Инфоурок Музыка Другие методич. материалыМетр и ритм конспект

метр и ритм конспект

Скачать материал

Музыка 6 класс

Тема урока: Диалог метра и ритма.

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» – «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

Задачи:

Образовательная: Продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни; сравнить музыкальные ритм и метр «Танец с саблями» А. Хачатуряна и Симфония №5 Л. Бетховена.

Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Воспитательная: Воспитание у обучающихся слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус и интерес к предмету.

Музыкальный материал урока:

·       Работа с музыкальным ритмом на примере детской пени «Елочка» М. Карасева

·       Слушание и анализ – А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть

·       Исполнение песни «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)

Техническое оборудование урока: экран, мультимедийный проектор, компьютер, диск «Искусство. Музыка 6 класс», электронная презентация.

Тип урока – комбинированный

Вид урока – урок концерт                                                          

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

 

2. Подготовка к восприятию темы

Учитель включает запись метронома, а затем начинает выстукивать ритм песенки «Елочка» М. Карасева.

- Как, вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня на уроке речь?

- Сформулируйте тему урока?

Сегодня мы продолжаем своё знакомство со средствами музыкальной выразительности, а именно с понятиями ритм и метр, рассмотрим их отличительные особенности и постараемся проследить их неразрывную связь, а также познакомимся с разновидностями размеров.

3. Работа по теме

Некоторые люди полагают, что метр и ритм - это одно и тоже, но мы - то знаем, что это не так. Давайте вспомним, что такое ритм? (это соотношение длительностей звуков в их последовательности.). А что мы называем метром? (Чередование сильных и слабых долей).

Доля метра может быть выражена различной длительностью.

Какие длительности вы знаете? (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Что отличает их одну от другой? (долгота звучания)

Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева

 

 

 


А теперь простучите только метр

 

 

 


Теперь поделимся на две группы: одна стучит ритм, другая метр.

Очень хорошо. Молодцы. Теперь простучим только сильную долю фразы.

 

 

 


Расстояние от одной сильной доли до другой будет называться тактом.                       Значит получается, что в песне «Ёлочка» в одном такте 2 доли или 2 четверти.

Теперь мы с вами создадим оркестр ударных инструментов. Мы разделимся на 3 группы и под музыку песни «Елочка» будем играть на ударных инструментах. Каждый инструмент будет играть свой ритм. Итак начнем.

Молодцы.

Есть музыкальные произведения, которые написаны в двухдольном (привести пример), а также в трёхдольном, четырёхдольном и других размерах.

Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще   используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни.  Есть «метр» циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр» жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, и наиболее очевидный - биение нашего сердца.

В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями», который написан в четырехдольном размере.

 (Слушание музыки: Арам Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»)

Давайте охарактеризуем произведение при помощи «Таблицы эмоциональных состояний».

Повторное слушание фрагмента, простукивание ритма и метра (1 мин).

Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот.

Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь»- слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.

Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

- Как вы думаете: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

(Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог).

4. Физкультминутка (Артикуляционные и дыхательные упражнения)

5. Распевание. (Звук «м», «а», «о»).

6. Работа над песней «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова).

«Любимая школа» 

Школа смотрит добрыми глазами,

И сияет взгляд от чистоты,

Наполняет небо голосами,

Украшает красками холсты.

С самого начала объяснила нам,

Что душа дороже серебра,

Наша школа самая любимая -

Колыбель искусства и добра.

 

Припев: Ты даришь звуки

Ты даришь краски,

И оживают детские сказки.

От классики до рок-н-рола:

Всё дарит любимая школа.

От классики до рок-н-рола:

Всё дарит любимая школа.

 

Высоки и помыслы, и чувства

И бегут твои ученики

В храм благословенного искусства

Быстрой стайкой наперегонки.

Это дверь, открытая для каждого,

И, покуда вертится земля,

Самое заветное и важное

Открывают нам учителя.

 

Припев:

 

По огромным просторам России

Разлетаются выпускники

И несут широко и красиво

Свет небесный во все уголки.

От души пожелать тебе хочется,

Чтобы ныне и через века

Пробивалось в сердцах твоё творчество

Серебристой водой родника.

 

Припев

 

7.Подведение итогов
Замечательно! Пришло время подвести итоги.

·       Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?

·       Каковы их отличительные особенности?

·       С какими размерами мы сегодня познакомились?

·       Назовите произведения, прозвучавшее на уроке, их  авторов.

8. Рефлексия

·       Ребята, чему вы сегодня научились на уроке?

·       На каких учебных занятиях вам могут пригодиться эти знания?    

·       С кем вы можете поделиться этими знаниями?

9.Домашнее задание

Выучить текст песни «Любимая школа» наизусть, подготовить доклады о жизни и творчестве композиторов Л. Бетховена и А.Хачатуряна (по вариантам).

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Метр и ритм конспект"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Развивать музыкальные способности обучающихся чувство ритма ладовое чувство.Развить вокально-хоровые навыки через песенный материал урока.Умение слушать и понимать анализировать прослушанный материал.Продогжаем знакомить с понятиями метр и ритм.Сравниваем ритм и метр А.Хачатуряна и Л.Бетховена.Иногда ритм или короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения.Таеого начало симфонии №5 Л Бетховена.Оно является очень известным и значительным сочинением однако вырастает из короткого мотива.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 611 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 559
    • DOCX 155 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сычев Вадим Юрьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сычев Вадим Юрьевич
    Сычев Вадим Юрьевич
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12897
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Народные щипковые инструменты: актуальные вопросы методики преподавания в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс профессиональной переподготовки

Музыкальный менеджмент: от создания до продвижения

PR-менеджер (музыкальный бизнес)

300 ч. — 1200 ч.

от 6500 руб. от 3600 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания вокала в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции