«МИР ЧТЕНИЯ»
Программа МКОУ «УСНГ»
«Чтение — основа
интеллектуального развития личности»
1.
Обоснование
программы
Чтение
— это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном
обществе. Однако во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа
чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения.
Чтение стало ' в значительной степени ориентировано на
информационно-прагматические потребности. Печатное слово утрачивает свою
исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в
Гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра
принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и
восприятия информации.
Библиотека,
древнейший общественный институт, неотъемлемая часть современной культуры имеет
возможности, используя новые подходы и технологии, успешно преодолевать многие
проблемы чтения. Компьютеризация сама по себе не решает большинства
информационно- образовательных проблем, поскольку главная преграда — низкий
уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом
информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся.
2.Цели программы
•
Развитие
и поддержка общественного интереса к чтению и книге, поддержание высокого
престижа чтения в общественном сознании.
•
Приобщение
к чтению, формирование культуры чтения, умений, позволяющих читателю
самостоятельно формировать свой круг чтения, использовать чтение как инструмент
познания мира и самопознания;
•
Развитие
навыков эффективного чтения в условиях современной библиотеки, овладение читателями современными
технологиями работы с текстом, книгой, развитие любви
к
чтению, повышение уровня чтения.
4.Сроки реализации
Программа
является комплексной, приоритетной, долгосрочной
и представляет одно из постоянных направлений работы библиотек системы и
рассчитана на 2012 - 2015 г.г.
5.Основные задачи
1.
Пропаганда знаний и чтения, как. их основы, поддержка и продвижение интереса к
чтению, к Печатному слову.
•
2. Формирование читательской культуры. Поддержка и активизация читательской
деятельности.
3.
Разработка, поиск и внедрение наиболее эффективных методик развития творческого
чтения, особенно у детей и подростков, с использованием всех преимуществ
современной библиотеки.
4.
Привлечение пользователей в библиотеки как современные центры культуры, информации и образования.
Поднятие престижа и роли библиотек, формирование позитивного, дружелюбного
имиджа библиотек.
5.Активизация деятельности библиотек семейного чтения с целью поддержки
семей с детьми, создания благоприятных условий развития семейных форм
воспитания и становления личности ребенка.
6.Раскрытие богатейшего
потенциала книги и чтения, информационных
ресурсов библиотек, создание максимально благоприятных условий для получения
социально ценной книжно- журнальной, аудиовизуальной и мультимедийной
продукции, способствующей продвижению чтения, во временное или постоянное
пользование, оптимизация системы информирования о литературе и совершенствование
библиотечно-информационного обслуживания.
7.Предоставление детям
возможности получать удовольствие от чтения и испытывать радость от приобщения
к знаниям и художественным произведениям. Развитие любви к книге и чтению, расширение кругозора ребенка
через изучение познавательной, учебной и художественной литературы, повышение
его интеллектуального развития.
8. Продвижение чтения и книги не только в среде пользователей
библиотек, но и среди т.н. «слабых читателей», людей, не включенных в книжную
культуру.
9. Повышение квалификации сотрудников библиотек, учителей
русского языка и литературы.
I.
Активизация научно-исследовательской работы в сфере чтения, через
организацию собственных форумов, конференций, семинаров и участия в аналогичных
мероприятиях.
II. Сотрудничество,
со всеми заинтересованными в поддержке и продвижении чтения организациями,
учреждениями и ведомствами, властными структурами и СМИ, учебными заведениями,
фондами и общественными организациями.
6.Целевая аудитория
Программа «Чтение...» ориентирована на разные целевые аудитории:
1.Пользователи библиотек и другие категории населения:
• Дети:
-
младшее звено;
•
- среднее звено;
-
старшее звено
• Учителя и родители.
2.Библиотекари.
3.Представители СМИ, партнерских, спонсорских
организаций и фондов, представители властных структур.
7.Механизм реализации
1. С Целью
разработки и успешной реализации Программы «Чтение...» в библиотеках создана творческая
лаборатория «Мир чтения», в состав которой входят заведующие библиотеками, руководители
ШМО и социально - психологическая служба, занимающиеся проблемами чтения.
Возглавляет лабораторию Эрднеева JI.A. Основными
направлениями деятельности лаборатории являются:
•
анализ существующих методических материалов и опыта работы других
организаций, библиотек;
•
разработка методик (технологическое и методическое обеспечение);
•
выработка рекомендаций.
2.Развитие инфраструктуры для реализации программы под
методическим и организационным руководством творческой лаборатории чтения: .
•
ориентация библиотек — интеллект центров на творческое развитие программы
«Чтение...»
работа кружка детской газеты «Одна
айс» и центров по привлечению детей к чтению, таких как, «Читай-класс» (4
класс), «Почемучки» (2 класс), «Книга — наш друг и советчик» (3 класс),
«Читаем, учимся, играем» (1 класс) и др.
•
использование возможностей Компьютерного кабинета для занятий с детьми
(компьютер помогает формированию навыков чтения — чтение помогает ребенку
осваивать новейшие технологии);
•
психологическая служба в помощь продвижению чтения, напр., цикл занятий
«Скоро в школу»;
•
развитие неформальных читательских объединений (клубов, литературных
гостиных и т.п.);
•
организация встреч с авторами книг.
3.Разработка и реализация отдельных
мероприятий в рамках Программы. Таких, как:
•
Родительские собрания «Читающая семья» (привлечение родителей к активной
поддержке детского чтения, к решению проблемы привлечения детей к чтению,
педагогическое просвещение родителей по проблемам чтения, развитие культуры
чтения у детей
и их родителей), лекторий для родителей «Дома все вместе -—
душа на месте»;
•
цикл встреч со специалистом-психологом «Я у мамы самый, самый...», школа
для молодых родителей «Путь к книге» (лекции, тренинги, индивидуальные и
групповые консультации,
•
поощрение читательских династий;
комплекс мероприятий «Человек
читающий, человек успешный» (фоторепортажи, интервью
4. Проведение различных акций, конкурсов и других мероприятий
таких как,
•
«Подари ребенку книжку»;
•
Неделя детской книги. •
Вовлечение детей и подростков в активную деятельность по
поддержке чтения:
« отзывы о прочитанных книгах «Дети пишут», «Летом некогда
скучать, будем книжки мы читать»;
•
конкурс детских рисунков «Мои иллюстрации к любимым книжкам»;
5.Формирование позитивного, дружелюбного имиджа
библиотек (открытая библиотека, безбарьерная среда, обеспечение
беспрепятственного доступа к информации всем желающим
. и т.п.). Изготовление буклетов, привлекающих пользователей
в библиотеки, памятных значков, приглашений и т.п.
6.Комплектование фондов библиотек специальной
литературой, обучающими, справочными и другими развивающими программами на CD, способствующими
повышению грамотности и развитию потребности в чтении.
7.Издательская деятельность. Изготовление и
распространение печатных материалов
в поддержку чтения и книги, напр., памяток для родителей «Как
пробудить интерес к книге», рекомендательных списков, библиографических
указателей, которые окажут родителям, учителям и др. руководителям детского
чтения реальную помощь в работе.
8. Основные мероприятия
Мероприятия по Программе отражаются в перспективных и текущих
планах библиотек, являются приоритетными и могут быть классифицированы как по
своей направленности (привлечение к чтению, выбор книги для чтения,
чтение-процесс творческий, понимание прочитанного, обсуждение, аргументация),
так и по методам и технике проведения в соответствии с целевой аудиторией на
которую они ориентированы. Основными в 2009 году являются:
- Неделя детской книги (цикл мероприятий 2009 года: цикл
мероприятий, посвященные 210-' летию А.С.Пушкина;
-
поэтические
праздники «Книги детские нужны, книги детские важны», «Хочу, чтоб жили хорошо
вы»;
-
театрализованные
представления «Сказка к нам пришла»... « литературные путешествия «Тысяча
мудрых страниц»
-
выставочные
книжные экспозиции, рекомендательные выставки-просмотры «10 самых популярных
книг месяца», «Новые поступления», выставки-обзоры журнальных публикаций . .
-
презентации
летней программы чтения «Книжки лета» и т.д..
9.Ожидаемые результаты
Реализация
программы будет содействовать развитию книжной культуры, поддержанию •
общественного статуса книги и чтения как ценностей высоко порядка, привлечению
к чтению и пользованию библиотеками различных категорий населения. Программа
позволит обеспечить качественный уровень формирования фондов библиотек новыми
документами, укрепит контакты библиотек с издающими, книгораспротраняющими,
общественными организациями, обеспечит широкое информирование населения о новых
интересных изданиях, повысит культуру чтения.
10.Социальная значимость
Проблемы
грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши
дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение
занимает в этом перечне особую роль, являясь фактически «ключом к веку
информации».
Формы работы с учащимися 5-7 классов по привлечению к чтению,
развитию информационной культуры
1.
Привлечение к чтению. Выбор книги для чтения.
•
Выставочные
книжные экспозиции по актуальным, интересующим молодых читателей темам.
Развернутые И краткие обзоры литературы, раскрывающие частично (для пробуждения
любознательности) содержание, проблематику, стилистику произведений.
Формируемые умения: Умение выбрать нужную, интересную книгу
•
Презентации
новых книг, подготовленные библиотекарями. «Дни информации для детей и
родителей. Формируемые умения: Расширение кругозора
Интеллектуальные игры, конкурсы
эрудитов, турниры всезнаек.
Формируемые
умения: Развитие творческих способностей на основе книжной культуры
•
Мини-беседы,
мини-обзоры
•
Выставки-обзоры
журнальных публикаций '
•
Выставки-калейдоскопы
интересных фактов
•
Выставка-загадка
одной книги
•
Занимательно-познавательные
программы Формируемые умения: Расширение круга чтения
• Индивидуальные беседы,
диалоги с читателями
•
Встречи с
авторами популярных произведений
Формируемые
умения: Развитие коммуникативных навыков межличностного общения, повышение
самооценки
Встречи с представителями
редакций детских журналов
•
«Книжки
лета» — презентации летней Программы чтения
•
Реклама
новых книг «Читать эти книги престижно!»
•
Каникулярные
лектории «Книжные герои на видеоэкране» . "Формируемые
умения: Расширение круга чтения
Литературно-музыкальные композиции
Формируемые
умения: Приобщение к миру прекрасного
1.«Праздник библиографических открытий» — знакомство с
информационно- библиографическими ресурсами библиотеки Формируемые умения:
Умение работать со многими источниками информации
2.Чтение -процесс творческий
•
Акция: «Приходи и читай!»
•
Час чтения в библиотеке: чтение небольших по объему текстов,
представляющих различные области знаний, художественной литературы, работа с
«Журналом чтения», ответы на вопросы, обсуждение.
•
Литературный кроссворд по.новой справочно-энциклопедической литературе
(не читая — не ответишь на вопросы!)
•
Акция: «Прочитай — напиши отзыв!»
•
Литературная мозаика (Читаем отрывки произведений, составляем общий
рассказ) Формируемые умения: Расширение источников и материалов чтения,
получение удовольствия от чтения, развитие литературных способностей.
•
«Старая сказка с новым концом» — читаем и сочиняем вместе с автором.
•
Работа студии «Журнальный столик»: читаем, обсуждаем, пишем отзывы о
прочитанном. Формируемые умения: Развитие творческих способностей
•
Библиотечно-библиографические уроки «Читающий мир»,
«Словари, справочники, энциклопедии», «Поиск нужной литературы в каталоге»
Формируемые умения: Развитие информационной грамотности
3. Понимание прочитанного.
Обсуждение. Аргументация.
•
«Читаем сами, обсуждаем вместе» — отзывы детей о прочитанных книгах. Формируемые
умения: умение сформулировать свое мнение о прочитанном, умение
анализировать прочитанное, слушать и оценивать различные точки зрения.
•
Портрет писателя: что ты знаешь о писателе и его произведениях? (рассказы
детей) формируемые умения: Тренировка памяти, «складывание» из разрозненных
сведений целостного рассказа
Реклама книги, презентация новой книги, подготовленная
читателями, формируемые умения: Умение рассказать об авторе, понять идею книги,
представить сюжетную линию, персонажей, стилевые особенности произведения,
сравнить данную книгу с другой книгой, определить читательское предназначение
этой книги
•
«Герои произведений — какие они?» — обсуждение, сравнение, мини-сочинение. Формируемые
умения: умение давать характеристику
персонажу, его поступкам, его образу мыслей.
•
«Обратим внимание на детали — для чего они нужны» обсуждение
прочитанного. Формируемые умения: выделение второстепенной
информации .
•
«Экскурсия по книге» — свободная форма рассказа о прочитанном Формируемые
умения: умение давать свою личностную оценку прочитанного
•
Вечера вопросов и ответов
Литературно-творческие игры, увлекательные путешествия с
героями книг авторов, литературные лото.
•
Дни читательского творчества: конкурсы чтецов, рассказчиков, художников.
•
Бенефис лучших читателей года. Номинации; «Самый внимательный читатель»,
«Самый младший читатель», «Самый грамотный читатель»
Формируемые умения: Актуализация предшествующих знаний,
творческое переосмысление прочитанного.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.