Лирические бытовые песни
Горохводацкая А.В.
Новоишимская средняя школа №2 района имени Г.Мусрепова
Северо-Казахстанской области
Форма урока: межпредметный интегрированный урок русской словесности и
музыки. Урок творчества.
Цель: познакомить с классификацией лирических бытовых песен по
характеру, исполнению, содержанию и герою.
Задачи:
1.
дать знания учащимся о
лирической бытовой песне, ее классификации по характеру исполнения, композиции;
познакомить с приемами создания композиции протяжной песни; повторить изученное
о художественных средствах в поэзии.
2.
развивать интерес к учению
с помощью использования ТСО, творчества; развивать чувство прекрасного через
общение с музыкой, поэзией; помочь учащимся осознать ценность совместной
деятельности, создать содержательные и организационные условия для развития у
школьников умений анализировать песенный текст, обеспечить развитие умений
сравнивать, классифицировать поэтические тексты.
3.
воспитание интереса к
русской литературе (фольклору). Воспитание организованности,
дисциплинированности.
Структура урока:
·
организация начала урока
·
постановка
образовательных, воспитательных, развивающих задач
·
проверка домашнего
задания, направленного на повторение основных понятий
·
первичное введение
материала с использованием слайдов, выступлений учащихся, прослушивание песен
·
указание на то, что
учащиеся должны запомнить
·
мотивация запоминания и
длительного сохранения в памяти
·
актуализация техники
запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка)
·
первичное закрепление под
руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов
·
контроль результатов
первичного запоминания
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.
2.
Проверка домашнего задания
- Повторение о родах литературы: эпос, лирика, драма
- Какие песни мы называем историческими (определение)
- Когда появились первые исторические песни (13-14вв)
- Чем они отличаются от былин? (образ богатыря
обобщен, гиперболизирован, историческая песня о конкретных людях)
- Кому из исторических личностей посвящены целые циклы
песен? (Иван Грозный, Степан Разин, Александр Суворов, Емельян Пугачев)
3.
Знакомство с новой темой
Лирические бытовые песни
·
Слово учителя
- Что отражено в лирике (чувства и переживания)
- Что такое быт (все, что связано с повседневной
жизнью)
Лирические бытовые песни передают чувства и
переживания человека, но эти чувства имеют коллективный характер. Основной
источник – песни, перешедшие из обрядовой поэзии. В целом жанр необрядовой
лирической песни сложился в позднее средневековье.
·
Знакомство с новым
материалом по слайдам и примерам песен.
По характеру исполнения песни бывают: частые (скорые,
быстрые), продольные (проголосные, протяжные)
Частые. Поются быстро, текст шутливый, жизнерадостный.
Делятся на несколько групп.
- Шуточные. Их назначение рассмешить, развеселить.
Основной прием алогизм (отсутствие логики). Исполнение песни «Жили-были»
(русская народная. Исполняет учитель музыки)
- Плясовые. Отличаются плясовым ритмом. «Ах вы, сени,
мои сени» (исполняет группа детей)
- Сатирические. Высмеивают все то, что противоречит
крестьянской морали: лентяев, дураков. «Неделька» (исполняет учитель музыки)
Протяжные. Мелодия печальная, певучая. По содержанию и герою
выделяются следующие группы:
- Любовные. О несчастной любви, разлуке с милым. «Во
деревне то было Ольховке» (исполняет группа детей)
- Семейно-бытовые. О замужней жизни молодой женщины.
Чтение текста «Ах кабы на цветы да не морозы…» (стр.75 учебника)
- Ямщицкие. Смерть ямщика в далекой стороне. «Степь да
степь кругом…» (прослушивание через компьютер)
- Солдатские и рекрутские. Бытовая жизнь солдат. Чтение
текста «Ах, пал туман на сине море…» (стр75 учебника). Прослушивание песни «У
солдата выходной»
- Удалые или разбойничьи. Герои – «разбойнички», «люди
вольные». Их деяния – форма социального протеста.
4. Композиции протяжной лирической песни:
·
Монолог – выражение чувств
и мыслей. «Не уходи, побудь со мною…»
·
Диалог – разговор матери и
дочери, мужа и жены, влюбленных. «Миленький ты мой…» (в исполнении детей)
·
Описание. Содержание выражается
символическими образами. «Что стоишь качаясь…»
·
Повествование о
каком-нибудь событии. «Темно-вишневая шаль»
·
Описательно-повествовательные.
Песня начинается описанием, затем следует монолог или диалог. «Огонек»
5. Приемы создания композиции.
·
Психологический
параллелизм.
Цвели, цвели цветики, да поблекли
Любил меня милый дружок да покинул
·
Символы.
Радость – солнце, виноград, хмель
Грусть – полынь, осина, рябина, туман
Юноша – соловей, селезень, голубь, дуб
Девушка – белая лебедушка, голубка, серая утушка,
сладкая вишня
Символы одиночества – луна; печали - звезда
·
Прием ступенчатого
сужения.
В чистом поле при долине
Луговинка зелена,
Что на этой луговинке
Зелен садочек стоит,
Что во этом во садочке
Рябинушка выросла;
И на этой ли на рябинке
Соловьюшко поет.
Долина
луг
садочек
рябина
соловей
6. Смысловая группировка. Систематизация материала (таблица). Указание
на
то, что нужно запомнить. Дети получают конспект урока систематизированный
в
таблицы.
7. Первичное закрепление. Исполнение песни «Каде- Русель».
Определение
песни по характеру исполнения, определение приемов создания
композиции.
8. Контроль результатов первичного закрепления.
·
Дети работают по двое.
Учитель раздает тексты песен для анализа и план разбора песен. (Слайд)
·
Проверка полученных
результатов
·
Блиц-опрос
9. Рефлексия. Оценки за урок.
Д/з. Подобрать и исполнить лирические бытовые песни, выполнить анализ
по плану.
Приложение 1.
Лирические бытовые песни
(классификация песен)
Частые
|
Протяжные
|
1.
Шуточные. Назначение: рассмешить, развеселить.
Основной прием: алогизм (отсутствие логики)
2.
Плясовые – отличаются плясовым ритмом
3.
Сатирические. Высмеивают все то, что противоречит
крестьянской морали: лентяев, дураков
|
1.
Любовные. Отношения между юношей и девушкой, их мысли
и чувства. Часто о несчастной любви, запрете родителей любить.
2.
Семейно-бытовые. О замужней жизни молодой женщины.
3.
Ямщицкие. Смерть ямщика в далекой стороне.
4.
Солдатские. Бытовая жизнь солдат, их настроение, думы о
родной стороне.
5.
Удалые или
разбойничьи. Герои –
разбойники.
|
Композиции протяжной лирической песни:
·
Монолог – прямое
выражение чувств и мыслей.
·
Диалог – разговор матери и
дочери, мужа и жены, влюбленных.
·
Описание. Содержание
выражается символическими образами.
·
Повествование о
каком-нибудь событии.
·
Описательно-повествовательные.
Песня открывается кратким описанием и повествованием, а затем следует монолог
или диалог.
Приемы создания композиции.
·
Психологический или
образный параллелизм. В начале дается картина из жизни, а затем картина из
жизни человека.
·
Символы – иносказание или
условное обозначение чувств:
Радость – солнце, виноград, хмель
Грусть – полынь, осина, рябина, туман
Юноша – соловей, селезень, голубь, дуб
Девушка – белая лебедушка, голубка, серая утушка,
сладкая вишня
Символы одиночества – луна; печали - звезда
·
Прием ступенчатого
сужения. От образа с наиболее широким объемом содержания к образу с более узким
объемом содержания.
План анализа песни.
1.
Лирическая или
историческая
2.
Лирическая частая или
протяжная
3.
а) Частые. Шуточная,
плясовая или сатирическая
б) Протяжная. Любовная, семейно-бытовая, ямщицкая,
солдатская
4.
Если протяжная, то какова
композиция: монолог, диалог, повествование, описание и повествование
5.
Приемы создания композиции
Самоанализ межпредметного интегрированного урока
русской словесности и музыки в 5в классе «Лирические бытовые песни».
Тип урока: Урок изучения нового материала (наблюдение и сбор
материалов)
Вид урока: смешанный (использование видеоматериала, практической
самостоятельной работы, беседы)
Форма урока: интегрированный урок творчества
·
Структура урока:
организация начала урока
·
постановка
образовательных, воспитательных, развивающих задач
·
проверка домашнего
задания, направленного на повторение основных понятий
·
первичное введение
материала с использованием слайдов, выступлений учащихся, прослушивание песен
·
указание на то, что
учащиеся должны запомнить
·
мотивация запоминания и
длительного сохранения в памяти
·
актуализация техники
запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка)
·
первичное закрепление под
руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов
·
контроль результатов
первичного запоминания
Приемы: эмоциональное слово
творчество учащихся (песни)
использование видеоматериала, слайдов
групповой и самостоятельный анализ песен по плану
Ключевое понятие: лирические песни
Методическая обоснованность: Учащиеся знакомятся с лирическими песнями,
их классификацией по характеру исполнения, по содержанию и герою. Важно
осознать материал, осмыслить внутренние связи и отношения, найти принцип
творческого решения понимания изучаемого. Ребята умеют анализировать
стихотворные тексты, много знают лирических песен. Тема очень интересная, тесно
связана с музыкой. Выбор формы интегрированного урока творчества удачен,
соответствует задаче и сверхзадаче.
Задача урока:
- дать знания учащимся о лирической бытовой песне, о ее классификации
по характеру исполнения, композиции; познакомить с приемами создания композиции
протяжной песни, повторить изученное о художественных средствах в поэзии
- развивать логическое мышление, навыки работы в парах, умение
сравнивать и анализировать песенные тексты
- воспитывать организованность, дисциплинированность
Сверхзадача:
- пробудить в учащихся желание еще больше узнать о лирических песнях,
развивать умение анализировать песенные тексты; расширить культурный кругозор
учащихся.
- воспитывать интерес к русской литературе, учить находить точки
соприкосновения с песнями других народов.
Психолого- педагогическая обоснованность выбора формы урока и отбора
содержания.
А) Характеристика адресата (класса). Учащиеся в классе с различными
способностями, многие ученики с развитым умением выделять главное, сравнивать,
обладают творческими способностями, знакомы с формой работы в парах.
Пятиклассники очень подвижны, эмоционально неустойчивы, легко
возбудимы. Для сохранения внимания необходима быстрая смена вида деятельности
(т.е. заданий).
Б) Отбор материала и виды заданий предусматривают активные действия
учащихся с объектом изучения, творческие виды работы. Активный способ
умственных действий (применение изученного на данном уроке) стимулирует
учащихся к аналитическому мышлению, мобилизует мысленный процесс с поиском
аргументов.
В) Учитывая неустойчивое внимание пятиклассников, на уроке применена
наглядность (видеоматериал, слайды), театрализованность, что концентрирует
внимание.
В) Отношение к учителю конструктивное.
Итоги урока на практике.
·
Урок проведен по плану
·
Основная задача выполнена
·
Результат обучения высокий
·
Эмоциональный фон
выдержан. Культура речи и педагогический такт помогли поддержать активность
учащихся на протяжении всего урока и добиться поставленной цели.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.