилагательные вместе с подходящими именами существи-тельными.

(Дружеский, дружный) класс; (жесто-кий, жёсткий) человек; (скрытный, скры-тый) характер; (обидчивая, обидная) жен-щина; (радушное, равнодушное) угощение;

(гуманная, гуманитарная) помощь.

8. Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы. При затруднении исполь-зуйте «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова.

Вежливый ответ. Правдивые слова. От-нестись с доверием. Насмехаться над чело-веком. Жестокий поступок.

9. Назовите синонимы и антонимы слова жестокий.

очень тяжело было на сердце, ко-торое грызла беспощадная совесть. (А.Гайдар.) 2. Она казалась недоброй. (Ф. Гл ад ко в.) 3. Терентьев был груб в об-ращении, недоброжелателен. (И.Гонча-ров.) 4. Надо быть милосердным, папа! (А.Чехов.) 5. Жестокосердный старик свирепо посмотрел на нас.

6. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас А сердце умным будет. (А. Маршак.)

Что общего между данными прилагатель-ными? Чем они различаются по смыслу?

Жестокий, безжалостный, бессердеч-ный, бесчеловечный, лютый, свирепый.

10. Образуйте пары слов с противопо-ложным значением, добавляя к словам от-рицание не (пишется слитно).

Сердечный -- не... .

Добрый -- не... .

Чуткий -- не... .

Отзывчивый-- ... .

Составьте предложения со словами пер-вого столбика. Измените эти предложения, вводя в них слова из первого столбика.

11. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Выпишите глаголы 1-го спряже-ния в один столбик, глаголы 2-го спряже-ния -- во второй.

. Старая дружба и в огне не горит, и в воде не тонет. 2. Вдруг не станешь друг. 3. Друга за деньги не купишь. 4. Русский чело-век добро помнит. 5. Не одежда красит че-ловека, а добрые дела. Друга узнаешь в опас-ности. 6. После драки кулаками не машут.

Что вы знаете о настоящей дружбе? Со-ставьте рассказ на тему «О моем друге (подруге).

12. Спишите прилагательные в сочетании с существительными. Объясните значение прилагательного в каждом конкретном случае.

Образец: мягкий (хлеб, характер);

мягкий хлеб (это какой?) свежий;

мягкий характер (это какой?) поклади-стый. уступчивый, сговорчивый.

Твёрдый (камень, характер).

Тёплые (вечера, отношения).

Чёрствый (батон, человек).

Сухой (ветер, взгляд).

13. Как вы понимаете значение данных оборотов речи?

Владеть собой; выдержать характер: много думать о себе: рука об руку; от всего сердца, от чистого сердца; принять близко к сердцу.

14. Перечислите качества людей, о кото-рых рассказывают пословицы.

Моя хата с краю, я ничего не знаю.

2. В чужой лодке всегда больше дырки

3. Как собака на сене: сама не ест и дру-гим не даёт.

(Равнодушие, зависть, жадность). Отбирая содержание для творческих ра-бот, необходимо активизировать формиро-вание у младших школьников положитель-ного отношения к товарищам, членам се-мьи, старым людям, умение использовать в своих работах лексику человеческих отно-шений. С этой целью можно предложить детям следующие упражнения.

1. Сочинения на темы: «Моя любимая ма-мочка», «Мой самый любимый человек». «О моём друге», «Какие люди мне нравят-ся», «Тёплое слово и в мороз согреет», «У сильного всегда бессильный виноват», «Как можно позаботиться о близких людях» и т.д.

2. Прочитайте. Чем похожи эти произве-дения?

Вежливый человек

На автобусной остановке собралось много народу. Среди них был старичок с палочкой. По-дошел автобус. Мальчик помог старичку войти в автобус и сесть.

Внимательный человек

Девочка пришла домой из школы. Она пере-оделась, вымыла. руки и хотела обедать. Вдруг она заметила, что бабушка лежит в постели. Внучка выключила радио и накормила бабушку. дала ей лекарство, а потом сама пошла обедать.

Объясните значение слов вежливый и внимательный.

Нарядная оживленная женщина в сопро-вождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев её. поднимается девочка:

-- Садитесь, пожалуйста!

-- Ну что ты ...спасибо...не надо... .

-- Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым место уступаю'.

Оживление на лице женщины гаснет. Почему смутилась женщина? Была ли девочка вежливой? Как бы вы поступили на ее месте?

Напишите сочинение «Тактичный че-ловек».

3. Творческий диктант.

Сила не право

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей ма-ленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дома старший брат Мити. Се-рёжа. Сереже показалось весело возить куклу по саду. и он отнял у Мити куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться отцу, а отец си-дел у окна и всё видел.

Что сказал Мите отец? (К.Д. Уш и н с к и й.)

Продолжите рассказ.

4. Творческий диктант.

Посмеялись над бабушкой

Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.

Мимо стадиона шла бабушка. Она плохо ви-дела, шла медленно, ощупью проверяла дорогу палкой.

Кто-то из ребят бросил мяч так, что он пока-тился бабушке под ноги, ударил по палке, и выбил её из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка её.

Дети смотрят на бабушку и смеются. Ни-кто из них не догадался подойти к бабушке, по-просить прощения и помочь ей.

Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком. (В.А. Су хом л и н с к и и.)

Как бы вы поступили на месте детей? Напишите об этом.

Итак, работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отноше-ний имеет большое значение для формиро-вания навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной ре-чи детей, потому что она развивает у школь-ников разностороннее внимание к слову, от-ветственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное и за-ботливое отношение к старикам, близким людям, товарищам.



Мнемотехнический приём запоминания словарных слов К. Д. Ушинского.
  • Начальные классы
Описание:

Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас человека,тем содержательнее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, связанная со всеми разделами русского языка. Эта работа начинается с 1 класса и продолжается до окончания школы. В начальной школе программой предусмотрено изучение  большого количества словарных слов. Как ребёнку их запомнить? Есть способ, который позволяет запомнить непроверяемую букву интересно, легко и быстро.

К.Д. Ушинский подметил, что ребёнок мыслит образами, для этого надо "оживить" букву, создать её образ в слове. Рисунки - это образы букв, развивают детское воображение и укрепляют память. Такой приём запоминания психологи называют мнемотехническим.Он учит нестандартно мыслить, изобретать, высказывать своё мнение, видеть в каждом слове необычное, эмоционально воспринимать его.И тогда буква О в слове "автОмОбиль" превратится в колёса, а в слове "шОссе" в дорожный знак.

 Мнемотехнический приём запоминания обладает большим развивающим потенциалом,т.к. он обеспечивает на уроке подлинно учебную деятельность. Ребёнок сам себя обучает, ставит перед собой учебную задачу: "Как запомнить букву интересно и легко?" и сам находит оригинальное творческое решение. Ему позволяется выдвигать собственную мысль, тем самым исчезает авторитарность в обучении.Приём помогает установить доброжелательное отношение с детьми, ученики испытывают удовлетворение от работы.

Этот приём запоминания обеспечивает успех в учёбе, дарит детям  радость от общения с буквой и словом. Буква становится для ребёнка другом, из-за неё не будет разочарований и слёз.

Приём снижает нагрузку на природную память детей, возможности которой, как известно, заложены генетически, поэтому ограничены.

Обучение орфографии словарных слов приобрело осмысленный характер: графическая форма запоминаемой буквы в слове стала увязываться со смысловым значением этого слова. Например, "бЕрёза", потому что ствол бЕлый; "запАд"- там, где пАдает солнце. "Аллея" - дорожка, с двух сторон обсаженная деревьями. Дети рисуют дорожку, а буквы ЛЛ по краям превращают в деревья. Запоминание многих слов связывается с  их украинским произношением. Так, например, слово " мОрковь", а  по-украински -"мОрква"; "кОрзина" - укр. "кОшик".

В некоторых случаях для запоминания применяется приём " слово в слове".Так слово " путеШЕСТвие", в котором дети сразу же увидели слово"шест"и дали ему объяснение: палка, посох, помогающий при ходьбе, особенно по неровной местности. Сочиняется коллективно стихотворение:"Шест в путеШЕСТвие возьмём, с шестом мы легче путь пройдём!"

Очень хорошо помогают при запоминании правописания словарных слов рифмованные строки:"Хорошо, что хОрОшО пишется через три О"; " Слово ШЁЛ нам надо знать, посредине Ё писать".

В слове "поМИ-ДОр"дети увидели нотки МИ и ДО.

Каждый учитель независимо от стажа  и опыта работы может использовать этот приём, о котором ещё в 1931 году писал известный психолог Н.А. Леонтьев:" Мы должны пересмотретьвопрос о роли мнемотехники. Необходимо найти адекватное применение этому могучему педагогическому средству".

Автор Аникина Ирина Александровна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 896
Номер материала 12352
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓