ПРИОБЩЕНИЕ
СТУДЕНТОВ К МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ - ИНТЕРНЕТ
Новикова Н.В. – преподаватель
специальных дисциплин
ГПБОУ СПО «Краснодарский колледж
электронного приборостроения»
Краснодарского
края
XXI век - век
информационных технологий. Информационные технологии в той или иной степени
охватывают все области нашей жизни. Многочисленные
социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение
современного студента к вопросам художественной культуры на рубеже XXI века
происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Меняется
восприятие студента, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире
электронной культуры. Преподаватель должен быть вооружен современными методиками
и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться со студентом на одном
языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция информационных
технологий в систему работы преподавателя. Научить студента с самого начала
попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать
навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из
разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач
современной школы. В этой связи я считаю необходимым учитывать те новые цели и
задачи, которые определяют направление развития современной системы
художественного образования:
-
адаптация студентов к современной социокультурной среде;
-
активизация использования современных образовательных и
информационных технологий для освоения содержания образования и общего развития
студентов;
-
интеграция информационных технологий в систему развивающих занятий
для активизации познавательной деятельности студентов.
Интернет является
хранилищем огромных культурных ценностей. Необходимо научиться пользоваться
этим кладом. Именно Интернет может дать и преподавателю, и студенту тот ключ,
который откроет перед ними весь мир. Интернет не просто погружает студента в
мир искусства, но и предоставляет возможность культурного общения
Интернет (Internet) – это
глобальная компьютерная Сеть, объединяющая в себе миллионы компьютеров. На
физическом уровне Интернет – это среда для передачи информации. С помощью
Интернета люди могут общаться, находясь в разных частях планеты, обмениваться
всевозможной информацией. За время существования Сети, люди научились
по-разному использовать её возможности. Наиболее распространены такие сервисы
Сети: электронная почта; обмен файлами; доступ к информации на заданную
тематику; базы данных, вроде электронных библиотек; системы общения в реальном
времени (Chat) и т.д. Спектр услуг, предоставляемых Сетью, все время
пополняется, поскольку люди сами придумывают их.
Интернет это и
коллективный разум. У Интернета есть своё мнение. Он диктует стиль, моду. У
него есть собственные оценки, мнение, направление развития. Свобода слова
приводит к таким тенденциям развития Сети, как демократия. Интернет становиться
мировой паутиной не только на физическом уровне, но и за счёт использования
людьми мировых ресурсов. Здесь человек соприкасается с культурами других стран.
Тем самым, ускоряется такой процесс, как глобализация. Человек, заходя в
Интернет обладает возможностью высказаться уже не только в рамках своей страны,
но и в рамках целого мира. Это имеет обратную связь, т.е. влияет на его собственное
сознание, способствует его расширению. Человек начинает мыслить более
глобально. Интернет – это мощнейший инструмент для глобализации. Люди,
находящиеся в разных культурах, получают возможность общаться. А общение – это
основа передачи культуры. Таким образом, культуры сближаются, взаимопроникают,
происходит синтез новой культуры на базе других. Границы между странами и
культурами все больше стираются. Итог освоения
мировой культуры и искусства с использованием Интернета - развитое
художественное воображение; способность к адекватному восприятию произведений
(в том числе терпимость к разным культурам, к так называемым
"непонятным" произведениям искусства), сформированные навыки
художественно-практической деятельности; способность к анализу и синтезу,
умение обобщать и видеть целостную картину мира в его многоцветии и
многозвучии. Все большее число людей осознает, что приобщение
к историческому прошлому это не только знакомство с шедеврами мировой
цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа
воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть
современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие»
будущего.
Интернет
предоставляет пользователю широчайшие возможности приобщения к мировой
культуре: электронные библиотеки, виртуальные музеи, богатейшие банки данных по
самым разным областям человеческого знания.
С появлением
электронных носителей информации происходит процесс переноса печатных изданий в
электронный вид. С появлением Интернета, электронные библиотеки становятся
доступными всем. Следует отметить, что ни в одной стране мира нет такого
количества собранных книг в электронном виде, как в России. Россия остается и в
Интернете самой читающей страной в мире
Бурное развитие
информационных технологий меняет роль и место библиотек в образовательном
информационном пространстве города, региона и проч. Функции библиотек в
последние годы значительно расширились.
Законодательством РФ на
библиотеки возложено решение важнейшей социальной задачи - обеспечение
конституционных прав граждан России на свободный и равный доступ к информации,
приобщение к ценностям российской и мировой культуры, фундаментальным и
практическим знаниям. Иными словами, библиотеки становятся ключевым звеном
информационной и культурной интеграции страны.
Массовая компьютеризация
библиотек, начавшаяся в начале 90-х гг., повлекла за собой преобразование всей
библиотечной сферы. Меняются традиционные библиотечные технологии, формы
обслуживания, принципы взаимодействия библиотек друг с другом. Библиотечные
фонды пополняются новыми видами ресурсов - электронными. Реальностью становится
предоставление пользователям информации из удаленных источников, используя
различные каналы связи.
Новые информационные
технологии вторгаются в самые разные направления библиотечной деятельности. В
первую очередь - это оцифровка фондов и создание электронных библиотек.
Естественно, оцифровать все фонды - непосильная на сегодняшний день задача для
библиотек. Практика национальных библиотек показывает, что качество
обслуживания в значительной мере зависит от нововведений в структуру и
организацию пространственной среды библиотек. В читательских зонах
разрабатываются разные варианты читательских мест: от бесплатного места со стандартным
набором современной техники до платного, которое оборудуется для
исследовательской и редакторской работы ученого.
Конечно, электронные
библиотеки никогда не упразднят печатный фонд, более того, они его дополняют,
сохраняют и развивают. Для конкретных библиотек их "электронные
подразделения" - одновременно и часть фонда, и новый элемент
информационных технологий. Распространение электронных библиотек и
использование Интернета существенно расширяют спектр обслуживания для
пользователей любой библиотеки и создают предпосылки для нового, качественного
преобразования ее в общедоступный центр мировой культуры.
Подводя итоги,
можно определенно сказать о востребованности университетской библиотеки как в
традиционной форме ее деятельности, так и в форме, порожденной развитием
информационных технологий - электронной. Для этого необходимо оборудовать
современной компьютерной техникой часть библиотеки. Создать локальную сеть и
подключить к ней доступ в глобальную сеть Интернет. Создание на сервере
электронного каталога фонда библиотеки с возможностью быстрого поиска
необходимой литературы по названию, автору, тематике и другим критериям.
Установка информационно-правовой системы «Консультант плюс» или «Гарант»
значительно поможет студентам академии, изучающих большинство предметов
юридического характера. В дальнейшем предусматривается накопление в своей базе
книг и периодической печати в электронном виде, полученных из Интернета или
самостоятельно отсканированных
Создание современных методик и новых образовательных технологий, привело
к развитию различных направлений в педагогике. И одной из таких методик сегодня
является интеграция художественной педагогики в систему работы преподавателя информационных
технологий.
Развитое
художественное восприятие, воображение, наличие ассоциативных рядов позволяет
современному человеку:·
-
«прочитать» скрытый смысл, не проявленный в форме выражения;
-
сформировать критическое восприятие информационного потока,
позволяющее вычленить наиболее личностно значимое;
-
адекватно понимать язык искусства (в том числе и современного);
Современное
искусство (музыка, визуальные искусства, вплоть до видеоискусства и
мультимедиапродуктов) опирается на предшествующий опыт, на сформированный язык
(необходимо видеть и чувствовать эту корневую связь);· творчески моделировать
ситуацию (предметную среду, процесс); «Мировая культура» и Интернет - способны
привести к синтезу полученных знаний по предметам информационных технологий на
принципах художественной педагогики. В данном случае художественная педагогика
или педагогика искусства выступает средством, стимулирующим творческое
воображение, создающим условия реализации творческого потенциала личности через
приобщение к мировой художественной культуре, шедеврам мирового искусства. В
этом контексте предусматривается не просто изучение мировых цивилизаций и
культурных эпох, так называемая история мировой культуры, а активная
познавательная и творческая деятельность студентов на основе эмоционального
восприятия, в условиях погружения в атмосферу мирового искусства. Вся методика интегрирования
мировой культуры в технические предметы должна быть основана на законах
восприятия искусства и направлена на развитие способности студентов
воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир общением с прекрасным. Использование
Интернета – один из этапов художественно-эстетического развития студентов,
имеет следующие педагогические задачи:· раскрыть учащимся единство и
многообразие художественной картины мира, постоянно создаваемой человечеством;·
показать ее связь со всей жизнью людей: с религией и историей, философией и
бытом и т.д.;· Таким образом, преподаватель информатики и информационных
технологий должен подняться на принципиально иной уровень профессиональной
подготовки, чтобы не только обеспечить реализацию заложенных в предмете задач,
но и обогащать духовный мир растущего человека, помогать его личностному
становлению в особо ответственный период взросления.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.