Главная / Начальные классы / «МИР ЧТЕНИЯ» Программа МКОУ «УСНГ» «Чтение — основа интеллектуального развития личности»

«МИР ЧТЕНИЯ» Программа МКОУ «УСНГ» «Чтение — основа интеллектуального развития личности»

«МИР ЧТЕНИЯ»

Программа МКОУ «УСНГ»

«Чтение — основа интеллектуального развития личности»

  1. Обоснование программы

Чтение — это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Чтение стало ' в значительной степени ориентировано на информационно-прагматические потребности. Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в Гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации.

Библиотека, древнейший общественный институт, неотъемлемая часть современной культуры имеет возможности, используя новые подходы и технологии, успешно преодолевать многие проблемы чтения. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно- образовательных проблем, поскольку главная преграда — низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся.

2.Цели программы

  • Развитие и поддержка общественного интереса к чтению и книге, поддержание высокого престижа чтения в общественном сознании.

  • Приобщение к чтению, формирование культуры чтения, умений, позволяющих читателю самостоятельно формировать свой круг чтения, использовать чтение как инструмент познания мира и самопознания;

  • Развитие навыков эффективного чтения в условиях современной библиотеки, овладение читателями современными технологиями работы с текстом, книгой, развитие любви

к чтению, повышение уровня чтения.

4.Сроки реализации

Программа является комплексной, приоритетной, долгосрочной и представляет одно из постоянных направлений работы библиотек системы и рассчитана на 2012 - 2015 г.г.

5.Основные задачи

1. Пропаганда знаний и чтения, как. их основы, поддержка и продвижение интереса к чтению, к Печатному слову.

2. Формирование читательской культуры. Поддержка и активизация читательской деятельности.

3. Разработка, поиск и внедрение наиболее эффективных методик развития творческого чтения, особенно у детей и подростков, с использованием всех преимуществ современной библиотеки.

4. Привлечение пользователей в библиотеки как современные центры культуры, информации и образования. Поднятие престижа и роли библиотек, формирование позитивного, дружелюбного имиджа библиотек.

5.Активизация деятельности библиотек семейного чтения с целью поддержки семей с детьми, создания благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка.

6.Раскрытие богатейшего потенциала книги и чтения, информационных ресурсов библиотек, создание максимально благоприятных условий для получения социально ценной книжно- журнальной, аудиовизуальной и мультимедийной продукции, способствующей продвижению чтения, во временное или постоянное пользование, оптимизация системы информирования о литературе и совершенствование библиотечно-информационного обслуживания.

7.Предоставление детям возможности получать удовольствие от чтения и испытывать радость от приобщения к знаниям и художественным произведениям. Развитие любви к книге и чтению, расширение кругозора ребенка через изучение познавательной, учебной и художественной литературы, повышение его интеллектуального развития.

8. Продвижение чтения и книги не только в среде пользователей библиотек, но и среди т.н. «слабых читателей», людей, не включенных в книжную культуру.

9. Повышение квалификации сотрудников библиотек, учителей русского языка и литературы.

  1. Активизация научно-исследовательской работы в сфере чтения, через организацию собственных форумов, конференций, семинаров и участия в аналогичных мероприятиях.

  2. Сотрудничество, со всеми заинтересованными в поддержке и продвижении чтения организациями, учреждениями и ведомствами, властными структурами и СМИ, учебными заведениями, фондами и общественными организациями.

6.Целевая аудитория

Программа «Чтение...» ориентирована на разные целевые аудитории:

1.Пользователи библиотек и другие категории населения:

Дети:

  • младшее звено;

  • - среднее звено;

  • старшее звено

Учителя и родители.

2.Библиотекари.

3.Представители СМИ, партнерских, спонсорских организаций и фондов, представители властных структур.

7.Механизм реализации

      1. С Целью разработки и успешной реализации Программы «Чтение...» в библиотеках создана творческая лаборатория «Мир чтения», в состав которой входят заведующие библиотеками, руководители ШМО и социально - психологическая служба, занимающиеся проблемами чтения. Возглавляет лабораторию Эрднеева JI.A. Основными направлениями деятельности лаборатории являются:

  • анализ существующих методических материалов и опыта работы других организаций, библиотек;

  • разработка методик (технологическое и методическое обеспечение);

  • выработка рекомендаций.

2.Развитие инфраструктуры для реализации программы под методическим и организационным руководством творческой лаборатории чтения: .

  • ориентация библиотек — интеллект центров на творческое развитие программы «Чтение...»

работа кружка детской газеты «Одна айс» и центров по привлечению детей к чтению, таких как, «Читай-класс» (4 класс), «Почемучки» (2 класс), «Книга — наш друг и советчик» (3 класс), «Читаем, учимся, играем» (1 класс) и др.

  • использование возможностей Компьютерного кабинета для занятий с детьми (компьютер помогает формированию навыков чтения — чтение помогает ребенку осваивать новейшие технологии);

  • психологическая служба в помощь продвижению чтения, напр., цикл занятий «Скоро в школу»;

  • развитие неформальных читательских объединений (клубов, литературных гостиных и т.п.);

  • организация встреч с авторами книг.

3.Разработка и реализация отдельных мероприятий в рамках Программы. Таких, как:

  • Родительские собрания «Читающая семья» (привлечение родителей к активной поддержке детского чтения, к решению проблемы привлечения детей к чтению, педагогическое просвещение родителей по проблемам чтения, развитие культуры чтения у детей

и их родителей), лекторий для родителей «Дома все вместе -— душа на месте»;

  • цикл встреч со специалистом-психологом «Я у мамы самый, самый...», школа для молодых родителей «Путь к книге» (лекции, тренинги, индивидуальные и групповые консультации,

  • поощрение читательских династий;

комплекс мероприятий «Человек читающий, человек успешный» (фоторепортажи, интервью

4. Проведение различных акций, конкурсов и других мероприятий таких как,

  • «Подари ребенку книжку»;

  • Неделя детской книги.

Вовлечение детей и подростков в активную деятельность по поддержке чтения:

« отзывы о прочитанных книгах «Дети пишут», «Летом некогда скучать, будем книжки мы читать»;

  • конкурс детских рисунков «Мои иллюстрации к любимым книжкам»;

5.Формирование позитивного, дружелюбного имиджа библиотек (открытая библиотека, безбарьерная среда, обеспечение беспрепятственного доступа к информации всем желающим

. и т.п.). Изготовление буклетов, привлекающих пользователей в библиотеки, памятных значков, приглашений и т.п.

6.Комплектование фондов библиотек специальной литературой, обучающими, справочными и другими развивающими программами на CD, способствующими повышению грамотности и развитию потребности в чтении.

7.Издательская деятельность. Изготовление и распространение печатных материалов

в поддержку чтения и книги, напр., памяток для родителей «Как пробудить интерес к книге», рекомендательных списков, библиографических указателей, которые окажут родителям, учителям и др. руководителям детского чтения реальную помощь в работе.

8. Основные мероприятия

Мероприятия по Программе отражаются в перспективных и текущих планах библиотек, являются приоритетными и могут быть классифицированы как по своей направленности (привлечение к чтению, выбор книги для чтения, чтение-процесс творческий, понимание прочитанного, обсуждение, аргументация), так и по методам и технике проведения в соответствии с целевой аудиторией на которую они ориентированы. Основными в 2009 году являются:

- Неделя детской книги (цикл мероприятий 2009 года: цикл мероприятий, посвященные 210-' летию А.С.Пушкина;

- поэтические праздники «Книги детские нужны, книги детские важны», «Хочу, чтоб жили хорошо вы»;

- театрализованные представления «Сказка к нам пришла»... « литературные путешествия «Тысяча мудрых страниц»

- выставочные книжные экспозиции, рекомендательные выставки-просмотры «10 самых популярных книг месяца», «Новые поступления», выставки-обзоры журнальных публикаций . .

- презентации летней программы чтения «Книжки лета» и т.д..

9.Ожидаемые результаты

Реализация программы будет содействовать развитию книжной культуры, поддержанию • общественного статуса книги и чтения как ценностей высоко порядка, привлечению к чтению и пользованию библиотеками различных категорий населения. Программа позволит обеспечить качественный уровень формирования фондов библиотек новыми документами, укрепит контакты библиотек с издающими, книгораспротраняющими, общественными организациями, обеспечит широкое информирование населения о новых интересных изданиях, повысит культуру чтения.

10.Социальная значимость

Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение занимает в этом перечне особую роль, являясь фактически «ключом к веку информации».

Формы работы с учащимися 5-7 классов по привлечению к чтению, развитию информационной культуры

1. Привлечение к чтению. Выбор книги для чтения.

  • Выставочные книжные экспозиции по актуальным, интересующим молодых читателей темам. Развернутые И краткие обзоры литературы, раскрывающие частично (для пробуждения любознательности) содержание, проблематику, стилистику произведений. Формируемые умения: Умение выбрать нужную, интересную книгу

  • Презентации новых книг, подготовленные библиотекарями. «Дни информации для детей и родителей. Формируемые умения: Расширение кругозора

Интеллектуальные игры, конкурсы эрудитов, турниры всезнаек.

Формируемые умения: Развитие творческих способностей на основе книжной культуры

  • Мини-беседы, мини-обзоры

  • Выставки-обзоры журнальных публикаций '

  • Выставки-калейдоскопы интересных фактов

  • Выставка-загадка одной книги

  • Занимательно-познавательные программы Формируемые умения: Расширение круга чтения

Индивидуальные беседы, диалоги с читателями

  • Встречи с авторами популярных произведений

Формируемые умения: Развитие коммуникативных навыков межличностного общения, повышение самооценки

Встречи с представителями редакций детских журналов

  • «Книжки лета» — презентации летней Программы чтения

  • Реклама новых книг «Читать эти книги престижно!»

  • Каникулярные лектории «Книжные герои на видеоэкране» . "Формируемые умения: Расширение круга чтения

Литературно-музыкальные композиции

Формируемые умения: Приобщение к миру прекрасного

1.«Праздник библиографических открытий» — знакомство с информационно- библиографическими ресурсами библиотеки Формируемые умения: Умение работать со многими источниками информации

2.Чтение -процесс творческий

  • Акция: «Приходи и читай!»

  • Час чтения в библиотеке: чтение небольших по объему текстов, представляющих различные области знаний, художественной литературы, работа с «Журналом чтения», ответы на вопросы, обсуждение.

  • Литературный кроссворд по.новой справочно-энциклопедической литературе (не читая — не ответишь на вопросы!)

  • Акция: «Прочитай — напиши отзыв!»

  • Литературная мозаика (Читаем отрывки произведений, составляем общий рассказ) Формируемые умения: Расширение источников и материалов чтения, получение удовольствия от чтения, развитие литературных способностей.

  • «Старая сказка с новым концом» — читаем и сочиняем вместе с автором.

  • Работа студии «Журнальный столик»: читаем, обсуждаем, пишем отзывы о прочитанном. Формируемые умения: Развитие творческих способностей

  • Библиотечно-библиографические уроки «Читающий мир», «Словари, справочники, энциклопедии», «Поиск нужной литературы в каталоге»

Формируемые умения: Развитие информационной грамотности

  1. Понимание прочитанного. Обсуждение. Аргументация.

«Читаем сами, обсуждаем вместе» — отзывы детей о прочитанных книгах. Формируемые умения: умение сформулировать свое мнение о прочитанном, умение анализировать прочитанное, слушать и оценивать различные точки зрения.

Портрет писателя: что ты знаешь о писателе и его произведениях? (рассказы детей) формируемые умения: Тренировка памяти, «складывание» из разрозненных сведений целостного рассказа

Реклама книги, презентация новой книги, подготовленная читателями, формируемые умения: Умение рассказать об авторе, понять идею книги, представить сюжетную линию, персонажей, стилевые особенности произведения, сравнить данную книгу с другой книгой, определить читательское предназначение этой книги

  • «Герои произведений — какие они?» — обсуждение, сравнение, мини-сочинение. Формируемые умения: умение давать характеристику персонажу, его поступкам, его образу мыслей.

  • «Обратим внимание на детали — для чего они нужны» обсуждение прочитанного. Формируемые умения: выделение второстепенной информации .

  • «Экскурсия по книге» — свободная форма рассказа о прочитанном Формируемые умения: умение давать свою личностную оценку прочитанного

  • Вечера вопросов и ответов

Литературно-творческие игры, увлекательные путешествия с героями книг авторов, литературные лото.

  • Дни читательского творчества: конкурсы чтецов, рассказчиков, художников.

  • Бенефис лучших читателей года. Номинации; «Самый внимательный читатель», «Самый младший читатель», «Самый грамотный читатель»

Формируемые умения: Актуализация предшествующих знаний, творческое переосмысление прочитанного.

«МИР ЧТЕНИЯ» Программа МКОУ «УСНГ» «Чтение — основа интеллектуального развития личности»
  • Начальные классы
Описание:

«МИР ЧТЕНИЯ»

Программа МКОУ «УСНГ»

«Чтение — основа интеллектуального развития личности»

1.     Обоснование программы

Чтение — это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Чтение стало ' в значительной степени ориентировано на информационно-прагматические потребности. Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в Гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации.

Библиотека, древнейший общественный институт, неотъемлемая часть современной культуры имеет возможности, используя новые подходы и технологии, успешно преодолевать многие проблемы чтения. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно- образовательных проблем, поскольку главная преграда — низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся.

2.Цели программы

       Развитие и поддержка общественного интереса к чтению и книге, поддержание высокого престижа чтения в общественном сознании.

       Приобщение к чтению, формирование культуры чтения, умений, позволяющих читателю самостоятельно формировать свой круг чтения, использовать чтение как инструмент познания мира и самопознания;

       Развитие навыков эффективного чтения в условиях современной библиотеки, овладение читателями современными технологиями работы с текстом, книгой, развитие любви

 

к чтению, повышение уровня чтения.

Автор Эрднеева Любовь Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 716
Номер материала 36624
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓