Главная / Физика / Межпредметные связи предмета физики

Межпредметные связи предмета физики

«Межпредметные связи».

«Нет силы более могучей,

Чем знание: человека,

Вооруженный знанием, непобедим»

А.М. Горький



В связи с появлением школ с различной профильной направленностью встают вопросы о целях, содержании, формах и методах обучения, о месте и роли каждого предмета. Очень важно готовить учащихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе, а также выбору учебного заведения после окончания основной школы.

В последнее время обозначилось снижение уровня школьного физического образования, потеря интереса к изучению физики у учащихся средних школ. Трудности в усвоении учебного материала часто возникают из-за недостаточности математических знаний у школьников и неумения применить их на уроках физики. Сегодняшняя физика просто немыслима без математики. На уроках физики учащимся предлагаются для решения преимущественно простые задачи на отработку формул, поэтому у многих учеников складывается представление, что физика - наука, состоящая из опытов и задач.

На уроках математики школьники учатся работать с математическими выражениями, а задача преподавания физики состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с переходом от физических явлений и связей между ними к их математическому выражению и наоборот.

В школьном курсе физики изучают понятие функции, рассматривают координатный метод, изучают прямую и обратную пропорциональные зависимости, квадратичную, кубическую, показательную, логарифмическую и тригонометрические функции, строят их графики, исследуют и применяют их основные свойства. Все это позволяет школьникам осмысливать математические выражения физических законов, с помощью графиков анализировать физические явления и процессы, например всевозможные случаи механического движения, изопроцессы в газах, фазовые превращения, колебательные и волновые процессы, спектральные кривые электромагнитных излучений и др.

Усвоение координатного метода помогает сознательно пользоваться понятием системы отсчета и принципом относительности движения при изучении всего курса физики и особенно основ теории относительности и релятивистских эффектов.

Знание понятия производной позволяет количественно оценить скорость изменения физических явлений и процессов во времени и пространстве, например скорость испарения жидкости, радиоактивного распада, изменения силы тока и др. Умение дифференцировать и интегрировать открывает большие возможности для изучения колебаний и волн различной физической природы и вместе с тем для повторения основных понятий механики (скорости, ускорения) более глубоко, чем они трактовались при введении, а также для вывода формулы мощности переменного тока и др.

Пользуясь идеями симметрии, с которыми учащиеся знакомятся на уроках математики, можно физически содержательно рассмотреть строение молекул и кристаллов, изучить построение изображений в плоских зеркалах и линзах, выяснить картину электрических и магнитных полей .

Тесная связь между школьными курсами физики и математики является традиционной. Необходимо вводить интегрированные уроки, проводить их в виде эвристической беседы и дискуссий, как можно больше давать задания практической направленности, подключать учащихся к исследовательской работе. Примерами уроков являются: «Векторы в физике и геометрии», «Применение производной в физических процессах», «Применение интеграла в физике и геометрии», «Гармонические колебания». На таких уроках у ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.





Литература:



1. Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы. Автор-составитель М.Е.Козина. «Учитель» Волгоград.2006.

2. Далингер В.А. Межпредметные связи математики и физики: пособие для учителей и студ. – Омск, 1991.

3. Методика обучения физике в школе в школах СССР и ГДР, под ред. Зубова В. Г., Разумовского В. Г., Вюншмана М., Либерса К. – М., Просвещение, 1978.

4. Кожекина Т. В., Никифоров Г. Г., Пути реализации связи с математикой в

преподавании физики, - «Физика в школе», 1982, №3, стр. 38.









Межпредметные связи предмета физики
  • Физика
Описание:

 «Межпредметные связи».

 «Нет силы более могучей,

                                                                           Чем знание: человека,

                                                        Вооруженный знанием, непобедим»

                                                                                              А.М. Горький

 

В связи с появлением школ с различной профильной направленностью встают вопросы о целях, содержании, формах и методах обучения, о месте и роли каждого предмета. Очень важно готовить учащихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе, а также  выбору учебного заведения после окончания основной школы.

В последнее время обозначилось снижение уровня школьного физического образования, потеря интереса к изучению физики у учащихся средних школ. Трудности в усвоении учебного материала часто возникают из-за недостаточности математических знаний у школьников и неумения применить их на уроках физики. Сегодняшняя  физика просто немыслима без математики. На уроках физики учащимся предлагаются для решения преимущественно простые задачи на отработку формул, поэтому у  многих учеников складывается представление, что физика - наука, состоящая из опытов и задач.

На уроках математики школьники учатся работать с математическими выражениями, а задача преподавания физики состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с переходом от физических явлений и связей между ними к их математическому выражению и наоборот.

В школьном курсе физики изучают понятие функции, рассматривают координатный метод, изучают прямую и обратную пропорциональные зависимости, квадратичную, кубическую, показательную, логарифмическую и тригонометрические функции, строят их графики, исследуют и применяют их основные свойства. Все это позволяет школьникам осмысливать математические выражения физических законов, с помощью графиков анализировать физические явления и процессы, например всевозможные случаи механического движения, изопроцессы в газах, фазовые превращения, колебательные и волновые процессы, спектральные кривые электромагнитных излучений и др.

Усвоение координатного метода помогает сознательно пользоваться понятием системы отсчета и принципом относительности движения при изучении всего курса физики и особенно основ теории относительности и релятивистских эффектов.

Знание понятия производной позволяет количественно оценить скорость изменения физических явлений и процессов во времени и пространстве, например скорость испарения жидкости, радиоактивного распада, изменения силы тока и др. Умение дифференцировать и интегрировать открывает большие возможности для изучения колебаний и волн различной физической природы и вместе с тем для повторения основных понятий механики (скорости, ускорения) более глубоко, чем они трактовались при введении, а также для вывода формулы мощности переменного тока и др.

 Пользуясь идеями симметрии, с которыми учащиеся знакомятся на уроках математики, можно физически содержательно рассмотреть строение молекул и кристаллов, изучить построение изображений в плоских зеркалах и линзах, выяснить картину электрических и магнитных полей .

Тесная связь между школьными курсами физики и математики является традиционной. Необходимо вводить интегрированные  уроки, проводить их в виде эвристической беседы и дискуссий, как можно больше  давать задания практической направленности, подключать учащихся к исследовательской работе. Примерами  уроков являются: «Векторы в физике и геометрии», «Применение производной в физических процессах», «Применение интеграла в физике и геометрии», «Гармонические колебания».  На таких уроках  у  ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.

 

 

Литература:

 

1. Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы. Автор-составитель М.Е.Козина. «Учитель» Волгоград.2006.

2. Далингер В.А. Межпредметные связи математики и физики: пособие для учителей и студ. – Омск, 1991.

3. Методика обучения физике в школе в школах СССР и ГДР, под ред. Зубова В. Г., Разумовского В. Г., Вюншмана М., Либерса К. – М., Просвещение, 1978.

4. Кожекина Т. В., Никифоров Г. Г., Пути реализации связи с математикой в

преподавании физики, - «Физика в школе», 1982, №3, стр. 38.

 

 

 

 

Автор Степанова Елена Ивановна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Другое
Просмотров 786
Номер материала 4876
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓