Главная / Русский язык и литература / межпредметный интегрировнный урок русской словесности и музыки

межпредметный интегрировнный урок русской словесности и музыки


Лирические бытовые песни

Горохводацкая А.В.


Новоишимская средняя школа №2 района имени Г.Мусрепова Северо-Казахстанской области


Форма урока: межпредметный интегрированный урок русской словесности и музыки. Урок творчества.

Цель: познакомить с классификацией лирических бытовых песен по характеру, исполнению, содержанию и герою.

Задачи:

  1. дать знания учащимся о лирической бытовой песне, ее классификации по характеру исполнения, композиции; познакомить с приемами создания композиции протяжной песни; повторить изученное о художественных средствах в поэзии.

  2. развивать интерес к учению с помощью использования ТСО, творчества; развивать чувство прекрасного через общение с музыкой, поэзией; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать песенный текст, обеспечить развитие умений сравнивать, классифицировать поэтические тексты.

  3. воспитание интереса к русской литературе (фольклору). Воспитание организованности, дисциплинированности.


Структура урока:

  • организация начала урока

  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач

  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий

  • первичное введение материала с использованием слайдов, выступлений учащихся, прослушивание песен

  • указание на то, что учащиеся должны запомнить

  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти

  • актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка)

  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов

  • контроль результатов первичного запоминания


Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.

  2. Проверка домашнего задания

- Повторение о родах литературы: эпос, лирика, драма

- Какие песни мы называем историческими (определение)

- Когда появились первые исторические песни (13-14вв)

- Чем они отличаются от былин? (образ богатыря обобщен, гиперболизирован, историческая песня о конкретных людях)

- Кому из исторических личностей посвящены целые циклы песен? (Иван Грозный, Степан Разин, Александр Суворов, Емельян Пугачев)

  1. Знакомство с новой темой

Лирические бытовые песни

  • Слово учителя

- Что отражено в лирике (чувства и переживания)

- Что такое быт (все, что связано с повседневной жизнью)

Лирические бытовые песни передают чувства и переживания человека, но эти чувства имеют коллективный характер. Основной источник – песни, перешедшие из обрядовой поэзии. В целом жанр необрядовой лирической песни сложился в позднее средневековье.

  • Знакомство с новым материалом по слайдам и примерам песен.

По характеру исполнения песни бывают: частые (скорые, быстрые), продольные (проголосные, протяжные)

Частые. Поются быстро, текст шутливый, жизнерадостный. Делятся на несколько групп.

- Шуточные. Их назначение рассмешить, развеселить. Основной прием алогизм (отсутствие логики). Исполнение песни «Жили-были» (русская народная. Исполняет учитель музыки)

- Плясовые. Отличаются плясовым ритмом. «Ах вы, сени, мои сени» (исполняет группа детей)

- Сатирические. Высмеивают все то, что противоречит крестьянской морали: лентяев, дураков. «Неделька» (исполняет учитель музыки)

Протяжные. Мелодия печальная, певучая. По содержанию и герою выделяются следующие группы:

- Любовные. О несчастной любви, разлуке с милым. «Во деревне то было Ольховке» (исполняет группа детей)

- Семейно-бытовые. О замужней жизни молодой женщины. Чтение текста «Ах кабы на цветы да не морозы…» (стр.75 учебника)

- Ямщицкие. Смерть ямщика в далекой стороне. «Степь да степь кругом…» (прослушивание через компьютер)

- Солдатские и рекрутские. Бытовая жизнь солдат. Чтение текста «Ах, пал туман на сине море…» (стр75 учебника). Прослушивание песни «У солдата выходной»

- Удалые или разбойничьи. Герои – «разбойнички», «люди вольные». Их деяния – форма социального протеста.


4. Композиции протяжной лирической песни:

  • Монолог – выражение чувств и мыслей. «Не уходи, побудь со мною…»

  • Диалог – разговор матери и дочери, мужа и жены, влюбленных. «Миленький ты мой…» (в исполнении детей)

  • Описание. Содержание выражается символическими образами. «Что стоишь качаясь…»

  • Повествование о каком-нибудь событии. «Темно-вишневая шаль»

  • Описательно-повествовательные. Песня начинается описанием, затем следует монолог или диалог. «Огонек»


5. Приемы создания композиции.

  • Психологический параллелизм.

Цвели, цвели цветики, да поблекли

Любил меня милый дружок да покинул

  • Символы.

Радость – солнце, виноград, хмель

Грусть – полынь, осина, рябина, туман

Юноша – соловей, селезень, голубь, дуб

Девушка – белая лебедушка, голубка, серая утушка, сладкая вишня

Символы одиночества – луна; печали - звезда

  • Прием ступенчатого сужения.

В чистом поле при долине

Луговинка зелена,

Что на этой луговинке

Зелен садочек стоит,

Что во этом во садочке

Рябинушка выросла;

И на этой ли на рябинке

Соловьюшко поет.

hello_html_md4c97a7.gif Долина



луг


садочек


рябина



соловей



6. Смысловая группировка. Систематизация материала (таблица). Указание на

то, что нужно запомнить. Дети получают конспект урока систематизированный в

таблицы.


7. Первичное закрепление. Исполнение песни «Каде- Русель». Определение

песни по характеру исполнения, определение приемов создания композиции.


8. Контроль результатов первичного закрепления.

  • Дети работают по двое. Учитель раздает тексты песен для анализа и план разбора песен. (Слайд)

  • Проверка полученных результатов

  • Блиц-опрос


9. Рефлексия. Оценки за урок.

Д/з. Подобрать и исполнить лирические бытовые песни, выполнить анализ по плану.


Приложение 1.

Лирические бытовые песни

(классификация песен)


Частые

Протяжные

  1. Шуточные. Назначение: рассмешить, развеселить. Основной прием: алогизм (отсутствие логики)

  2. Плясовые – отличаются плясовым ритмом

  3. Сатирические. Высмеивают все то, что противоречит крестьянской морали: лентяев, дураков

  1. Любовные. Отношения между юношей и девушкой, их мысли и чувства. Часто о несчастной любви, запрете родителей любить.

  2. Семейно-бытовые. О замужней жизни молодой женщины.

  3. Ямщицкие. Смерть ямщика в далекой стороне.

  4. Солдатские. Бытовая жизнь солдат, их настроение, думы о родной стороне.

  5. Удалые или разбойничьи. Герои – разбойники.



Композиции протяжной лирической песни:


  • Монолог – прямое выражение чувств и мыслей.

  • Диалог – разговор матери и дочери, мужа и жены, влюбленных.

  • Описание. Содержание выражается символическими образами.

  • Повествование о каком-нибудь событии.

  • Описательно-повествовательные. Песня открывается кратким описанием и повествованием, а затем следует монолог или диалог.


Приемы создания композиции.


  • Психологический или образный параллелизм. В начале дается картина из жизни, а затем картина из жизни человека.

  • Символы – иносказание или условное обозначение чувств:

Радость – солнце, виноград, хмель

Грусть – полынь, осина, рябина, туман

Юноша – соловей, селезень, голубь, дуб

Девушка – белая лебедушка, голубка, серая утушка, сладкая вишня

Символы одиночества – луна; печали - звезда

  • Прием ступенчатого сужения. От образа с наиболее широким объемом содержания к образу с более узким объемом содержания.


План анализа песни.


  1. Лирическая или историческая

  2. Лирическая частая или протяжная

  3. а) Частые. Шуточная, плясовая или сатирическая

б) Протяжная. Любовная, семейно-бытовая, ямщицкая, солдатская

  1. Если протяжная, то какова композиция: монолог, диалог, повествование, описание и повествование

  2. Приемы создания композиции


Самоанализ межпредметного интегрированного урока

русской словесности и музыки в 5в классе «Лирические бытовые песни».


Тип урока: Урок изучения нового материала (наблюдение и сбор материалов)


Вид урока: смешанный (использование видеоматериала, практической самостоятельной работы, беседы)


Форма урока: интегрированный урок творчества


  • Структура урока: организация начала урока

  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач

  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий

  • первичное введение материала с использованием слайдов, выступлений учащихся, прослушивание песен

  • указание на то, что учащиеся должны запомнить

  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти

  • актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка)

  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов

  • контроль результатов первичного запоминания


Приемы: эмоциональное слово

творчество учащихся (песни)

использование видеоматериала, слайдов

групповой и самостоятельный анализ песен по плану


Ключевое понятие: лирические песни


Методическая обоснованность: Учащиеся знакомятся с лирическими песнями, их классификацией по характеру исполнения, по содержанию и герою. Важно осознать материал, осмыслить внутренние связи и отношения, найти принцип творческого решения понимания изучаемого. Ребята умеют анализировать стихотворные тексты, много знают лирических песен. Тема очень интересная, тесно связана с музыкой. Выбор формы интегрированного урока творчества удачен, соответствует задаче и сверхзадаче.


Задача урока:

- дать знания учащимся о лирической бытовой песне, о ее классификации по характеру исполнения, композиции; познакомить с приемами создания композиции протяжной песни, повторить изученное о художественных средствах в поэзии

- развивать логическое мышление, навыки работы в парах, умение сравнивать и анализировать песенные тексты

- воспитывать организованность, дисциплинированность


Сверхзадача:

- пробудить в учащихся желание еще больше узнать о лирических песнях, развивать умение анализировать песенные тексты; расширить культурный кругозор учащихся.

- воспитывать интерес к русской литературе, учить находить точки соприкосновения с песнями других народов.


Психолого- педагогическая обоснованность выбора формы урока и отбора содержания.

А) Характеристика адресата (класса). Учащиеся в классе с различными способностями, многие ученики с развитым умением выделять главное, сравнивать, обладают творческими способностями, знакомы с формой работы в парах.

Пятиклассники очень подвижны, эмоционально неустойчивы, легко возбудимы. Для сохранения внимания необходима быстрая смена вида деятельности (т.е. заданий).

Б) Отбор материала и виды заданий предусматривают активные действия учащихся с объектом изучения, творческие виды работы. Активный способ умственных действий (применение изученного на данном уроке) стимулирует учащихся к аналитическому мышлению, мобилизует мысленный процесс с поиском аргументов.

В) Учитывая неустойчивое внимание пятиклассников, на уроке применена наглядность (видеоматериал, слайды), театрализованность, что концентрирует внимание.

В) Отношение к учителю конструктивное.


Итоги урока на практике.

  • Урок проведен по плану

  • Основная задача выполнена

  • Результат обучения высокий

  • Эмоциональный фон выдержан. Культура речи и педагогический такт помогли поддержать активность учащихся на протяжении всего урока и добиться поставленной цели.



7


межпредметный интегрировнный урок русской словесности и музыки
  • Русский язык и литература
Описание:

На уроке проходит знакомство с лирическими песнями, их классификациейпо характеру исполнения, по содержанию и герою.Ребята обучаются анализу стихотворных текстов, используя знания о художественных средствах. Применена наглядность, театрализованность. Отбор материала и виды заданий предусматривают активные действия учащихся с объектом изучения, творческие виды работы. Активный способ умственных действий стимулирует учащихся к аналитическому мышлению, мобилизует мысленный процесс с поиском аргументов.

Автор Горохводацкая Анна Васильевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 726
Номер материала 41106
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓