Главная / Музыка / Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ

Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ

hello_html_782f8e59.gifРАЗРАБОТКА

Ковалевич О.И.










УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ









C:\Users\Anastasiya\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\nota15.png



Тема четверти: «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».


Тема урока: Урок - путешествие.


Тип урока: Обобщение.


Цель урока: состоит в том, чтобы проследить, как ребята научились применять полученные ими музыкальные знания при знакомстве с музыкой разных народов мира.


Задачи урока: а) образовательные:

проверить, как ребята смогли усвоить основные ключевые и частные понятия о музыке, композиторах, жанрах, формах музыки...

б) развивающие:

развивать художественное мышление эмоциональных чувств, активность и самостоятельность, прививать навыки хорового пения (кантилена...), музыкально-ритмичные движения (показ ритмическою рисунка), исполнительские навыки (игры на музыкальных инструментах).

в) воспитательные:

воспитывать любовь и интерес к музыке; формирование жизненной позиции в мире музыки.


Учебный процесс данной четверти направлен:

  1. на расширение представлений об особенностях музыкального искусства разных народов мира;

  2. на понимание единого начала, сходства жизненного содержания национальных музыкальных культур.

И в целом на восприятие музыки как вида искусства, присущего всем народам и объединяющего все народы.


Музыкальный материал:

  1. «Катерок» М. Минкова (исполнение, разучивание);

  2. «Заход солнца» Э. Григ (исполнение);

  3. «Полька» (чешская народная песня - танец);

  4. «Венецианская ночь» М. Глинка (слушание);

  5. «Вишня» (японская народная песня - исполнение);

  6. Вариации на тему японской народной песни «Вишня»
    Д. Кабалевский (слушание);

  7. «Большой хоровод» В. Соболев (исполнение).


Оборудование: на доске карта мира, иллюстрации к песням, музыкальные инструменты, ТСО: проигрыватель, синтезатор, музыкальная шкатулка с сюрпризами ( ).

Вход в класс под музыку. Демонстрационная запись.


У: Музыкальное приветствие.

Звучит стихотворение «Увлекательное путешествие».

Всё в мире хочется познать,

Всё хочется увидеть в мире:

В стране мелодий погулять

И поиграть на струнной лире.

Корабль нас ждет,

Пора нам плыть,

Нам музыка всего дороже,

Фантазий сказочная нить

Не заблудиться нам поможет.

У: Ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Урок-путешествие. Мы будем странствовать по всему свету. А путешествовать можно и пешком, и на велосипедах, и на крылатом самолете. Но мы отправимся в путешествие на нашем старом знакомом - катерке. Вспомним песенку о нем.

Исполняется «Катерок».


1. У: Итак, путешествие наше начинается.

Прислушайтесь, ребята, что это за мелодия, в какую страну она нас привела? Играю мелодию «Заход солнца» Э.Грига.

Д: Мелодия нас привела в Норвегию.

У: Покажите па карте, где находится эта страна?

Давайте заглянем в эту страну. С каким композитором мы познакомились, путешествуя в эту страну?

Д: С норвежским композитором Э.Григом.

У: Что это за музыка звучала? О чём она нам рассказала?

Д: Э.Григ (норвежский композитор) любил норвежскую природу и выразил в этой песне внутреннее состояние души человека, связанное с картинами природы. Эта музыка изобразила вечернюю картину захода солнца, как все в природе засыпает, затихает. И отсюда тоскливое, грустное, печальное настроение человека.

У: Какой инструмент по тембру подойдет к песне? Почему?

Д: Треугольник. Звучание прозрачное, ласковое, нежное.

У: А сейчас мы исполним этот романс, и на окончание каждой фразы вы будете ударять по треугольнику, изображая капельки росы.

Исполнение «Заход солнца».


2. У: Путешествие наше продолжается.

Внимание! Звучит ритмический рисунок: C:\Users\Anastasiya\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\$RK6Z1QL.JPG

Определите, для музыки какой страны этот ритм является характерной особенностью.

Д: Для Чехии.

У: Покажите на карте. Давайте заглянем в эту страну. Как называется ритм? Что это такое?

Д: Синкопа. Ударная акцентированная нота не на сильной, а на слабой доле такта.

У: Что это за музыка, в которой мы услышали этот ритм?

Д: Полька.

У: Родиной этого танца является какая страна?

Д: Чехия.

У: Что означает в переводе с чешского языка?

Д: Полшага.

У: Какие музыкальные инструменты подойдут к танцу? Почему?

Д: Бубны, маракасы, румбы. Звонкое, задорное.

У: Исполнить песню в характере и выделить на инструменте синкопу.


3. Путешествуем дальше

Звучит грамзапись романса «Венецианская ночь».

У: И какую страну привела нас эта музыка?

Д: В Италию.

У: Покажите на карте. Давайте заглянем в эту страну. Как называется это произведение? Кто написал?

Д: Романс «Венецианская ночь» М. Глинки (русский композитор).

У: Что послужило написанию этою произведения? Откуда у русского композитора появилось произведение в итальянском духе?

Д: М.И. Глинка. Русские композиторы всегда интересовались жизнью народов других стран мира, их искусством, литературой, музыкой, живописью. Путешествуя по другим странам, они записывали народные мелодии, использовали их потом в своих произведениях, а иногда сочиняли свою музыку в духе этих народных мелодий.

Был в Италии Глинка. Венеция - это удивительный город в Италии. В нём вместо улиц - каналы, вместо автобусов, трамваев, автомобилей - большие и маленькие лодки. Среди лодочников много хороших певцов, и поют они прекрасные песни. Необыкновенна архитектура этого города, веселые, шумные, ярко одетые люди, зажигательная тарантелла и томящие душу песни лодочников. В Венеции нет ни зелени, ни деревьев, кроме одного парка, разбитого по приказу Наполеона. Этот необыкновенный город Гете назвал «мечтой, сотканной из воздуха, воды, земли, неба». Изящные узкие длинные черные лодки скользят по каналам Венеции, а их 150. Город стоит на 118 островах, соединенных четырьмястами мостами. Нельзя не сказать о знаменитом, морской прозрачности, венецианском стекле, звон которого напоминает музыку.

Италия - страна, где очень любят пение, где родились прославленные певцы. Итальянское слово бельканто - это прекрасное пение, баркарола - песнь на воде.

У: Какой характер музыки? Что она изображает? Кто исполняет?

Д: Мягкий, лирический, добрый, спокойный.

Мягкое, лёгкое покачивание волн.

Исполняет высокий мужской голос - тенор.

4. У: А что же эта за удивительная страна?

Звучит «Вишня» - японская народная песня.

Д: Япония.

У: Покажите на карте страну. Как называется песня? О чём рассказал в своей песне японский народ?

Д: Эта песня про самое любимое и красивое дерево в Японии - сакуру, которое весной сплошь покрывается нежно розовыми цветами. День цветения сакуры отмечается своеобразно. Люди терпеливо ждут, когда начнет распускаться 1-ый цветок. Это не только момент любования, созерцания, но и глубокого философского раздумья о красоте и хрупкости мира. В Японии очень любят вишнёвые деревья. Их стволы, чёрные и корявые, стали такими из-за ветров и суровости островной жизни, но нежная розовая пелена, окутывающая цветущие деревья, помогает людям верить в то, что прекрасное вечно.

У: Предлагаю исполнить песню, вдыхая аромат вишни.


5. У: Послушайте серьезное произведение и определите, есть ли в нем знакомая

мелодия?

Звучат вариации на японскую народную тему «Вишня» Д. Кабалевского.

Д: Знакомая мелодия песни «Вишня».

У: В какой форме прозвучало?

Д: В форме вариации.

У: Характер главной темы изменяется?

Д: От спокойного звучания музыка приходит к более драматическому, напряженному и в конце звучит как колокол на могиле.

У: Кто написал эти вариации?

Д: Д.Б. Кабалевский.

У: Изменился цвет вишни в музыке? Что послужило написанию этого произведения?

Д: Русский композитор Д. Кабалевский побывал в Японии и был восхищен красотой розовых вишнёвых рощ и красотой народных песен. В конце II Мировой войны на японские города Хиросиму и Нагасаки были сброшены американские атомные смертоносные бомбы. Многие японцы и их дети погибли и тяжело пострадали. Изменение светлой мелодии помогло композитору создать образ бездушного уничтожения мира. Интонация проходит через все вариации как единственное живое начало в погибшем мире и в конце звучит как реквием погибшим.

У: И сейчас на земле не всё спокойно: то в одном, то в другом уголке земного шара вспыхивают войны. Что же нужно для того, чтобы всё было спокойно?

Д: Необходимо, чтобы все люди жили в согласии, мире, дружбе.

У: В заключение урока исполняем песню о дружбе «Большой хоровод» Б.Савельева.



ИТОГ:


У: Благодаря чему мы с вами смогли совершить путешествие по разным странам?

Д: Музыке, музыкальному языку.

У: Следовательно, какой мы сможем сделать вывод?

Д: Между музыкой народов мира нет непереходимых границ.

У: Поощрения.

Стих «Музыкальная шкатулка».

Шкатулка наша тайнами

И песнями полна,

Секреты музыкальные

Откроет нам она.


У: В память о нашем музыкальном путешествии я дарю вам маленький сюрприз-скрипичный музыкальный ключ.


До свидания.


Выход: под музыку Б. Савельева «Большой хоровод».

Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ
  • Музыка
Описание:

Цель урока:           состоит в том, чтобы проследить, как ребята научились применять полученные ими музыкальные знания при знакомстве с музыкой разных народов мира.

Музыкальный материал:

1)      «Катерок» М. Минкова (исполнение, разучивание);

2)      «Заход солнца» Э. Григ (исполнение);

3)      «Полька» (чешская народная песня - танец);

4)      «Венецианская ночь» М. Глинка (слушание);

5)      «Вишня» (японская народная песня - исполнение);

6)      Вариации на тему японской народной песни «Вишня»
Д. Кабалевский (слушание);

 

7)      «Большой хоровод» В. Соболев (исполнение).

Автор Кроха Нвтвлья Владимировна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 1313
Номер материала 4882
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓