Инфоурок Физика Другие методич. материалыМежпредметные связи предмета физики

Межпредметные связи предмета физики

Скачать материал

 «Межпредметные связи».

 «Нет силы более могучей,

                                                                            Чем знание: человека,

                                                         Вооруженный знанием, непобедим»

                                                                                              А.М. Горький

 

В связи с появлением школ с различной профильной направленностью встают вопросы о целях, содержании, формах и методах обучения, о месте и роли каждого предмета. Очень важно готовить учащихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе, а также  выбору учебного заведения после окончания основной школы.

В последнее время обозначилось снижение уровня школьного физического образования, потеря интереса к изучению физики у учащихся средних школ. Трудности в усвоении учебного материала часто возникают из-за недостаточности математических знаний у школьников и неумения применить их на уроках физики. Сегодняшняя  физика просто немыслима без математики. На уроках физики учащимся предлагаются для решения преимущественно простые задачи на отработку формул, поэтому у  многих учеников складывается представление, что физика - наука, состоящая из опытов и задач.

На уроках математики школьники учатся работать с математическими выражениями, а задача преподавания физики состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с переходом от физических явлений и связей между ними к их математическому выражению и наоборот.

В школьном курсе физики изучают понятие функции, рассматривают координатный метод, изучают прямую и обратную пропорциональные зависимости, квадратичную, кубическую, показательную, логарифмическую и тригонометрические функции, строят их графики, исследуют и применяют их основные свойства. Все это позволяет школьникам осмысливать математические выражения физических законов, с помощью графиков анализировать физические явления и процессы, например всевозможные случаи механического движения, изопроцессы в газах, фазовые превращения, колебательные и волновые процессы, спектральные кривые электромагнитных излучений и др.

Усвоение координатного метода помогает сознательно пользоваться понятием системы отсчета и принципом относительности движения при изучении всего курса физики и особенно основ теории относительности и релятивистских эффектов.

Знание понятия производной позволяет количественно оценить скорость изменения физических явлений и процессов во времени и пространстве, например скорость испарения жидкости, радиоактивного распада, изменения силы тока и др. Умение дифференцировать и интегрировать открывает большие возможности для изучения колебаний и волн различной физической природы и вместе с тем для повторения основных понятий механики (скорости, ускорения) более глубоко, чем они трактовались при введении, а также для вывода формулы мощности переменного тока и др.

 Пользуясь идеями симметрии, с которыми учащиеся знакомятся на уроках математики, можно физически содержательно рассмотреть строение молекул и кристаллов, изучить построение изображений в плоских зеркалах и линзах, выяснить картину электрических и магнитных полей .

Тесная связь между школьными курсами физики и математики является традиционной. Необходимо вводить интегрированные  уроки, проводить их в виде эвристической беседы и дискуссий, как можно больше  давать задания практической направленности, подключать учащихся к исследовательской работе. Примерами  уроков являются: «Векторы в физике и геометрии», «Применение производной в физических процессах», «Применение интеграла в физике и геометрии», «Гармонические колебания».  На таких уроках  у  ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.

 

 

Литература:

 

1. Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы. Автор-составитель М.Е.Козина. «Учитель» Волгоград.2006.

2. Далингер В.А. Межпредметные связи математики и физики: пособие для учителей и студ. – Омск, 1991.

3. Методика обучения физике в школе в школах СССР и ГДР, под ред. Зубова В. Г., Разумовского В. Г., Вюншмана М., Либерса К. – М., Просвещение, 1978.

4. Кожекина Т. В., Никифоров Г. Г., Пути реализации связи с математикой в

преподавании физики, - «Физика в школе», 1982, №3, стр. 38.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Межпредметные связи предмета физики"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по тяжелой атлетике

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 «Межпредметные связи».

 «Нет силы более могучей,

                                                                           Чем знание: человека,

                                                        Вооруженный знанием, непобедим»

                                                                                              А.М. Горький

 

В связи с появлением школ с различной профильной направленностью встают вопросы о целях, содержании, формах и методах обучения, о месте и роли каждого предмета. Очень важно готовить учащихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе, а также  выбору учебного заведения после окончания основной школы.

В последнее время обозначилось снижение уровня школьного физического образования, потеря интереса к изучению физики у учащихся средних школ. Трудности в усвоении учебного материала часто возникают из-за недостаточности математических знаний у школьников и неумения применить их на уроках физики. Сегодняшняя  физика просто немыслима без математики. На уроках физики учащимся предлагаются для решения преимущественно простые задачи на отработку формул, поэтому у  многих учеников складывается представление, что физика - наука, состоящая из опытов и задач.

На уроках математики школьники учатся работать с математическими выражениями, а задача преподавания физики состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с переходом от физических явлений и связей между ними к их математическому выражению и наоборот.

В школьном курсе физики изучают понятие функции, рассматривают координатный метод, изучают прямую и обратную пропорциональные зависимости, квадратичную, кубическую, показательную, логарифмическую и тригонометрические функции, строят их графики, исследуют и применяют их основные свойства. Все это позволяет школьникам осмысливать математические выражения физических законов, с помощью графиков анализировать физические явления и процессы, например всевозможные случаи механического движения, изопроцессы в газах, фазовые превращения, колебательные и волновые процессы, спектральные кривые электромагнитных излучений и др.

Усвоение координатного метода помогает сознательно пользоваться понятием системы отсчета и принципом относительности движения при изучении всего курса физики и особенно основ теории относительности и релятивистских эффектов.

Знание понятия производной позволяет количественно оценить скорость изменения физических явлений и процессов во времени и пространстве, например скорость испарения жидкости, радиоактивного распада, изменения силы тока и др. Умение дифференцировать и интегрировать открывает большие возможности для изучения колебаний и волн различной физической природы и вместе с тем для повторения основных понятий механики (скорости, ускорения) более глубоко, чем они трактовались при введении, а также для вывода формулы мощности переменного тока и др.

 Пользуясь идеями симметрии, с которыми учащиеся знакомятся на уроках математики, можно физически содержательно рассмотреть строение молекул и кристаллов, изучить построение изображений в плоских зеркалах и линзах, выяснить картину электрических и магнитных полей .

Тесная связь между школьными курсами физики и математики является традиционной. Необходимо вводить интегрированные  уроки, проводить их в виде эвристической беседы и дискуссий, как можно больше  давать задания практической направленности, подключать учащихся к исследовательской работе. Примерами  уроков являются: «Векторы в физике и геометрии», «Применение производной в физических процессах», «Применение интеграла в физике и геометрии», «Гармонические колебания».  На таких уроках  у  ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.

 

 

Литература:

 

1. Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы. Автор-составитель М.Е.Козина. «Учитель» Волгоград.2006.

2. Далингер В.А. Межпредметные связи математики и физики: пособие для учителей и студ. – Омск, 1991.

3. Методика обучения физике в школе в школах СССР и ГДР, под ред. Зубова В. Г., Разумовского В. Г., Вюншмана М., Либерса К. – М., Просвещение, 1978.

4. Кожекина Т. В., Никифоров Г. Г., Пути реализации связи с математикой в

преподавании физики, - «Физика в школе», 1982, №3, стр. 38.

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 752 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.11.2014 608
    • DOCX 19.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Степанова Елена Ивановна
    Степанова Елена Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1228
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 541 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 132 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 569 человек

Мини-курс

Фитнес: особенности построения смешанных групповых тренировок

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе