Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМежпредметный интегрировнный урок русской словесности и музыки

межпредметный интегрировнный урок русской словесности и музыки

Скачать материал

 

Лирические бытовые песни

Горохводацкая А.В.

 

Новоишимская средняя школа №2 района имени Г.Мусрепова Северо-Казахстанской области

 

Форма урока: межпредметный интегрированный урок русской словесности и музыки. Урок творчества.

Цель: познакомить с классификацией лирических бытовых песен по характеру, исполнению, содержанию и герою.

Задачи:

1.     дать знания учащимся о лирической бытовой песне, ее классификации по характеру исполнения, композиции; познакомить с приемами создания композиции протяжной песни; повторить изученное о художественных средствах в поэзии.

2.     развивать интерес к учению с помощью использования ТСО, творчества; развивать чувство прекрасного через общение с музыкой, поэзией; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать песенный текст, обеспечить развитие умений сравнивать,  классифицировать поэтические тексты.

3.     воспитание интереса к русской литературе (фольклору). Воспитание организованности, дисциплинированности.

 

Структура урока:

·        организация начала урока

·        постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач

·        проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий

·        первичное введение материала с использованием слайдов, выступлений учащихся, прослушивание песен

·        указание на то, что учащиеся должны запомнить

·        мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти

·        актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка)

·        первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов

·        контроль результатов первичного запоминания

 

Ход урока:

1.     Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.

2.     Проверка домашнего задания

- Повторение о родах литературы: эпос, лирика, драма

- Какие песни мы называем историческими (определение)

      - Когда появились первые исторические песни (13-14вв)

- Чем они отличаются от былин? (образ богатыря обобщен, гиперболизирован, историческая песня о конкретных людях)

- Кому из исторических личностей посвящены целые циклы песен? (Иван Грозный, Степан Разин, Александр Суворов, Емельян Пугачев)

3.     Знакомство с новой темой

Лирические бытовые песни

·        Слово учителя

- Что отражено в лирике (чувства и переживания)

- Что такое быт (все, что связано с повседневной жизнью)

Лирические бытовые песни передают чувства и переживания человека,  но эти чувства имеют коллективный характер. Основной источник – песни, перешедшие из обрядовой поэзии. В целом жанр необрядовой лирической песни сложился в позднее средневековье.

·        Знакомство с новым материалом по слайдам и примерам песен.

По характеру исполнения песни бывают: частые (скорые, быстрые), продольные (проголосные, протяжные)

Частые. Поются быстро, текст шутливый, жизнерадостный. Делятся на несколько групп.

- Шуточные. Их назначение рассмешить, развеселить. Основной прием алогизм (отсутствие логики). Исполнение песни «Жили-были» (русская народная. Исполняет учитель музыки)

- Плясовые. Отличаются плясовым ритмом. «Ах вы, сени, мои сени» (исполняет группа детей)

- Сатирические. Высмеивают все то, что противоречит крестьянской морали: лентяев, дураков. «Неделька» (исполняет учитель музыки)

Протяжные. Мелодия печальная, певучая. По содержанию и герою выделяются следующие группы:

- Любовные. О несчастной любви, разлуке с милым. «Во деревне то было Ольховке» (исполняет группа детей)

- Семейно-бытовые. О замужней жизни молодой женщины. Чтение текста «Ах кабы на цветы да не морозы…» (стр.75 учебника)

- Ямщицкие. Смерть ямщика в далекой стороне. «Степь да степь кругом…» (прослушивание через компьютер)

- Солдатские и рекрутские. Бытовая жизнь солдат. Чтение текста «Ах, пал туман на сине море…» (стр75 учебника). Прослушивание песни «У солдата выходной»

- Удалые или разбойничьи. Герои – «разбойнички», «люди вольные». Их деяния – форма социального протеста.

 

4. Композиции протяжной лирической песни:

·        Монолог – выражение чувств и мыслей. «Не уходи, побудь со мною…»

·        Диалог – разговор матери и дочери, мужа и жены, влюбленных. «Миленький ты мой…» (в исполнении детей)

·        Описание. Содержание выражается символическими образами.  «Что стоишь качаясь…»

·        Повествование о каком-нибудь событии. «Темно-вишневая шаль»

·        Описательно-повествовательные. Песня начинается описанием, затем следует монолог или диалог. «Огонек»

 

                  5. Приемы создания композиции.

·        Психологический параллелизм.

Цвели, цвели цветики, да поблекли

Любил меня милый дружок да покинул

·        Символы.

Радость – солнце, виноград, хмель

Грусть – полынь, осина, рябина, туман

Юноша – соловей, селезень, голубь, дуб

Девушка – белая лебедушка, голубка, серая утушка, сладкая вишня

Символы одиночества – луна; печали - звезда

·        Прием ступенчатого сужения.

В чистом поле при долине

Луговинка зелена,

Что на этой луговинке

Зелен садочек стоит,

Что во этом во садочке

Рябинушка выросла;

И на этой ли на рябинке

Соловьюшко поет.

                                              Долина

 

 

                                                     луг

                                                     

 

                                                   садочек

 

                                              

                                                     рябина

 

 

                                                     соловей

 

 

6. Смысловая группировка. Систематизация материала (таблица). Указание на  

     то, что нужно запомнить. Дети получают конспект урока  систематизированный в   

     таблицы.

 

 7. Первичное закрепление.  Исполнение песни «Каде- Русель». Определение

     песни по характеру исполнения, определение приемов создания композиции.

 

 8. Контроль результатов первичного закрепления.

·        Дети работают по двое. Учитель раздает тексты песен для анализа и план разбора песен.  (Слайд)

·        Проверка полученных результатов

·        Блиц-опрос

 

  9. Рефлексия. Оценки за урок.

Д/з. Подобрать и исполнить лирические бытовые песни, выполнить анализ по плану.

 

Приложение 1.

Лирические бытовые песни

(классификация песен)

 

Частые

Протяжные

1.     Шуточные. Назначение: рассмешить, развеселить. Основной прием: алогизм (отсутствие логики)

2.     Плясовые – отличаются плясовым ритмом

3.     Сатирические. Высмеивают все то, что противоречит крестьянской морали: лентяев, дураков

1.     Любовные. Отношения между юношей и девушкой, их мысли и чувства. Часто о несчастной любви, запрете родителей любить.

2.     Семейно-бытовые. О замужней жизни молодой женщины.

3.     Ямщицкие. Смерть ямщика в далекой стороне.

4.     Солдатские. Бытовая жизнь солдат, их настроение, думы о родной стороне.

5.     Удалые или разбойничьи. Герои – разбойники.

 

 

Композиции протяжной лирической песни:

 

·        Монолог – прямое  выражение чувств и мыслей.

·        Диалог – разговор матери и дочери, мужа и жены, влюбленных.

·        Описание. Содержание выражается символическими образами. 

·        Повествование о каком-нибудь событии.

·        Описательно-повествовательные. Песня открывается кратким описанием и повествованием, а затем следует монолог или диалог.

 

Приемы создания композиции.

 

·        Психологический или образный  параллелизм. В начале дается картина из жизни, а затем картина из жизни человека.

·        Символы – иносказание или условное обозначение чувств:

Радость – солнце, виноград, хмель

Грусть – полынь, осина, рябина, туман

Юноша – соловей, селезень, голубь, дуб

Девушка – белая лебедушка, голубка, серая утушка, сладкая вишня

Символы одиночества – луна; печали - звезда

·        Прием ступенчатого сужения. От образа с наиболее широким объемом содержания к образу с более узким объемом содержания.

 

План анализа песни.

 

1.     Лирическая или историческая

2.     Лирическая частая или протяжная

3.     а) Частые. Шуточная, плясовая или сатирическая                          

б) Протяжная. Любовная, семейно-бытовая, ямщицкая, солдатская

4.     Если протяжная, то какова композиция: монолог, диалог, повествование, описание и повествование

5.     Приемы создания композиции

 

Самоанализ межпредметного интегрированного урока

русской словесности и музыки в 5в классе «Лирические бытовые песни».

 

 Тип урока: Урок изучения нового материала (наблюдение и сбор материалов)

 

Вид урока: смешанный (использование видеоматериала, практической самостоятельной работы, беседы)

 

Форма урока: интегрированный урок творчества

 

·        Структура урока: организация начала урока

·        постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач

·        проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий

·        первичное введение материала с использованием слайдов, выступлений учащихся, прослушивание песен

·        указание на то, что учащиеся должны запомнить

·        мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти

·        актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка)

·        первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов

·        контроль результатов первичного запоминания

 

Приемы: эмоциональное слово

                 творчество учащихся (песни)

                 использование видеоматериала, слайдов

                 групповой и самостоятельный анализ песен по плану

 

Ключевое понятие: лирические песни

 

Методическая обоснованность: Учащиеся знакомятся с лирическими песнями, их классификацией по характеру исполнения,  по содержанию и герою. Важно осознать материал, осмыслить внутренние связи и отношения, найти принцип творческого решения понимания изучаемого. Ребята умеют анализировать стихотворные тексты, много знают лирических песен. Тема очень интересная, тесно связана с музыкой. Выбор формы интегрированного урока творчества удачен, соответствует задаче и сверхзадаче.

 

Задача урока:

 - дать знания учащимся о лирической бытовой песне, о ее классификации по характеру исполнения, композиции; познакомить с приемами создания композиции протяжной песни, повторить изученное о художественных средствах в поэзии

 - развивать логическое мышление, навыки работы в парах, умение сравнивать и анализировать песенные тексты

- воспитывать организованность, дисциплинированность

 

Сверхзадача:

- пробудить в учащихся желание еще больше узнать о лирических песнях, развивать умение анализировать песенные тексты; расширить культурный кругозор учащихся.

- воспитывать интерес к русской литературе, учить находить точки соприкосновения с песнями других народов.

 

Психолого- педагогическая обоснованность выбора формы урока и отбора содержания.

А) Характеристика адресата (класса). Учащиеся в классе с различными способностями, многие ученики с развитым умением выделять главное, сравнивать, обладают творческими способностями, знакомы с формой работы в парах.

Пятиклассники очень подвижны, эмоционально неустойчивы, легко возбудимы. Для сохранения внимания необходима быстрая смена вида деятельности   (т.е. заданий).

Б) Отбор материала и виды заданий предусматривают активные действия учащихся с объектом изучения, творческие виды работы. Активный способ умственных действий (применение изученного на данном уроке) стимулирует учащихся  к аналитическому мышлению, мобилизует мысленный процесс с поиском аргументов.

В) Учитывая неустойчивое внимание пятиклассников, на уроке применена наглядность (видеоматериал, слайды), театрализованность, что концентрирует внимание.

В) Отношение к учителю конструктивное.

 

Итоги урока на практике.

·        Урок проведен по плану

·        Основная задача выполнена

·        Результат обучения высокий

·        Эмоциональный фон выдержан. Культура  речи и педагогический такт помогли поддержать активность учащихся на протяжении всего урока и добиться поставленной цели.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Межпредметный интегрировнный урок русской словесности и музыки"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На уроке проходит знакомство с лирическими песнями, их классификациейпо характеру исполнения, по содержанию и герою.Ребята обучаются анализу стихотворных текстов, используя знания о художественных средствах. Применена наглядность, театрализованность. Отбор материала и виды заданий предусматривают активные действия учащихся с объектом изучения, творческие виды работы. Активный способ умственных действий стимулирует учащихся к аналитическому мышлению, мобилизует мысленный процесс с поиском аргументов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 857 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 01.10.2020
  • 10738
  • 287
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 943
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 417
    • DOCX 64 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горохводацкая Анна Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горохводацкая Анна Васильевна
    Горохводацкая Анна Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 9235
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Психология детства и подросткового возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 64 человека

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек