Главная / Музыка / метр и ритм конспект

метр и ритм конспект

Музыка 6 класс

Тема урока: Диалог метра и ритма.

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» – «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

Задачи:

Образовательная: Продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни; сравнить музыкальные ритм и метр «Танец с саблями» А. Хачатуряна и Симфония №5 Л. Бетховена.

Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Воспитательная: Воспитание у обучающихся слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус и интерес к предмету.

Музыкальный материал урока:

  • Работа с музыкальным ритмом на примере детской пени «Елочка» М. Карасева

  • Слушание и анализ – А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть

  • Исполнение песни «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)

Техническое оборудование урока: экран, мультимедийный проектор, компьютер, диск «Искусство. Музыка 6 класс», электронная презентация.

Тип урока – комбинированный

Вид урока – урок концерт

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»



2. Подготовка к восприятию темы

Учитель включает запись метронома, а затем начинает выстукивать ритм песенки «Елочка» М. Карасева.

- Как, вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня на уроке речь?

- Сформулируйте тему урока?

Сегодня мы продолжаем своё знакомство со средствами музыкальной выразительности, а именно с понятиями ритм и метр, рассмотрим их отличительные особенности и постараемся проследить их неразрывную связь, а также познакомимся с разновидностями размеров.

3. Работа по теме

Некоторые люди полагают, что метр и ритм - это одно и тоже, но мы - то знаем, что это не так. Давайте вспомним, что такое ритм? (это соотношение длительностей звуков в их последовательности.). А что мы называем метром? (Чередование сильных и слабых долей).

Доля метра может быть выражена различной длительностью.

Какие длительности вы знаете? (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Что отличает их одну от другой? (долгота звучания)

Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева



Прямая со стрелкой 40Прямая со стрелкой 41Прямая со стрелкой 42Прямая со стрелкой 43Прямая со стрелкой 44Прямая со стрелкой 45Прямая со стрелкой 46Прямая со стрелкой 47Прямая со стрелкой 48Прямая со стрелкой 49Прямая со стрелкой 50Прямая со стрелкой 51Прямая со стрелкой 52Прямая со стрелкой 53Прямая со стрелкой 54Прямая со стрелкой 55Прямая со стрелкой 56Прямая со стрелкой 57

Овал 29Овал 30Овал 31Овал 32Овал 33Овал 34Овал 35Овал 36Овал 37Овал 38Овал 39

А теперь простучите только метр

Прямая со стрелкой 27Прямая со стрелкой 28

Овал 12Овал 13Овал 14Овал 15Овал 16Овал 17Овал 18Прямая со стрелкой 19Прямая со стрелкой 20Прямая со стрелкой 21Прямая со стрелкой 22Прямая со стрелкой 23Прямая со стрелкой 24Прямая со стрелкой 25Прямая со стрелкой 26



Теперь поделимся на две группы: одна стучит ритм, другая метр.

Очень хорошо. Молодцы. Теперь простучим только сильную долю фразы.



Прямая со стрелкой 5Прямая со стрелкой 6Прямая со стрелкой 7Прямая со стрелкой 8Прямая со стрелкой 9Прямая со стрелкой 10Прямая со стрелкой 11

Овал 1Овал 2Овал 3Овал 4

Расстояние от одной сильной доли до другой будет называться тактом. Значит получается, что в песне «Ёлочка» в одном такте 2 доли или 2 четверти.

Теперь мы с вами создадим оркестр ударных инструментов. Мы разделимся на 3 группы и под музыку песни «Елочка» будем играть на ударных инструментах. Каждый инструмент будет играть свой ритм. Итак начнем.

Молодцы.

Есть музыкальные произведения, которые написаны в двухдольном (привести пример), а также в трёхдольном, четырёхдольном и других размерах.

Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще   используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни.  Есть «метр» циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр» жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, и наиболее очевидный - биение нашего сердца.

В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями», который написан в четырехдольном размере.

(Слушание музыки: Арам Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»)

Давайте охарактеризуем произведение при помощи «Таблицы эмоциональных состояний».

Повторное слушание фрагмента, простукивание ритма и метра (1 мин).

Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот.

Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь»- слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.

Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

- Как вы думаете: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

(Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог).

4. Физкультминутка (Артикуляционные и дыхательные упражнения)

5. Распевание. (Звук «м», «а», «о»).

6. Работа над песней «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова).

«Любимая школа»

Школа смотрит добрыми глазами,

И сияет взгляд от чистоты,

Наполняет небо голосами,

Украшает красками холсты.

С самого начала объяснила нам,

Что душа дороже серебра,

Наша школа самая любимая -

Колыбель искусства и добра.


Припев: Ты даришь звуки

Ты даришь краски,

И оживают детские сказки.

От классики до рок-н-рола:

Всё дарит любимая школа.

От классики до рок-н-рола:

Всё дарит любимая школа.


Высоки и помыслы, и чувства

И бегут твои ученики

В храм благословенного искусства

Быстрой стайкой наперегонки.

Это дверь, открытая для каждого,

И, покуда вертится земля,

Самое заветное и важное

Открывают нам учителя.


Припев:


По огромным просторам России

Разлетаются выпускники

И несут широко и красиво

Свет небесный во все уголки.

От души пожелать тебе хочется,

Чтобы ныне и через века

Пробивалось в сердцах твоё творчество

Серебристой водой родника.


Припев



7.Подведение итогов
Замечательно! Пришло время подвести итоги.

  • Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?

  • Каковы их отличительные особенности?

  • С какими размерами мы сегодня познакомились?

  • Назовите произведения, прозвучавшее на уроке, их авторов.

8. Рефлексия

  • Ребята, чему вы сегодня научились на уроке?

  • На каких учебных занятиях вам могут пригодиться эти знания?

  • С кем вы можете поделиться этими знаниями?

9.Домашнее задание

Выучить текст песни «Любимая школа» наизусть, подготовить доклады о жизни и творчестве композиторов Л. Бетховена и А.Хачатуряна (по вариантам).

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!













метр и ритм конспект
  • Музыка
Описание:

Развивать музыкальные способности обучающихся чувство ритма ладовое чувство.Развить вокально-хоровые навыки через песенный материал урока.Умение слушать и понимать анализировать прослушанный материал.Продогжаем знакомить с понятиями метр и ритм.Сравниваем ритм и метр А.Хачатуряна и Л.Бетховена.Иногда ритм или короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения.Таеого начало симфонии №5 Л Бетховена.Оно является очень известным и значительным сочинением однако вырастает из короткого мотива.

Автор Сычев Вадим Юрьевич
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 879
Номер материала 17796
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓