Главная / Химия / Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла

Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла

Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла

Одна из основных проблем современной системы школьного образования - разобщенность предметных методик, которая проявляется в неcостыковке содержания и методов обучения, препятствующей достижению новых целей, обозначенных в стандартах второго поколения. Школьные предметы естественно-научного цикла имеют межпредметные связи: содержательные, структурно-логические, операциональные и др. Реализация интеграции методов в естественнонаучном образовании школьников осуществляется на операциональном уровне проявляется в применении единых методов и приемов обучении учебных предметов проявляются в универсальных учебных действиях (УУД).

Одним из проявлений интеграции методов обучения является применение исследовательских методов обучения, в частности, метода проектов. Направленность обучения на формирование у школьников, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах реализуется в методе учебных проектов. Современное школьное образование выдвигает целый ряд требований к результатам обучения – компетенциям выпускника, имеющих междисциплинарный, интегративный и надпредметный характер (2). К их числу относится: умение работать с различными источниками информации, справочными данными, осуществлять поиск путей решения проблем, использовать современный инструментарий для решения профессиональных задач. Особое значение в формировании ключевых компетентностей придается изучению предметам естественнонаучного цикла.

Другим примером интеграции обучения является широкое привлечение в образовательный процесс (информационно-коммуникативных технологий) ИКТ, значительно ускоряющий и рационализирующий обучение. В изучении всех учебных предметов в школе ИКТ активно внедрены в учебный процесс и влияние электронных средств в образовании, как и в других сферах жизни человека, будет больше возрастать.

Интеграция естественнонаучного образования школьников связана в первую очередь с устранением перегрузки учащихся и необходимостью сокращения учебного материала и времени без потери их познавательной емкости. Этой цели можно достичь за счет свертывания, уплотнения, концентрации учебной информации за счет укрупнения дидактических единиц усвоения (3). Важнейшим способом укрупнения единиц усвоения является решение прямых и обратных задач с последующим составлением системы взаимосвязанных задач. Решение задач отражает практический способ освоения действительности и отражает уровень достигнутых теоретических знаний.

В традиционной практике обучения химии, физике и математике учащимся предлагаются решение готовых изолированных задач. Деятельностный характер процесса решения задач определяет его как способ и средство формирования ключевых компетентностей учащихся в обучении. Для формирования расчетных умений школьников мы применяем задания на решение расчетных задач из числа предложенных разработчиками КИМов. Не ограничиваясь анализом решения задачи, преобразуем исходную задачу для построения обратной, заменяя одно из известных количественных данных задачи рассчитанной. В результате получается система взаимосвязанных задач на единой информационной основе (1). Такой подход к преобразованию заданий помогает школьнику глубже понять количественные закономерности и рациональный смысл расчетных действий и операций. Таким образом, варианты заданий по решению задач итоговой государственной аттестации школьников в форме ЕГЭ мы преобразуем в системы задач.


Таблица 1. Система задач по теме «Растворы» (С-4) ЕГЭ

Задача №1.

Определите массовую долю соли в растворе, полученном после добавления 8,4г.чистого железа в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл).

Задача №2

Определите объем выделившегося газа (н.у.), выделившегося при добавлении 8,4г.чистого железа в раствор соляной кислоты объемом 150 мл 10% концентрации (плотность 1, 05 г/мл.


Задача № 3

8,4 г чистого железа растворили в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл.). Вычислите массовую долю соляной кислоты в полученном растворе.


Задача № 4

После добавления чистого железа в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл.) массовая доля кислоты уменьшилась до 2,87%. Определите массу добавленного железа.




Такой укрупненный подход применим в формировании расчетный умений не только в математике, в обучении химии, но и физике. Нами предполагается разработка системы задач по физике и внедрение в обучение физики.

Интеграция – закономерный процесс, направленный на взаимопроникновение содержания и методов обучения. Она осуществляется на внутрипредметном и междисциплинарном уровне процедурами свертывания и уплотнения учебной информации, путем установлением между элементами содержания содержательно-логических, генетических связей (2). Межпредметную интеграцию можно осуществлять на уровне изучения общих проблем (экологических, экономических, социальных и др.) в ходе выполнения учебных проектов, так и на уровне изучения общенаучных понятий на интегративных уроках. Изучая учебную проблему, учащиеся выходят за пределы предметной области знаний, у них появляется необходимость привлечения знаний из разных источников.

Внутрипредметная интеграция содержания и методов деятельности реализуется в решении системы задач, в их преобразовании. Большое внимание по решению задач в учебном предмете уделяется вопросу установления межпредметных связей, систематизации знаний о физических величинах и единицах их измерения в соответствии с требованиями СИ, рассмотрению общих подходов к решению типовых расчетных задач и методике их решения с точки зрения рационального приложения межпредметных знаний. В обучении школьников решению расчетных задач важно сопровождать сравнением способов решения и оформления задач в математике, химии, физике и биологии, показывать разные способы решения, использовать прямые и обратные задачи, составлять и решать системы взаимосвязанных задач.

Литература

  1. Васильева П.Д., Емцова О.М. Технология УДЕ при решении расчетных задач // Химия в школе, 2013 № 8, с38-43.

  2. Резник Н. Инвариантная основа внутрипредметных и межпредметных связей. Методологические и методические аспекты.: СПб, 2012.

  3. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как высокоэффективная технология математического образования// Учитель учителей. Академик П.М.Эрдниев.-Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та, 2006, с 31-58.





Межпредметная интеграция в обучении предметам естественнонаучного цикла
  • Химия
Описание:

Одна из основных проблем современной системы школьного образования - разобщенность предметных методик, которая проявляется в неcостыковке содержания и методов обучения,  препятствующей  достижению новых целей, обозначенных в стандартах второго поколения. Школьные предметы естественно-научного цикла  имеют межпредметные связи: содержательные,  структурно-логические, операциональные и др.      Реализация интеграции методов в естественнонаучном образовании школьников  осуществляется на операциональном уровне проявляется в применении единых методов  и приемов обучении  учебных предметов проявляются в универсальных учебных действиях (УУД).

  Одним из проявлений интеграции методов обучения является  применение исследовательских методов обучения, в частности, метода проектов. Направленность обучения на формирование у школьников, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах реализуется в методе учебных проектов.  Современное школьное образование выдвигает целый ряд требований к результатам обучения – компетенциям выпускника, имеющих междисциплинарный, интегративный и надпредметный характер (2). К их числу относится: умение работать с различными источниками информации, справочными данными, осуществлять поиск путей решения проблем, использовать современный инструментарий для решения профессиональных задач. Особое значение в формировании ключевых компетентностей придается изучению предметам естественнонаучного цикла.

Другим примером интеграции обучения является широкое привлечение в образовательный процесс (информационно-коммуникативных технологий) ИКТ, значительно ускоряющий и рационализирующий обучение. В изучении всех учебных предметов в школе ИКТ активно внедрены в учебный процесс и влияние электронных средств в образовании, как и в других сферах жизни человека, будет больше возрастать.

 

Интеграция  естественнонаучного  образования школьников связана в первую очередь с устранением перегрузки учащихся и необходимостью сокращения учебного материала и времени без потери их познавательной емкости. Этой цели можно достичь за счет свертывания, уплотнения,  концентрации учебной информации за счет укрупнения дидактических единиц усвоения (3). Важнейшим способом укрупнения единиц усвоения является решение прямых и обратных задач с последующим составлением системы взаимосвязанных задач. Решение задач отражает практический способ освоения действительности и отражает уровень достигнутых теоретических знаний.

В традиционной практике обучения химии, физике и математике  учащимся предлагаются решение готовых изолированных задач. Деятельностный характер процесса решения задач определяет его как способ и средство формирования ключевых компетентностей учащихся в обучении. Для формирования расчетных умений школьников  мы применяем задания на решение расчетных задач из числа предложенных разработчиками КИМов.  Не ограничиваясь анализом решения задачи,  преобразуем исходную задачу для построения обратной, заменяя одно из известных количественных данных задачи рассчитанной. В результате получается система взаимосвязанных задач на единой информационной основе (1). Такой подход к преобразованию заданий помогает школьнику глубже понять количественные закономерности и  рациональный смысл расчетных действий и операций. Таким образом, варианты заданий по решению задач итоговой государственной аттестации школьников в форме ЕГЭ мы преобразуем в системы задач.

Таблица 1. Система задач по теме «Растворы» (С-4) ЕГЭ

 

Задача №1.

Определите массовую долю соли в растворе, полученном после добавления 8,4г.чистого железа в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл).

Задача №2

Определите объем выделившегося газа (н.у.), выделившегося при добавлении 8,4г.чистого железа в раствор соляной кислоты объемом 150 мл 10% концентрации (плотность 1, 05 г/мл.

Задача № 3

8,4 г чистого железа растворили в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл.). Вычислите массовую долю соляной кислоты в полученном растворе.

Задача № 4

После добавления чистого железа в 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г\мл.) массовая доля кислоты уменьшилась до 2,87%. Определите массу добавленного железа.

Такой укрупненный подход применим в формировании расчетный умений не только в математике, в обучении химии, но и физике. Нами предполагается разработка системы задач по физике и внедрение в обучение физики.

Интеграция – закономерный процесс, направленный на взаимопроникновение содержания и методов обучения. Она  осуществляется на внутрипредметном и  междисциплинарном уровне процедурами свертывания и уплотнения учебной информации, путем  установлением между элементами содержания содержательно-логических, генетических связей (2).  Межпредметную интеграцию можно осуществлять на уровне изучения общих проблем (экологических, экономических, социальных и др.) в ходе выполнения учебных проектов, так и на уровне изучения общенаучных понятий на интегративных уроках. Изучая учебную проблему, учащиеся выходят за пределы предметной области знаний, у них появляется необходимость привлечения знаний из разных источников. 

      Внутрипредметная интеграция содержания и методов деятельности реализуется в решении системы задач, в их преобразовании. Большое внимание по решению задач в учебном предмете  уделяется вопросу установления межпредметных связей, систематизации знаний о физических величинах и единицах их измерения в соответствии с требованиями СИ, рассмотрению общих подходов к решению типовых расчетных задач и методике их решения с точки зрения рационального приложения межпредметных знаний. В обучении школьников решению расчетных  задач важно сопровождать сравнением способов решения и оформления задач в математике, химии, физике и биологии, показывать разные способы решения, использовать прямые и обратные задачи, составлять и  решать системы взаимосвязанных задач.

   Литература

1.Васильева П.Д., Емцова О.М. Технология УДЕ при решении расчетных задач // Химия в школе, 2013 № 8, с38-43.

2.Резник Н. Инвариантная основа внутрипредметных и межпредметных связей. Методологические и методические аспекты.: СПб, 2012.

3.Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как высокоэффективная технология математического образования// Учитель учителей. Академик П.М.Эрдниев.-Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та, 2006, с 31-58.

Автор Мушаева Баирта Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1398
Номер материала 34803
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓